Что такое озвончение в русском языке

озвончение

Смотреть что такое «озвончение» в других словарях:

Озвончение — – вид фонетической интерференции, когда согласные звуки в словах неродного языка произносятся как звонкие согласные, хотя в этом языке они в данных словах произносятся как глухие. Ср. в речи китайцев на русск. языке дочка вместо точка, Избания… … Языковые контакты: краткий словарь

sonorizzazione — (озвончение | sonorisation | Stimmhaftwerden | sonorisation | sonorizzazione) Переход глухого в соответствующий звонкий, например t в d; s в z … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Киргизско-кыпчакские языки — Распространение кыпчакских языков … Википедия

Универсальная фонологическая классификация Хомского — Халле — классификация сегментов речи по дистинктивным признакам, имеющим артикуляционный характер. Была предложена американскими лингвистами Ноамом Хомским и Морисом Халле в 1968 году в их общей книге «Звуковая модель английского языка». Содержание 1… … Википедия

Универсальная фонологическая классификация Хомского — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Закон Вернера — Карл Вернер Закон Вернера характерная для германских языков фонетико морфологическая закономерность, открытая датским лингвистом Карлом Вернером (дат. Karl Verner) в … Википедия

Сибирско-татарский язык — Самоназвание: Сыбыр теле, Sıbır tele Страны: Россия, республики бывш … Википедия

Киприотско-турецкий язык — Самоназвание: Gıbrızlija, Gıprızlija Страны: Северный Кипр … Википедия

Источник

Глухие согласные звуки

Глухие соглас­ные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят толь­ко из шума.

Выясним, что такое глу­хие соглас­ные зву­ки в рус­ском язы­ке, какие име­ют фоне­ти­че­ские харак­те­ри­сти­ки и чем отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных. Приведем таб­ли­цу глу­хих согласных.

Что такое глухие согласные?

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка наря­ду со звон­ки­ми зву­ка­ми суще­ству­ют глу­хие соглас­ные, кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся мень­ше. Если звон­кие соглас­ные вме­сте с сонор­ны­ми состав­ля­ют чис­ло 20, то глу­хих соглас­ных толь­ко 16.

Глухие и звон­кие соглас­ные в отли­чие от глас­ных явля­ют­ся шум­ны­ми зву­ка­ми. Но шум в их обра­зо­ва­нии про­яв­ля­ет­ся в раз­ной мере.

Звонкие соглас­ные фор­ми­ру­ют­ся из шума и голо­са. При их обра­зо­ва­нии голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся. Эту виб­ра­цию мож­но ощу­тить, если при­ло­жить руку к перед­ней стен­ке горла.

Глухие зву­ки каче­ствен­но отли­ча­ют­ся тем, что они состо­ят пол­но­стью из шума. Выдыхаемая струя воз­ду­ха трет­ся о раз­лич­ные пре­пят­ствия в рече­вом аппа­ра­те гово­ря­ще­го и созда­ет харак­тер­ный шум в обра­зо­ва­нии каж­до­го глу­хо­го зву­ка. Если зажать уши, то звон в ушах не ощу­ща­ет­ся, как при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных. Вибрации голо­со­вых свя­зок нет, что сви­де­тель­ству­ет об отсут­ствии голоса.

Перечислим глу­хие соглас­ные, кото­рые в пись­мен­ной речи соот­вет­ству­ют сле­ду­ю­щим бук­вам алфавита.

БукваТвёрдый глу­хой звукМягкий глу­хой звук
к[к][к’]
п[п][п’]
с[с][с’]
т[т][т’]
ф[ф][ф’]
х[х][х’]
ч[ч’]
ц[ц]
ш[ш]
щ[щ’]

Как видим, мно­гие глу­хие соглас­ные состав­ля­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Твердость или мяг­кость соглас­но­го мож­но опре­де­лить по его фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если за соглас­ным сле­ду­ет глас­ный звук [а], [о], [у], [э], [ы], обо­зна­чен­ный соот­вет­ству­ю­щей бук­вой, то глу­хой соглас­ный явля­ет­ся твёрдым.

Если же за ним сто­ит звук, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глу­хой соглас­ный зву­чит мягко.

Убедимся в этом, срав­нив пары слов:

Отметим, что сре­ди этих соглас­ных зву­ков име­ют­ся непар­ные глу­хие по при­зна­ку мягкости/твёрдости:

Понаблюдаем:

Глухие и звонкие согласные

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка глу­хие соглас­ные состав­ля­ют со звон­ки­ми соглас­ны­ми пары, сов­па­да­ю­щие по осталь­ным при­зна­кам, кро­ме звонкости/глухости.

Всегда глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] явля­ют­ся непар­ны­ми. У них нет пар­ных звон­ких соглас­ных в рус­ском языке.

Что такое озвончение в русском языке. Смотреть фото Что такое озвончение в русском языке. Смотреть картинку Что такое озвончение в русском языке. Картинка про Что такое озвончение в русском языке. Фото Что такое озвончение в русском языке

Озвончение глухих согласных

Глухие соглас­ные зву­чат все­гда при­глу­шён­но в кон­це слов или в паре с глас­ны­ми или сонор­ны­ми зву­ка­ми. Если воз­ник­нет сомне­ние в напи­са­нии соот­вет­ству­ю­щей бук­вы в кон­це, то необ­хо­ди­мо изме­нить фор­му сло­ва, что­бы соглас­ный ока­зал­ся перед гласным:

Глухие соглас­ные меня­ют каче­ство сво­е­го зву­ча­ния толь­ко в том слу­чае, если после них ока­жет­ся звон­кий соглас­ный. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на глу­хой звук и пре­вра­ща­ет его в пар­ный ему звон­кий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс назы­ва­ет­ся озвончением.

Убедимся в этом, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

Озвончение глу­хих соглас­ных созда­ет труд­но­сти в орфо­гра­фи­че­ском напи­са­нии слов. В таких слу­ча­ях нель­зя пола­гать­ся на зву­ча­ние сло­ва, а сле­ду­ет посмот­реть мор­фем­ный состав слов «сбе­гать», «отбить» и выяс­нить, что не суще­ству­ет при­ста­вок з- или ад-.

Если озвон­че­ние про­изо­шло в корне, то под­би­ра­ем про­ве­роч­ное сло­во, что­бы после сомни­тель­но­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный или сонор­ный звук, кото­рый про­яс­нит его звучание:

Видеоурок

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Звонкие и глухие согласные

Перечень рассматриваемых вопросов:

Сонорные звуки – это согласные звуки, при образовании которых голоса больше, чем шума. Сонорные звуки не имеют пары по глухости.

Парные по глухости/ звонкости согласные в сильной позиции меняют лексическое значение слова, поэтому они носят смыслоразличительный характер.

Оглушение согласных – процесс, при котором звонкий согласный, стоящий перед глухим согласным, оглушается (закон уподобления).

Озвончение согласных–процесс, при котором глухой согласный, стоящий перед звонким согласным, озвончается (закон уподобления).

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум./ Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием/ неучастием голоса в образовании согласного звука.Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие согласные:

Звонким является также звук [жʼ], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные звуки произносятся без голоса и состоят только из шума, когда голосовые связки остаются расслабленными.

Глухими являются следующие согласные звуки:

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): «Стёпка, хочешь щец? – «Фи!». В этой фразе содержатся все глухие согласные.

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком: наличием голоса, то есть звонкостью/ глухостью.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости/ звонкости согласных звуков:

Эти звуки являются либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят

Такие звуки называются сонорными.

Все непарные звонкие согласные звуки находятся в слове лимонарий.

К глухим непарным относят:

Звуки [ш], [ж], [чʼ], [щʼ] называются шипящими.

Парность согласных по глухости/ звонкости носит смыслоразличительный характер, если парные согласные находятся в «сильной» позиции, например:шар – жар, голос – колос.

Слово «сонорный» происходит от лат. «сонорус»– «звонкий», восходит к древнему «свен»– «звучать». То есть русские слова звон, звенеть, звучать являются дальними родственниками слова сонорный. Звуки, которые всегда являются звонкими и не имеют глухой пары, называются сонорными.

Повторение согласных звуков в поэтических произведениях является средством выразительности, оно называется аллитерацией. Аллитерация выделяет и скрепляет слова в строке, придавая поэтическому произведению особую выразительность. Этот троп используется в скороговорках. Сравните:

Выберите непарные звонкие согласные звуки, сонорные.

Источник

Дефект озвончения

Что такое озвончение в русском языке. Смотреть фото Что такое озвончение в русском языке. Смотреть картинку Что такое озвончение в русском языке. Картинка про Что такое озвончение в русском языке. Фото Что такое озвончение в русском языке

Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм. Диагностика нарушений осуществляется в ходе обследования устной речи. Коррекция направлена на дифференциацию фонем по признаку «глухости-звонкости». При некоторых нозологиях требуются медицинские вмешательства (слухопротезирование, ФТЛ, фармакотерапия).

Классификация

Недостатки произнесения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяются в две самостоятельные группы: дефект озвончения (звонкости) и дефект оглушения (глухости). Глухие и звонкие пары в русском языке имеют смычные (П-Б, Т-Д, К-Г) и щелевые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.

Выделяют следующие виды и степени дефектов:

Причины дефекта озвончения

Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Фонетико-фонематическое недоразвитие встречается при акустико-фонематической дислалии, стертой дизартрии. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.

Тугоухость

Частичное снижение слуха является довольно частой причиной дефекта озвончения. Из-за недостаточного слухового контроля дети совершают звуковые замены акустических близких фонем. Такие субституции часто приводят к искажению семантики слов («корка» вместо «горка»). Наряду с собственным неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания речи окружающих. Поэтому в разговоре со слабослышащим ребенком слова нужно произносить достаточно громко и отчетливо.

Нарушения голоса

Тонический спазм гортанных мышц во время фонации делает невозможным вибрацию голосовых складок, следовательно, исключает образование голоса. При этом все звонкие звуки приобретают глухое звучание. Такое состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерном форсировании голоса.

Ринолалия

Возникновение дефектов озвончения при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении речевых звуков. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к тотальному нарушению звукопроизношения.

При открытой ринолалии смычные звуки имеют беззвучную артикуляцию вследствие утечки воздуха через носовую полость. Отсутствие правильного слухового подкрепления приводит к заменам близких по акустическим свойствам звуков.

Дизартрия

Фонетическое оформление речи страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут крыться как в периферических, так и в центральных парезах голосовых и артикуляторных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:

Двуязычие

Возникновение дефекта озвончения может наблюдаться у билингвальных детей. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребенок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.

Причины дефекта оглушения

Дефект оглушения типичен для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Мышцы речевого аппарата находятся в гипертонусе, что затрудняет их произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При данном дефекте глухие речевые звуки произносятся звонко. Одновременно с озвончением глухих, может отмечаться и оглушение звонких фонем. Возникает смягчение (палатализация) твердых согласных.

Что такое озвончение в русском языке. Смотреть фото Что такое озвончение в русском языке. Смотреть картинку Что такое озвончение в русском языке. Картинка про Что такое озвончение в русском языке. Фото Что такое озвончение в русском языке

Диагностика

При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация ЛОР-врача и регистрация аудиограммы, т. к. довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Логопедическая диагностика при дефектах озвончения и оглушения требует всестороннего изучения речевого статуса:

Коррекция

Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию. При дизартрии проводятся курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, классического массажа. Расщелины лица, обусловливающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (ураноплстика, ринохейлопластика).

Основная роль в коррекции дефектов оглушения и озвончения принадлежит логопеду. На занятиях ведется работа по следующим направлениям:

Источник

Фонетические законы в областях согласных звуков с примерами

Оглушение звонкого согласного в конце слова

Например:

Сад [сат], снег [с’н’эк], нож [нош], новь [ноф], роз [рос]

Ассимиляция согласных по глухости (в середине слова)

звонкий + глухой = звонкий оглушается

Например:

Головка [гΛлофкъ]

Варежки [вар’ьшк’и]

Согласные между предлогами и словами:

в поле [ф-пол’ь] ; без комнаты [б’иэс-комнъты]

Если оба согласные, которые находятся рядом, это глухие или звонкие звуки — по правилам они не ассимилируются.

Например:

Между [м’эжду]

Ассимиляция согласных по звонкости

глухой + звонкий = глухой согласный становится звонче, происходит неполная ассимиляция

Например:

Сделать [з’д‘элът’]

Сбежать [зб‘иэжат’]

К берегу [г-б‘эрьгу]

Списать [сп‘исат’]

Ассимиляция по мягкости (твердые / мягкие согласные)

В современном русском языке ассимиляция смягчения (регрессивная, контактная) возможна только между зубными: [д], [т], [з], [с], [л], [н] и нёбно-зубными звуками [ш’], [ч’], [р]

Например:

Снег [с’н’эк]

Мысли [мыс’л’и]

Пенсия [пэн’с’иj’ь]

Ассимиляция согласных по месту образования

Этот вид полной контактно регрессивной ассимиляции возможен между группами зубных и нёбно-зубных согласных звуков.

зубные [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц] + нёбно-зубные [ж], [ш], [ш’], [ч’], [р]

Сшить [шшыт’]

Сжечь [жжэч’]

С Женей [ж-жэн’ьj’]

С щёткой [ш’-ш’откъj’]

Счастье [ш’ас’т’j’ь]

Непроизносимые согласные звуки в транскрипции

В русском языке существует целый ряд слов, в которых не произносятся некоторые согласные звуки. В транскрипции они также опускаются.

Например:

Солнце [сонцъ]

Сердце [с’эрцъ]

Грустный [грусныj’]

Лестница [л’эс’н’ицъ]

Честный [ч’эсныj’]

Окрестный [Λкр’эсныj’]

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *