Что такое палеха в литературе

что такое палех? задание по литературе, скажите пожалуйста, заранее спасибо;)

Миниатюра палех – это древний народный промысел, сложившийся и до настоящего времени развивающийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписные изделия с палехской миниатюрой – шкатулки, кубышки, ларцы, панно, пепельницы, брошки, игольницы и другие предметы – преподносятся в качестве сувениров.

Палех – вид изобразительного искусства. По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.

Впоследствии их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах. Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.

Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

Источник

Всё, что нужно знать о Палехе

Из чего состоит палехский стиль, как его создатели — иконописцы обманули советскую власть и при чем здесь Рафаэль

Как сложился миф о палехском стиле

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби­мый иконописный стиль, отсюда разнообразие нового искусства. В произведе­ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо­зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга­новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на­йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро­мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч­ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо­бра­жения людей и коней подверглись большей трансфор­мации, потому что авто­ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Размер бисерницы — всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Клеймо — это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше­ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство­вали эти иконографические решения и развивали их коло­­ристи­чески и пла­сти­чески для решения новых задач.

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк­турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано­ну: в центре оказывается Пушкин, записы­вающий сказки кота, а все остальные груп­пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

На тыльной стороне иконы есть подписи авторов — Ивана Балякина и Никиты Буторина.

Государственный музей палехского искусства

Иконопись не предполагает сохранения имени художника, но имена иконо­писцев из династий Сафоновых, Кориных, Каурцевых, Париловых, Балякиных, Бакановых, Першиных, Белоусовых, Зубковых были известны по всей России. Дело в том, что, в отличие от Холуя и Мстёры, Палех производил не так много мелкой, «расхожей» иконы, требующей быстрого сбыта. Основной доход прино­сили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не ме­шавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие ма­стера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтвер­ждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

Что такое палеха в литературе. Смотреть фото Что такое палеха в литературе. Смотреть картинку Что такое палеха в литературе. Картинка про Что такое палеха в литературе. Фото Что такое палеха в литературе

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью».

Источник

О Палех, о Палех, о мастер в избушке,
На зимней опушке мохнатых лесов!
М. Вега. Палехские мастера (1963-1969)

1) Краткая официальная история Палеха

а) Палех — посёлок городского типа, районный центр Ивановской области, расположен в 30 км к востоку от г. Шуя, на малой реке Палешка (дл. 10 км), которая берет начало у города. На старых картах река Палешка более полноводна, что вероятно связано с природными особенностями региона, карты составлены в разные климатические периоды (дождливый, сухой). Точная дата основания поселения не установлена, упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1572 и первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Территория лесисто-болотистая, пашенной земли мало, население в XIX веке в основном занималось ремеслами, фиксируется садоводство (яблоки, вишня).

В Национальном корпусе русского языка (1800-2015) топоним Палех регистрируется с 1934 года (см. график).

* См. топографическую карту Палех 1989 г. http://mapo37.narod.ru/map1/io37120.html

С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В 1762—1774 годах мастером Егором Дубовым, возведен Крестовоздвиженский храм, расписан палехскими иконописцами в 1807 г.

* Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907): «Палех — село Владимирской губ., Вязниковского уезда. Жит. 1431, дворов 214, церковь, школа. Жители занимаются уже издавна писанием икон (по исследованию 1894 г. — 250 мужч. и 120 подростков). Ежегодно делают до 10 тыс. икон, ценой от 1 до 100 руб. и дороже. Вязниковский уезд. В. уезд, особенно с. Мстера и Холуйская слобода, славится с давних лет своими иконописцами (см. Холуй)».

б) Владельцы Палеха

В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану; «да село Палех, что было княж Дмитриевых детей Палецкаго», см. Духовную грамоту Ивана Грозного, http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm

Некоторые авторы считают, что Палех был столицей удельных князей Палицких, ветвь князей Стародубских (удел в картографии не выделен, территория неизвестна). Права на удел князья потеряли во вт. пол. XV в., в связи с переходом на службу к московскому князю, род пресекся в 1580 году, имя Палех выводят от прозвища первого князя – Палица (дубина).

В 1627/8 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево». Село принадлежало графам Бутурлиным до 1861 года.

2) Природа. Лухское полесье

Антон Платов. Заколдованный лес, жур. Вокруг света № 4, 1995
см. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1141/

«Бассейн Луха, находящийся во Владимирской и частично в Ивановской областях, бросился в глаза зеленым пятном бескрайних (на моей двухверстке) лесов. В литературе эти места назывались Лухским полесьем, но позднее я услышал другое, более звучное, на мой взгляд, имя Мугреевский лес. … Лес, единый монолит, в котором на тысячу квадратных километров я насчитал лишь около десятка населенных пунктов, включая деревеньки в несколько дворов. …

Больше всего меня поразили названия: маленькими синими кляксами лежали на карте озера Гарава, Санхар, Ламхор, Юхар, тянулись ниточки рек: Лух, Таих, Мертюх, Палех, Утрех. Что это за язык? Не славянский хотя бы потому, что ударение всегда падает на первый слог. Не похоже и на финно-угорский слишком много СОГЛАСНЫХ. Тюркский? Но попробуйте перевести эти названия, используя тюркские корни, ничего не выйдет. Да и звучат эти имена затерянных в Мугреевском лесу озер и рек слишком по-индоевропейски (а значит, уж точно не по-фински и не по-тюркски). Так и хочется увидеть в имени Гарава индоевропейские корни «gar» — «жар» и «awa» — «вода», в имени Палех — «pal» — «болото», в имени Сех — «sen» — «струиться».

Палех уникален в своем роде едва ли существует другое большое село, половина жителей которого интеллигенция. Здесь живут художники. …Да уж, не в каждом городке удастся обсудить происхождение его названия с местными жителями. Мне удалось в Палехе. Бытует версия образования его названия от глагола «палить»; мол, придя на берег реки, люди выжигали леса, чтобы освободить место для поселения и полей. … А колдовской Мугреевский лес хранит свою тайну и ждет исследователей».

3) Существующая этимология

а) Г.П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России

Происхождение названия окончательно не установлено. Формант –ех свидетельствует о том, что оно очень древнее и уходит за пределы нашей эры, в дофиноязычный период. С другой стороны, основу пал- можно соотнести с глаголом палить «жечь, палить» лес, расчищать землю под пашню, при подсечно-огневой системе землепользования. Первоначально – это название речки (совр. Палешка).

в) Интернет библиотека
Название этого села по одной из версий происходит от слова «палетка» (от французского palette – пластинка, планка). Палетка означает тонкую плитку с рельефным изображением, характерным главным образом для искусства Древнего Египта. Возможно, палехское искусство берет начало от искусства Древнего Египта. Египтяне изображали различные события, людей, животных на тонких плитках специальными палочками, которыми наносили раствор так, чтобы изображение получалось объемным, рельефным. По другой версии, слово «палех», возможно, происходит от слова «палец», так как это связано с тем, что расписывали иконы и различные миниатюры руками.

До середины XIX века в России не было топографических карт в современном понимании этого слова, были карты-схемы (упрощённый графический документ), по которым можно было составить только общее представление о местности. На них указывались, как правило, дороги, поселения, крупные географические объекты: озера, реки, редко леса и возвышенности. В XVIII веке начали проводить изучение и описание местности и картографическую съёмку, в середине XIX века появились первые карты современного вида, которые позже дополнялись и уточнялись.

а) Мелкомасштабные карты

* На Большой карте России для Наполеона 1809 года указано поселение Palekh.

* На Квартирной карте Владимирской губернии 1839 года указано поселение Палехъ

* На карте Европейской России 1875 года Stielers Handatlas указано поселение – Palek.

* Настольная генеральная карта Европейской России издания Ильина 1913 г. – село Палеха.

б) Крупномасштабные карты

* На карте Менде (генерал-лейтенант, топограф) Владимирской губернии 1850 года указано поселение – Палегъ и река Пальшекъ. См. картографический ресурс «Это место».

* На карте Стрельбицкого (генерал-лейтенант, топограф) 1871 года указано село Палегъ. См. картографический ресурс «Это место».

На картах XX века указано только имя Палех.

5) Обобщение и вывод

Из приведенных выше историко-лингвистических фактов «вырисовываются» следующие основные версии этимологии топонима Палех.

а) Палех = жечь, палить; от лесных пожаров (сосновые леса); леса горят постоянно, данная интерпретация не имеет смысла из-за частоты лесных пожаров.

б) Палех = предположительно к гидрониму Палех, Палешка (Палешанка) из не дошедших до нас финно-угорских (меря) языков IX века, либо ранее.

в) Палех = название села по одной из версий происходит от слова «палетка», от французского palette – пластинка, планка. Не имеет логической и лексической связи с топонимом.

г) Река Палех = реке ПАЛЕГЪ. Используя топографические карты середины XIX века, мы установили, что на двух крупномасштабных (детальных) картах указан топоним ПАЛЕГЪ, которому нужно дать объяснение.

а) Терминология. Варианты

* русск. ПАЛЕХ = русск. ПАЛЕГЪ (на картах) = ивр. ПЕЛЕГ, ПЕЛАГА ручей, поток, река; т.е. село у крупного ручья, потока; село, где есть питьевой источник.

Согласно Книге Большому чертежу (XIV-XVII вв.) в средние века передвигались по рекам или вдоль рек, от одного питьевого источника к другому. Общая тенденция – поселения основывались у источника воды, необходимой для поддержания жизнедеятельности человека и животных, а также для различных видов ремесла.

См. стронг иврита 6388, ПЕЛЕГ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_380.htm

* русск. ПАЛЕХ = ивр. ПЕЛАХ, ПАЛАХ отправлять богослужение, служить; т.е. село с церковью, где ведётся богослужение.

См. стронг иврита 6398-6399, ПЕЛАХ

Объяснить связь топонима ПАЛЕХ с библейским понятием ПЕЛАХ пока не удаётся в связи с полным отсутствием ранних источников, первые сведения от 1572 года. Мы не знаем, была ли церковь в селе ниже этой даты, хотя церкви ставили именно в сёлах, здесь же был и церковный приход, в который входили окружающие село деревни.

б) Библейский образ

* Иов 20:17: «Не видать ему ручьев (ПЕЛАГА), рек, текущих медом и молоком!».

* Иов 29:6: «когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи (ПЕЛЕГ) елея!».

* Исаия 30:25: «И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи (ПЕЛЕГ), потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни».
Таким образом, используя сакральный язык иудеохристианства и здравый смысл (совокупность взглядов на действительность), мы смогли выделить содержание не объяснённого русского топонима и гидронима ПАЛЕХ-ПАЛЕГЪ (х-г) = ручей, река, поток. Выдающийся местный ориентир.

Русские топографы XIX века, проводя инструментальную съёмку на местности, уточняя имена географических объектов у местного населения, отметили словом ПАЛЕГЪ существовавшую в то время форму топонима.

Примечание
Интересная статья, П.С. Дубровский, С.П. Дубровский, г. Шуя. Палех – исторические хроники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *