Что такое палеография кратко

Значение слова «палеография»

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

палеогра́фия

1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жмурить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «палеография&raquo

Предложения со словом «палеография&raquo

Понятия со словом «палеография»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «палеография&raquo

Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.

Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.

Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.

Источник

Палеография — наука о письме

Палеографией называют историю письма, закономерности развития его графических форм и изучение памятников древней письменности. Она изучает письменные артефакты, чтобы прочесть их, определить, когда и где они были созданы, и кто является автором. Палеография исследует, как со временем меняются графические формы букв, какие существуют шрифты и как они эволюционируют, а также изучает писчий материал, инструменты для письма. В компетенцию палеографии включается также исследование переплета рукописей, форматов, украшений, водяных знаков бумаги. Достижения палеографии используются в историческом языкознании, истории, литературоведении, искусствоведении и других гуманитарных науках.

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Специальный раздел палеографии — криптография — изучает графику тайнописи. Неография — изучение современного письма, машинописи, произведений печати XX в.

Одна из важных задач палеографии — изучение бересты, пергамента, бумаги. Определить время происхождения рукописей, созданных на бумаге, можно достаточно точно по водяным знакам — филиграням. Водяные знаки изучает особая, выделившаяся из палеографии дисциплина — филигранология. Если выясняется, что рукопись не древняя, она считается поддельной. Но главная задача палеографии — все же не определение подлинности, а именно установление времени написания текста. Для датировки старинных рукописей сегодня используют методы химии и физики.

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Таким образом, хороший палеограф должен быть специалистом сразу в нескольких областях и разбираться не только в почерках и шрифтах. К его компетенции относятся также нумизматика, сфрагистика (наука о печатях), кодикология (то есть изучение состояния старинной рукописи), источниковедение, книговедение.

Очень большое значение при исследовании имеет классификация форм письма. Обычно выделяются такие формы, как маюскул (письмо прописными буквами), минускул, или полуинициал, (письмо строчными буквами) и курсив, или скоропись. В раннем Средневековье писали маюскулом, примерно в 800 г. его сменил минускул. Из минускула в Западной Европе сформировалось готическое письмо.

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

В XIV в. гуманисты, в том числе Ф. Петрарка, нашли работы древних авторов, переписанные так называемым каролингским минускулом в IX—XI вв. Почерк был красив и удобочитаем, исследователи приняли его за античный и стали копировать. Так постепенно появилось сегодняшнее написание латинских букв.

Что же касается кириллицы, то самый древний тип написания кириллических букв, разработанный Кириллом и Мефодием, носит название устав. Он произошел от греческого маюскула IX в. Для устава характерны строгая геометричность, отсутствие наклона и промежутков между словами. На его основе уже в XV в. сложился полуустав. Буквы полуустава мельче и более округлые.

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

В начале XVIII в. по инициативе Петра I русская азбука была реформирована и стала похожей на современную. Однако в ней были такие буквы, как фита, ижица, И десятеричное (i), а твердый знак ставился в конце каждого слова, оканчивающегося на согласный. Эти буквы и правила были отменены в 1918 г. Твердый знак остался только в середине слов, там, где это необходимо.

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Начало палеографии

Как самостоятельная дисциплина палеография выделилась из дипломатики, которая определяет подлинность старинных документов. Сам термин «палеография» ввел в науку Бернар де Монфокон. В России первое палеографическое исследование относится к 1717 г., когда старообрядец Андрей Денисов с учениками доказали подложность двух рукописей, выдававшихся, соответственно, за документы XII и XIV вв. Старообрядцы использовали накопленные к тому времени знания о древних рукописях и анализ начертаний букв, который применялся уже в XV—XVII вв.

Источник

Палеография

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Содержание

Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

Формы письма

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Что такое палеография кратко. Смотреть фото Что такое палеография кратко. Смотреть картинку Что такое палеография кратко. Картинка про Что такое палеография кратко. Фото Что такое палеография кратко

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Источник

ПАЛЕОГРАФИЯ

Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая соз­да­ние зна­ков пись­мен­но­сти и их раз­ви­тие.

Тео­ре­ти­че­ская П. ус­та­нав­ли­ва­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ски из­ме­нив­ших­ся осо­бен­но­стей пись­ма, прак­ти­че­ская и опи­са­тель­ная П. ис­сле­ду­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти пис­цов или отд. ру­ко­пи­сей в це­лях оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни и мес­та соз­да­ния этих ру­ко­пи­сей, уча­стия пи­сав­ших их лиц и гра­ниц ра­бо­ты пис­цов.

П. как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­на вы­де­ли­лась из ди­пло­ма­ти­ки. В Ев­ро­пе в 1681 поя­вил­ся труд учё­но­го-бе­не­дик­тин­ца Жа­на Ма­биль­о­на «Трак­тат о ди­пло­ма­ти­ке», в ко­то­ром он до­ка­зал под­лин­ность ко­ро­лев­ских гра­мот («ди­пло­мов»), хра­ня­щих­ся в бе­не­дик­тин­ских ар­хи­вах и за­кре­п­ляв­ших важ­ные иму­ществ. и юри­дич. пра­ва это­го ор­де­на. Пер­вое ана­ло­гич­ное до­шед­шее до нас па­лео­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние в Рос­сии поя­ви­лось в 1717, ко­гда ста­ро­об­ряд­цы Ан­д­рей Де­ни­сов и его уче­ни­ки и спо­движ­ни­ки Ма­ну­ил Пет­ров и Ле­он­тий Фе­до­се­ев до­ка­за­ли под­лож­ность «Со­бор­но­го дея­ния на ере­ти­ка ар­ме­ни­на на мни­ха Мар­ти­на», вы­да­вав­ше­го­ся про­тив­ни­ка­ми ста­ро­об­ряд­цев за под­лин­ную ру­ко­пись 12 в., и «Треб­ни­ка ми­тро­по­ли­та Фео­гно­ста», вы­да­вав­ше­го­ся за ру­ко­пись 1329. В сво­ём ана­ли­зе ста­ро­об­ряд­цы опи­ра­лись на на­ко­п­лен­ные к то­му вре­ме­ни пред­став­ле­ния о пись­ме и внеш­нем ви­де древ­них ру­ко­пи­сей и на не­ко­то­рые прак­тич. приё­мы ана­ли­за на­чер­та­ний букв, по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в Рус. гос-ве ещё в 15–17 вв. Но за­ро­ж­де­ние на­уч. П. свя­за­но с име­нем учё­но­го- бе­не­дик­тин­ца Бер­на­ра де Мон­фо­ко­на, ко­то­рый ввёл в нау­ку и сам тер­мин «П.». Опи­ра­ясь на да­ти­ров. ру­ко­пи­си, он со­ста­вил на­гляд­ные таб­ли­цы, по­ка­зы­ваю­щие ис­то­рию из­ме­не­ния во вре­ме­ни отд. греч. букв («Гре­че­ская па­лео­гра­фия», 1708), и на ос­но­ва­нии этих таб­лиц сде­лал в 1715 пер­вое на­уч. опи­са­ние со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей.

Глав­ная за­да­ча П. – ус­та­нов­ле­ние и сис­тема­ти­за­ция хро­но­ло­гич. и ло­каль­ных осо­бен­но­стей пись­ма да­ти­ров. ру­ко­пи­сей для по­сле­дую­щей временнóй и тер­ри­то­ри­аль­ной ат­ри­бу­ции ру­ко­пи­сей, не имею­щих в сво­ём тек­сте ни пря­мой да­ты и ука­за­ния на ме­сто на­пи­са­ния, ни кос­вен­ных све­де­ний об этом.

Объект П. – письм. зна­ки, гл. обр. бу­к­вы и со­став­ляю­щие их эле­мен­ты, а так­же над­строч­ные и раз­де­лит. зна­ки, приё­мы со­кра­щён­но­го пись­ма и т. п. П. из­уча­ет так­же ма­те­риа­лы и ору­дия пись­ма, ко­то­рые за­ме­ня­лись и из­ме­ня­лись со вре­ме­нем. Осо­бое зна­че­ние соб­ст­вен­но па­лео­гра­фич. ме­тод ис­сле­до­ва­ния име­ет для да­ти­ров­ки тек­стов и за­пи­сей на паль­мо­вых ли­сть­ях, па­пи­ру­се, ло­то­се, бе­ре­сте и пер­га­ме­не. Оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни про­ис­хо­ж­де­ния ср.-век. ру­ко­пи­сей на бу­ма­ге в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев наи­бо­лее точ­но про­во­дит­ся по во­дя­ным зна­кам (фи­ли­гра­ням) ма­ну­фак­тур и фаб­рик, из­го­тов­ляв­ших бу­ма­гу. Изу­че­ние во­дя­ных зна­ков по­сте­пен­но вы­де­ли­лось из П. и пе­ре­рос­ло в осо­бую вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­ну – фи­ли­гра­но­ло­гию.

П. об­слу­жи­ва­ет пре­им. по­треб­но­сти ис­то­рич. язы­ко­зна­ния, ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, ис­кус­ст­во­зна­ния, для ко­то­рых па­лео­гра­фич. ана­лиз со­став­ля­ет обя­за­тель­ный, 1-й этап изу­че­ния ру­ко­пи­си, ма­те­ри­ал ко­то­рой при­вле­ка­ет­ся для ис­сле­до­ва­ния. Но и др. нау­ки гу­ма­ни­тар­но­го цик­ла и да­же точ­ные нау­ки, в той сте­пе­ни, в ка­кой ма­те­ри­ал для них мо­жет быть из­вле­чён из па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­поль­зу­ют П. для ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни и мес­та про­ис­хо­ж­де­ния изу­чае­мо­го ис­точ­ни­ка.

Совр. диф­фе­рен­циа­ция на­ук при­во­дит к то­му, что па­лео­граф дол­жен быть ос­ве­дом­лён в смеж­ных об­лас­тях, ко­то­рые пред­ше­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию П. ру­ко­пи­сей (ди­пло­ма­ти­ка) или от­де­ли­лись от неё: фи­ли­гра­но­ло­гия, ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка (изу­че­ние пе­ча­тей) в 19 в., ко­ди­ко­ло­гия, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, кни­го­ве­де­ние, не­ог­ра­фия (изу­че­ние совр. пись­ма и да­же ма­ши­но­пи­си и про­из­ве­де­ний пе­ча­ти) в 20 в.

Па­лео­гра­фы-лин­гвис­ты уде­ля­ют так­же осо­бое вни­ма­ние вы­яв­ле­нию ра­бо­ты пис­цов, уча­ст­во­вав­ших в на­пи­са­нии дан­ной ру­ко­пис­ной кни­ги, или осо­бен­но­стей гра­фи­ки од­но­го и то­го же ли­ца, на­пи­сав­ше­го неск. ру­ко­пи­сей. Язы­ко­вед с по­мо­щью тек­сто­ло­гии вос­ста­нав­ли­ва­ет язык про­ме­жу­точ­ных спис­ков па­мят­ни­ка и чер­ты язы­ка пер­во­го спи­ска (про­то­гра­фа), на­пи­сан­но­го са­мим ав­то­ром или пе­ре­вод­чи­ком тек­ста на дан­ный язык.

П. вы­ра­бо­та­ла ме­то­ди­ку да­ти­ров­ки по со­во­куп­но­сти па­лео­гра­фич. при­мет, тех­ни­ку ана­ли­за гра­фич. дан­ных, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся и но­вые приё­мы (напр., точ­ное из­ме­ре­ние уг­лов букв, имею­щих сход­ные эле­мен­ты на­чер­та­ния). В 20 в. ста­ли ис­поль­зо­вать ла­бо­ра­тор­ные ме­то­ды (напр., го­ло­гра­фию для ана­ли­за пись­ма), дан­ные точ­ных на­ук (хи­мии – для ана­ли­за чер­нил и кра­сок, фи­зи­ки – для вы­яв­ле­ния смы­тых, угас­ших или за­кра­шен­ных тек­стов по­сред­ст­вом цве­то­от­де­ли­тель­но­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и др. спец. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния). В совр. П. при­ме­ня­ют­ся так­же методы ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ки (напр., для ана­ли­за кор­пу­са ис­поль­зу­е­мых письм. зна­ков), соз­да­ют­ся эле­кт­рон­ные ба­зы дан­ных, до­ступ­ные в т. ч. че­рез Ин­тер­нет (напр., эле­кт­рон­ные ко­пии ру­ко­писей на сай­тах круп­ней­ших биб­лио­тек).

Сфе­ра П. не ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной. В пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния П. изу­ча­лось пре­им. книж­ное пись­мо чер­ни­ла­ми и кра­с­ка­ми на спец. пис­чем ма­те­риа­ле – для Ев­ро­пы это пер­га­мен и бу­ма­га. Вне вни­ма­ния па­лео­гра­фов ос­та­ют­ся над­пи­си на пред­ме­тах ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры – ка­мен­ных, де­рев. и ме­тал­лич. па­мят­ни­ках, по­су­де, ут­ва­ри и т. п., а так­же на объ­ек­тах ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния – ска­лах, кам­нях. Всё это изу­ча­ет эпи­гра­фи­ка, так же как ну­миз­ма­ти­ка и сфра­ги­сти­ка со­от­вет­ст­вен­но изу­ча­ют над­пи­си на мо­не­тах и пе­ча­тях. Тек­ста­ми на па­пи­ру­се за­ни­ма­ет­ся па­пи­ро­ло­гия. В сфе­ру П. по­па­ли и кон­фи­гу­ра­ция букв, вы­ши­тых или вы­ткан­ных на ста­рин­ных тка­нях, над­пи­си ико­но­пис­цев на ико­нах. В 1951 П. по­лу­чи­ла прин­ци­пи­аль­но но­вый объ­ект ис­сле­до­ва­ния – бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 11 – сер. 15 вв., пись­мо на ко­то­рые на­но­си­лось пу­тём про­дав­ли­ва­ния или про­ца­ра­пы­ва­ния внутр. слоя бе­ре­сты (на­чер­та­ния чер­ни­ла­ми на гра­мо­тах, от­кры­вае­мых во вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок, ут­ра­че­ны или ут­ра­чи­ва­ют­ся сра­зу же по­сле по­па­да­ния бе­ре­сты на воз­дух и не­об­хо­ди­мой про­мыв­ки бе­ре­стя­ных гра­мот).

Объ­ект П. ог­ра­ни­чен не толь­ко ма­те­риа­лом, но и со­дер­жа­ни­ем ис­точ­ни­ков. Он скла­ды­вал­ся по­сте­пен­но за счёт ох­ва­та раз­ных ви­дов пись­мен­но­сти, раз­ли­чаю­щей­ся как по ис­поль­зуе­мо­му ма­те­риа­лу и спо­со­бам на­не­се­ния пись­ма, так и по со­дер­жа­нию па­мят­ни­ков. Не­ко­то­рые ис­то­ри­ки счи­та­ют важ­ной за­да­чей П. из­да­ние ком­мен­ти­ро­ван­ных сво­дов письм. ис­точ­ни­ков, од­на­ко этой це­ли долж­ны слу­жить от­рас­ли зна­ния, свя­зан­ные с ис­точ­ни­ко­ве­де­ни­ем (напр., ис­точ­ни­ко­ве­де­ние рус. ис­то­рии, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии рус. язы­ка и т. п.).

Рас­ши­ре­ние за­дач П. вы­ра­жа­ет­ся и в том, что к ней от­но­сят при­об­ре­те­ние на­вы­ков чте­ния древ­них и ср.-век. ру­ко­пи­сей, но про­цесс чте­ния не сво­дит­ся к уз­на­ва­нию бу­к­вы и не­пре­мен­но вклю­ча­ет в се­бя по­ни­ма­ние про­чи­тан­но­го, что не­воз­мож­но без зна­ния дан­но­го язы­ка в его ис­то­рии, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся спе­ци­фич. за­да­чей язы­ко­зна­ния.

П. изу­ча­ет по­чер­ки, имею­щие вид древ­них. Ес­ли пу­тём па­лео­гра­фич. ана­ли­за уда­ёт­ся оп­ре­де­лить, что они не яв­ля­ют­ся столь древ­ни­ми, за ка­кие вы­да­ют­ся ли­ца­ми, ис­поль­зую­щи­ми со­дер­жа­ние оп­ре­де­лён­но­го тек­ста, то та­кая ру­ко­пись счи­та­ет­ся под­дель­ной. Оп­ре­де­ле­ние под­дель­но­сти или под­лин­но­сти ру­ко­пи­си не со­став­ля­ет осо­бой за­да­чи П. и яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ре­ше­ния осн. её за­да­чи – ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни на­пи­са­ния ру­ко­пи­си.

В со­от­вет­ст­вии с ис­сле­дуе­мы­ми пись­мен­но­стя­ми П. под­раз­де­ля­ет­ся на гре­че­скую, ла­тин­скую, сла­вян­скую, ар­мян­скую (см. Ар­мян­ское пись­мо), гру­зин­скую (см. Гру­зин­ское пись­мо), ин­дий­скую (см. Ин­дий­ское пись­мо), араб­скую (см. Араб­ское пись­мо), еги­пет­скую (см. Еги­пет­ское пись­мо), ки­тай­скую (см. Ки­тай­ское пись­мо), П. письменности майя (см.Майя письмо) и др. древнеиндейских ци­вилизаций и т. д.

Совр. нау­ка ста­вит во­прос о соз­да­нии об­щей П., ко­то­рая изу­ча­ла бы об­щие за­ко­но­мер­но­сти пись­ма всех ви­дов, всех вре­мён и на лю­бых ма­те­риа­лах. Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. кол­ло­к­ви­ум в Па­ри­же в 1953 при­нял ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. к-та (со­здан в 1957, в не­го во­шли пред­ста­ви­те­ли мн. стран, в т. ч. Рос­сии). В 1995 соз­да­на орг-ция «Меж­ду­нар. па­лео­гра­фич. ас­со­циа­ция: куль­ту­ра, пись­мо, об­ще­ст­во», ко­то­рая объ­еди­ни­ла ши­ро­кий круг спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих над из­уче­ни­ем разл. ас­пек­тов письм. куль­ту­ры.

Автор: Жу­ков­ская Л. П.; до­пол­не­ния – И. А.В.

Источник

Палеография*

Палеография II (латинская и греческая). 1. Устав IV в. (Виргилий). 2. Полуустав VI в. (Т. Ливий). 3. Полуустав VIII в. (Иосиф Флавий). 4. Новый римский курсив VI в. (Равеннская грамота 572 г.). 5. Минускульное письмо IX в. (Беда). 6. Минускульное письмо XI в. (Библия 1094—97 гг.). 7. Минускульное письмо XII в. 8. Греческий полуустав V в. (Библия). 9. Греческие минускулы XI в. (Фукидид).

Древние греки для сохранения актов официальной жизни, в роде договоров, постановлений, прибегали к помощи такого материала, как камень, бронза и т. д., на котором буквы нужно было не на писывать, а вырезать. Для целей науки и обыденной жизни подобный материал был мало пригоден, а потому его пришлось заменить другим, более удобным для письма, — папирусом. При переносе письма с камня на папирус буквы утратили угловатый характер, присущий надписям, и таким образом получился особый тип письма, более округлый в контурах, так наз. маюскулы. Этот род письма, несмотря на сравнительную мягкость линии, особенно в начале своего образования сильно напоминал письмо надписей. Таков например Папирус Артемизии III в. до Р. Хр. (снимок в «Palaeographical Society» II, pl. 141). Но затем, постепенно удаляясь от своего прототипа, он подвергался все большим и большим изменениям и наконец, дал начало другому типу, так наз. курсиву (скорописи). Сперва задачи маюскула и курсива были различны. Первый употреблялся для записывания произведений литературы, второй — для целей обыденной жизни. В скором времени маюскулы были вытеснены курсивом, который приблизительно с V в. по Р. Хр. сделался почти исключительным письмом папирусов. Причина этой замены объясняется просто. С одной стороны, курсив, главный принцип которого был «писать как можно скорее», представлял гораздо более удобства, а с другой — в IV в. по Р. Хр. вошел в употребление новый материал для письма — пергамент. Пергаментные рукописи. Будучи материалом более плотным и удобным для письма, пергамент к началу VII в. окончательно вытеснил папирус, который с тех пор встречается лишь в виде исключения. Письмо надписей, отразившееся на характере первоначального письма папирусных рукописей, оставило еще более яркий след на письме пергаментных рукописей IV и V вв. Это письмо, наз. уставом и существовавшее вплоть до конца Х в., в рукописях IV—V вв. является почти сколком с алфавита надписей и очень сильно напоминает собой папирусные маюскулы. Разница между уставом и маюскулами в большей правильности, определенности и монументальности первого рода письма, что объясняется до некоторой степени самим материалом, более плотным, чем папирус. Особенной правильностью отличается устав IV—V вв. Круглые буквы ( ε, σ, о, υ, ω ) в нем действительно круглы, квадратные действительно квадратны, причем стройность письма доведена до того, что буквы кажутся стоящими одна под другой. Эта стройность заметна до известной степени и в уставе VI в. С VII в. устав начинает слегка наклоняться вправо, к IX в. наклон увеличивается, а в Х в. буквы снова выпрямляются, но зато, удлиняясь, принимают овальные формы. Уставное письмо существовало главным образом для переписывания произведений литературы, светской и духовной, в обыденной же жизни продолжал употребляться курсив. Так как курсив вследствие своего принципа «писать как можно скорее» сделался неразборчивым, а устав для обыкновенного письма не годился, то в конце VIII в. курсив был преобразован в письмо строчное. Этот новый тип письма, который взял от устава его правильность, а от курсива — буквенные элементы, уже к началу X в. вытеснил устав и удержался в рукописях вплоть до введения книгопечатания (древнейшая из строчных рукописей — Порфирьевское Чeтвepoeвaнгeлие 835 г. Хранится в СПб., в публичной библиотеке).

Палеография I. Псалтирь Троицкой лавры XV в. (полуустав).

Палеография III (русская). 1. Устав XI в. (Остромирово Евангелие 1056 г.). 2. Устав XI в. (Изборник Святослава). 3. Устав XIV в. (Лаврентьевская летопись). 4. Полуустав XIV в. (Лаврентьевская летопись). 5. Полуустав XVI в. (Минеи Макария). 6. Московская скоропись XVII в. (Рукопись Котошихина). 7. Юго-западный курсив XVI в.

С течением времени строчное письмо утратило первоначальную правильность и к XV в. сделалось таким же неразборчивым, как письмо курсивное. Главная причина в небрежности писцов, которые в погоне за скоростью извращали формы букв до неузнаваемости. Немалую роль играет здесь и система сокращений, которая наряду с буквенными элементами была перенесена в строчное письмо из курсива. Сокращения заменяют как конечные слоги, так и наиболее употребительные слова, вроде предлогов, союзов и т. д. Будучи остатками стенографических систем древности, эти знаки, удобные для ускорения процесса письма, в скором времени приобрели права гражданства и сделались необходимым элементом каждой строчной рукописи. Сообразно изменениям письма изменялись и их формы.

Бумажные рукописи начинают конкурировать с пергаментом с Х века; но окончательно вытеснить пергамента бумага все-таки не могла, и он продолжал употребляться в качестве писчего материала даже в XV—XVI вв. Письмо бумажных рукописей исключительно строчное.

Палимпсесты. Kpoме обыкновенных рукописей, писанных на папирусе, пергаменте и бумаги, П. очень часто приходится иметь дело с так наз. палимпсестами. Палимпсест (παλίμψηστον от πάλιν — снова и ψάω — стирать) — рукопись (редко папирусная, обыкновенно пергаментная), в которой по старому письму, смытому губкой, нанесено новое. Обычай смывать рукописи ведет свое начало от глубокой древности. Так например Платон сравнивает тирана Дионисия со смытой рукописью, так как в нем из-за философского наслоения проглядывает прежняя грубая натура. Обычай смывать старое письмо объясняется дороговизной писчего материала. Благодаря этому обычаю, мы утратили ряд драгоценных памятников, но в настоящее время найдены химические средства, при помощи которых иногда возможно бывает вызвать старое письмо, уничтожая новое.

П. латинская. Переписывание было главным способом издания книг в древнем Риме (см. Книга), а также после падения Рима до появления инкунабул включительно. Неудивительно, поэтому, что в громадном большинстве случаев дошедшие до нас рукописи латинских авторов весьма неисправны, автографы же исчезли почти бесследно. Когда начали печатать памятники классического периода, то долгое время не обращали должного внимания на точную оценку достоинства рукописи: брали нередко первый попавшийся список, исправляли наиболее явные промахи и пускали в печать. Лишь в сравнительно недавнее время явилась критика текста, давшая толчок развитию П. Как самостоятельная наука — латинская П. явилась лишь в конце прошлого столетия; до тех пор она входила в качестве вспомогательного отдела в дипломатику (см.). Основатель дипломатики, Иоанн Мабильон, считается и основателем латинской П. В нашем столетии много сделано для П. французскими учеными. Великая революция отняла у древних документов их практическое значение: дипломатика постепенно превратилась во вспомогательную науку в области истории, но зато П. выделилась в особую дисциплину, и с помощью новых средств воспроизведения рукописей (фотография, фототипия и друг.) дала множество прекрасных научных пособий в своей области. Главнейшие: Natalis de Wailly, «El éments de Palé ographie» (Пар., 1838), переработка бенедиктинского «Nouveau Trait é «, с 17-ю таблицами прекрасных facsimilia рукописей IV—XVI вв. и с 20-ю таблицами facsimilia печатей. Silvestre, «Pal é ographie universelle» (П., 1841, 4 т. imperial-f o ) — тpyд, занимающий по выполнению одно из первых мест среди пособий по П. I т. — П. Востока, II и III — Греция и Рим со средними веками, IV — письмена национальные. Aim é Champollion, «Palé ographie des classiques latins» (П., 1839 г. 1 т., 12 таблиц образцов рукописей латинских авторов IV—XV вв.). Chassant, «Paleographie des Chartes et des manuscrits du XI au XVII s.» (Париж, 1839, с 10-ю таблицами); его же, «Dictiounaire des abreviations latines et franç aises» (Париж, 2-е изд., 1862) — словарь употребительных в рукописях сокращений (теперь более новый сборник этих аббревиатур: Zanino Volta, «Delle abbreviature nella Paleografia Latina», Мил., 1892). Delisle, «Le cabinet des manuscrits de la Bibl. Nat.» (П., 1881; большой атлас 4°, образцы лат. письма V—XV вв.); его же, «Album Pal é ographique» (П., 1887; 50 отличных таблиц фотогравюр grd f 0 с лат. рукописей). Chatelain, «Pal é ographie des classiques latins» (П., 1884), еще не оконченный сборник гелиогравюр in f 0 с лучших рукописей лат. классических авторов. Вне Франции: сборник Перца (Pertz), 10 вып. facsimilia, приложенных к его сборнику «Monumenta Germaniae historica». Sickel, «Monumenta graphica medii aevi» (Вена, 1858—82 f°), Zangemeister-Wattenbach, «Exempla codicum latinorum litteris maiusculis scriptorum» (Гейдельб., 1876—1879; 62 фотографических таблицы). Arndt, «Schrifttafeln zur Eriernung der lat. Palaeographie» (В., 3 изд., 1897, I—II; 60 таблиц). Руководства: Wattenbach, «Anleitung zur lat. Palaeographie» (4 изд., Лпц., 1886). Blass, «Lat. Palaeographie», в энциклопедии Ив. Мюллера. Prou, «Manuel de Pal é ographie» (П., 1890). Thompson, «Handbook of Greek and Latin Palaeography» (Лонд., 1893). Paoli-Lohmeyer, «Grundriss der lat. Palaeographie» (Иннсбр., 1885). Из англ. сборников 1 место занимают издания лонд. палеографического общества под руководством Бонда и Томпсона; Бондом же изданы в 1873 г. «Facsimiles of ancient charters in the Brit. Museum». Из итальянских упомянем: Vitelli-Paoli, «Collezione fiorentina di facsimili paleografici greci e latini» (Флор., 1886, 2 вып.). Ср. Geraud, «Essai sur les livres dans l’antiquit é et particuliè rement chez les Romains», П., 1840; Berger, «Histoire de l’ écriture dans l’antiquité » П., 1891; Birt, «Das antike Buchwesen», Б., 1882; Wattenbach, «Das Schriftwesen im Mittelalter», Лпц., 1875. О материале, на котором писались латинские рукописи, см. Папирус, Пергамент и Бумага. Об украшениях рукописей см. Миниатюры.

Древнейшим типом письма латинских рукописей, почти одинаковых с письмом надписей, была scriptura capitalis, устав, письмо сплошь прописными, заглавными (litterae capitales) буквами, без разделения строк на слова (фиг. 1, табл. I); устав дает несколько разновидностей своего типа, и в более поздних рукописях (VI—VII вв.) строка уже разбивается на слова, отделенные или точкой, как в надписях, или пространством (spatiolum). Древнейшие рукописи этого типа относятся к IV в. по Р. Хр. и держится он до VII в., а для заголовков — и позднее. С V в. встречается второй тип латинского письма — scriptura uncialis, полуустав, уже отступающий от прежнего строго прямого, квадратного типа (uncialis от uncus, кривизна, изгиб). Это письмо более округлое, уже более близкое к новому времени, особенно в некоторых литерах (фиг. 2, 3, табл. I). В начале и в этом типе строка не разбивается на отдельные слова. Держится до VIII века, особенно в документах. Оба эти типа носят общее название в палеонтологии litterae maiusculae. Хотя каждая литера в рукописях этого класса выписана очень тщательно, но отсутствиe интерпункции сильно затрудняет чтение, особенно незнакомого текста: понятно, почему нам древние римские авторы (Геллий) с похвалой говорят о таких lectores (чтецах вслух), которые разбирали такие рукописи a livre ouvert, толково и без запинки. Курсив, scriptura cursiva — в массе разновидностей, бывший обиходным, повседневным родом письма у римлян, встречается в наших памятниках спорадически уже в доклассический период, до Цицерона, и держится, рядом с другими типами, до позднего средневековья. В начале он отличался от устава только большей свободой начертаний, напр.

и т. п., но вскоре выработался в особый тип, представляющий порой значительные трудности для прочтения. Древнейшие его разновидности — рукописи на свинце (всего чаще заклинания, находимые в гробницах; см. И. В. Помяловский, «Эпиграфические этюды», СПб., 1873; здесь facsimile одной такой рукописи) и надписи на стенах домов, нацарапанные всего чаще острием гвоздя или ножа на штукатурке (graffiti); такими надписями особенно богаты стены в Помпеях; собраны они с facsimilia в IV т. Корпуса. Сюда же относят письмо вощеных дощечек (сеrае), как помпейских, так и австрийских, о чем мы говорили выше; но их письмо читается уже несколько труднее. Несколько новее тип, называемый средним или императорским курсивом, памятники которого относятся к IV—V вв. по Р. Хр. Это была каллиграфия императорской канцелярии, употреблявшаяся для официальных грамот и документов; письмо очень вычурное и далекое от уставного. Под именем нового римского курсива разумеют тип письма, встречающегося особенно в папирусных грамотах и документах V—VII вв. итальян. городов: Равенны (ф. 4), Неаполя, Ареццо и др. Xopoшиe образцы у Мабильона. Это — красивый, округлый курсив, не особенно затейливый, напоминающий в некоторых буквах нашу современную скоропись и читающийся без особого труда. Особенно известна равеннская хартия 565 г. по Р. Хр., носившая некогда имя Testamentum Julii Caesaris, а теперь Charta Plenariae Secaritatis: длинная полоса папируса 2,34 м длины и 28 см ширины, хранящаяся в Париже. Из курсива вышли и так называваемые — письмена национальные: 1) лонгобардское VIII—XIII вв., особенно разработанное в монастырях Средней Италии (Monte-Cassino) и принятое между прочим и в папских буллах этого периода; 2) вестготское, VII—XII вв. — распространенное в вестготcком царстве, главным образом в Испании (библиотека Эскориала); хоpoшиe образцы дают Ewald-Loewe: «Exempla scripturae Visigothicae», 40 фотогр. таблиц (Гейдельберг, 1883); 3) меровингское, развившееся в Галлии из римского курсива, дающее нам множество памятников, особенно дипломов франкских королей Меровингской династии, весьма важных для изучения истории Франции этого времени. — наиболее вычурное и трудное из нац. письмен. В эпоху Каролингов оно было преобразовано, упрощено и, перейдя постепенно в строчное письмо, вытеснило собой все другие типы; 4) ирское и англосаксонское письмо, довольно далекое от римского курсива, хотя несомненно родственное с ним, выработавшееся в Англии около VI в. по Р. Хр. и переходившее иногда через ирландских ученых монахов и на материк Европы. Держалось в Англии до XII в. Позднейшим типом латинского рукописного письма является минускульное или строчное письмо (litterae minusculae), развившееся из унциального в начале средневековья. Это и есть почерк, которым писано большинство латинских рукописей названного периода, особенно же рукописей латинских классиков. Со времени Карла Великого это письмо сливается с преобразованным меровингским курсивом и постепенно вытесняет собой все другие типы, дожив до XV в. и дав начало типам печатных букв первых инкунабул. Особенной красотой и вместе простотой отличаются каролингские минускулы IX и Х вв.: в них строки уже разбиты на слова, интерпункция и прописные (капитальные) литеры в начале периодов и глав (ф. 5, 6, 7). Кроме каролингских минускулов в отдельных странах Европы из того же полуустава под влиянием национальных письмен вырабатывались национальные минускулы: 1) лонгобардские, каллиграфически усовершенствованные в тех же монастырях, особенно в Моnte-Cassino c его богатой рукописной библиотекой; характерная особенность этого типа — изломанность линий букв (Lombard bris é); 2) вестготские, более округлого типа; 3) англосаксонские, отличающиеся острыми нижними концами литер (рукопись Беды в нашей Публичной библиотеке). В XII и XIII ст. все эти минускулы постепенно вытесняются каролингскими; но и последние не остаются без изменения: к XII в. они утрачивают понемногу свою округлость, становятся все более и более изломанными и минускулы XIV в. (готические) напоминают современную немецкую швабскую печать: ими и воспользовались первые печатники для инкунабул, тогда как гуманисты конца XV и XVI вв. применяли в своих печатных изданиях более чистый тип минускулов (antiqua) начала каролингского периода (фирмы Альда, Эльзевиров и др.).

Цифры. Кроме общеупотребительных римских цифр, с Карла Великого и особенно с XIII в. входят в употребление арабские, особенно благодаря трудам пизанского ученого Leonardo Fibonacci, хорошо знакомого с арабской ученостью. Название нуля al zyfr (zefiro, zefro, z é ro) — дало название и знакам — zifrae, cifrae. Интерпункция — очень разнообразна; в древнейших типах просто точка, в каролингских нередко употребляется следующая система:

. и т. п. Сокращения (аббревиатуры) встречаются уже в древнейших типах, но очень редко; в сильное употрбление они входят особенно в XII и XIII в.; есть рукописи, где на десяток слов 7 или 8 писаны сокращенно, что значительно затрудняет чтение, тем более, что кроме общепринятых сокращений вроде ds (= deus), dns (= dominus), eps (= episcopus), sps (= spiritus), scs (= sanctus), mia (= misericordia) и др., в каждой стране была своя система; несмотря на сборники Шассана, Пру, Вольты и др. — эта сторона чтения рукописей требует много навыка и сообразительности. Есть еще род письмен, который, хотя и редко применялся к связным текстам, но встречается среди текстов довольно часто. Это — notae T ironianae, значки римской стенографии, получившие имя от Тирона, отпущенника Цицерона; Тирон считается изобретателем римской стенографии, но, вероятно, он только применил уже существовавшее до него у греков стенографическое письмо к латинской речи; см. Ze i big, «Geschichte und Literatur der Geschwindschreibekunst» (Дрезден, 1874); Ruess, «Die Tachygraphie der R ö mer» (Мюнхен, 1879); Tardif, «M é m. sur les notes Tironiennes» (в «M é m. de l’Acad. des inscr.» 1852, т. III); лучшее собрание дошедших до нас в рукописях образцов этого письма сделал Schmitz: «Commentari inotarum Tironianarum» (Лпц., 1894, с таблицами facsimilia). Наиболее часто встречаются среди текстов следующие тиронианские значки:

и т. д. Сплошь этим письмом писаны, напр., парижская и вольфенбюттельская рукописи Псалтири начала средних веков.

Палеография русская возникла недавно. Кроме нескольких (весьма немногих) статей и отдельных заметок, можно указать три курса университетских лекций: 1) Срезневский, «Славяно-русская палеография XI—XIV в.». Книга начинается с обзора изданий разных памятников; затем идет хронологический обзор памятников с выводами в конце столетий; 2) Соболевский «Славяно-русская П.». Труд весьма ценный, по которому легко усвоить данные науки. Отличается систематичностью изложения. К сожалению, пока существует лишь в литографированном виде, с большим или меньшим числом снимков при разных изданиях (1889 г., 1892 г.); 3) Карский, «Из лекций по славянской Кирилловской П.» (Варш. 1897). Издания палеографич. снимков возникает у нас лишь в нынешнем стол. Наиболее важны: Погодин, «Образцы славяно-русского древлеписания» (1840—1841); Сахаров, «Образцы древней письменности», «Материалы для истории письмен» (1855); епископ Савва, «Палеографические снимки» (1863); Срезневский, атлас к «Памятникам русского письма и языка» (1866), «Сборник палеографических снимков с древних грамот и актов XV—XVI вв.» (издание вил. археогр. ком., 1884). Некоторые памятники изданы палеографически целиком: Ocтpомиpовo евангелие, Святославов изборник 1073 г., Туровское евангелие XI века, Несторова летопись по Лаврентьевскому и Ипатьевскому спискам, Новгородская летопись по синодальному списку. В древней Руси различались: 1) книгы (мн. ч.) в том же значении, как у нас. Формат большей частью зависел от употребления книги и размера ее. Так напрестольные евангелия писались в лист, а евангелия для домашнего употребления в четверку; большой формат находим в таких обширных книгах, как полная Библия арх. Геннадия, Минеи митр. Макария, разные прологи. Сейчас же по написании книга переплеталась в прочный переплет с застежками или завязками, чтобы она не коробилась. Переплет часто обтягивался шелковой материей, украшался металлическими бляхами, золотом; серебром и даже драгоценными камнями (напр. напрестольные Евангелия). 2) Свиток, т. е. лист, свернутый в трубку. До XV в. ни одного свитка не сохранилось, хотя указания на употребление их есть. Позже свитков находим много, но это уже деловые бумаги. 3) Грамота в значении небольшого письменного произведения (так Владимир Мономах называет свою духовную грамотицей). Писались они на одном листе или на нескольких сшитых вместе, причем текст занимал только одну сторону. Позже склеивая листы бумаги, получали так называемые столбцы (столп), достигавшие весьма значительной длины. Напр. столп, на котором написано Уложение, занимает 434 арш. длины. Уже с XVI в. столбцы стали заменять вследствие их неудобства книгами, напр. судебник Иоанна III. При Петре Вел. эта замена сделана обязательной. Древнейшим материалом для писания был пергамент. В Москве до XVII в. вместо слово пергамент употреблялись слова: кожа, телятина и хартия или харатья (откуда харатейная рукопись). В XIV в. пергамент еще в полном употреблении и бумага идет главным образом на грамоты и вообще на разные документы (договорная Симеона Гордого с братьями 1340 г.; духовные Симеона Гордого и Ивана Ивановича), но во второй половине XV в. уже господствует бумага, хотя пергамент еще не исчезает и переходит в XVI и XVII в., употребляясь в редких случаях: в роскошных книгах, в важнейших царских и королевских грамотах. Бумага снабжалась водяными знаками, которые тоже помогают определить время рукописи. Сверх пергамента и бумаги употреблялись еще другие материалы: 1) береста, на которой между прочим писал св. Сергий и его первые ученики (вероятно сама кора). В XVIII в. раскольники на севере употребляли верхний высушенный покров коры; 2) луб (упоминается в документах XV в.); 3) доски, по-видимому, только для частных документов (в роде теперешних векселей). Чернила, как предполагается, были металлического состава. Кроме них для заглавных букв, записей, заставок употребляли красную краску — киноварь, привозимую сперва из Греции, позже с Запада. В тех же случаях употребляли золото: в старших памятниках крайне редко; с конца XIV в., особенно в XV—XVII вв. чаще. В одном памятнике — Служебнике Варлаама Хутынского — заглавные строки и буквы написаны серебром. Для заставок и разрисовки букв прибегали к помощи разных красок: желтой, зеленой, голубой и фиолетовой. Целиком киноварью или золотом рукописи писались крайне редко, напр. киноварная грамота Иоанна Грозного 1555 г. арх. Гурию; грамота киевского кн. Мстислава 1130 г., вся покрытая золотом. Здесь перед нами подражание греч. императорам. Приступив к списыванию, писец прежде всего линовал писчий материал: сперва проводились черты сверху вниз по обоим краям, а затем уже поперечные линии на равном одна от другой расстоянии. Для линования пергамента употреблялось какое-то тупое металлическое орудие, сразу выдавливавшее строчки на всех восьми листах тетради. На бумаге линейки делались, вероятно, свинцовым карандашом, слегка окрашивавшим бумагу. Книги большого формата почти всегда линовались в два столбца, рукописи малого формата большей частью в один; грамоты же всегда писались в одну строку. Орудием для писанья служило гусиное, редко павье перо.

, который после ХIII в. становится редок. С XIII в. является знак +, сохраняющийся до XV в. С полууставом и скорописью старые выдержанные знаки исчезают. Что касается знаков ударения, они у нас являются под южно-славянским влиянием и расставляются правильно только с XVI в., причем в скорописи их нет. Разделение слов при писании начинается у нас с XVI в., но и позже, до XVIII в., сохраняется еще слитное письмо. Сокращение слов старшие памятники знают крайне редко, в нескольких определенных случаях: Бог, Господь, Богородица, глаголати. С XII в. число сокращений увеличивается, и особенно они часты в скорописи. Установление времени рукописи помогает также орнамент: рисунки, заставки, украшенные буквы. Рисунки в старших памятниках редки и однообразны (евангелист, царь Давид, составитель литургии, иногда заказчик рукописи). Позже, с конца XIV в., возникает иллюстрация текста (лицевые рукописи). Заставки и разрисованные буквы в древнейших рукописях характеризуются геометрической правильностью линии и естественностью изображений людей, животных и растений. С XIII в. возникает новый, т. наз. чудовищный (тератологический) стиль орнамента (фантастические звери и птицы, драконы) с нарушением естественных форм. С XV в. этот стиль уступает место нововизантийскому, состоящему из ремней, плетений, веток, реже из цветов; люди и животные почти отсутствуют. Для изучения орнамента могут служить атлас Бутовского: «История русского орнамента с Х по XVI в.» (1870) и атлас Стасова: «Славянский и восточный орнамент» (1884—87). Время, а также место написания памятника определяются и при помощи наблюдения над орфографическими наблюдениями. Тут особенно резкой гранью является конец XIV в., когда делается заметным влияние южно-славянской орфографии. Ср. А. И. Соболевский: «Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV—XV вв.».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *