Что такое палеопопуляция древняя популяция

Палеопопуляция. Эволюция человека

Исследование средненеолитической и энеолитической палеопопуляции на основе поло-возрастных характеристик погребенного населения. Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека. Движущие силы антропогенеза, их роль в эволюции человека.

РубрикаБиология и естествознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления16.12.2010
Размер файла176,6 K

Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть фото Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть картинку Что такое палеопопуляция древняя популяция. Картинка про Что такое палеопопуляция древняя популяция. Фото Что такое палеопопуляция древняя популяция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.

Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)

Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом

Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.

Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание «детского центра» льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы «детского центра» льяловского времени.

Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.

Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.

Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.

Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.

В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.

Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.

В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.

Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.

Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.

Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.

В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.

Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.

Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.

По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.

3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Подобные документы

Исследование теории эволюции Чарльза Дарвина. Концепции африканского происхождения человека. Основные теории антропогенеза. Расселение и численность древнейшего человечества. Роль труда в превращении древних обезьян в человека. Этапы развития человека.

реферат [30,8 K], добавлен 18.12.2014

Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

контрольная работа [27,6 K], добавлен 03.09.2010

Вопрос о природе человека в работах древних философов. Антропогенез как процесс эволюции предшественников современного человека, исторические этапы развития этой науки. Революционность теории эволюции Ч. Дарвина. Современные подходы к развитию человека.

реферат [30,0 K], добавлен 10.03.2011

Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

презентация [1,3 M], добавлен 21.05.2015

Проблема проверки теорий эволюции. Молекулярная филогения и сравнительная геномика как методы реконструкции эволюции жизни. Молекулярные часы эволюции. Отличия человека от животного и направления антропогенеза. Эволюция фигуры и черепа человека.

презентация [7,5 M], добавлен 21.02.2014

Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни. Исследование эволюции приматов. Описания строения тела, веса и внешнего вида австралопитеков. Занятия и хозяйственная деятельность древнейших людей. Современный этап эволюции человека.

презентация [3,0 M], добавлен 21.10.2013

Ознакомление с теориями происхождения человека. Хронология периодов антропогенеза. Аргументы отличия человека от его предковых форм из животного мира. Качественный скачок в темпе эволюции, его связь с появлением речи как второй сигнальной системы.

дипломная работа [87,6 K], добавлен 19.12.2011

Источник

Контрольная работа: Палеопопуляция. Эволюция человека

Введение

С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.

Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть фото Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть картинку Что такое палеопопуляция древняя популяция. Картинка про Что такое палеопопуляция древняя популяция. Фото Что такое палеопопуляция древняя популяция

Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)

Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть фото Что такое палеопопуляция древняя популяция. Смотреть картинку Что такое палеопопуляция древняя популяция. Картинка про Что такое палеопопуляция древняя популяция. Фото Что такое палеопопуляция древняя популяция

Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом

Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.

Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание «детского центра» льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы «детского центра» льяловского времени.

Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.

Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.

Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.

Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.

Название: Палеопопуляция. Эволюция человека
Раздел: Рефераты по биологии
Тип: контрольная работа Добавлен 20:44:56 22 декабря 2010 Похожие работы
Просмотров: 87 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
РядыIIIIII
Мужские погребения87,5%83,3%12,5%
Женские погребения14,3%16,7%87,5%

В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.

Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.

В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.

Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.

Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.

Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.

В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.

Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.

Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.

Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.

Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.

Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной

По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.

3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).

2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.

Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.

Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.

Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Источник

Введение

С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.

Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)

Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом

Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.

Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание «детского центра» льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы «детского центра» льяловского времени.

Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.

Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.

Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.

Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.

В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.

Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.

В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.

Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.

Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.

Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.

В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.

Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.

Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».

Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.

Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.

Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.

Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной

По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.

3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).

2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.

Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.

Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.

Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *