Что такое палеопопуляция древняя популяция
Палеопопуляция. Эволюция человека
Исследование средненеолитической и энеолитической палеопопуляции на основе поло-возрастных характеристик погребенного населения. Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека. Движущие силы антропогенеза, их роль в эволюции человека.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.12.2010 |
Размер файла | 176,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Введение
С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.
Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)
Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом
Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.
Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание «детского центра» льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы «детского центра» льяловского времени.
Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.
Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.
Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.
Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.
В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.
Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.
В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.
Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.
Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.
Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.
В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
Подобные документы
Исследование теории эволюции Чарльза Дарвина. Концепции африканского происхождения человека. Основные теории антропогенеза. Расселение и численность древнейшего человечества. Роль труда в превращении древних обезьян в человека. Этапы развития человека.
реферат [30,8 K], добавлен 18.12.2014
Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.
контрольная работа [27,6 K], добавлен 03.09.2010
Вопрос о природе человека в работах древних философов. Антропогенез как процесс эволюции предшественников современного человека, исторические этапы развития этой науки. Революционность теории эволюции Ч. Дарвина. Современные подходы к развитию человека.
реферат [30,0 K], добавлен 10.03.2011
Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.
презентация [1,3 M], добавлен 21.05.2015
Проблема проверки теорий эволюции. Молекулярная филогения и сравнительная геномика как методы реконструкции эволюции жизни. Молекулярные часы эволюции. Отличия человека от животного и направления антропогенеза. Эволюция фигуры и черепа человека.
презентация [7,5 M], добавлен 21.02.2014
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни. Исследование эволюции приматов. Описания строения тела, веса и внешнего вида австралопитеков. Занятия и хозяйственная деятельность древнейших людей. Современный этап эволюции человека.
презентация [3,0 M], добавлен 21.10.2013
Ознакомление с теориями происхождения человека. Хронология периодов антропогенеза. Аргументы отличия человека от его предковых форм из животного мира. Качественный скачок в темпе эволюции, его связь с появлением речи как второй сигнальной системы.
дипломная работа [87,6 K], добавлен 19.12.2011
Контрольная работа: Палеопопуляция. Эволюция человека
Название: Палеопопуляция. Эволюция человека Раздел: Рефераты по биологии Тип: контрольная работа Добавлен 20:44:56 22 декабря 2010 Похожие работы Просмотров: 87 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||
Ряды | I | II | III |
Мужские погребения | 87,5% | 83,3% | 12,5% |
Женские погребения | 14,3% | 16,7% | 87,5% |
В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.
Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.
В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.
Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.
Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.
Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.
В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.
Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной
По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:
1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens).
3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.
Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
Введение
С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.
Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)
Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом
Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.
Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание «детского центра» льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы «детского центра» льяловского времени.
Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.
Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.
Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.
Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.
В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.
Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.
В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.
Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.
Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.
Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.
В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.
Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной
По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:
1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens).
3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.
Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.
- Что такое оккупация кратко
- Что такое блицкриг кратко