Что такое палестинка в кладовой солнца

Урок-исследование «А посмотрим на это с другой стороны» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Разделы: Литература

Оборудование: кружки настроения, раздаточный материал (приложения), рисунок Блудова болота, камень с надписью, кочки и ягоды для игры, презентация, учебники литературы и экологии, энциклопедия.

ДетиОргмомент Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, и мне хочется узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.
На ваших столах лежат разноцветные кружки. Покажите цвет, соответствующий вашему настроению.
– Почему настроение у всех разное?
И на мир вы смотрите по-разному.
– Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам радость новых открытий и ваше настроение станет еще лучше.

(Дети с помощью цветовой гаммы показывают своё настроение).
Все разные, у каждого свое настроение.Фронтальный опрос. Кроссворд.– Итак, сегодня у нас обобщающий урок по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (Презентация, слайд 1).
Давайте разгадаем кроссворд (слайд 2) и узнаем ключевое слово, которое подскажет, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке.
1. Между собой учителя в школе называли его «мужичок в мешочке».
2. «Курочка на золотых ножках».
3. О какой необходимой вещи говорил отец Митраше: «Стрелка эта тебе верней друга»
4. Где растёт ягода клюква?
5. Специалист по разведыванию земной коры и поиском в ней полезных ископаемых.
6. Прямое значение: помещение для хранения продуктов питания, а также для товаров, сырья, различных материалов. Переносное значение: сосредоточение каких-либо скрытых богатств, ценностей.
7. Горючее вещество, находящееся в болоте, запасы которого разведывали геологи.
8. Ягода, за которой отправились дети.
9. Имя лесника.
10. «Мать» для каждой травинки, цветочка, кустика, ягодки (по словам Пришвина).
11.Как называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу?
12. Топкое место в болоте (всё равно, что прорубь во льду).

Ключевое слово: исследование.

1. Митраша
2. Настя
3. Компас
4.Болото
5. Геолог
6.Кладовая

7. Торф
8. Клюква
9. Антипыч
10. Солнце
11. Палестинка
12. Елань– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?

– Давайте подберём ассоциации к слову «Болото».Болото, взаимоотношения между людьми, отношение Пришвина к природе.
Страх, можно утонуть, полезные ягоды, комары, необычная природа.– Как цветовая гамма вашего настроения разная, так и отношение к болоту разное.
Попробуем разобраться: болото – беда или кладовая добра? (Слайд 3)
– Вы по интересам разделены на три группы: геологи, экологи и мастера слова (слайд 4). Почему вас пришлось разделить? Потому что на болото мы пойдем по трём тропинкам и посмотрим на некоторые вещи с разных сторон. По ходу исследования ответственные будут вести дневник наблюдений (Приложение 1), в котором запишут основные выводы. А встретимся мы на палестинке, где Пришвин что-то для нас оставил.
– Я ваш проводник. Мы у развилки трёх дорог. Камень с надписью: налево пойдёшь – богатство найдёшь, направо пойдёшь – в беду попадёшь, прямо пойдёшь – житейскую мудрость обретёшь.
Налево – геологи, направо – экологи, прямо – литераторы.
А вам, геологи, как сказочным богатырям, самая трудная дорога. Но не отчаивайтесь! Берите с собой длинную палку, чтобы определять путь, ходите только по кочкам, поддерживайте друг друга!
Каждая группа получает задание и … в путь.Работа в группах (звучит музыка)1 гр. «Геологи» по парам

1 пара – карта Блудова болота. Подписать объекты, через которые Настя и Митраша пошли за клюквой, и стрелкой показать путь.
Какие богатства геологи нашли на болоте?

Источник

Урок литературы по сказке-были М.Пришвина Кладовая солнца»

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Глава 6

Сторожка лесника Антипыча находилась вблизи Сухой речки, куда несколько лет назад приезжала волчья бригада по просьбе местных. Деревенским жителям не давала жизни местная стая волков.

Охотники ушли в лес, своим воем заставили выть волков. Таким образом мужчины определили количество волков и их местоположение. Обойдя на лыжах волчье логово, охотники расставили по периметру ярко-красные флажки, пропитанные запахом: волки боятся красного цвета и запаха кумача. Криками и шумом волков выгнали из их убежища. Первой шла главная волчица, за ней – вся стая. Только Серый помещик держался в стороне.

Волки натыкались на устрашающие красные флажки и не смели идти дальше, бегая в смятении по кругу. Волчица первой получила пулю, а потом погибли и остальные. Все, кроме Серого. Этот опытный волк в один прыжок перемахнул флажки, лишившись лишь левого уха и половинки хвоста.

В теплое время года Серый передушил и перепортил не меньше скотины, чем вся стая. Зимой он питался собаками. Еще пять раз безуспешно пробовали охотники зафлажить Серого. В то утро одинокий волк был зол и голоден.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

Глава 2

Ягода клюква появляется в болоте летом, собирают ее обычно по осени. Но слаще всего клюква весенняя, та, что из-под снега. Такая клюква считается не только самой вкусной, но еще и целебной.

В апреле снег в лесу еще лежал, но в болотные кочки уже освободились из-под зимнего покрова. Вот брат с сестрой и засобирались за сладкой весенней клюквой. Рассказ отца о палестинке, что есть на Блудовом болоте, очень запомнился Мите. Палестинка – эта, по словам их отца, как будто вся усыпана красной и крупной ягодой. Но знали дети и о Слепой елани, топком месте, где много пропало людей и животных.

Встав рано до рассвета, Настя дала корм домашним животным и приготовила под клюкву большую корзину. Не забыла она и о еде: взяла чугунок картошки, хлеба и молока.

Рис. 3. Митраша. Иллюстрация к рассказу “Кладовая солнца”. Художник Е. Рачев

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке. Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Глава 5

Два года назад умер хозяин Травки, Антипыч. Хозяин заботился о ней и любил. А она для него загоняла всякого зверя. Пока жив был Антипыч, собака жила для него, а теперь Травке приходилось жить только для себя. Тосковала она и часто выла, а Серый помещик слушал.

Источник

помогите решить тест по кладовой солнца

1. Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.

2. Действие произведения происходит:

а) до Великой Отечественной войны; б) во время Великой Отечественной войны; в) сразу после войны; г) в 50-е годы.

3. Повествование в произведении ведется от лица: а) Насти; б)Митраши; в) геологов; г) жителей деревни.

4. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата; в)каждый сам за себя

5.Ремесло, которое освоил Митраша в свои 10 лет?

а) сапожное дело: умел чинить обувь; б) печное дело: умел класть кирпичные печи;

в) гончарство: мастерил глиняные горшки; г) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду.

6. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:

а) «Мужичок в мешочке»; б) «Мальчик с пальчик»; в) «Золотой петушок»; г) «Носик-курносик».

7. Рассказчик сравнивает Настю

а)с золотой веснушкой; б) с золотой курочкой; в)с Золушкой; г) с Дюймовочкой;

8. Дети отправились в лес:

а) голубикой; б) за костяникой; в) за клюквой; г) за черникой..

9. События происходили а) летом, б) осенью, в) зимой, г) весной

10. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный помощник – это:

а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.

11. Как называют в лесу отменно-приятное место?

а) полянка, б) палестинка, в)кудринка, г)грибница

12. Писатель включил историю ели и сосны в своё повествование, чтобы:

а) рассказать о несчастной жизни деревьев;

б) предупредить детей и нас, читателей, о грозящей беде;

в) объяснить стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;

г) сделать пребывание в лесу детей более сказочным и таинственным.

а) ей было их жалко; б) собаке было страшно;

в) они напоминали ей о ее собственном горе; г)деревья посадил Антипыч.

14. Дети в лесу поссорились из-за того, что…

а) каждый хотел идти по выбранной тропе; б)Митраша не хотел брать с собой еду;

15. Как хотел идти Митраша?

а) покарте, б)прямиком на Северпо компасу, в) широкойпроторенной дорогой, г) лишь бы не с Настей

16. Что такое Елань?

а) непроходимый еловый лес; б) место, где растёт много клюквы;

в) место, где растёт трава-белоус; в) самое топкое место в болоте.

17. Собирая клюкву, Настя испугалась: а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.

18. Почему Настя не вспомнила о брате?

а) она была за него спокойна; б) Настя забыла обо всём из-за обилия клюквы;

в) Настя знала, что у Митраши есть ружьё; г) Настя знала, что Митраша взял с собой компас

19. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь:

а) Настя; б) собака; в) односельчане; г) ему самому удалось вылезти с помощью ружья

21. Что сделала Настя с клюквой? а)продала, б) наварила варенья,

в) отдала эвакуированным из блокадного Ленинграда детям, г) раздала соседям.

22. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других; б) себя; в) природы; г) для друзей;

23. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

24. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему» – используется:

а) метафора; б) сравнение; в) гипербола; г) антитеза.

25. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует: а) метафору, б) сравнение, в) антитезу, г) гиперболу.

26. Какое средство использовано Пришвиным в словосочетаниях:«горячее и чистое солнце», «живительные лучи», «радужный хвост», «слепая елань», «злой ветер»: а)олицетворение, б)эпитет, г)сравнение, д) метафора

а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора; г) сравнение.

28. Правда Антипыча – это правда вековечной суровой борьбы людей:

а) за выживание, б) за здоровье, в) за любовь, г) за полезные ископаемые.

29. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»: а) болото с залежами горючего торфа, б) обилие целебной клюквы в Блудовом болоте,

в) деревья, травы, цветы, животные; г) все природные богатства, включая и людей с добрым сердцем.

30.Какова тема «Кладовой солнца»?

Источник

Сочинение анализ рассказа кладовая солнца пришвина

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнцаActionTeaser.ru — тизерная реклама

«Кладовая солнца» М. М. Пришвина — не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь.

Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей…» Но события, описанные автором, происходили в действительности.

Настя и Митраша — главные герои произведения — Золотая Курочка и «мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Дети заботились обо всех животных, Настя «хлопотала по хозяйству до ночи», а Митраша занимался «мужскими» делами. Жили они дружно, в согласии друг с другом и с миром живой природы.Но в жизни любых героев бывают светлые времена и не очень. Вот и Насте с Митрашей довелось пройти через испытание.

Однажды они вспомнили о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, и отправились туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды». Дорога на чудесную палестинку лежала через гиблое место, в котором пропало много людей и животных, — Слепую елань.

На полпути дети присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте. Вот тут и появляются новые герои.

Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро вспомнила о брате.

И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на помощь снова пришла природа.

Как и любая сказка, «Кладовая солнца» заканчивается счастливо.

а всю собранную клюкву, ведь эта ягода обладает незаменимыми целебными свойствами. Но автор дает нам понять, что перемены в детях произошли не случайно. Испытание, которое пережили ребята, научило их относиться другк другу еще внимательнее. Они поняли, что самое главное в жизни — любовь и забота о своих близких.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина — удивительная сказка-быль, которая дает нам новые знанияо жизни, открывает прекрасные стороны души человека, воспитывает любовь и внимательное отношение к окружающему миру, показывая, насколько сильна и важна связь между человеком и природой.ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», план

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе.

Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщенные социалистическими лозунгами тех лет. Описание событий в романах и других произведениях Пришвина считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения насущных проблем о строительстве светлого будущего.

Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является одним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Именно здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь.

Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека.

Мы поражаемся этой его способности, читая рассказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествование о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, оставшихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин окутывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все происходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр выбирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль.

Понятие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой художественного повествования, в которой он мог свободно воплотить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно.

А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два маленьких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наделяет их милыми именами.

И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напоминает присказку: «пойди туда, не знаю куда».

Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить.

Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

— Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.

— Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

— Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

— Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и животных. Пришвин использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Но самый главный прием, с помощью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обладают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья.

Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщетно пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об умной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения человека с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает добро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

План

Сочинение на тему: “Кладовая солнца” М. Пришвина

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

Сказку-быль “Кладовая солнца” М. Пришвин написал уже после окончания Великой Отечественной войны.

И хотя в основу сказки были положены события одного мирного дня, произошедшие в лесу, а не события прошедшей войны, все же именно воспоминания о мужественной и суровой жизни соотечественников во время войны, воспоминания о близком сердцу писателя Переславском крае послужили материалом для написания “Кладовой солнца”.

Главными героями произведения являются сестра и брат – Настя и Митраша. У каждого из них есть свои недостатки и свои достоинства. Митраша был младше сестры на два года.

Он был упрямым и сильным не по годам мальчиком, очень плотным, лобастым, с широким затылком. Лицо Митраши был сплошь усыпано веснушками, а его задорный носик глядел вверх.

Брат Насти был упрямым, но очень целеустремленными трудолюбивым.

В школе Митрашу называли “Мужичок в мешочке”, потому что он был настоящим хозяином – в десятилетнем возрасте мальчику доводилось выполнять всю мужскую домашнюю работу. Отец Насти и Митраши погиб на войне, а мама умерла от болезни. Брат и сестра остались сиротами.

Мальчик был очень похож на отца и обладал всеми качествами взрослого человека. Еще до того, как погиб отец, мальчик успел научиться у него столярному делу.

У Митраши остались все нужные для такой работы инструменты, благодаря чему мальчик делал разную деревянную посуду – лохани, бочонки, шайки.

Митраша был взрослым не по годам. Он участвовал во всех собраниях и пытался разобраться в том, что обсуждали на этих собраниях взрослые. Мальчик любил природу и умел пользоваться ее благами. Однажды, когда мальчик оказался в лесу, он слишком увлекся и, сам того не замечая, оказался в беде.

Митраша очень любил свою старшую сестру. Подражая отцу, он все время ее учил и наставлял ее. А когда сестренка не слушалась, Митраша начинал злиться и хорохориться. Но все равно я уверен, что Митраша – это очень хороший человек, который вырастет достойным и трудолюбивым мужчиной.

Настя же вся была в мать. Из-за того, что девочка вся будто бы отливала золотом – золотые веснушки на лице, такие же золотые волосы, – автор дал ей шутливое прозвище “золотая курочка”.

Настя и Митраша были очень умными детьми. Они не только сами вели домашнее хозяйство, но и часто участвовали в общественных работах. Дети работали на скотных дворах, на колхозных полях и лугах. У них и дома было много домашних животных, с которыми они справлялись не хуже взрослых.

Митраша и Настя были очень похожи друг на друга и в то же время сильно отличались. Брат был очень упрям и именно из-за этого попал в беду.

Настя пыталась отговорить брата идти по заболоченной дороге, но тот ее не послушался. Настя разозлилась и бросила брата в лесу. Но тот, попав в Слепую Елань, не растерялся и, подозвав собаку, спасся.

Настя тоже пострадала бы в лесу. Если бы она не опомнилась, ее укусила бы змея.

На фоне красивой природы и всех ее богатств жадность Насти воспринимается как упрек автора тем людям, которые отступают от истинного и пренебрегают человеческими ценностями. Зло, с которым сталкивается Настя, помогает ей осознать свой нехороший поступок и понять, в какой опасности она оставила своего брата.

В сказке “Кладовая солнца” М. Пришвин показывает не только жизнь детей, оставшихся сиротами из-за войны, но и красоту природы, на фоне которой проходит их непростая жизнь. Автор уверен, что благодаря природе любой человек сможет задуматься о своих поступках и разобраться в том, что он сделал в своей жизни правильно, а что – нет.

Сочинение «Кладовая солнца: природа и человек» на повесть М.М. Пришвина

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

Михаил Михайлович Пришвин – один из самых замечательных, на мой взгляд, советских писателей вообще.

Его произведения, конечно же, не затрагивают какие-то высоконаучные, политические или эфемерные темы, вроде смысла жизни, но, тем не менее, они чрезвычайно сильны. И сила их не в научном или высокохудожественном слоге, а в простоте.

А простые произведения, я считаю, способны произвести гораздо более впечатление на читателя, нежели книги, сложные для понимания, пусть и хорошие.

Пришвин считается признанным классиком, и коньком его было, несомненно, описание картин природы, а вернее, взаимодействия природы и человека, причём человека хорошего, доброго, такого, для которого природа является домом и матерью, бережно к ней относящегося и оберегающего её. Именно об этом и рассказывает одно из самых выдающихся его произведений «Кладовая солнца».

События этой повести разворачиваются в местности средней полосы России, в болотистом и глухом краю, куда отправились на «ягодную охоту» двое детей – Настя и Митраша. Дети есть дети – по пути они поссорились по поводу того, по какой тропинке им следует пойти, дабы добраться до ягодной полянки: в итоге они разделяются, и тут-то и начинаются главные события истории.

Природа оказывает детям (в особенности — Митраше) холодный приём, но тем самым преподаёт им хороший урок, наверняка, запомнившийся им на всю оставшуюся жизнь. Путь Насти начинается благополучно – она находит ягодное место, напрочь забывая при этом брата. Митраша же вынужден вступить с матерью-природой в борьбу.

Болотистая местность не терпит панибратского и пренебрежительного к ней отношения – «мужичок в мешочке», как окрестили мальчика соседи, запоминает это хорошо после того как он чуть было не утонул в трясине, решившись беспечно срезать путь.

Митраша счастлив, он благодарен судьбе за то, что всё обошлось, и, в особенности, Травке, которая становится верным их с сестрой другом.

Мы видим, что Михаил Михайлович, завершил этот довольно напряженный сюжет счастливым финалом в свойственной ему манере.

Хотелось бы сказать, Михаилу Михайловичу спасибо за такой глубокий рассказ, написанный простым и понятным языком о простых житейских вещах. И отдельное ему спасибо за то, что он ещё раз напомнил своему читателю о важности и силе природы.

Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе.

Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего.

Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь.

Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека.

Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин — сказка-быль.

Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно.

А небольшая семья — братец Митраша и сестренка Настя — это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный.

«Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.

И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить.

Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие.

Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

— Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

— Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

— Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере.

— Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности.

Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья.

Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были — тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Правда жизни в сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

Михаил Михайлович Пришвин писал: «…И нет ни­чего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом — это поле битвы добра и зла, и чело­век только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть — между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повес­ти — животных, людей.

Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои по­вести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми.

Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между де­ревьями случается, если вдруг налетит внезапный ве­тер.

Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрям­ством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохорить­ся». Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор по­кидает хозяина».

У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задума­лись об опасностях. А ведь преодолеть их можно толь­ко сообща и с разумом.

Настя и Митраша, отправившись за клюквой, рас­ходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И це­лью ее является — набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни.

Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе са­мой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше».

Она идет уже не по «человече­ской» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюк­вой, — куда клюква поведет, туда и она, — Настя не­заметно сошла с набитой тропы».

Митраша, отбросив человеческий опыт и помощь друга-компаса, оказывается в Слепой елани. И никто не приходит на помощь мальчику.

Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подсте­регает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

Ребята отправились за клюквой. А может быть ав­тор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь — Кладовая солнца, но сокровища открываются непро­сто и не каждому. Все постигается на собственном опыте.

Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-на­стоящему начал ценить родного человека Митраша.

Настя одержала над собой трудную победу: из-за жад­ности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тро­пинки. Не случайны слова автора: «…обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расхо­дясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Пришвин Кладовая солнца анализ произведения

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

Пришвин — писатель, которого долгое время не признавали, а его произведения были не востребованными и только в последние десятилетия на данного автора обратили внимание, оценили его работы и стали активно изучать.

Однако до конца Пришвина пока так и не изучили. Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе.

Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей.

Анализируя работу М. Пришвина Кладовая солнца, мы попадаем в одну деревню, где знакомимся с героями произведения. Это сироты Митраша и его старшая двенадцатилетняя сестра Настя.

Это тяжелое послевоенное время, однако детям удается выживать, ведь имеется и небольшое хозяйство, да еще и соседи добрые и постоянно помогают, называя ребят любимцами.

С первых строк описания, мы видим, насколько любит автор своих героев, он внимателен к ним и с любовью знакомит нас с детьми, которым рано пришлось повзрослеть и возложить на свои плечи домашнее хозяйство. Используя образы детей, Пришвин показывает, насколько трудолюбивы крестьяне и с любой трудностью и сложностями они способны справиться.

Словом, пошли дети за приключениями и они их быстро настигли. Не найдя компромиссного решения, дети пошли разными дорогами и это все чуть не завершилось плачевно.

Митраша угодил в болото, которое чуть его не засосало, а сестра, увлекшись собиранием ягод, не сразу заметила, что ее брата долго нет и что он нуждается в помощи. Но все закончилось хорошо.

Митраша спасен, брат и сестра помирились, стали добрее и умнее и даже все ягоды отдали детям, которые были эвакуированы из Ленинграда.

В нашем анализе хочется отметить, насколько интересно обыгрывает писатель в своей работе Кладовая солнца сказочные мотивы. Читаешь произведение, и не сомневаешься, что описываются реальные жизненные ситуации.

Прекрасно описана здесь и природа, где автор не только описывает ее красоту, но и оживляет ее. Так, когда дети ссорятся, начинает выть ветер, как бы предупреждая, что дальше будут испытания и сложности.

Когда мальчик подходил к болоту, даже деревья и кусты пытались заслонить его от опасности, густо став на пути мальчика. Природа не бездействует, а всячески пытается помочь человеку.

Завершая анализ произведения Пришвина для 6 класса, скажу, данная работа пришлась мне по душе и я с удовольствием ее прочитал от начала и до конца, переживая за детей и за их судьбу.

«Кладовая солнца» — анализ произведения Пришвина

Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть фото Что такое палестинка в кладовой солнца. Смотреть картинку Что такое палестинка в кладовой солнца. Картинка про Что такое палестинка в кладовой солнца. Фото Что такое палестинка в кладовой солнца

Подзаголовок повести «Кладовая солнца», которую написал Михаил Пришвин, содержит указание жанра произведения. Это сказка-быль, что подразумевает переплетение реальных и сказочных события.

У нас вы можете также прочесть краткое содержание «Кладовой солнца».

Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется «Мужичком в мешочке».

В повести «Кладовая солнца», анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго.

Детям приходится рано становится взрослыми, решать «взрослые» проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет «нашими любимцами». Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга.

Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе «Кладовой солнца». Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о «палестинке», помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать «палестинку», чтобы побольше набрать сладкой клюквы.

В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

Важные детали анализа «Кладовая солнца»

Природа в сказке Пришвина «Кладовая солнца» играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и «оживил» ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь.

Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло.

Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

Образ старика Антипыча автор создал сказочно — неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться.

Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди.

Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге «маленьким Антипычем» нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

Непременно, делая анализ сказки «Кладовая солнца» Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило.

А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос.

Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

Выводы о характерах главных героев

Заметьте в анализе «Кладовой солнца», какими оказались на деле дети. Они испытали на себе удары жизни, но развили черты личности и качества, присущие добрым и отважным людям.

Настя осознанно решила отдать все собранные ягоды детям из Ленинграда. Есть и другие поступки ребят, которые вызывают восхищение.

Ясна и позиция самого Михаила Пришвина — он восхищен своими героями и хочет поделиться этими чувствами с читателями.

Мы надеемся, что данный анализ повести «Кладовая солнца» окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге, делитесь статьями с друзьями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *