Что такое паломнический туризм
О паломничестве
Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).
Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.
Поклониться святым местам
Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.
На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.
Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.
Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.
Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.
В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.
И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.
Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.
А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.
Паломник или турист?
|
Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.
Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?
Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.
Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.
Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.
Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.
Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.
Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.
Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.
И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.
Паломнический туризм и его место в системе туристской деятельности
Экономические науки
Похожие материалы
Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист-это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывания в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев.
Ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, продолжительность пребывания в месте поездки и, в-третьих, цель посещения.
В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоялых жителей. Например: паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. В религиозной литературе можно иногда встретить противопоставление паломников и туристов. С точки зрения теории туризма паломники, если они выехали за пределы обычной среды своего проживания, будут считаться туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, мигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) подобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО-отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение в пансионатах и др. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням.
Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует принимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды
Религиозный туризм-это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу. Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.
Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
На основании работ ряда ученых, в частности А. Ю. Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:
Рассмотрение туристского потенциала (турпотенциала) требует больших усилий. Теория турпотенциала находится в стадии становления, и исследователи предлагают совершенно разные концепции и точки зрения.
Экономика как условие включает в себя:
Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов содействовать восстановлению и развитию физических сил.
Можно выделить пять основных типов туристских ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические, инфраструктура и информационные. Каждый из этих типов включает также группы, виды и разновидности. Для примера рассмотрим экскурсионные ресурсы, инфраструктуру и информационные ресурсы.
Экскурсионные ресурсы состоят из следующих групп: культурно-историческое наследие, социальные, социокультурные и этнографические ресурсы.
Инфраструктура, как ресурс, включает следующие группы: транспортное обеспечение, система размещения, система питания, система производства сувенирной продукции.
Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Однако паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, так как ими движет осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом.
Туристский терминологический словарь говорит также об информационных ресурсах. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения из различных областей знаний. Кроме того, информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Носителями информации могут быть:
В религиозном туризме материальными объектами будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсий.
Нематериальными объектами являются индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.
В целом, паломнический туризм на сегодняшний день занимает самостоятельную нишу как вид туризма и приобретает все большую популярность, как в рамках внутреннего туризма, так и выездного.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Религиозно-познавательный туризм
География религиозного и паломнического туризма охватывает абсолютно все страны мира и уходит корнями в далекое прошлое.
Религиозный туризм – это направление отдыха привлекает не только истинно верующих людей, но и тех, кто хочет насладиться красотой архитектуры храмов и церквей, их убранством и особой атмосферой. В паломнические туры отправляются и в познавательных целях, и для того, чтобы очистить душу, обрести спокойствие, равновесие, стать более мудрым человеком.
Паломничество является перспективной и увлекательной формой туризма. Паломнические поездки развивают личность во всех отношениях, сближают народы и вселяют оптимизм в души верующих!
Паломничество — это особый вид путешествий, который связан с посещением святых религиозных мест и поклонения им. Оно существует в основных религиях и практиковалось ещё до рождения Христа. В древние времена данное занятие трудно было отождествлять с туризмом, поскольку паломники передвигались пешком и тратили силы.
Религиозный туризм – особое направление туризма
Современный туризм разнообразен. Есть путешествия для любителей острых ощущений, туры по оздоровлению и банальные школьные экскурсии. Операторы предлагают специфические поездки для нудистов и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Паломничество принято относить к культурному, познавательному и историческому туризму. Основные религии рождались именно в тех краях, где формировалась история и зарождалась современная культура (Израиль, Греция, Италия, Египет).
Сложно отделить веру от традиционных ценностей и цивилизации. Святые писания не создавались на пустом месте: часто это реальные исторические документы, определяющие дух эпохи и влияющие на будущее человечества.
Позитивные стороны паломничества
Пословица гласит — лучше один раз увидеть!
Паломнические туры сближают народы, помогают людям проникнуться атмосферой святых мест. Это прекрасный способ расширить свой кругозор и сделать небольшое научное открытие.
Даже атеисту будет интересно узнать для себя много нового и понять чувства верующих. Этот вид туризма отличается приемлемыми ценами и относительной безопасностью.
Даже во время наплыва туристов опытные экскурсоводы постараются обеспечить комфорт своим подопечным. Ошибочно считать, что паломники отправляются только на Ближний Восток. Паломнических мест много даже в центре России.
А мудрый христианин не откажется от поездки в Мекку или Медину.
Паломники — кто они?
Ошибка думать, что паломник является религиозным фанатиком и смотрит на мир сквозь унылую призму мракобесия. Настоящего паломника отличает неплохой уровень просвещённости и эрудированности.
Дальняя дорога требует умения рассчитать свои силы и сообразительности для общения с чужестранцами. Среди паломников можно встретить не только туристов зрелого возраста, но и молодёжь. Тяга к духовным познаниям характерна для многих молодых людей.
Современный паломник заметно отличается от человека, который в средние века добирался несколько месяцев до Земли Обетованной. Сейчас для этого необходима определённая сумма и документы, позволяющие пересекать границы.
Туры для паломников всегда учитывают возможные трудности для пожилых и больных людей, мудрый экскурсовод знает расположение бюджетных кафе и продумает маршрут так, чтобы не затронуть тонкую натуру верующего человека.
История возникновения религиозного туризма
Что такое религиозный туризм? Это направление путешествий, когда в маршрут обязательно включены места поклонения, имеющие особую ценность для народа. Храмы, соборы, монастыри, захоронения святых – основные объекты такого тура.
Любопытно, что оно – пожалуй, самое первое из существующих направлений отдыха во всем мире, появившееся тысячи лет назад, когда проводились разрозненные паломнические поездки. Религиозный мировой туризм развивался поэтапно:
Паломничество, как первое массовое явление международного религиозного туризма, относится к Средневековью – именно в это время вера имела особое значение, граничила с жестокостью и политическими мотивами.
Так, под эгидой церкви в другие страны отправлялись тайные агенты и шпионы, к слову, со своими обязанностями они хорошо справлялись – религия являлась надежной защитой.
Развитие религиозного туризма в мире
Принято считать, что современное распространение религиозного направления туризма в мире и рост спроса на паломнические туры – это заслуга церкви, того, что люди имеют веру, хотят обогатить свой духовный мир.
Однако и туристические компании заинтересованы в том, чтобы путешественники ездили по святым местам, ведь это – дополнительные деньги и хорошо продаваемые путевки. Сегодня выделяются два вида религиозного туризма:
Как показывает практика, значение религиозного туризма не столько в том, чтобы сделать прочнее духовные скрепы, но и дать туристу пищу для размышлений.
Именно соборы – та часть истории, которая в большинстве стран надежно охраняется, поэтому и дошла до наших дней в хорошем состоянии, чем не повод, чтобы прикоснуться к старине?
Особенности религиозного туризма в христианстве
Христианство – одна из старейших мировых религий, отличающаяся богатым духовным и культурным наследием наравне с буддизмом и исламом. Паломники выделяют несколько регионов мира, куда стоит поехать верующим людям:
Кстати, свои особенности имеет и религиозный туризм в буддизме – последователям нужно посещать места просвещения Будды, в основном это Индия и Непал. Приезд туристов сюда тоже приветствуется.
Развитие паломнического и религиозного туризма в России
Россия является той страной мира, где религии уделяется особое значение, церковь активно развивается, имеет массу привилегий и возможностей, определенных государством. Особенности религиозного туризма в России заключаются в том, что в каждом городе этой страны есть множество соборов – количество мест для поклонения огромно.
История религиозного туризма в России относится к этапу становления Руси – после принятия христианства церкви стали центром объединения русских земель. Их возводили для укрепления власти князя, а позднее – в качестве подарка, например, при очередной победе войска. К слову, сохранились и языческие святыни, но их можно встретить в меньшинстве. География религиозного туризма в России включает посещение таких культовых мест, как:
Кроме того, в маршрут путешествия стоит включить соборы Переславля-Залесского, Сергеева Посада, Ростова Великого, Ярославля и многих других российских городов. С годами актуальность религиозного туризма не теряется, и если в Советское время многие храмы и соборы были уничтожены, то сейчас идет их активное восстановление, для поклонения в Россию едут и иностранцы – места здесь действительно красивые и интересные.
Организация и технология религиозного выездного туризма
Можно с уверенностью сказать, что перспективы развития религиозного туризма не просто существуют, но и весьма радужны, ведь это направление пользуется большой популярностью у населения во всем мире. Путешественникам, предпочитающим религиозный заграничный туризм, стоит рассмотреть такие страны, как:
Конечно, нельзя оставлять без внимания и Израиль, Иорданию, Сирию, Египет – территорию, которая называется «Святой землей», а некогда относилась к древней Палестине. Организуя выездные туры, не следует забывать о необходимости получения разрешительных документов на въезд в чужую страну.
Правила религиозного туризма
Поездки по святым местам требуют соблюдения особых правил, ведь по незнанию любым неосторожным действием можно оскорбить чувства верующих людей. И если в одном храме вам могут сделать замечание, в другом – последствия окажутся более плачевными, вплоть до тюремного заключения. Чтобы избежать проблем, рекомендуется придерживаться следующих норм этикета:
Отправляясь в поездку, не забывайте, что такие туры – это не развлечение и не способ весело и непринужденно провести время. Это, в первую очередь, возможность изменить свой внутренний мир и отпустить плохие эмоции, многое осознать и переосмыслить.
Советы
Паломнические поездки связаны с определённым риском, наплывом посетителей в конкретные даты и периоды. Часто в перечень объектов попадают страны с жарким климатом, малоприветливым населением, большой вероятностью террористической атаки. Важно всегда быть в поле зрения экскурсовода, не отбиваться от коллектива, принимать к сведению все ценные указания. Особый риск — массовые скопления людей, которые случаются в святые праздники. Вашим лучшим другом будет осторожность, приветливость, спокойствие и сдержанные эмоции. Пристальное внимание должно уделяться:
Религиозные или паломнические туры – это популярное и интересное направление, которое притягивает миллионы путешественников. Святые места стоит включить в маршрут не только верующих людей, но и тех, кто хочет познакомиться с историей, любит красивую архитектуру и роскошное убранство. В храмах и соборах царит особенная благодатная атмосфера, не почувствовать которую просто невозможно – здесь удастся обрести душевное спокойствие и равновесие.