Что такое память в литературе

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое память» (ЕГЭ по русскому языку)

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Много писателей задавалось вопросом «Что такое память», поэтому данная тема поднимается в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Проблемы, волнующие человеческие умы на протяжении многих веков, обретают значение нравственных. Следовательно, сформированной личности нужно уметь разбираться в подобных вопросах и иметь навыки подтверждения собственных мыслей мнением более опытных и осведомлённых в данном направлении людей.

Проблема

Значение памяти для конкретного человека и всего человечества в целом.

Отношение автора к проблеме

Память – это широкое и жизненно важное понятие. Она бывает разной: о прошлом своей Родины, о прошлом своего народа, о близких людях, о любви, дружбе и счастье и о другом. Уважительное отношение человека к своей истории формирует историческую память. А помнить историю необходимо для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Опираясь на знания, приобретённые нашими предками, мы можем создать более совершенный мир. Наше будущее в наших руках.

Аргументы

Эпитеты к слову «память»

Бессмертная, вечная, бесподобная, лёгкая, странная, прекрасная, редкая, превосходная, временная, собственная, общая, минутная, детская, непонятная, неожиданная, удивительная, немалая, невероятная, настоящая, душевная, женская, мужская, нынешняя, подобная, полнейшая, невообразимая, небывалая, подлинная, истинная, человеческая, приятная, долгая, изумительная, феноменальная, зрительная, фотографическая, развитая, долговременная, наследственная, подсознательная, отменная, родовая, образная, коллективная, великолепная, превосходная, людская, здравая, отличная, визуальная, долгосрочная, историческая, исключительная, потрясающая, поразительная, неплохая, печальная, эмоциональная, духовная, душевная, замечательная, добрая, редкостная, бесподобная, недурственная, колоссальная, старая, детская, мучительная, болезненная, страшная, жуткая, ужасная, дикая, убийственная, исступленная, отчаянная, обречённая, невольная, тревожная, тупая, короткая, недобрая, плохая, ошибочная, скудная, странная, бедная, печальная, грустная, неумолимая, страшная, губительная, жестокая, дырявая, девичья, куриная, незавидная, никудышная, отвратительная, яростная, тёмная.

Синонимы к слову «память»

Воспоминание, прошлое, отголосок, сознание, подсознание, мозг, мышление, отражение, предыдущее, прошедшее.

Примеры из художественной литературы

В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.

Д.С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.

Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В.А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.

Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.

После сражений, очевидцем которых был В.А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.

Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.

В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.

Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.

Примеры из жизни

Народная мудрость

Афоризмы

Источник

Примеры памяти из литературы для сочинения

Проблема памяти прослеживается в творчестве многих писателей русской и зарубежной литературы на протяжении различных эпох. Память, это человеческий фактор, который воспринимает информацию, сохраняет ее и анализирует происходящее. Без памятного прошлого не будет легендарного настоящего и счастливого будущего.

Размышления о сохранении культурного наследия заметны в книге русского филолога Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Автор открыто призывает задуматься о разрушенных памятниках архитектурных сооружениий и мемориалах, которые невозможно восстановить, а значит, они навечно вычеркнуты из людской памяти. Каждый гипсовый постамент или мраморная статуя таит в себе вековую историю того времени, к которой принадлежит. Беречь и поддерживать культуру наших предков, это прямая обязанность современного человечества.

Роль духовной сферы в жизни простых людей заметна в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». О важности культуры и искусства писатель говорит устами своего главного героя Павла Кирсанова. Диалог Кирсанова и Базарова направлен на развитие культуры и искусства в человеке, воспитанию духовности и нравственности, а значит и уважению к достопримечательностям прошлого.

Проблему исторической памяти поднимает Б. Л. Васильев в романе «В списках не значился». Образ героя Второй Мировой Войны Николая Плужникова – собирательный, он объединяет безымянных героев, имена которых не известны настоящему поколению, однако подвиг их бессмертный и значимый. Защитник Брестской крепости наводил ужас на оккупантов своей смелостью и отвагой, он героически погиб, но даже враг признал силу духа русского солдата. Память о неизвестных солдатах должна жить и передаваться из поколения в поколение.

Тему исторической памяти поднимал А. Т. Твардовский в стихотворении «Есть имена, и есть такие даты…». Писатель наделил лирического героя богатым духовным миром, он переживает о войне, о сотнях погибших и о счастье будущего человечества. Герой не причастен к происходящему, но чувство вины, в том, что он живет и наслаждается тем, что другим не доступно, постоянно его гложет. В лирике русского писателя звучит призыв к памяти о тех, кто отдал свою жизнь в военные годы.

Уважение и память к семейным ценностям прослеживается в рассказе К. П. Паустовского «Телеграмма». Настя, живет своей жизнью и о престарелой матери старается забыть, всячески находя оправдания. Не уделяя должного внимания той, которая не досыпала ночей ради ребенка, дочь ощущает потерю мамы, только после ее смерти. Запоздалые раскаяния неблагодарной Насти затрагивают тонкие душевные струны читателя, подводят к выводу о памяти и ценности семейных отношений.

Литературные произведения учат помнить и хранить то, что нам досталось из истории прошлого и ценить то, что имеем в мире настоящем.

Также читают:

Картинка к сочинению Примеры памяти из литературы

Популярные сегодня темы

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

Мировой литературе известно множество примеров того, как молодой и сильный человек по сложившимся обстоятельствам становится разбойником. Не исключением является и повесть Пушкина «Дубровский».

Это очень приятная картина, семейная и светлая. Кажется, что я видел её уже где-то… На какой-то пачке чая, по-моему. Здесь всё так естественно. Она совсем не похожа на старые фамильные портреты

Жизнь великого русского поэта М. Ю. Лермонтова началась с рождения в 1814 году в столице России. Родители мальчика относились к разным сословиям. Мать Михаила – Марья Михайловна имела прямое отношение

Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.

Источник

Что такое память в литературе

Прием «Питера Пэна» — гротеск: когда существующие реально проблемы и ситуации описываются в фантастическо-комическом стиле. Детские страхи и страшные истории, которыми пугают родители, вдруг оказываются реальностью. Обычная детская безответственность вдруг превращается в клеймо на всю жизнь.

«Питер Пэн» — о взрослении, детстве и ответственности. Желание остаться в мифическом мире, где нет старости и смерти, не только детская фантазия, но и выбор между беспамятством, вечной игрой и ответственностью. Сорванец Питер глубоко несчастен в своей реализовавшийся детской утопии. Питер Пэн находится в поле постоянной игры, он лишен памяти. Бесконечное детство, как и инфантилизм, могут стать причиной глубокого одиночества и бессердечия.

Контекст

В 1897 году в Кенсингтонском саду в Лондоне дети Джордж, Джек и Питер Ллуэлин Дэвис (всего братьев было пять, Майкл и Николас родились позже), гуляя с няней, знакомятся с писателем Джеймсом Барри. Между детьми и писателем начинается дружба, на которую родители смотрят неоднозначно. По общепринятой версии, мать была не против, а вот отец ревновал к бездетному Барри, который дурачился и играл с его сыновьями. Тем не менее Барри становится другом семьи.

Родители, Артур и Сильвия, принимают его в своем доме. Майкл Дэвис становится прообразом Питера Пэна. Вскоре родители умирают, заботу о детях берут на себя друзья семьи, в том числе и уже известный писатель, который оплачивает образование братьев.

Прототипом Венди, скорее всего, стала мать Джеймса Барри — Маргарет Огилви, потерявшая свою мать в восемь лет и взявшая на себя все тяготы домашней работы. Автор «Питера Пена» вырос в большой бедной семье ткача, пережил девять братьев и сестер, многие из которых умерли еще в детстве. Все ужасы положения рабочих в викторианской Англии он знал не понаслышке. Встреча с семьей Дэвис стала для него поводом задуматься о счастливом детстве, которого ни у него, ни у его родителей не было. Именно цикл произведений о Питере Пэне сделал его знаменитым и состоятельным. Все средства от публикаций книг о никогда не взрослеющем мальчике Барри еще при жизни передал одной из лондонских детских больниц.

«Питер Пэн» Джеймса Барри

Цикл повестей о Питере Пэне — «Питер и Венди» и «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» — одно из самых популярных детских произведений ХХ века. Чаще всего под заглавием «Питер Пэн» выходит повесть о девочке Венди Дарлинг, которая при странных обстоятельствах знакомится с мальчиком Питером. Узнав, что Венди умеет рассказывать сказки, Питер уговаривает ее полететь в сказочную страну, где живут феи, индейцы, пираты и потерявшиеся дети. Венди соглашается и со своими братьями летит на остров Неверленд (в разных русских перводах называется Нетинебудет, Нигдешний, Гдетотам, Нигде или Неведомая страна), где дети никогда не взрослеют. Питер предлагает игру Венди: они — папа и мама, а остальные — их дети.

Необычные приключения даются лишь в обмен на забвение — дети должны забыть о своих настоящих родителях. Сказки, рассказанные Венди, заставляют их вспомнить, что есть настоящая жизнь: с папой, мамой и домом. И потерявшиеся дети начинают хотеть вернуться в реальный мир. Питер не хочет улетать, пытается убедить детей, что родители давно их забыли, но в последний момент все-таки отпускает всех, включая Венди. Через много лет он опять появляется в ее жизни, совершенно не замечая перемен, которые с ней произошли: для него это не важно, он не понимает и не помнит, сколько прошло времени. Питер нуждается в сказках, и теперь уже дочь Венди на время улетает с ним.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

«История старой квартиры» Александры Литвиной — детская книга на недетскую тему. Она рассказывает о памяти вещей и воспоминаниях людей, которые и определяют культурный багаж человека. Из кусочков разрозненных воспоминаний жителей одной квартиры складывается история страны, которая ярче и отчетливей, чем из официального учебника.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Дом странных детей мисс Перегрин

Экранизация одноименного бестселлера для подростков американского писателя Ренсома Риггза. Наиболее современный фильм о памяти и беспамятстве, желании и нежелании взрослеть, инфантильной безответственности и обретении ответственности.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Прием

Основной литературный прием «Дающего» — гипербола. С целью усиления воздействия на читателя автор сознательно преувеличивает. Существующие идеи и тенденции в жизни государства, общества или семьи автор развивает и подробно показывает, к чему они могут привести, если общество и дальше будет развиваться по такому пути.

Пытаясь воспитать идеальных граждан и уберечь детей от любого дурного влияния, государство и общество достигли больших успехов. Но стремление защитить детей от всего все больше стало приводить к цензуре. Индексы запрещенных для того или иного возраста книг или фильмов стали становиться все строже, а созданные в другие эпохи произведения — выхолащиваться. Лори показывает, до чего могут довести безграничные попытки защитить детей. Мы боимся расизма — значит, вообще не будем рассказывать детям, что существуют цвета. Мы боимся жестокости — вообще не будем рассказывать детям ничего, что может вызвать у них хоть какую-то эмоцию. В итоге у детей отнимают память, потому что в воспоминаниях может быть что-то опасное для них. Так, стремясь спасти детей, общество превращает их в живых мертвецов, напрочь лишенных любой коллективной памяти.

Контекст

Судя по интервью, идея книги пришла писательнице в период наблюдений за старческой амнезией своего отца: «У него не была Альцгеймера, но он стал частично терять память, как случается в старости». Однажды она показала отцу фотографию своей сестры, умершей 28-летней: он не вспомнил девушку и поинтересовался ее жизнью. Лоури созналась, что сестра мертва, и «начала думать о романе, в котором люди нашли способ манипулировать памятью, чтобы не пришлось помнить ничего плохого». Тем не менее «Дающий» — это, конечно, не семейная драма, а этическое и отчасти политическое высказывание о том, к каким последствиям ведет беспамятство. Недаром в девяностых в Соединенных Штатах вокруг книги развернулась острая полемика, а во многих школах ее запретили (самая популярная причина — «не подходит по возрасту»), хотя примечательнее вообще-то, что ее включили в школьную программу.

«Дающий» Лоис Лоури

Имеющая культовый в США статус подростковая антиутопия о том, как свободу в обществе незаметно подменили абсолютным контролем, изъяв у его членов все воспоминания о прошлом. В коммуне, где живут персонажи романа, установлен принцип «одинаковости»: круглый год там одинаковая погода, вокруг — однотипный пейзаж, который сами жители видят лишь в серых тонах, потому что не знают, что на свете есть цвета. У них нет различий в быту, а значит, нет злобы и любви, нет страстей как таковых и в конечном счете нет индивидуальности — потому что нет воспоминаний о том, как жили и что испытывали предки. Любые внезапные индивидуальные различия бездумно караются во имя мира в одноликой коммуне и во имя спокойствия каждого отдельно взятого ее члена.

На всякий случай в этом безликом мире сохранена фигура Принимающего, который отбирает и хранит воспоминания всех поколений, а перед выходом на пенсию отдает их своему преемнику. Его функция исключительно утилитарная: люди не знают ни боли, ни вражды — память о них схоронена в Принимающем, а если возникает нужда в знаниях и мудрости, обращаются к нему за советом. Эта монохромная гармония рушится (вернее, расцветает), когда набитый под завязку воспоминаниями престарелый Принимающий передает их следующему — главному герою, которого ошеломляет возможность видеть солнечный свет, различать цвета и испытывать эмоции.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Немудрено, что в мире «Дающего» доступом к книгам обладает только специальный хранитель памяти: если бы там открыли хоть одну публичную библиотеку с минимальным каталогом, безжизненной невозмутимости коммуны пришел бы конец. Эта библиофобия отсылает, конечно, к антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Достаточно вспомнить пламенный монолог одного из протагонистов: «Но заметьте — даже в те давние времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они давали нам. Мы продолжали осквернять память мертвых, мы плевали на могилы тех, кто жил до нас. В ближайшую неделю, месяц, год мы всюду будем встречать одиноких людей. Множество одиноких людей. И когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим».

Проблема памяти играет важную роль и в самом знаменитом детском произведении XXI века — серии романов о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Воспоминания о родителях, которые погибли от рук Волдеморта, защищая его, важны для самоидентификации главного героя. Причем это не настоящие воспоминания (в момент гибели матери и отца Гарри был младенцем), они позаимствованы у друзей и знакомых. Память о подвиге родителей определяет поступки и идентичность мальчика, который выжил, а вспоминает он о них едва ли не чаще, чем о живых: в первом томе в зеркале Еиналеж Гарри видит родителей, воспоминания о них помогают вызвать патронуса и т. д.

Не менее важную роль в этих романах играет и коллективная память: волшебники помнят о недавней попытке Темного Лорда захватить власть и установить квазинацистскую диктатуру, пытаются не допустить его возвращения, но в результате не справляются. Таким образом, личная память оказывается эффективнее коллективной. Есть в поттериане и третий вид памяти, необычный, — это объективированная память. В «Кубке огня» впервые упоминается так называемый Омут памяти — сосуд, в который можно помещать воспоминания (волшебники вытягивают их из головы палочками) и потом показывать другим; достаточно сунуть голову в сосуд, чтобы увидеть чужое прошлое от первого лица. С помощью этого артефакта Гарри удается разобраться в хитросплетениях прошлого, о которых больше неоткуда узнать.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературеВ произведениях массовой культуры разнообразные проблемы с памятью у главного героя — расхожий троп, достаточно вспомнить «Идентификацию Борна» или «Вспомнить все» (оба фильма сняты по мотивам: одноименного романа Роберта Ладлэма и рассказа «Мы вам все припомним» Филипа Дика соответственно). Однако никакой социальной подоплеки у сюжетных ходов, связанных с потерей памяти или ложными воспоминаниями, часто просто нет.

Одно из знаковых исключений — основанный на реальных событиях анимационный фильм «Вальс с Баширом» о ветеране Ливанской войны 1982 года. Бывший военнослужащий израильской армии пытается восстановить вытесненные воспоминания о резне в Сабре и Шатиле — лагерях палестинских беженцев, в которых вооруженные силы ливанских националистов устроили массовую резню. Ветерана мучают кошмары, и он никак не может понять, откуда они взялись. Он начинает вспоминать свой военный опыт и понимает, что кошмар связан с тем, что он пытался забыть, как стал свидетелем резни в палестинских лагерях, которую он, как солдат израильской армии, видел, но так и не попытался предотвратить. О неприятном, не укладывающемся в нормальную логику событии хочется забыть. Но кошмар из прошлого так просто не отпускает.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

Прием

Основной литературный прием, используемый Маркесом, — синекдоха: желая поговорить об общем, автор говорит о частном. Чтобы рассказать об истории всей страны, Маркес говорит об истории одной деревни и одного рода, но читатель понимает, что речь идет про более глобальные вещи.

На примере истории одной деревни Маркес рассказывает историю своей страны, Колумбии, государства, которое отказалось от исторической памяти, не смогло учиться на своем опыте и в результате попало в страшную петлю бесконечных гражданских войн и непрекращающейся жестокости. Впрочем, с таким же успехом можно перенести эту историю на всю Латинскую Америку или даже на всю планету. Лишенное коллективной памяти общество обречено раз за разом повторять ошибки предков.

Контекст

Момент с орденом, который не может найти своего орденоносца, не случаен: война — еще одна важная тема романа, местами переплетающаяся с темой памяти и забвения. Одна гражданская война в несчастной стране становится причиной другой гражданской войны — и так до бесконечности. Маркес, свидетель Ла Виоленсии — произошедшего в 1948–1958 годах вооруженного конфликта между либералами и консерваторами, причины которого уходили корнями вглубь XIX века, — говорил, что война в Колумбии для него не закончена. Следы этой травматической памяти содержат и «Сто лет одиночества», и другие романы Маркеса.

Цитата:

«Волнений индианки не понимал никто. «Не будем спать? Тем лучше, — говорил с довольным видом Хосе Аркадио Буэндиа. — Продлим себе жизнь». Но Виситасьон объяснила им, что самое страшное в бессонной болезни не то, что нельзя сомкнуть глаз, — ведь тело не устает, — а то, что в конце концов человек предает забвению всех и вся. Она объяснила, что, когда заболевший привыкает к бдению ночью и днем, из его памяти начинают сначала стираться воспоминания детства, потом забываться имена и названия вещей и, наконец, он перестает различать людей, не помнит, кто он сам, и впадает в своего рода маразм, навсегда расставаясь с воспоминаниями о прошлом».

«Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса

Magnum opus Маркеса невозможно заключить в какие-либо определенные тематические рамки. Быть может, это и есть признак по-настоящему великого произведения. Красной нитью через книгу проходит несколько сквозных тем, и одна из них — запутанный клубок проблем, касающихся прошлого, памяти и забвения. Начать стоит хотя бы с того, что на памяти сосредоточены и увертюра, и кода повествования: оно открывается воспоминаниями полковника Аурелиано Буэндиа, а завершается коллективным забвением его города и рода — будет «стерт из памяти людей». Да и само генеалогическое древо Буэндиа недвусмысленно показывает, что у семейства неполадки с естественным течением времени: все эти сменяющие друг друга по кругу Аурелиано и Аркадио — пугающий знак того, что род Буэндиа безнадежно застрял в прошлом, которое все возвращается и возвращается.

И ладно бы это было вечное возвращение Ницше, несущее одну лишь радость, — увы, поколения Буэндиа тянут за собой, как говорит матрона Урсула Игуаран, «сумасбродство родителей». Никто из потомков не унаследовал жизненных сил Урсулы, которые она долгие годы направляла на заботу о семействе: «Когда Урсула узнала, что Хосе Аркадио Второй стал петушатником, а Аурелиано Второй веселит аккордеоном друзей своей сожительницы на шумных вечеринках, она думала, что рехнется от стыда. Словно бы оба брата унаследовали только семейные пороки и не могут похвастать ни одной семейной добродетелью». Здесь есть странная диалектика: с одной стороны, родственные узы Буэндиа крепче некуда из-за кровосмешения, с другой — налицо прогрессирующее забвение их родства, традиции, памяти предков, которое нарастает с каждым поколением.

Однажды беспамятство обостряется настолько, что оборачивается коллективным маразмом и жители Макондо забывают основные категории своего бытия: у входа в поселение приходится поставить знак «Макондо» (и прилепить такие ярлыки ко всем предметам в городке), а на главной улице — плакат «Бог существует». В эти мрачные времена жители Макондо деградируют практически до уровня коммунаров из «Дающего» (которые не различали цветов, а детям присваивали номера): родной отец виделся им «неким темноволосым человеком», а мать — «какой-то белокурой женщиной с золотым кольцом на левой руке». Каждый Буэндиа был обречен на свою разновидность одиночества, но одиночество безродства, лишенности традиции в конечном счете они разделили поголовно. В какой-то момент забвение «безжалостно расправилось с воспоминаниями и отшибло память у людей до такой степени», что когда в Макондо «прибыли представители президента Республики, чтобы наконец вручить орден, от которого не раз отказывался полковник Аурелиано Буэндиа, им пришлось потерять день в поисках кого-нибудь, кто мог бы сказать, где можно найти одного из его потомков».

Если оставить за скобками магический контекст, у истоков проклятия рода Буэндиа есть вполне конкретная причина: ведь основатели Макондо, Хосе Аркадио и Урсула Игуаран, вступили в кровосмесительную связь вопреки запретам родителей, тем самым сделав первый шаг в сторону от традиции. Брак, основанный на «общих угрызениях совести», а не любви, бросил тень на все будущие поколения, каждое из которых по-своему продолжало упражняться в беспамятстве.

Что такое память в литературе. Смотреть фото Что такое память в литературе. Смотреть картинку Что такое память в литературе. Картинка про Что такое память в литературе. Фото Что такое память в литературе

В отечественной словесности сложно что-либо уподобить книге Маркеса, однако кое-какие аналогии можно провести — в частности, с романом «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова, самой известной советской книги о памяти и беспамятстве. Память для Айтматова обеспечивает «нерасторжимую связь человека и человечества». В предисловии писатель это формулирует напрямую: «Человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем». Слово «манкурт» из романа, обозначающее человека без памяти, стало нарицательным: «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом».

«Прощание с Матерой» Валентина Распутина тоже о памяти и беспамятстве. Для героев книги деревня не просто «материальный объект», подлежащий уничтожению, но сама их память. Покидая деревню, они становятся безродными, лишаются своей сущности. Вся их жизнь превращается в далекие воспоминания, покрытые водой, а сама деревня перед затоплением будет еще и уничтожена тяжелой техникой. Борьба с неизбежным выселением — это борьба за свою живую память.

В романе «Текст» Дмитрий Глуховский описывает, как современные технологии могут создать ложную память. Герой, убив своего врага, завладевает его телефоном — и фактически крадет его личность. Информации, содержащейся в любом современном смартфоне, хватит на то, чтобы воспроизвести с большой достоверностью индивидуальность и память другого человека.

Умберто Эко в книге «Таинственное пламя царицы Лоаны» рассказывает историю букиниста, который из-за травмы головы потерял память. С помощью своих старых книг он заново переживает все события ХХ столетия, в том числе и самые печальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *