Что такое память жанра
Память жанра
Память жанра это понятие, сформулированное М.М.Бахтиным в книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) в связи с исследованием жанровых истоков полифонического романа и имеющее непосредственное отношение к концепции жанра как «зоны и поля ценностного восприятия и изображения мира» (Бахтан М.М. Вопросы литературы и эстетики), а также мысли о том, что именно жанры являются главными героями истории литературы, обеспечивающими преемственность ее развития. Жанр, по Бахтину, «живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития» (Проблемы поэтики Достоевского). Память жанра раскрывается в целостной, но двоякой соотнесенности:
Память жанра подразумевает реализацию в большом времени изначально заложенных в жанре возможностей смысла — того, чем было «чревато» его прошлое; при этом чем более высокого и сложного уровня достиг жанр, тем ярче проступают в нем черты архаики, определявшие его в момент зарождения, т.е. «тем он лучше и полнее помнит свое прошлое». Отсюда ясно, что «память» имеют лишь жанры, способные к понимающему овладению действительностью, представляющие собой «форму художественного видения и завершения мира» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества), — такие, которые стали результатом отвердения в жанровую форму некоторого существенного ценностно-смыслового жизненного содержания. Именно таковым, по мысли Бахтина, явился возникший в эпоху кризиса мифологического сознания и адекватно отразивший особенности своего времени жанр мениппеи — один из истоков полифонического (см. Полифония) романа Достоевского. «Достоевский подключился к цепи данной жанровой традиции там, где она проходила через его современность… Не субъективная память Достоевского, а объективная память самого жанра, в котором он работал, сохраняла особенности античной мениппеи» (Проблемы поэтики Достоевского), возродившейся и обновившейся в творчестве писателя. Память жанра осмысляется Бахтиным как понятие исторической поэтики, ибо относится к истории жанра, позволяя связать воедино разные ее этапы. Она объясняет жизнь жанра в веках, будучи определяющей тождество жанра самому себе глубинной характеристикой, залогом единства жанра в многообразии его исторических форм. Как сущностная жанровая категория Память жанра не есть, вместе с тем, его дефиниция. Более того, она принципиально противопоставлена традиционно-риторическому способу выделения жанра: «описывающий нечто в такой-то форме»; закономерности ее — совершенно иного уровня, чем единственно доступные поэтике под знаком риторики чисто литературные, налично-общие закономерности: они лежат на границе литературы и внехудожественной реальности, где и строит свою концепцию жанра Бахтин. Без осознания специфики этой концепции понятие Память жанра не может быть результативно использовано.
Память жанра
Память жанра это понятие, сформулированное М.М.Бахтиным в книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) в связи с исследованием жанровых истоков полифонического романа и имеющее непосредственное отношение к концепции жанра как «зоны и поля ценностного восприятия и изображения мира» (Бахтан М.М. Вопросы литературы и эстетики), а также мысли о том, что именно жанры являются главными героями истории литературы, обеспечивающими преемственность ее развития. Жанр, по Бахтину, «живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития» (Проблемы поэтики Достоевского). Память жанра раскрывается в целостной, но двоякой соотнесенности:
Память жанра подразумевает реализацию в большом времени изначально заложенных в жанре возможностей смысла — того, чем было «чревато» его прошлое; при этом чем более высокого и сложного уровня достиг жанр, тем ярче проступают в нем черты архаики, определявшие его в момент зарождения, т.е. «тем он лучше и полнее помнит свое прошлое». Отсюда ясно, что «память» имеют лишь жанры, способные к понимающему овладению действительностью, представляющие собой «форму художественного видения и завершения мира» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества), — такие, которые стали результатом отвердения в жанровую форму некоторого существенного ценностно-смыслового жизненного содержания. Именно таковым, по мысли Бахтина, явился возникший в эпоху кризиса мифологического сознания и адекватно отразивший особенности своего времени жанр мениппеи — один из истоков полифонического (см. Полифония) романа Достоевского. «Достоевский подключился к цепи данной жанровой традиции там, где она проходила через его современность… Не субъективная память Достоевского, а объективная память самого жанра, в котором он работал, сохраняла особенности античной мениппеи» (Проблемы поэтики Достоевского), возродившейся и обновившейся в творчестве писателя. Память жанра осмысляется Бахтиным как понятие исторической поэтики, ибо относится к истории жанра, позволяя связать воедино разные ее этапы. Она объясняет жизнь жанра в веках, будучи определяющей тождество жанра самому себе глубинной характеристикой, залогом единства жанра в многообразии его исторических форм. Как сущностная жанровая категория Память жанра не есть, вместе с тем, его дефиниция. Более того, она принципиально противопоставлена традиционно-риторическому способу выделения жанра: «описывающий нечто в такой-то форме»; закономерности ее — совершенно иного уровня, чем единственно доступные поэтике под знаком риторики чисто литературные, налично-общие закономерности: они лежат на границе литературы и внехудожественной реальности, где и строит свою концепцию жанра Бахтин. Без осознания специфики этой концепции понятие Память жанра не может быть результативно использовано.
Конспект урока музыки на тему «О чём рассказывает музыкальный жанр: Память жанра» (7 класс)
Урок 13. О чём «рассказывает» музыкальный жанр: «Память жанра»
Планируемые результаты учебной деятельности:
— осознание жанров в искусстве как исторически сложившихся видов произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и условиями восприятия.
— осознание многозначности и разнообразия музыкальных жанров.
— умение назвать и охарактеризовать разные музыкальные жанры;
— овладение навыками исполнения русской народной многоголосной песни.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о жанровой основе музыки.
Живопись: В. Гаузе. «Бал в Хофбурге»; Ж.П. Норблен де ла Журден. «Полонез».
Музыка: Ф. Шопен. Полонез, соч. 53 № 6 (№ 13 аудиоприложения ).
Песенный материал: Русская народная песня «Ты, река ль моя, реченька», обработка А. Лядова.
Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о жанрах в искусстве, о «памяти жанра». Чтение и объяснение фрагмента стихотворения А. Блока. Смысловое прослушивание и анализ Полонеза Ф. Шопена. Анализ нотного примера. Сравнительный анализ музыки и картин с изображением танцующих. Разучивание и трёхголосное исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька». Анализ музыкально-выразительных средств песни.
Формы педагогического контроля: Контроль понимания терминов «жанр», «хорал», «былина», понятия «память жанра». Контроль участия в беседе о разных жанрах в искусстве. Контроль певческих навыков при исполнении русской народной песни. Контроль анализа музыки полонеза (слуховой анализ и анализ нотного примера). Контроль выстраивания ассоциативных связей между картинами с изображением балов и музыки полонеза.
Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений: «Окиан-море синее» (Вступление к опере «Садко») Н. Римского-Корсакова, «Лесной царь» Ф. Шуберта, Прелюдия №12 С. Рахманинова.
Назовите музыкальные произведения, фрагменты из которых сейчас прозвучали.
В каком музыкальном жанре был представлен лирический образ? Эпический? Драматический?
Как связан характер музыкального образа с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
Сообщение темы урока. Целеполагание
Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.
Тема урока – «Память жанра». Сегодня мы рассмотрим понятие жанра в историческом ракурсе, поговорим о существующем разнообразии музыкальных жанров, их видах, происхождении, жизненном назначении. Также вы поучитесь исполнять русскую народную многоголосную песню.
Итак, разберёмся в понятии «память жанра».
Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
С. Боттичелли.
О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты, в частности Александр Блок:
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным. А. Блок
Музыка делится по своему назначению на непосредственно связанную с потребностями человека и не несущую конкретных жизненно-бытовых функций.
Бытовые жанры сосредоточивали в себе типичные интонации и ритмы эпохи.
Народные песенно-танцевальные жанры влияли на развитие профессиональной музыки. Так, австрийские песни и танцы легли в основу творчества Й. Гайдна, французские революционные песни «питали» музыку Л. Бетховена.
Изучите картины с изображением танцующих, определите танцы, которые изображены на них.
Ж.П. Норблен де ла Журден. Полонез
— На картине В. Гаузе изображено кружение пар в вальсе на балу XIX в.
3) Связь музыкального жанра и музыкального образа
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы.
Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.
Слово «полонез» в переводе с французского означает «польский».
Полонез — величественный танец-шествие.
Его истоки — в старинном крестьянском танце, который был сначала чисто мужским и четырёхдольным. В XVII в. полонез приобретает характерный ритм — раздробленную первую долю. Полонез становится трёхдольным, хоть его сходство с маршем не исчезает.
В XVIII в. начинают сочиняться полонезы не для танца, а для слушания и музицирования.
Полонезы сочиняли многие композиторы — И.С. Бах, В.А. Моцарт, М. Глинка, Г. Венявский, М. Огиньский. Создавались и полонезы с хором: например, полонез О. Козловского «Гром победы, раздавайся!», полонезы в операх («Жизнь за царя» М. Глинки).
Непревзойдённой вершиной жанра и символом Польши стали полонезы Ф. Шопена. Этот жанр у Шопена неотделим от истории его родины. В полонезах Шопен вспоминает о былом величии Польши, скорбит о её порабощении, мечтает о будущем процветании.
2) Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор
А) Слушание и музыкальный анализ
Знаменитый Полонез, соч. 53 написан в 1842 г., когда Шопену было 32 года. Энергичность, пышность рыцарского полонеза соединены в нём с поэтичностью и свободой фантазии.
Прослушайте, охарактеризуйте музыкально-выразительные средства, запечатлевшие музыкальный образ и жанр.
Б) Работа над нотным примером
В нотном примере 12 ученики отмечают многозвучность и пышность аккордовой фактуры, мажорный лад, типичный упругий ритм полонеза, громкую динамику. Хоть музыка написана для фортепиано, в ней как бы слышится и представляется мощное оркестровое звучание.
Всё это создаёт блестящий праздничный и торжественный образ.
Часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
1) Жанр протяжной народной песни в творчестве А. Лядова
Сегодня на примере русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька» в обработке русского композитора А. Лядова вы познакомитесь с жанром протяжной песни.
Протяжные песни — старинный жанр, имеющий долгую историю. Для протяжных песен характерны медленный темп, минорный лад, долгая распевная мелодия, переменный размер, плавный ритм. В мелодии обычно на один слог распевается несколько звуков.
Композитор очень бережно относился к народным напевам, и глубоко воспринимал их. Народное песенное творчество было для него, прежде всего, реалистическим искусством, которое, по его словам, «никогда не лжёт», искусством, в котором отражается народный характер — «ясность» мысли, «прямодушие». Для его обработок характерны лаконичность, изящество, тонкое ощущение стиля.
Знакомимся с жанром песни «Ты, река ль моя, реченька».
2) Слушание и анализ музыкально-выразительных средств песни «Ты, река ль моя, реченька» — https://youtu.be/u0PAWLpJaJA
Динамика – в основном р (тихая).
Характер звучания – задумчивый, светлый, мягкий, спокойный.
Вокально-хоровая работа : р абота над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
Ты река ль, моя реченька.
Ты течёшь, не колыбнешься.
Ты дитя ль, моё дитятко,
Ты сидишь, не улыбнешься.
Вы сестрицы, подруженьки,
Для чего же мне радоватися?
В искусстве существует множество разнообразных жанров. Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. Ведь все жанры, в основном, – это уже исторически сложившиеся виды произведений в соответствии с их происхождением, предназначением в жизни, местом и условием исполнения. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
А вот жанр вокальной музыки, как народная песня, является самым древним в истории развития музыки.
Жанры русских народных песен отражают всю прелесть души русского народа, в них обычно восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.
Основные жанры русских народных песен:
Трудовые песни — напевались при работе для облегчения трудовой деятельности человека;
Частушки — несли в себе большой смысл русского слова: них выражалось основное настроение народа;
Календарные песни — используются на различных календарных праздниках (например, в Рождество Христово или под Новый год).
Колыбельная — нежные, простые и ласковые песни, которые исполняли матери своим детям. Как правило, в таких песнях мамы знакомили своих детей с окружающим миром.
Семейные (или обрядовые) песни — использовались на различных семейных праздниках: на свадьбах, при рождении ребёнка, отправления сына в армию и т.д. Такие песни сопровождались определённым обрядом.
Лирические, протяжные композиции — в таких произведениях упоминается нелёгкая доля русского народа (тяжёлая женская доля и нелёгкая жизнь простых крестьян).
Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
Как ты понимаешь выражение «память жанра»?
Выучи текст песни «Ты, река ль моя, реченька».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: Жанр, хорал, былина, полонез, лирическая народная песня, обрядовая песня, понятие «память жанра».
Урок музыки: Память жанра
О чём рассказывает музыкальный жанр
«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.
Огромный мир музыкального содержания зашифрован, прежде всего, в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определённые образы и представления.
Не правда ли, в нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественная поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная).
Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным…
Слушание: Фредерик Шопен. Полонез ля-бемоль мажор (фрагмент).
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так, существует легенда о том, что Ф. Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
Слушание: Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».
Народные былины в «Садко» Николая Андреевича Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.
Слушание: Римский-Корсаков. Величальная песня из оперы «Садко».
Хорал в кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.
Слушание: Прокофьев. «Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр Невский».
Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей.
Как много сумел сказать француз Морис Равель в своём испанском танце «Болеро».
Слушание: Равель. «Болеро».
Михаил Иванович Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
Слушание: Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент).
Модест Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу средневековой Европы с её трубадурами и величественно-печальными рыцарями.
Слушание: Мусоргский. «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки».
Пётр Ильич Чайковский в «Итальянском каприччио»!
Слушание: Чайковский. «Итальянское каприччио».
Подобными примерами полна многовековая история музыки. Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.
Слушание: Чайковский. Симфония № 4. Финал (фрагмент).
Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
Почему так происходит?
Об этом очень точно сказал венгерский композитор, собиратель народных песен Бела Барток: «Деревенская музыка служит определённой цели, имеет определённую программу, связанную с определёнными обычаями, согласно неписаным законам деревни. Рождество следовало отмечать сказаниями о старине, свадьбу можно было проводить лишь с соблюдением определённых обрядов, во время жатвы полагалось петь песни урожая».
Из этих слов ясно, что музыкальное содержание, в течение долгих веков закреплённое за определённым жанром, стало вечным и неотъемлемым его спутником, так что, слушая музыку определённого, давно сложившегося жанра, мы связываем с нею и конкретную, только ему присущую содержательность.
Сравните звучание двух маршей:
марша из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».
А как разнообразны вальсы!
Ярко и полнокровно звучит вальс из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». В его звуках мы почти зримо угадываем ослепительный свет бальной залы, нарядных гостей, съезжающихся на шумный и весёлый вечер.
Слушание: Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
Поэтично и нежно звучат вальсы Фредерика Шопена, навевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности.
Слушание: Шопен. Вальс Си минор.
И всё же, несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры остаются узнаваемыми.
Певучесть, мелодичность, протяжённость свидетельствуют в пользу песни, трёхдольность в сочетании с непрерывностью «кружащегося» ритма напоминает нам вальс и т. д.
И, слушая музыку, наблюдая, как эти звуки, напевы и фразы постепенно складываются в стройное звучащее целое, мы понимаем: музыка самодостаточна, в живом звучании она выражает своё содержание со всей возможной полнотой. И никакие слова не скажут за неё то, что может рассказать о мире и обо всех нас сама музыка.
Тема: О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).
Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).
Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).
Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: О чём рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»
III. Работа по теме урока.
Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. Александр Блок |
– Как вы понимаете выражение «память жанра»?
Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателей определённые образы и представления.
О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты.
Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так существует легенда о том, что Фридерик Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.
Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.
Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).
Часто используются в музыкальных произведениях подлиннло народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.
Всем извемтна русская народная песня «Во поле берёза стояла». Её мелодия кажется простой и непритязательной.
Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характкр, настроение и мечтательное, и торжественное – словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразный, какой умеет быть только подлинная музыка.
И всё же в одном – главном своём качестве – она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.
Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).
Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа.
Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).
Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).
Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.
IV. Итог урока.
Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.
V. Домашнее задание.
Выучить текст песен.
Урок 14
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).