Что такое памятник древнерусской литературы

Духовная и светская литература: памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней

Какие литературные памятники Древней Руси приходят на ум в первую очередь? Повесть Временных Лет? Но ученые ведут жаркие споры о ее подлинности: считается, что ПВЛ – лишь поздняя компиляция из нескольких ранних источников. Тем более что «Повесть» нельзя в полной мере отнести именно к литературе: это перечисление исторических фактов, где, по сути, нет никакой литературной ценности.

Что же тогда отнести к подлинным памятникам светской и духовной литературы Древней Руси? К счастью, таковых сохранилось немало. Наиболее известные и важные рассмотрим в этой статье, и дадим им краткую характеристику.

Духовные памятники древнерусской литературы

В первую очередь рассмотрим духовные памятники. Духовная литература имела огромное значение для зарождающегося русского государства. Самыми образованными людьми были священнослужители, а книги были настоящим предметом роскоши. Книги писались и переписывались в монастырях (впрочем, позже появились и светские переписчики). Не удивительно, что большинство памятников древнерусской литературы относятся к религиозным поучениям и наставлениям.

Слово о законе и благодати

«Слово…» принадлежит перу митрополита Иллариона, который продвигал идеи автокефальности (независимости) Русской православной церкви от Константинопольского патриарха. Установить точную дату написания «Слова…» не удалось, большинство специалистов указывает время создания рукописи к 1037-1050 годам, когда Илларион занимал должность пресвитера домовой церкви Великого князя под Киевом.

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Рассмотрим характерные особенности «Слова…»:

Историки Б. Рыбаков, А. Кузьмин и П. Толочко предполагают, что Илларион специально уделил особое внимание прославлению Владимира, так как именно в этот период должна была состояться его канонизация в качестве святого, чему резко противилась византийская церковь.

Кроме «Слова о законе и благодати», Илларион написал также «Исповедания веры», «Поучения о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Некоторые приписывают ему авторство «Церковного устава Ярослава Мудрого» и «Сказание о распространении христианства на Руси».

Поучение Владимира Мономаха

«Поучение…» сохранилось в составе Лаврентьевской летописи и датировано 1096 годом, хотя некоторые историки считают, что оно было написано намного позже (в 1099, 1117 или 1125 году). Характерные особенности литературного памятника:

Состоит из трех частей («Поучение детям», «Книга путей», «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу»).

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Жития

Важной частью духовной литературы Древней Руси были агиографии – «жития святых». Этот литературный жанр зарождался на заре распространения христианства в качестве мартирий – рассказов о страшных страданиях первых христианских мучеников, подвергающихся гонениям со стороны римлян. Кроме того, агиографии формировались и под влиянием жанра «панегирика», то есть хвалебных эпитафий.

Классические жития состояли из трех частей. Первая часть была своеобразным вступлением, во второй части описывалась биография святого, в третьей была похвала. Византийская структура этого жанра сложилась еще в VIII веке, на Руси – только в XI.

Первые элементы житийной литературы можно проследить в ранних летописных сказаниях о княгине Ольге и князе Владимире.

Самым ярким памятником житийной литературы Древней Руси является «Сказание о Борисе и Глебе». Есть и другие жития, дошедшие до дней:

Светские памятники древнерусской литературы

Как уже говорилось выше, самыми образованными людьми были монахи. Но это не значит, что простые жители любого древнерусского города не были грамотными. Например, до наших дней дошли новгородские берестяные грамотные – яркий пример того, что переписка велась не только на церковном и государственном, но и на бытовом уровне.

Не удивительно, что купцы и люди знатного происхождения могли себе позволить писать настоящие книги, которые затем переписывались и распространялись по Руси.

Самыми яркими примерами светской древнерусской литературы можно назвать «хождения». Это популярный жанр, описывающий путешествия купцов или паломников.

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Жанр появился благодаря личным путевым заметкам игумена черниговского монастыря Даниила, который совершил путешествие в Палестину, где сопровождал иерусалимского короля Балдуина I во время одного из его походов.

Какие «хождения» дошли до наших дней?

Зарубежная литература

Русь не была обособлена от политической и духовной жизни окружающего мира. Кроме русских произведений широко распространилась зарубежная литература – «Сочинения» Иоанна Златоуста, тексты праздничных служб и, конечно же, переводные произведения житийной литературы.

Была и своя «запрещенка» — апокрифы, которые Русская Православная церковь не включала в канонический список библейских книг. «Деяния апостолов Андрея и Петра», «Хождение Богородицы по мукам» — яркие примеры таких отреченных книг.

Во второй половине XI века по Руси начали распространяться античные светские сочинения: от «Троянских деяний» и «Александрии» до «Истории иудейской войны» и «Повести о Варлааме и царевиче Иосафе».

Источник

Памятники литературы древней Руси: их создание и оформление.

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром (1019 – 1954) в Киеве школы, в которых, по свидетельствам летописей, обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Анна – одна из первых грамотных русских женщин, ставшая королевой Франции. Под 1037 годом летописец зафиксировал первый опыт организации массовых книгописных работ на территории Древней Руси. Правда, ни одна из рукописных книг, созданных при Ярославе Мудром, до настоящего времени не дошла. Зато сохранилось значительное количество книг, созданных в более позднее время.

Древнерусские книги имеют очень примечательную форму. В XI – первой половине XIV веков основным материалом, на котором велись записи, являлся пергамент, изготовлявшийся из специально выделанной телячьей (реже – коровьей или свиной) кожи. Название этого материала происходит от г. Пергам в Малой Азии. На Руси пергамент нередко называли «телятиной», «харатьей».

Поскольку на изготовление одного пергаменного листа in folio уходила одна шкура, производство средневековых книг было делом весьма дорогостоящим. Поэтому книгами, написанными на пергаменте, могли обладать только очень богатые люди.

Переписка книг, по крайней мере до середины XVI столетия, оставалась в России исключительной прерогативой церкви. В XI – XIV веках «книжным делом» занимались в основном представители среднего и низшего звена белого духовенства и их дети. Вероятно, в XI – XIV веках книгописание было своеобразным духовным обетом, дополнительной обязанностью специально обученных священников, дьяков, а позднее монахов. В XIV столетии наряду со священниками и дьяками на этом поприще подвизались представители церковного причта, лица, лишенные священнического звания, а также дети священников («поповичи»). Со второй половины XIV века среди писцов был довольно высок процент монашествующего духовенства.

Частое употребление в источниках конца XIII столетия слова «писец» может свидетельствовать о том, что в это время происходит оформление книгописания как ремесленной специальности. В дальнейшем слово «писец» употребляется в записях на книгах регулярно, без дополнительных сословных определений.

Создание древнерусских книг было очень сложным и длительным процессом, в котором участвовало несколько людей.

Древнерусские тексты записывались весьма своеобразно. Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись. Часто используемые и хорошо всем известные слова писались с сокращениями, на месте пропущенных букв ставился особый надстрочный знак – титло.

Начало текста или абзаца в древнерусских рукописях обозначалось красной очень красиво выписанной буквой. Такие художественно оформленные заглавные буквы назывались инициалами, строки, в которых они встречались – «красными».

Первоначально тексты писались шрифтом, который назывался устав (почерк с правильным, почти квадратным начертанием букв, написанных прямыми линиями, тщательно выведенных и отделяющихся друг от друга). Чтобы переписать текст таким почерком, необходимо было затратить достаточно много времени.

В то время, когда одними писцами переписывались произведения, другими мастерами создавались миниатюры – живописные изображения, украшавшие и иллюстрирующие рукописи.

Потом исписанные листы сшивались вместе, переплетались. Переплеты вначале были деревянными, поэтому тексты прочитывались «от доски до доски» (в настоящее время это выражение стало фразеологическим оборотом). Переплеты обтягивались кожей. Иногда поверх ее располагался медный, серебряный или золотой оклад, украшенный миниатюрами и драгоценными камнями. Таким образом, книга превращалась в памятник не только словесного, но и ювелирного искусства.

В XIV веке на смену пергаменту приходит бумага. По сравнению с пергаментом она является более дешевым писчим материалом, и это увеличивает количество книг. Меняется и тип почерка: устав заменяется полууставом (более беглым письмом, в котором прямые линии сменяются ломаными и косыми, правильность – углом и овалом, однообразие в начертании букв исчезает). Использование полуустава позволяет переписывать тексты более быстро. Наряду с ним начинает использоваться скоропись (письмо со слитным написанием букв). Постепенно она вытесняет полуустав, в рукописях XVII века встречается преимущественно этот тип почерка.

Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть фото Что такое памятник древнерусской литературы. Смотреть картинку Что такое памятник древнерусской литературы. Картинка про Что такое памятник древнерусской литературы. Фото Что такое памятник древнерусской литературы

В середине XVI века, в эпоху Ивана Грозного, на Руси начинается книгопечатание. По мнению ученых, не позднее 1554 года появились первые напечатанные церковные книги (сохранилось 7 так называемых «анонимов» – книг без точной даты издания, выпущенных до 1564 года). Официальным началом книгопечатания принято считать 1564 год, когда была издана первая русская датированная книга – «Апостол».

За XVI век в России типографским способом было издано 20 книг. Правда, вплоть до первых десятилетий XVIII века печатались книги преимущественно церковные, светские продолжали переписываться вручную и распространялись в рукописях. Вообще, рукописная книга занимала ведущее место и XVI и в XVII веках.

3. «Слово о полку Игореве» как литературный памятник периода феодальной раздробленности.

Древнерусская литература тесно связана с жизнью Русского государства. Поэтому при выделении этапов ее развития основными вехами становятся наиболее значительные события, определяющие историческую судьбу Руси.

В развитии литературы может быть выделено несколько периодов (литература Киевской Руси, литература периода феодальной раздробленности, литература периода монголо-татарского нашествия и объединения Северо-Восточной Руси и т.п.).

Одним из наиболее значительных произведений, созданных в период феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII века), стало «Слово о полку Игореве».

Источник

Древнерусская литература: десять жемчужин

Ко Дню славянской письменности и культуры сотрудники Государственного института русского языка напоминают нам о памятниках допетровской письменности

Текст: Сергей Травников (профессор кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина), Елена Июльская (доцент кафедры мировой литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина)

Фото: «Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы». Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в./media.elitsy.ru

Впрочем, надо признать, что такое отношение начало формироваться не в XX веке. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» (1834) с горечью признавал: «Европа наводнена была неимоверным множеством поэм, легенд, сатир, романсов, мистерий и проч., но старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». В XXI в. молодое поколение русских людей должно знать, насколько велико и самобытно литературное наследие Древней Руси, ибо без уважения к духовному опыту предков невозможно «самостоянье человека», величие народа и его нравственное здоровье.

Вспомним же несколько шедевров.

«Слово о Законе и Благодати»

В «Слове о Законе и Благодати» Иларион отстаивал мысль о равноправии всех христианских народов, прославлял героическое прошлое Руси и первые успехи в деле христианизации страны.

«Повесть временных лет»

Самый древний из дошедших до нас памятников русского летописания. Она была составлена Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 г. на основе более ранних летописей. Этот древний памятник рассказывает о возникновении древнерусского государства, о положении русичей в семье славянских, европейских и иных народов, о битвах с иноземными захватчиками, посягавшими на землю «отчичь и дедичь», о междоусобных войнах князей, ослаблявших страну, о первых успехах в развитии христианской культуры. Летописцы изображали Русь как могущественное и независимое государство, не раз вступавшее в единоборство и побеждавшее Византийскую империю, Волжскую Булгарию, Хазарский каганат. Они гордились мудростью русских правителей (Ольги, Владимира, Ярослава), прославляли первых национальных святых (князей-мучеников Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия), формировали у современников и потомков чувство исторической памяти и патриотизм.

«Поучение» Владимира Мономаха

Сочинение Владимира Мономаха, дошедшее до нас в составе Лаврентьевской летописи, обращает на себя внимание необычным для древнерусского книжника XII века выражением авторской позиции. С одной стороны, это объясняется тем, что первоначально произведение предназначалось для личного пользования (для современных писателю и следующих поколений князей). Отсюда более свободная форма изложения, дающая автору возможность высказаться. С другой стороны, иная эстетическая направленность сознания писателя, попытка понять прошедший жизненный путь, связать религиозное и житейское определили желание человека разобраться в собственном внутреннем мире.

Главная политическая идея «Поучения» — морально обосновать новую политику, которая должна привести к прекращению усобиц и сохранить феодальную государственную иерархию. Исходя из личного опыта и собственных убеждений, князь пытается выразить общественно-полезный идеал человеческого бытия.

Один из самых образованных и талантливых людей своей эпохи, Владимир Мономах создал «Поучение» как духовное завещание детям и тем, кто заботится о спасении души и кому не безразлична судьба родной страны. Глубина философской мысли отличает размышление князя о красоте и многообразии мира, где человек, вершина творения Бога, призван быть работником. Житейской мудростью пронизаны советы, которые Мономах дает тем, кто выбирает жену, обустраивает дом, воспитывает детей, управляет государством.

«Слово о полку Игореве»

Поэтический шедевр словесного искусства Средневековья был создан, как полагает большинство исследователей, в 1185—1187 годах. Поводом для написания произведения послужил неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., когда его дружина была разгромлена, сам он попал в плен, опустошительным набегам кочевников подверглись Переяславское и Черниговское княжества. Автор «Слова», рассказывая о походе князя Игоря, сумел дать философское осмысление истории Руси, поставить вечные проблемы долга и чести, личной славы и любви к родной земле, поднять важные социально-политические вопросы, среди которых самым актуальным был вопрос о княжеских междоусобицах, являвшихся общерусским бедствием, ослаблявших страну в период ее противостояния кочевой Степи.

Неизвестный творец произведения мастерски объединил в нем два художественных начала: книжное, тяготевшее к жанрам воинской повести и ораторского слова, и фольклорное, опиравшееся на традиции героического эпоса, дружинной поэзии, плача. Глубина авторской мысли, жанрово-стилевое многообразие «Слова», органический сплав эпических и лирических форм, оригинальность поэтических приемов и образов делают памятник вершинным явлением литературы Древней Руси.

«Слово о погибели Русской земли»

«Житие Александра Невского»

Это произведение не укладывается в канонические рамки княжеского жития и представляет собой первый тип агиобиографии князя-воина, т.к. подвиг защиты родины приравнивается в нем к подвигу утверждения веры. Писатель рассматривает деятельность своего героя в широком историческом контексте, ставит его в один ряд с великими римскими императорами Веспасианом, Цезарем, Константином I, с прославленными русскими князьями Ярославом Мудрым и Всеволодом Большое Гнездо.

«Задонщина»

Поэтический отклик на события 1380 г., когда объединенные русские дружины под руководством московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над войсками ордынского хана Мамая. Произведение было создано вскоре после Куликовской битвы, в 80-е годы XIV в., при жизни Дмитрия Донского (ум. 1389).

Создавая «Задонщину», древнерусский писатель опирался на традицию «Слова о полку Игореве», широко используя сюжетно-композиционные построения, образы, мотивы, стилистические формулы этого литературного памятника XII в. Он сопоставлял события трагического похода князя Игоря на половцев и победу войск Дмитрия Донского над монголо-татарами, после которой «по Русской земли простреся веселье и буйство».

«Житие Сергия Радонежского»

Памятник русской агиографии, созданный учеником святого Епифанием Премудрым в 1417—1418 гг. Более двадцати лет Епифаний собирал рассказы троицких старцев, воспоминания очевидцев, документальные свидетельства о Сергии Радонежском, записывая их в «свитки», чтобы сохранить память об учителе, образ которого воплотил лучшие черты русского характера и новый идеал святости, сформировавшийся в годы национального подъема после победы на поле Куликовом. Автор «Жития» прославляет Сергия Радонежского как аскета и чудотворца, основателя Троицкого монастыря, воспитателя целой плеяды русских игуменов, духовного лидера страны, благословившего Дмитрия Донского на «Мамаево побоище» и поддержавшего великого князя в деле собирания русских земель вокруг Москвы.

Прекрасно образованный человек, побывавший в Константинополе и овладевший греческим языком, Епифаний насытил житийный текст цитатами и реминисценциями из библейских книг, сочинений отцов церкви, византийских агиографов. Автор «Жития Сергия Радонежского» использовал популярный в конце XIV—XV в. стиль «плетения словес», который характеризуется обилием риторических фигур, ярких эпитетов и сравнений, конструкций с однородными членами. Усложнение стиля было связано с попыткой писателя передать богатство духовной жизни человека, текучесть его чувств и мыслей.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие муромских святых Петра и Февронии было создано в 40-х годах XVI в. писателем-публицистом, известным нам как Ермолай-Еразм. Появление произведения связано с канонизацией святых на соборах 1547 и 1549 гг., проводимой митрополитом Макарием с целью упрочения авторитета русской церкви в христианском мире.

«Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от канонических житий, составлявшихся писателями школы митрополита Макария. Это не история жизни святых, а история любви князя и крестьянки, спасшей его от смертельной болезни. Автор восхищается умом и врожденным благородством Февронии, которая выходит победительницей из сложных жизненных ситуаций: когда князь нарушает данное ей слово; когда бояре, не смирившись с худородием княгини, изгоняют ее из Мурома; когда она должна выбирать между обещанием мужу умереть с ним в один день и обетом монахини. Образ Февронии становится одной из знаковых фигур литературы Древней Руси, так как связан с утверждением идей самоценности человеческой личности, бескорыстного и гуманного служения ближнему, всепобеждающей любви и супружеской верности.

«Житие» протопопа Аввакума

Все это тесно переплетается с христианским послушанием и аскетическим самоотречением. Признание духовного братства людей, равенства их по природе означало для Аввакума требование равного справедливого суда. Нравственные нормы, обязательные для всех, распространялись и на царя. А это давало старообрядцам возможность судить государя, отвергать его решения, приводить примеры идеального поведения какого-либо правителя в Священной или русской истории. Мысль о моральной ценности человека очень важна для Аввакума. Он подчеркивает, что совершенство достигается только «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше самого государя.

Уникальность памятника еще и в том, что он известен в нескольких авторских редакциях, что позволяет ученым проследить движение текста, изменения в идейно-художественном содержании произведения.

Источник

Реферат «Памятники древнерусской литературы»

Тема: «Памятники древнерусской литературы»

Етынкеу Екатерина Юрьевна

1. Памятники древнерусской литературы ______________________5

2. Памятники древнерусской истории_________________________8

В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;

2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;

3) изучить наследие древнерусской философии.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

1. Памятники древнерусской литературы

Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.

Особенности древнерусской литературы было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Составлялись разные «Изборники», в которых читались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Ранняя древнерусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.

«Поучение» Владимира Мономаха, которое было обращено к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходил к рассказу о собственной жизни, как образца для подражания. В обращении говорится, что он с 13 лет трудился, был в походах, всего перечислено 69 походов. Одно из главных мест в «Поучении» отводится качествам правителя, в особенности моральным. Он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.

После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.

С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях. Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Христианская литература Руси «знакомила людей с новыми нормами нравственности и морали, расширяла кругозор и сообщала исторические и географические сведения».

Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

2. Памятники древнерусской истории

Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.

Самая древнейшая из дошедших до наших дней летопись ― «Повесть временных лет». Она была создана на основе летописей, которые были до нее, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. В «Повести временных лет» «рассказывалось о расселении и происхождении славянских народов, о древнейшей истории племён восточнославянских. О первых князьях Киева, об истории Древнерусского государства до начала XII века».

Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.

Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки». Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбу противостоящими племенами, третьи ― на военные походы князей Руси. Но ведущей темой большинства летописей становится идея создания единства Руси.

В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.

«Повесть временных лет», которое является частью русских летописей, и которое продолжает традицию русского летописания. В «Повести временных лет» можно увидеть как рождается славянская письменность, благодаря русскому народу и как образовывается великое русское государство. Нестор рассказывает о народах, которые платили дань русачам, показывает, что племена, которые угнетали славян, ушли, а славяне теперь остались и вершат судьбами своих соседей.

«Слово» ― это памятник литературы. Поэма – это волнующий призыв князей к единению Русской земли, и мужестве русского простого народа, и о погибших, и главное это размышления о Руси в мировой истории, и взаимосвязи русского народа с другими народами».

Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает «Русский хронограф», составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от «сотворения мира» до 1453г. ― года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна «Хронографическая Александрия» ― это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их «История разрушения Трои». Эти произведения также входили в «Русский хронограф».

Кроме исторической литературы существовал еще и жанр ― жития святых. Одним видом историографической литературы служили – жития, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении читатель был убеждён, что всё то, описанное – в действительности происходило. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: «Житие Евстафия-Плакиды», основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.

Заключение

Значение литературы в древней Руси состоит в том, что она помогает увидеть достижения русской великой литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: «Повесть временных лет» ― первая русская летопись, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.

Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Литература древней Руси XI-XII веков была связана с болгарской и византийской литературой.

Жанры литературы воспевают любовь к родине, связаны с церковью, фольклором. То есть древнерусская литература XI-XII веков находилась в процессе рождения жанра.

Изучение древнерусской литературы продолжается. Оставить нас равнодушными к истории культуры нашей Родины все это не может. Древнерусская литература – это зеркало славы наших предков, строителей, философов, художников слова, воинов, политологов, и книжного дела.

Изучение памятников древнего искусства, литературы Руси является важным делом. Лучшие произведения культуры продолжают жить в нашей жизни.

Список литературы

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.

2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).

4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.

5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.

6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *