Что такое панчлайн в стендапе
Как придумать настоящую шутку? Есть алгоритм
В прошлом материале на эту тему мы говорили о том, помогут ли книги о стендапе начать писать шутки и стать комиком. В конце мы обещали рассказать подробнее о способах написания шуток. В итоге остановились на методике, описанной в книге «Шаг за шагом к стендап-комедии» Грега Дина. Постарались описать ее максимально кратко и удобно.
Схема настолько проста, что поможет вам понять, как работает шутка и придумать ее самостоятельно.
1. Структура шутки
2. Сетап
Сетап рассказывает первую историю, создает контекст. Начало шутки может быть любым. Мы взяли пример из книги Грега Дина:
Этим утром я встал и пробежал 5 миль
В этой истории нет ничего особенного или смешного. Нужна вторая часть. Но как ее придумать?
Между тем, что мы слышим, и как понимаем сказанное, обычно есть разница. Человек начинает историю: «Этим утром я встал и пробежал 5 миль».
А вот как мы интерпретируем сказанное:
Человек встал пораньше, провел беговую тренировку на улице, пробежав 5 миль. Наверное, он дисциплинированный и целеустремленный
В сетапе намного меньше информации, но воображение хочет дорисовать подробную картинку — так устроен наш мозг. Конкретные догадки индивидуальны, но что-то будет настолько логичным или стереотипным, что об этом подумает большинство.
3. Связующее звено
Связующее звено помогает сделать предположение.
Можно задать себе вопрос: почему, читая сетап, я предположил именно это?
Предположение может быть не одно, но автору нужно найти ключевое.
4. Панчлайн
Теперь нужен панчлайн — вторая история, которая вызовет смех. За счет чего? Ключевое предположение (причина бега) окажется неверным. Зритель испытает удивление из-за разрушения ожиданий.
Какими еще могут быть причины для бега?
Снова возьмем пример из книги. Грег Дин в числе возможных продолжений истории предлагает следующую:
Аккумулятор в моей машине сел, и когда я пытался завести ее с толкача, она покатилась с горы, а я бежал за ней
В этот момент зритель/читатель понимает, что его изначальное предположение было неверным. Сама история уже становится достаточно забавной, потому что герой поступил глупо и с ним произошла неприятность.
Можно оставить историю такой, но можно превратить вторую часть в настоящий панчлайн. Здесь есть, что улучшить.
5. Оптимизация шутки
На примере сетапа мы знаем, что мозг дорисовывает картинку, если оставить пространство для воображения.
Чем короче и изящней формулировка, тем ярче реакция человека, который понимает, что его обманули.
Чтобы улучшить шутку, нужно:
Вот что получилось у Грега Дина в книге:
Никогда не заводите машину с толкача, если вы один на склоне
Удалось опустить детали о том, что аккумулятор сел и пришлось бежать за машиной. Все это дорисует мозг зрителя/читателя. Если после панчлайна зрителю снова понадобится секунда-другая на осмысление и выстраивание предположения — эффект будет сильнее.
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Никогда не заводите свою машину с толкача, если вы один на склоне
Да, это не самая смешная шутка, но она приведена для примера.
Еще примеры
Для наглядности приведем еще несколько примеров шуток из книги.
У сетапа с бегуном была еще одна добивка (но первая нам нравится больше):
Этим утром я встал и пробежал 5 миль. Вы поступили бы так же, если бы повернулись с утра и увидели, какого монстра я подцепил прошлой ночью в баре
Вот пример другой шутки:
Моя жена сбежала с моим лучшим другом.
Как же я скучаю по нему
Мой дедушка умер тихо-смирно, во сне. Но дети в автобусе, который он вел, кричали
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Настоящий стендап
Блог про стендап-комедию, комедию в целом, теорию юмора и про многое другое.
среда, 24 апреля 2013 г.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание
Панч создает удивление
Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?
Не совсем. Недостаточно знать, что делает шутка. Нужно знать, как шутка делает то, что она делает.
Давайте перейдем ко второму признаку:
2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивает панчлайн.
Каждая шутка с сетапом предназначена для того чтобы публика представляла первую Историю с помощью предположений. Затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю, удивляющую публику, которая предположила одно и ошиблась…именно это и есть главное предположение. Например, из всех предположений, что вы сделали в сетапе шутки из примера, только главное предположение – «маска была снята после процедуры» полностью разбивается об панч – «Потом маска отпала».
13 комментариев:
Спасибо огромное, ребята.
Нуус, не зная теории тож можно шутить
Верно. Без теории можно делать интересные вещи.
Что такое панчлайн в стендапе
Основные термины современной стендап-комедии:
Сетап — подготовка к смешному, начало шутки. В сетапе создаётся ожидание, то есть зритель должен хоть что-то представить у себя в голове от того, что сказал комик.
Панчлайн (панч) — само смешное, шутка. В панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.
Акт-аут (отыгрыш) — всё то, что показывает или делает комик, что не относится к повествованию от его лица. Сценка, показывающая одну или несколько точек зрения, которые относятся к биту или выступлению. Через акт-аут имитируют звуки, показывают, к примеру, пародии на людей, животных или неодушевленные предметы и так далее.
Отсылка — шутка, которая отсылается к ранее сказанной шутке. Также, это это приём, где в шутке есть отсылка к чему-либо. Важно понимать, что просто отсылка — это не шутка. Это должна быть шутка с отсылкой.
Бит (блок) — шутка или набор шуток на одну тему от начала до конца, вне зависимости от формы и длины комедии. Короткие шутки на одну тему — бит. История про что-то одно — бит. Метапост-ироничный абсурдный номер от начала до конца — бит.
Сет (выступление) — выступление с определенным набором битов. Сеты комиков могут длиться от минуты до нескольких часов.
Материал — набор шуток, который есть у комика.
Проверенный (обкатанный, готовый, работающий) материал — набор работающих и проверенных шуток.
Вода — всё лишнее, без чего шутка всё равно может работать.
Провис (яма) — неудачный момент в выступлении комика или неудачное выступление одного комика в шоу с несколькими комиками.
Плотный материал — материал, забитый шутками, без провисов и воды.
Выступить в тишину (слив, лажа, тяжёлый/мёртвый зал, не зашло) — неудачное выступление.
Бомба (выступление-бомба, шутка-бомба, бомбическое выступление и др. вариации) — удачное выступление или шутка. Кстати, в англоязычном стендапе «to bomb» наоборот означает неудачно выступить.
Разъёб, разрыв — очень удачное выступление или шутка.
Бест — лучшие шутки комика, обычно по его же мнению.
Внутряк (внутренняя шутка) — шутка, понятная узкому кругу людей или какие-либо вещи, известная только внутри стендап-сообщества. Зрителям эти шутки могут быть непонятны — отсюда выходит главный недостаток внутряков.
Переход (связка) — связывание одного бита с другим через различные приёмы, чтобы выступление казалось более однородным и плавным. Многие комики, к слову, переходами не пользуются. Да, можно просто рассказывать свои биты и не связывать их. Здесь нет никаких правил.
Работа с залом (общение с залом, импровизация с залом) — полу-импровизационное общение комика со зрителями с целью получить комедию или для разогрева.
Разгон — полу-импровизационное создание комедии с добавлением новых шуток или тегов. Обычно происходит в компании комиков, когда они общаются на разные темы, развивают и обшучивают их. Довольно популярными становятся шоу, где комедия создается подобным образом. Самое известное комедийное шоу внутри российской стендап-сцены с «разгонами» — «Порараз Бирацца».
Открытый микрофон (опен-майк, опен или микрофон) — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. На комедийных открытых микрофонах это, соответственно, шутки. Открытые микрофоны невероятно важны — благодаря им происходит бесконечный, независимый и децентрализованный вход новых лиц в стендап-комедию.
Сетлист — «список битов для сета», который комик пишет на листке или у себя на руке для собственного напоминания. В 2013 году вышло шоу Пола Провензы «Set List: Stand-Up Without a Net», где комики выходили на сцену и начинали разгонять странные и нелепые темы или фразы, которые появлялись на экране. Формат шоу стал популярным и ныне проводится во всех комедийных клубах мира.
Роаст-баттл — комедийное соревнование между комиками, в котором они подкалывают и высмеивают друг друга. Формат стал особенно популярным после одноименного шоу Джеффа Росса на Камеди Централ.
Переводные комики — переведённые на русский язык зарубежные комики. Самые известные в сообществе — самые первые переведённые комики: Джордж Карлин, Джимми Карр, Крис Рок, Дара Обриен, Эдди Иззард, Эдди Мёрфи, Дилан Моран, Даг Стенхоуп, Луи Си Кей, Билл Бёрр.
Хеклер (крикун) — человек из зрительного зала, мешающий выступающему. Комик на сцене не является актёром, у нет сценического образа и выкрик всегда выглядит как атака на самого человека, поэтому комик обычно сразу вступает в перепалку с хеклером.
Комик на разогреве (разогревающий комик) — комик, который выступает вначале шоу и собственно разогревает зал перед последующими комиками или перед хедлайнером, если он есть.
Хедлайнер — «главное имя на афише», обычно самый известный комик комедийного шоу.
Комик-ведущий — комик, который ведёт стендап-шоу. Разогревает зрителей вначале и рассказывает свой материал между выступлениями комиков.
Медийный комик — узнаваемый по ТВ-эфирам комик.
Выезд — гастроли комика или группы комиков в другой город.
Дедпан — стиль безэмоционального рассказа материала. Вопреки странному предубеждению, дедпан не является популярным стилем в стендапе — комиков с дедпаном не так и много.
Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений. Комиков с короткими шутками также не так много.
Монолог — «авторское слово», речь, обычно обращённая к зрителям. Одна из самых сложных и длинных форм комедии в стендапе. Чисто монолог в стендапе используется редко, обычно это юмористический комментарий-проповедь-рант, который завершает бит. Через монолог комики часто высказывают серьёзное мнение.
Топикал-комедия (актуал, актуальная комедия, новостные шутки) — комедия на актуальные темы или события.
Что такое панчлайн в стендапе
Это сообщество представляет собой место где можно попросить помощи в поиске фильмов\песен\книг\видеороликов\цитат\%something% по описанию.
Внимание! Поиск ссылок на скачивание, физических предметов(книги, диски и т.п), советы по похожим произведениям и жанрам не подходят нашему сообществу.
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
Свадьба
Было буквально вчера. Мы ехали в лимузине из ЗАГСа. Подруги невесты, друзья жениха и я (свидетель). В какой-то момент наливаются бокалы и звучит тост:
Гробовая тишина, враг номер один для сестры невесты.
Черная юмореска
Панчлайн
В первой части я поведал вам о приёмах написания шуток, но ни слова не сказал о структуре самой шутки. Для начала давайте ответим на вопрос: «Что такое шутка?».
Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
«Виделся с бабулей недавно. возможно в последний раз. Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».
Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и панч обычно определяют так:
Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако, оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.
Ожидание и удивление
Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:
И посмотрите, как панч удивляет вас:
«. которую можно купить за деньги».
После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание.
Панч создает удивление.
Первая история и вторая история
Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?
Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».
Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру, вот другая версия:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».
Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Сетап и первая история
А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.
Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:
«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».
Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.
Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?
Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.
Панч и вторая история
Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй истории.
Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.
Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.
Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.
Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.
Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.
Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
Возьмем, к примеру, старую шутку:
«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала».
Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намаз лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:
Или вот ещё один пример второй истории.
Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.
Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.
Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.
Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.
Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:
«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».
Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».
Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:
Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:
Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:
Аня: не я не буду играть.
Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.
Ещё несколько хороших панчев для сетапа:
Хорошая шутка, должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.
Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.
Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлой поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.
И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.