Что такое панихидами 4 класс литературное чтение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Блудный сын. Библейское предание. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Блудный сын. Библейское предание. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1*. Эрудит
Что такое Библия? Допишите предложение.
Библия – это главная священная книга христиан, в которую включены сведения о Боге, его наставления людям, правила жизни. Библия – греческое слово, означающее «Книга». Библия — собрание произведений многих древних народов (предания, сказания, легенды).
2. Точное слово
Прочитайте монолог младшего сына. В каких словах слышится раскаяние? Подчеркните.
Горько стало ему! И все чаще дом родной вспоминается. «Там, у отца, — думает, — последний работник ест вволю, а я здесь должен с голоду пропадать! Пойду-ка я лучше к нему, повинюсь. «Простить ты меня не простишь, — скажу ему, — но возьми меня к себе в работники. Я хоть сыт буду, и около тебя».
3. Точное слово
Перечитайте два эпизода. Каким показан отец? Какие слова говорят о его любви и великодушии? Подчеркните.
Сын упал перед ним на колени и заплакал:
— Отец, отец! Зачем я не послушал тебя? Зачем бросил дом родной и ушел на чужбину? Деньги твои я все промотал, а потом скитался и маялся. Простить ты меня не можешь, я знаю, но возьми меня к себе хоть в работники.
Но отец поднял его с колен и поцеловал.
— Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как могу я тебя не простить? Да, ты виноват, но ты воротился, раскаялся. Идем же в дом скорее и забудем все горести!
И громким голосом крикнул работникам:
— Сын мой вернулся! Несите самые лучшие одежды! А к ужину зажарьте самого лучшего теленка!
И созвал полный дом гостей, и стали они пировать.
Каким показан отец блудного сына: Отец показан добрым, великодушным, милосердным и незлопамятным.
Найдите монолог-рассуждение. Подчеркните.
А старший сын идет с поля и слышит громкие голоса, смех, песни. Подзывает работника и спрашивает:
— По какому случаю в доме моего отца пирование?
Работник ему говорит:
— Вернулся твой младший брат, и хозяин велел в его честь зажарить самого лучшего теленка.
Обидно показалось старшему, что так встречают его брата. «Что же это такое? — думает. — Я всю жизнь при отце, пасу его стада, поля его возделываю, старость его утешаю. А брат мой гулял по свету да деньги отцовские тратил. В его честь пир устраивают, гостей созвали, а про меня отец и не вспомнит! Не пойду к ним!»
Но тут отец сам к нему вышел, взял его за руку и сказал:
— Идем же скорее! Ты видишь, какая у нас радость? Твой брат пропадал и нашелся. Ведь мы думали: он умер, а он здесь, живой!
Пометка для родителей: Монолог – это речь героя произведения, обращенная к самому себе или к собеседнику, и не связанная с речью других персонажей. Монолог – это раздумья, переживания героев.
4. Поиск.
Какова главная мысль легенды? Выберите ответ V или напишите свой.
V уметь прощать
Главная мысль библейского предания «Блудный сын»: родители всегда любят своих детей и простят все их проступки. Родительская любовь безграничная и всепрощающая. Человек, отошедший от Бога (грешник), всегда может вернуться к Богу и попросить прощения (раскаяться и покаяться), и Бог его простит.
Что такое панихидами 4 класс литературное чтение
1. Какие произведения вы прочитали: стихи, рассказы, сказки, притчи? Что вы узнали из них? О чём с вами говорили писатели, какими мыслями делились с вами?
2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение (обычно несколько страниц), сюжет которого однолинеен, в произведении описывается одно событие или происшествие, в котором участвует небольшое количество героев. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма, ритм и стихотворный размер. От сказки рассказ отличается тем, что он основан на реальных событиях (пусть даже переосмысленных автором) или на событиях, которые могли бы происходить в реальности, изложение в рассказе правдивое и последовательное. Сказка — это выдумка, в ней присутствует волшебство.
3. Обсудите с друзьями, что значит жить по совести. Верны ли следующие утверждения? Совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми. Нравственность — это духовные и душевные качества человека; правила, которые определяют его поведение.
4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения об этом вы уже читали?
Тимур и его команда, мальчик из рассказа «Заброшенная дорога», мама и бабушка в рассказе Пивоваровой.
5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, содержание отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.
План:
1. Идеи для вечера самодеятельности
2. Фанерная голова великана
3. Мальчики решили играть коня
4. Лика сшила костюм лошади
5. Мальчики предупредили Ваню о лошади
6. Лошадь на сцене
7. Выговор Володи
8. Двойки
6. Обсудите с друзьями смысл высказываний. Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Живите в мире со всеми и любите всех. Не делайте никому зла и прощайте обиды.
Нужно жить по совести, не делая никому зла, чтобы оставить после себя только хорошее.
7. Напишите о том, как вам удалось простить какую-то обиду.
Однажды у меня пропала любимая книжка. Мне долго не удавалось ее найти. Оказалось, что мой младший брат спрятал ее под диван. Я был очень рад, когда книга нашлась. Но оказалось, что у нее разорвано несколько страниц. Братик признался, что это сделал он, и я на него очень обиделся. Но мама сказала, что он еще маленький, и случайно порвал книжку, а потом испугался, что я буду зол на него, и спрятал. Тогда я простил братика, ведь, действительно, он еще маленький, и он мой брат!
8. Выберите любой отрывок из рассказа Ю. Нагибина и прочитайте его выразительно. Оцените чтение друг друга. Прежде чем вы будете обсуждать, подумайте о важности вежливой формы общения. Вспомните, как общался герой рассказа с мальчиком. Голос у него был вежливый, мягкий, терпеливый.
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4класс
Урок 6 «Житие Сергия Радонежского». Работа по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Праведный– у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
Благочестивый– у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
Благодать – в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Псалом – религиозное песнопение.
Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения, а так же схожа с утреней.
ЕпифанийПремудрый – преподобный, русский монах, агиограф, духовный писатель и мыслитель, автор житий и посланий, раскрывающих мировоззрение Древней Руси, один из первых русских православных писателей и философов.
Епифаний жил в конце XIV-началеXV века. Сведения о нём извлекаются только из его собственных сочинений. В молодости жил со Стефаном Пермским в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемого «Затвор». Изучил там греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие тексты.
В 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» уже знаменитого Сергия Радонежского. Занимался книгописной деятельностью. После смерти Сергия в 1392 году Епифаний перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком.
В 1408 году во время нападения на Москву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритом Спасо-Афанасьева монастыря Корнилием, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах Феофана Грека, его уме и образованности. В этом письме Епифаний и себя называет «изографом».
В 1410-е годы Епифаний вновь поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв высокое положение среди братии.
Умер Епифаний в монастыре около 1420 года в сане иеромонаха.
А вам интересно узнать, что такое житие, познакомиться с жизнью Сергия Радонежского в детские годы и узнать, чем отличался Варфоломей от других детей?
Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
О жизни Сергия Радонежского мы узнаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.
— А почему Премудрый? Как вы думаете?
В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.
Итак, начинаем чтение «Жития Сергия Радонежского».
Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. И советовалась Мария с мужем своим, говоря так: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать его благодетелю всех Богу»; что и сбылось.
Когда настал срок родов, родила она своего младенца.
И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель, то есть когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь Божью. Иерей же с радостью духовной и старанием окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа — именем Варфоломей в святом крещении назвав его.
Потом, через некоторое время, по прошествии немногих дней, другое некое знамение чудодейственное было младенцу, нечто странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.
У раба Божьего Кирилла, о котором шла речь, было три сына: первый Стефан, второй — этот Варфоломей, третий — Пётр; их воспитал он со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это частобранили его родители, учитель же ещё строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня».
Старец же, подняв руки и очи к небу и вздохнув перед Богом, помолился прилежно и после молитвы сказал: «Аминь». И, взяв из мошны своей как некое сокровище, он подал ему тремя пальцами маленький кусок белого хлеба пшеничного, кусок святой просфоры, и сказал ему: «Отвори уста свои, чадо, и открой их. Возьми это и съешь, — это тебе даётся знамение благодати Божьей и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого». Отрок же открыл уста и съел то, что ему было дано; и была сладость во рту его, как от мёда сладкого. И сказал он: «Не об этом ли сказано: «Как сладки гортани моей слова твои! Лучше мёда устам моим; и душа моя возлюбила это». И ответил ему старец: «Если будешь верить, и больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: да будет известно тебе, что с сего дня дарует тебе Господь хорошее знание грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». И поучил его на пользу души.
Отрок же поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, семена принявшая в сердце своё, стоял он, радуясь душой и сердцем, что встретил такого святого старца. Старец хотел пойти своей дорогой; отрок же упал на землю лицом перед ногами старца и со слезами его молил, чтобы поселился старец в доме родителей его, говоря так: «Родители мои очень любят таких, как ты, отче». Старец же, удивившись вере его, поспешил войти в дом родителей его.Они же, увидев старца, вышли ему навстречу и поклонились ему. Благословил их старец; они уже собирали еду, чтобы накормить его. Но старец не сразу пищи отведал, но сначала вошёл в молитвенный храм, то есть в часовню, взяв с собой освящённого в утробе отрока. И начал он «Часы» петь, а отроку велел псалом читать. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец же ответил: «Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты. Произноси слово Божье без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту. И сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, говорящего: «Так говорит Господь: «Вот я дал слова мои в уста твои». Родители же отрока и братья его, увидев это и услышав, удивились неожиданному его разуму и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать.
А сейчас мы с вами поработаем над репродукцией картины М. Неверова «Видение отроку Варфоломею».
Художника Михаила Нестерова всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа.
Посмотрите на отрока Варфоломея. В нём угадывается жажда духовного совершенства, готовность к испытаниям и лишениям.
Этот ранее названный раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином. Он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе.
Из-за этого несчастья раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж.
Он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе.
Сыновья Кирилла, Стефан и Пётр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыко, своё согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Пётр женились и думают, как угодить жёнам; ты неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землёй засыплешь, тогда и своё желание исполнишь». Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в монахах, ушли они из жизни этой, отошли к Богу, а сына своего, блаженного юношу Варфоломея, каждый день они много раз благословляли до последнего вздоха. Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землёй со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так досорокового дня он отмечал память родителей своих.
Братья Варфоломея женились, но Варфоломей не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни.
Чудеса, которые происходили в жизни Сергия Радонежского, указывают на его богоизбранность, на высокую духовность Сергия, свет души освещает жизненный путь многим поколениям людей. Преподобный Сергий человек потрясающей духовной силы, способный при этом понять и простить людские грехи. Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Соберите из частей мозаики картинку
Картинка дана для примера.
Название файла с изображением к вопросу:
разрезать картину на 12 частей. Части перевёрнуты и разложены в произвольном порядке, ученик их должен собрать в единую картинку.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): должна получиться картинка встречи Варфоломея со старцем.
Подсказка: вспомните, как мы описывали иллюстрацию.
Разбор типового контрольного задания
Текст вопроса: Кто написал «Житие Сергия Радонежского»?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Текст вопроса: Как назвали мальчика при крещении?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Открытый (нестандартный) урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: «Волшебный мир басни»
План урока
2. Раскрытие темы урока.
3. Постановка задачи и цели.
II. Путешествие в «Волшебный мир басни».
3. Включение регионального компонента.
1. Исследовательская работа в группах (с элементами инсценирования).
2. Работа с учебником «В океане света», (книга 1, стр. 90).
3. Из биографии И.Крылова: (интересные факты из жизни).
VI. «Волшебная шкатулка».
X. Домашнее задание.
XI. Заключительное слово учителя. Оценка работы. Оценки учащимся.
XII. Сюрпризный момент с использованием регионального компонента.
Ход урока
Иллюстрация к басне «Квартет»
Тема нашего урока: «Волшебный мир басни». Заключительный урок.
Уч-ль: Мы работали с дополнительными источниками, провели большую исследовательскую работу. Также к уроку готовилась группа наших учащихся: художников- иллюстраторов.
Наша задача: показать нетрадиционные формы работы с басней. Помогите озвучить цель нашего урока.
II. Путешествие в «Волшебный мир басни».
Уч-ль: Прежде чем отправиться в путешествие, я хочу спросить у вас:
2. Уч-ль: Отсюда вытекают ещё 2 вопроса:
а) что такое сатира?
Уч-ль: б) что такое мораль?
Уч-ль: Ну что же, остаётся лишь отправиться в путешествие с помощью Машины времени (компьютер). Отправной точкой нашего путешествия будет Республика Адыгея.
Выходят «московские школьники Оля и Игорь Сазоновы» (их роли исполняют ученики).
Оля и Игорь: Путешествие начинается!
3. Включение регионального компонента: показывается портрет адыгейского баснописца (Приложение 1А).
Игорь: Сегодня мы представляем басни этого автора.
Чтение 3-х басен учащимися на адыгейском языке по учебникам «Книга для чтения, 2-3 класс».
«Волк» («Тыгъужъыр»), «Оса и Пчёлы» («Къэцгъуанэмрэ бжьэхэмрэ»), «Волк и Ёж» («Тыгъужъымрэ пыжъымрэ») (Приложение 3).
Уч-ль: Какие пороки людей осуждаются в этих баснях?
а) не суди других да не будишь судим сам;
б) хитрость в угоду себе
в) лень, желание пожить за счёт других, дармоедство.
Уч-ль: А что же такое порок?
III. Физминутка (с элементами ритмических движений):
Рассказали мы про Волка, про Ежа, Осу и Пчёлку.
В каждой басне есть мораль, ты смотри, не прозевай!
Чтоб невеждою не стать, надо очень много знать.
Не попасть впросак Мартышкой,
Да не брать примеры с Мишки, и с Осла, Козла и Моськи:
Сходим-ка мы к басням в гости.
Чтоб не стать глупой вороной, мы мораль не провороним.
(собственное сочинение учителя)
1. Исследовательская работа (в группах):
Уч-ль: У меня 3 варианта одной и той же басни. Вам предстоит угадать автора басни, век, в котором жил баснописец, т.е. определить, какая из басен могла быть рассказана Эзопом, Жаном Лафонтеном, Василием Тредиаковским, Иваном Крыловым. Ответить на мои дополнительные вопросы, показать свои знания и эрудицию.
(Каждая группа получает один из вариантов басни на один и тот же сюжет: «Ворон и Лисица» Ж.Лафонтен (Франция, 17 век), «Ворона и Лисица» И.Крылов (Россия, 18-19 века), «Ворон и Лисица» В. Тредиаковский (Россия, 18 век), «Ворон и Лисица» Эзоп (Др. Греция, 5-6 век до н.э.) (Приложение 4).
Элементы инсценирования (по завершению работы каждая группа выбирает подходящий реквизит; басни читают учащиеся, исполняющие роли Эзопа, Лафонтена, Тредиаковского, Крылова; группы отвечают на поставленные вопросы).
Уч-ль: Слово 1 группе (выходит уч-к в образе Эзопа, читает басню)
1-й уч-к: Это басня «Ворон и Лисица» Эзопа (Др. Греция, 5-6 века до н.э.).
Уч-ль: Как вы узнали, что это именно Эзоп? Что вы о нём можете рассказать?
3-й уч-к: Эзоп писал басни в прозе.
4-й уч-к рассказывает легенду об Эзопе.
Уч-ль: Могу добавить, что перевод сделал Л.Н. Толстой.
Слово 2-й группе (выходит уч-к в образе Лафонтена, читает басню).
2-й уч-к: Известно, что А.С. Пушкин читал французскую литературу в подлиннике. Однажды баснописца Лафонтена он назвал Ванюша.
Уч-ль: Как вы объясните подобную «вольность»?
Уч-ль: Слово 3 группе (выходит уч-к в образе Тредиаковского, читает басню)
2-й уч-к: «Сей муж был великого разума, многого учения, обширного знания и беспримерного трудолюбия» (Н.И. Новиков).
Уч-ль: Слово 4-й группе (выходит уч-к в образе Крылова, читает басню)
Уч-ль: «Дивись! Ты побеждён!». Кто автор этих слов? Кому они предназначены и почему?
2-й уч-к: Это слова юного Пушкина в адрес Ж.Лафонтена о том, что Крылов победил, стал лучшим из баснописцев.
Уч-ль: Какое «военное» звание присвоили И.А.Крылову его современники?
3-й уч-к: И.А.Крылова его современники называли генералом басни.
Уч-ль: Какие пороки людей высмеивают и осуждают баснописцы в этих баснях?
Уч-к: Лесть, как гнусный человеческий порок. В басне осуждается не только льстец, но и тот, кто поддаётся лести. Осуждается и глупость.
(Учитель предлагает рассмотреть 2 таблицы).
Уч-ль: Угадайте, кому из персонажей принадлежат эти характеристики?
Хитрая, угодница, лукавая, коварная, льстивая, плутовка, подхалимка, Патрикеевна. | Неповоротливая, простофиля, тугодумка, растяпа, ротозейка, простушка |
Уч-ся: Лисице и Вороне.
«Лиса и Колобок» (художник Е.Рачёв)
«Ворона и Лисица» (художник Л.Карпенко)
«Ворона и Лисица» (художники О. и И.Ивановы)
Уч-ль: Ворона и Лисица близки к образам русских народных сказок. Это придаёт басням русский национальный оттенок. А почему Лису называют Патрикеевной?
Уч-ль: А с какими пословицами вы бы обратились к Вороне и Лисице?
а) Верь своим очам, а не чужим речам;
в) У лести нет чести.
Уч-ль: Что вы можете сказать об И.А.Крылове как о баснописце?
Профессор: (роль профессора Рождественского исполняет ученик)
Уч-ль: Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.
2. Работа с учебником «В океане света» (Чтение, книга I, стр.90).
3. Из биографии И.А. Крылова.
Уч-ль: А что вы узнали о Крылове как о человеке?
(Сообщения учащихся: интересные факты из жизни И.Крылова).
1. Любитель созерцать пожары, заводила, забияка и драчун, беспечный лентяй и отпетый неряха, рассеянный уморительный чудак, неисправимый гордец. Один из самых образованных людей своего времени; прекрасно знал европейскую литературу, был недурным математиком и музыкантом.
2. Бегство маленького Ванюши Крылова в глиняном горшке (корчаге) во время пугачевского восстания и др.
4. Гимн «генералу» басни Крылову И.А. (читает наизусть ученик):
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни, букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М.Исаковский)
VI. Волшебная шкатулка:
Уч-ль: Кому принадлежат эти предметы? Назовите басни.
(сыр, очки, ноты, зеркало, жемчужина, поварской колпак, ножницы, мешок, кисть винограда, миска с деревянной ложкой, ларчик).
VII. Обобщение:
Уч-ль: В чём же сила басен?
Уч-к: Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах.
Уч-ль: Что же высмеивают басни?
Уч-ль: «Ведь всякий льстец живёт за счёт того, кто благосклонно слушает его». Это слова Ж. де Лафонтена.
Профессор: «Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; Такой безобразит человечество». Это сказал Пётр I.
VIII.Выступления учащихся, иллюстрировавших басни.
(Защита рисунков, озвучивание их крылатыми и меткими словами из басен).
IX. Итог урока:
Уч-ль: «Несмотря на обилие имён знаменитых баснописцев и долгую историю жанра басни, басенных сюжетов существует не так уж много, они переходят от одного автора к другому. Почему так происходит, почему сюжеты не устаревают, а басни нам всегда интересны?»
Уч-ся: Недостатки людей (пороки) всегда встречаются в жизни, поэтому сюжеты басен не стареют.
Оля: Мы сегодня шагнули за страницы учебника и узнали много интересного. Это важно.
X. Домашнее задание.
Уч-ль: Задание творческое. Я предлагаю вам сочинить басню в прозе, используя фразеологизм (предлагается ряд фразеологизмов: «Медведь на ухо наступил», «У страха глаза велики», «Ходить по струнке» и др.).
XI. Заключительное слово учителя. Оценка работы. Оценки учащимся:
Уч-ль: Ну что же, мои дорогие!
XII. Сюрпризный момент с использованием регионального компонента.
Оля: У нас есть музыкальный подарок гостям (исполняется национальный танец в адыгейском национальном костюме).
Игорь: А можно мы подарим гостям 2 ваших басни? «Медведь и Соловей», «Сорока и Сойка» (2 ученика читают наизусть басни учителя) (Приложение 8).