Что такое панисламизм в истории

ПАНИСЛАМИЗМ

В панисламизм вклю­ча­ли та­кие те­че­ния ис­лам­ской ре­лигиозно-по­ли­тической мыс­ли, как официальная идео­ло­гия Аб­дул-Ха­ми­да II и мла­до­ту­рок, при­зы­вав­ших му­суль­ман спло­тить­ся под вла­стью ос­ман­ско­го сул­та­на; идеи Джа­маль ад-Ди­на аль-Аф­га­ни о со­ци­аль­ном рав­но­пра­вии му­суль­ман и соз­да­нии в про­ти­во­вес ев­ропейским ко­ло­ни­за­то­рам кон­фе­де­ра­ции му­сульманских го­су­дарств во гла­ве с ха­ли­фом; ве­де­ние джи­ха­да про­тив ко­ло­ни­аль­ных за­вое­ва­те­лей. В 1918-1922 годы ха­ли­фа­ти­ст­ское дви­же­ние дей­ст­во­ва­ло сре­ди му­суль­ман Британской Ин­дии. По­сле уп­разд­не­ния ха­ли­фа­та в Тур­ции (1924) пан­ис­лам­ской на­прав­лен­но­стью от­ли­ча­лась дея­тель­ность Все­мир­но­го ис­лам­ско­го кон­грес­са и Брать­ев-му­суль­ман.

Вла­сти цар­ской и ран­ней Советской Рос­сии об­ви­ня­ли в панисламизме сим­па­ти­зи­ро­вав­ше­го Тур­ции Ис­ма­ил-бея Гас­прин­ско­го и других джа­ди­дов (смотреть Джа­ди­дизм), а так­же российской му­сульманской пар­тии 1-й четверти XX века (Ит­тифак аль-мус­ли­мин, Джа­ми­ат-ул-ис­ла­мие, Шу­ра-и ис­ла­ми и другие). В дей­ст­ви­тель­но­сти эти дви­же­ния раз­де­ля­ли лишь отдельные по­ло­же­ния панисламизма (от арабского усуль аль-джа­дид – но­вый ме­тод), ка­саю­щие­ся раз­ви­тия куль­тур­ных свя­зей ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми на ос­но­ве их кон­фес­сио­наль­ной общ­но­сти (ум­ма), но не при­зы­ва­ли к соз­да­нию все­мир­но­го ха­ли­фа­та. По­сле 1917 года боль­шин­ст­во из них эво­лю­цио­ни­ро­ва­ли в сто­ро­ну национальных дви­же­ний.

Идеи панисламизма по­слу­жи­ли ос­но­вой по­сле­ко­ло­ни­аль­ных дви­же­ний му­сульманской со­ли­дар­но­сти XX века (Ли­ги ис­лам­ско­го ми­ра, Ор­га­ни­за­ции ис­лам­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва и другие).

Источник

ПАНИСЛАМИЗМ

Религ.-политич. идеология, оформившаяся в последней четверти 19 в. В основе П. лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднац. и надкласс. общность и что политич. объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос. и политич. объединений.

В условиях империалистич. экспансии и формирования на Востоке капиталистич. отношений П. имел целью сохранение независимости феод. гос-в и создание таких мусульм. политич. центров и политич. объединений, к-рые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Панисламистская трактовка джихада содержала призыв к единству мусульман в борьбе против вторжения иноверцев, а призыв к «возрождению» чистоты раннего ислама отражал идеализацию доколон. общественно-политич. порядков. Т. о., в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 166 (т. 31, с. 127)).

Первым идеологом П. был Джемаль-ад-дин аль-Афгани. В трактате «Опровержение материалистов» и в статьях в газ. «аль-Урват аль-вуска» («Надежная опора»), изд. им в 1884 в Париже совм. с M. Абдо, Джемаль-ад-дин на первый план выдвигал облеченные в религ. форму просветит. и освободит. идеи, сближавшие П. с бурж. антиколон. течениями. Вместе с тем Джемаль-ад-дин ориентировался то на иран. шаха, то на тур. султана, надеясь с их помощью создать объединение мусульм. гос-в.

Последним крупным проявлением антиколон. содержания П. было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение). После ликвидации халифата в Турции (1924) панисламисты поставили вопрос об избрании нового общепризнанного халифа. 1-й Междунар. конгресс халифатистов в Каире (1926), в к-ром участвовали представители всех мусульм. гос-в, кроме Турции, Ирана, Афганистана, высказался за создание мусульм. объединения, но ни этот, ни последующий конгрессы (1931) конкретных предложений о халифе не приняли.

В России П. был использован после революции 1905-1907 в качестве основной идеологии в джадидизме как противо- поставление лозунга единства мусульман интернац. солидарности трудящихся в борьбе против царизма. После победы Октябрьской революции империалисты Запада, а также бурж. националисты Ср. Азии и Закавказья стремились сделать лозунги П. знаменем контрреволюции.

Реакц. стороны П. использовались империалистами накануне и во время 2-й мировой войны для раскола нац.-освободит. движения народов Азии и Африки и сохранения империалистич. позиций в мусульм. странах. П. используется империалистами на совр. этапе с целью ослабления антиколон. солидарности развивающихся стран Азии и Африки (например, попытки создать «исламский блок» под эгидой Англии и США). В целом П. отрицательно сказывается на развитии обществ. мысли в мусульм. странах, затрудняя формирование класс. и нац. самосознания.

Лит. (кроме указ. в ст.): Бартольд В. В., Халиф и султан, «Мир ислама», 1912, т. 1; Смирнов Н. A., Совр. ислам, 2 изд., М., 1930; Климович Л., Мусульманам дают халифа, (М.), 1932; его же, Ислам, 2 изд., М., 1965; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в обществ. мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Полонская Л. Р., Литман А. Д., Влияние религии на обществ. мысль народов Востока, «НАиА», 1966, No 4; Ali M., My life, Lahore, (1946); Malik H., Moslem nationalism in India and Pakistan, (Wash.), 1962.

Источник

Панисламизм: сущность, история и современные тенденции

В последней четверти XX в. в связи с резкой активизацией политической роли ислама мусульманский мир превратился в мощный идеологический центр мирового значения. Его идейное влия­ние все более серьезно сказывается не только в Азии и Афри­ке, но даже в Европе и США. Политическая активизация во­инствующего исламизма представляет особую опасность для России как многоконфессионального государства со значи­тельной долей мусульманского населения. В связи с этим особый интерес представляет феномен исламского возрождения, т. е. выдвижение исламского фактора в ранг первостепенных в мировой политике. Решающим толчком этого процесса стала антишахская революция 1979 г. в Иране, оказавшая огромное влияние на весь исламский мир.

В основе этого феномена лежит панисламизм – религиозно-политиче­ское движение, возникшее в конце XIX в. и призывающее к объединению всех мусульманских государств и народов. Его первым идеологом был Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1838-1897). Первоначальная цель, которая ставилась перед панисламизмом состояла в обосновании антиимпериалистической борьбы мусульманских народов за независимость, за освобождение от британского колониализма. Панисламизм опирается на некоторые особенности ислама. Так, в исламе изначально провозглашалось безразличие к этническому или расовому происхождению верующего; государственность представлялась как религиозная общность; теоретически отрицалась необходимость посредника между верующим и Богом в лице духовенства.

Хотя Афгани выступал от имени мусульманских народов, его деятельность объективно выражала их интересы в той степени, в какой они стремились к освобождению от иноземного господства. В конечном счете он был идеологом буржуазии. Однако реальное многообразие исторических, социально-экономи­ческих и политических условий в странах, где исповедуется ислам, привело к тому, что панисламизм использовался различными социальными силами, в т. ч. феодально-клерикальными кругами, для упрочения своего положения и сохранения феодальной самостоятельности. Отсюда проистекает неоднозначность последствий панисламизма.

Деятельность Афгани и его соратников в Египте в конце XIX в. имела ярко выраженный освободительный характер. Они выступали против национализма, за единство всех мусульман под главенством либо египетского хедива, либо иранского шаха, либо турецкого султана. Поддержку мусульманских правителей они считали всего лишь средством освобождения мусульманских народов. Сходных позиций придерживалось халифатское течение в Индии в начале XX в. В то же время для Османской империи идея панисламизма оказалась прикрытием неких устремлений султана Абдул-Хамида II. После победы Младотурецкой революции 1908 г. панисламизм вошел составной частью в официальную идеологию партии Единство и прогресс в сочетании с тюркизмом и пантюркизмом. По мере усиления реакционных тенденций в деятельности младотурок панисламизм все больше использовался для обоснования правомерности турецкого господства над другими народами.

В России панисламизм в сочетании с пантюркизмом составил основу джадидизма – буржуазно-либерального движения некоторых мусульманских народов за освобождение от диктата российского самодержавия, за политические реформы, за сохранение и развитие культурно-религиозных традиций. Выражая действительную общность интересов мусульман царской России, панисламизм порождал иллюзию отсутствия социальных противоречий среди мусульман и политико-экономических противоречий между мусульманскими народами и государствами. В то же время идея панисламизма исключала общность каких-либо интересов мусульманских народов с немусульманскими, что мешало объединениюих усилий в освободительной борьбе. После Октябрьской революции 1917 г. панисламизм стал одним из лозунгов националистов Закавказья и Средней Азии.

Зародившаяся в Индии в конце XIX в. идеология мусульманского сепаратизма с начала XX в. сблизилась с панисламистской идеей о преимущественном значении религиозного объединения мусульман перед государственным или национальным. Некоторые сторонники панисламизма, ссылаясь на духовное родство ислама и христианства, сочли неправомерной борьбу против английских колонизаторов. Другие же, продолжая линию Афгани, настаивали на необходимости освободительной борьбы, не отказываясь в этих целях от союза с представителями других религиозных общин. Однако акцентирование религиозной основы привело к тому, что первоначальная антинационалистская направленность панисламизма вылилась в идею мусульманского национализма и признание того, что в Индии существуют две нации – индусов и мусульман.

После Второй мировой войны панисламизм в основном утратил освободительный характер. Чаще он использовался для идеализации докапиталистических укладов и поддержания реакционных феодальных пережитков. Тем самым панисламизм объективно мешал солидарности стран “третьего мира”, поскольку сопровождался претензиями той или иной страны на привилегированное положение в мусульманском мире, а иногда и обоснованием необходимости распространить ислам на другие страны. Так, после образования Пакистана пакистанские идеологи панисламизма начали претендовать на духовное господство в мусульманском мире, а затем выступили с призывом к политическому господству путем расширения границ Пакистана как “идеологического государства”.

В последнее время панисламизм несколько видоизменился. Как правило, он проводится в виде призыва к исламской солидарности, к созданию международных мусульманских организаций, способных противостоять любому влиянию немусульманского мира. Однако и в таких организациях отдельные страны претендуют на особую роль под предлогом, например, сохранения в данной стране особой чистоты ислама (Саудовская Аравия).

Одной из важнейших организаций мусульманского мира являетсяЛига арабских государств (ЛАГ) – международная организация, учрежденная в марте 1945 г. в Каире на конференции ряда арабских стран.

Главный руководящий орган ЛАГ – Совет Лиги. В его состав входят представители государств-членов организации. В ее структуру также входят: Объединенный Совет безопасности, Соци­ально-экономический Совет, Генеральный Секретариат. Каир — постоянное место штаб-квартиры Генерального Секретариата Лиги. В настоящее время членами ЛАГ являются 22 страны: Египет, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Йемен, Ирак, Иордания, Алжир, Джибути, Ливия, Мав­ритания, Марокко, Сомали, Судан, Тунис, Бахрейн, Ку­вейт, Оман, Палестина, Катара, ОАЭ, Коморские остро­ва.

Что такое панисламизм в истории. Смотреть фото Что такое панисламизм в истории. Смотреть картинку Что такое панисламизм в истории. Картинка про Что такое панисламизм в истории. Фото Что такое панисламизм в истории

Лига — регио­нальная организация, которая стремится к более тесному сотрудничеству государств-членов, коор­динирует их политическую, экономическую, культурную и обо­ронную деятельность. В политической области Лига защищает высшие национальные интересы стран арабского мира по­средством реализации планов действия на региональном и международном уровнях, а также путем координации отно­шений государств-членов с региональными и международ­ными организациями.

На Лигу также возложена задача урегулирования любых споров, которые могут возникать между государствами-членами, их разрешение любыми за­конными мирными средствами. Лига заключила ряд соглашений о взаимных консультациях, сотрудничестве и координации с ООН, его специализированными организациями, с Организацией Аф­риканского Единства (ОАЕ) и с Организацией Исламской Конференции (ОИК). В этих организациях Лига имеет ста­тус наблюдателя. Учитывая имеющиеся исторические и культур­ные связи с Африкой, и ввиду того, что почти половина государств-членов Лиги географически расположены в Аф­рике, она проявляет глубокий интерес и поддерживает про­цессы развития в Африке.

Лига имеет специализированные организации, такие как Арабская Организация труда, Арабская Лига об­разования, культуры и научных организаций, Арабская Орга­низация сельскохозяйственного развития. В 1964 г. 12 членами Лиги был создан “Арабский Совет Экономического Единства”. Впос­ледствии были созданы финансовые учреждения для обеспечения средствами проектов развития, а именно, Араб­ский валютный фонд, Арабский фонд экономического и социального развития и Арабский институт гарантий инве­стиций.

Концепция националь­ной безопасности ЛАГ была разработана и закрепле­на в Соглашении по объединенной защите и экономичес­кому сотрудничеству, подписанном в 1950 г. Это Соглашение выражает принципы коллектив­ной арабской обороны и расценивает любое нападение на одного или несколько государств-членов Лиги как агрессию против всей Лиги.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Панисламизм

Полезное

Смотреть что такое «Панисламизм» в других словарях:

панисламизм — панисламизм … Орфографический словарь-справочник

ПАНИСЛАМИЗМ — ПАНИСЛАМИЗМ, панисламизма, мн. нет, муж. (полит.). Религиозно политическое реакционное течение среди феодально буржуазных мусульманских слоев, стремящееся к созданию единого мусульманского государства и являющееся орудием захватнической политики… … Толковый словарь Ушакова

панисламизм — а, м. panislamisme m. Религиозно политическое реакционное течение среди феодально буржуазных мусульманских слоев. стремящихся к созданию единого мусульманского государства и являющееся орудием захватинической политики империалистических, особенно … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАНИСЛАМИЗМ — религиозно политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

ПАНИСЛАМИЗМ — англ. panislam ism; нем. Panislamismus. Религиозно политическая идеология, в основе к рой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от соц., национальной или государственной принадлежности и о необходимости их… … Энциклопедия социологии

Панисламизм — религиозно политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце ХIХ в. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

Панисламизм — религиозно политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

панисламизм — религиозно политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX в. * * * ПАНИСЛАМИЗМ ПАНИСЛАМИЗМ, религиозно… … Энциклопедический словарь

Панисламизм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

ПАНИСЛАМИЗМ — (греч. рап все и араб. islam покорность воле Бога) религиозно политическое течение конца XIX в. Идеология объединения всех мусульман в едином государстве, в основе которой лежит идея о родстве и единстве, общности культуры и исторических судеб… … Политологический словарь-справочник

Источник

Панисламизм

Из Википедии — свободной энциклопедии

Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام ‎ — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления:

В то время, как панарабизм пропагандирует единство и независимость арабов вне зависимости от их религии, панисламизм сосредотачивается на исламском мире.

Движение панисламизма имеет исторические корни в ранние годы ислама, когда пророк Мухаммед объединил в едином государстве все племена арабского полуострова, а вскоре после этого, Умар объединил Северную Африку и большую часть Ближнего Востока.

Во время колониального периода в арабском мире политику панисламизма проводил Джамаль Аль-Шума Аль-Афгани. Известно, что социальная политика Аль-Афгани была очень прогрессивной по тем временам.

Между Первой и Второй мировой войной, Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, пытался получить поддержку нацистов для объединения мусульман в новом халифате. Амин аль-Хусейни стремился изгнать британцев из подмандатных территорий на Ближнем Востоке. [1]

Поскольку страны-колонизаторы в XX столетии утратили контроль над многими территориями, арабские и мусульманские националисты были обнадёжены.

После учреждения еврейского государства в Палестине и последующего признания Израиля как страны Организацией Объединённых Наций, а также поражения арабских государств в 1948 и в 1967 годах, арабские религиозные лидеры стали утверждать, что для разрушения Израиля требуется возвращение мусульман к исламскому фундаментализму.

«Братья-мусульмане» в Египте бросили вызов светскому правительству политической партии Wafd и, позже, администрации президента Hacepa. В Египте и в других арабских странах панисламисты находили последователей, прежде всего, среди сограждан из низших и средних классов. Однако, до конца 1970-х гг. почти все попытки панисламистов захватить власть были безуспешны. Президенты Египта Нассер и Анвар Садат проводили репрессивную политику в отношении панисламистов, казнив и посадив в тюрьмы многих из них. За участие в движении «Братьев-мусульман» был казнён известный исламский учёный Сейид Кутб.

Последователи мусульманского движения Деобанди при содействии американских и пакистанских правительств участвовали в военном конфликте против Советского Союза в Афганистане. В других случаях, конфликты между мусульманскими фракциями шиитов и суннитов препятствуют долгосрочному объединению исламского мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *