Что такое панская карность православие
«Чья-то нужда – для кого-то это шанс сделать доброе дело»
«Пастырский час»
Протоиерей Александр Дягилев
Прямой эфир 2 сентября 2016 г., 20:30
АУДИО
«Голос Русской Православной Церкви в эфире – это важно для каждого верующего человека. Но для этого надо прикладывать свои усилия».
Вопросы слушателей:
Протоиерей Александр Дягилев:
«Дьявол тоже о чем-то таком думал…»
— Мне часто приходится общаться с безбожниками. И вот какой вопрос мне был задан: а можешь ли ты доказать существование Христа? Я ответил, что мне достаточно свидетельства апостолов. И кровь мучеников это свидетельство подтверждает. Что можно еще ответить на этот вопрос?
— Как Вы думаете, может быть, стоило бы анонсировать – какой священник будет в каком «Пастырском часе»? Потому что каждый священник силен в чем-то своём, и кому-то из слушателей хотелось бы свой вопрос задать какому-то конкретному священнику?
— Как Вы думаете, почему в Евангелии обозначается время? Например, первая глава Евангелия от Иоанна: было около десятого часа…
— Мы будем, кто по рублю, кто по тысяче – погашать задолженность радио «Град Петров». Не переживайте!
Протоиерей Александр Дягилев:
«Чья-то нужда – для кого-то это шанс сделать доброе дело».
— Если буддийский монах придет на причастие – ему откажут?
— Я звоню из Флориды. Я староста нашего прихода. У нас на собраниях обсуждаются все статьи расхода, в том числе «на миссионерство». А в России в приходах есть Приходское собрание? Потому что можно же ввести такую статью расхода – на радио «Град Петров». Потому что это радио – оно больше всемирное, чем питерское. Поверьте. Я когда ушел от баптистов и искал радиостанции, многие слушал, и это – единственная такая радиостанция. Я слушаю вас каждый день минимум по 4 часа. Слушаю через интернет. Мы в приходе тоже собираем средства на какие-то дорогостоящие нужды – например, делаем паломнические поездки, и таким образом мы собрали средства на приобретение участка земли за 4 года. А приход у нас около ста человек.
Протоиерей Александр Дягилев:
«Приходские собрания у нас есть. И приходы помогают радио. В нашем храме, например, мы повесили кружку для сбора пожертвований на радио «Град Петров». Сегодня я привез на радио собранные средства, там порядка 30 тысяч».
— Отец Александр, Вы мой самый любимый собеседник в «Пастырском часе». Можете ли ответить на мой вопрос: знает ли о бедственном положении радио «Град Петров» митрополит Варсонофий? Может ли он вмешаться и разрешить нынешний кризис радиостанции?
Протоиерей Александр Дягилев:
«Дело не в том, чтобы разово взять и закрыть чью-то проблему, взять и дать сумму денег (вопрос – где ее взять – тоже остается). А дело в том, чтобы решать вопрос системно. Потому что денег на обеспечение работы радиостанции требуется ежемесячно. Давайте подходить именно системно к проблеме, а если подходить системно, то это – наш вопрос, простых людей, мирян и священников».
— Слушаем, молимся! Многих лет вещания!
— Моя мама сломала шейку бедра, очень страдает.
Протоиерей Александр Дягилев:
«Когда человек сам терпит скорби и молится о других – он проявляет особое бескорыстие, такая молитва особо ценна перед Богом».
— Вся наша семья продолжает вас слушать. Помогаем, чем можем. Спасибо огромное за ваши труды, лучшего радио еще не было во всем эфире. Наш приход тоже собирал деньги на дальнейшее вещание. Мой вопрос: есть ли в Петербурге православные семейные психологи?
— Вопрос о молитве к Божией Матери «Неопалимая купина»: «О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь». Что такое «панская карность»? И второй вопрос: «милость мира, жертву хваления» что значит? Я сама пела раньше на клиросе. Но я не понимаю, что значит «милость мира».
— Я из Петрозаводска. Посоветуйте, как поступить, если на работе часто осуждают Церковь и святых, говорят об астрологических прогнозах, то лучше промолчать или начать спорить?
Православная Жизнь
Сегодня каждый православный христианин должен понимать церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов.
О чём читают и поют за воскресным всенощным бдением? Церковнославянский язык, на котором совершается богослужение Православной Церкви, сложен и непонятен не только для нас: он оставался трудным и для наших предков, живших много столетий тому. Ведь относится он не к восточнославянским языкам, как древнерусский, русский и украинский, а совсем к другой языковой группе — южнославянской. Единственные его ближайшие родственники в современном мире — болгарский и македонский.
Во все эпохи он был сакральным языком молитвы и общения с Богом. Иметь для этой цели особенный язык, не затронутый суетой повседневности, нравилось славянам. Вместо того чтобы переводить богослужение на свои родные наречия, они учили церковнославянский. При храмах и монастырях открывались школы, которые постепенно становились центрами образования и культуры. Так благодаря церковнославянскому языку на Русь приходило просвещение.
Сегодня каждый православный христианин тоже должен выучить церковнославянский язык — хотя бы на уровне основ грамматики, словаря богослужения и Священного Писания. Для помощи в этом мы составили словарик самых трудных слов. Для удобства — не в алфавитном порядке, а в порядке хода богослужения. В этой публикации рассмотрим сложные для понимания слова великой вечерни.
Первая часть воскресного всенощного бдения называется великая вечерня.
Востáните! — возглашает диакон в начале неё. Это слово означает «встаньте». До этого пришедшие в храм помолиться могли сидеть, но началась служба, и нужно встать. Этот возглас также призывает пробудить на молитву свою душу.
За более-менее понятной молитвой «Приидите, поклонимся…», которая, по сути, — продолжение диаконского призыва встать на молитву, следует довольно трудный для понимания 103 псалом. Его также называют «предначинательный» — как и предыдущие слова, он призывает пробудить душу от духовного сна, чтобы она благословила Господа.
Многие слова в этом псалме знакомы нам по созвучным русским, а некоторые совершенно непонятны: мы слышим их только за богослужением и больше нигде. Как, например, «зело». Мы составили словарик из таких слов.
Зелó — очень.
Яко — как.
Превы́спренняя (покрывáяй водáми превы́спренняя Своя) — самая большая высота. Слово состоит из двух корней — «выс» — «высота» и «прен» от праславянского pyrъ «парить», а также приставки пре- в значении «очень», суффикса и окончания. Похожее русское слово высокопарный сегодня имеет несколько другое значение.
Онáгри — дикие ослики.
Ероди́ево жили́ще (предводи́тельствует и́ми) — еродий по-церковнославянски «аист». Его жилище — гнездо, которое аист строит выше всех остальных птиц, как бы предводительствуя над ними.
Ски́мни рыкáющии — скимен значит «лев».
Персть (и в персть свою возвратя́тся) — «земля, прах».
Есть также слова, на первый взгляд знакомые нам, но в действительности означающие в церковно-славянском языке совсем не то, что в русском.
Исповéдание (во исповéдание и в велелéпоту облéкся еси́) — если с велелепотой (великолепием) всё интуитивно понятно, то что значит «облекся во исповедание»? В древнееврейском подлиннике псалма стоит слово, которое означает «слава». Церковнославянский глагол исповедати также имеет диапазон значений «открыто признавать, объявлять, воздавать славу, хвалить». Если углубиться в этимологию слова — поведать о чём-то всем, то есть прославить, сделать известным. Отсюда значение у существительного исповéдание в церковнославянском языке — не только «признание, объявление», но и «слава».
Кожа (простирáяй небо яко кожу) — на первый взгляд непонятно, причём тут кожа? Это перевод древнееврейского слова yeria, которое значит «полотнище, завеса». Славяне выделывали шкуры животных — получалась кожа, из которой делали различные завесы и шатры. Так что перед нами прекрасный поэтический образ: небо с его звёздами — лишь занавес, скрывающий за собой тайны вселенной и тайну Бога.
Твердь (основáяй землю на твéрди éя, не преклони́тся в век века) — значит не только твёрдую поверхность, но и «устои» — законы, на которых основана земля. Поэтому необязательно автор верил, что она стоит на спине слона или черепахи.
Запрещение (от запрещéния Твоегó побéгнут (воды)) — в церковнославянском вовсе не «запрет», а «угроза», а также «приказ».
Сельныя (звéри сéльныя) — «полевые». «Село» в церковнославянском значит «поле». Зато церковнославянское поле значит «равнину, долину». Древá польскáя дальше в этом псалме — деревья долин.
Тых (На ты́х птицы небéсныя привитáют) — «тех». Не на зверях полевых, а на горах, посреди которых пройдут воды.
Ругáтися (змий сей, егóже создáл еси́ ругáтися ему́) — «насмехаться». Так что змей ни с кем не ругается, а создан в шутку или в насмешку над духовным «змеем» — диаволом.
Живот (воспóю Гóсподеви в животé мóем) — «жизнь».
входя́щих вóнь — «входящих в него». В церковнославянском языке предлоги нередко соединяются с местоимением, создавая иллюзию нового слова. Онь (оный) — местоимение, которое означает «он» или «тот».
О благорастворéнии возду́хов — о хорошей погоде.
После великой ектении снова следуют псалмы, на сей раз 1-й, 2-й и 3-й. Первый псалом «Блажен муж» затем поётся с возгласом «Аллилуия».
Муж — речь не о чьём-то муже, а вообще о человеке. У древних евреев было принято обращаться преимущественно к мужчинам. По их линии даже велись родословные — без всякого упоминания о женщинах, за редким исключением.
Нань (надéющиися Нань) — вновь слитное написание предлога на с местоимением нь «него». Речь здесь идёт о Боге, поэтому Нань написано с большой буквы.
Стужающии — притесняющие.
Следом идёт малая ектения. Она так названа по сравнению с великой, которая была до неё.
Несмотря на то, что она практически в одну строчку, в ней тоже есть непонятные слова. Например, паки. Оно значит «снова».
Миром — «всей общиной». Слово мир имеет значение «народ» и «христианская община». А это же слово со значением «вселенная» пишется по-другому.
Затем звучат слова 140 и 141 псалмов — молитва «Господи, воззвах» и другие.
Исправится (да испрáвится моли́тва мóя) — исполнится (прозвучит).
Непщева́ти (не уклони́ се́рдце мое в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х) — оправдывать.
Нака́жет (нака́жет мя пра́ведник ми́лостию) — научит.
Мрежа (паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы) — сеть.
Дондеже — до тех пор, пока.
После псалмов и стихир священник совершает вечерний вход. Диакон возглашает «Прему́дрость, прóсти!»
Прему́дрость — «поучение».
Прóсти — «встаньте прямо». Во время чтения псалмов в древности положено было сидеть. Слова диакона призывают встать и внимательно выслушать следующие затем поучение или молитву. Действительно, следом звучит очень важная молитва «Свете тихий».
Безсмéртнаго — «вечного».
Зáпад — «закат».
После вечернего входа диакон возносит сугубую ектению («усиленное моление»). Она начинается словами «рцем вси».
Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.
Зде — здесь.
После ектении звучит «Молитва при наступлении вечера». Благословéн еси́, Господи, научи́ мя оправдáнием Твои́м.
Оправданием — «заповедям».
Затем звучит просительная ектения и, если это положено по уставу, совершается чин литии. Лития означает по-гречески «усердное моление». Во время неё священник выходит в притвор храма и становится вместе с мирянами. Диакон возносит молитву.
Возвыси рог христиан православных — поэтический оборот из псалмов, который означает «прославь». В ветхозаветной Церкви жертвенник был украшен изваяниями в виде рогов жертвенных животных. Когда иудеи лишились своего храма и были уведены в вавилонский плен, они молились «возвысь рог жертвенника» — то есть восстанови жертвенник и храм.
Рогами украшали жертвенники и язычники — это традиция, уходящая корнями глубоко в прошлое, возможно, ещё ко времени принесения первых жертв Каином и Авелем. Поэтому в псалмах неоднократно звучат слова о том, что Господь сломит рог нечестивых, а рог праведников вознесёт. Там же мы находим выражение «рог спасения» — оно относится к жертвеннику. По древней традиции, любой преступник, который успел добежать до Иерусалимского храма и ухватиться за рог жертвенника, должен был быть помилован.
Трус (о éже сохрани́тися грáду сему́… от глáда, губи́тельства, тру́са, потóпа) — «землетрясение».
Благоуветлив — снисходителен.
Прещение — «гнев».
Затем звучит молитва священника и молитва «Ныне отпущаеши» в исполнении клироса.
Свет во откровéние язы́ков — языков значит «народов», откровение — «просвещение».
После освящения хлебов опять звучит псалом. На сей раз 33-й, «Благословлю́ Гóспода на вся́кое врéмя, вы́ну хвалá Егó во устéх мóих».
Выну — «всегда».
Вкупе — «вместе».
На этом вечерня заканчивается, следом за ней начинается утреня.
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Икона Неопалимая Купина соединяет в себе красоту и загадку — каждая деталь, изображенная на ней, наделена глубоким скрытым смыслом, призывающим отринуть от мирского и задуматься о духовном. Поэтому молитва, обращенная к Богородичной иконе «Неопалимая Купина», способна очистить душу молитвенника, помочь ему принести раскаяние и ощутить на себе Божественную Благодать.
По сути, купина — это обычный терновый куст. Но необыкновенность в том, что он прославился благодаря божественному освещению, о коем гласит Ветхий Завет. В память о чуде была создана икона Неопалимая Купина.
История и явление иконы
Впервые образ был явлен в XIV веке в Палестине и был перенесен монахами в Москву. Согласно преданию, он появился на скале Хорив, а под ней рос терновник. Случилось так, что он загорелся. Пламя было очень сильным и оно буквально «поедало» растение, которому огниво было нипочем.
В это время мимо кострища проходил пасший овец пророк Моисей. Лицезрев чудо, ему послышался ангельский глас, призывающий его срочно отправиться к египетским правителям и умолить их о выводе израильтян, измученных жестоким местным населением.
Пророку был дан посох. Всевышний приказал ему бросить посох на землю в случае, если Моисею не поверят. Если такое случится, то посох тут же превратится в змею. Увидев чудо, египтяне поверят пророку и пойдут за ним. Но произошло другое: фараон Египта еще сильней обозлился на израильтян и вынудил работать их еще больше. Тогда вмешался Бог и наслал на страну множество бед: вода была превращена в кровь — тем самым люди стали испытывать сильнейшую жажду, полчища склизких лягушек наполнили дома местных жителей и правительственные дворцы, а огромные стаи мух никому не давали покоя. И тут фараон смилостивился и освободил измученных пленников. В память о чудесном событии была написана икона — именно из-за того куста, который лицезрел пророк, которого так и сгубило пламя. Ныне этот чудотворный образ хранится в Хамовниках, а в его честь освящена церковь.
Иконография
На иконе изображена восьмиугольная звезда, состоящая из пары остроугольных четырехугольников с вогнутыми концами. Первый окрашен в красный цвет и напоминает собою пламя, которое объяло виденный Моисеем куст. Второй имеет зеленый окрас, что указывает на природный цвет кустарника, сохранившийся в огне. Посреди звезды расположилась Пресвятая Мария с Богомладенцем на руках. Углы красного четырехугольника венчает символика четырех евангелистов. К плечу Богородицы верхним краем прислонена лестница. Это знаменует то, что именно через Богоматерь на грешную землю сошел Иисус Христос, и Он же возводит на Небеса всех верующих в Него.
Второй вариант исполнения образа: Царица Небесная изображена в свете пламени, которое горит, но не опаляет Ее. А на древних иконах явлена хронология событий: над объятым огнем зеленым кустом терновника возвышается Богородица с Сыном на руках. Рядом с горящим кустом коленопреклоненно стоит пророк Моисей.
Неоспоримые чудеса
За свою многовековую историю существования икона и молитвы пред ней сотворили множество чудес.
Правила моления
Молитва — это личная беседа человека с Богом, через нее молитвенник обращается к Всевышнему за помощью или благодарит Его. Как это сделать правильно?
Во время молитвы сердце и мысли должны быть чистыми, обиды все должны быть прощены.
Что еще нужно знать о православной молитве:
Молитвы перед иконой
Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.
О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.
Значение образа
В каких случаях может предстательствовать Богородица «Неопалимая Купина»?
Люди молят о заступничестве у Царицы Небесной в таких ситуациях:
На самом деле к «Неопалимой Купине» можно обращаться в любых случаях. Важно, чтобы человек верил в помощь с Небес.
Где разместить чудотворный Лик
Любую икону необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Этот Угол должен быть самым красивым, его должно быть видно при входе в комнату. Обычно им считается восточный угол, который находится по диагонали от входной двери. Именно с Востока восходит солнце. В православных церквях алтарь так же располагается на Восток и прихожане молятся, обращаясь лицом в ту сторону.
Святые образа запрещено располагать рядом с телевизором, яркими плакатами, настенными календарями, часами, картинами, фотографиями, статуэтками и прочими декоративными украшениями: фарфоровыми собачками, подарочными чашками и другим декором. Тем самым иконы уподобляются идолам современности.
Центральное место на домашнем иконостасе должен занимать образ Спасителя. Выше Его Святого Лика можно расположить лишь Распятие или икону Святой Троицы: Отца, Сына и Святаго Духа. Справа от Всевышнего следует поставить икону Богородицы, а слева установить икону Иоанна Предтечи или святителя Николая Мирликийского чудотворца. Остальные иконы святых располагают ниже. Часто эти образа являются покровителями членов семьи или лики святых, к которым домочадцы обращаются в своих молитвах.
Еще иконы для домашнего иконостаса:
Если Красный Угол обустроен в одной из комнат, то это не значит, что в остальных помещениях их быть не должно. Образа должны обязательно быть в детской, чтобы ребенок учился самостоятельно беседовать с Богом или креститься на ночь и по утрам. На кухне располагают икону Христа, чтобы семья смогла помолиться перед принятием пищи и поблагодарить Бога после ее вкушения. Образ Христа располагают в коридоре для того, чтобы помолиться и перекреститься при выходе, испросить Его помощи, защиты и благословения в путь.
День почитания святого образа «Неопалимая Купина» установлен 17 сентября. Чудотворным иконам, почивающим в соборе Кремля и в Хамовниках, приезжают приложиться и поклониться миллионы верующих христиан со всего мира.