Что такое панславянское движение
Панславянизм
Панслави́зм — культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось в конце XVIII — первой половине XIX веков.
Содержание
Панславизм Центральной Европы
Термин «панславизм» впервые предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Политические взгляды большинства славянских народов, идеи Великой французской революции и немецкого романтизма, славянское национальное возрождение — факторы, которые привели к появлению среди западных и южных славян (Йозеф Добровский (чех), Павел Шафарик, Ян Коллар (словаки), Людевит Гай (хорват), Вук Караджич (серб) и другие) идей славянского единства и культурной общности. Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах послужили причиной к тому, что некоторые из славянских деятелей сформировали идеи о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что это поможет славянским народам в борьбе против иноземной власти (Йозеф Добровский, Йосеф Юнгман, Людевит Гай и другие). Некоторые из них позже поменяли свои взгляды (Людевит Гай, Людевит Штур, Карел Гавличек-Боровский). Другие сторонники панславизма, главным представителем которых был чех Франтишек Палацкий, выступали за сохранение Австрийской империи и за превращение её в федерацию славян, австрийцев и венгров.
После превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию (1867) Ф. Палацкий пересмотрел свою концепцию и принял участие в организованном российскими панславистами Славянском съезде 1867 года в Москве. Среди поляков, которые находились под сильным влиянием романтического патриотизма и идей о восстановлении великой Польши, идеи панславизма породили два течения: пророссийское (Станистав Сташиц, Август Цешковский) и антироссийское (Адам Мицкевич, Анджей Товянский, Казимир Бродзинский). Остальные считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша.
Панславизм в России
В самой России в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над другими народами, «враждебности Западу», о необходимости установить гегемонию России над всем славянским миром. Проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веков Андрей Самборским, Василий Малиновским и другими.
Российские славянофилы в 1840—1850-х годах — Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Иван Киреевский и другие — выступили с идеей противопоставления славянского православного мира с Россией во главе «больной», безверной Европе. Противники славянофилов — западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен) — не признавали особой роли России среди славянских народов. Поражение в Крымской войне 1853—1856 годов, Польское освободительное восстания 1863—1864 годов — эти факторы вызвали активизацию российских панславистов, которое вылилось в проведении Славянского съезда 1867 года в Москве и деятельности славянских комитетов.
Панславянские идеи занимали важное место в теоретических изысканиях Ивана Аксакова, Николая Данилевского, Коестантина Леонтьева, научных разработках учёного-слависта Владимира Ламанского. Наибольший политический вес панславизм имел в 70-х годах, особенно в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда дело дошло до реальных внешнеполитических действий. Ряд представителей государственных вооружённых сил России — князь Владимир Черкасский, генералы Михаил Черняев, Михаил Скобелев, Ростислав Фадеев — были сторонниками панславизма.
Панславизм в XX веке
В конце XIX века идеи панславизма значительно потеряли свою популярность. Они возродились перед Первой мировой войной 1914—1918 годов в форме неославизма (или неопанславизма). Российские неослависты (главный деятель — граф В. Бобринский вместе с деятелями других славянских стран (чех К. Крамарж, словенец И. Грабар и др.) провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), чтобы достичь межславянского сближения перед возможной немецкой угрозой. Революционные события 1917 г. на некоторое время похоронили идеи панславизма в России, так как осуждались К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным.
С началом Великой отечественной войны 1941—1945 годов была восстановлена старая российская политика по славянам. В августе 1941 г. в Москве был создан Всеславянский комитет. Славянские комитеты возникли в США, Англии, Канаде, по инициативе и с участием коммунистов славянского происхождения. После первого Всеславянского съезда в Москве в 1946 г. прошёл славянский конгресс в Белграде, куда съехались делегаты с всех славянских стран. После обострения отношений между Югославией и СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность.
Русские панслависты
Панславизм в Интернете
В наше время Панславизм начал широко распространятся с помощью высоких технологий. В первую очередь этому способствовал интернет, он позволил людям разных славянских национальностей общаться между собой и пропагандировать идею славянского единства. Тем более всё это было подогрето и политическими факторами, которые сближают славянские народы и широко пропогандируются среди СМИ. Уже существует огромное количество славяно-патриотических движений и причем не только в рунете.
ПАНСЛАВИЗМ
В России идеи создания славянской федерации лежали в основе декабристского Общества соединённых славян (1823) и Кирилло-Мефодиевского общества (1846-1847). Зарождение российского панславизма как течения произошло в ходе Крымской войны 1853-1856 годов, когда славянофилы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин выдвинули тезис о том, что романо-германский и греко-славянский «миры» различались по религиозному, гражданскому и «нравственному» характеру и были исторически враждебны друг другу. Некоторые учёные-слависты поддерживали эту идею на основе изучения культуры, языков, фольклора славянских народов: В.И. Ламанский был убеждён, что славянские народы должны проникнуться общеславянским сознанием с помощью единого литературного (русского) языка; О.Ф. Миллер видел путь решения «славянского вопроса», в первую очередь, в преодолении внутрироссийских противоречий и нравственном совершенствовании российского общества.
Центрами панславизма и распространения идей славянского братства стали Москва (1858) и Санкт-Петербург (1868) славянские благотворительные комитеты, созданные для помощи славянским народам Османской и Австрийской империй. Основную потребность славянских народов члены комитетов видели в «объединении нравственном», достижимом посредством широкого культурного обмена. Помимо консерваторов-славянофилов, теории «славянской взаимности» развивали и либералы (идея славянской демократической федерации А.Н. Пыпина), и революционные демократы (идеи славянского федерализма А.И. Герцена и М.А. Бакунина).
Развитие идей панславизма было тесно связано с обострением Восточного вопроса и политикой российского правительства в отношении славянских народов. Российские панслависты (за исключением Герцена и Бакунина) осудили Польское восстание 1863-1864 годов, посчитав его участников «изменниками славянского дела». Накануне и в период Восточного кризиса 1875-1877 годов возникли концепции «политического» панславизма, их сторонники призывали к созданию силой русского оружия Всеславянской федерации во главе с Россией (Н.Я. Данилевский, Р.А. Фадеев, князь А.И. Васильчиков); популярность идей «политического» панславизма стала одной из причин объявления Россией войны Турции (1877). Славянские комитеты собирали деньги на покупку оружия и снаряжения для славян, восставших против турецкого владычества, отправляли на Балканы полевые лазареты, готовили добровольцев, формировали общественную солидарность с южными славянами.
После Берлинского конгресса 1878 года, перечеркнувшего планы панславистов о полном освобождении южных славян, наступил упадок интереса к панславизму. Среди панславистов возобладали мессианские и религиозно-нравствственные идеи. Ф.М. Достоевский к 1880-м годам стал рассматривать славянское единение как «вопрос высшего объединения духовного» для защиты всего человечества от католической и протестантской угрозы. На рубеже XIX-XX веков вновь получили развитие идеи укрепления культурных связей между славянскими народами («культурный» панславизм), они стали основой неославизма в начале XX века.
Идеи славянского единства вновь приобретали актуальность в периоды 1-й и 2-й мировых войн. Они стали основой организации в 1941 году в Москве Всеславянского комитета для мобилизации борьбы всех славянских народов против Германии. В освобождённой Югославии в 1946 году состоялся Всеславянский собор. Ряд партий и международных организаций, выдвигающих в своих программах тезис о славянском единстве, существует и ныне.
Панславизм. От национализма к юнионизму
Панславизм родился как национально-освободительное движение. Возможно, даже как предтеча националистических движений в славянском мире. Причины этого лежат на поверхности. Термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Тогда не было такого государства Чехия. Была Австрийская империя. “Народы романские и германские, некогда прославившиеся в Европе как могучие завоеватели, тысячу лет тому назад силою меча не только добились своей независимости, но и сумели всемерно обеспечить свое господство. Их государственное искусство, основывавшееся преимущественно на праве сильного, предоставляло свободу только высшим сословиям, управляло посредством привилегий. Напротив, среди славян, у которых любовь к свободе искони была тем горячее, чем слабее проявлялась у них охота к господству и завоеваниям, у которых тяга к независимости всегда препятствовала образованию высшей центральной власти, одно племя за другим с течением времени попадало в состояние зависимости.” Это все слова из Манифеста первого славянского съезда, состоявшегося в Праге в 1848 году. “Основываясь на убеждении, что могучее духовное движение настоящего времени требует нового политического творчества, и что государство должно перестроиться, если не в новых границах, то во всяком случае на новых основах, мы представили австрийскому императору, под конституционной властью которого мы в большинстве живем, проект преобразования его империи в союз равноправных народов, отдельным потребностям которых должно уделяться не меньше внимания, чем единству государства.” И в этом выражена цель. На съезде в Праге славяне не готовы были идти дальше федерации в рамках австрийской империи. Поскольку при полном отсутствии у славян каких-либо прав, и это было огромным шагом к свободе. Об образовании независимых государств и в мечтах даже не было. Вот конкретно их требования тогда: “Протестуем против произвольного разделения земель, подобно тому, какое в настоящее время замышляется в Познани; ожидаем от правительства прусского и саксонского, что они, наконец, отступятся от систематической денационализации славян в Лужицах, Познани, Восточной и Западной Пруссии; требуем от венгерского министерства, чтобы оно безотлагательно перестало прибегать к тем бесчеловечным, насильственным средствам, которые оно употребляет против славянских народов Венгрии, против сербов, хорватов, словаков и русин, и чтобы как можно скорее вполне обеспечены были принадлежащие им национальные права.” Тоесть именно защита национальных интересов славянских народов ставилась как цель. Именно этого добивался Староста первого славянского съезда Франтишек Палацкий.
Немножко дальше пошел Бакунин. Он говорил уже о независимости: “Признается независимость всех народов, составляющих славянское племя.” Правда, надо помнить, что Бакунин идеолог анархизма, вовсе отрицавшего государство. Но тут же: “Все эти народы, впрочем, состоят между собою в союзном единении. Это единение должно быть настолько тесно, что счастие или несчастие одного должно быть в то же время счастием или несчастием другого, и никто не может чувствовать себя свободным и считать себя таковым, если другие не свободны и, наоборот: притеснение одного есть притеснение другого.”
Энгельс жестко критиковал Бакунина за эти высказывания и договорился до того, что кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности. Как показало время, Энгельс был совершенно неправ, но в 1848 году действительно было сложно поверить, что на карте Европы появится более десятка славянских государств. К тому же Энгельсу, как немцу, еще и очень сильно не хотелось в это верить.
После поражения революции 1848 года славяне обратили свой взор на Россию, как возможного заступника. И эти надежды не оказались напрасными. Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине началось антитурецкое восстание, затем Апрельское восстание в Болгарии весной 1876 года. В России с осени 1875 года развернулось массовое движение поддержки славянской борьбы, охватившее все общественные слои. В обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали освободительные цели войны. На эту дискуссию наложился традиционный российский спор между славянофилами и западниками, причём первые, в лице писателя Достоевского, видели в войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов. 12 (24) апреля 1877 Россия вступила в войну. В результате Болгария стала независимой от Турции. Хотя после этого тридцать лет (до 1908 года) независимую Болгарию кроме России никто не спешил признавать. Дальше панслависты провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), В 1912 году для освобождения Боснии и Герцеговины от оккупации Австро-Венгрией и объединения с Сербией была создана панславистская молодежная революционная организация «Млада Босна», которой суждено было сыграть роковую роль.
Австро-Венгрия, будучи многонациональной империей, из-за внутренних межнациональных противоречий была постоянным очагом нестабильности в Европе. И противодействовала России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян. 28 июня 1914 года Гаврило Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской организации Млада Босна, убивает в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену Софию Хотек. Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца-Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от Сербии выполнить заведомо невыполнимые условия. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. То есть и здесь имела место славянская взаимность и преследовались националистические цели. Которые в ходе первой мировой войны были достигнуты. В результате произошло присоединение Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии. Была провозглашена независимость Польши и Чехословакии. По сути цель, провозглашенная на первом славянском съезде была достигнута. После чего славянское движение сошло на нет. И возобновилось только в 1941 году. И опять же как национально-освободительное. Потому, что к этому моменту все славянские государства были оккупированы нацистской Германией.
5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет,
Но этому не суждено было сбыться. Вместо этого был создан Совет экономической взаимопомощи и военно-политический блок, получивший название «Варшавский договор». Югославия стала «неприсоединившимся» государством.
Когда в конце 80-х в соцлагере разразился экономический кризис, а Горбачев начал свою перестройку, во всех славянских странах произошел всплеск национализма. Причиной этого была чрезмерная зависимость созданных структур от Москвы, что имело очень мало общего с теми принципами федерации свободных славян, которые провозглашались изначально.
Когда славяне очнулись от очаровавших их националистических речей, то увидели вокруг себя политические, экономические и духовные развалины. Начался новый, современный этап движения за славянское единство. Теперь уже это движение стало юнионистским, ставящее перед собою цели объединения славян в противовес националистическим силам, разрушившим все, что было создано славянами после второй мировой войны и в принципе из панславизма и вышедшим. Ситуация изменилась. С одной стороны имеем 14 независимых славянских государств. И, казалось бы, мечты славян осуществились, за исключением, может, Русинов и Лужицких сербов. С другой стороны, процессы глобализации создают новые реалии, где правила задают несколько экономически развитых стран, которые отнюдь не отказались от идеи мирового господства. И в одиночку против этой махины не выстоять. В результате «независимые» славяне попали под сильное влияние евроатлантизма, приводящее к ассимиляции. К насаждению чуждой славянам морали, ведущей к деградации. И натравливанию славян друг на друга. В Югославии вообще дошло до братоубийственной войны. Страну разрушили при прямом военном вмешательстве США и НАТО на стороне албанских сепаратистов. Которые свое время бежали в Югославию от албанской деспотии, а затем из исконно славянского края Косово путем этнических чисток при поддержке тех же США и НАТО изгнали коренное славянское население.
В результате манифест седьмого Пражского всеславянского Съезда, состоявшегося в год и день 150-летия первого славянского Съезда в той же Праге, почти не отличается от манифеста первого славянского съезда. В нем, в частности, говорится: “Дела и заветы первого в истории Славянского конгресса в Праге 1848 г. обязывают нас, представителей славянских народов, в новых условиях современной Европы задуматься о смысле и непреходящих ценностях славянской взаимности, которые были так убедительно проверены в ходе совместных действий в рамках антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны и в процессе послевоенного международного сотрудничества.
Славянские народы являются нераздельной частью современной европейской и мировой цивилизации, в которой нет избранных народов, и где каждый народ, исходя из своих исторических традиций и опыта, имеет право использовать испытанные ценности международной взаимности в интересах повышения качества жизни в каждой стране.”
Возрождение панславизма идет по следующим трем направлениям.
Первому. Научно-образовательному. В 1994 г. создана Международная ассоциация славянских ВУЗов в составе Международной ассоциации исследования и распространения славянской культуры при ЮНЕСКО. В ассоциацию вошли Россия, Украина, Беларусь, Югославия, Чехия. Ассоциация расширяется и включает новых членов и новые страны. Ассоциация организует проведение научных конференций по панславизму, привлекает к этому студенческую молодежь, содействует созданию единого образовательного пространства славянских государств в XXI веке. За 150 лет панславизм уже стал наукой.
Появилось и третье направление. Политическое. Это ново для славянского движения, которое всегда существовало как общественное. В ряде стран возникли славянские партии. Первой из них была Славянская партия Украины. Создан Славянский Парламентский союз. Решение об этом было принято в Праге на 7 всеславянском съезде.. Тогда же в зале заседаний Палаты депутатов Парламента Чешской Республики состоялось его первое заседание. Второе заседание СПС прошло в марте 1999 года в Белграде в зале Союзной Скупщины Югославии, третье — в апреле 2001 года в Москве в Государственной Думе Российской Федерации. В настоящее время постоянная штаб-квартира Славянского парламентского союза находится в Минске в помещении Национального собрания Республики Беларусь. Регулярно проводятся сессии парламентского союза. Задачей союза является координация действий парламентариев славянских государств. В работе сессий принимали участие представители депутатского корпуса Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Украины, Белоруссии, России, Приднестровья.
Председатель Славянской партии Александр Лузан
1. МАНИФЕСТ СЛАВЯНСКОГО СЪЕЗДА 1848 Г. К ЕВРОПЕЙСКИМ НАРОДАМ.
2. Михаил Бакунин. Статьи по славянскому вопросу. «Основы славянской федерации». Избранные сочинения. Том III.
3. Фридрих Энгельс Демократический панславизм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.294.
4. Славянское движение XIX-XX веков: Съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. Отв. редактор М.Ю. Досталь. М., 1998
5. Николай Кикешев. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва. 2008.
6. Манифест Всеславянского съезда в Праге 1998 г. к народам Европы.
Источник
панславизм, движение, кристаллизовавшееся в середине XIX века, является политическая идеология озабочены продвижением целостности и единства для Славянские народы. Его основное воздействие произошло в Балканы, где неславянские империи правили Южные славяне на века. В основном это были Византийская империя, Австро-Венгрия (оба как отдельные лица большую часть периода), Османская империя, и Венеция.
Содержание
Происхождение
Широкий панславизм начался во многом как Пангерманизм, оба из которых выросли из чувства единства и национализм испытанный внутри этнические группы после французская революция и последующий Наполеоновские войны против европейских монархий. Как и другие Романтический националист движения, славянские интеллектуалы и ученые в развивающихся областях история, филология, и фольклор активно поощряли страсть к своей общей идентичности и предкам. Панславизм сосуществовал также с Южнославянский независимость.
Обычно используемыми символами панславянского движения были Панславянские цвета (синий, белый и красный) и панславянский гимн, Привет славяне.
Первыми панславистами были хорватский писатель XVI века. Винко Прибоевич и 17 век Александр Комулович, Бартол Кашич, Иван Гундулич и хорватский Католик миссионер Юрай Крижанич. [1] [2] [3] Некоторые из самых ранних проявлений панславянской мысли в Габсбургская монархия были приписаны Адам Франц Коллар и Павел Юзеф Шафарик. [4] Движение началось после окончания наполеоновских войн в 1815 году. После этого лидеры Европы стремились восстановить довоенное состояние. статус-кво. На Венский конгресс, Представитель Австрии, Князь фон Меттерних, почувствовал угрозу этому статус-кво в Австрии со стороны националистов, требующих независимости от империи. В то время как их подданные состояли из многочисленных этнических групп (таких как Итальянцы, Румыны, Венгрыи др.), большинство подданных были славянами.
Первый панславянский конгресс, Прага, 1848 г.
В Первый панславянский съезд был проведен в Прага, Богемия в июне 1848 г., во время революционное движение 1848 г.. Чехи отказались прислать представителей в Франкфуртская Ассамблея ощущение, что славяне отличаются от немцев интересами. В Austroslav, Франтишек Палацки, председательствовал на мероприятии. Большинство делегатов были чехами и словаками. Палацки призвал к сотрудничеству Габсбургов а также одобрил монархию Габсбургов как политическое образование, которое, скорее всего, защитит народы Центральная Европа. Когда немцы попросили его заявить о своем стремлении к национальному единству, он ответил, что не будет, так как это ослабит государство Габсбургов: «Воистину, если бы не это Австрия давно существовали, это было бы необходимо, в интересах Европа, в интересах человечество сам, чтобы создать его ».
Панславизм на чешских землях и в Словакии
Национальное возрождение в венгерской «Верхней Земле» (ныне Словакия) проснулся в совершенно новом свете как до Словацкого восстания 1848 года, так и после него. Движущей силой этого движения возрождения были словацкие писатели и политики, называвшие себя Штуровци, последователи Людовит Штур. Поскольку словацкая знать была Мадьяризованный и большинство словаков были просто крестьянами или священниками, это движение не привлекло большого внимания. Тем не менее, кампания увенчалась успехом, поскольку братское сотрудничество между хорватами и словаками приносило свои плоды на протяжении всей войны. Большинство сражений между словаками и венграми, однако, не обернулось для словаков, которых австрийцы материально поддержали, но недостаточно. Решающим фактором оказалась и нехватка рабочей силы.
Во время войны Словацкий национальный совет предъявил свои требования молодому австрийскому императору, Франц Иосиф I, который, казалось, принял это к сведению и пообещал поддержку словакам против революционных радикальных венгров. Однако, когда революция закончилась, словацкие требования были забыты. Эти требования включали в себя автономную землю в составе Австрийской империи под названием «Slovenský kraj», которую в конечном итоге возглавит сербский принц. Этот акт невежества императора убедил словацкую и чешскую элиту, которые объявили концепцию австрославизма мертвой.
Испытывая отвращение к политике императора, в 1849 году Людовит Штур, человек, систематизировавший первый чиновник Словацкий язык, написал книгу, которую назовет Славянство и мир будущего. Эта книга послужила манифестом, в котором он отметил, что австрославизм больше не подходит. Он также написал предложение, которое до сих пор часто служит цитатой: «У каждого народа свое время под солнцем Бога, и липа [символ славян] цветет, а дуб [символ тевтонцев] расцвел давно ». [10]
В течение Первая Мировая Войнапленных славянских воинов попросили бороться против «гнета в Австрийской империи». Следовательно, некоторые сделали. (видеть Чехословацкие легионы)
Создание независимого Чехословакия сделали старые идеалы панславизма анахроничными. Отношения с другими славянскими государствами были разными, иногда настолько напряженными, что перерастали в вооруженный конфликт, например, с Вторая Польская Республика где границы пересекаются Силезия привело к короткому враждебному конфликту, Польско-чехословацкая война. Даже напряженность между чехами и словаками возникла до и во время Второй мировой войны.
Панславизм среди южных славян
Панславизм на юге часто обращался за поддержкой к России. [12] Южнославянское движение выступало за независимость славянских народов в Австро-Венгерская империя, Республика Венеция и Османская империя. Некоторые сербские интеллектуалы стремились объединить всех южных, балканских славян, будь то Католик (Хорваты, Словенцы), или же Православный (Сербы, Болгары) как «южнославянский народ трех конфессий».
Австрия опасалась, что панслависты поставят под угрозу империю. В Австро-Венгрии южные славяне были распределены между несколькими образованиями: Словенцы в австрийской части (Карниола, Штирия, Каринтия, Гориция и Градиска, Триест, Истрия (также Хорваты)), Хорваты и Сербы в венгерской части автономного Королевство Хорватия-Славония а в австрийской части автономного Королевство Далмация, И в Босния и Герцеговина, под прямым контролем из Вены. Из-за разного положения в Австро-Венгрии у южных славян Австро-Венгрии было несколько разных целей. Сильной альтернативой панславизму была Австрославизм, [13] особенно среди хорватов и словенцев. Поскольку сербы были рассредоточены по нескольким регионам, и тот факт, что они были связаны с независимыми состояние нации из Королевство Сербия, они были одними из самых решительных сторонников независимости южных славян от Австро-Венгрии и объединения в единое государство под властью сербской монархии.
После Первой мировой войны создание Королевство Югославияпод сербской королевской властью Династия Караджорджевичей, объединивший самые южные Славяноязычные народы независимо от религии и культурного происхождения. Единственные, с кем они не объединились, были болгары. Тем не менее, спустя годы после Вторая мировая войнабыли предложения о включении Болгарии в Великая Югославия объединив таким образом весь юг Славяноязычные народы в одно состояние. [15] От идеи отказались после раскола между Иосип Броз Тито и Иосиф Сталин в 1948 году. Это привело к некоторым ожесточенным отношениям между народами Югославии и Болгарии.
В конце Второй мировой войны Партизаны лидер Иосип Броз Тито, хорват, стал президентом Югославии, а страна стала социалистической республикой под девизом «Братство и единство»между различными славянскими народами.
Панславизм в Польше
Хотя ранний панславизм нашел поддержку среди некоторых поляков, вскоре он потерял свою привлекательность, так как движение стало доминируемым. Россия. В то время как русские панслависты говорили об освобождении других славян через действия России, часть Польша управлялся Российская империя так как Разделы Польши. В разные моменты истории Польша часто видела себя в партнерстве с неславянскими народами, такими как Венгрия, Саксония, Швеция и Литва под Речь Посполитая. Особенно после 1795 г. Революционный и Наполеоновский Франция пользовалась большим уважением у большинства поляков и считалась главным чемпионом восстановление своей страны, тем более что это был общий враг Австрии, Пруссии и России. Влияние панславизма 19-го века мало повлияло на Польшу, за исключением того, что вызвало симпатию к другим угнетенным славянским народам и их стремлениям к независимости. В то же время, в то время как панславизм работал против Австро-Венгрии с южными славянами, поляки пользовались широкой автономией внутри государства и занимали лоялистскую позицию по отношению к Габсбургам. В рамках австро-венгерского государства они смогли развить свою национальную культуру и сохранить Польский язык, оба из которых были под угрозой в обоих Немецкий и русский Империи. Была предложена панславянская федерация, но при условии, что Российская империя будет исключен из такой организации. После того, как Польша восстановила свою независимость (от Германии, Австрии и России) в 1918 году, ни одна крупная сила не рассматривала панславизм как серьезную альтернативу, рассматривая панславизм как нечто большее, чем кодовое слово для русификация. В коммунистическую эпоху Польши СССР использовал панславизм как инструмент пропаганды для оправдания своего контроля над страной. Проблема панславизма не входила в текущую политику мейнстрима и широко рассматривается как идеология русского языка. империализм.
Панславизм в России
Панславизм популярен среди иммигранты из бывшего СССР в славянские страны Евросоюз. Он выражает жестокий популизм, ностальгию по советским временам и сильные антизападные настроения. настроения. [17] [18]
Во времена Советского Союза большевистские учения рассматривали панславизм как реакционный элемент, ранее использовавшийся Российская империя. [ нужна цитата ] В результате большевики считали это противоречащим их марксистской идеологии. Однако с появлением Вторая Мировая ВойнаСталинское правительство сочло целесообразным использовать панславянскую политику, в результате чего в 1942 году в Москве прошел Панславянский конгресс. [ нужна цитата ]
Современные разработки
Подлинная идея единства славянского народа почти исчезла после Первая Мировая Война когда максима «Версаль и Трианон положили конец всем славянам » [19] и, наконец, был похоронен с падение коммунизма в Центральной и Восточной Европе в конце 1980-х гг. С распадом федеральных земель, таких как Чехословакия и Югославия и проблема российского господства в любой предлагаемой общеславянской организации, идея панславянского единства в большинстве случаев считается мертвой в западном мире. Между славянскими странами существуют разные отношения; они варьируются от взаимного равноправия и симпатии друг к другу через традиционную неприязнь и вражду до безразличия. Ни одна из организаций, кроме организаций, ориентированных на культуру и наследие, в настоящее время не рассматривается как форма сближения между странами со славянским происхождением. Политические партии, которые включают панславизм как часть своей программы, обычно находятся на периферии политического спектра (например, в Польше кандидаты от Звинжека Словянского набрали не более нескольких тысяч голосов). В наше время апелляции к панславизму часто делаются в Беларусь, Россия, Сербия и Словакия. [20]