Что такое парадигма что концепция
Парадигма — что это значит, подробный обзор
Слово «парадигма» за последние годы стало очень популярным. То же самое когда-то происходило со словами «моветон» и «комильфо». Понятие «парадигма» имеет греческое происхождение. Оно означало общепринятые и общепризнанные взгляды на конкретные вещи, которые актуальны в определённый временной период.
Что такое Парадигма простыми словами
Парадигма (греч. – образец, пример, модель) — это общепринятый образец или модель чего угодно, в зависимости от обсуждаемой темы, но, чаще всего, термин применяют в науке. Также парадигму можно понимать, как пример подхода к решению проблемы в конкретной области.
Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.
В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.
Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.
Переходящее значение парадигмы
Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.
В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.
На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.
С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.
Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.
Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.
Возможные трактовки
На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.
В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:
В филологии.
В данном случае оно означает совокупность форм слов, образующих лексему (описывает слово как абстрактную единицу морфологического анализа);
Научная методология и философия.
В данном случае, парадигма находится в философских и теоретических рамках, где просматривается основы научной дисциплины и школы, где формируются эксперименты, теории, законы и обобщения. Например, если говорить о парадигме Лобачевского, она была смещена парадигмой Евклидова в геометрии. О подобных сменах парадигм в науке можно почитать в книге Томаса Куна, которая имеет соответствующее название – «Смена Парадигм»;
В лексике.
Здесь говорится об общих или противоположных по смыслу словах. Например, если это дуб, сюда также можно отнести берёзу, сосну, или клён. Также существуют синтаксические парадигмы. Их изучением занимается парадигматический анализ.
Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.
Примеры парадигм в зависимости от сферы
Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.
Также существует несколько других примеров:
В социологии.
В данном случае парадигма, это совокупность важных и общих исходных обоснований, признанных в социологических теориях, которые определяют подход к выявлению и решению задач. Например, рассматривая парадигмы теории игр, здесь присутствует игра с нулевой суммой и ненулевой;
В риторике.
Здесь парадигма означает пример, который взят из истории или мифологии. Как вариант можно рассмотреть «Авгиевы конюшни» или «Ватерлоо». В данном случае, синоним парадигмы, это понятие архетипа;
В программировании.
Парадигма означает совокупность понятий и идей, пользующихся программистами в процессе написания кода. Например, это может быть объективно ориентированное программирование, что и будет означать парадигму данного типа.
Разновидности парадигм
Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:
Личная.
Речь идет о субъективной точке зрения каждого человека. Здесь рассматриваются типы его характера и модель поведения. Также берутся во внимание конкретные поступки сангвиника или холерика. Это и будут две разные индивидуальная парадигмы;
Абсолютная.
Здесь парадигма получает свой статус на отдельном этапе развития. Это объясняется тем, что она доказана не только в теории, но и на практике, что не дает повода для её опровержения или же, это не произойдёт в ближайшее будущее. Именно поэтому, когда говорят о вероятности смены таких парадигм, никто не верит в такой вариант течения событий в будущем;
Общепринятая.
Эта разновидность парадигм формируется на фоне подавляющего большинства граждан отдельной страны или мира в зависимости от обсуждаемой темы, где говорится об истине в пределах какой-либо научной сферы. Но, практически никто не утверждает, что в дальнейшем парадигма не будет заменена на другую или не подвергнется корректировкам.
По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:
Практическая.
Эта разновидность имеет конкретное отличие от гуманитарной разновидности парадигм, так как она формируется не на эмоциональной составляющей, а на конкретном мышлении человека, которое систематизирует полученную информацию, основываясь на проведенных экспериментах и теории;
Гуманитарная.
С данной разновидностью парадигм можно встретиться при изучении человеческого общества, а также каждого индивидуума в отдельности. Также здесь рассматриваются нюансы поведения каждой личности в любых их проявлениях, включая личную жизнь, внутренние убеждения, а также культурные ценности. Эта модель отличается от научной тем, что исследование будут направлены на нематериальную составляющую объектов, которые в большей мере связаны с духовной жизнью общества;
Научная.
В данном случае, как баз служат утверждения и правила, которые были доказаны теоретическими выкладками или подтверждены практическими изысканиями. Здесь речь идет о регулировании всех процессов в какой-либо из областей науки.
Парадигма как основа системности и стабильности
Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.
Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.
Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы. Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.
Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.
Заключение
Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.
Разница между Концептуальной моделью и Парадигмой
Основное различие между Концептуальной моделью и Парадигмой заключается в том, что Концептуальная модель является физическим, вербальным или графическим представлением, которое упрощает сложную концепцию или идею, тогда как Парадигма представляет собой набор концепций, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, которые представляют собой способ познать мир.
Эти два термина часто используются взаимозаменяемо. Это объясняется тем, что их значения во многом совпадают, но они всё-таки отличаются.
Содержание
Что такое Концептуальная модель
Концептуальная модель — это физическое, вербальное или графическое представление концепции или идеи. Концептуальные модели разрабатываются на основе теоретических аспектов. Если коротко, создают концептуальные модели для упрощения теоретических представлений. Их используют во многих областях современного мира. Например, в бизнес проектах часто исследуется поведение покупателей. В общем все покупатели имеют типовую стратегию поведения, которая состоит из таких индикаторов, как возникновение осознания необходимости в покупке, осуществление поиска информации, оценка вариантов и решение о покупке
В дополнение к вышесказанному, концептуальная модель может облегчить четкое понимание явлений, исключив ненужные детали. Другими словами, мы можем легко объяснить сложное понятие, используя модель конкретного понятия. Как правило, модель содержит только самые необходимые части, и мы можем сделать модель устно, визуально или с помощью графики.
Что такое Парадигма
Парадигма определяет подход человека к любому явлению, его видение мира и взгляд на вещи
Кроме того, американский философ Томас Кхун определил парадигму как «общепризнанные научные достижения, которые на время предоставляют модельные проблемы и решения для сообщества практиков». По его словам, парадигма содержит следующие элементы:
Более того, смена парадигмы — это решающее изменение основных концепций и экспериментальных практик научной дисциплины.
В чем разница между Концептуальной моделью и Парадигмой?
Концептуальная модель — это физическое, вербальное или графическое представление, которое упрощает сложную концепцию или идею, в то время как парадигма — это набор концепций, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, которые составляют способ взгляда на реальность для сообщества, которое их разделяет. особенно в интеллектуальной дисциплине.
Примеры. Структурная модель и функциональная модель — два примера моделей, а позитивизм, социальный конструктивизм и постмодернизм — примеры парадигм.
Заключение
Главное отличие Концептуальной модели и Парадигмы в том, что Концептуальная модель — это физическое, вербальное или графическое представление, упрощающее сложную концепцию или идею, а Парадигма — это набор концепций, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, которые составляют способ взгляда на реальность для сообщества, которое их разделяет, особенно в интеллектуальной дисциплине.
Парадигма — трактовки, виды и значения
Слово «парадигма» за последние годы стало очень популярным. То же самое когда-то происходило со словами «моветон» и «комильфо». Понятие «парадигма» имеет греческое происхождение. Оно означало общепринятые и общепризнанные взгляды на конкретные вещи, которые актуальны в определённый временной период.
1. Что такое Парадигма простыми словами
Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.
В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.
Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.
2. Переходящее значение парадигмы
Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.
В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.
На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.
С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.
Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.
Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.
3. Возможные трактовки
На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.
В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:
Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.
4. Примеры парадигм в зависимости от сферы
Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.
Также существует несколько других примеров:
5. Разновидности парадигм
Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:
По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:
6. Парадигма как основа системности и стабильности
Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.
Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.
Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы. Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.
Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.
Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.
Понятие «теория», «парадигма», «идея», «концепция» и «принцип»
Теория (греч. theoria – наблюдение, исследование, рассматривание), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений, процессов; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.
По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории — по определённым логико-методологическим принципам и правилам.
Как форма научного знания теория выступает, с одной стороны, как наиболее сложная и развитая форма научного знаниях. Другие его формы научного знания такие, как законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования. С другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).
Научное знание вообще теоретично с самого начала, т.е. всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследовательской деятельности, которая к нему приводит. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут сильно варьировать, что находит историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще (теория в широком смысле слова) необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле появляется на достаточно высоких этапах развития науки.
Переход от эмпирической стадии науки: эмпирика (от греч. empiria – опыт), которая ограничивается классификацией и обобщением опытных данных, к теоретической стадии, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретические конструкции. Будучи источником возникновения теории, сами эти конструкции, однако, ещё не образуют теории: её возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления.
В этом смысле зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определённый механизм построения знания, развёртывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; всё это и создаёт целостность теории как единой системы знания. Подобная возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе теории делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач познания действительности.
В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории:
1) исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения;
2) исходная теоретическая основа — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории;
3) логика теории— множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;
4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания.
Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в её основе идеализированный объект — теоретическая модель существенных, связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций. Построение идеализированного объекта теории— необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Примеры идеализированных объектов теории:
2) в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек;
3) в кибернетике – виды управления;
4) в теории надёжности – множество элементов, находящихся в различных состояниях;
5) в теории стоимости – структура производства как теоретическая модель способа производства.
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теорий. В теории описательного типа, решающей главным образом задачи описания и упорядочения обычно весьма обширного эмпирического материала, построение идеализированного объекта фактически сводится к вычленению исходной схемы понятий. В современных математизированных теориях идеализированный объект выступает обычно в виде математической модели или совокупности таких моделей. В дедуктивных теоретических системах построение идеализированного объекта по существу совпадает с построением исходного теоретического базиса.
Процесс развёртывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории, в структуре её идеализированного объекта. В частности, в теориях, использующих математический формализм, развёртывание содержания предполагает формальные операции со знаками математизированного языка, выражающего те или иные параметры объекта. В теориях в которых математический формализм не применяется или недостаточно развит, на первый план выдвигаются рассуждения, опирающиеся на анализ содержания исходных посылок теории, на мысленный эксперимент с идеализированными объектами. Наряду с этим развёртывание теории предполагает построение новых уровней и слоёв содержания теории на основе конкретизации теоретического знания о реальном предмете. Это связано с включением в состав теории новых допущений, с построением более содержательных идеализированных объектов [44].
Парадигма (от греч. — пример, образец) – это:
1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира;
2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: «демиург создаёт всё существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз» («Тимей»). Эта линия в трактовке идеи как парадигмы, образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках которого выдвигались различные толкования соотношения демиурга, образца и идей; в средневековой философии она выразилась в учении об эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.
Демиург (греч. δημιουργός, буквально — изготавливающий вещи для народа, отсюда — ремесленник, мастер, от δῆμος — народ и ἔργον — работа), термин др.-греч. философии для обозначения «творца» («мастера»), введённый в философский лексикон Платоном в «Тимее». Демиург — «творец и отец этой Вселенной», создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, творит космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму — эйдос (28а, 29а). В этом его отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению ума-Демиург устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке). Демиург «Тимея», очевидно, тождествен с «причиной соединения» предела и беспредельного (формы и материи)— прообразом «действующей причины» Аристотеля в платоновском «Филебе». Характерное замечание Платона о «правдоподобном мифе» «Тимей» дало повод уже в Древней Академии истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур. Аристотель подчёркнуто игнорировал Демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «Демиург» только в прямом значении «ремесленник, мастер»; единственное возможное исключение — ранний диалог «О философии». Трансцендентное понимание высшего божественного, принципа в позднем платонизме приводит к перекладыванию функций Демиурга (непосредственно контактирующего с материей в акте творения) на вторичного бога-посредника, эманирующего из первопринципа.
Эманация(от лат. emanation – истечение, распространение), философское понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низким ступеням. Как тип развития эманация – нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию
Неоплатонизм– это последний этап античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (III в.) или его учителя Аммония. Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует амстатеизм в качестве введения – главным образом логического – учение Платона. Основные понятиия неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое – благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной теологии. Далее в порядке нисхождения (эманации) из единого следовали бытие – ум (нус) с идеями в нём, душа, обращённое к уму и к чувственному космосу, вечному в своём временном бытии.
В немецком классическом идеализме учение о парадигме развёртывается в плане анализа принципов внешнего и внутреннего единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Ф. Шеллингу и Г. Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.
В философии науки понятие «парадигма» было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение оно приобрело после работ американского историка физики Т. Куна. Стремясь построить теорию научных революций, Т. Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию парадигмы, т. е. «. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Трактовка Т. Куном понятия «парадигмы» вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др.). Неоднозначность понятия парадигмы, под которым у Куна понимается и теория, признанная научным сообществом, и правила и стандарты научной практики, и стандартная система методов, потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и её компонентов (символического обобщения, метафизической части парадигмы, ценности и собственно образцы решения исследовательских задач). Вместе с тем понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания (допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная научным сообществом, и парадигмального), для анализа научных революций.
В марксистской литературе понятие парадигмы используется при анализе процессов художественного и научного творчества (художеств, канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке и пр.). К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естественных наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой». А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длительное время наука отождествлялась с естественными науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху „моделью», „образцом»; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук» [7]. Признавая общие принципы деятельности учёных, определённые культурные стандарты, эталоны и методологические регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины, Марксистская методология науки отвергает унификацию реального методологического и предметного многообразия научных дисциплин, попытки построения некоторой нормативной методологии науки [44].
Идея (греч. idea – вид, образ) – это:
1) высшая ступень в развитии понятия, присущая только человеческому мозгу;
2) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Так как познание есть отражение действительности, то идея – это специфическая форма этого отражения. Понятие «идея» было выдвинуто ещё в античности. Демокрит: «идеи – это неделимые умопостигаемые формы, атомы». Платон: «идеи— это идеальная сущность, лишённая телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений». Идеи составляют особый идеальный мир. В средние века идеи понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи согласно своим идеям, идеальным формам. В новое время, в XVII—XVIII вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи — разрабатывается учение об идее как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении идей, их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления.
Большое место учение об идеи занимало в немецком классическом идеализме: И. Кант называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, идеи — это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир; для Г. Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.
В марксистской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об идее как специфической форме этого отражения. Ф. Энгельс: «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные» [48]. Однако идея не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В. И. Ленин: «Идея как высшая форма теоретического освоения действительности» [22]. В идее происходит, наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику идеи и её место в движении человеческого сознания.
Таким образом, идея является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке идеи выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем [44].
Концепция (лат. conception – понимание, система) – это:
1) система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взлётов на те или иные явления, процессы;
2) способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий;
3) основополагающая идея какой-либо теории;
4) общий замысел, главная мысль научного труда
Примеры концепции: природный и техногенный риск [32].
Припцип (лат. principium) – основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции. В это понятие часто вкладывают смысл: убеждение, взгляд, точка зрения, основная особенность в устройстве чего-либо [29].
Пример: принцип соответствия – любая новая теория должна содержать в себе предыдущую в качестве частного случая. Так, все формулы специальной теории относительности при малых скоростях переходят в формулы ньютоновской механики [12].