Что такое парадигмы классические и современные

Парадигма — что это такое простыми словами и как это связано с восприятием картины мира

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть масса слов, с которыми мы сталкиваемся, но не всегда и не до конца понимаем их значение. Примером могут служить когда-то устаревшие, но вновь омолодившиеся комильфо и моветон, а так же расхожее слово перфекционизм или же проскакивающий в рекламе оксюморон.

Что такое парадигмы классические и современные. Смотреть фото Что такое парадигмы классические и современные. Смотреть картинку Что такое парадигмы классические и современные. Картинка про Что такое парадигмы классические и современные. Фото Что такое парадигмы классические и современные

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на чудесное (можно сказать красивое) слово «парадигма». Как звучит, а? Но что оно означает? В принципе, из контекста можно понять — это что-то такое «о высоком», глобальном и ассоциирующемся с концепцией картины мира, доктриной, толкованием, теорией или учением о чем-то.

На самом деле интуиция нас с вами не подвела (в очередной раз) — весь наш мир технологий и мировосприятия построен именно на парадигмах. Это столпы, без которых не было бы развития и движения вперед. Однако, столпы эти рукотворные, а посему кривоватые, что приводит к их периодической замене.

Что такое парадигма и что это слово означает

Слово парадигма имеет греческие корни и в переводе означает образец, модель или пример. В общем-то, этим все и исчерпывается — можно заканчивать заметку так ее и не начав. Ну, уж нет, не дождетесь.

Парадигма — это модель (чего угодно, но чаще всего это слово употребляется в применении к науке или общему мировоззрению). По сути — это общепризнанный образец или пример того, как на данном этапе развития стоит подходить к решению проблем в данной области.

Понятие парадигмы может быть применено как к глобальным вещам (та самая картина мира, объясняющая мироустройство, которая меняется со сменой вех), так и к довольно узким предметам изучения (отдельные научные дисциплины, философия, морфология и т.п.).

Примером общепризнанных парадигм в языкознании для русского языка могут служить правила сопряжения слов, т.е. те самые падежи, которые мы все учили в школе (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный).

Говоря простыми словами, парадигма — это та самая печка, от которой все сейчас пляшут. Она является устоявшимся на данный момент времени шаблоном, используя который можно решать стоящие перед наукой или любой другой областью применения знаний проблемы. Она помогает получаемые знания и опыт «раскладывать по уже имеющимся полочкам», систематизировать их и упрощать работу.

Например, главная парадигма, формирующая нашу сегодняшнюю картину мира — теория большого взрыва (не путать с одноименных сериалом). Примером устаревшей парадигмы может служить еще относительно недавно популярная модель плоской земли (как ни странно, но и сейчас есть те, кто ее придерживается) или земли находящейся в центре мироздания.

Обычно, смена научных взглядов (революционные изменения) связана именно со сменой парадигмы. Как правило, в любой модели изначально есть изъяны, которыми пренебрегают, стараются не замечать или даже намерено замалчивают.

Но когда количество выявленных изъянов превышает определенное значение, то могут начаться процессы приводящие к поиску новой парадигмы, которая на данном этапе будет иметь более общий характер и меньшее число изъянов. По закону диалектики — количество переходит в качество.

Эта модель становится потихоньку общепризнанной, пока не накопится опять достаточное число противоречий для ее всеобщего отрицания и перехода к новой модели, лучше удовлетворяющей новой реальности (имеющей большее число подходящих полочек, на которые можно расставить новые знания полученные о предмете изучения). Так происходит смена парадигм.

Например, картина мира сформулируемая во времена Аристотеля была заменена на новую парадигму классического естествознания во времена Ньютона. А сейчас уже больший вес имеет релятивистская теория Эйнштейна. Таким же революционным явлением приведшим к смене модели была теория Дарвина о происхождении видов. Сейчас ее активно пытаются оспаривать, но пока еще смены вех не произошло.

Однако, далеко не всегда парадигмы сменяют друг друга. Иногда они успешно сосуществуют и дополняют друг друга. Например, волновая и квантовые теории, а так же ряд других теорий, которые стараются устранить их дуализм. Хотя, это может быть только затянувшийся этап смены модели, когда «идеал» удовлетворивший большинство пока еще не найден.

Парадигмы — это наши очки для восприятия картины мира

Откуда появляются парадигмы? Ну, они формируются людьми и ни кем иным. По сути, это плод прихода к консенсусу (что это?), когда большинство «людей в теме» начинает считать данную модель наиболее состоятельной, т.е. наилучшим образом объясняющей предмет изучения (суть вещей вообще или в какой-либо частности — физике, химии, антропологии, биологии, мировоззрении, языкознании и т.п.).

Само собой, что все парадигмы ошибочны (не точны или имеют очень узкую область срабатывания). Мы опираемся на костыли (модели), но они не совершенны и со временем их приходится менять. Это, можно сказать, априори, даже не вдаваясь в подробности. Почему? Ну, потому что невозможно до конца понять суть вещей и картину мира. Мы сами являемся частью всего этого, а познать самого себя априори не возможно.

Модели лишь позволяют на данном этапе сделать возможным целенаправленное развитие, чтобы было на что опереться, что считать догмой. Мы пытаемся вместить реальность в прокрустового ложе парадигмы. Какое-то время нам кажется, что это удалось, но при более внимательном и скрупулезном рассмотрении выходит, что мы опять «попали пальцем в небо».

Мир гораздо сложнее (или проще), чем мы даже можем себе представить. И это замечательно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (12)

Судя по тексту, Вы философ. Понятно, что парадигма это модель действия, труд, который человек создаёт в голове и действует в соответствии с образами и представлением. Но почему она формируется в голове человека и для чего?

У животных рефлексы, у человека парадигмы, которые, фиксируясь на церебральном и соматическом уровне, становятся привычками. Описаний как они используются, много. Но вопрос, что есть парадигма как нервный процесс, как и для чего этот процесс возникает в каждой человеческой голове, не раскрыт.

Видимо, они биологического происхождения человека из обезьяны не соответствует биологическому происхождению обезьяны, в процессе формирования которой человек не обнаруживается. Поэтому парадигмы происхождения человека от от обезьяны выдумки умствующих учёных, которые лукаво прячутся за учёными званиями. Человек есть, нет смысла изобретать его парадигму. Проще непосредственно познать человека, а не посредством обезьяны.

Тогда формирование парадигм обеспечивающих адаптацию станет необходимостью существования человека. Для примера, древний человек присвоил огонь, но воспроизводить присвоенное возможно только посредством парадигмы, которая формируется в процессе присвоения.

Дальнейшая судьба парадигмы зависит от способа преемственности, которая определяется условиями обитания, формируется хозяйственной деятельностью в соответствии с условиях обитания, ограничивается отношениями в процессе распределения и потребления, выступает определением значимости преемственности.

Спасибо что вы есть, очень полезный сайт для нашего времени.

Временами, меня удивляет то, что казалось бы из самого обычного вопроса, можно перейти к теме экзистенциализма и невозможности полного познания мира и самого себя. Иногда это меня поражает и подталкивает еще к большему познанию мира.

Парадигма — это движение мысли от частного к общему (анализ)и обратный процесс от общего к частному синтез. Парадигма — это наш путь к разуму. Она для всех одна, ее заменить невозможно.

Рассудок разбирает мир на фрагменты и разрабатывается научный шаблон (свод законов и понятий частных наук). Вот научный шаблон может быть ложным, Что мы сейчас и имеем в науках.

Ложный научный шаблон это причина деградации и назревание кризисных явлений в обществе. Например, нестыковка ньютоновской физики и планковской, или например, ложное определение алгоритма, если алгоритм — это последовательность решения задач, то объясните с какого рожна в голове появляются аксиомы, которые принимаются без доказательств.

То есть отсутствует последовательность решения задач. Вывод простой определение алгоритма ложное.

Новая парадигма развития общества: Сакральное триединство РНК, где РНК = Религия глобальная (единобожие) + Наука реальная (квант и цифра) + Культура звёздная (закон сохранения божества Ра, возведенный в культ)

Термин «парадигма» встречается не редко, но чаще всего это определение слышу от эзодуриков и любителей капустного листа, так и думала, что это что-то на их шизотерическом, а оказывается всё намного проще и логичнее, буду знать 🙂

Самое лучшее и короткое:

« очки через которые мы смотрим на мир»

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО в 7 словах весь смысл!

Мне статья понравилась. Понятные, ясные, внятные рассуждения. Да и с грамматикой русского языка порядок, орфографических и стилистических ошибок нет. Браво!

Спасибо огромное автору за внятное и совершенно не скучное объяснение термина! Прочёл с удовольствием и пользой с таким чувством, будто это мои мысли, которые я немного не успел высказать раньше

Единственный сайт, на котором поняла, спасибо.

Источник

Парадигма — что это?

Основателем парадигмы стал Г. Бергман, являющийся позитивистом. Всеобщее признание к Бергману пришло тогда, когда его научная статья о парадигме вышла в свет. Одним из историков, которые часто применяли понятие «парадигма» в своих работах, являлся Т. Кун. Он поделился с общественностью своими взглядами относительно того, что на смену парадигмам приходят научные революции. Парадигма представляет собой совокупность убеждений в области науки, а также методики, ставшие общепринятыми в обществе.

Что такое парадигмы классические и современные. Смотреть фото Что такое парадигмы классические и современные. Смотреть картинку Что такое парадигмы классические и современные. Картинка про Что такое парадигмы классические и современные. Фото Что такое парадигмы классические и современные

Естественно-научные и гуманитарные парадигмы

По мнению Дильтея, психологию следовало бы разделить на несколько разделов. Один из методов должен был носить объяснительный характер, так как он имеет много общего с методами точных наук. Такой взгляд на вещи не теряет свою актуальность и на сегодняшний день, так как различные способы для познания человеческой психики сегодня активно обсуждаются. Ученые выдвигают самые разнообразные теории, которые как подтверждаются, так и остаются на стадии разработки. Также психологи применяют математические методы для описания психических процессов, ведь формулировка словами не всегда является доступной и понятной. Подобное часто можно встретить в самой психологии.

Термин в социологии

Согласно мнению многих ученых, парадигма не имеет точного определения и математических знаков. В качестве доказательств и на сегодняшний день проводится большое количество дискуссий на предмет данной темы. В социологии существуют некоторые фундаментальные теории, благодаря чему парадигму можно рассматривать как психологию, которая относится к научной дисциплине. Осипов, являющийся социологом, выделил в ней несколько очень важных схем. Эти схемы базируются на основании теорий Вебера и Маркса.

Понимание термина

В зарубежной литературе можно встретить большое количество определений слова «парадигма». Каждый автор по-своему трактует данное слово, например, Гидденс рассматривал его лишь в качестве научных парадигмальных теорий, которые ранее были выдвинуты другими учеными.

В социологии этот термин рассматривают как в классическом его понимании, так и в современном. По мнению зарубежных социологов, каждая эпоха имеет свои особенности, поэтому не всегда удается объяснить социальные процессы на основании умозаключений ученых прошлого века.

Можно говорить о том, что созданная картина с особым представлением в обществе является так называемой парадигмой. Множество споров можно очень долго не заканчивать, выясняя, что же в действительности можно называть парадигмой. Тем не менее, можно с уверенностью заявить, что значение данного слова в каждой науке будет индивидуальным, а из употребления оно вряд ли выйдет.

Понятие личностной парадигмы

Парадигма является разработкой других методов исследования и фактов. Под личностной парадигмой подразумевается совокупность установок и убеждений, разделяемых индивидом. Вид парадигмы человека зависит от того, что он видит вокруг себя и чувствует. Следует говорить о неправильности парадигмы в том случае, если индивид не способен видеть все факторы, которые оказывают влияние на систему. Таким образом, вашу личностную парадигму определяет набор отдельных характеристик, благодаря которым вы имеете определенный взгляд на жизнь.

Иногда основным препятствием на пути к развитию является закостенелость личности. Человек и сам прекрасно может понимать, что он далек от совершенства, но даже это не может повлиять на него, если он не хочет меняться. А перемены могут привести к значительному улучшению жизни. Именно поэтому рекомендуется заниматься саморазвитием, познавать себя, свои способности и возможности, улучшая их. У Викиум есть много полезных курсов для саморазвития. Например, курс «Эмоциональный интеллект» поможет обрести осознанность, научит понимать свои эмоции и управлять ими.

Источник

Парадигма — трактовки, виды и значения

Слово «парадигма» за последние годы стало очень популярным. То же самое когда-то происходило со словами «моветон» и «комильфо». Понятие «парадигма» имеет греческое происхождение. Оно означало общепринятые и общепризнанные взгляды на конкретные вещи, которые актуальны в определённый временной период.

1. Что такое Парадигма простыми словами

Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.

В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.

Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.

2. Переходящее значение парадигмы

Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.

В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.

На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.

С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.

Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.

Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.

3. Возможные трактовки

На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.

В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:

Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.

4. Примеры парадигм в зависимости от сферы

Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.

Также существует несколько других примеров:

5. Разновидности парадигм

Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:

По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:

6. Парадигма как основа системности и стабильности

Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.

Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.

Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы. Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.

Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.

Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.

Источник

Основы социологии

Лекция 2 Основные парадигмы в социологии

Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология (и др.). Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т. е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, состоящей из структурных элементов, вносящих вклад в ее поддержание и воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, т. е. ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов системы, т. е. превращение в паттерн (образец). Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функциональный анализ. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования.

Есть два пути структурно-функционального анализа:

1) определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий, т. е., имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры;

2) описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить их влияние на воспроизводство системы, т. е., имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции. Образцом стратегии структурно-функционального анализа первого типа служит теория социальных систем, разработанная классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем Талкоттом Парсонсом (1902–1979) в работах «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951). Согласно Парсонсу любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

1) система должна быть адаптирована к окружающей среде, т. е. приспособлена к особенностям: а) природы человека как биологического организма и как личности; б) физико-органической среды обитания людей, жизнедеятельность которых она организует и упорядочивает; в) культуры как системы ценностей;

2) система должна быть саморегулируемой, т. е. при изменении в окружающей среде в ней должны вырабатываться цели (направления изменений структуры) и функционировать механизмы реализации этих целей;

3) система должна быть внутренне интегрирована, т. е. между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи и функционирование элементов должно быть скоординированным;

4) система должна быть структурно стабильной, т. е. в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

Эти четыре требования обусловливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно, адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание латентного образца. По первым буквам английских названий функций (adaptation, goal attainment, integration, latent pattern maintenance) – концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL.

Схема AGIL может служить универсальным аналитическим инструментом. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика – функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности – функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья – функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интеракционизм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Исторический материализм (марксистская парадигма) является парадигмой, сосредоточивающей внимание исследователя на неравенстве, отчуждении и конфликтах между людьми. Этот подход опирается на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределении экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе – экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и прочие – рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Результатом исследования причин неравенства и эксплуатации должно стать знание, которое можно использовать для организации коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый и гуманный социальный порядок. Образцами для исследователей, придерживающихся концепции исторического материализма, служат труды основоположника этого направления в социологии, немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818–1883).

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Интегративные парадигмы

На преодоление противопоставления в теоретической социологии действия и структуры, объективности и социальной активности исследователя нацелены новые исследовательские подходы и теории, которые в последние два десятилетия приобрели большое число сторонников среди социологов. Это так называемые интегративные парадигмы. К их числу принадлежат теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория структурации Э. Гидденса, конструктивистский структурализм П. Бурдье. Теория коммуникативного действия – это исследовательский подход, в основе которого лежит представление об обществе как, с одной стороны, о системе, а с другой стороны – о жизненном мире.

Основоположник этого подхода немецкий социолог Юрген Хабермас (р. 1929) в работе «Теория коммуникативного действия» (1981) стремился показать относительную истинность макросоциологических парадигм (структурный функционализм, исторический материализм) и парадигм микросоциологических (феноменологическая социология, символический интеракционизм), которые сосредотачивают внимание исследователей, соответственно, на объективных структурах и субъективных смыслах. Ограниченность этих парадигм, по мысли Хабермаса, заключается в том, что они «обрывают» связь между двумя неразделимыми аспектами общественной жизни.

Хабермас выделил два типа социального действия:

1) целерациональное направленное на успешное манипулирование объектами, в качестве которых могут рассматриваться и вещи, и живые существа, в том числе люди;

2) коммуникативное, направленное на достижение взаимопонимания и консенсуса (от лат. consensus – согласие, единодушие) между взаимодействующими людьми. Целерациональное действие воспроизводит общество как систему, т. е. комплекс формальных норм, определяющих наиболее эффективные способы обеспечения благосостояния и безопасности индивидов. Составляющими системы являются экономика – сфера деятельности, в которой действия индивидов координируются при помощи денег, и политика – сфера, в которой действия координируются при помощи власти. Люди действуют согласованно, если одни оплачивают действия других или если одни подчиняются распоряжениям других. Коммуникативное действие воспроизводит общество как жизненный мир, т. е. комплекс символических структур, определяющих способы придания индивидами смысла событиям и действиям друг друга.

Составными частями жизненного мира являются: а) культура – сфера деятельности, в которой индивидами создается и передается знание; б) общность – сфера деятельности, в которой индивидами устанавливается и поддерживается чувство единства (солидарность); в) социализация личности – сфера деятельности, в которой у индивидов формируется идентичность (представление о себе на основе осознания принадлежности к той или иной социальной общно- 57 сти) и способность быть актором, т. е. ответственным субъектом социального действия. Культура, общность, социализация личности – это сферы, в которых действия индивидов координируются при помощи языка как средства речевой коммуникации. Люди действуют согласованно, если одни аргументируют необходимость или полезность тех или иных действий, а другие принимают эти аргументы как убедительные. Система и жизненный мир неразрывно связаны и зависят друг от друга.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

1. Лекция 2

Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология (и др.). Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Структурный функционализм – это научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т. е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, состоящей из структурных элементов, вносящих вклад в ее поддержание и воспроизводство. В качестве социальных структур рассматриваются любые устойчивые образцы (паттерны) деятельности людей. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, т. е. ее положительная роль в социальной системе, – это функция данной структуры. Именно функциональность, полезность для социальной системы каких-либо действий обусловливает их закрепление в качестве элементов системы, т. е. превращение в паттерн (образец). Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурно-функциональный анализ. Социолог, наблюдая какое-либо социальное явление, стремится выявить его функции и тем самым дать функциональное объяснение факта его существования.

Есть два пути структурно-функционального анализа:

1) определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению этих условий, т. е., имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры;

2) описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить их влияние на воспроизводство системы, т. е., имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции. Образцом стратегии структурно-функционального анализа первого типа служит теория социальных систем, разработанная классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем Талкоттом Парсонсом (1902–1979) в работах «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951). Согласно Парсонсу любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:

1) система должна быть адаптирована к окружающей среде, т. е. приспособлена к особенностям: а) природы человека как биологического организма и как личности; б) физико-органической среды обитания людей, жизнедеятельность которых она организует и упорядочивает; в) культуры как системы ценностей;

2) система должна быть саморегулируемой, т. е. при изменении в окружающей среде в ней должны вырабатываться цели (направления изменений структуры) и функционировать механизмы реализации этих целей;

3) система должна быть внутренне интегрирована, т. е. между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи и функционирование элементов должно быть скоординированным;

4) система должна быть структурно стабильной, т. е. в достигнутом системой состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.

Эти четыре требования обусловливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал, соответственно, адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание латентного образца. По первым буквам английских названий функций (adaptation, goal attainment, integration, latent pattern maintenance) – концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL.

Схема AGIL может служить универсальным аналитическим инструментом. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика – функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности – функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья – функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Исторический материализм (марксистская парадигма) является парадигмой, сосредоточивающей внимание исследователя на неравенстве, отчуждении и конфликтах между людьми. Этот подход опирается на концепцию современного общества как системы отношений, основывающихся на неравном распределении экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает. Все отношения в системе – экономические, правовые, политические, религиозные, семейные и прочие – рассматриваются как формы закрепления неравенства, господства привилегированных категорий людей и эксплуатации обездоленных и дискриминируемых. Результатом исследования причин неравенства и эксплуатации должно стать знание, которое можно использовать для организации коллективной борьбы за преобразование системы в справедливый и гуманный социальный порядок. Образцами для исследователей, придерживающихся концепции исторического материализма, служат труды основоположника этого направления в социологии, немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818–1883).

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

На преодоление противопоставления в теоретической социологии действия и структуры, объективности и социальной активности исследователя нацелены новые исследовательские подходы и теории, которые в последние два десятилетия приобрели большое число сторонников среди социологов. Это так называемые интегративные парадигмы. К их числу принадлежат теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теория структурации Э. Гидденса, конструктивистский структурализм П. Бурдье. Теория коммуникативного действия – это исследовательский подход, в основе которого лежит представление об обществе как, с одной стороны, о системе, а с другой стороны – о жизненном мире.

Основоположник этого подхода немецкий социолог Юрген Хабермас (р. 1929) в работе «Теория коммуникативного действия» (1981) стремился показать относительную истинность макросоциологических парадигм (структурный функционализм, исторический материализм) и парадигм микросоциологических (феноменологическая социология, символический интеракционизм), которые сосредотачивают внимание исследователей, соответственно, на объективных структурах и субъективных смыслах. Ограниченность этих парадигм, по мысли Хабермаса, заключается в том, что они «обрывают» связь между двумя неразделимыми аспектами общественной жизни.

Хабермас выделил два типа социального действия:

1) целерациональное направленное на успешное манипулирование объектами, в качестве которых могут рассматриваться и вещи, и живые существа, в том числе люди;

2) коммуникативное, направленное на достижение взаимопонимания и консенсуса (от лат. consensus – согласие, единодушие) между взаимодействующими людьми. Целерациональное действие воспроизводит общество как систему, т. е. комплекс формальных норм, определяющих наиболее эффективные способы обеспечения благосостояния и безопасности индивидов. Составляющими системы являются экономика – сфера деятельности, в которой действия индивидов координируются при помощи денег, и политика – сфера, в которой действия координируются при помощи власти. Люди действуют согласованно, если одни оплачивают действия других или если одни подчиняются распоряжениям других. Коммуникативное действие воспроизводит общество как жизненный мир, т. е. комплекс символических структур, определяющих способы придания индивидами смысла событиям и действиям друг друга.

Составными частями жизненного мира являются: а) культура – сфера деятельности, в которой индивидами создается и передается знание; б) общность – сфера деятельности, в которой индивидами устанавливается и поддерживается чувство единства (солидарность); в) социализация личности – сфера деятельности, в которой у индивидов формируется идентичность (представление о себе на основе осознания принадлежности к той или иной социальной общно- 57 сти) и способность быть актором, т. е. ответственным субъектом социального действия. Культура, общность, социализация личности – это сферы, в которых действия индивидов координируются при помощи языка как средства речевой коммуникации. Люди действуют согласованно, если одни аргументируют необходимость или полезность тех или иных действий, а другие принимают эти аргументы как убедительные. Система и жизненный мир неразрывно связаны и зависят друг от друга.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *