Что такое параграф в учебнике математики
Приёмы работы с учебником на уроках математики
Невозможно представить человеческую жизнь без книги. Она сопутствует человеку с младенчества. А.Н. Герцен писал: «Вся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. В настоящее время с появлением радио, телевидения, компьютерных сетей книги отступают на второй план. В образование перечисленные новшества вносят новые технологии, методы, способы и приемы обучения. В связи с этим уделяется огромное внимание получению образования посредствам различных теле- и радиопередач, образовательных сайтов, обучающих компакт-дисков, видео и аудио кассет. Но, все-таки, испокон веков первым источником знаний для человека остается книга. Слова А.Н.Герцена актуальны и сегодня: «Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания»
В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
По опыту могу утверждать, что специально работой по обучению учащихся приёмам самостоятельной работы с книгой в школе редко кто занимается. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. А чтобы читать учебник с карандашом в руке, вникая в смысл прочитанного, требуется чрезвычайная добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.
Встаёт вопрос, каким приёмам и как научить учащихся работать с книгой? Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой и сформировали у себя навыки репродуктивной и творческой умственной деятельности, их надо обучать таким приёмам работы с книгой, которые ведут к формированию познавательной самостоятельности и навыков решения учебных проблем. В такую группу приёмов входят выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.
Какие из этих приёмов я использую в своей работе?
Выделение существенного. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, предлагаю прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорила на уроке. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» я опускаю в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся даю задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке. После ответа на вопрос, предлагаю задание: «Определите, какие из равенств верные?»
Сортировка материала. Сортировка материала строится на анализе логической структуры текста. В тексте есть основные положения и их доказательства. Нужно обучить школьников выделять в тексте эти компоненты. Основные положения текста учащиеся должны запоминать. Аргументацию нужно как следует понять и уметь излагать своими словами. Иллюстрации следует разобрать, а иногда достаточно просто прочитать и не воспроизводить.
Ответы на вопросы. Ответы на вопросы могут требовать от человека разной деятельности: восприятие какого – либо фактического материала, анализ явлений или событий, сравнение явлений, установление причинно – следственных связей, обобщение и т. д.
После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость. Составление плана. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели детализируют, разбивая текст на части.
Как научиться составлять план? Самый простой приём – это разбить текст на логические части и озаглавить их.
Пересказ текста. Пересказ может быть подробным или кратким. К краткому пересказу можно перейти от работы над планом, именно краткому, потому что с полным пересказом учащиеся успешно справляются сами. При подготовке к пересказу предлагаю учащимся следующую памятку:
Памятка 1. Определи, всё ли ты рассказал.
2. Найди по учебнику то, что ты пропустил.
3. Определи, всё ли ты правильно рассказал.
4. Найди свои ошибки и исправь их.
Составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.
Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».
План. 1. Понятие угла. 2. Равные углы. 3. Развёрнутый угол. 4. Прямой угол. Тезисы. 1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла. 2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны. 3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла. 4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.
Конспектирование. Конспект составляется, когда возникает необходимость записать не только основные вопросы и мысли, полученное в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение, пояснение. Конспекты различаются по полноте содержания. Некоторые кратко воспроизводят все текстовые субъекты. В других конспектах какие – то части текста излагаются тезисно или в виде пунктов плана, а другие – подробно. Считается, что такие записи являются экономичными и целесообразными.
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов.
Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».
Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.
Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
Приведи свои примеры к тексту.
Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
Озаглавь части текста и составь план.
Выполни письменное задание.
Повтори прочитанное по плану, затем без него.
Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.
Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?
Прочитайте текст параграфа.
Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.
Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.
Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.
Выполните письменное домашнее задание.
Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.
Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.
Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.
Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу?
Просмотрите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.
Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста».
Рассмотрите алгоритмы решения заданий.
Выполните письменное домашнее задание.
Перескажите прочитанный материал.
Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант.
Работа с учебником на уроках математики
Работа с учебником на уроках математики.
Работа с учебником на уроках носит эпизодический характер. Необходимо каждому учителю обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как ещё К.Д. Ушинский сказал: « Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
Степень Развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умения и навыков учебного труда.
Поэтому считаю, что работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Я вижу три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики.
— 1 этап – Работа до чтения;
— 2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно;
— 3 этап – Работа после чтения;
Общие приёмы работы с учебником математики:
Найти задание по оглав лению
Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: О чём идёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?)
Прочитать содержание пункта(параграфа)
Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей)
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)
Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия
Выделить основные теоремы или правила
Изучить определения понятий
Изучить теоремы (правила)
Разобрать иллюстрации (чертёж, схему, рисунок)
Разобрать примеры в тексте и придумать свои
Провести самостоятельно доказательство теоремы
Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи, используя свои обозначения
Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приёмы, повторение трудных мест и т. п.)
Ответить на конкретные вопросы в тексте
Придумать и задать себе такие вопросы.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.
Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.
во всём многообразии её видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.
«Работа с учебником на уроках математики» (методические рекомендации)
[Введите подзаголовок документа]
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
Работа с учебником на уроках математики
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший
способ восхождения, самосовершенствования,
XXI век – век информационного общества, поэтому задача подготовки выпускников школы к работе с текстом как источником информации по-прежнему актуальна. Учебник математики содержит сложные для восприятия языковые структуры, что позволяет учащимся при чтении его совершенствоваться и в общекультурном плане.
Своеобразие языка математики проявляется в абстрактности теории, сжатости и краткости изложения, применении символики, связи текста с чертежами и др. В тексте учебников математики имеются ссылки на уже известный материал, формулы и теоремы. Ученики, у которых недостаточно сформированы общеучебные умения работы с текстом, понимают написанное в искаженной форме. Самостоятельное изучение математического материала по учебнику дело трудное.
Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.
Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:
закрепления и самоконтроля;
мотивационную и т.д.
Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?
Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на «обобщенный образ» ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.
С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.
Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя. Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?
Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание «Читайте параграф…», не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: «И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов».
Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…».
В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. Приемы работы с учебным текстом условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие . В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий.
Имеют место нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения.
Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении . Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.
Учиться правильно пользоваться уче6ником , под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному ; членить текст на предложения; выделять слова , обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
Правильно, сознательно и бегло читать научно-популярные и публицистические тексты, различать чтение орфоэпическое и орфографическое, логическое и пунктуационное, выразительно читать художественные произведения. Темп чтения вслух — 120, про себя — 140-170 слов в минуту.
Учиться выделять главное в текстах, работать с понятиями; овладевать отдельными формами систематизации учебного материала; при усвоении содержания учебника составлять простой и сложный план. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания; учиться слушать и исправлять свою речь.
Совершенствовать основные виды чтения, пользоваться аналитическим и объяснительным чтением; осмысливать основную информацию при чтении в нормальном темпе учебных текстов; совершенствовать выразительное чтение художественных произведений. Темп чтения вслух — 140, про себя — 170-210 слов в минуту.
Выделять главное в тексте параграфа, разбираться в содержании и структуре определения понятия; проводить анализ и сравнение учебного материала на основе готовых логических схем; использовать план для систематизации знаний по теме.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, фиксируя их в виде плана; определять стили звучащего текста; анализировать ответы учеников по определенно плану; слушать в исправлять свою речь. Подбирать дополнительную литературу к урокам, внеклассным мероприятиям, собирать текущий материал к определенным темам; с помощью учителя составлять индивидуальный план чтения.
Совершенствовать умение выделять главное; осваивая содержание, опираться на логическую структуру учебной темы; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; использовать сравнение для выявления общего и особенного в событиях, процессах, явлениях; осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций.
Учиться использовать план для передачи содержания прослушанного; различать стили и типы речи в звучащих текстах; воспроизводить основные мысли; анализировать ответы других учащихся в соответствии с установленной схемой.
Систематически работать со словарями; делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе.
Работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста отдельных параграфов; пользоваться простым и сложным планом; учиться устанавливать межпредметные связи на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме.
Учиться в процессе прослушивания, объяснения вести записи основного содержания; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного плана: анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы.
Учиться работать с публицистической и общественно-политической литературой; использовать такие элементы книга, как комментарии авторские, переводчика, редактора; регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста; самостоятельно составлять индивидуальный план чтения.
Самостоятельно изучать несложные учебные темы; осваивать решение некоторых видов поисковых задач; устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях; пользоваться сформированным приемом выделения главного; самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов; уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы.
Слушать лекцию учителя, доклад ученика с опорой на план или без него; соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов или конспекта; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии. Учиться работать с критической литературой; совершенствовать методы работы с периодическими изданиями; составлять каталог прочитанных книг.
Организация систематической и планомерной работы по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
Ключевые направления формирования умений работы с текстом следующие:
выделение главного в тексте;
составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
грамотно пересказать прочитанный текст.
умение составить план прочитанного;
воспроизводить текст по предложенному плану;
умение пользоваться образцами решения задач;
запоминание определений, формул, теорем.
работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
подтверждение научных фактов;
конспектирование новой темы.
Более подробно я остановлюсь на работе с учебником для 5-6 классов.
На протяжении всего времени обучения в 5-х и в 6-х классах учителю математики необходимо систематически развивать у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное и опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить встречающиеся в учебнике элементы рассуждений, доказательств.
Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах, а также и смежных предметов.
Чтобы облегчить работу с объяснительным текстом, помочь ученику в осмысленном чтении и понимании теоретического материала, в учебнике использован ряд приёмов.
Во-первых, этот текст набран чётким шрифтом, легко читаемым. Это психологически настраивает детей на внимание к каждому слову.
Во-вторых, новые термины не только выделены в тексте, но и продублированы на полях учебника (в форме именительного падежа), что дополнительно фиксирует внимание на каждом из этих слов и позволяет в дальнейшем легко находить в тексте новые понятия и их объяснение.
Кроме того, на полях рядом с объяснительным текстом даются условные сигналы: синей чертой отмечается новый материал, положения и рассуждения, на которые надо обратить внимание; красной чертой-важные положения, которые надо запомнить, уметь применять; галочкой-определения и правила, которые желательно выучить наизусть.
Каждый учитель, которому приходилось работать в 5 классе, наверняка замечал, что большинство учеников воспринимают объяснительный текст учебника, формулировки определений и правил вполне однородными-им трудно найти определяемое и определяющее понятия. Именно этим в значительной степени объясняются трудности в заучивании и верном воспроизведении теоретических положений, правил действий: все слова кажутся одинаково важными (или одинаково неважными?), а поэтому заучивание происходит чисто механически, и потеря или даже замена ключевых слов остаются им не замеченными.
Помочь ученику читать и понимать текст, видеть в нём важные элементы, осмысленно выучивать теоретические положения призвана ещё одна особенность учебника: во всех объяснительных текстах ключевые, важные, несущие основную смысловую нагрузку слова, выделены курсивом. Учителю уже при первом знакомстве с учебником нужно объяснить детям назначение этих курсивных выделений, показать, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, а в дальнейшем постоянно добиваться и от учеников такого же выразительного чтения.
Объяснительный текст каждого пункта заканчивается вопросами к тексту, которые позволяют повторно просмотреть теоретические положения, правила, формулы, примеры (найти ответы на вопросы), активизировать внимание детей (эти вопросы учитель будет задавать неоднократно в дальнейшем), а также не упустить важные элементы нового материала.
Такая система опор в объяснительном тексте позволяет учителю целенаправленно и продуктивно учить детей внимательному чтению и осмыслению текста, выделению и анализу основных положений теории, позволяет также формировать общие навыки и приёмы работы с учебной книгой.
В ходе работы с текстом я обращаю внимание на элементы интеграции уроков математики и уроков развития речи, т.к. художественный текст помогает через систему образов побудить или повысить интерес к предмету, в более доступной форме преподнести материал различной сложности. Поэтапное развитие содержания текста помогает поддерживать устойчивый интерес к изучаемой теме.
Можно выделить несколько основных этапов в этой работе:
1. Зрительное представление текста, прочтение с опорой на образ (рисунки главных героев, карта местности).
Работая с текстом, дети учатся основам конспектирования, рациональному сокращению материала, умению сосредоточиться на главном.
Вот несколько приемов, которые были использованы мною на уроках математики в ходе объяснения нового материала:
1.Найдите задание по оглавлению.
3.Прочитайте содержание пункта (параграфа).
4.Выделите все непонятные слова и выражения и выясните их значение.
5.Задайте по ходу чтения вопросы и ответьте на них.
6.Выделите (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7.Выделите основные правила.
8.Изучите определения понятий.
10.Разнообразьте иллюстрации (чертеж, схему, рисунок).
11.Разберите примеры в тексте и придумайте свои.
12.Составьте схемы, рисунки, таблиц, чертежи, используя свои обозначения
13.Запомните материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)
14.Ответьте на конкретные вопросы в тексте.
15.Придумайте и задать себе такие вопросы….
Д ля плодотворной самостоятельной работы школьников по учебнику математики, я предоставляла ребятам памятки работы с книгой.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учеников 5-6 классов.
1.Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».
2.Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
3.Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.
4.Как выделено главное в тексте (правила, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
5.Приведи свои примеры к тексту.
6.Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
7.Озаглавь части текста и составь план.
8.Выполни письменное задание.
9.Повтори прочитанное по плану, затем без него.
10.Проговори несколько раз правила. Выучи наизусть.
Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.
1.Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?
2.Прочитайте текст параграфа.
3.Выучите формулировки теорем, определения, правила, алгоритмы решения заданий.
4.Установите связь между иллюстрациями, рисунками, чертежами и текстом.
5.Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.
6.Выполните письменное домашнее задание.
7.Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.
8.Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.
Памятка работы с учебником математики для учащихся 10-11 классов.
1.Прочитайте заголовок параграфа. Что вы записали в классе по этому вопросу?
2.Просмотрите текст параграфа. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.
3.Прочитайте текст параграфа. Заучите определения, формулировки, правила. Восстановите «пробелы текста».
4.Рассмотрите алгоритмы решения заданий.
5.Выполните письменное домашнее задание.
6.Перескажите прочитанный материал.
7.Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант.
В настоящее время с развитием компьютерных технологий книги отступают на второй план. Но формирование начальных элементов культуры работы с информацией может и должно проходить при работе с бумажным носителем.
Слова А.И. Герцена „Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания” можно в равной степени отнести и к бумажному тексту, и к тексту на экране монитора.