Можно ли перевести ребёнка в параллельный класс, если родителей не устраивает классный руководитель?
Что делать, если учитель в начальной школе грубит детям, редко хвалит даже отличников и в целом не очень устраивает родителей? Достаточная ли это причина для того, чтобы перевести ребенка в параллельный класс? Разбираемся с юристом Дианой Корнеевой.
Вопрос. Могу ли я перевести своего ребенка в параллельный класс той же школы? Нынешний учитель нашего второклассника не устраивает нас с мужем: она довольно грубо ведет себя с детьми, часто ругает весь класс, не разбирая, кто виноват, и редко хвалит даже отличников. Если это достаточная причина для перевода, как лучше сформулировать причину в заявлении на перевод?
Ответ. Перевести ребенка в параллельный класс можно, но обязательно нужно знать, что законодательство не регулирует порядок перевода учащихся из одного класса в другой. Решение по данному вопросу выносит директор школы, руководствуясь рекомендациями совета педагогов школы или своими личными соображениями. В школе может быть локальный акт, который регламентирует перевод из одного класса в другой.
Перевод в другой класс должен иметь веские причины. Родители имеют право просить о переводе, но не настаивать на нем. Обязательный шаг — подача письменного заявления на имя директора о переводе в другой класс. В заявлении необходимо обосновать причину перевода — и сделать это максимально корректно. Также имеет значение согласие педагога на перевод учащегося в свой класс и укомплектованность класса.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.
Октябрь 2021
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Navigation
Свежие записи
Архив
Друзья
Личная информация
Поделиться
Пожаловаться
Page Summary
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
[#] (без темы)
23 сент, 2008 @ 19:14
Очень странно читать иное мнение.
занудствовать так занудствовать
Да, про 1-й «А» и 1-й «Б» говорят «параллельные классы». «Параллель» — не говорят.
В этом обсуждении я вижу одни логические грабли, на которые никто не поленился наступить. Метафора нерастяжима: если кто-то по неграмотности и умудрился сказать «из другой параллели», то никаких геометрических чертежей, чтобы понять, имелся в виду параллельный класс или совокупность всех параллельных классов одного года обучения, рисовать не надо. Пусть даже понятие параллельности в «параллельных классах» явно геометрического происхождения, оперировать с ним геометрическими методами нельзя — это всего лишь метафора. Точно так же, для метафоры «гибкий ум» не годятся методы сопромата, не стоит исходить из того, что на самом «верху карьерной лестницы» ходят в кислородных масках, а чайник кипит при 80°, ну и так далее. 🙂
У этой метафоры просто нет общеизвестного значения, и угадать здесь смысл нельзя. «Мне кажется, что он скорее имел в виду» — это одна вещь, а если взглянуть на вопрос более отрешенно, не считая «лично мне кажется, что наверное» аргументом, то ответ, думаю, будет таким: понять, что было сказано, нельзя.
Как организовывает учебный процесс школа, где около двух десятков классов в параллели
Большая параллель
8.00 — звонок на урок для первой смены. Эта густонаселенная школа на улице Каменногорской открылась лишь в марте 2015 года и с тех пор не меняла режима работы. Первая смена для 2–х, 5–х и 9 — 11–х классов здесь традиционно стартует в 8 утра, для остальных вторая — в 14.00. В свое время это новое учебное заведение стало настоящим спасением для столичной окраины, где один за другим вырастали столбики многоэтажек, квартиры в которых все чаще получали многодетные семьи. Близлежащие школы просто не справлялись. Нынче факты налицо: сегодня в СШ № 56 получают знания 2.772 ученика, причем почти половина из них — в начальных классах. Проще говоря, здесь есть 2 «Т» и 3 «С». Как найти место для каждого ученика? Директор Юрий Круглик рассказывает:
— В классах у нас по 27 — 30 человек, но есть и те, где 32. В этом случае мы решили пойти навстречу родителям, которые просили отправить ребенка к конкретному педагогу.
Здесь, к слову, возникает первый вопрос: как так получилось, что в столь загруженной школе нет классных руководителей, которые ведут сразу несколько классов? Как удалось решить кадровую проблему?
— Не секрет, что учителей начальных классов в Минске до сих пор не хватает. Поэтому мы решили привлекать их из регионов. Как заинтересовать педагога из другого населенного пункта? Предоставить жилье. Здесь надо сказать спасибо нашим производственным организациям, потому что на балансе школы и управления образования общежития нет. А вот организации к этому вопросу отнеслись с пониманием и койко–места для наших учителей начальных классов предоставляли. В прошлом году распределили специалистов из Лоевского педколледжа, в этом — из Волковыска. Приезжают и более опытные учителя, даже с высшими категориями. Есть случаи, когда парами родственники на работу устраиваются, например, невестка и свекровь.
Второй способ решить кадровый вопрос — переподготовка. Что это значит? Тех педагогов, у которых очень маленькая нагрузка, школа совместно с управлением образования отправляет переучиться на учителя начальных классов.
8.30 — начинаются занятия у первоклашек. В этом году здесь были готовы набрать 20 первых классов. В итоге получилось лишь 14 — от 1 «А» до 1 «О». В одном из них лишь 17 детей, но это гордость школы, ведь он здесь первый белорусскоязычный. Не путаются ли первоклашки в такой толпе сверстников? Терялись и ученики, и учителя, шутит директор. Конечно, большую часть времени учитель начальных классов четко контролирует своих подопечных. Хотя бывали и комичные случаи, вспоминают в школе. Однажды вдруг обнаружили нарисованную полоску вдоль стены по дороге к гардеробу. Подняли видеоархив — оказалось, что один из второклашек шел и рисовал по стенке. А когда спросили зачем, малыш честно признался: «Такая большая школа, я боялся, что заблужусь, поэтому рисовал линию, чтобы вернуться по ней назад». Не будешь же ругать за такую предусмотрительность. Малыша отпустили, стенку закрасили.
Заглядываем на урок в один из первых классов, руководит которым Денис Товпеко. С этим парнем нам довелось познакомиться еще весной, на распределении в БГПУ имени М.Танка. Со школой он тогда еще не определился, и этот шанс не упустила заместитель директора СШ № 56, где нуждались в десятке таких специалистов. Парень был не против, ведь работа — через дорогу от дома.
— Каково это, быть учителем начальных классов? — спрашиваем у теперь уже серьезного педагога Дениса Дмитриевича.
— Весело. Я из толпы выделяюсь, у меня никто из детей не теряется. Малыши видят, что не платье, а пиджак. Так что за две недели я никого не потерял. Ребята, все меня находят?
— Да–а! — подтверждают малыши, которые, путаясь в одежках, переодеваются для урока физкультуры. А Денис добавляет:
— Самое сложное — пережить слезы. Малыши плачут, еще не все привыкли к школе.
— Нет опасений, что в ближайшие годы дети в микрорайоне подрастут и уже не будет такого спроса на учителей начальных классов? — интересуемся у директора.
— Мы просчитали примерную наполняемость школы до 2035 года. И пришли к выводу, что даже через 20 лет будем учить примерно 1.600 детей. Школа, напомню, на 1.020 мест. В следующем году, по нашим прогнозам, снова наберем более десяти первых классов, а общее число учеников будет около 3.000.
9.40 — вторая переменка. Самое время подкрепиться очередной партии школяров. Столовая изначально была рассчитана на 360 мест, но этого оказалось недостаточно. Пришлось докупать мебель и немного сузить проходы между столами, и сейчас одновременно здесь выпить какао и откушать творожной запеканки могут 450 детей.
— Как удается избежать хаоса на переменке при таком количестве малышей? — спрашиваем у директора.
— Для нас принципиальна дисциплина, поэтому порой приходится даже жестко за нее спрашивать. Важно, чтобы классный руководитель объяснял малышам, как нужно себя вести. Обязателен и график дежурств педагогов.
10.00 — по расписанию третий урок. Отправляемся на физкультуру. В спортивном зале занятия идут сразу у четырех младших классов. И зал здесь, к слову, не один, обращает наше внимание Юрий Круглик:
— Проект школы предусматривает большой спортивный зал и малый спортзал (игровой и гимнастический). Кроме этого, есть бассейн, где занимается часть детей. Не скрою, что некоторые помещения мы приспосабливали для занятий физкультурой. Например, зал сухого плавания и зал хореографии для маленьких детей. А если за окном хорошая погода, стараемся максимально использовать стадион, где есть и футбольное поле, и площадки для волейбола и баскетбола.
Кстати, еще одна особенность огромной школы — восемь интегрированных и специальных классов. Дети в них разные: у кого–то тяжелое нарушение речи, у кого–то — функций опорно–двигательного аппарата. В этом году пришли на занятия и школьники с аутизмом. Поэтому, говорят специалисты, радует, что проектом была предусмотрена безбарьерная среда: пандусы, душевые и туалеты для инвалидов, специальный подъемник в бассейне.
Что из себя представляют классы и параллели классов?
Класс представляет собой группу учащихся, имеющих одинаковый учебный план и похожее расписание.
Например, школа разделила обучающихся 5-го года обучения на эти класса 5а по 5д:
Учащиеся, которые учатся в 5-ых классах, имеют более или менее сходное расписание. Конечно, у учеников расписание может быть и немножко разным, так как классы тоже могут делится на группы.
Профильное расписание по группам Для расписаний многих учреждений нет нужды вводить отдельных учащихся. Достаточно бывает групп.
Уроки определяются как, например, Математика для 6А. Или Физкультура для 6A,6Б, групп мальчиков.
Иногда бывает так, что классы всей параллели объединяются и расходятся на математику по группам в зависимости от уровня сложности предмета (профильный или базовый). В этом варианте тоже можно использовать группы.
Для некоторых учебных заведений все же необходимо ввести и отдельных учащихся. Каждый может принадлежать только одному классу, например, Алексей Иванов из 10A.
Если нет четких групп, которые имеют одинаковое расписание, то можете просто ввести один «класс» для всей параллели. Что-то вроде:
И тогда мы решили разделить параллель на классы. Мальчиков и девочек
Три взгляда на один педагогический эксперимент, который задумывался ради разрешения одних трудностей, а помог выявить и другие и по-новому взглянуть на самих себя
В этом году в школе выдалась непростая параллель седьмых классов: дети бесконечно конфликтуют друг с другом, на уроках болтают, домашние задания не делают. И тогда педагоги решились на эксперимент: разделить параллель не на 7«А» и 7«Б», как было всегда, а на класс мальчиков и класс девочек. Организационно все было просто. Ни расписания менять не пришлось, ни кабинетов дополнительных просить. А вот ребятам и учителям в новой ситуации работалось трудно. Теперь, когда учебный год завершен, самое время подумать, к каким результатам привел эксперимент с временным разделением параллели на мальчиков и девочек. Перед вами размышления руководителя эксперимента, педагога-предметника и классного руководителя.
Руководитель эксперимента: «Только ради этого стоило все затевать»
Работая с пятыми-шестыми классами, стараешься устроить что-то отдельное для мальчиков и девочек. Мужские походы, девичьи посиделки. Тогда можно задания разные давать, можно понять, чего нам не хватает друг без друга, учиться ждать, встречаться, готовить сюрпризы. Ситуация отделения обостряет женские и мужские качества, позволяет осознать себя. Девчонки мальчишек в подростковом возрасте откровенно «забивают». Мальчик только что-то подумает, а девочка и руку поднять успела, и ответила правильно. Надо добавить, в учителях тоже одни женщины. Такие же вербальные существа. И говорят, и говорят. Словом, мальчики в школе чувствуют себя очень некомфортно. Что делать? Разделиться на пару месяцев. Не на весь день, а только на часть уроков. Внеурочные мероприятия, факультативы и модули по-прежнему проходят в смешанном составе. И на переменах дети в общем коридоре встречаются. Не так уж много поменялось, но эти изменения заставили активно действовать, размышлять всех участников образовательного процесса. Ребята старались понять, что с ними происходит, как они взаимодействуют друг с другом, с учителями. Они совершали открытия, искали пути решения проблем. И не потому, что так сказал педагог или психолог, а потому, что к этому их вынуждала ежедневная реальность. Пусть выводы были, на взгляд постороннего человека, достаточно банальны («я стесняюсь говорить при девчонках», «я не замечаю, как перестаю слушать на уроке»), но это были для детей личные откровения. Педагоги поначалу просто жаловались, что в классе мальчиков невозможно работать, что с девочками они успевают гораздо больше. Постепенно учителя поняли, что проблема не в отдельных недисциплинированных, необучаемых детях, как казалось раньше, а в собственном неумении работать с мальчиками, в отсутствии арсенала средств. Оказалось, опыт ведения уроков, накопленный за долгие годы, был рассчитан исключительно на девочек. Ценно то, что эту неприятную новость не кто-то человеку сказал, а он сам понял и захотел что-то изменить. Только ради этого стоило затевать эксперимент. В процесс образования втянулись и родители. Всякие изменения их активизируют, побуждают прийти в школу, поговорить с педагогами, понять, что происходит. Бесценный результат. Выяснилось, что мамам редко удается наладить с сыновьями дружеские отношения. Они, как и учительницы, все время отмечают недостатки, делают замечания. И мамы это увидели. Прежде всего потому, что активизировались папы. Папам было легче, они лучше помнили себя детьми, меньше занудствовали. Но у отцов порой вообще отсутствуют всякие отношения с сыновьями. Так, на уровне «Как жизнь? Я пошел на работу». У них дел много, и мама вроде успешно решает все вопросы. А тут мужское собрание объявляется – никаких женщин. Приходится отцу вникать в проблемы, разговаривать, может, в первый раз с собственным ребенком, с учителями, с другими папами. Когда стало ясно, что пора снова соединять классы? Когда у всех участников процесса, ребят, педагогов, родителей, сформировалось достаточно глубокое понимание собственных проблем, появилась готовность открыто обсуждать их и решать. Особенно изменились мальчики. Не случайно ярким финалом раздельного обучения стал мужской симпозиум, на котором мальчики вместе с отцами и педагогами-мужчинами вели откровенные разговоры о самых сложных моментах школьной жизни (их сформулировали предварительно дети): как работать в группе, как организовать себя на самостоятельную работу, как понять, что ты развиваешься, движешься вперед. Нельзя сказать, что все сделано, как хотелось. Но остальное осуществится в следующем году, в обычном режиме. Уже сейчас педагоги понимают, что, входя в обычный смешанный класс, они будут учитывать присутствие мальчиков на уроке. Отцы готовы активно сотрудничать со школой.
Педагог-предметник: «Главным стал поиск новых форм работы»
Я себя долго настраивала на работу с классом мальчиков. Первое ощущение, когда входишь в класс мальчиков, – как же их много! У девочек это не так заметно, они как-то меньше пространства занимают. А парни шумные, энергичные. Трудно сделать так, чтобы они тебя просто услышали. Поначалу было состояние полной растерянности. Ощущение, что никто не знает, как работать с мальчиками. Есть много литературы. Но как применить на уроке обобщенные рекомендации? Где взять все эти «другие» задания, если стандартный учебник не годится? Самой подготовить – нереально при условии, что работаешь каждый день. Когда консультировалась с психологами кадетских училищ, поняла: у них другие ресурсы. Маленькие классы, кроме педагога на занятии присутствует еще и воспитатель. Много мужчин в коллективе. А тут одна женщина, перед ней 25 мальчишек. И думай, что делать! Постепенно сложилась схема урока: после звонка короткая разминка, игра, чтобы дать возможность прийти в себя от бурной перемены, потом небольшая порция нового материала и работа с индивидуальными или парными заданиями (в группе мальчишки неэффективно работают, хотя ценят этот способ). В классе мальчиков невозможно так подробно и глубоко обсуждать тему, как в девичьем классе. Учителю кажется, что он просто обязан что-то объяснить, а мальчишки его не слушают. Им надо действовать. Пришлось увеличить долю самостоятельной работы, дать возможность ребятам исследовать, открывать какие-то закономерности, формулировать определения, а не заучивать их по учебнику. Вот тема урока: три признака равенства треугольников. Девочки послушно пишут, без всяких сомнений. Мальчики спрашивают: «А четвертый будем проходить?» Неожиданно. Им важно понять, почему этих признаков всего три. В отсутствие девчонок мальчики перестали стесняться, стали активнее на уроке. Им постоянно хотелось соревноваться, предъявлять себя. Уж если сделал домашнее задание, решил задачу, то не успокоится, пока не покажет учителю. Для некоторых педагогов разница подхода свелась к подбору разного материала для урока. Для меня главным стал поиск иных форм работы. Девочки любят слушать, говорить и писать, причем аккуратно, красиво. Мальчишкам нужно обязательно увидеть картинку, схему. Самому писать? Только очень кратко, самое необходимое. И без украшательств. Как обеспечить наглядный материал? При наличии мела, доски и 10-минутной перемены – нереально. К счастью, есть современные технологии. И главное подспорье – интернет. Там много готовых презентаций по всем темам курса. Не тратишь время на черчение. Сразу показываешь на экране картинку, к ней короткий текст – комментарий. И вперед – решайте, творите! Для меня главный итог эксперимента не какие-то успехи и даже не отдельные находки, а то, что я как учитель смогла занять позицию исследователя. Исследователя собственной деятельности, исследователя особенностей своих учеников. Наверное, в этом смысл любого педагогического эксперимента
Классный руководитель: «Дети почувствовали, что нуждаются друг в друге»
Отношение к раздельному обучению у детей столь же неоднозначное, как и у взрослых. Одни с самого начала были настроены резко отрицательно, другие активно поддерживали идею. И в конце, подводя итоги года, одни ребята самым ярким событием назвали опыт раздельного обучения, другие отмечали эксперимент как самое неприятное, что случилось в этом году. На протяжении всего эксперимента ученики еженедельно фиксировали свои ощущения, отмечали положительные и отрицательные стороны происходящего, надежды и опасения. И это позволило впервые за много лет совместного обучения озвучить долго копившиеся проблемы и начать с ними работать. Собственно, в этом и был смысл: разрушив рамки привычного, актуализировать болевые точки и попытаться как-то разобраться с ними. На стадии обсуждения и подготовки к разделению классов больше нервничали девочки. Они вообще все время сильно нервничали, постоянно высказывали желание вернуть все, как было. А ведь именно девочки прежде жаловались на мальчишек, упрекали их в том, что те мешают нормально учиться, шумят, ругаются, хулиганят. Неожиданно девочки почувствовали: без мальчиков невесело. И в самом деле, теперь на уроках никто не пошутит, не разрядит ироничной репликой напряжение, не задаст неожиданный вопрос. Да, учиться легче, в классе тишина, но – «невесело». Второе девичье опасение – «мы все перессоримся». Для девчонок очень важны отношения, нюансы, оттенки. Они долго выстраивают равновесие в классе. А теперь все снова начинать? Это ж какие скандалы прогремят! Поскольку женские интриги ожидались и заранее обсуждались, громких ссор не было. Более того, в конце девочки радостно отметили, что нашли друзей в параллельном классе. Но «мы все равно не стали одним классом». Главным итогом эксперимента для девочек стало новое отношение к мальчикам: «Мы стали их ценить». Относительно форм работы на уроке девочки не переживали. Их и раньше все устраивало. Они вообще легче приспосабливаются к школе. А вот мальчишки именно на изменение форм работы на уроке обратили особое внимание. Больше стало групповых заданий, практических. Это для них важно. Отношения, ссоры – пустяки! Зато, борясь с трудностями, обретая свободу, «становишься самим собой», написал один из вернувшихся в класс мальчиков.