Что такое параметры измерения в биологии растений
Презентация по биологии на тему «Измерения в биологических исследованиях» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Задание «ТБ в кабинете биологии» Найдите в тексте ошибки и исправьте их. 1. Самостоятельно начинайте работу. Точно не выполняйте все указания при проведении лабораторной и практической работы. 2. При нагревании жидкости в пробирке или колбе используйте прихватку. 3. Возьмите незащищенными руками нагретую посуду. 4. Осторожно обращайтесь с острыми инструментами и лабораторной посудой. 5. Если разбилась лабораторная посуда, соберите осколки руками и сложите их в портфель. 6. При получении травмы сообщите об этом учителю. 7. По окончанию работы не приводите рабочее место в порядок.
Измерения в биологических исследованиях
ПЛАН 1. Метод измерения. 2. Выбор единиц измерения. 3. Лабораторная работа «Измерение объектов»
При проведении научных исследований определяют не только качественные изменения (например, появление корешка, ростка и т.д.), но и количественные, основанные на точном измерении (длина корешков, ширина листьев и т.д.) Что же такое измерение?
1. Метод измерения. Прочитайте текст с.32-33, рассмотрите рис.15,16 Что же такое измерение? Запись в тетрадь
Измерительные приборы Линейка и рулетка – служат для измерения размеров предмета или расстояния. Термометр – служит для измерения температуры тел. Секундомер и часы – служат для измерения времени. Бинокль – служит для наблюдения за предметами, расположен-ными далеко.
2. Выбор единиц измерения. Прочитайте текст с.33-34, рассмотрите рис.17-18, Таблицу 1 с.34
Лабораторная работа «Измерение объектов» Цель: научиться применять метод измерения на практике. с.35-36 Оборудование: Объект исследования: Ход исследования: 1. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. 2. Пользуясь памяткой с.35, измерьте ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Зарисуйте их указав размеры. 3. Занесите данные в таблицу (с.36) (таблицу начертить в тетр.). Рассчитайте среднее значение измерительных величин. 4. Сформулируйте вывод о проделанной работ.
Рефлексия Я понял тему урока. Как я оцениваю свою работу на уроке. У меня были проблемы на уроке.
Параграф 4 – прочитать. Подготовить устный ответ по теме. Сделать письменную работу в тетради с.37. Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1468185
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ПАРАМЕТРЫ (в биологии и медицине)
ПАРАМЕТРЫ (в биологии и медицине) — численные величины, характеризующие состояние какой-либо биологической системы (целого организма, органа, ткани, клетки и т. д.). К числу П. можно отнести, напр., уровень ферментативной активности, величину мембранного потенциала клеток, состав биол, жидкостей, температуру тела, величину кровяного давления и т. д.
Биол, системы, даже самые простые, все же значительно сложнее обычных физ.-хим. систем и могут характеризоваться несколькими уровнями организации. Поэтому если для описания простых физ.-хим. систем может оказаться достаточным знание двух или нескольких параметров (напр., температура и давление — для идеального газа, масса, коэффициент трения и момент инерции — для механической системы и т. д.), то для того, чтобы охарактеризовать биол, систему, требуется значительно большее число П. Однако в ряде конкретных случаев бывает достаточным знать не все из них, а лишь несколько наиболее общих, так наз. интегральных П. Напр., для характеристики состояния целостного организма иногда бывают достаточны температура тела, величина кровяного давления, кислотность желудочного сока и т. д. При более детальном анализе состояния организма в норме или патологии этих интегральных П. может оказаться недостаточно: возникает необходимость знать П., к-рые определяют изменения интегральных П. Напр., величину АД при гипертонии можно рассматривать как интегральный П. В то же время информация о таких частных П., как скорость кровотока, вязкость крови, величина сердечного выброса, периферическое сопротивление кровотоку и т. д., позволяет судить о причинах нарушения АД, проводить необходимую терапию. При анализе состояния биол, системы на клеточном уровне существенное значение для жизнедеятельности клеток приобретают такие П., как величина мембранного потенциала, pH внутри- и внеклеточной среды, концентрация ионов, активность различных ферментных систем. Нарушения в функционировании клетки могут найти отражение в изменении величины мембранного потенциала — т. е. интегрального П. В то же время величина мембранного потенциала зависит от таких более частных П., как концентрация ионов по обе стороны мембраны, от ее пассивной проницаемости для этих ионов, от интенсивности работы систем активного транспорта и т. д. (см. Биоэлектрические потенциалы, Проницаемость, Транспорт ионов). Очевидно, что деление П. на интегральные и частные (аналитические) довольно условно.
В силу сложности биол, объектов число параметров, характеризующих их состояние на разных уровнях организации, может быть весьма значительным. Исследовательские же задачи часто требуют перевода большого числа частных П. в небольшое количество легко интерпретируемых интегральных П. В таких случаях важной задачей является выбор минимального набора П., к-рый позволил бы адекватно описать биол, процесс или состояние биол, объекта. В решении этой задачи существенную помощь может оказать математическое моделирование биол, процессов (см. Биофизика, Кинетика биологических процессов, Моделирование).
Изменение частных П. не всегда говорит о серьезных нарушениях в целостном организме. Наличие системы гомеостаза (см.) обычно позволяет скомпенсировать локальные изменения в клетках и тканях организма. Однако изучая только интегральные П., можно не обнаружить нарушений, связанных с изменением определенных частных П., т. к. изменения того или иного частного П. могут оказаться скомпенсированными. В таком случае важно нахождение адекватного воздействия, выявляющего скрытые изменения изучаемого П., средние значения к-рого не отклоняются от нормы (напр., нагрузка сахаром для диагностики скрытых форм диабета).
Библиография: Бейли H. Т. Дж. Математика в биологии и медицине, пер. с англ., М., 1970; Маленков А. Г. и Ч у и ч Г. А. Межклеточные контакты и реакции ткани, М., 1979.
В. И. Левенталь, Г. А. Чуич.
Биология
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методов — способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге — законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Измерение
Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры — термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени — часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Наблюдение
Наблюдение. Одним из самых первых методов, которыми стал пользоваться ещё первобытный человек, было наблюдение. Знания, полученные при наблюдении за окружающей природой, люди передавали из поколения в поколение в виде преданий, примет, записей. Этот метод и сегодня остаётся важным методом научного познания. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ на поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть меть определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной ели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные тросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимен
(от лат. экспериментум — проба, опыт) — более южный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения. Для этого берут три группы одинаковых растений (одного вида, сорта, возраста, размера) и помещают их в одинаковые условия (освещённость, температура воздуха и т. п.).
Две группы растений используют для исследования (экспериментальные группы), третью — для сравнения (контрольная группа). Растения экспериментальных групп начинают по-разному поливать: одни часто, а другие редко. Контрольная группа растений получает обычный полив.
В течение всего эксперимента наблюдают за ростом и развитием растений всех групп. При этом измеряют высоту, площадь листьев и т. п. Все показатели подробно записывают. Сравнивая полученные данные, делают вывод о том, что недостаток влаги при поливе неблагоприятно сказывается на росте и развитии растений. Чем больше растений в исследуемой группе, тем точнее выводы.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Что такое параметры измерения в биологии растений
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Методы биологии
Метод исследования — это способ научного познания действительности
Общенаучные методы
Наблюдение
Визуально или с помощью приборов следят за
различными объектами для достижения
поставленной цели
Изучают
сезонные изменения в природе, в жизни
растений и животных, поведение
животных
Описание
Устная или письменная характеристика
объекта по результатам наблюдений, получение и накопление информации об
объектах, процессах
Палеонтолог описывает кости скелета вымершего животного
Измерение
Определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
Измерение температуры тела человека, линейкой замеряют рост растения за определенный период времени
Сравнение
Сопоставление и нахождение
сходств и различий между
объектами (организмами,
процессами и др.)
Если сравнивать шерсть бурого и белого медведя, то можно прийти к выводу, что по своим свойствам они много в чем схожи друг с другом (густота, длина, ощущения при прикосновении к ней и т. д.), однако различаются в окраске.
Используется в систематике для распределения
организмов по группам, для
установления родства и общего
происхождения
Классификация
Распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками
Кошка на основе строения, физиологии, происхождения относится к классу Млекопитающие
Мониторинг
Проведение регулярных измерений
каких-то величин объектов (процессов
организмов, популяций, экосистем,
биосферы). Позволяет выявлять изменения каких-
либо параметров, показателей во
времени
Благодаря мониторингу
своевременно можно выявить и принять
меры по предупреждению негативных
изменений в природе, в популяциях
Анализ
Изучение объекта (процесса) по отдельным
составляющим компонентам. Мысленное разделение изучаемого объекта, выяснение, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки
С помощью анализа можно исследовать органеллы внутри клетки, клетку внутри организма, организм внутри биоценоза
Синтез
Процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Обобщая знания о строении млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб, можно сделать обобщенный вывод о строении позвоночных. Благодаря синтезу можно изучить целостные характеристики биологических систем (клетки, организма, биоценоза).
Эксперимент
В специальных условиях (управляемых и
контролируемых) проводится опыт.
Обязательно есть опытная группа,
есть контрольная группа. Используется для получения новых научных знаний,
закономерностей, для подтверждения
или опровержения выдвигаемой
гипотезы
Эксперимент, доказывающий образование крахмала при фотосинтезе. Выращивание клеток при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый
Моделирование
Создаются копии прототипа (объектов, процессов) для их изучения. Изучение объектов на моделях позволяет визуализировать невидимые объекты, изучать и прогнозировать изменения, позволяет отрабатывать умения и навыки, оно менее затратное.
Карта – модель ландшафта
Статистический
Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки. Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры.
Выявление частоты встречаемости определенных генов в популяции
Обобщение
Метод, с помощью которого ученые выявляют из частного общее, формулируют теории, законы.
Формулировка правил, законов на основе сравнения результатов экспериментов
Абстрагирование
Позволяет не учитывать ряд существенных для конкретного исследования свойств и признаков биологических объектов, однако помогает выделить те свойства и признаки, которые важны
В исследованиях основных направлений эволюционного процесса главное внимание уделяется усложнению строения органов и систем органов, которое обеспечивает приспособление организмов к условиям существования
Метод микроскопия (микроскопирование)
Лабораторная работа «Измерение объектов»
1. Пользуясь вышеприведённой памяткой, измеряем ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Зарисовываем их, указав размеры.
2. Заносим данные в таблицу (табл. 1).
3. Рассчитываем среднее значение измеренных величин.
4. Измеряем длину и ширину учебника биологии.
5. Вычисляем его площадь.
Таблица 1. «Результаты измерений»
Вид растения | Орган | Параметр измерения | Результаты измерений, мм | Среднее значение | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
Береза | Лист | Длина | 60 | 55 | 44 | 53 |
Дуб | Лист | Длина | 120 | 100 | 90 | 103,33 |
Орех | Лист | Ширина | 50 | 48 | 45 | 47,66 |
Измеряем длину и ширину учебника биологии:
Длина составляет 380 мм, ширина – 320 мм.
Вывод:
Каждый предмет имеет свои размеры. Чтобы узнать их, необходимо измерить при помощи линейки длину и ширину. Для исследования были взяты листья березы, дуба и ореха. Длину и ширину измеряли в самых крайних точках. Для определения среднего значения измерения проводились на нескольких образцах.