Что такое парковочное гостевое место
Гостевые парковки на придомовой территории
Получите консультацию автоюриста:
Это быстро и бесплатно!
Большинство граждан России проживают в многоквартирных домах. Поэтому очень важным моментом является соблюдение чистоты и порядка на территории вблизи таких зданий.
Одним из насущных вопросов является парковка для автомобилей около многоэтажных домов. Эта тема вызывает множество споров и конфликтов. Особенно, если автомобилист не является жителем одного из близлежащих зданий, жильцы могут возмутиться его длительной стоянкой на территории около многоквартирного дома(МКД).
Не так давно в Москве произошла ситуация, которая имела широкую огласку, а решение по ней было принято Верховным судом. Она касается организации гостевой парковки на придомовой территории и ее использовании.
Кто отвечает за обустройство придомовой территории
В соответствии с действующим законодательством территория возле МКД находится в собственности жильцов. Жилищный кодекс РФ накладывает на каждого собственника обязанность по содержанию данной зоны в надлежащем состоянии.
Это значит, что владельцы квартир вправе распоряжаться данной территорией с собственной выгодой. То есть, товарищество жильцов может сдать часть земли в аренду с извлечением прибыли для последующего обустройства мест общего пользования. Только собственники могут решить, какой инфраструктурный объект будет расположен на придомовой площади. Но для того, чтобы управлять этой зоной, потребуется заключить контракт с управляющей организацией или создать товарищество.
Что такое гостевая стоянка
Что такое гостевая парковка определено нормами законодательства. Паркингом для гостей называется открытая площадка, которая предназначена для автомашин посетителей жилого дома. Их организация допускается п.п. 2.3 и 2.10 СанПин 2.1.2.2645-10:
Факт: Зачастую территория, предназначенная для парковки авто гостей, используется самими жильцами для постоянной стоянки – это незаконно, т.к. нарушает требования к качеству воздуха и уровню шума вблизи жилой застройки.
То есть, обустроенный гостевой паркинг по дворе при нарушении его использования может привести к несоблюдению прав граждан на благоприятные жизненные условия и защиту от негативного воздействия окружающей среды (согласно Федеральным законам № 52 и № 7). Кроме того, если машину оставить в непосредственной близости к зданию, то будут нарушены требования к антитеррористической безопасности жилого фонда и его жильцов (ФЗ № 35).
Решение Верховного суда по делу о гостевых парковках
Рассмотрев заявление одного из москвичей по поводу неправильного использования парковки возле дома, Верховный суд принял решение в соответствии с определением гостевой парковки во дворе жилого дома и положениями действующих нормативно-правовых актов. А именно:
Обустройство придомовой стоянки
Если собственники желают организовать возле дома постоянную парковку для своих транспортных средств, то с согласования управляющей компании, они должны провести общее собрание жильцов и утвердить план создания нового инфраструктурного объекта, а также источники финансирования работ.
Важно знать: На придомовой зоне можно проводить какие-либо работы только тогда, когда участок состоит на кадастровом учете и включен в общее имущество МКД.
При этом размещение постоянной стоянки должно быть одобрено администрацией населенного пункта и ГИБДД, а также отвечать требованиям СанПин. Это неотъемлемые условия обустройства объекта.
Также есть ряд ограничений, которые должны соблюдаться автомобилистами при паркинге во дворах. В таких местах запрещается:
Наложение ответственности
Если водитель регулярно нарушает правила парковки на придомовой территории, то на него вправе подать жалобу собственники МКД. Для этого им необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для фиксирования нарушения. Также можно снять фото и видео правонарушения и представить эти доказательства в правоохранительные органы.
Внимание: Если же автомобиль припаркован в неположенном месте и мешает проезду автомобилей коммунальных служб, то сотрудники управляющих организаций имеют право вызвать эвакуационную службу (когда водитель отсутствует или не реагирует на требования переместить авто).
Таким образом, рассмотрены основные нюансы использования территории возле многоэтажных жилых домов, в том числе приведен ответ на тему — что такое гостевая парковка во дворе. Эти вопросы строго регламентируется законодательством. При совершении любых действий с данным участком жильцы должны согласовать их с властями. А использовать придомовую зону под стоянку личных авто собственники вправе только тогда, когда она оборудована по всем правилам.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Во дворах домов запретили ставить машины. Жильцы квартир в панике!
На днях нас забросали вопросами по поводу запрета парковок во дворах многоквартирных домов. Поводом стало определение Верховного суда, в котором вроде бы так было написано. В чатах жильцов начались волнения: как это нельзя ставить машины? Что теперь будет? А куда их девать? Кто это проверит и могут ли выписать штраф?
Управляющие компании под шумок начали навязывать платные подземные паркинги и пугать штрафами.
Мы не привыкли паниковать, поэтому прочитали документы. Вот как на самом деле обстоит дело с парковками во дворах и что сказал про это Верховный суд.
Что за история с парковками?
Одному гражданину надоело видеть в своем дворе припаркованные машины соседей. Они мешали детям, мамам с колясками и просто жильцам, которые не хотели слушать шум двигателей. Гражданин решил разобраться, на каком основании вообще жильцы ставят во дворе свои машины. И нашел санитарные правила.
Требования к планировке территории возле дома
Разрешены | Запрещены |
---|---|
Детская площадка | Магазин |
Место для игр и отдыха | Павильон, киоск |
Спортивные сооружения | Мини-рынок |
Хозпостройки | Летнее кафе |
Зелень | Ремонт обуви и техники |
Гостевая парковка | Постоянная автостоянка |
Получается, что возле дома без соблюдения каких-то требований по расстоянию от детской площадки, окон и подъездов можно оборудовать места для гостевых парковок. Постоянную автостоянку нельзя, а гостевую можно. То есть условный гость может поставить машину вблизи от места, где играют дети. Такая машина может перегородить выезд маме с коляской и прогревать двигатель прямо у открытой форточки астматика. И это по санпину.
Гражданин не согласился с таким раскладом и пошел в Верховный суд оспаривать санитарные правила организации парковок во дворе. Он хотел, чтобы пункты санпина о гостевых парковках признали незаконными и нарушающими права людей на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду обитания. Другими словами, он требовал, чтобы все парковки во дворах запретили или перенесли подальше от дома.
Что сказал Верховный суд?
Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал борцу за свободу от машин во дворах. Вот аргументы судебной коллегии:
Итог. Во дворе дома точно может быть гостевая парковка. Гражданин не смог отменить эти пункты санпина, они по-прежнему действуют. А вот использовать эту парковку, чтобы надолго ставить там свои машины, по санпину нельзя. Это как бы нарушение.
Значит, во дворе все-таки нельзя ставить машины?
Ставить машины во дворе можно. При условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. И если есть специально оборудованное место для машин. То есть возле многоквартирного дома может быть вполне законное место для парковки — даже близко к дому или рядом с детской площадкой. Для гостевых парковок нет требований по удаленности.
Если управляющая компания говорит вам, что теперь машину во дворе ставить вообще нельзя и парковки здесь никогда не будет, потому что это запретил Верховный суд, — это неправда.
Пункты 2.3 и 2.10 санпина никто не отменил.
А если жильцы хотят ставить машины вcе время?
Во дворе можно разместить и постоянную парковку. Главное, чтобы соблюдалось расстояние от окон и фасада. Оно зависит от количества машин: например, если стоянка рассчитана на 50 автомобилей, ее нужно оборудовать в 15 метрах от стен дома с окнами. Если на стене нет окон, хватит и 10 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем дальше нужно ее размещать от дома. Эти требования — в таблице 7.1.1 отдельного санпина 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Если площадь придомовой территории позволяет и жильцы не против, во дворе вполне можно оборудовать постоянную парковку для машин. А платной она будет или бесплатной — это уже как договорятся собственники и управляющая компания.
Если места для постоянной стоянки нет, то может быть гостевая. А вот как понять, кто и насколько там поставил машину, в законе не написано. Тут можно замучаться, пытаясь что-то доказать.
Что будет, если возле дома постоянная парковка?
Если парковка организована по правилам, с учетом расстояния от дома, за это ничего не будет. Это законно. Если кто-то из жильцов не согласен, ему придется смириться или поменять квартиру. Сам факт наличия машин во дворе при соблюдении нормативов не нарушает ничьи права и никакие законы. Даже если кому-то кажется, что нарушен закон, — например, Роспотребнадзору, в который пожаловались соседи, — это еще нужно доказать.
Если стоянка слишком близко к дому или она самовольная, это повод для штрафа. В первую очередь придут в ТСЖ или управляющую компанию. Их могут оштрафовать на 10—20 тысяч рублей. Но только если есть доказательства, что стоянку и правда оборудовали слишком близко к дому, хотя была возможность сделать это без нарушений. И что УК не пыталась запретить жильцам ставить там свои машины. Штраф для людей, которые нарушают санпин и постоянно ставят машину на детской площадке или под окнами соседей, — максимум 1000 рублей. Если нарушение зафиксируют, докажут и так решит суд.
Но если кто-то из соседей очень захочет, добиться наказания реально. Хотя получается не всегда.
Вот вам пример из жизни. Летом 2018 года житель одного из московских домов пожаловался, что у него во дворе парковка. Контролирующие органы пришли, обследовали: ну есть парковка сбоку от дома, но ничего не нарушено. И никому ничего за это не было, а гражданину в двух инстанциях отказали.
В другой истории прокурор пытался признать придомовую парковку на 150 машин возле детской площадки нарушением, но суд посчитал, что нарушения тут нет.
Гостевая парковка во дворе жилого дома
Получите консультацию автоюриста:
Это быстро и бесплатно!
Во дворах жилых домов, особенно многоэтажек, довольно трудно припарковать машину. Чтобы иметь возможность оставлять автомобиль в любое время дня и ночи, собственники квартир и управляющие компании самовольно делят придомовую территорию, устанавливают ограждения и закрепляют места под личный транспорт. Такие действия нарушают права других граждан, поэтому на законодательном уровне установлен запрет парковки во дворах, которая нарушает действующие стандарты.
Как можно ставить авто в спальном районе
Остановка и стоянка транспортных средств строго регламентируется правилами дорожного движения. Чтобы не мешать иным водителям и пешеходам, а также не портить насаждения и кустарники, автомобили нельзя парковать:
Зачастую при строительстве нового района проекты парковок сразу закладываются в план территории. Они могут быть предусмотрены в подвале дома (подземный паркинг) или на специально отведенной территории.
Согласно действующему законодательству и стандартам, оставление автомобилей в спальных районах на длительное время допустимо только на определенном расстоянии от жилых домов.
Важно. Если парковка рассчитана на 10 мест, она может находиться минимум в 10 метрах от окон дома. Если стоянка рассчитана на 50 машин, то ее расположение не должно быть ближе 15 метров, а если на 300 – не ближе 35 м.
В каких случаях можно игнорировать требования закона
Все ограничения по допустимому расстоянию касаются только постоянных стоянок. Если человек не оставляет машину на долгий срок, то речь идет о гостевой парковке во дворе жилых домов, к которой не применяются установленные правила. То есть, гостям и посетителям многоэтажек достаточно соблюдать общие ограничения:
Длительная автостоянка также допустима при чрезвычайных обстоятельствах:
Справка. В месте разрешенной автостоянки обычно существуют специальные указатели: обозначение парковки (синий знак квадратной формы с буквой «Р») либо дорожная разметка белыми или желтыми линиями.
Споры о парковках
На сегодняшний день в РФ нет законодательного закрепления понятий гостевая и негостевая стоянка, а также отсутствует понимание о допустимом времени, на которое гость может бросить машину возле многоэтажного дома.
Несмотря на многочисленные попытки внесения законопроекта о паркингах на рассмотрение Госдумы, единого закона о парковке во дворах еще не приняли. Все нормы, которые так или иначе могут регламентировать остановку авто в жилых зонах, содержатся в следующих нормативных актах:
Согласно судебной практике Верховного суда РФ по делам, касающимся парковки во дворе, указанные выше документы не устанавливают запрета на осуществление стоянки вообще, они ограничивают только ее возможную территорию. Поэтому все результаты рассмотрения жалоб о незаконности стоянки вблизи придомовых территорий сводятся к отклонению претензий заявителя.
Ответственность за нарушение
Несмотря на то, что действующие законы не разграничивают виды стоянок в спальных районах, привлечь к ответственности за оставление автомобиля можно в следующих случаях:
О нарушении правил остановки авто может сообщить любой гражданин, который стал свидетелем недобросовестной парковки. Для того, чтобы на водителя был составлен протокол, в органы ГИБДД достаточно передать заявление с указанием реквизитов автомобиля и приложить к нему фото или видеозапись. Кроме ГИБДД, привлечь к ответственности нерадивого автовладельца может МЧС (за нарушение пожарных требований) и Санитарно-эпидемиологическая служба (за несоблюдение санитарных правил).
В городах федерального значения также создаются специальные службы (например, ЦОДД Москвы), которые уполномочены на фиксацию дорожных правонарушений и выписывание штрафов.
Информация. Размер штрафа за оставление авто вне паркинг-зоны составляет 500 рублей. При создании заторов и транспортных пробок, оставивший машину водитель должен будет заплатить уже 2000 руб. (3000 – в столице).
При оставлении авто во дворе на придомовой или растительной территории, автолюбителю придется заплатить более крупные суммы. Так, законами субъектов РФ вводятся штрафы за нахождение транспорта на тротуаре или газоне. В провинциальных городах цена такой стоянки для физических лиц варьируется от 1000 до 1500 рублей, а для Москвы — до 5000. Юридическим лицам, на которые зарегистрировано оставленное на тротуаре авто, придется заплатить в разы больше: например, суммы штрафов для Москвы и Санкт-Петербурга достигают 50-70 тысяч рублей.
Проблема отсутствия специально отведенных под автостоянки территорий до сих пор создает массу неудобств. Из-за занятости придомового пространства к домам не могут подъехать машины скорой помощи или пожарных бригад, что создает угрозу жизни и здоровья проживающих там граждан. На сегодняшний день решение вопроса о парковочных местах зависит не только от порядочности компании-застройщика, но и от бдительности самих жильцов. Именно в их силах организовать борьбу с нарушителями, пренебрегающими действующими правилами автоостановки.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Что такое парковочное гостевое место
Решение Верховного суда России фактически говорит о том, что гостевые парковки около многоквартирных домов в их нынешнем виде используются вопреки СанПиН. То есть автовладельцы, которые держат на таких парковках автомобили, и даже управляющие компании, могут быть оштрафованы. Большой и подробный материал об этом размещен на портале Росквартал. Попробуем пересказать историю покороче, а также понять, чем все это может нам грозить.
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, отметила, что в Федеральных законах нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Истец не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта. Суд также отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил.
В итоге суд отказал истцу в том, чтобы признать гостевые парковки незаконными, но его апелляционное определение позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций.
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.
Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома:
Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:
Непосредственно перед окнами жилых домов машины ставить нельзя – такие парковки не соответствуют санитарным нормам.
Если парковка организована на придомовой территории, она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта.
И вот еще, очень важное: проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.
Попали, в общем. Особенно те, кто в свое время выбивали в администрации разрешения на гостевые парковки, вкладывали немалые деньги в их обустройство и резонно полагали, что тем самым «купили» себе парковочное место во дворе.
Остается лишь надеяться на то, что известная максима «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» сработает и на этот раз. А еще круговая порука. Я просто так и представляю себе сотрудника, например, полиции, который идет оформлять протоколы на жителей домов, но при этом его собственное авто точно так же стоит на гостевой парковке возле дома. Или сотрудника администрации, который в свое время выдавал разрешение на организацию гостевой парковки, прекрасно понимая, что здесь будет стоянка для личных авто собственников МКД.
В общем, думаю, паниковать пока рановато. Но принять к сведению имеет смысл.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома
Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.
Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.
Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.
При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.
Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.
УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.
Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.
Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.