Что такое парламентские слушания

Парламентские слушания в Государственной думе

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом в стране, проводятся парламентские слушания в Государственной думе. Это четко закреплено в пункте 3 статьи 101. Проводятся они исключительно по вопросам, которые находятся в ведении данного органа, не имеют права затрагивать те, что не входят в их компетенцию.

Понятие

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

В Российской Федерации, как и практически во всех иных странах, ученые придерживаются единого понятия термина парламентские слушания. Под ним понимается обсуждение законодательным органом (парламентом) особо значимых вопросов, касающихся внутренней и внешней политики государства в организованной форме с привлечением экспертов, а также общественности.

Подобные заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми. На первый тип парламентских слушаний в России разрешено приглашать журналистов, а вот вторые могут посещать исключительно депутаты и должностные лица, отвечающие в стране непосредственно за обсуждаемый вопрос. На закрытых слушаниях обсуждаются вопросы, касающиеся государственной или иной тайны, а также те, что в силу обстоятельств должны иметь конфиденциальный характер.

Ответственные лица

Парламентские слушания в Госдуме не могут организовываться без ответственных лиц. Они всегда начинаются с чей-либо инициативы. В стране такими органами могут быть Совет Государственной думы, различные комитеты и комиссии, существующие в ней, а также ряд фракций.

Регламент по созданию парламентского слушания в Думе

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

Как только компетентный орган вносит вопрос о проведении новых слушаний на заседании Совета, при принятии положительного решения сразу же определяется дата их проведения. После эта информация обязательно должна быть передана СМИ, как и данные о теме парламентских слушаний, месте и дате их проведения. Все это публикуется не позднее чем за 10 дней до начала обсуждения, чтобы оповестить население.

После этого комитеты и комиссии Государственной думы, которые отвечают за проведение парламентских слушаний, определяют состав лиц, которым надлежит явиться на обсуждения. Ответственные комитеты непосредственно назначаются Советом Государственной думы, так же как и иные подразделения аппарата, которые должны принять участие во всестороннем обсуждении.

Стандартно парламентские слушания в РФ проводятся в здании Государственной думы, расположенном в Москве, однако в ряде случаев разрешено их проводить и в зданиях, принадлежащих федеральным органам государственной власти по предварительному согласованию. Всем финансированием, которое требуется комитетам для проведения обсуждения, занимается непосредственно Совет, но при этом по данному вопросу также обязательно должно выйти распоряжение председателя Госдумы.

Участники парламентских слушаний

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

Как правило, Государственная дума проводит открытые слушания, которые доступны для представителей СМИ, различных общественных объединений, да и вообще всей общественности в целом. Исключениями из этого правила являются закрытые обсуждения, решение о проведении которых принимается непосредственно Советом Государственной думы. Подобные закрытые парламентские слушания действуют на основе регламента, а потому имеют свой ряд особенностей.

Порядок назначения

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

Непосредственно проводить само слушание должен председатель Государственной думы. Однако в случае необходимости законодательно утвержден перечень лиц, которые могут замещать его. К ним относятся заместитель председателя, а также председатели или заместители ответственного комитета или комиссии, но только по предварительному поручению.

В обязанности человека, который ответственен за председательство, помимо присмотра за порядком обсуждения депутатов и иных делегатов, относится обязательное предоставление слова для выступления. Также он выступает со всеми имеющимися на повестке дня сообщениями.

Сами сроки и порядок проведения парламентских слушаний решаются предварительно Советом Государственной думы исходя из перечня и характера обсуждаемых вопросов. Именно поэтому без особого на то решения дума не проводит подобные обсуждения непосредственно во время своих обычных заседаний. Помимо этого, их также недопустимо проводить в период времени между сессиями, а также во время работы с избирателями, чтобы не допустить их влияния на электорат для повышения популярности.

Проведение слушания

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

В самом начале парламентского слушания председательствующее лицо обязательно должно произнести краткую вступительную речь. Именно в ней он обрисовывает повестку дня, ее значимость для страны на современном этапе. Также оглашается список приглашенных лиц и сам порядок проведения.

Далее слово дается председателю ответственного за вопрос комитета. Всего его речь не должна занимать больше 20 минут, однако при этом он обязан предоставить полный доклад по обсуждаемому на заседании вопросу. После этого в обсуждении могут принять участия иные депутаты Государственной думы и приглашенные лица. Однако при этом следует принять во внимание, что они не имеют возможности высказаться, если председательствующий не дал им разрешения.

Порядок проведения парламентских слушаний строго регламентирован. Любые нарушители могут быть удалены из зала по решению председательствующего лица даже из-за выкриков или аплодисментов, которые считаются вмешательством в порядок слушания.

Окончание слушания

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

В конечном итоге подобные слушания в Государственной думе заканчиваются принятием определенного решения по обсуждаемому на собрании вопросу. Все прозвучавшие во время обсуждения рекомендации и советы принимаются исключительно голосованием, причем одобрение должно прозвучать от большинства депутатов, которые принимали участие в собрании.

Протоколирование

Что такое парламентские слушания. Смотреть фото Что такое парламентские слушания. Смотреть картинку Что такое парламентские слушания. Картинка про Что такое парламентские слушания. Фото Что такое парламентские слушания

Открытые парламентские слушания должны быть доступны для ознакомления любому человеку, поэтому в обязательном порядке ведется особый протокол и стенография заседания. После окончания слушаний протокол подписывается председательствующим лицом, что подтверждает его действительность.

После этого копии стенограмм, материалы и рекомендации, прозвучавшие во время слушаний в течение 10 дней отправляются по различным комитетам и комиссиям, которые отвечали за проведение самих слушаний.

Также экземпляр отправляется и в Парламентскую библиотеку, которая гарантирует возможность ознакомления с материалами любому читателю, интересующемуся данным вопросом, по мере необходимости. Также некоторые рекомендации могут быть опубликованы или размещены в интернете для общего ознакомления на официальном сайте Государственной думы РФ.

При этом следует учитывать, что любые сведения и протоколы закрытых слушаний разрешены к ознакомлению только депутатам Госдумы, президенту и правительству, а также представителям государственных органов, которые непосредственно принимали участие во время заседания.

«О миграционной политике»

В апреле 2018 года Государственная дума провела парламентские слушания по вопросам, касающимся миграционной политики на территории стран, входящих в СНГ. На повестке дня стояла не только борьба с обильной нелегальной миграцией, но и вопрос о репатриации соотечественников. После распада СССР, когда все пространство считалось одной страной, в страну въехало несколько десятков миллионов граждан иных стран, что представляет собой сильный миграционный поток. Были рассмотрены инициативы МВД в данной сфере, вроде обязательности заключения трудового договора на осуществление работы, а также инициатива «резиновых офисов».

«Совершенствование государственной политики охраны атмосферного воздуха»

Данное парламентское слушание проводилось 20 марта 2018 года и затрагивало проблемы экологии, которые столь актуальны в современное время. Неформально было объявлено, что данный год становится годом охраны воздуха, который непосредственно идет от закончившегося года экологии. На обсуждении принимались решения об использовании на предприятиях наилучшего технического оборудования, которое будет препятствовать масштабным выбросам.

Источник

Что такое парламентские слушания

Статья 61
В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.

Статья 63
1. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала парламентских слушаний.
2. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания.

Статья 64
1. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, депутатских объединений.
2. Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета Государственной Думы, который определяет дату парламентских слушаний.
3. Парламентские слушания проводятся в городе Москве в зданиях Государственной Думы либо иных помещениях, находящихся в распоряжении Государственной Думы или других федеральных органов государственной власти, по согласованию. За пределами города Москвы парламентские слушания могут проводиться в исключительных случаях по решению Совета Государственной Думы.
4. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания.
5. Финансирование парламентских слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Совета Государственной Думы и распоряжения Председателя Государственной Думы.

Статья 65
1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности.
2. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. При проведении закрытых парламентских слушаний действуют правила, установленные частями шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой статьи 37 настоящего Регламента.
3. Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, члены Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместители Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях.

Статья 66
1. Парламентские слушания ведет Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы либо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.
2. Председательствующий на парламентских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

Статья 67
1. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет, комиссия Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов.
2. Парламентские слушания могут быть продолжены в дни, определенные для их проведения в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

Статья 68
1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.
2. Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего.

Статья 69
1. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
2. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий на парламентских слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.

Статья 70
Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов Государственной Думы.

Статья 71
1. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим на парламентских слушаниях.
2. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати.
3. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

Источник

Глава 6. Парламентские слушания

В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания.

На парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 1041–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1544).

1. Информация о теме парламентских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за десять дней до начала парламентских слушаний.

2. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами, комиссиями Государственной Думы, которыми организуются эти слушания.

1. Парламентские слушания проводятся Государственной Думой по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

2. Вопрос о проведении парламентских слушаний вносится для рассмотрения на заседание Совета Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

3. Парламентские слушания проводятся в городе Москве в зданиях Государственной Думы или других федеральных органов государственной власти по согласованию с ними (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757).

4. Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Государственной Думы на соответствующие комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы могут совместно организовывать парламентские слушания.

5. Финансирование парламентских слушаний, проведение которых требует дополнительных расходов, осуществляется на основании решения Совета Государственной Думы и распоряжения Председателя Государственной Думы.

1. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 октября 1998 года № 3149-II ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 44, ст. 5441).

2. Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы, организующих проведение парламентских слушаний, может принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. При проведении закрытых парламентских слушаний действуют правила, установленные частями шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой статьи 37 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 декабря 1998 года № 3324-II ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 52, ст. 6348).

3. Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, члены Совета Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 2336–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2971; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

1. Парламентские слушания ведет Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы либо по их поручению председатель или заместитель председателя соответствующих комитета, комиссии Государственной Думы.

2. Председательствующий на парламентских слушаниях предоставляет слово для выступления депутатам Государственной Думы и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.

1. Дату и порядок проведения парламентских слушаний устанавливает Совет Государственной Думы по предложению комитета, комиссии Государственной Думы исходя из характера обсуждаемых вопросов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

2. (Часть вторая утратила силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757.)

3. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

4. Проведение парламентских слушаний в периоды между сессиями Государственной Думы и периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями не допускается (часть четвертая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 февраля 2004 года № 132-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 757).

1. Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Государственной Думы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.

2. Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего.

1. После выступлений на парламентских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов Государственной Думы и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.

2. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий на парламентских слушаниях может удалить нарушителей из зала заседаний.

Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях депутатов Государственной Думы.

1. Парламентские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол парламентских слушаний подписывается председательствующим на парламентских слушаниях. Копии отредактированных стенограмм, рекомендаций и другие материалы парламентских слушаний в десятидневный срок со дня проведения данных слушаний передаются комитетом, комиссией, организовавшими проведение парламентских слушаний, в Парламентскую библиотеку. Библиотека обеспечивает читателям гарантированный доступ к материалам парламентских слушаний в читальном зале (абзац введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2002 года № 3389-III ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 51, ст. 5043).

2. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут быть опубликованы, а также размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы. Рекомендации парламентских слушаний по проектам государственных программ Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ, проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проекту бюджетного прогноза (проекту изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в случае проведения таких парламентских слушаний направляются в Правительство Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 3227–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 52, ст. 8105).

3. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *