Что такое парламентский контроль
Парламентский контроль в Российской Федерации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность парламентского контроля
Парламентский контроль — это одна из форм государственного контроля, а также одна из функций парламента, которая носит главным образом общеполитический характер (реже — административный).
Парламентский контроль можно рассматривать:
Парламентский контроль обладает специфическими чертами и представляет собой разновидность федерального государственного контроля, тесно связанного с процессом становления парламентаризма в России. В период своего становления парламент больше внимания уделял вопросам совершенствования и развития законодательства, формирования новой правовой базы государства, чем вопросам обеспечения контрольной функции. Это привело к более позднему осмыслению института парламентского контроля в научной мысли. Правовое регулирование и содержание парламентского контроля определяются в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ парламент обладает рядом важнейших полномочий, тесно связанных с его законодательной функцией, а именно осуществление контроля за:
Парламент также осуществляет контроль в области внешней и внутренней политики.
Готовые работы на аналогичную тему
По вопросам соотношения законодательной и контрольной функций парламента существуют разные мнения. Некоторые исследователи считают, что наиболее важная функция — законодательная, а контроль является компетенцией и задачей других органов. Другие авторы указывают, что контрольная функция носит по большей мере финансовый и административный характер.
Парламентский контроль в современном государстве приобретает особое значение, играет первостепенную роль в обеспечении принципа системы противовесов и сдержек. Однако эффективность парламентского контроля высока только тогда, когда он может, с одной стороны, принудить органы власти отвечать за собственные действия, а с другой стороны — не препятствовать этим органам осуществлять их непосредственные задачи и функции.
Формы парламентского контроля
Неотъемлемым и важнейшим элементом контрольной деятельности являются формы ее реализации. В юридической литературе существует несколько классификаций форм контроля.
Формы парламентского контроля:
Парламентское расследование как одна из форм парламентского контроля
Одной из форм парламентского контроля является парламентское расследование — разновидность процесса, заключающаяся в сборе, оценке и проверке информации, выступающей исходным материалом для принятия и обобщения политических решений.
Анализ мировой практики применения парламентских расследований показал, что они применяются в ситуациях, когда очень важно изучить обстоятельства и события, представляющие большую государственную и общественную значимость, включая связанные с предполагаемыми нарушениями должностными лицами государства законодательства.
Парламентские расследования достаточно действенны. Их следствием является наступление политической ответственности должностных лиц разных государственных органов, их привлечение к административной или уголовной ответственности (в ситуациях, предусмотренных законодательством). Парламентское расследование является эффективным и многоцелевым средством политики в современном мире, позволяющем в значительной мере контролировать внутриполитические процессы, оказывать влияние на состояние международных дел.
Парламентские расследования могут играть основную роль в системе сдержек и противовесов, выступающей необходимым составным элементом принципа разделения властей, на котором основана система органов государственной власти в правовом демократическом государстве.
Парламентское расследование является формой контроля палат Федерального Собрания за деятельностью органов федеральной власти, или должностных лиц государственной власти (исключение — Президент РФ) для:
В 2005 году Президент внес законопроект «О парламентском расследовании», в котором прописана его основная цель — защита конституционных свобод и прав. Из законопроекта исключили такую цель, как выработка рекомендаций по наказанию виновных, чем было снято существующее в законодательстве противоречие.
Что такое парламентский контроль
О парламентском контроле
(с изменениями на 2 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 330-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050016);
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 369-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2015, N 0001201512150008) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 52-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2016, N 0001201603090033);
Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 47-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2017, N 0001201703280007);
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040001) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ);
Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 352-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020087) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 352-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
23 апреля 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 апреля 2013 года
Глава 1. Основы парламентского контроля
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 2. Цели парламентского контроля
Основными целями парламентского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;
2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
3) укрепление законности и правопорядка;
4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
5) противодействие коррупции;
6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения.
Статья 3. Принципы парламентского контроля
1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) разделения властей;
4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;
2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
Статья 4. Субъекты парламентского контроля
1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:
2) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации;
3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;
4) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.
2. Счетная палата Российской Федерации, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Статья 5. Формы парламентского контроля
Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:
1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;
3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;
4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;
5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;
9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках «правительственного часа», а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;
11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;
15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;
16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
17) проведение парламентских слушаний;
18) проведение парламентских расследований.
Статья 6. Парламентский контроль при издании нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, определяемом регламентами палат, осуществляют контроль за обеспечением соблюдения Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.
2. Правительство Российской Федерации ежеквартально не позднее чем через тридцать дней со дня окончания квартала направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.
Глава 2. Отдельные формы парламентского контроля
Статья 7. Заслушивание ответов членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе приглашать членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации для ответов на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
2. На заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации может отводиться время для ответов членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы («правительственный час»). На заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа» вместе с членами Правительства Российской Федерации и иными должностными лицами может быть приглашен аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
3. В ходе проведения «правительственного часа» могут обсуждаться вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.
4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации вправе приглашать федеральных министров и уполномоченных ими должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 7_1. Заслушивание информации представителей Правительства Российской Федерации о ежегодных государственных и национальных докладах
1. Заслушивание палатами Федерального Собрания Российской Федерации информации представителей Правительства Российской Федерации о государственных и национальных докладах осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. На заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации в рамках заслушивания информации о государственном или национальном докладе вместе с представителями Правительства Российской Федерации и иными должностными лицами приглашается для выступления с содокладом аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
3. В ходе заслушивания информации о ежегодном государственном или национальном докладе в обязательном порядке обсуждаются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 52-ФЗ)
Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
2. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.
Статья 9. Парламентское расследование Федерального Собрания Российской Федерации
Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, в том числе создание палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетной основе парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Статья 10. Парламентский контроль за работой представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации
Члены наблюдательных советов в организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, являющиеся представителями палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также представители палат Федерального Собрания Российской Федерации в иных органах и организациях обязаны представлять отчет о своей деятельности ежегодно на заседаниях профильных комитетов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации либо в ином порядке, предусмотренном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 11. Осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений
1. Парламентский контроль в сфере бюджетных правоотношений включает в себя предварительный парламентский контроль, текущий парламентский контроль и последующий парламентский контроль.
2. В рамках предварительного парламентского контроля осуществляются:
1) обсуждение проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, проекта бюджетного прогноза (проекта изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период;
Парламентский контроль в Российской Федерации
В современной политической системе страны, которая сложилась после принятия Конституции в 1993 году, парламентский контроль в Российской Федерации стал актуальным правовым явлением, которое нуждается в тщательном изучении. Для обеспечения нормального функционирования политики сдержек и противовесов было явно недостаточно просто разделить 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этот период по-прежнему можно было заметить резкую несбалансированность различных ветвей на практике, поэтому постепенно на повестке дня встал парламентский контроль над правительством. Данная тема актуальная не только в контексте России, но и всего остального мира, особенно стран, отличающихся высоким экономическим развитием, желающим утвердить демократические ценности. С появлением парламентского финансового контроля появился эффективный инструмент, с помощью которого представители общества имеют возможность осуществлять контроль над властными органами для установления большей прозрачности.
Понятие контроля
Историческая справка
Первые попытки утвердить государственный контроль начались в августе 1905 года, когда представителям народа дали возможность участвовать в контроле над работой властей. Данное понятие еще не было отрегулировано, однако начали проявляться первые зачатки будущего института. Однако имперская власть попросту не могла дать что-то большее. Второй виток начался после образования СССР. В этот период все контрольные функции отошли именно к Советам, поэтому понятие «парламентский контроль» априори не существовало.
Окончательный этап становления начался только после распада СССР. Была принята Конституция, разделившая ветви власти, а потому и институт парламентского контроля претерпел резкие изменения. В начале своего развития практически все контрольные функции отошли Счетной палате, поэтому самостоятельного органа не имелось.
Понятие
Для любого государства, которое претендует на демократичность, естественно разделять различные ветви власти. Их осуществляют обязательно различные органы, которые не могут подавлять друг друга и каким-либо образом вмешиваться в работу. Однако система сдержек и противовесов не могла в полную меру справиться со своими обязанностями, что и привело к наличию актуальных проблем для политологов, которые заметили, что на практике исполнительная власть имеет тенденцию иметь более сильную роль по сравнению с законодательной. Именно здесь на помощь и приходит парламентский контроль.
В различной литературе существует несколько понятий данному термину, которые полностью зависят от мнения ученого. На самом деле, парламентский контроль в РФ можно назвать одной из форм государственного контроля, носящую административный или политический характер. Под самим понятием понимается основанная на демократических принципах деятельность, осуществляемая исключительно российским парламентом или иными утвержденными на то органами, с целью обеспечения контроля над деятельностью властных органов и должностных лиц, которые служат в них. Помимо этого, в компетенцию данного вопроса входит защита прав и свобод человека и гражданина страны.
Законы о парламентском контроле
В процессе своего становления в России законодательные органы большую часть своего времени посвящали именно совершенствованию законодательства, во многом отодвигая контрольные функции на задний план. Это привело к тому, что в научном смысле формы парламентского контроля начали появляться относительно недавно. Однако законодательная база этой функции не мала. В первую очередь она закреплена непосредственно в Конституции страны, которая является основным законом, на который опираются все ветви власти. Согласно 5 главе данного документа, орган парламентского контроля имеет следующий ряд полномочий контроля:
Помимо самой конституции видное место в области контрольной функции занимает и другой документ. Им является ФЗ «О парламентском контроле», принятому в 2013 году. В нем четко описаны не только основные черты, но и отдельные формы, которые применяются в области контроля.
Когда обычный человек слышит о парламентском контроле, то обычно считает, что его цель ограничивается законностью действий других государственных органов и должностных лиц. Однако полный перечень отнюдь этим не исчерпывается. Дополнительно парламент должен проверять целесообразность их действий относительно существующего законодательства в сфере исполнительной власти. Но при этом парламентский контроль имеет свой ряд нюансов, поскольку их способы реагирования довольно сильно отличаются. В первую очередь это обосновано тем, что российский парламент не может применять никаких принудительных мер. В их полномочиях остается отправлять заявления и обращения вышестоящим лицам, которые и обязаны принять меры.
Формы парламентского контроля
Для нормального осуществления любой контрольной деятельности очень важно знать формы, в которых она может быть реализована. В основном, в юридической литературе их подразделяют на следующие группы:
Парламентские расследования
В последнее время наиболее важным шагом в плане парламентского контроля стало закрепление за парламентом института расследований. Этот институт уже долгое время используется на практике в западных странах в тех случаях, когда требуется изучить тщательно существующие события и обстоятельства, которые могут быть связаны с нарушением законодательства должностными лицами властных органов. Несмотря на то, что подобная практика в России появилась еще в 1906 году под эгидой Государственной Думы, единого определения понятию так и не было дано вплоть до 2003 года. Сейчас под парламентским расследованием понимается форма контроля палат Федерального собрания за деятельностью федеральных органов и должностных лиц (за исключением президента) с целью укрепления демократического порядка в стране и нормального функционирования государства.
Принципы парламентского расследования
Любое расследование обязательно должно базироваться на следующем ряде принципов, которые считаются фундаментальными и отображают сущность института:
Помимо вышеупомянутых принципов, существует еще ряд иных, которые обязательно должны быть приняты во внимание во время проведения расследования.
Иные формы
Помимо парламентских расследований, существуют и иные формы контроля:
Вывод
В современном государстве парламентский контроль имеет особое значение, помогая обеспечить существующую систему сдержек и противовесов. Однако на практике для эффективности требуется возможность для парламента осуществлять свою деятельность беспрепятственно, а также возможность заставить властные органы отвечать за свои действия. Именно поэтому контролирующая деятельность зависит от огромного количества факторов, как субъективных, так и объективных. В подобной ситуации даже «человеческий фактор» может сыграть огромную роль. На первый план встает компетентность людей, участвующих в данной деятельности. В целом институт контроля во многом еще нуждается в дальнейших разработках, а также законодательном закреплении.