Что такое пассаж в конном спорте

Пассаж и пиаффе

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Зарегистрирован: Сен 18, 2010 14:38
Сообщения: 435
Профайл

Пассаж и пиаффе #5071

Ольга СОБОЛЕВА, ст. тренер сб-ой России по выездке

Сегодня мы рассмотрим самые эффектные, но и самые сложные элементы выездки – пассаж и пиаффе. Эти элементы характеризуют высшую школу верховой езды и входят в программы Больших езд – Большой приз, Переездка Большого приза, КЮР Большого приза.

Когда приступать к обучению лошади пассажу и пиаффе? И что же делать раньше? Я думаю, что многочисленная литература по этой теме не даст однозначный ответ. Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей Вашей лошади.
Как можно описать пассаж и пиаффе? Естественны ли эти движения для лошади или нет?
Многие видели, что в леваде – на свободе, или на корде – лошади, пугаясь чего-либо (или просто играя), двигаются высокой рысью с фазой подвисания, как бы задерживаясь в воздухе. Это похоже на пассаж. И часто мы видим перевозбужденную лошадь, поднимающую диагонально ноги в ритме рыси на месте, – это похоже на пиаффе.
Пассаж и пиаффе – достаточно естественные для лошади движения, но выполняются они на свободе почти всегда в состоянии возбуждения. Одной из задач всадника при обучении пассажу и пиаффе является умение использовать внутреннюю энергию лошади, умение управлять ею, не мешая лошади двигаться вперед и вверх, точно координируя ее действия и поддерживая мягкий контакт со ртом лошади. Качество пассажа зависит от строения лошади, ее физической готовности, умения работать мышцами спины и шеи и переносить свой вес на задние ноги – подсаживаться на зад.
Пути обучения лошади пассажу и пиаффе бывают разные. Методические приемы отработки пассажа – с шага, с рыси, в руках. Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа в руках с шага, с рыси.

Итак, пассаж – это энергичная собранная рысь с высоким равномерным выносом конечностей, характеризующаяся плавностью и ритмичностью (каденцией), четко выраженной фазой подвисания. Диагональ, находящаяся в воздухе, немного задерживается, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполняются в четком ритме. Задние ноги должны быть подведены под корпус и энергично отталкиваться от земли. Лошадь должна быть полностью раскрепощена и выпрямлена, округлена в затылке. Чтобы выполнить пассаж, она должна быть в высшей степени сбора, идти с приподнятой шеей, в мягком контакте с рукой всадника. Главная задача научить лошадь продвигаться вперед, сохранять каденцию, равновесие и легкий упор в повод.
Если при обучении всадник выберет слишком медленный темп, лошади будет трудно толкаться задними ногами. Можно попробовать переводить лошадь с прибавленной рыси на собранную рысь, добиваясь, чтобы она продолжала усиленно работать мышцами-разгибателями, постепенно подводя задние ноги под корпус.
Добиться подведения задних ног можно с подсказкой в виде хлыста. Всадник должен делать легкие полуодержки в такт движениям и, активизируя шенкель, подбирать лошадь, заставляя ее эластично и энергично переступать диагональными парами ног. Короткие подсказки хлыстом сверху по предплечью в момент подъема ноги могут побуждать лошадь выше поднимать передние ноги.
При выполнении пиаффе всадник может, усиливая посыл шенкелем, заставить лошадь продвинуться вперед на несколько метров. Лошадь вполне в состоянии сохранить плавность и завершенность нескольких шагов, но долго сохранять равновесие невозможно. Чтобы восстановить его, необходимо двинуть лошадь вперед собранной рысью. Переход на пассаж через собранную энергичную рысь повторяют, пока лошадь не научится прямо переходить с пиаффе на пассаж.
Обучение выполнению этих элементов для лошади очень утомительно физически и психически. Часто пассаж и пиаффе выполняются ею с задержкой дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к проблеме с дыханием. Поэтому работать с лошадью над пиаффе и пассажем надо очень дозированно. От всадника требуется при этом максимальное внимание. Для внесения разнообразия в процесс обучения можно чередовать занятия в манеже с выездом на улицу, в лес. Чтобы облегчить лошади обучение пассажу, можно использовать для упражнений ее стремление двигаться вперед при возвращении домой.

Пиаффе – это очень собранная рысь на месте с короткой, но отчетливо выраженной фазой подвисания. Ноги лошади поднимаются и опускаются в четком ритме. Согнутые задние ноги подведены под корпус, круп опущен, спина мягко работает. Лошадь совершенно не напряжена и хорошо сдает в затылке. Все время сохраняется легкий упор в повод. Лошадь должна быть уравновешена между шенкелем и поводом, причем ее округленный затылок должен находиться в самой верхней точке.
Выработать у лошади степень сбора, необходимую для выполнения пиаффе, возможно только после постепенной выездки, когда мышцы спины и задних конечностей будут вполне развиты и смогут принять вес лошади назад. Необходимыми моментами при обучении являются также: полное спокойствие лошади, ее готовность выполнить любые требования всадника, желание двигаться вперед и полная ее выпрямленность. При выполнении упражнения лошадь не должна раскачиваться или отклоняться в сторону.
Одного единственного способа обучить лошадь выполнению пиаффе не существует, поэтому от всадника требуется некоторая гибкость и фантазия. В зависимости от конституции и темперамента, некоторым лошадям свойственен более длинный высокий и замедленный вынос конечностей, другим же – укороченный низкий, но более энергичный.

Особое место занимает работа в руках. Лошадь должна идти шагом, затем, пощелкиванием языка и прикосновением хлыста в наиболее чувствительном месте ее побуждают сделать несколько темпов рысью. Путем мягкого выдерживания повода и одновременного энергичного посыла хлыстом и пощелкиванием ширину рыси сокращают, пока лошадь не выполнит несколько шагов на пиаффе. Лошадь все время должна двигаться совершенно прямо, ее перед не должен отклоняться в сторону от положения задней части. Чтобы сохранить выпрямленность лошади, нужно позволять ей немного двигаться вперед.
Работать надо короткими репризами с полностью успокоенной лошадью. Если лошадь охотно и доверчиво подчиняется воздействиям средств управления, тренер может обойтись без помощника. Эта работа проводится на простой уздечке с помощью длинного хлыста. Наружный повод находится между указательным и большим пальцем, а внутренний – под мизинцем. Хлыст касается голени лошади и действует одновременно с пощелкиванием языком.
Если при работе в руках лошадь правильно переступает и передними, и задними ногами, можно переходить к работе под всадником. Всадник, сначала не касаясь повода, пассивно следует за движениями пиаффирующей лошади. Затем уже, поддерживая постоянный легкий контроль со ртом лошади и, попеременно воздействуя шенкелями и поясницей, добивается постоянного сокращения рыси, пока, наконец, лошадь не сделает несколько темпов пиаффе. Сразу после этого ее следует поощрить. Обычно, поняв, что от нее хотят, лошадь охотно повторяет упражнение.

Так как работа с пассажем и пиаффе взаимосвязана, то переходы из пассажа в пиаффе (и обратно) при правильных подводящих упражнениях не будут трудны для всадника и лошади. Но если работа над этими элементами была форсирована или не планомерна, то переходы могут стать проблемой. Потеря ритма и импульса, неравномерность или вялость работы задних ног, растянутость, остановки движения, потеря равновесия лошади на переходах являются распространенными ошибками.
Итак, основные ошибки на пассаже и пиаффе:
• отсутствие проводимости, вялость движения и работы задних ног;
• недостаток импульса или отсутствие проводимости;
• неравномерная работа задних ног лошади;
• закрепощенная спина, отчего пассаж и пиаффе становятся скованными;
• раскачивание из стороны в сторону задними или передними ногами, так называемое «балансе».
Любую ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, возвращаясь назад к подготовительным упражнениям. Элементы высшей степени сложности – пассаж и пиаффе – надо обязательно делать под наблюдением тренера, который в случае необходимости поможет и подкорректирует ошибки и недочеты.
Желаю успехов в работе с Вашими лошадьми!

Источник

Обучение лошади пассажу и пиаффе

Обучение лошади пассажу и пиаффе

Пик собранной рыси.

Кульминацией обучения выездковой лошади являются пиаффе, пассаж и переходы между ними.

Пируэт – это самый сложный и требовательный элемент на галопе с точки зрения степени сбора и силы зада. Говоря о рыси, пиаффе и пассаж требуют такой же степени сбора и почти такого же количества силы. Однако, хотя они и представляют собой конечные цели обучения, с пиаффе лошадь следует, по крайней мере, познакомить до того, как она начнет ехать Малый Приз.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Качество пиаффе и пассажа определятся степенью легкости выполнения этих движений как лошадью, так и (что не менее важно) всадником. Они должны казаться настолько же естественными для лошади, как рысь или галоп, и поэтому обучение, путем которого мы достигаем этих движений, должно быть логическим продолжением предыдущей работы над сбором.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Темперамент и строение

Лошади, которые преуспевают в пиаффе, которые имеют не только мощное строение задних конечностей, но и импульсивный или электрический темперамент, что заставляет их естественно предлагать пиаффе. Такие неспокойные лошади из-за их темперамента не всегда легко обучаются, и с ними не всегда просто на турнирах в молодом возрасте, но в долгосрочной перспективе они отлично подходят для этих целей, так как менее склонны «выключаться» на боевом поле.

Чтобы попросить и получить рысь на месте в экстремальном сборе на манеже (без помощи хлыста или тренера на земле), нужна лошадь, которая действительно может это показать, у которой есть соответствующий темперамент.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Классический пассаж также не следует путать с пассажем, который можно увидеть, когда лошадь возбуждена, например, в поле на свободе или когда она сталкивается с чем-то, что ее будоражит во время работы под седлом. Эта форма пассажа характеризуется довольно жесткими движениями, которые включают в себя много каденции, но без подключения зада или достаточного сгибания суставов задних ног. Говоря проще, она характеризуется отсутствием сбора.

Как распознать фальшивый пассаж

Фальшивый пассаж часто встречается у лошадей, которые, в сущности, не продвигаются вперед, в ответ на более сильное воздействие средств управления всадника. Лошадь начинает «зависать» или «парить» на рыси. Эта ошибка часто возникает у неопытных всадников, которые склонны путать сбор с более сильной каденцией аллюра. Такая лошадь должна научиться двигаться вперед без постоянной поддержки со стороны шенкеля и седалища всадника.

Почти всегда лучше обучать лошадь сначала пиаффе, а затем приступать к пассажу (когда пиаффе будет выполняться ею хорошо). Если вы начнете обучать лошадь сперва пассажу, то, возможно, когда приступите к пиаффе, столкнетесь с определенными трудностями. Лошадь будет уклоняться от пиаффе, увеличивая каденцию и замедляя ритм пассажа. Эта проблема возникает, в частности, у лошадей, которые склонны «зависать» на рыси.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Обучение пиаффе

Пиаффе, которое развивается из требований, появившихся из ассоциации между положением и отношением всадника и действием, выполняется лошадью сначала непреднамеренно. Правильная «случайная» реакция будет возникать частично из понимания подключения и сбора, которые лошадь развила благодаря основной работе, и частично в результате того, что она ставится в ситуацию, когда шансы предложить пиаффе увеличены.

Такие ситуации могут создаваться посредством упражнений, наиболее полезным из которых являются пируэт на шагу. Мы также можем воспользоваться ситуациями, когда лошадь возбуждается, например, когда она хочет догнать лошадь, бегущую впереди, или хочет вернуться домой!

Конечно, важно, чтобы реакции лошади контролировались, и правильная реакция хорошо вознаграждалась. По этой причине хорошо, чтобы даже опытный всадник, по крайней мере, в течение непродолжительного времени имел «глаза на земле», которые могли бы подсказать ему, являются ли полученные шаги действительно диагональными шагами – основой пиаффе.

Частая причина ошибок на ранних этапах обучения пиаффе заключается в том, что всадник ожидает такую же или даже большую степень каденции от шагов пиаффе, какая была во время рыси. Фактически, правильное пиаффе будет ощущаться не более чем колебание с небольшим «подскакиванием». Если всадник попытается воссоздать во время пиаффе такое же чувство как и на рыси, лошадь будет либо двигаться слишком сильно вперед, либо ее круп будет приподнят выше холки.

Чтобы понять, почему, необходимо учитывать, что именно лошади нужно делать во время пиаффе.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Если лошадь не принимает достаточно веса на зад, появляется множество ошибок.

Если лошадь правильно подключила и сгибает задние конечности, но у нее нет силы, чтобы нести вес переда на заду, лошадь примет вес на передние ноги, и ее движения будут похожи на перепрыгивание с одной передней ноги на другую.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Когда начинать?

Пиаффе является лишь продолжением работы над сбором, и, если ввести его на ранней стадии обучения, оно станет полезным упражнением само по себе, как для наработки правильных реакций со стороны лошади на сбор, так и для развития силы в задних конечностях и уверенности лошади в правильном их использовании.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Проблемы

Следующим приоритетом является принятие лошадью полуодержек или собирающего эффекта посадки всадника. При этом лошадь должна оставаться в боковом подчинении, чтобы всадник мог сохранять ее прямолинейной. Многие проблемы неравномерности как во время пиаффе, так и пассажа, возникают из-за потери бокового подчинения, которое заставляет лошадь противостоять ноге всадника с одной стороны.

Таким образом, лошадь гиперподключает одну заднюю ногу и избегает подключения второй. Правильный ответ на полуодержку и поддержание бокового подчинения обусловливают подключение задних ног и сгибание их суставов. В случае, если лошадь сопротивляется пиаффе, теряя подключение, исправление должно состоять в возврате к упражнениям, которые способствуют подключению. В случае, если лошадь гиперподключается и сопротивляется сгибанию задних конечностей, всадник должен поощрять ее двигаться вперед во время выполнения пиаффе.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Пассаж

Как только лошадь начнет стабильно хорошо выполнять пиаффе, можно приступить к пассажу. Лошадь учится пассажу в ответ на посадку и отношение всадника, но всадник может ей помочь, подчеркнув ритм спиной, шенкелями и полуодержками. Полуодержки должны применяться не под каждый шаг (седалище также подчеркивает ритм не под каждый шаг). Это как отбивать мяч о землю: чем сильнее вы бросаете мяч вниз, тем выше он отскакивает. Всадник не должен стараться избегать делать толчок, становясь более расслабленным в пояснице или захватывая лошадь ногами. Скорее, он должен использовать дополнительный толчок для поощрения и активизации пассажа.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

К пассажу можно переходить с двух «сторон». Его можно начать выполнять из пиаффе или из собранной рыси.

Поначалу вы выбираете какой-то один вариант, который лучше всего подходит для обучения конкретной лошади. В дальнейшем в процессе тренинга у вас должна быть возможность делать пассаж как из пиаффе, так и из собранной рыси.

Степень каденции и подвисания в пассаже развивается только постепенно. Что важно в начале, так это то, чтобы лошадь развивала правильный ритм и чтобы ее задние ноги оставались подключенными и сгибались в суставах. Как только ритм установится стабильно, пассаж можно будет делать «выше» по мере того, как лошадь будет становиться сильнее.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Приоритеты, изложенные ранее в отношении работы над пиаффе, остаются неизменными и при работе над пассажем. Проблемы обычно возникают из-за потери бокового подчинения. В результате одна из ног гиперподключается и несет вес, в то время как другая отключена и толкается. Отключенную заднюю ногу нужно поощрять подключаться, выполняя работу на боковое подчинение с этой стороны. Если обе задние ноги отключены, лошадь нужно научить принимать полуодержку. Если необходимо, вы должны будете вернуться к основам, чтобы установить правильные ответные реакции. С лошадьми, которые не подключаются, пассаж лучше отрабатывать из пиаффе. С лошадью, у которой пассаж нерегулярен (одна нога гиперподключена, другая отключена), лучше работать от собранной рыси.

Переходы

Качество переходов между пассажем и пиаффе зависит от качества самих пиаффе и пассажа. Если лошадь в пассаже хорошо подключена, то переход в пиаффе будет легким и правильным. Если лошадь подключена во время пиаффе, задние конечности хорошо сгибаются, перед облегчен и приподнят вверх и вперед, то ей будет легко перейти из пиаффе в пассаж. Если, с другой стороны, лошадь отключается во время пассажа, то, когда она подключится для пиаффе, произойдет сбой в ритме. Если лошадь отключена во время пиаффе, и, следовательно, ее круп высоко поднят, лошади будет трудно перейти в пассаж.

Каждая проблема, возникающая на пиаффе или пассаже, должна быть проанализирована, а решение должно быть найдено с учетом приоритетов. Хлыст в руках он всадника или тренера на земле следует использовать с большой осторожностью, потому что в конце концов лошадь должна выполнять пиаффе в ответ на положение и отношение всадника. Кроме того, ни хлыста, ни тренера на боевом поле во время Гран-при не будет. Пиаффе следует нарабатывать, улучшать и развивать, как нежный цветок. Если мы применяем силу или делаем пиаффе необоснованно долго, качество будет утеряно.

Источник

Пассаж в классической и современной выездке

Ранее мы уже рассказывали об основных отличиях в посадке и средствах управления лошадью в Классической выездке и в спорте. В этой статье мы расскажем о различиях в обучении и исполнении такого элемента Высшей школы, как пассаж.

Что такое пассаж?

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Passage (ит. «spasseggio» – прогулка) — элемент на рыси при котором лошадь ритмично поднимает диагональные пары ног. Пассаж — кадансированное движение с четко выраженной фазой подвисания. При пассаже лошадь должна демонстрировать гибкость запястных и скакательных суставов, легкость и силу.

Титан мировой выездки Джеймс Филлис различал два вида пассажа. Натуральный пассаж (используется в современной выездке) – это укороченная, высокая ритмичная рысь в сборе с подвисанием, при которой задние ноги сильно подведены под корпус лошади. Искусственный пассаж выполняется без сбора и в настоящее время нигде не используется.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Далее мы рассмотрим особенности исполнения пассажа в Классической Школе. Ее традиции сохраняют четыре основные Европейские школы Верховой езды (в Испании, Вене, Португалии и Франции). А также рассмотрим пассаж в современной спортивной выездке.

Пассаж в классической школе

Рассмотрим процесс обучения пассажу в Классической выездке. Французский мастер 18-го века Франсуа Робишон де ла Гериньер, автор трудов «Кавалерийский школа» и «Школа Верховой езды» считал, что лошадь следует обучать пассажу только из пиаффе. Мастер не считал такой путь самым легким. Зато он помогал избежать аритмии пассажа и «парящего пассажа» с отставленным задом. Преемники Классической школы и по сей день придерживаются этого правила. Они обучают лошадь сначала пиаффе (который в свою очередь учится из собранного шага). Лишь затем начинают пассажировать.

В результате получается классический пассаж. Лошадь двигается вверх – вперед – вниз, а не вверх – вниз, как в спортивной выездке. Классики считают, это происходит от того, что работа в спорте более жесткая и построена на тянуще – толкательных движениях. В результате у лошади может появиться зажатость и сопротивление. Они вылеваются в неестественные движения на езде.

Пассаж в спорте

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

В спорте пассаж ставится из сокращенной рыси. Это очень трудно для лошади и может пагубно отразится на состоянии ее спины. Очень часто спортивные лошади выполняют пассаж с проваленной, зажатой спиной. Это результат грубой, тянущей работы руки всадника. В Классической выездке пассаж никогда не ставится путем сдерживания движения лошади с помощью железа. Он выполняется спокойной и легкой работой ноги и руки. Посадка при исполнении пассажа в Классической школе расслабленная и непринужденная. Всадник просто следует за движениями лошади. Таким образом, для перехода из пиаффе в пассаж всадник просто напрягает мышцы пресса. Затем добавляет легкое напряжение голени.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

При выполнении пассажа в Классической школе контакт со ртом лошади настолько легкий, что повод может провисать. Спортсмены бы сказали, что «лошадь работает без повода». Однако лошадь все равно продолжит выполнять элемент.

Проблемы современной выездки

Некоторые представители Классики считают, что в современной спортивной выездке практически не встречается правильный пассаж. Это скорее пиаффе с продвижением. Происходит это потому, что лошади часто несбалансированы и зажаты. Проверить так ли это можно, отдав лошади повод. Если она продолжает спокойно отжевывать и не потеряла рамку, то она останется пассажировать. Именно поэтому во многих Классических школах лошади могут пассажировать по 15-20 минут без перерыва. Ведь для них это не представляет физических трудностей. Они полностью уравновешены, правильно гиманстированы и обладают развитыми мышцами спины.

Зачастую в современной выездке пассаж ставится по следующей схеме: лошадь делает прибавленную рысь по диагонали, затем идет сокращение лошади рукой и добавление шпоры. Таким образом, рука сдерживает энергию лошади и вместо продвижения вперед, она вынуждена поднимать ноги вверх. Это и есть движение вверх-вниз, которое Классическа выездка не допускает. Ощущения при классическом пассаже такие: всадник чувствует движение вверх, потом плавное продвижение вперед, а затем плавно вниз.

В целом пассаж считается правильным, если лошадь спокойно отжевывает железо (без обильной пены) и имеет очень легкий контакт с поводом. Она спокойно двигает хвостом, ее дыхание не затруднено. Лошадь не зажата и не делает судорожных движений ногами вверх-вниз. Она равномерно и симметрично поднимает диагональные пары ног, что смотрится гармонично и естественно.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим пиаффе. Это подготовительный элемент к пассажу в Классической выездке и самостоятельный элемент в спортивной выездке.

Источник

Пассаж

Пассаж заключается в равномерном коротком движении с высоким подъемом и выдержкой диагональных ног в воздухе. При правильном пассаже лошадь так высоко поднимает диагонали, что передняя часть копыта поднятой передней ноги доходит до половины пясти другой ноги, стоящей на земле, а копыто поднятой задней ноги – до нижней трети высоты плюсны. Чем выше лошадь поднимает ноги при движении пассажем и чем ровнее промежутки времени между подъемами диагональных ног, тем эффектнее пассаж. Пассаж причисляется к естественным движениям лошади, и можно наблюдать, как на свободе полная сил лошадь, резвясь, идет пассажем. Лошадь, идущая пассажем, должна быть сильно собрана, но ее фигура не должна принимать от этого напряженного и укороченного положения, а наоборот, каждым своим движением она как бы демонстрирует раскованность.

Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть фото Что такое пассаж в конном спорте. Смотреть картинку Что такое пассаж в конном спорте. Картинка про Что такое пассаж в конном спорте. Фото Что такое пассаж в конном спорте

Пассаж

Обучить движению пассажем можно каждую лошадь, обладающую нормальными пропорциями и достаточной энергичностью. Но есть лошади, которые от природы предрасположены к нему. Их строение наиболее благоприятно для пассажа: хороший выход шеи, свободная пристановка головы, косое плечо и лопатка, короткое предплечье с высоко расположенным запястьем, сильные поясница и круп, а самое главное – сильные бедра и скакательные суставы. Но встречаются экземпляры лошадей, предрасположенных к пассажу независимо от породы. В спортивных обществах можно встретить поставленных на пассаж лошадей самых различных пород, вплоть до орловского рысака (некоторые экземпляры этой породы способны к очень высоким и эффектным движениям).

Трудно, а иногда и невозможно обучить хорошему пассажу лошадей с пристановкой головы, ограничивающей ее движения (сбор), короткой шеей и затылком, узким ганашом, а также прямым отвесным плечом, свислым крупом, раскрытыми углами скакательных суставов (прямая нога) и отставленными задними ногами. Кроме экстерьерных данных способность лошади к пассажу в большой мере зависит от ее характера и темперамента. Так, лошадь, обладающая энергичным темпераментом, будет более приспособлена для обучения пассажу, чем вялая и флегматичная.

О способах обучения

В прошлые времена до обучения пассажу лошадей обучали пиаффе. Чтобы критически отнестись к этому способу обучения, нужно быть знакомым с ним и ясно представлять себе его принципы. К сожалению, большинство наших наездников, будучи знакомыми только с системой Джемса Филлиса, отрицательно относятся ко всему остальному.

В русской берейторской школе существовало даже правило: не давать идти пассажем, пока лошадь не будет в совершенстве пиаффировать. Такого же мнения придерживаются и зарубежные специалисты в настоящее время.

Вполне понятно, что лошадь, уже обученная пиаффе, легко пойдет пассажем, так как каданс этого аллюра и равновесие уже выработаны на пиаффе. Следовательно, метод вполне реален. Наезднику остается только вызвать посылом движение вперед. При выработке пассажа с помощью лонжи лошадь выводилась в манеж на развязной уздечке под гуртой. Поверх развязной уздечки надевался капцунг. К носовому кольцу капцунга пристегивалась лонжа. Дрессировщик двигался с лошадью вдоль барьера, держа в одной руке лонжу на метр от кольца капцунга, а в другой руке – фарпайч, которым он побуждает лошадь двигаться вперед, а лонжей сдерживая излишек этого движения, не позволяя лошади броситься вперед. Когда таким образом достигнута ритмичность движения лошади сокращенной рысью, дрессировщик один или с помощью помощника туширует одну из поднятых ног, добиваясь более высокого подъема.

Не привыкшая к тушированию лошадь вначале от прикосновения хлыста резким движением бросается вперед, но «цук» капцунга сдерживает ее, и свою стремительность она вынуждена употребить на высоту подъема конечностей, что в итоге создает красивую картину. Иногда вместо обыкновенной лонжи применялась лонжа-палка, что позволяло наезднику поворачивать голову лошади не только в свою сторону, но и от себя.

По существу, вся эта работа являлась прототипом работы «в руках» и, несмотря на кажущуюся грубость, она требовала большой согласованности дрессировщика в работе лонжей и хлыстом. Применение лонжи, капцунга и развязок было вполне целесообразным, так как наездникам того времени приходилось иметь дело с большими, грубыми и часто злыми жеребцами, с которыми работать было очень нелегко. Развязки сдерживали и собирали лошадь, капцунг умерял ее пыл, а хлыст побуждал к энергичным движениям.

Пассаж, полученный при обучении этим способом, по описаниям и старым гравюрам представлял собой величественную и парадную картину.

Подготовку лошади к пассажу лучше начинать «в руках». Повод при этом следует разбирать, как при боковых движениях. Это позволяет дрессировщику видеть движения лошади и улавливать каждый момент воздействия на нее, согласуясь с ее движениями. Работу следует вести на вольте с помощником. Помощник все время слегка туширует задние ноги лошади концом хлыста, а дрессировщик одной рукой удерживает ее голову прямо и в сборе, легко прикладывает хлыст к боку в момент поднятия односторонней задней ноги или в момент опускания односторонней передней. Если при этом дрессировщик будет все время следить за сохранением ровного темпа движения и хлыст будет прикладываться к боку лошади точно в указанные моменты, то лошадь очень скоро от хлыста будет выдерживать приподнятую заднюю ногу, а от выдерживания повода сделает более высокие движения передними ногами. За удачное исполнение следует ее сейчас же обласкать и прекратить на время работу.

Снова начинать упражнение надо теми же приемами, действуя хлыстом очень осторожно, выжидая, когда от усиления его действия (туширования) лошадь снова сделает требуемое движение. Через три-четыре урока лошадь будет исполнять уже более или менее связно два-три высоких темпа. Это и есть начало пассажа. Очень постепенно дрессировщик заставляет свою лошадь делать все большее и большее количество таких темпов. Здесь необходимо помнить, что не только количество, но и качество решают дело. Постепенно лошадь будет привыкать и исполнять эти начальные темпы по первому требованию дрессировщика. С самого начала эту работу лучше производить на обе стороны. Очень часто на первых порах лошадь на одну сторону идет лучше, чем на другую. Работу по кругу (вольту) полезно чередовать с работой по прямой, чаще меняя направление. Лошадь должна усвоить, что от нее требуется. Поэтому следует немедленно прекращать работу, как только она сделает высокое и энергичное движение.

Хотя выше и говорилось, что лошадь, обученная пиаффе, легко пойдет пассажем, этого можно добиться совершенствованием рыси, а затем уже, сокращая пассаж, довести его до пиаффе. Начинать пассаж следует в том случае, если рысь доведена до совершенства, то есть до полного сбора. Двигаясь в сборе, лошадь становится легкой и послушной. Это возможно только тогда, когда сбор основывается на прочном стремлении лошади вперед, иначе – на ее импульсивности. Это правило в основном относится к пассажу, и тот дрессировщик, который игнорирует эти советы, никогда не добьется от лошади хорошего пассажа.

Можно утверждать, что лошадь, которая добросовестно была проведена через все стадии рыси, может идти пассажем, а лошадь, пассаж которой доведен до возможного совершенства, умеет пиаффировать. Итак, пассаж и пиаффе – это два аллюра, которые своим совершенствованием помогают друг другу.

Выслав лошадь на рысь и хорошо собрав ее, дрессировщик усиливает шенкеля и слегка удерживает ее поводом. От этого воздействия шаги лошади сразу же делаются выше и реже. Если в это же время дрессировщик будет прикладывать шпоры в такт движения диагональных ног, то лошадь начнет как бы подскакивать. Это будет первый намек на пассаж под всадником. Будучи поощрена за это, лошадь при переходе с рыси в шаг будет брать этот темп и охотно отбивать его.

С тех пор как дрессировщику удалось получить от своей лошади несколько шагов пассажа, он должен быть особенно осторожным в дальнейшей работе и с этого времени резко разграничивать движения обыкновенной, хотя бы и очень собранной рыси, с движением пассажа, предъявляя к рыси и пассажу совершенно различные требования, иначе рысь сольется с пассажем, а пассаж будет похож на рысь и с самого начала своего возникновения утратит присущую ему грациозность.

Дело в том, что, усвоив первые темпы пассажа и будучи поощрена за них, лошадь, желая угодить, будет предлагать их и при исполнении рыси. Неопытному дрессировщику это может льстить, и позволяя лошади это, он получит смесь рыси и пассажа, так называемый «плавунец». Этого следует избегать.

Надо сказать, что не все лошади при обучении пассажу начинают его одинаково. Одни с каждым уроком улучшают и повышают темп рыси и таким образом незаметно переходят в редкий, отчетливый темп пассажа. Другие при собирании взмахивают передней ногой, выдерживая ее в воздухе. Третьи, делая взмах, ударяют ногой о землю. Возникает впечатление, что таким движением лошадь как бы нарушает аллюр, но это и есть начало пассажа, за что надо немедленно поощрить лошадь. Часто бывает, что такое начальное движение лошадь производит только одной ногой или диагональю. Некоторое время приходится довольствоваться и этим. Случается, что, выбросив одну из передних ног и сделав ею более высокое движение, лошадь теряет упор в повод, и мах второй ногой у нее не выходит. Рука дрессировщика должна быть очень чутка, чтобы мягко удержать лошадь в этот момент и облегчить ей вынос другой диагонали. Как только лошадь сделала более или менее связно два-три маха, можно считать, что она поняла требования дрессировщика и теперь необходимо терпеливо заставлять ее делать все большее и большее количество шагов пассажа, но не перетруждая и давая ей отдых (работа «гаммами»).

Неравномерность ритма пассажа бывает различна, начиная от очень собранной (сокращенной) до самого усиленного темпа. Так и пассаж в течение всей выездки очень изменчив и может исполняться лошадью различно: то более коротко, то с большим движением вперед. С самого начала дрессировщик не должен допускать этой изменчивости, а, выбрав наиболее свойственный данной лошади темп (рабочий темп, на котором лошадь держится легче и охотнее при наименьшем посыле со стороны всадника), совершенствовать его. Хорошо выработанная на пассаже лошадь проходит каждый раз одно и то же расстояние одинаковым количеством шагов. Однако при дальнейшем совершенствовании пассажа дрессировщик может дать пассажу любой темп: он может сократить его почти до пиаффе или усилить до такой степени, что кажется, будто лошадь летит над землей.

Всегда, даже в самом широком темпе, пассаж должен сохранять парящий характер, что достигается напряжением спинных мышц, и если это прекращается, пассаж становится рысью. Определение «парящие движения на пассаже» можно понимать в буквальном смысле слова, так как при каждом шаге лошади есть заметный для глаза момент, когда ни одна нога не касается земли. Этот момент придает всему движению воздушность и энергичность.

Чтобы пассаж был безукоризненным, темп в воздухе должен быть выдержан с большей длительностью, чем на земле, в противном случае пассаж становится непластичным и неэлегантным.

Посадка всадника во время пассажа

Красота самого блестящего аллюра лошади пропадает, если сидящий на ней всадник сутулится, гнется вперед и весь поглощен лошадью. Уже сам пассаж, как говорилось выше, предрасполагает всадника к прямой, мягкой и элегантной посадке. С другой стороны, ритмичность пассажа невозможна без мягкой и глубокой балансирующей посадки всадника. Правильность пассажа нарушается каждым незначительным неправильным его движением. Единственная возможность не нарушить взятого лошадью равновесия состоит в том, что всадник с максимальной точностью согласует свои движения с движениями лошади так, чтобы соприкосновение его с лошадью ни на один момент не ослаблялось. Это достигается мягким и плавным опусканием в седло, а не насильственным прижатием к нему. И даже тогда, когда приходится прибегать к активным действиям шенкелей и шпор, надо делать это, не нарушая спокойствия, мягкости и глубины посадки. Со своей стороны, только правильный пассаж предрасполагает всадника к такой посадке, тогда как малейшее его искажение способно исказить и посадку всадника. Так как на пассаже всадник должен иметь глубокую посадку, то на первых уроках обучения лошади пассажу рекомендуется опускать стремя на одну-две дырки ниже нормального. При глубокой посадке расширяется площадь соприкосновения всадника с боками лошади, увеличиваются возможности посыла. Горделивость и парадность фигуры лошади на пассаже требует парадности и в осанке всадника. Горизонтальность спины лошади с величественной поступью переда говорит о том, что и посадка всадника должна быть с вертикальным и несколько поданным назад корпусом, с оттянутым для глубины вниз каблуком и слегка откинутой назад головой.

Действия шенкелей и поводьев при пассаже

Неправильно считают, что для пассажа всадник должен обладать очень сильными шенкелями. Доказательством ошибочности этого мнения служат примеры езды на пассаже хрупких девушек. Значит, дело не в силе шенкелей, а в умении придать лошади нужное ей равновесие.

Шенкеля же только оживляют взятое лошадью равновесие и поддерживают его. Сильное сжимание шенкелями, которое сдавливает лошади ребра, ведет к неестественному положению лошади и движению с поджатым хвостом, тогда как мягкое прикладывание шенкеля с угрожающим положением шпоры и ее тонкие уколы в те моменты, когда лошадь поднимает одностороннюю с ней заднюю ногу, способствуют ее выносу, не нарушая хода и равновесия. Набор же повода в этот момент заставляет заднюю ногу еще более подступить под тяжесть, а переднюю ногу – подняться выше. Действуя только шпорами, наездник не добьется пассажа. Движения лошади будут натянуты, конвульсивны и напряженны. Строгая постановка лошади в повод также не приводит на пассаже к желательным результатам, особенно если она произведена грубо. Она не облегчает движения лошади, а, наоборот, затрудняет их, создавая напряжение в суставах задних конечностей. Поэтому более или менее строгая постановка в повод по необходимости применяется постепенно, когда наездник чувствует, что это не нарушит равновесия лошади и не изменит уже взятого ею темпа, а сделает его более энергичным, высоким и редким и в большей мере подчинит ему лошадь на этом аллюре.

Работа повода на пассаже должна сводиться только к сохранению определенного постава головы и шеи и фиксации в нужном равновесии всей фигуры лошади.

Мастера старой школы с такой точностью вырабатывали крупных и грубых жеребцов на пассаже, что всаднику стоило слегка надавить ногой на стремена, как лошадь начинала пассажировать.

Возможные ошибки

Лошадь идет, недостаточно сгибая передник ноги.

Плавунец представляет собой нечто среднее между пассажем и испанской рысью.

Наиболее предрасположены к плавунцу лошади с низким настильным ходом, длинными подплечьями, низко расположенным запястьем и прямой лопаткой, а также обученные еще до начала пассажа испанскому шагу.

Вытянутый пассаж очень трудно сократить (укоротить), так как, укорачивая его, можно подавить пружинистость задней части лошади. На собранном пассаже от действия шенкелей лошадь еще больше сокращает движение вперед за счет более высокого подъема и сгибания ног. На вытянутом же пассаже усиление шенкелей побуждает лошадь к более быстрому стремлению вперед и выбрасыванию вперед передних ног.

Применение же диагонального воздействия шенкелей на собранном пассаже вызывает балансирующие движения задней части, тогда как на вытянутом пассаже от диагонального воздействия шенкелей лошадь склонна еще более выбрасывать вперед и вытягивать передние ноги и превращать этот аллюр в подобие испанской рыси. Посредством пиаффе можно заставить такую лошадь несколько больше гнуть ноги в запястных суставах. Хороших результатов можно добиться согласованной работой всадника, действующего поводом, с опытным помощником, производящим туширование по поднятой передней ноге лошади (в области пясти).

Лошадь вязнет задними ногами, делая ими шагающие движения.

Вместо эластичного отталкивания задними ногами, огибая их во всех суставах, лошадь производит шагающие движения. Всадник при этом не чувствует пружинистых отталкивающих движений задними ногами лошади. Причиной этого обычно бывает:

1) желание всадника слишком рано сократить пассаж;

2) грубая рука всадника, подавляющая движение задних ног;

3) при обучении лошади всадник уделяет много внимания высоте подъема передних ног;

4) лошадь в связи с раскрытыми углами скакательных суставов высоко несет переднюю часть на прямых задних ногах.

Из вышесказанного видно, что основная причина кроется в поводе. Исправление такого пассажа следует начинать с энергичной езды вперед, причем шенкель и шпора заставляют лошадь «сдать» на выдерживаемый повод. Поскольку пассаж сам содержит в себе элемент поступательного движения вперед, исправление этого недостатка будет легче, чем на пиаффе. Но это еще не есть конечная цель исправления. Чтобы из свободного и широкого темпа сократить пассаж, следует быть очень осторожным, чтобы снова не погасить движения задних ног Как бы круто ни была собрана лошадь на пассаже, расстояние между задними и передними ногами не может интенсивно уменьшаться, а задние ноги не должны переступать через воображаемый перпендикуляр, опущенный от ягодиц через скакательный сустав. Задние ноги не столько подступают под корпус, сколько высоко поднимаются и сгибаются в суставах.

Повод всегда укажет нам границу наших требований. Прежде всего необходимо добиться горизонтального положения фигуры лошади, для чего надо снизить на первое время постав шеи и дать большой сбор в затылке. И действия шенкелей направлять больше не на посыл вперед, а на повышение задней части лошади (крупа). Этого повышения можно добиться за счет снижения передней части, делая упражнения на откидывание крупа и боковые движения внутрь круга. Полезно также производить балансирующие движения крупа из стороны в сторону с тем, чтобы придать ему большую подвижность и уменьшить напряжение суставов. Исправление этого недостатка может быть достигнуто и работой «в руках», при которой задние ноги не обременены тяжестью всадника, а под действием хлыста будут более склонны к энергичному сгибанию и поднятию.

Лошадь идет, обременяя переднюю часть и высоко подбрасывая круп.

Пассаж, при котором на задние ноги передана слишком малая часть тяжести, исполняется лошадью на прямых задних ногах. Лошадь низко работает передними ногами и, несмотря на то, что она как будто ищет упора в руке всадника, стоит за поводом. Прямые задние ноги, неэластично отталкиваясь, дают жесткие толчки, бросая всадника вперед. К такому пассажу будут склонны лошади с сильным крупом, прямыми раскрытыми скакательными суставами, жесткой поясницей, а также лошади перестроенные, то есть с низкой передней частью и прямой отвесной лопаткой. Однако этот вид пассажа гораздо легче исправить, чем предыдущий, так как при нем лошадь сама ищет упора на повод. Исправление должно производиться так, чтобы заставить лошадь энергично двигаться вперед при более высоком поставе передней части. Только тогда, когда всадник уверен в прочности этого стремления, он посредством набирания поводьев переносит тяжесть передней части назад и этим гнет задние ноги, не переставая побуждать их подступать под корпус.

Постоянное проведение таких упражнений способствует постепенному установлению нового равновесия, при котором лошадь будет двигаться с опущенным крупом охотнее, и рука всадника, отягощенная вначале тяжестью повода, постепенно облегчается, и вся фигура лошади примет присущее нормальному пассажу положение.

Лошадь не идет на повод.

Некоторые лошади охотно выполняют пассаж даже тогда, когда от них этого не требуется. Исполняя его, лошадь обычно становится за поводом, выходит из повиновения. Она начинает пассажировать при малейшем прикосновении шпор, и выслать ее вперед становится очень трудно. Причиной этого бывает преждевременно начатый пассаж при особом расположении к нему лошади.

Если польщенный этим ранним предложением лошади дрессировщик еще поощрит ее, то попытка пассажировать будет предлагаться лошадью при каждом прикосновении шпор. Отучить от этого лошадь можно только работой на размашистых аллюрах, ведя лошадь все время в сильных шенкелях, совсем оставив на некоторое время сокращенные аллюры. Возвратиться к пассажу можно только тогда, когда у дрессировщика будет полная уверенность, что он в любой момент может послать лошадь вперед.

Это балансе представляет собой сокращенную рысь, на каждом шагу которой лошадь раскачивает передней частью корпуса. Чем шире ставит лошадь одну от другой передние ноги, тем эффектнее аллюр. Можно заставить лошадь ставить ноги на расстоянии до полутора метров. Красиво, когда балансе исполняется с выдержкой, то есть когда после каждого шага в сторону лошадь выдерживает переднюю ногу в воздухе. При хорошо отработанном балансе задние ноги лошади, идя по прямой, делают выдержку, как на пассаже. Выдерживая поднятую переднюю ногу, лошадь держит голову в обратную сторону.

При балансе передними ногами принимают участие те же мышцы плеча, что и при боковых движениях. При резком исполнении балансе можно легко перетрудить мускулатуру плеча лошади. Можно исполнять балансе передними ногами на месте, задние ноги в этом случае должны работать, как на пиаффе.

Заставив лошадь поднять, предположим, правую ногу (переднюю) несколько ниже, чем при испанском шаге, всадник подает руки с поводьями и корпус вправо, добиваясь этим, чтобы лошадь переместила свою переднюю часть, и сделать в эту же сторону шаг с поднятой ноги. Руки всадника, «перекачнув» переднюю часть лошади вправо, еще некоторый момент выдерживаются в этом положении для облегчения подъема левой передней ноги. Хотя голова лошади здесь больше, чем на каком-либо другом аллюре, принимает участие в работе, так как взмах ее способствует большей подаче передней части, все же повод должен действовать больше не на голову и шею, а на всю переднюю часть лошади. Для этого голову и шею не следует ставить слишком высоко. В данном случае поводья играют роль силы, сталкивающей переднюю часть в сторону.

Вполне понятно, что самый ответственный момент при балансе – это момент перехода с одной стороны на другую: лошадь должна быть как бы заключенной между обоими шенкелями. Шенкеля выполняют двойную работу: помогают поводу отбросить переднюю часть лошади в сторону и удерживают задние ноги на линии движения.

Очень важно при этом своевременно уклонять корпус в сторону. Уклон должен быть одновременным с подачей в эту же сторону рук. Широкий шаг в сторону можно сделать только в темпе рыси, но не шага, так как на шаге лошадь может поставить ногу в сторону только за счет отведения в сторону своего плеча, на рыси же – за счет броска всей передней части.

К неправильностям балансе следует отнести следующие его искажения:

1) слишком усиленное мотание лошади головой;

2) исполнение балансе в темпе шага;

3) исполнение без выдержки на широко расставленных передних ногах (похоже на «медвежью качку»);

4) неравные шаги в стороны.

Балансирование

Кроме балансирования передними и задними ногами на месте от лошади можно добиться балансирования (раскачивания) корпусом.

Вот как описывает это упражнение известный мастер высшей школы верховой езды В. Н. Тихонов. «Раскачивание корпусом на месте – это движение, при котором лошадь передними и задними ногами делает по одному шагу в сторону, как бы раскачиваясь. При этом движении лошадь делает сразу же один за другим передней левой ногой шаг влево, а задней правой ногой шаг вправо, потом передней правой ногой шаг вправо, левой задней ногой шаг влево и т. д.».

Это грациозное движение требует от лошади легкости и исключительной гибкости в боках, так как при исполнении его лошадь делает движение в стороны передними ногами от одного до полутора метров, а задними ногами – до метра и больше.

Ноги лошади работают по диагонали как на пиаффе, с той, однако, разницей, что каждую диагональ ног она выносит не только вверх, но также и в правую и левую стороны, одновременно с этим делая движение шеи и головы в ту же сторону, в какую идет движение ее передних ног.

Иногда при раскачивании корпуса лошадь переносит вправо и влево только передние ноги, а ее задние ноги неподвижно стоят на месте. Это неправильно и некрасиво. Ноги, корпус, шея и голова должны двигаться гармонично.

К обучению лошади балансе дрессировщик приступает после усовершенствования у нее пиаффе.

На последующих занятиях он совершенствует это же движение, после чего приступает к обучению лошади такому же движению, но только в правую сторону, то есть действием левого шенкеля и подачей вправо своего корпуса и кистей рук заставляет сделать передней ногой шаг вправо, а задней ногой – шаг влево. Таким образом, лошадь научится делать по одному шагу в левую и в правую стороны. Теперь надо, чтобы она исполнила оба эти шага один за другим слитно – шаг влево и сразу шаг вправо. Всадник добивается этого следующим образом. Начиная прием, заставляет лошадь сделать шаг влево, а как только она коснется земли левой передней ногой, быстро и энергично дает ей левый шенкель и подает кисти рук с поводьями в правую сторону. Под таким воздействием средств управления лошадь непременно исполнит один за другим шаг влево и сразу же шаг вправо. Всадник поощряет лошадь и продолжает отрабатывать упражнение, а на последующих уроках постепенно добивается от нее увеличения числа шагов вправо и влево.

Действие средств управления следующее. Шенкеля действуют по диагонали один за другим, а поводья действуют с каждым шенкелем в полном контакте. Для того чтобы лошадь сделала шаг влево, всадник нажимает правый шенкель и подает кисти рук влево, а левый трензельный повод принимает на себя. Когда лошадь делает передней ногой шаг влево, он делает ей постав головы и шеи налево. Так как передние ноги лошади ушли влево, ее правая задняя нога не может остаться поднятой в воздухе, а лошадь, утратив равновесие, не сможет оттолкнуться левой передней ногой в правую сторону. Поэтому она сразу же за движением передней ногой в левую сторону одновременно делает задней правой ногой шаг вправо. После этого всадник нажимает левый шенкель, правый трензельный повод принимает на себя, а свой корпус и кисти с поводьями подает налево. Тогда лошадь отталкивается левой передней и правой задней ногами и делает широкий шаг в правую сторону, вместе с этим наклоняя вправо шею и голову. После этого всадник совершенствует новое движение лошади, добиваясь того, чтобы ее шаги вправо и влево захватывали все больше пространства и чтобы при этом все ее движения были в высокой степени гармоничными, легкими и грациозными. Научив лошадь раскачиванию корпуса (балансе) на месте, можно приступить к раскачиванию в движении.

Балансе на пассаже

Балансе в движении представляет собой красивый и грациозный элемент высшей школы дрессировки. Исполняя его, всадник демонстрирует высокое мастерство езды, умение чувствовать все движения лошади, технику работы средств управления, а также выездку лошади, ее энергию, легкость движений.

При балансе на пассаже, лошадь делает те же движения, что и при балансе на месте, с той только разницей, что одновременно с каждым выносом диагонали ног она захватывает значительное пространство вперед.

Поднимая левую диагональ ног в воздух, лошадь выносит ее вперед и в левую сторону, а заднюю правую ногу – в правую сторону, потом отталкивается от земли левой передней ногой и выносит правую диагональ вперед вверх и в правую сторону, а заднюю левую ногу – в левую сторону. При этом голова и шея лошади работают так же, как и при балансе на месте.

Обучение лошади балансе на пассаже всадник ведет следующим образом. Он заставляет лошадь сделать по два-три шага в каждую сторону, потом, нажав правый шенкель, чтобы лошадь сделала шаг влево, он одновременно левым шенкелем посылает ее вперед и в то же время мягко отдает ей повод.

Под одновременным воздействием левого и правого шенкелей лошадь обязательно сделает движение левой ногой не только влево, но и вперед. Тогда всадник поощряет лошадь и дает ей отдохнуть, после чего несколько раз повторяет с ней это новое движение. Когда лошадь научится легко делать шаг влево и вперед с левой ноги, он начинает обучать ее делать шаг вправо и вперед с правой ноги. После того как лошадь выполнит движение как с правой, так и с левой ноги по одному шагу в стороны и вперед, он начинает обучать ее делать упражнение слитно. Для этого всадник сильно нажимает правым шенкелем и в то же время посылает лошадь вперед левым шенкелем. Когда лошадь сделает шаг влево и вперед, он дает сильный посыл левым шенкелем, а правым посылает ее вперед, вследствие чего лошадь делает шаги вперед и в стороны. Надо сказать, что сильная работа шенкелей должна поддерживаться шпорами. Вся трудность исполнения раскачивания корпуса лошади в движении заключается в том, что всаднику надо все время вести лошадь в полном сборе и при этом на каждом темпе требовать от нее плавных движений вверх, в стороны и вперед. Как только лошадь под воздействием шенкелей и поводьев сделала два шага в стороны и вперед, всадник поощряет ее, дает ей возможность отдохнуть, а потом повторяет с ней это новое движение, довольствуясь пока двумя шагами. На последующих уроках он постепенно добивается от нее увеличения числа шагов при исполнении балансе на пассаже. Если лошадь идет вперед плохо, вяло или просто шагом, делая нечеткие движения в стороны, несмотря на то, что всадник использовал всю силу шенкелей, для достижения успеха необходимо применить бич. Помощник, находясь сзади лошади, должен держать бич высоко над ее крупом и по указанию всадника тушировать им по крупу лошади или же просто делать им взмахи в воздухе, в темп движения лошади.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *