Что такое пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза известна в научном мире как концепция развития этносов в ходе их взаимодействия в условиях определенного ландшафта. Она описывает и определяет понятие этнических систем, вводит термин «пассионарности», а также описывает фазы этногенеза и способы взаимодействия этносов.

Статья раскрывает основные моменты этого научного труда в доступной для читателя форме.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Гипотеза пассионарности была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ столетия как результат исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Наиболее полно автор изложил ее в своей научной работе «Этногенез и биосфера Земли».

Примерами носителей такой пассионарной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рисунок 1). Для их бурной деятельности необходимо достаточное количество представителей определенного этноса, готовых вдохновиться идей. Как только среди населения, занимающего некоторую местность, накапливается определенное количество пассионарных личностей, происходит «пассионарный толчок», являющийся движущей силой развития.

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенезаРисунок 1. По мнению Гумилёва, носители пассионарности занимали весьма заметное место в истории

Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса находится в прямой зависимости от усиления или ослабевания явлений пассионарности. Так, предложенная концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.

По его утверждению они представляют собой:

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенезаРисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенезаРисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенезаРисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

Источник

Пассионарная теория этногенеза

Пассиона́рная тео́рия этногене́за Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год). Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Содержание

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: Русские. Субэтнос, конвиксия и консорция части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Этнические антисистемы

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Пассионарность

Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.

Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых»(Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»).В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.

Уровни пассионарности

Базовая классификация

Подробная классификация

Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.

Пассионарные толчки

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а следовательно причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX—XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Кавказ.

Этногенез

Начальные условия

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

Протекание

Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

СрокНазваниеПримечания
0 лет (начало отсчёта)Толчо́к или дрейфКак правило, не отражён в истории.
0—150 летИнкубацио́нный пери́одРост пассионарности. Отражён только в мифах.
150—450 летПодъёмБыстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
450—600 летАкмати́ческая фа́за, или перегре́вКолебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
600—750 летНадло́мРезкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы.
750—1000 летИнерцио́нная фа́заМедленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
1000—1150 летОбскура́цияСпад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация.
1150—1300 летАго́нияТолько для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад.
1150 лет—неопределённо долгоГомеоста́зСуществование в равновесии со средой.

Взаимодействие этносов

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Критика пассионарной теории этногенеза

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей.Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет [15] ) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет [16] ) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“». [17]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ <при которой>возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Антисемитизм и теории «химер» и «антисистем»

В частности, историк и этнограф Виктор Шнирельман обвиняет Гумилёва в антисемитизме. Он указывает:

Действительно, Л. Н. Гумилёв указывал на «непассионарную» роль еврейского народа, приводя примеры: «Однако характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских взаимоотношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекли из хазарского этноса детей … чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению [23] », что и вызвало неоднозначную реакцию его научных оппонентов.

Янов также считает, что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды, поскольку о евреях Гумилёв говорит следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, <они>начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают её аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». Он также утверждает, что «учение Гумилева может стать идеальным фундаментом российской „коричневой“ идеологии».

См. также

Похожие труды

Источники

Примечания

Источник

Что такое пассионарность простыми словами

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза

В последние годы в различных местах возможно услышать термин «пассионарность». Число смелых проектов, которые, на первый взгляд противоречивы благоразумию, систематически повышается. Довольно часто возможно увидеть граждан, которые смогут взяться за негосударственное, но хорошее, оптимальное и в действительности увлекательное, говорящие нечто поразительное о пути, назначении и таланте…

Пассионарность простыми словами — это состояние людей, характеризующееся вожделением работы для изменения окружающего мира, а также и социума. Настолько сильным вожделением, что на задний план уходят такие термины, как инстинкт самосохранения. Вспышки рискованности, которые имеют циклический характер и, соответственно, увеличения количества пассионариев — явление, корни, возможно, лежат в состоянии окружающей нас биосферы.

Кто такой пассионарный человек

Пассионарий – это человек, наделённый избыточной энергией, инициативный, отчаянный, увлечённый и даже помешанный, восприимчивый на самоотверженное поведение из-за достижения поставленной цели.

Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет из-за выполнения миссии, даже самого себя. Из окружающей среды он обретает много энергии, и в комплекте этой энергии со своей собственной, он сможет буквально сдвигать горы и изменять мир.

Пассионарный человек сможет владеть даже минимум способностями, может быть огромным и низеньким, страшным и неотразимым, абсолютно разным.

Такой человек неспособен существовать тихо, ежедневными хлопотами без занимающей и притягивающей миссии – он готов проявлять героизм и невзирая на цену. Причём жертвовать готов не лишь собственной жизнью, но и остальных. Вероятны, помимо всего «перегибание» и «перегревы», когда рискованность выходит из-под контроля разумности и из силы творческой перерастает в разрушительную. Судя по всему, следует дополнить, что грамотнее называть пассионариев не «ведущими», а «подталкивающими», «покачивающими» и не каждого вождя считать пассионарием.

Пассионарный человек сможет действовать как во имя добра, так и во имя зла, нет никаких критериев, кроме того, что ради цели он ничем не поступится. В качестве всемирно популярных пассионариев выступают философ Иммануил Кант, мореплаватель и первооткрыватель Америки Христофор Колумб, известный физик Исаак Ньютон, полководец и император Наполеон Бонапарт, ключевая фигура российской истории Пётр I, французская национальная героиня Жанна Д’Арк, великий учёный Михаил Ломоносов, в том числе Адольф Гитлер.

Кто и когда придумал термин

Понятие введено известным отечественным учёным и мыслителем Львом Николаевичем Гумилёвым, который описывает психологический и социальный тип энергичных романтиков, творцов, отважных людей, появляющихся в различной пропорции на различных этапах исторического цикла этногенеза.

Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть фото Что такое пассионарная теория этногенеза. Смотреть картинку Что такое пассионарная теория этногенеза. Картинка про Что такое пассионарная теория этногенеза. Фото Что такое пассионарная теория этногенеза@kitaphane.tatarstan.ru

Одним из важных понятий такой теории считается пассионарность.

Пассионарная теория этногенеза

Согласно этой теории население разделяется на 3 типа: гармоничные, пассионарные, субпассионарные люди. Гармоничные — это те, кто довольно неплохо трудятся для выживания в обычных условиях (нерискованных). Они существуют на сохранение общественной системы (Гумилёв применял в своих разработках системный подход, и главным объектом анализа у него была этническая система). Пассионарные люди же трудятся не лишь на сохранение, но и на развитие этнической системы. Они хорошо работают в рискованных условиях. Помимо этого, владеют умением заражать своей энергичностью окружение (это состояние называется пассионарным возбуждением). Средства при возможности откладывают, область нахождения стараются увеличить. А субпассионарные — это те, кто трудится слишком мало, для содержания себя и своих родных. Существуют за счёт тунеядства и сбережений (если они имеются).

Источник

Что такое пассионарность, или Почему кому-то легко умирать

Denis Bondarev

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества — пассионариями — и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», — в материале T&P.

Пассионарность — это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.

Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури — автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после — в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность — важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.

По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев

Пассионарии — это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.

Среди наглядных примеров пассионариев — Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д’Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» — не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.

Гумилев рассматривал пассионарность как шкалу, и если на одном ее конце были пассионарии, то на другом располагались субпассионарии. Это люди, которые, наоборот, не способны получить достаточно энергии из окружающей среды и поэтому не могут полноценно адаптироваться. Если пассионарии часто пренебрегают своими потребностями ради достижения цели, то поведение субпассионариев в первую очередь определяется неспособностью сдерживать инстинктивные вожделения, даже если это идет во вред им самим и окружающим. Как правило, они ведут паразитический и асоциальный образ жизни, это инертные и безынициативные приспособленцы. Показательные примеры такого типа — бродяги, люмпен-пролетарии, наемные солдаты, пьяницы, преступники, стяжатели.

Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, — так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.

Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность — бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.

Подъем — интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;

Акматика — временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;

Надлом — резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

Инерция — плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Обскурация — окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;

Регенерация — кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

Реликтовая фаза — завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос — существовать как памятник самому себе.

Как говорить:

Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным — человек или группа людей.

Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».

Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *