Что такое пассионы в музыке

Пассионы

Смотреть что такое «Пассионы» в других словарях:

пассионы — см. «Страсти» … Энциклопедический словарь

Пассионы — музыкально библейский жанр «страстей», повествующий на языке музыкальных образов о событиях последних дней Страстной недели, когда прошла Тайная Вечеря, совершились предательство Иуды, суд Пилата и распятие Христа. Создателем жанра пассионов,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Оратория — (итал. oratorio, от позднелат. Oratorium молельня, от лат. оrо говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. Oratorium) крупное муз. произведение для хора, певцов солистов и симф. оркестра, написанное, как правило, на драматич. сюжет и… … Музыкальная энциклопедия

Бах, Иоганн Себастьян — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос … Википедия

И. С. Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Иоганн Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Иоганн Себастиан Бах — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Иоганн Себастьян Бах — Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах … Википедия

Страсти по Матфею (Бах) — Фотография рукописи «Страстей по Матфею» У этого термина существуют и другие значения, см. Страсти по Матфею. «Страсти по Матфею» (нем. Matthäus Passion … Википедия

Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти … Википедия

Источник

Что такое пассионы в музыке

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

Широкое и возвышенно-философское воплощение традиционная евангельская тема получила в пассионах, которых Бах написал, вероятно, пять или, по крайней мере, четыре, соответственно четырем евангелиям, составляющим «Новый завет»: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

По существу, именно пассионы являются наиболее ораториальными сочинениями Баха, как по масштабам, так и по жанровой природе, хотя композитор и не дал им подобного обозначения, опять-таки следуя здесь давней немецкой традиции. Самое раннее из этих произведений, по-видимому, — «Страсти по Луке», написанные в Веймаре в 1712 году в кантабильном, лирически-задушевном характере для пяти певческих голосов, оркестра и органа. По стилю это сочинение близко ранним кантатам веймарского периода и сильно уступает другим баховским opus’ам того же рода. Подлинность его оспаривается.

Что касается Пассионов по Иоанну и по Матфею, то они принадлежат к высочайшим вершинам баховского творчества.

Пассион — традиционный и национально-характерный жанр немецко-евангелической духовной музыки — возник из народных действ, разыгрывавшихся в дни страстной седьмицы на сюжеты, связанные с легендой о страданиях и смерти Христовой. Народное творчество переосмысливало религиозное сказание на свой лад, зачастую привнося в него образы, мотивы, приемы, сложившиеся в фольклоре на темы действительной жизни. Над усовершенствованием пассиона трудились целые поколения композиторов добаховской эпохи, среди них Орландо Лассо, Иоганн Вальтер, Генрих Шютц, Р. Кайзер, И. Кунау, молодой Гендель, Г. Телеман, И. Маттесон.

Характерно, что разработка сюжета, отбор легендарных эпизодов, планировка местных кульминаций в обоих пассионах сосредоточены на образах, таивших в себе сокровенный жизненный смысл. Это образ гонимых учеников, собравшихся вокруг учителя-моралиста; образ лукавого правителя и погруженного в духовную тьму народа; образ религиозных распрей и заговора церковников; неправедного суда со лжесвидетелями, предательства и отречения; образ поругания и казни праведника. Все это в баховской художественной интерпретации почерпнуто не только из Евангелия, но и из событий, нравов, уклада тогдашней жизни и воплощено в музыке, созвучной самым глубоким переживаниям народных масс.

Следуя отчасти традиции предшественников, но обновляя и совершенствуя ее, Бах в рамках огромного цикла свободно объединил повествовательный речитатив (от евангелиста), хорал церковно-евангелического четырехголосного склада, хоры — драматические эпизоды, хоры — лирические песни, насыщенные психологически выразительной полифонией, наконец, арии и ариозо: одни — драматического плана (от действующих лиц), другие — в виде философско-поэтического комментария к событиям, о которых ведется рассказ. Все это синтезировано с богатой оркестровой партитурой, тонко-изобретательно и поэтически расцвеченной по темброво-инструментальному колориту, с развитыми концертирующими соло и органом.

Музыка точно и гибко следует за текстом, поэтически воссоздает его живописные жанровые детали. В ее звукописи запечатлены журчанье ручья в Гефсиманском саду, гроза, колокольный звон по пути на Голгофу, свист бичей во дворе пыток, предутренний крик вещей птицы и взмах ее крыл, рыдания кающегося отступника. В то же время речитативы — повествовательные и драматические — отличаются благородной красотой и выразительностью декламационного мелоса, хоры дышат могучей экспрессией, а арии, даже задуманные «вне действия», не только не разрывают сюжетной линии, но шаг за шагом обобщенно раскрывают ее поэтический смысл и волнуют правдиво изливающимся чувством. Даже хоралы, в которых заключен наиболее, казалось бы, инертный элемент пассионов, испытали на себе освежающее воздействие баховского гения. Помимо прекрасной гармонизации, воссоздающей традиционный стиль и склад, они местами напоены народными мелодиями, а некоторые играют ранее не свойственную им действенную драматическую роль. В «Страстях по Матфею» тема нечистой совести Иуды Искариота впервые является в хорале на народный напев:

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

To я! Мне б искупленье
Во огненной геенне
Нести за грех земной!
И плети и оковы,
Весь жертвенносуровый
Твой путь заслужен мной.

(Перевод автора)

Трагическая антитеза образов — моления о чаше и беззаботно уснувших учеников — возникает в виде хоральной мелодии на тему фривольной французской песенки (в ритме гавота), вторгающейся обыденным диссонансом в возвышенно-патетический речитатив Иисуса. Наконец, в пассионах много лирических эпизодов в духе народной поэзии, совершенно сторонних библейскому тексту. Они положены на чудесную музыку и нередко составляют кульминационные вершины драмы. Ж. Тьерсо высказал мысль, что в страстях Бах осуществил некий эстетически идеальный синтез Гомера, Шекспира и Евангелия.

«Страсти по Иоанну» — произведение более раннее, не раз подвергавшееся переделкам, — менее совершенно и органично по воплощению темы. В нем еще сильны связи с традициями старого пассиона, доминирует эпический склад, количественно преобладают речитативы, хоралы. Партитура инструментована в старинном стиле. Архитектоника большой композиции производит впечатление диспропорциональной: первая часть слишком мала, чтобы уравновесить широко разросшуюся вторую (сорок восемь номеров из шестидесяти восьми), но и непомерно масштабна (двадцать номеров) для пролога трагедии. Зато в музыке заключено много дивных красот. Хоровой цикл в начале второй части с огромным размахом, силой художественной правды и динамики развития воплощает сложный образ обманутой и ослепленной толпы:

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

Арии-элегии «О разум мой!» (fis-moll), «Совершилось!» (h-moll), ариозо «Внемли, душа моя!» (Es-dur) принадлежат к самым вдохновенным страницам баховской лирики.

В «Страстях по Матфею», написанных пятью годами позже, та же идея и образы получили еще более широкое, сильное и эстетически совершенное выражение, хотя в чисто музыкальном отношении этот opus вряд ли превосходит «Iohannespassion». Диспропорция больших частей здесь устранена (35—43). В фабулу включены новые сюжетные линии напряженно-драматичного и психологически углубленного характера: тайной вечери, моления о чаше, суда первосвященников, конца Иуды.

Первая часть Пассиона (тридцать пять номеров) выросла в целую драматическую легенду о предательстве. Во второй части (сорок три номера) сцена у Претории (дворец римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата), наоборот, сокращена, зато драматизирована: психологически выразительные речитативы и хоры композиционно слиты и развернуты в остро напряженные диалоги (Пилат — Иисус — народ); крики и реплики бушующей толпы вторгаются в повествование и — прием в ту пору совсем необычный — разрывают речитативные фразы солирующих голосов. Эпизоды бичевания Иисуса и отречения Петра превращены в кульминационные вершины трагического звучания, патетическая ария альта с солирующей скрипкой в си миноре «О сжалься!» расположена близко к точке золотого сечения всей композиции. Эпизод «несения креста» (шествия на Голгофу), находившийся в «Страстях по Иоанну», как того требовал сюжет, посередине цикла (ария баса с хором), трактован здесь более обобщенно и вынесен в самое начало Пассиона в виде монументальной хоровой фрески прелюдирующего плана.

Эпизод Голгофы и крестной смерти героя решен в плане «глубинной», скромно затененной кульминации. Его окружение составляют элегические арии-плачи (Pieta), вызывающе-бравурный хор поругания, знаменитое «Порицание Голгофе» с колокольным аккомпанементом и большой внутренней силы речитатив евангелиста (тенор), в напевно-декламационной манере ведущего горестное повествование. В оркестровой звукописи запечатлена картина землетрясения. Потом наступает спад кульминации: у креста являются женщины, среди них покаявшаяся Магдалина, Иосиф Аримафейский. Чей-то бас (то ли Иосиф, то ли голос из народа) запевает вдохновенную похвалу наступающим сумеркам. Заключительная сцена Пассиона — «положение во гроб» — выдержана в том эмоциональном характере тихой и ясной скорби, какая была и осталась традицией немецкого творчества на эту тему — от Матиаса Грюневальда и до Пауля Хиндемита включительно. Завершающий композицию надгробный хор гомофонного склада — поэтическая элегия или эпитафия в c-moll на весьма непритязательные стихи. Мелодия насыщена вздыхающими интонациями, плавное скольжение параллельных терций и секст, баюкающий ритм сгущают ласковую атмосферу дремотно-светлого покоя. Кроткая и задушевно-общительная, эта песня явно обращена не к «богу-сыну», но к «человеку только — человеку, каких родит природа ежедневно». Именно здесь, к концу огромной религиозной эпопеи, все потустороннее, сверхчеловеческое окончательно преодолено и исчезает бесследно — не только в музыке, но и в последних словах либретто:

Склонив заплаканные лица,
Мы вспоминаем у гробницы
О светлом подвиге твоем
И песнь прощальную поем:
Тебе да будет на века
Земля цветущая легка

Естественно, что весь этот замысел, связанный с воплощением очень широкого круга человеческих образов и целой обширной панорамы легендарных событий, требовал от композитора весьма мощного исполнительского ансамбля. «Страсти по Матфею» написаны для двух четырехголосных хоров смешанного состава, хора мальчиков, четырех певцов-солистов, двух оркестров (флейты, гобои, в том числе старинные; струнные — с гамбами), двух органов и continuo.

Источник

Пассион

Смотреть что такое «Пассион» в других словарях:

ПАССИОН — см. Страсти … Большой Энциклопедический словарь

ПАССИОН — ПАССИОН, см. «Страсти» (см. СТРАСТИ) … Энциклопедический словарь

пассион — сущ., кол во синонимов: 1 • страдание (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

пассион — а, м. passion f. 1. Оратория на текст страстей Христа. СИС 1926. 2. Страдания, страсти. А если представить себе, что случилось после египетских пассионов отшельника <антония>. Знамя 1999 5 223 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пассион — (от лат. passio страдание) музыкально драматическое произведение на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа; см. «Страсти» … Большая советская энциклопедия

Пассион — см. Страсти … Музыкальная энциклопедия

пассионарий — пассион арий, я … Русский орфографический словарь

пассионарность — пассион арность, и … Русский орфографический словарь

пассионарный — пассион арный … Русский орфографический словарь

Страсти — («Страсти»,) пассион (нем. Passion, от лат. passio страдание), музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса. «С.» введены в католический обиход в 4 в., они приурочивались к предпасхальной, т … Большая советская энциклопедия

Источник

Жанр «Пассионы»: история возникновения и развития.

И МЕССЫ (л., пр. 2+2)

ПЛАН

Роль, место и значение духовных жанров в музыке барокко.

Величайшие творцы духовной музыки барокко

Оратория как ведущий жанр эпохи барокко: Типы и разно-

Видности ораторий Итальянская оратория XVII века

Жанр «Пассионы»: история возникновения и развития.

Творчество Г.Шютца – основателя жанра «Пассионы».

Хоровое творчество И.С.Баха: Мессы, пассионы, кантаты.

Роль, место и значение духовных жанров в музыке барокко.

Изменения, произошедшие в период барокко, нашли свое отражение и в хоровой музыке. К XVII веку в мире музыки наметилось вполне четкое деление на светскую и культовую. Светское направление выразилось в бурном развитии театральной музыки и нашло свое отражение в жанрах хоровая кантата и оратория. Для культовой (церковной) музыки было характерно пристальное внимание к внутренней, духовной жизни человека, которое смогло выразиться в жанрах мессы и пассионы.

Величайшие творцы духовной музыки барокко.

Наиболее яркими композиторами направления барокко являются К. Монтеверди, Г.Шютц, А.Скарлатти, Ж.Б.Люлли, Г.Перселл, А.Вивальди, Корелли, Рамо, Куперен, Телеман, Г.Гендель, И.С.Бах. Их хоровые творения прошли проверку временем и постоянно включаются в репертуары различных хоровых коллективов и сегодня.

Оратория как ведущий жанр эпохи барокко: Типы и разновидности ораторий Итальянская оратория XVII века

В Италии в XVII столетии развивается два типа ораторий: вульгарная и латинская. Вульгарная, или простонародная, оратория строится на основе свободно выбранного итальянского поэтического текста. Латинская — на основе библейского прозаического латинского текста. Оба вида оратории развивались сходно, хотя имели различное происхождение.

Вульгарная оратория, возникшая в конгрегации Ф.Нери, была более демократична и общедоступна. В ней намечены все основные элементы оратории. Диалогизированные лауды, в которых было столько голосов, сколько персонажей в представлении, и каждый изних вел свою партию в сопровождении органа, стали прообразом различных сольных номеров оратории. Выделение из диалога собственно партии рассказчика, ведущего повествование, и поручение ее хору, а позже появление речитативного начала в ней стало прообразом партии евангелиста или чтеца. Развитие сюжетов в диалогизированных лаудах, их драматизация способствуют обретению к середине XVII века для всего представления или «истории» (как они уже стали называться) единства музыкально-драматического замысла, что является основой композиции оратории. Сюжет освобождается от необходимости сценического воплощения, и духовная драма получает черты концертного жанра. Не случайно именно в это время, в 1645 году, слово «оратория» впервые появляется как обозначение формы концертной драмы. Таковы представления Дж. Каччини, Дж. Анерио и особенно А. Страделлы. Его оратории «Св. Иоанн Креститель» и «Сусанна» некоторыми своимичертами предвосхищают оратории Г.Генделя.

Латинская оратория возникла в среде профессиональных музыкантов. Предшественником ее был литургический мотет, а истоки находятся в средневековой литургической драме. Возникнув как духовный жанр, оратория вобрала в себя все традиции литургической драмы, соединив их с развитым многоголосием мотетов и мадригалов, а также с новым монодическим (одноголосным) стилем.

Латинская оратория достигла своего расцвета в творчестве Дж. Кариссими (1605—1674), ставшим первым ораториальным композитором. Занимая пост церковного капельмейстера в Риме, Кариссими создал 16 ораторий на библейские сюжеты. Из них наиболее известны: «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар». Оратории Кариссими невелики по размерам, но значительно больше, чем предшествовавшие им духовные диалоги. Библейский текст дополняется свободно сочиненными прозаическими и стихотворными эпизодами. Сценичное действие ведет «историк», роль которого выполняют различные солисты порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Реже рассказ передается хору. В хорах — центр драматургии ораторий Кариссими. Хор принимает активное участие в действии и заканчивает ораторию апофеозом. Своим гомофонным стилем, антифонными перекличками, мощным тутти они предвосхищают хоровое письмо Генделя.

Над дальнейшим развитием оратории работали ученики Дж.Кариссими: М.Шарпантье (1645—1704) во Франции и А.Скарлатти (1659—1725) в Италии. Автор многочисленных опер, ораторий и кантат, Скарлатти во многом усовершенствовал эти формы как в вокальном, так и в инструментальном направлениях. В его творчестве утвердилась особая форма арии da capo, где вторая часть контрастна, а третья вариационно повторяет первую. «Сухой» речитатив Скарлатти заменил речитативом с оркестровым сопровождением и драматизировал оркестровую партию. Он ввел также увертюру из трех частей (крайние в быстром, а средняя в медленном темпе), которая называлась симфонией.

Но несмотря на все усовершенствования, латинская оратория XVII века, будучи типичным жанром декоративно-пышного стиля барокко в Италии, к началу XVIII века пришла в упадок и почти полностью была вытеснена оперой. Не в Италии суждено было оратории достичь высшей степени расцвета, а в Германии, композиторы которой создали в этом жанре творения небывалого величия и глубочайшего содержания.

Жанр «Пассионы»: история возникновения и развития.

Пассионы — (Страсти; лат. passio, нем. Passion) музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса

Страсти (пассион; нем. Passion, от лат. passio — страдание) — вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основанное на евангельских текстах.

Музыкальнобиблейский жанр «страстей», повествующий на языке музыкальных образов о событияхпоследних дней Страстной недели, когда прошла

2. совершились предательство Иуды,

4. и распятие Христа.

Создателем жанра пассионов, предназначенных для внехра- мового, концертногоисполнения, считается немецкий композитор

Генрих Шютц (15851672). Истиной вершиной жанра считаютсябаховские «Страсти». Из четырех пассионов сохранились лишь «Страсти по Иоанну» (1724) и «Страстипо Матфею»(1727/1729). Это сложные музыкальные композиции, куда входят хоралы, арии и речитативы. Их текстовые основы не всегда вписываются в рамки текста Нового Завета. Но отсутствие этой буквальнойидентичности не нарушает доминирующего в них христианского духа.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.

Среди наиболее известных произведений этого жанра «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха

Страсти возникли на основе католической церковной службы и исполнялись как народные представления (храмовое действо) в течение или, позже, в канун Страстной недели: евангельский текст зачитывался или разыгрывался в лицах, с музыкальным сопровождением.

В церковный обиход Страсти вошли ещё в IV веке, первоначально в виде псалмодии — мелодической декламации. С XIII века текст Страстей исполнялся в диалогической манере — в форме диалога солиста (дьякона) и хора; постепенно происходило обособление партий отдельных участников драмы[1].

Пример Средневековые страсти

К XVI веку, кроме хорального типа Страстей, основанного на традициях григорианского пения и псалмодии, сложился и так называемый «мотетный» тип — весь канонический текст исполнялся хором, в форме полифонического многоголосия[2]. Таковы Страсти Якоба Обрехта и отчасти Орландо Лассо[3].

На протяжении многих веков при исполнении Страстей, как и в богослужении, инструментальное сопровождение не допускалось; оно постепенно входило в обиход начиная с XVII века — от отдельных инструментов до оркестра в веке XVIII[3].

Родившиеся при церкви, Страсти традиционно исполнялись за её пределами, поскольку не были непосредственно связаны с богослужением; только протестантская церковь, уже во времена Баха, допустила музыкальную драму в свои стены[4]. Вместе с тем уже в XVI веке Страсти превратились в само­стоятельную форму духовной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних». Со временем они утратили культовое значение и перешли в концертную практику[1].

Википедия

История

Страсти возникли на основе католической церковной службы и исполнялись как народные представления (храмовое действо) в течение или, позже, в канун Страстной недели: евангельский текст зачитывался или разыгрывался в лицах, с музыкальным сопровождением.

Дата добавления: 2020-11-15 ; просмотров: 128 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Музыка барокко: какой она была?

«Страсти» Баха

Как говорят, Гендель в своих ораториях «переложил на музыку» весь Ветхий Завет. Можно сказать, что всё Евангелие, точнее, все Евангелия, «переложил» Бах. То есть он написал «Страсти» по всем евангелистам: Марку, Луке, Иоанну и Матфею.

Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке

«Страсти по Луке» полностью утрачены (вопрос дискутируется), «Страсти по Марку» остались только в виде текста (сейчас музыку пытаются реконструировать), сохранились «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах.

Глеб Семенов «Бах», 1918 год

«Страсти» (или «Пассионы», что тоже переводится как «страсти», «страдание») — повествование о страстях господних — утвердились в западной христианской церкви еще со Средневековья. В определенные дни повествователь-евангелист читал (пропевал) текст, за ним вступали другие «действующие лица» (Иисус, Петр, Иуда, Пилат и так далее). В хоралах выражалось коллективное чувство, в ариях — индивидуальное чувство, переживание, лирический или оценочный комментарий происходящего.

Католическая традиция предполагала использование латыни, с музыкальной точки зрения играл большую роль григорианский хорал. Лютеранская традиция — немецкий язык и хоралы (при создании претерпевших вторжение «языческой улицы» — выражение А. Швейцера).

В дальнейшем «Страсти» все больше драматизировались, большую роль играл оркестр, сольные вокальные «номера» и хор сами по себе становились шедеврами. В наше время «Страсти» чаще исполняются на концертных площадках, что лишний раз доказывает условность границ в музыке. Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке Иоганн Себастьян Бах
Фото: nat-geo.ru

Пишутся «Страсти» и сейчас. В 2000 году в Штутгарте, судя по всему, был грандиозный праздник. В «юбилейный» баховский год были исполнены «Страсти» по всем Евангелиям и на четырех языках: по-английски «Водяные Страсти по Матфею» (с включением электронных инструментов), по-испански «Страсти по Марку» с участием латиноамериканских певцов и танцоров (а написал их интереснейший современный американский композитор Освальдо Голихов), по-немецки — «Страсти по Луке», и «Страсти по Иоанну» на церковнославянские тексты — нашей соотечественницы, проживающей в Германии, Софии Губайдулиной.

«Страсти по Иоанну»

«Страсти по Матфею»

«Страстей по Матфею» в мире известно больше, часть из них принадлежит немецким композиторам эпохи барокко. Читателям небезынтересно будет узнать, что в XXI веке появились русские «Страсти по Матфею». Это сочинение нашего современника — митрополита Илариона (Алфеева), церковного деятеля, богослова и композитора.

«Страсти по Матфею» — одно из самых масштабных произведений Баха, оно состоит из 78 номеров (речитативы — тексты двух глав из Евангелия от Матфея, арии, хоралы, хоры — музыкально-поэтическое переосмысление образов) и длится около трех часов. Сюжет известный: предательство, моление о чаше, суд, шествие на Голгофу.

Ария Erbarme Dich («Сжалься») — это одна из кульминаций «Страстей» (близко к точке золотого сечения всей композиции). Кульминация — это ведь необязательно громко и динамично. Тихая кульминация может быть еще более сильной.

Апостол Петр, совершив отступничество, горько раскаивается. Эта ария Петра — одна из самых любимых в мире, ее можно услышать в необычном «контексте». Она сопровождает фильм итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини «Аккатоне» (кстати, Пазолини — режиссер фильма «Евангелие от Матфея»). Она звучит в фильме «Съёмки в Палермо» Вендерса.

Эта же ария звучит, когда идут титры фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» вместе с алтарным образом «Поклонение Волхвов» Леонардо да Винчи. Как уже писалось, выдающийся кинорежиссер любил, знал и понимал музыку. А музыку Баха у него можно услышать не только в «Солярисе». Бах звучит и в «Жертвоприношении», и в фильме «Зеркало». «Бах и снова Бах», — отвечал Андрей Тарковский на вопрос о любимом композиторе. И он не одинок.

Начальная часть «Страстей» используется в фильме «THX 1138» Джорджа Лукаса. Музыка «Страстей по Матфею» звучит в кинокартине Анжея Вайды «Пилат и другие», «Битва за Алжир» Джило Понтекорво, «Приветствую тебя, Мария» Жана-Люка Годара, «Казино» Мартина Скорсезе, «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы, «Домино» Тони Скотта, «Царство небесное» Ридли Скотта.

Все перечисленные режиссеры относятся к значительным фигурам в мировом кинематографе. И их обращение к «Страстям по Матфею» не случайно: и сюжет «вне времени», и баховская музыка — огромной силы. Что такое пассионы в музыке. Смотреть фото Что такое пассионы в музыке. Смотреть картинку Что такое пассионы в музыке. Картинка про Что такое пассионы в музыке. Фото Что такое пассионы в музыке Церковь Святого Фомы в Лейпциге
Фото: Depositphotos

Образы, создаваемые баховскими «Страстями», эмоционально-правдивые, при этом — величественные, они одновременно эпичны и лиричны. Музыка здесь может быть и живописной (точнее, звукописной): слышно журчание ручья в Гефсиманском саду и свист бичей в сцене бичевания Христа, и колокольный звон по пути на Голгофу. Можно даже услышать «звуковой нимб» Иисуса — это определенным образом играющий струнный квартет на фоне речитатива Христа. Но главное в этой музыке — грандиозная панорама и драматизм образов.

«Страсти по Матфею» считаются одной из вершин творчества Баха. Их же можно назвать и вершиной западноевропейской духовной музыки.

Эти «Страсти» Бах написал в Лейпциге, куда переехал из Кётена. С Лейпцигом связаны все последние годы жизни великого композитора — более четверти века.

Там, где мальчики поют более 800 лет

Теперь это всемирно известный храм — Церковь Святого Фомы, или Томаскирхе. Начало постройки этой церкви относится к 1212 году. Там жил в монашестве менестрель Генрих фон Морунген, в ней как-то провел службу сам Мартин Лютер.

Обязанности кантора Томаскирхе включали в себя не только руководство хором. Вот часть из списка обязанностей Баха:

2. Привести музыку обеих главных церквей города, в меру моих наилучших сил, в хорошее состояние.
6. Во избежание излишних расходов прилежно обучать мальчиков не только вокальной музыке, но и инструментальной.
12. Не выезжать из города без разрешения г. бургомистра.

Единственное, чего не стал делать Бах — это преподавать латынь. Он сам оплачивал другого преподавателя, подобное допускалось правилами. Бах творит, и эти годы созидания несколько омрачаются мелкими столкновениями с муниципальными и церковными властями.

У Баха — только кантат около 300, большая часть из них написана в Лейпциге. К пятнице можно было сочинить новую кантату. Бах даже переписывать их набело не успевал, тогда помогала жена. Со временем почерки Иоганна Себастьяна и Марии Магдалены стали так похожи, что исследователи до сих пор путаются. Дом был полон музыки и детских голосов (родилось еще 13 детей).

Родилось от второй жены Баха шесть сыновей и семь дочерей, так что если бы все дети его оставались в живых, то их было бы двадцать: девять дочерей и одиннадцать сыновей.
Риман

Но пережили отца только пять сыновей и четыре дочери. Сыновья в Лейпциге уже начали сочинять свою музыку.

О последних годах жизни Баха и других шедеврах можно будет прочитать в следующий раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *