Что такое паства в исламе

Каждый из вас — пастырь

Последний из посланников Всевышнего, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Это поистине великий хадис, исполненный глубочайшего смысла. И главное, чему он учит нас — нести ответственность. Ответственность перед Всевышним и Его религией, ответственность перед обществом и братьями по вере, ответственность перед семьёй и близкими.

Многие из нас читали и слышали этот хадис много раз. Некоторые слышат его на протяжении уже десяти, двадцати и более лет. Но извлекаем ли мы пользу из того, что слышим? И претворяем ли мы в жизнь — или, по крайней мере, пытаемся ли претворять — то, чему учит нас Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе?

Осознаём ли мы ответственность, возложенную на нас Всевышним? Каждому из нас очень важно время от времени анализировать собственные слова и поступки, чтобы понять, насколько мы справляемся со своим обязанностями пастыря.

Разумеется, мы не обязаны заниматься подобным анализом в одиночку, тем более что выводы в этом случае могут оказаться необъективными. Без помощи окружающих не обойтись, потому что нередко бывает, что со стороны видны ошибки и недостатки, которые сам человек не замечает, и конструктивная критика и искренний совет всегда кстати. Из осознания этой ответственности и упорядоченного, продуманного и спланированного осуществления её, сопровождаемого искренней верой, правильным намерением и упованием на Него, и складывается наше претворение в жизнь этого прекрасного хадиса.

Читая сборники хадисов, жизнеописания наших праведных предшественников и просто книги и статьи на исламскую тематику, мы знакомимся с множеством примеров того, как остро ощущали лучшие представители мусульманской общины эту огромную ответственность и какие усилия прилагали они, чтобы достойно нести её.

Пророки Всевышнего, сподвижники, их последователи, мусульманские учёные и другие выдающиеся представители мусульманской общины — эталон для нас, и нам есть чему поучиться у них. Вместе с тем мы должны учитывать современные реалии и меняющиеся обстоятельства и, не выходя за рамки нашей акыды и Шариата, адекватно реагировать на них, идя в ногу со временем.

Конечно, суть возложенной на нас ответственности не меняется на протяжении веков и останется неизменной до самого Судного дня. Однако способы её осуществления в каждую эпоху свои. Ответственность и перед обществом, и перед семьёй предполагает понимание верующим той реальности, в которой он живёт, и организацию им своей плодотворной и благодатной деятельности в соответствии с этими реалиями.

А это обязывает верующего приобретать полезные знания, как религиозные, так и необходимые мирские, требует от него упорства, трудолюбия, заботы о собственном развитии, умения планировать и просчитывать свои действия, ставить цели и успешно достигать их, и многого другого.

Ответственность, о которой мы говорим, предполагает, что в каком бы качестве мусульманин ни приносил пользу обществу — в качестве учителя, врача, инженера, учёного, религиозного или политического деятеля или в каком-то ином — он должен осознавать свою ответственность перед обществом и делать всё возможное, чтобы деятельность его в этом качестве приносила максимальную пользу.

Ислам — религия, создающая гармонию между телом и духом, между небесным и земным. Поэтому верующий вне зависимости от рода своей деятельности должен нести возложенную на его плечи ответственность самым достойным образом, оставаясь в рамках религии и следуя её мудрому учению.

Ответственность возложена и на мужчину, и на женщину, просто у каждого из них она своя. Среди компаньонов всегда находится тот, чья доля капитала больше, чем у других, и он получает наибольшую прибыль и несёт самые большие убытки в случае неудачи. Так же и мужчина. У него есть неоспоримые права, и он ведёт и направляет женщину. Если он делает это должным образом, он приводит её к счастью в обоих мирах, а если нет, тогда он оказывается в убытке в той степени, которая соответствует его упущениям и нерадивости. В хадисе сказано: «Мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству».

К ответственности, возложенной на состоящих в браке мужчину и женщину, относится и забота о сохранении супружеского союза на протяжении всей жизни. Делая это, они приносят покой, счастье и умиротворение своему маленькому обществу — семье, и обретают возможность воспитывать детей в атмосфере родительской любви и заботы, а это несомненный успех для супругов.

Ислам уделяет огромное внимание воспитанию детей и указывает родителям и опекунам наилучшие пути исправления ребёнка и правильного формирования его личности. В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что ребёнок в большинстве случаев исповедует религию родителей и делает то, к чему они приучили его.

Воспитание детей мусульман было одним из важных занятий нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он обучал их вере, богобоязненности и правильной акыде, укреплял их связь с Всевышним и предостерегал их от легкомыслия и ослушания Аллаха. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) побуждал детей приобретать знания и учил их понимать религию. Он не просто заботился о детях, но и прививал им хорошие манеры и нравственные достоинства.

Воспитание детей не ограничивается повседневным уходом за ними и обеспечением их едой, одеждой и жильём. Воспитание — это нечто большее, чем просто водить ребёнка в близлежащую школу, давать ему карманные деньги и иногда отвозить его куда-нибудь на своей машине — а именно так представляют себе воспитание некоторые родители.

Настоящее воспитание — это обучение ребёнка религии и всему достойному, благородному и прекрасному, чтобы он следовал руководству Пророка (мир ему и благословение Аллаха), брал пример с благородных сподвижников и так же воспитывал своих детей.

Небрежное отношение к воспитанию детей вредит не только ребёнку, но и обществу в целом, потому что эти дети однажды станут учителями, руководителями, чиновниками и главами семей. А как может тот, кого не воспитали в детстве, воспитать кого-то, став взрослым? Вправе ли мы ожидать от такого человека благочестия, добросовестности, честности.

Один из учёных современности, рассуждая на эту тему, сказал: «Метод воспитания в мусульманской семье основывается на программе Корана и Сунны. Детям прививают любовь к Корану, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и религии и помогают им приобретать достоинства и отдаляться от пороков. Воспитатель-мусульманин старается сформировать у ребёнка правильные убеждения на основе известных столпов ислама и приучить его к поклонению его Господу и его единственному Богу и следованию прямому пути. Он готовит ребёнка к достойной, правильной жизни, которая зиждется на основах, гармонично дополняющих друг друга, и старается сделать его общительным, любящим людей и помогающим им в делах благочестия и богобоязненности. Кроме того, воспитатель старается сделать ребёнка благонравным, чтобы у него был хороший характер, и чтобы он был правдивым, искренним, смелым, вежливым и учтивым по отношению к другим людям. Воспитатель учит ребёнка чувствовать себя личностью, осознавать свою уникальность и индивидуальность, свою ценность и достоинство».

Ответственный родитель, который заботится о воспитании своего ребёнка, не должен упускать возможность обратиться к Всевышнему с мольбой за него, чтобы Аллах наставил его на прямой путь и сделал его праведным и богобоязненным. Может случиться так, что именно эта мольба станет причиной благочестия ребёнка и его следования прямым путём. Пророки Всевышнего — лучший пример для всех нас. Они часто обращались к Аллаху с мольбами за своих детей и других членов своей семьи.

Этот аят предоставляет верующему огромное поле деятельности и возлагает на него ответственность за всё, что он делает. Ведь участие в любых полезных проектах, соответствующих Шариату и приносящих пользу мусульманам, в соответствии со своими способностями и возможностями входит в ответственность, которая возлагается на верующего в земной жизни.

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воспитывайте их и обучайте». Ибн ‘Аббас сказал: «Будьте покорны Аллаху, избегайте ослушания Его и велите своим близким поминать Его, и тогда Аллах спасёт вас от Огня». Катада сказал: «Верующий должен побуждать их к покорности Аллаху, запрещать им ослушиваться Его, заботиться о них согласно велению Аллаха, велеть им исполнять Его веления и помогать им в этом… И когда ты видишь ослушание Аллаха с их стороны, ты должен отвращать их от него и предостерегать». В свою очередь ад-Даххак и Мукатиль говорили: «Мусульманин обязан обучать своих близких, будь то его родственники, служанки или слуги, тому, что Аллах вменил им в обязанность, и тому, что Он запретил им» [Ибн Касир. Тафсир].

Ответственность в исламе — это ответственный подход к любому делу. Ответственность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и ответственность мусульманина проявляется в каждой из них, будь то политика, образование, воспитание, производство, торговля или управление.

Одно из проявлений ответственности мусульманина — оберегание им своего тела и органов чувств от запретного. Мусульманин не забывает о том, что всё благо, постигающее его самого, его семью и имущество, исходит от Всевышнего Аллаха, и благодарит Его. Он понимает, что должен выбирать для себя наиболее полезное как в религии, так и в мирской жизни, включая семейную жизнь и воспитание детей.

Ещё одно проявление ответственности — это соблюдение прав друзей и товарищей. Мусульманин не должен разглашать чужие тайны. Сколько горя и бед принесли людям разглашение тайн, злословие, сплетни и слежка друг за другом… Другое очень важное проявление ответственности — сохранение и возвращение доверенного и оставленного на хранение, а также своевременная уплата долгов.

К проявлениям ответственности также относятся соблюдение прав других и исполнение своих обязанностей должным образом. Если мусульманин будет пренебрегать своими обязанностями, нормальная жизнь общины нарушится и распространятся нечестие и пороки.

Ещё одно проявление ответственности — учёные мусульманской общины должны просвещать людей и обучать их религии, ни в коем случае не скрывая знание. Они должны направлять их и наставлять, а также побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, исполняя веление Всевышнего.

Одно из величайших проявлений ответственности — ответственность за свои слова, ведь слово обладает огромной силой и властью. Слова объединяют людей, создают государства, покоряют сердца, сберегают имущество. Как часто бывает, что человек произносит слово, которому сам не придаёт значения, а в итоге из-за этого слова попадает в Ад.

Слово может разрушить до основания то, что кажется незыблемым. Одно слово, которое человек говорит, не подумав, может внести раскол в общину, разрушить семью, разлучить отца с сыном, брата — с братом, мужа — с женой и поссорить соседа с соседом. Слово может превратить любовь в ненависть и стать причиной разрыва отношений между людьми и родственных связей. Когда люди становятся безответственными, они перестают доверять друг другу и жизнь общества приходит в упадок.

Сохранить это доверие — значит уберечь общество от всестороннего разложения, и ответственность за это ложится на каждого его члена. Во времена праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) командующий войсками мусульман в Ираке Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) захватил столицу персидского шаха. Из его дворца мусульмане вынесли огромные богатства. Им достались золото, серебро, прекрасные кони, скот и земельные угодья. Са‘д отправил военную добычу ‘Умару, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из мусульман ничего не присвоил, хотя у них и были все возможности для этого. Когда они пришли к ‘Умару, он сказал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!» ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»

Каждый человек, занимающий важный руководящий пост, должен помнить о своей ответственности и о том, что он — пример для своих подчинённых. Глава семьи также является примером для членов своей семьи, поэтому он должен бояться Аллаха и исполнять обязанности, которые возложил на него Всевышний Аллах.

Давайте проникнемся смыслом этого великого хадиса и постараемся претворить его в жизнь. Блажен тот, кто исполнит завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и горе тому, кто был нерадив и небрежен.

Источник

Словарь мусульманских терминов

Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских или тюркских эквивалентов.

Абдулла́х [ عَبْدُ الله араб.] Раб Аллаха (или раб Божий). “Абд” происходит от корня ‘айн-ба-даль (ибада – поклонение) и связано, соответственно, с “поклонениеем”, “служением”, но никак ни с несвободой или рабством в привычном значении этого слова. Для обозначения русского “раб” в арабском языке подходит не слово “‘абд”, а другие слова, например: мамлюк и ракык.

Аза́н [ أَذَانٌ араб.] Призыв на молитву. Провозглашается муэдзином.

Коран делится на 114 сур (глав). Суры делятся на аяты.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллâћ – Бог, Единый Создатель всего, Тот, Кто достоин наивысшей степени поклонения.

ал-‘Арш – самое грандиозное из созданий Аллâћа, свидетельствующее о Его Безграничном Могуществе; Ал-‘Арш находится над Седьмым небом; является потолком Рая.

ал-Аджнабî – не-маħрам.

ал-Аджнабîйа – женщина – не-маħрам.

ал-‘Аíâбат – определенное место в Мекке, куда бросают камешки в одном из ритуалов обряда Хаджжа.

Âлим – мусульманский ученый.

ал-‘Аċр – Послеполуденная (Предзакатная) молитва.

‘Аврат – определенная часть тела, которая должна быть прикрыта в присутствии чужих людей –‘аджнабî (т.е. с которыми потенциально разрешено вступать в брак) и при совершении Намаза.

Авсűí (ед. ч. – висí) – мера объема.

Баракат – Благословение от Аллâћа, наделение Богом Своих рабов дополнительными благами.

Басмалаћ – чтение Би-сми-Ллâћи-р-Раħмâни-р-Раħîм

«С Именем Аллâћа, Милостивого для всех на Этом Свете и Милостивого для верующих – на Том Свете».

Буġâт – грешники.

ал-Вâджиб – обязательное.

Витр – дополнительная ночная молитва, совершаемая после 5-й обязательной молитвы.

ал-Вуđű’ – малое (частичное) ритуальное омовение.

ал-Ġусул – большое (полное) ритуальное омовение.

Джамâ’а – коллектив, коллективный Намаз.

ал-Джанâза – Погребальная молитва.

Джуму’а – Пятничная молитва, выполняемая коллективно вместо Намаза «Аż-Żућр».

Джунűб – человек, у которого произошло выделение манî (спермы), или если он совершил половой акт (даже, если не было семяизвержения).

Ду’â’ – Мольба, обращенная к Аллâћу.

аз-Зинâ – прелюбодеяние.

аż-Żућр – Пополуденная молитва.

Закâт – выделение части имущества тем, кому положено по Шарî’ату.

Завâль – отклонение солнца от зенита.

Źиммî – люди Писания (христиане и иудеи), проживающие в Исламском государстве и находящиеся под его защитой.

‘Ибâда – наивысшая степень поклонения, которой достоин только Аллâћ.

‘Ид ал-‘Аđħâ – Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам) – 10-е число месяца Źу-л-Ħиджа мусульманского календаря.

‘Ид ал-Фитр – Праздник разговения (Ураза-Байрам) по окончании месяца Поста Рамаđâна – 1-е число месяца Шаввâла мусульманского календаря.

‘Идда – период, в течение которого вдова или разведенная женщина не имеет права выходить замуж.

Иджма’ – единогласное подтверждение ученых-муджтаћидов решения по конкретному религиозному вопросу.

Имâм – тот, за кем следуют в коллективном Намазе; великий ‘âлим; мусульманский правитель.

Ислам – покорность Единому Богу в соответствии с ниспосланными Им Законами – Шарî’атами; религия всех Пророков, мир им.

Иснâд – цепочка передачи Ħадîĉов.

Истинджâ’ – подмывание с целью очищения от наджасы.

Ал-И’тидâл – возвращение в положение «стоя» после поясного поклона в Намазе.

Ал-Иĥлâċ – искренность.

Ал-‘Îшâ’ – Ночная молитва.

Ка’ба – священное кубообразное строение в Мекке (город в западной части Аравийского полуострова), самая древняя мечеть на Земле.

Íâри’ – чтец Кур’âна.

ал-Íаźф – слова, оскорбляющие честь человека или его родственника, обвинение в прелюбодеянии.

каффâрат – искупление.

Íибла (Кыбла) – направление в сторону Ка’бы для совершения Намаза.

Куфр – неверие.

Иирâд – определенный денежный контракт между двумя партнерами, в котором имущество одного из них используется в торговле другим с его разрешения, а прибыль делится между ними обоими.

Ал-Касб – приобретение.

Кафан – саван.

Кафир – неверующий, немусульманин.

Мават – никому не принадлежащая земля.

Ал-Магриб – Молитва после захода солнца.

Маźћаб – религиозная правовая школа в Исламе.

Маíâм – вид чтения Íур’âна.

Манî – арабский термин, обозначающий сперму у мужчин и аналогичную жидкость у женщин, выделяющуюся при оргазме.

Ма’мűм – следующий в Намазе за имамом.

Маћр – дар, который муж обязан преподнести жене сразу или спустя время после заключения брака.

Маħрам – близкий родственник женщины, за которого ей нельзя выходить замуж.

Маħрамîйа – родственница мужчины, на которой согласно Шарî’ату ему нельзя жениться (например, родная сестра, мать, тетя, бабушка, дочь, внучка и т.д.).

Машрű’ият – то, что входит в Шарî’ат, согласно единому мнению мусульманских ученых; разрешенное деяние, религиозный ритуал.

Мîíâт – определенное время или место.

Му’аźźин – призывающий на Молитву.

Мубтади’ – имеющий ошибочное представление по некоторым вопросам Ислама.

Мудд – мера объема (одна пригоршня ладоней среднего человека).

Муджтаћид – высокообразованный ‘âлим Ислама, имеющий право на ‘Ижтићад (вынесение религиозных заключений в соответствии с Шарî’атом по вопросам, в которых нет единого мнения ‘âлимов); основатели четырех известных мазћабов Ислама являлись муджтаћидами.

Мумайиз – ребенок, достигший возраста, когда понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно отвечает (обычно к семи годам по лунному календарю ребенок уже мумайиз).

Ал-Мусаíат – договор между хозяином сада и наемным рабочим.

Муставţин – тот, кто постоянно живет в определенной местности и намеревается жить в ней все время.

Мусульмане – покорные Единому Богу в соответствии с ниспосланными Им Законами; последователи Ислама.

Муċħаф – экземпляр Кур’âна.

Мутаћћира – чистая вода, пригодная для ритуального очищения.

Муħаддиĉ – ‘âлим – знаток Ħадîĉов, который имеет право на передачу Ħадîĉов по цепочке ‘âлимов, берущей свое начало от Пророка Муħаммада.

Муħрим – совершающий Хаджж или ‘Умру.

Наджаса – нечистоты (к примеру, моча, кал, кровь).

Наźр – торжественный обет.

Намаз – коленопреклонная молитва.

Наíд – золото или серебро.

Нафл – все благочестивые деяния, выполняемые в качестве Сунны, т.е. деяния, не являющиеся обязательными (фарđом).

Никâħ – бракосочетание согласно Шарî’ату.

Ниċâб – минимум имущества, подлежащего Закяту.

Рак’ат – повторяющийся цикл в Намазе.

Ар-Ридда – вероотступничество.

Рукн – основа, базис.

Ар-Рукű’ – поясной поклон в Намазе.

Ċа’а – мера объема (четыре пригорошни ладоней среднего человека).

Ċадаíа – любое благодеяние (сверх обязательных деяний), совершенное ради Аллâћа, например: милостыня, чтение Íур’âна умершим мусульманам, произнесение слов «Ас-Салâму ‘алâйкум!» первым во время приветствия мусульманина.

Саджда – земной поклон, падение ниц, когда лоб касается земли.

Са’й – один из ритуалов Хаджжа: семикратная пробежка между холмами Аċ-Ċафâ и Ал-Марвâ.

Саляфиты – мусульмане, жившие в первые три века ћиджры (в период, названный Золотым веком Ислама).

Ĉавâб – вознаграждение за благодеяние, которое ожидает верующего на Том Свете.

Ċаħâба – сподвижник Пророка Муħаммада ┬, т.е. тот, кто принял Ислам при жизни Пророка ┬, встречался с ним и умер, будучи мусульманином.

Сивâк – природная зубочистка, которую рекомендовал использовать Пророк Муħаммад ┬.

Сунна – действия и слова Пророка Муħаммада ┬.

Ас-Сутра – преграда.

Ċифат – Атрибут.

Тâби’űн – мусульмане, не видевшиеся с Пророком Муħаммадом ┬, но встречавшиеся с Его сподвижниками.

Та’зир – исправительное наказание, налагаемое правителем.

Такбîрат «Ал-Иħрâм» – произнесение слов «Аллâћу Акбар» в начале Намаза.

Такбîр – произнесение слов «Аллâћу Акбар».

Тамйîз – достижение возраста мумайиз.

Ţавâф – ритуальный обход вокруг Ка’бы.

Тафсîр – толкование (разъяснение значения) Íур’âна.

Таћâрат – ритуальная чистота, ритуальное очищение.

Ţâћир – чистый, т.е. не загрязненный наджасой.

Ат-Ташрîí – три праздничных дня после дня Курбан-Байрама (Праздника жертвоприношения) – 11-13-го числа месяца Źу-л-Ħиджа мусульманского календаря.

Таяммум – ритуальное очищение чистым песком или землей.

Та’мîн – произнесение слова «Аминь», что означает обращение к Богу о принятии мольбы.

Ташаћћуд – текст «Ат-Таħиййата».

‘Умра – Малое паломничество.

Фиíћ – Исламское правоведение.

Фаíић – Исламский правовед.

Фарâ’иđ – наука о разделе наследства.

Фарđ – обязанность (по Шарî’ату).

Фарđ ‘айн – личная обязанность.

Фарđ кифая – обязанность, налагаемая на общину мусульман.

Фатвâ – религиозное заключение.

Ħадаĉ – обстоятельство, после которого следует совершить таћарат (ал-вуđű’ или ал-ġуċул) для выполнения предписаний Ислама.

Ħаджж – Паломничество к святыням Ислама в Мекке и ее окрестностях в месяце Źу-л-Ħиджа.

Ħадîĉ Пророка Муħаммада – повествование о том, что Пророк сказал, совершил, а также о том, что Он одобрил, отверг или осудил молча.

Ħалâл – разрешенное.

Ĥалафиты – мусульмане, жившие после салафитов.

Ħарâм – запрещенное.

Ħасан – хороший, достоверный по степени передачи Ħадîĉ.

Ĥуф – кожаные носки.

Шарî’ат – Закон, ниспосланный Богом; свод Исламских законов.

Шарîф – потомок Пророка Муħаммада ┬.

Шарţ – условие ритуала – то, что не входит как составная часть в ритуал, но без его соблюдения ритуал не будет действителен.

Шафâ’ат – Заступничество: мольба, обращенная к Аллâћу, за кого-либо из мусульман.

Шаћâдатâн – два Исламских свидетельства: «Нет божества кроме Аллâћа, и Муħаммад – Его Посланник».

Шаћîд – мусульманин, павший в борьбе за Веру (это шаћîд 1-й, высшей, степени); также существуют шаћîды других степеней, которые ушли из жизни при иных обстоятельствах (к примеру, защищая свое имущество, близких, также – женщина, умершая во время родов, умершие вследствие болезни органов брюшной полости и др.).

Ћиджра – Великое переселение Пророка Муħаммада ┬, со сподвижниками из Мекки в Медину, положившее начало мусульманскому летосчислению (летосчислению ћиджры). Это событие произошло в VII веке н.э. по григорианскому календарю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *