Что такое патерик в древнерусской литературе

Древнерусская литература. Под редакцией Д. С. Лихачева
Глава 1. Литература XI — начала XIII В. (О. В. Творогов).
7. Киево-Печерский патерик

7. Киево-Печерский патерик

Патериками назывались сборники рассказов о жизни монахов какой-либо местности или какого-нибудь монастыря. Древнейшим из русских патериков явился патерик Киево-Печерского монастыря. Монастырь был основан в середине XI в., и уже в «Повести временных лет» под 1051 г. читается рассказ об основании монастыря, а в статье 1074 г. — о некоторых его подвижниках. Однако «Киево-Печерский патерик» был создан значительно позднее, и в его основе оказалась переписка, которую вели между собой в начале XIII в. владимирский епископ Симон и киево-печерский монах Поликарп, хотя они, в свою очередь, использовали, видимо, записи, ведшиеся в самом монастыре.

Симон и Поликарп были постриженниками Киево-Печерского монастыря, оба они были образованными и талантливыми книжниками. Но судьба их сложилась по-разному: Симон сначала стал игуменом одного из владимирских монастырей, а затем в 1214 г. занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире. Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах не хотел смириться со своим положением, не соответствующим, как он думал, его знаниям и способностям, и с помощью влиятельных покровителей — княгини Верхуславы-Анастасии, дочери Всеволода Большое Гнездо, и ее брата Юрия — стал домогаться епископской кафедры. Но Симон, к которому княгиня обратилась за поддержкой, не одобрил честолюбивых устремлений Поликарпа и написал ему послание, в котором обличал его санолюбие и увещевал гордиться уже тем, что он подвизается в столь прославленном монастыре. Это послание Симон сопроводил рассказами о некоторых киево-печерских монахах, с тем чтобы рассказы эти напомнили Поликарпу о славных традициях монастыря и тем самым успокоили его мятежный дух. Послание Симона и следующие за ним девять рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря явились одной из основ будущего «Киево-Печерского патерика».

Другой важной составной частью памятника явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором Поликарп сообщал, что он наконец решился осуществить давнишний замысел и рассказать о жизни и «чудесах печерских святых». За письмом следует одиннадцать рассказов о подвижниках.

«Житием Феодосия Печерского» и похвалой ему, написанным Симоном «Словом о создании церкви Печерской» и т. д.

Так постепенно слагался своеобразный памятник, получивший впоследствии название «Киево-Печерского патерика». До нас дошли Арсениевская редакция патерика, созданная в начале XV в. по инициативе тверского епископа Арсения; Феодосиевская редакция, восходящая, возможно, к середине XV в., и две Кассиановские редакции, составленные в 60-х гг. XV в. в самом Киево-Печерском монастыре [1].

Литературное и идеологическое значение патерика было исключительно велико. Он не только подытоживал развитие русской агиографии XI-XII в., но, повествуя о славном прошлом знаменитого монастыря, будил чувство общерусского патриотизма, в страшные годы монголо-татарского ига напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси.

В рассказах «Киево-Печерского патерика» много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими помыслами и искушениями, одерживают победы над бесами и разоблачают самые хитроумные их козни. Однако все эти фантастические коллизии развертываются на фоне действительного монастырского быта, соотносимы с реальными. политическими событиями в Киевской Руси XI-XII вв., рядом с идеализированными портретами киево-печерских подвижников появляются живые характеры жестоких князей, жадных купцов, неправедных судей. Да и сами монахи не все и не всегда безукоризненно добродетельны; их обуревает зависть, сребролюбие, они нередко попрекают друг друга и ссорятся.

Так, в легенде о Прохоре Лебеднике рассказывается, как он снабжал голодающих киевлян хлебом, испеченным из лебеды, но казавшимся таким сладким, будто он «с медом». Однако если кто-либо крал у Прохора этот хлеб, то тот оказывался горьким, словно полынь. Затем Прохор собрал из келий «попел» (пепел, золу) и превратил ее в соль, которую также раздавал нуждающимся. Это возмущало купцов, намеревавшихся нажиться на вздорожавшей провизии. Они жалуются на Прохора князю Святополку [2], а тот, посоветовавшись со своими боярами, отнимает у Прохора его чудесную соль, рассчитывая, что «богатство приобрящет». Но соль превращается в золу. На третий день князь приказывает выкинуть золу, и она снова становится солью, которую с радостью разбирают нуждающиеся горожане. Нетрудно заметить, в каком неприглядном виде выступает в этой легенде и князь, и его советники, и корыстолюбивые киевские купцы.

Любопытен и рассказ о монахе Федоре. Он немало претерпел от козней бесов, являвшихся к нему в облике его друга, монаха Василия, и ссоривших их. Наконец ему удается одолеть бесов и даже заставить их служить себе: то они за ночь перемололи по его приказанию пять возов зерна, то перенесли с берега Днепра на гору тяжелые бревна, доставленные по реке для восстановления пострадавших от пожара церкви и келий, и при этом разложили их по назначению: для пола, крыши и стен. Но этот фантастический мир чудес оказывается тесно переплетенным с миром реальных людей и человеческих взаимоотношений. Во-первых, бесы подстрекают «извозников», нанятых для перевозки бревен в монастырь, «воздвигнуть крамолу» на Федора и, подкупив взяткой судью, требовать у него оплаты за сделанную бесами работу. Во-вторых, бес является к боярину киевского князя в образе Василия и сообщает о богатом кладе, о местонахождении которого знает Федор. Боярин приводит мнимого Василия к князю Мстиславу Святополчичу. Тот решает завладеть кладом; отправившись, «аки на лов или на некоего воина крепка», с множеством воинов, хватает Федора и предает его страшным истязаниям, допытываясь о месте, где скрыты сокровища. Таким же истязаниям подвергается и друг Федора — Василий. Оба монаха умирают после пыток. Правда, князя настигает божественное возмездие — его убивает будто бы та же самая стрела, которой он смертельно ранил Василия [4]. Характерно, однако, другое: киевские князья и бояре, по свидетельству патерика, не останавливаются даже перед убийством монахов, побуждаемые своей гордостью или сребролюбием. Ореол почтения, которым, как утверждал тот же «Патерик», был окружен Киево-Печерский монастырь, и ореол христианского благочестия киевских князей совершенно блекнет. Дело, разумеется, не в «историчности» легенд, но в том характере взаимоотношений монастыря и мирян, которые так или иначе изображают патериковые легенды.

Сюжеты рассказов о киево-печерских монахах очень занимательны. Это отметил еще А. С. Пушкин в письме к П. А. Плетневу, говоря о «прелести простоты и вымысла» легенд о киевских чудотворцах [5]. В них сочетаются собственно агиографические приемы с приемами летописного повествования; вопреки условностям агиографического канона время от времени проскальзывают реалистические детали, черты живых характеров. «Киево-Печерский патерик» явился, таким образом, немаловажным этапом на пути развития сюжетного повествования в литературе древней Руси [6].

[1] Издание патерика: Патерик Киево-Печерского монастыря. Спб., 1911 (изданы 2-я Кассиановская и Арсениевская редакции); Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Вступление. Текст. Примитки. Киев. 1930 (издана 2-я Кассиановская редакция). Перевод на современный русский язык см. в кн.: Художественная проза Киевской Руси X-XIII вв. М., 1957, с. 149-226. О редакциях Киево-Печерского патерика см.: Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. — «ИОРЯС». 1901, т. VI, кн. 3-4; 1902, т. VII, кн. 1-4.

[2] События происходят, согласно легенде, во время междоусобной войны, когда князья Святополк Изяславич и Давыд Игоревич заманили к себе и ослепили Василька Теребовльского (эти события рассказываются в «Повести временных лет» под 1097 г.).

«Повести временных лет»; о гибели Ростислава упоминает и «Слово о полку Игореве».

Источник

Патерик

Литература патериков развивается в IV—V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων — «изречения святых старцев»), египетский патерик или «История монахов в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (греч. Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа Еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из неё читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого поста).

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик и т. д.).

Источник

ПАТЕРИКИ

Тер­мин «Патерики» впер­вые встре­ча­ет­ся в со­чи­не­нии ви­зантийского агио­гра­фа Ле­он­тия Кипр­ско­го «До­пол­не­ния к жи­тию Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го» (около 641-642 годов). Про­слав­ляю­щие под­виг ас­ке­зы, патерики пред­на­зна­че­ны для ду­ше­по­лез­но­го чте­ния хри­сти­ан, ук­ре­п­ле­ния в ве­ре. В от­ли­чие от жи­тия патерики рас­ска­зы­ва­ют не о всей жиз­ни под­виж­ни­ка, а лишь о наи­бо­лее зна­чи­тель­ном, с точ­ки зре­ния со­ста­ви­те­ля, её эпи­зо­де.

Из­вест­ны патерики, по­свя­щён­ные еги­пет­ским и от­час­ти па­ле­стин­ским и ви­зантийским мо­на­хам III-VI веков: «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» (конец IV века), «Лав­са­ик» Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го (начало V века), два сборника «Оте­че­ских из­ре­че­ний» («Apophteg­mata patrum») («Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» (конец V века), в ко­то­ром ста­тьи рас­по­ло­же­ны по име­нам от­цов и по те­мам бе­зы­мян­ных тек­стов, и «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние» (начало VI века, пе­ре­ве­дён­ное в середине VI века на латинский язык римскими диа­ко­на­ми Пе­ла­ги­ем и Ио­ан­ном), в нём тек­сты рас­по­ло­же­ны по те­мам), «Луг ду­хов­ный» Ио­ан­на Мос­ха (начало VII века); ита­лий­ским мо­на­хам V-VI веков по­свя­ще­ны «Диа­ло­ги о жиз­ни и чу­де­сах ита­лий­ских От­цов и о бес­смер­тии ду­ши» па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го (на латинском языке, конец VI века; в греческом пе­ре­во­де па­пы Рим­ско­го За­ха­рии, около 752). «Оте­че­ские из­ре­че­ния», ве­ро­ят­но, бы­ли соз­да­ны по об­раз­цу позд­не­ан­тич­ных сборников из­ре­че­ний зна­ме­ни­тых лю­дей, воз­мож­на так­же их связь с трак­та­том «Пир­кей Авот» («По­уче­ния от­цов») Миш­ны. Патерики пе­ре­во­ди­лись на многие язы­ки. В ча­ст­но­сти, до 5-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (553) бы­ли сде­ла­ны пе­ре­во­ды на копт­ский, сирийский, армянский, со­гдий­ский, арабский и эфи­опский язы­ки, со­хра­нив­шие в том числе вы­ска­зы­ва­ния лиц, позд­нее осу­ж­дён­ных как ере­ти­ки (например, Еваг­рия Пон­тий­ско­го).

Издания:

Луг ду­хов­ный / Пер. прот. М. И. Хит­ро­ва. Сер­ги­ев По­сад, 1915. М., 2013;

Les Sen­tences des Pères du désert / Ed. L. Régna­ult. Solesmes, 1966-1985. Vol. 1-5;

Си­най­ский па­те­рик / Изд. под­гот. В. С. Го­лы­шен­ко, В. Ф. Дуб­ро­ви­на. М., 1967;

Лав­са­ик, или По­ве­ст­во­ва­ние о жиз­ни свя­тых и бла­жен­ных от­цов Пал­ла­дия, еп. Еле­но­поль­ско­го. М., 1992;

Les apophtegmes des Pères: collection systéma­ti­que / Ed. J.-C. Guy. P., 1993–2005. Vol. 1–3;

Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999;

Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов. М., 2001;

Ми­те­ри­кон. Со­б­ра­ние на­став­ле­ний ав­вы Иса­ии все­че­ст­ной ино­ки­не Фео­до­ре. [Афон], 2001;

Па­те­рик Рим­ский: Диа­ло­ги Гри­го­рия Ве­ли­ко­го в древ­не­сла­вян­ском пе­ре­во­де / Изд. под­гот. К. Дид­ди. М., 2001;

Афон­ский па­те­рик, или Жиз­не­опи­са­ния свя­тых на Свя­той Афон­ской Го­ре про­си­яв­ших. 7-е изд. [М.], 2002. Ч. 1-2;

Ве­ли­кий Па­те­рик, или Ве­ли­кое со­бра­ние из­ре­че­ний стар­цев: сис­те­ма­ти­че­ская кол­лек­ция / Пер. А. В. Мар­ко­ва, Д. А. По­спе­ло­ва. М., 2005;

Отеч­ник, со­став­лен­ный свя­ти­те­лем Иг­на­ти­ем (Брян­ча­ни­но­вым). М., 2009.

Источник

Патерик

Что такое патерик в древнерусской литературе. Смотреть фото Что такое патерик в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что такое патерик в древнерусской литературе. Картинка про Что такое патерик в древнерусской литературе. Фото Что такое патерик в древнерусской литературе

Что такое патерик в древнерусской литературе. Смотреть фото Что такое патерик в древнерусской литературе. Смотреть картинку Что такое патерик в древнерусской литературе. Картинка про Что такое патерик в древнерусской литературе. Фото Что такое патерик в древнерусской литературе

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός ) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum ), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик [1] и т. д.).

Источник

Патерик

Смотреть что такое «Патерик» в других словарях:

ПАТЕРИК — (ново греч. paterikon, от pater отец). Книга, содержащая в себе жития святых отцов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТЕРИК ново греч. paterikon, от pater, отец. Описание жития святых. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка

ПАТЕРИК — ПАТЕРИК, патерика, муж. (от греч. pater отец) (церк., лит.). Книга, содержащая жития т.н. святых отцов (монахов какого нибудь монастыря). Киево печерский патерик. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

патерик — жизнеописание, сборник Словарь русских синонимов. патерик сущ., кол во синонимов: 3 • жизнеописание (10) • … Словарь синонимов

ПАТЕРИК — (от греческого pater отец), в православии сборник жизнеописаний отцов монахов с повествованиями о подвижнической жизни. Патерики появились в Византии в 4 в. Из русских патериков наиболее известны Киево Печерский и Соловецкий … Современная энциклопедия

ПАТЕРИК — (греч. Paterikon от pater отец), сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми (см. также Жития святых) … Большой Энциклопедический словарь

патерик — ПАТЕРИК, а, м. То же, что патер. Ср. модель с пятерик … Словарь русского арго

Патерик — (от греческого pater отец), в православии сборник жизнеописаний отцов монахов с повествованиями о подвижнической жизни. Патерики появились в Византии в 4 в. Из русских патериков наиболее известны Киево Печерский и Соловецкий. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Патерик — … Википедия

Патерик — 1) сборник повествований о благочестивой жизни и духовных подвигах христианских отшельников аскетов, монахов пустынни ков, святых; 2) собрание нравоучительных изречений христианских подвижников. Патерик состоит из небольших повествований … Эстетика. Энциклопедический словарь

ПАТЕРИК — (греч. Paterikón biblíon, от patēr — отец; в славянской традиции также «Отечник», — «Старчество»), общее название средневековых сборников назидательных рассказов о жизни прославившихся благочестием или аскетизмом христианских… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *