Что такое патерики в литературе

Патерик

Что такое патерики в литературе. Смотреть фото Что такое патерики в литературе. Смотреть картинку Что такое патерики в литературе. Картинка про Что такое патерики в литературе. Фото Что такое патерики в литературе

Что такое патерики в литературе. Смотреть фото Что такое патерики в литературе. Смотреть картинку Что такое патерики в литературе. Картинка про Что такое патерики в литературе. Фото Что такое патерики в литературе

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός ) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum ), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик [1] и т. д.).

Источник

Значение слова «патерик»

Что такое патерики в литературе. Смотреть фото Что такое патерики в литературе. Смотреть картинку Что такое патерики в литературе. Картинка про Что такое патерики в литературе. Фото Что такое патерики в литературе

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Литература патериков развивается в IV—V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων — «изречения святых старцев»), египетский патерик или «История монахов в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (греч. Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа Еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из неё читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого поста).

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик и т. д.).

ПАТЕРИ’К, а́, м. [от греч. patēr — отец] (церк., лит.). Книга, содержащая жития т. наз. «святых отцов» (монахов какого-н. монастыря). Киево-печерский п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

патери́к

1. церк. сборник, содержащий жития и изречения, нравоучения святых отцов, монахов какого-либо одного монастыря (по церковному уставу читается между службами, особенно за трапезой в монастырях) ◆ Это сказание находится и в Печерском патерике и в летописи преподобного Нестора. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое патерики в литературе. Смотреть фото Что такое патерики в литературе. Смотреть картинку Что такое патерики в литературе. Картинка про Что такое патерики в литературе. Фото Что такое патерики в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: инь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ПАТЕРИК

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и другие языки). Один из существенных этапов в этом раввитии отмечен появлением Луга духовного (Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (+ 634), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении некоего Софрония Софиста путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы святителя Григория Двоеслова с архидьяконом Петром (Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии еще до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся еще к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима и т.д.).

Использованные материалы

[1] О значимости Лавсаика свидетельствует тот факт, что рассказы из нее читаются в православном богослужении на утренях во всё время Великого Поста.

Источник

ПАТЕРИКИ

Тер­мин «Патерики» впер­вые встре­ча­ет­ся в со­чи­не­нии ви­зантийского агио­гра­фа Ле­он­тия Кипр­ско­го «До­пол­не­ния к жи­тию Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го» (около 641-642 годов). Про­слав­ляю­щие под­виг ас­ке­зы, патерики пред­на­зна­че­ны для ду­ше­по­лез­но­го чте­ния хри­сти­ан, ук­ре­п­ле­ния в ве­ре. В от­ли­чие от жи­тия патерики рас­ска­зы­ва­ют не о всей жиз­ни под­виж­ни­ка, а лишь о наи­бо­лее зна­чи­тель­ном, с точ­ки зре­ния со­ста­ви­те­ля, её эпи­зо­де.

Из­вест­ны патерики, по­свя­щён­ные еги­пет­ским и от­час­ти па­ле­стин­ским и ви­зантийским мо­на­хам III-VI веков: «Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов» (конец IV века), «Лав­са­ик» Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го (начало V века), два сборника «Оте­че­ских из­ре­че­ний» («Apophteg­mata patrum») («Аз­буч­но-ано­ним­ное со­б­ра­ние» (конец V века), в ко­то­ром ста­тьи рас­по­ло­же­ны по име­нам от­цов и по те­мам бе­зы­мян­ных тек­стов, и «Сис­те­ма­ти­че­ское со­б­ра­ние» (начало VI века, пе­ре­ве­дён­ное в середине VI века на латинский язык римскими диа­ко­на­ми Пе­ла­ги­ем и Ио­ан­ном), в нём тек­сты рас­по­ло­же­ны по те­мам), «Луг ду­хов­ный» Ио­ан­на Мос­ха (начало VII века); ита­лий­ским мо­на­хам V-VI веков по­свя­ще­ны «Диа­ло­ги о жиз­ни и чу­де­сах ита­лий­ских От­цов и о бес­смер­тии ду­ши» па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го (на латинском языке, конец VI века; в греческом пе­ре­во­де па­пы Рим­ско­го За­ха­рии, около 752). «Оте­че­ские из­ре­че­ния», ве­ро­ят­но, бы­ли соз­да­ны по об­раз­цу позд­не­ан­тич­ных сборников из­ре­че­ний зна­ме­ни­тых лю­дей, воз­мож­на так­же их связь с трак­та­том «Пир­кей Авот» («По­уче­ния от­цов») Миш­ны. Патерики пе­ре­во­ди­лись на многие язы­ки. В ча­ст­но­сти, до 5-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (553) бы­ли сде­ла­ны пе­ре­во­ды на копт­ский, сирийский, армянский, со­гдий­ский, арабский и эфи­опский язы­ки, со­хра­нив­шие в том числе вы­ска­зы­ва­ния лиц, позд­нее осу­ж­дён­ных как ере­ти­ки (например, Еваг­рия Пон­тий­ско­го).

Издания:

Луг ду­хов­ный / Пер. прот. М. И. Хит­ро­ва. Сер­ги­ев По­сад, 1915. М., 2013;

Les Sen­tences des Pères du désert / Ed. L. Régna­ult. Solesmes, 1966-1985. Vol. 1-5;

Си­най­ский па­те­рик / Изд. под­гот. В. С. Го­лы­шен­ко, В. Ф. Дуб­ро­ви­на. М., 1967;

Лав­са­ик, или По­ве­ст­во­ва­ние о жиз­ни свя­тых и бла­жен­ных от­цов Пал­ла­дия, еп. Еле­но­поль­ско­го. М., 1992;

Les apophtegmes des Pères: collection systéma­ti­que / Ed. J.-C. Guy. P., 1993–2005. Vol. 1–3;

Древ­не­рус­ские па­те­ри­ки: Кие­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик / Изд. под­гот. Л. А. Оль­шев­ская, С. Н. Трав­ни­ков. М., 1999;

Ис­то­рия еги­пет­ских мо­на­хов. М., 2001;

Ми­те­ри­кон. Со­б­ра­ние на­став­ле­ний ав­вы Иса­ии все­че­ст­ной ино­ки­не Фео­до­ре. [Афон], 2001;

Па­те­рик Рим­ский: Диа­ло­ги Гри­го­рия Ве­ли­ко­го в древ­не­сла­вян­ском пе­ре­во­де / Изд. под­гот. К. Дид­ди. М., 2001;

Афон­ский па­те­рик, или Жиз­не­опи­са­ния свя­тых на Свя­той Афон­ской Го­ре про­си­яв­ших. 7-е изд. [М.], 2002. Ч. 1-2;

Ве­ли­кий Па­те­рик, или Ве­ли­кое со­бра­ние из­ре­че­ний стар­цев: сис­те­ма­ти­че­ская кол­лек­ция / Пер. А. В. Мар­ко­ва, Д. А. По­спе­ло­ва. М., 2005;

Отеч­ник, со­став­лен­ный свя­ти­те­лем Иг­на­ти­ем (Брян­ча­ни­но­вым). М., 2009.

Источник

Патерик

Литература патериков развивается в IV—V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων — «изречения святых старцев»), египетский патерик или «История монахов в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (греч. Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа Еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из неё читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого поста).

Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.

В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.

По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик и т. д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *