Что такое патриархальная теория государства
Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
Полезное
Смотреть что такое «Патриархальная теория происхождения государства» в других словарях:
Теории происхождения государства — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют… … Юридическая энциклопедия
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют… … Энциклопедический словарь экономики и права
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — основные из них: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Наиболее популярны в мире: теологическая (идеи божественного происхождения государства и права),… … Энциклопедический словарь экономики и права
Теория родового быта — так называется учение известной школы историков и юристов, по которому исходным моментом истории и права арийских народов служил своеобразный союз кровных родственников, именуемый родом, в противоположность другой школе, утверждавшей, что таким… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВАИ ПРАВА — основные из них: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Наиболее популярны в мире: теологическая (идеи божественного происхождения государства и права),… … Юридическая энциклопедия
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАР-СТВАИ ПРАВА — основные из них: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская). Наиболее популярны в мире: теологическая (идеи божественного происхождения государства и права),… … Энциклопедический словарь экономики и права
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия
Патриархальная теория. Функции государства.
Патриархальная теория берет начало из недр теологии. Она трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.
Уже в античное время Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642), «Патриарх» (1680). Р. Филмер в своей работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
Так происхождение государства и теория «божественного права королей» выводились из изначального патриархата.
Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.
В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:
— определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
— создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходование налогов.
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.
Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).
Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.
Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения.
Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.
Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
Патриархальная теория происхождения государства — плюсы и минусы
Становление патриархальной теории происходило еще в VI-V веках до н.э. Впервые ее идеи были сформулированы китайским философом Конфуцием. В последующем она получила свое развитие в труде «Политика» греческого мыслителя Аристотеля. В процессе рассмотрения психологии поведения человека философ сформулировал вывод о том, что человек является коллективным существом, жить один он не может. Это послужило основанием для формирования идеи о создании общественных объединений по семейному принципу.
Суть теории
Теория сводится к следующему: государство появляется в результате разрастания семьи. Монархом является глава семейства. Являясь патриархом, он обращается и управляет поданными как своими детьми. Таким образом, его власть стает продолжением власти отца.
По мнению Аристотеля, формирование государства связано с естественными процессами жизнедеятельности человека. В первую очередь это обусловлено тем, что люди, обладая даром речи, инстинктивно стремятся к общению с другими. Такое взаимодействие происходит не только с целью выражения всевозможного спектра эмоций, но также для передачи мнения об окружающей реальности: что полезно и вредно, что есть зло и добро.
Помимо того человек по сравнению с множеством иных живых существ является более политическим, общественным существом – он создан для сожития с другими. Таким образом, происходит объединение людей, сплочение их в семьи, которые в дальнейшем, расширяясь, расселяясь и объединяясь, постепенно формируют государство. Различные виды общения между семьями и селеньями, по мнению философа, воплощаются в высшей форме общения.
Оценка патриархальной теории
Как любая теория формирования государства патриархальная также имеет свои достоинства и недостатки. Существует разнообразное мнение о том, насколько объективно, достоверно описывает данная доктрина сущность возникновения государственного строя.
В настоящее время часть экспертов согласны с идеями, которые развивал Аристотель и его последователи. В результате изучения архаичных структур на примере жизни и быта североамериканских индейцев ученые сформулировали вывод о том, что государственные формирования изучаемых племен формировались по принципу семьи. Однако в то же время современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытно-общинного строя.
Плюсы теории
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие основные достоинства патриархальной теории:
В целом же, опираясь на патриархальную теорию создания государства возможно создание такого строя, которое будет искоренять безнравственное, неразумное отношение к людям. Построение государства по типу семейных отношений способствует:
Минусы теории
Несмотря на то, что патриархальная теория справедливо определяет связь «семья и государство», исследователи в этом видят ее недостатки, которые обусловлены следующими противоречиями:
Данная теория также имеет недостатки, которые сопряжены с пояснением взаимосвязи задач государства в области охраны и агрессии с задачами семьи по воспроизведению потомства и совместному потреблению. В частности, идеи доктрины не дают ответ на вопросы о:
Заключение
Хотя в текущей ой научной мысли патриархальная теория появления государства не нашла однозначной оценки среди специалистов, все же ее положения нашли дальнейшее развитие в идее государственного патернализма. Она заключается в формировании системы отношений «власть-общество», где государство берет на себя ответственность о заботе о гражданах в неблагоприятной для них случаях.
Патриархальная и договорная теории происхождения государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Патриархальная теория происхождения государства
Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха».
Плюсами теории является то, что она:
Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.
Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Готовые работы на аналогичную тему
Договорная теория происхождения государства
Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо.
По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году.
На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).
Теория общественного договора Т. Гоббса.
Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии.
Теория общественного договора Дж. Локка.
Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона.
Теория общественного договора А.Н. Радищева.
Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.
Что такое патриархальная теория государства
Сторонники: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н. Михайловский
Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.
Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи.
В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения. И это свойственно не только Аристотелю с его гуманным отношением к человеку и обществу, но и другим идеологам патриархальной теории.
В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Власть, по мнению Р.Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье.
Патриархальная теория дает основу патернализму – слепой глубокой вере в «царя-батюшку». На этом явлении, таким образом, строится более прочное легитимная господство. Это, помимо идеи Р. Филмера «власть от Адама», уже второе основание для нерушимой власти правителя. Легитимация, благодаря этим основаниям, происходит на двух уровнях. Если в современных концепциях легитимность – это признание правителя подданными, то есть один уровень взаимодействия, то патриархальная теория предлагает второй уровень – признание правителя Богом. Тень теологической парадигмы здесь весьма значительна, поскольку именно Бог фигурирует как дарующий жизнь и власть обществу, первооснове государства. Но в целом патриархальная теория является отражением натуралистической парадигмы. Государство возникает вследствие разрастания семьи – естественной совокупности биологических единиц.
С точки зрения понимания патриархальная концепция так же проста и доступна, как и теологическая. В вопросе об истоках власти, эти теории таксономичны. Теория примитивна, т.к не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Но данная теория уже способна дать власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз. Подобное отношение между правителем и подданными выделяется в ходе исследования взаимодействия между властью и обществом. Это исследование есть факт проявления интереса к различным политическим явлениям. Следовательно, мы можем говорить о прогрессе в политических воззрениях на генезис государства.