Что такое патриархат в отношениях
Что такое «патриархат» в современном понимании?
Патриархальный строй человеческого общества сформировался много тысячелетий назад, но его проявления сохраняются в мире до сих пор. Определение слова «патриархат» так же значительно видоизменялось с течением времени. Из этой статьи вы узнаете: что такое патриархат в современном понимании, какие признаки его характеризуют и как он зародился. Начнём.
Что такое патриархат?
Патриархат — это особая форма общественных отношений, где главенствующую роль в семье, обществе и государстве занимает представитель мужского пола, а женщинам отводятся роли второстепенные. Термин «патриархат» произошел от греческого «pater» — отец и «archo» — управляю, властвую; буквально – «отцевластие». При рассмотрении патриархата с точки зрения теории полов, можно сделать вывод, что патриархат является некоторой формой ущемления женской половины человечества. То есть, патриархат может рассматриваться в качестве общественного строя, где мужчины доминируют над женщинами.
Здесь стоит отметить, что патриархат в ходе развития человеческой истории проявлялся на самых разнообразных культурных и социальных уровнях, затрагивая политическое, экономическое, правовое устройство культуры и общества. Несмотря на то, что в современном мире наблюдается некоторый отход от патриархального строя, его влияние, несомненно, все еще остается достаточно сильным. При этом все большее и большее внимание уделяется этим проблемам, во многом в связи с возникновением феминизма — движение за равенство прав мужчин и женщин.
Изначально патриархат подразумевал организацию общества, где отмечалась автократическая власть мужчины. В реалиях современного мира термин используется значительно более широко, характеризуя отдельные отрасли или системы, где господствуют мужчины или обладают значительным численным перевесом.
Признаки патриархата
При выделении патриархального строя общества опираются на наличие следующих признаков:
Исходя из этих признаков, можно делать вывод о том, что в обществе доминирует патриархальный строй.
На какие сферы жизни распространяется патриархат?
Власть мужчин при таком строе общества распространяется на все отрасли человеческой жизни. Здесь стоит отметить, что в современных реалиях во всех странах мира главой семьи всегда является мужчина. Также стоит отметить, что в политическом аппарате в процентном соотношении мужчин значительно больше, чем женщин, которых не очень охотно пускают к государственной власти.
Особенности патриархата можно заметить даже в воспитании детей. Мальчиков с детства приучают быть сильными и самостоятельно справляться с проблемами, им нельзя быть слабыми, поскольку на них будет все держаться. Девочкам же прямо говорят, что им разрешаются различные слабости, потому что мужчина в случае чего поможет и поддержит. Таким образом, патриархат может оказывать влияние на все сферы жизни общества, начиная от политической и заканчивая семейной.
История зарождения патриархата
Для лучшего понимания того, что такое патриархат, требуется обратиться к истории его возникновения. Современные ученые полагают, что все первые исторически сформировавшиеся цивилизации на Земле обладали исключительно патриархальным строем. Однако здесь стоит отметить, что есть категория ученых, полагающая, что в неолите и палеолите цивилизации были равноправными с точки зрения пола. Тем не менее, основная позиция ученых заключается в том, что патриархальное строение общества является природным и биологическим феноменом, который и определяет принципы строения человеческого общества. При этом некоторые ученые считают, что подобный строй должен преобладать и в будущем.
Патриархат стал наиболее распространенной формой общественных отношений в момент развала первобытнообщинных отношений, когда стремительно стала возрастать роль мужчины в хозяйстве, в связи с разделением труда. Физические данные позволяли мужчинам значительно лучше справляться с охотой, рыбной ловлей и скотоводством, что и стало причиной их господства в управлении. Большая часть военных действий, а также различные взаимодействия между территориальными образованиями также оставались за мужчинами, из-за чего роль женщин все сильнее сводилась к ведению домашнего хозяйства.
Впоследствии, в ходе все более активного деления общества на классы, а также постоянной имущественной дифференциации, мужская роль в обществе продолжала расти. Важность патриархата для становления и развития человеческой истории продолжает быть предметом постоянных споров и дискуссий. Однако наибольшую популярность во все времена получала теория о том, что общество было патриархальным с момента происхождения человечества, поскольку это объясняется биологическими особенностями строения женского и мужского тела. В разные времена сторонниками этой теории были Платон и Аристотель, Г. Мэн, Однако ближе к 19 веку она получала все более сильное опровержение, многие ученые стали высказываться о необходимости гендерного равенства. Среди них были Л.Г. Морган, Фридрих Энгельс. Эти же концепции были приняты значительным количеством советских ученых.
Борьба феминизма против патриархата
В условиях современного развития общества все больше разговоров о том, что патриархальный устрой общества является несправедливым, поскольку он подавляет права женщин, а также в значительной степени ограничивает их социальный статус и возможности под заранее ограниченные критерии. Современные женщины все больше говорят о том, что данные критерии являются стереотипными. С точки зрения феминизма, патриархат является некорректным строем, который использует различия маскулинности и фемининности, чтобы организовать подобие политического различия между свободой и подчинением.
Основной методикой борьбы феминизма с патриархальным типом строя является порицание и критический анализ, позволяющий выявить основные негативные аспекты проявления патриархата. При этом данным движением постоянно пытаются воспользоваться определенные круги в собственных целях, которые стремятся подменить понятия, пользуясь философским подходом к пониманию патриархата. Таким образом, создается удобный инструмент для управления объединениями людей. Одним из основных лозунгов феминизма является тот факт, что патриархат стремится стереть женскую модель поведения, заранее определяя принципы поведения, как для мужчин, так и для женщин. Исходя из этого определения, уже ведутся разнообразные диспуты, в ходе которых и формируются дополнительные трактовки, формулировки и определения. Все они ведут к раскрытию дискриминации определенной категории людей по полу.
Основные недостатки патриархата
Разумеется, как и любое явление, патриархат обладает собственными преимуществами и недостатками. Среди преимуществ можно выделить крепкую и полноценную семью, которая стремится достичь благополучия в различных сферах. К тому же патриархат предлагает строгое распределение обязанностей, что значительно упрощает процесс их выполнения. Однако, разумеется, недостатков патриархата также довольно много. Самым основным из них является тот факт, что патриархат, также как и матриархат, является крайностью. В случае патриархата вся власть будет сосредоточена в руках мужчины, а в случае матриархата – у женщины. При этом ни одна из систем не предлагает равных прав и возможностей для второй половины.
Стоит понимать, что патриархальный строй существенно снижает шансы женщин на получение желаемой работы или карьеры. В большинстве случаев она вынуждена заниматься хозяйством и детьми, не имея возможности получить должное образование. Таким образом, весь круг ее интересов замыкается на семье, что делает ее крайне зависимой.
Заключение
В заключение стоит отметить, что патриархальные принципы строения общества сохранились и до наших дней. Полностью преодолеть данное явление невозможно. Происходит постепенное улучшение отношения к женщинам, им предоставляется все больше возможностей, однако на текущий момент полноценное гендерное равноправие невозможно. Достижимым является обретение все большего количества прав для женщин, чтобы со временем прийти к равноправию полов.
Откуда возник патриархат и как он влияет на общество
Культурная парадигма патриархата
Патриархат (от греческого «власть отца») — тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам.
Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.
В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.
Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.
При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.
Составляющие современной патриархальной культуры
Как менялся патриархат
В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое» — своде правил семейной жизни и норм делового этикета, который появился в конце XV века в Новгороде. Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей. «Богу и мужу угодить», — так описывался смысл женского существования.
С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи, в которой мужчина — «добытчик», а женщина сидит дома и воспитывает детей стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию. Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.
Устройство современного патриархата
Постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.
Но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. Из-за этого женщины сталкиваются с неравной оплатой труда, «стеклянным потолком» и вынуждены заниматься бесплатным домашним трудом и эмоциональным обслуживанием:
Когда и как установился патриархат
Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.
Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.
Гендерные стереотипы родились в матриархате
Картина мира древних людей складывалась из того, что они видели. Такими видимыми процессами были беременность и роды, в которых самцы не принимали участия. Женщина рожает ребенка, подобно тому как земля «рожает» фрукты и ягоды. Что именно было причиной зачатия, оставалось загадкой.
Женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм, который может и вовсе обойтись без мужчин. Поэтому в матриархальном обществе единственными причинами существования мужчин считались функции «охранников», «добытчиков» и «источника удовольствий» для женщин. Вероятно, именно так сложились гендерные стереотипы, однако позже в патриархате отношение к традиционным ролям сменилось.
Переход к земледелию вызвал гендерную революцию
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.
Влияние патриархата на мужчин
Несмотря на привилегированное положение, мужчины в текущей общественной системе тоже страдают, поскольку на них давит предписываемая гендерная роль. По версии американского исследователя Роберта Бреннана, озвученной в 1976 году, традиционные принципы «настоящего мужчины» таковы: мужчина не должен проявлять эмоции, но должен быть лидером, физически сильным, готовым решать конфликты физически, агрессивно добиваться женского внимания. Следование стереотипам и устаревшим принципам о «настоящем мужике» часто приобретает нездоровую форму токсичной маскулинности, что вредит как самим мужчинам, так и обществу в целом.
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованном поведении», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность, к тому же они вдвое реже проходят профилактические осмотры у врачей.
В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.
Патриархат и экономика
Техника семейной безопасности,
или Патриархат истинный и ложный
Семья купца в XVII веке. 1896. Художник: Андрей Рябушкин
«Широко известна в узких кругах» одна специфическая претензия к православным. Суть её в том, что именно-де мужья-христиане склонны к построению «тиранических абъюзивных отношений», а жены-христианки терпят это безобразие годами, просто никому не рассказывают. Эти интересные мысли я сначала прочитала у одного психолога, потом еще у парочки, и подумала: «Что за бред, где вы видели таких невменяемых, каких описываете?» Но потом жизнь стала подкидывать мне иллюстрации.
Например, пару лет назад мы с мужем-священником в качестве людей «пишущих» пришли в одно молодежное православное сообщество беседовать о церковной публицистике. Супруг провел меня в аудиторию, пошутив, что он в нашей паре будет за косноязычного Моисея, а мне хотел бы предоставить слово, как более говорливому «Аарону». И вот, мы пообщались с православными юношами, будущими миссионерами, разошлись и уже забыли о встрече…
А потом на службе в каком-то храме к мужу подошел парень-алтарник, один из участников беседы.
Покровительственно взяв под локоток, «юноша бледный со взором горящим» отвел моего супруга в сторонку (кто представляет рост-выправку-бороду отца Димитрия, тому должно стать уже смешно). А дальше больше — молодой человек вежливо, но серьезно сообщил отцу Димитрию:
– Мы тут обсудили с ребятами: вы, батюшка, неправильно ведете себя с матушкой, как подкаблучник. Вы же неплохой священник, мы вас уважаем, но так нельзя, это соблазн для паствы!
Когда отец Димитрий рассказал мне сей дивный анекдот и мы вдоволь отсмеялись, то стали гадать, что же так «соблазнило» молодых людей. Может, «западническая» галантность, с которой он мне после встречи пальто подавал? Или «роль Моисея»? Мы решили, что, наверное, последнее. Вероятно, встречу с «батюшкой и матушкой» молодые люди представляли более эпично: суровый бородатый батюшка должен был пламенно вещать, постукивая туфлей по столу, а его супруга в платочке «в нахмурку» – почтительно стоять за спиной, не дерзая присесть от избытка почтения.
Это было эффектное подтверждение того печального факта, что в головах некоторой части православного мужского сообщества, пусть не очень большой (но все же), до сих пор живет какой-то полуанекдотический образ извращенного «патриархата». И «патриархат» такого типа родом не столько из христианства, сколько из традиционного уклада древневосточных деспотий. А на дворе – давно не 1990-е, когда еще можно было списать любую карикатуру на нехватку книг и церковного образования.
«Патриархат» такого типа родом из традиционного уклада древневосточных деспотий
Но смеяться над подобным анекдотом можно только до тех пор, пока такой юноша не женился и не начал «туфлей по столу» бороться за имидж «православного патриарха» из собственных фантазий. Еще лет 40 назад это стало бы рождением несчастливой семьи, недостойной высокого звания «осколка рая» – а именно таким «осколком», заповедником любви должна быть в идеале христианская семья. Но спустя время «патриарх» мог бы повзрослеть, поумнеть и поумерить гордыню, семья могла бы прийти к своему идеалу (а могла бы и не прийти). Сегодня же и вовсе никакой семьи у него просто не останется: юный патриарх не успеет повзрослеть и пересмотреть свои взгляды до того, как жена его просто сбежит. Ведь женщина, в свою очередь, сегодня находится под влиянием «абьюзивной парадигмы», то есть готова в любой глупости и инфантильной агрессии видеть сразу абьюз (семейное насилие) и спасаться бегством. Иногда, впрочем, не зря.
Как сделать, чтобы было по-другому? Чтобы юные христиане строили свои семьи как красивую иллюстрацию слов Господа «Нехорошо быть человеку одному», а не как поле битвы «кто кого первый возьмет под каблук»? А вот с этим сложно.
Свежий пример той каши, что варится порой в головах верующих мужей, – реальный вопрос священнику в соцсети:
«Могу ли я применить силу ради христианского наставления жены? По-хорошему она не понимает».
Священник ответил такому «наставнику»:
«Христианское наставление свершается терпеливо и с любовью, а не грубой силой. Жена не раба ваша, а богоподобная личность и мать ваших детей, доверившаяся вам для пожизненного о ней и о чадах ваших попечения и заботы. Гнуть её мнение на свой лад можно, но бережно, добрым словом, чтоб не сломалась. В этих вопросах ‟не понимают”, если не хотят понять, а от вашей грубости желания склоняться навстречу вашим инициативам у неё не прибавится».
Но отвечающий – монах, игумен монастыря, и я прекрасно понимаю, что вопрошавший, скорее всего, скажет себе: «Да у него просто нет жены, ничего-то он не понимает!» И пойдет искать себе советчика из числа каких-нибудь психически травмированных жизнью со «злой женой», который ответит ровно то, что от него хотят услышать.
Насколько легко монахи дают советы о семейной жизни, настолько тяжело уговорить семью поделиться «рецептом» счастья
Поначалу я вынашивала идею – сделать, в пику подобным умонастроениям, серию интервью со счастливыми священническими семьями, – но мало преуспела. Насколько легко монахи и целибатные клирики дают советы о семейной жизни, настолько тяжело уговорить семью поделиться «рецептом» счастья. Молодые и «необстрелянные» еще согласны давать интервью, а с возрастом многих накрывает смиренное «я знаю, что ничего не знаю». А еще люди боятся искушений. Тут действительно возможно «двойное комбо» после публикации: и дух тонкого тщеславия нет-нет, да подкрадется, отравляя семейное спокойствие, и вообще, для лукавого большая победа и амбициозная цель – разрушить семью, на которую уже начал кто-то равняться.
Получается, часто адекватные, мудрые и любящие друг друга люди отказываются от публичности наотрез, либо соглашаются, но скромничают, и как таковой информации выдают достаточно немного. Причем особенно мало информации о преодолении неизбежных трудностей и о «притирке» первых лет совместной жизни, поскольку счастливая семья со временем просто забывает про эти трудности.
Отец Александр с супругой Ульяной Сергеевной (ур. Осоргиной) на Сергиевском подворье в Париже. Пр. 1951 г.
Ну и, конечно, любое интервью, любая современная телепередача о христианской семье иными ревнителями «древнего патриархата» воспринимается скептически, в стиле: «Все они модернисты, а вот то ли было раньше»! Но что было раньше? При внимательном рассмотрении концепции мужского «ультрапатриархата» становится понятно, что речь отнюдь не о «древнем идеале, заповеданном предками». Речь, скорее, об идеалах определенной социальной прослойки прошлого, самой необразованной.
Современные неофиты чаще всего христианство ассоциируют с крестьянством. А значит, заимствуют именно крестьянские моральные нормы и бытовые обычаи
Мне нравится остроумная мысль, что современные неофиты чаще всего христианство ассоциируют с крестьянством. А значит, заимствуют именно крестьянские моральные нормы и бытовые обычаи. Именно в этой среде было нормально «ломать жену об колено» и прочие прелести безбожных отношений с ближними, хорошо отраженные в русской литературе (из страшного могу рекомендовать чеховскую повесть «В овраге» или «Юдоль» Лескова). Это в целом понятно – когда речь о банальном выживании, не до сантиментов с идеалами. Но даже здесь – речь не о крестьянстве вообще: оно было весьма неоднородно, хотя именно в крестьянской среде в силу недостатка образования максимально долго сохранялись и процветали языческие суеверия. Кстати, не только на Руси: слово «поганый» в значении «языческий» пришло к нам, вероятнее всего, из Рима, ведь на латыни «язычник» («паганус») – это просто наименование земледельца.
А поскольку после революции нашу страну ждала «социальная однородность» с равнением на понижение, то и нормы внутрисемейного общения тоже стали весьма однородными – по нижней границе нормы, скажем так.
А как выглядела счастливая христианская семья в образованных слоях общества? У нас есть пример святых Царственных мучеников, но давайте специально обратимся к ситуации социально более к нам близкой. Возьмем семью священника и его жены, воспитанных в дореволюционной образованной, но небогатой среде, оставивших нам свидетельства действительно счастливой и богоугодной жизни. Например, семью протопресвитера Александра Шмемана.
Конечно, «ультрапатриархальный» читатель и тут волен воскликнуть: «Да он модернист!», но не всё так просто. Для религиозной и культурной среды Америки, в которой отец Александр служил большую часть жизни, он был более чем консервативен – это во-первых. В отношении семейных ценностей и «женского вопроса» он был бесспорный традиционалист. Жена же его, Ульяна из рода Осоргиных, была прямым потомком святой праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род ее на протяжении веков сохранил церковность самую истовую, религиозную жизнь глубокую и пронизывающую все сферы существования.
И Александр, и Ульяна родились в Европе в семьях дворян-эмигрантов, были воспитаны в дореволюционной православной традиции. В мемуарах Ульяна многократно вспоминает, каким восторженно-рыцарским было отношение ее отца к ее матери, как нежно любил он детей. Её детство прошло в бедности и нестабильности эмигрантской жизни, но бедность эта никоим образом не озлобила родителей, и воспоминания детства Ульяны Шмеман – воспоминания о бесконечной любви, радости и свободе. Эта атмосфера любви и доверия, с детства воспринятая в семье, помогла Шмеманам и в собственную семью сразу же привнести дух взаимного доверия и свободы, которые отражены в мемуарах Ульяны Шмеман «Мой путь с отцом Александром» и в её сборнике «Радость служения».
Воспоминания детства Ульяны Шмеман – воспоминания о бесконечной любви, радости и свободе
Была ли семья отца Александра патриархальной? В евангельском смысле – да. Их молодые годы прошли в оккупированном немцами Париже, затем состоялся сложный переезд с маленькими детьми в Америку – в бытовом плане это был переезд «в никуда». Хорошо видно, что Ульяне как женщине пришлось много смиряться с бытовыми трудностями, но что пастырское служение супруга она всегда ставила выше всех этих трудностей. В дневниках отца Александра видно, как много он думал о жене, поддерживал и сочувствовал ей, как много у них было самого близкого общения и как прислушивался он к её мнению. Когда бытовая сторона жизни наладилась, а дети подросли, супруга отца Александра много работала, и еще на ее плечи ложился прием бесчисленных чад, коллег, соратников и почитателей её мужа. По воспоминаниям детей, она несла свое служение с радостью и вдохновением. При этом сама себя она с некоторым сожалением называла человеком авторитарным, а у отца Александра в дневнике есть забавная запись о том, что «счастливые мужья – подкаблучники».
У отца Александра в дневнике есть забавная запись о том, что «счастливые мужья – подкаблучники»
Правда, из мемуаров понятно, что в семье её «авторитарность» выражалась в том, что Ульяна чаще супруга брала в свои руки инициативу по выбору кафе для ужина вдвоем или маршрута для совместной прогулки. А его авторитет проявлялся, например, в решении переехать за океан и уговорить на этот переезд жену, которой, кстати, пришлось за океаном оставить и родителей, и всю мало-мальски родную среду. Но они были счастливы, единодушны и сознательно берегли всю жизнь свое единодушие. Думаю, из описанного следует, что с точки зрения «древневосточной деспотии» эта семья была «недостаточно» патриархальной, поскольку никто никого «об колено» не ломал и «знать свое место» не требовал.
Что ж, если этот пример выглядит недостаточно авторитетно для тех, кто верит, что патриархат – это про агрессию и властолюбие, обратимся к более древнему представителю Церкви – святителю Иоанну Златоусту. Его взгляды на семейный вопрос недавно прекрасно систематизировала Анна Сапрыкина. Мне же остается привести лишь пару совершенно исчерпывающих цитат. Вдруг кто-то из «юношей бледных со взором горящим» сочтет хотя бы святителя достаточно авторитетным толкователем евангельского семейного идеала:
«И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку…
Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце… не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять родителей? …Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она – жена, слабый сосуд, а ты – муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной».
«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви… Он (страдал за Церковь), отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его…».
«…общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой как с рабой, а не как со свободной?»
Насилие и бессмысленное властолюбие – это та часть жизни, в которую человек сознательно не захотел пустить Христа