Что такое патриотический пафос эпичность метафорический персонаж
Конспект урока литературы в 9 классе.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ОБРАЗ АВТОРА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС, ЭПИЧНОСТЬ И
ЛИРИЗМ ПОЭМЫ. КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.
СВЯЗЬ С НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ,
I. Определите главную идею «Слова о полку Игореве». Обоснуйте свой ответ. (Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено не только «Золотое слово» Святослава — идеологический центр поэмы, но и исторические отступления автора, из которых ясно видно: были едины—одерживали славные победы; вступили в распри — принесли лишь горе и страдание Русской земле. Даже тема дружбы братьев — Игоря и Всеволода — подчинена этой идее. Именно братской дружбы не хватало тогдашней Руси, страдавшей от распрей, когда отец шёл на сына и брат на брата. Если бы все князья любили друг друга, как Игорь и Всеволод, не пришлось бы бояться набегов кочевников, не стонал бы «Киев от горя, а Чернигов от напастей».)
Нам неизвестно имя автора. Анонимность вообще входила в этикет средневекового искусства. Мы лишь можем предположить, что он был участником описанных событий. Глубокое знание русской истории, а также любимой забавы князей — соколиной охоты – говорит в пользу того, что он был не простым воином, а приближенным к князю знатным человеком.
Давайте подумаем, что само творение смогло поведать о своем творце? (Проверка домашнего задания.)
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИКА
1. Патриотический пафос «Слова. » прежде всего в том, что главный герой его — Русская земля. Храбрые дружины для автора – русские полки, русичи, которых ждут «жены русские».
Тень тревоги впервые зарождается в поэме, когда рефреном звучат строчки: «О Русская земля! Ты уже за холмом». Святослав в своем «Золотом слове» упрекает Игоря прежде всего в том, что принес беды на «землю Русскую». И, наконец, побег Игоря из плена это радость прежде всего для «земли Русской».
2. Автор «Слова. » — историк. События Игорева похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит историю смут на Руси как наглядный урок, мы понимаем историческую предопределенность поражения как следствия княжеских раздоров. И Игоря мы уже воспринимаем как типичного представителя его эпохи.
Да и обращение к князьям во II части поэмы свидетельствует о прекрасном знании автором политической карты.
3. Анализ наиболее поэтичных, с точки зрения учащихся, фрагментов «Слова. » по плану:
— каково содержание данного отрывка?
— как выражаются в нем чувства автора?
— какую роль в развитии лирической темы играют средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, риторические фигуры)?
4. Анализ психологических мотивов поведения Игоря.
Почему Игорь допускает непростительное пренебрежение явными знаками неба? (Автор понимает, что Игорь не в силах бороться со страстным желанием, которое заслоняет от него все. Он твердо решил либо голову сложить, либо «испить шеломом синего Дону» наперекор всем предначертаниям судьбы.)
5. Новаторство «Слова» проявляется в сравнении с известными памятниками древнерусского искусства. Вспомним литературные произведения Древней Руси, покажем учащимся репродукции фресок Андрея Рублева, фотографии древних киевских соборов.
Новаторство проявляется в том, что:
а) Герои показаны не только в действии и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны.
б) Сон Святослава как развернутая метафора происходящих событий не просто явился авторской находкой, но и предвосхитил все грядущие «сны» Лермонтова, Достоевского, Лескова.
в) Впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с Игорем Овлура.
г) Название поэмы, в котором посвящение не столько самому князю, сколько его походу, то есть воинам, должно было звучать не просто новаторски, но и смело.
I V . Составьте план сюжета «Слова». Назовите основные элементы его композиции. (Экспозиция — вступление, завязка — вступление в поход, развитие действия — солнечное затмение, два боя и пленение Игоря, беды на Русской земле, кульминация политической линии сюжета — «Золотое слово» Святослава, лирической линии сюжета — плач Ярославны, развязка — бегство Игоря из плена, прославление князей и дружины.)
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Конспект урока по литературе на тему » Патриотический пафос «Слова о полку Игореве». Композиция. Связь с фольклором»
Литература 9 класс
Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.
Начинаем урок с показа клипа «Слово о полку Игореве».
–Что легло в основу сюжета?
Основа историческая. Автор рассказывает о походе на половцев новгород – северского князя Игоря Святославича в 1185 г.
Основные этапы сюжета:
— Вступление, где автор определил временные рамки и познакомил читателя со своей творческой манерой, заявив об отказе следовать поэтическим традициям.
— Завязка: решение Игоря отправиться со своим отрядом на половцев.
— Развитие действия – дальнейшие события: солнечное затмение, предвещающее поражение; первый бой, выигранный русской дружиной.
— Кульминация: подоспевшие половецкие войска разгромили дружину Игоря и его брата Всеволода и взяли Игоря в плен.
— Развитие действия: автор переносит нас в Киев и знакомит с князем Святославом, которому приснился страшный сон, предвещающий беду: гибель русского войска и пленение князя Игоря. И вот Святослав обращается к князьям русским прекратить междоусобицу и объединиться против внешнего врага. Эту речь называет автор Золотым словом. В это же время жена Игоря Ярославна плачет и заклинает силы природы. Она оплакивает не только Игоря, но и все войско, умоляет силы природы помочь им.
Автор подчеркивает, что поражение – это не неудача Игоря, а беда всей русской земли, поэтому вся земля оплакивает поражение русского войска.
— Развязкой сюжета являет побег князя Игоря из половецкого войска и ликование городов и земли русской.
Помимо сюжета Слово включает в себя множество авторских отступлений, пейзажных зарисовок, которые служат для усиления идеи «Слова о полку Игореве».
3. Доклад ученика «В чем пафос «Слова о полку Игореве»
— К какому роду литературы вы бы отнесли слово? (лиро-эпическое произведение; авторские отступления, пейзажные зарисовки придают лиризм Слову, а в основе сюжета лежит рассказ о событиях – эпос)
Основная идея, которая выражается через сюжетные и несюжетные элементы, состоит в том, что автор призывает всех русских людей объединиться перед лицом внешнего врага.
На протяжении всего Слова мы ощущаем патриотичность автора, его любовь к своей стране, к своему народу. Боль и переживание за их судьбы.
Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.
4. Влияние фольклора на «Слово».
Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.
В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.
Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.
Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.
– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова». (выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).
Пафос произведения о защите родины
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пафос произведения о защите родины. Художественное мастерство описания в повести Знать: содержание понятия деталь произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев
В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов. Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру. О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».
Портрет Бульбы – Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был… во славу христианства».) (I ч.) – В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.) – Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч.) Задание: зачитать – «Одна бедная мать…». – Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле … глядела…) – На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)
Внешность Остапа и Андрия. Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.
Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага. Взгляд на мир Мир прост и суров. Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному». Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой. Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость. Место обучения Киевская Бурса. Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андриюлегко даются знания без особого напряжения.
Домашнее задание Сообщение: «Запорожская Сечь», «Тарас Бульба»
Что такое патриотический пафос эпичность метафорический персонаж
В период Зрелого Средневековья продолжается развитие традиций народно-эпической литературы. Это один из существенных этапов ее истории, когда героический эпос стал важнейшим звеном средневековой книжной словесности. Героический эпос Зрелого Средневековья отразил процессы этнической и государственной консолидации и складывающиеся
сеньериально-вассальные отношения. Историческая тематика в эпосе расширилась, потеснив сказочно-мифологическую, увеличилось значение христианских мотивов и усилился патриотический пафос, была разработана большая эпическая форма и более гибкая стилистика, чему способствовало некоторое отдаление от чисто фольклорных образцов. Однако все это привело к известному обеднению сюжета и мифопоэтической образности, поэтому впоследствии рыцарский роман вновь обратился к фольклорной фантастике. Все эти особенности нового этапа в истории эпоса тесно связаны между собой внутренне. Переход от эпической архаики к эпической классике, в частности, выразился в том, что эпосы народностей, достигших ступени отчетливой государственной консолидации, отказались от языка мифа и сказки и обратились к разработке сюжетов, взятых из исторических преданий (продолжая все же использовать, разумеется, и старые сюжетные и языковые клише, восходящие к мифам).
Родо-племенные интересы были оттеснены интересами национальными, пусть еще в зачаточной форме, поэтому во многих эпических памятниках мы находим ярко выраженные патриотические мотивы, связанные часто с борьбой с иноземными и иноверными завоевателями. Патриотические мотивы, как это специфично для Средневековья, частично выступают в форме противопоставления христиан «неверным» мусульманам (в романских и славянских литературах).
Как сказано, эпос на новом этапе изображает феодальные усобицы и сеньериально-вассальные отношения, но в силу эпической специфики вассальная верность (в «Песни о Нибелунгах», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде»), как правило, сливается с верностью роду, племени, родной стране, государству. Характерная фигура в эпосе этого времени — эпический «король», власть которого воплощает единство страны. Он показан в сложных отношениях с главным эпическим героем — носителем народных идеалов. Вассальная верность королю сочетается с рассказом о его слабости, несправедливости, с весьма критическим изображением придворной среды и феодальных раздоров (в цикле французских поэм о Гильоме Оранжском). В эпосе отражены и антиаристократические тенденции (в песнях о Дитрихе Бернском или в «Песни о моем Сиде»). В эпико-героические произведения XII—XIII вв. проникает уже порой и влияние куртуазного (рыцарского) романа (в «Песни о Нибелунгах»). Но даже при
идеализации куртуазных форм быта эпос в основном сохраняет народно-героические идеалы, героическую эстетику. В героическом эпосе проявляются и некоторые тенденции, выходящие за пределы его жанровой природы, например, гипертрофированная авантюрность («Рауль де Камбре» и др.), материальные мотивировки поведения героя, терпеливо преодолевающего неблагоприятные обстоятельства (в «Песни о моем Сиде»), драматизм, доходящий до трагизма (в «Нибелунгах» и в «Песни о Роланде»). Эти разнообразные тенденции свидетельствуют о скрытых возможностях эпического рода поэзии, предвосхищают развитие романа и трагедии.
Стилистические особенности эпоса теперь во многом определяются отходом от фольклора и более глубокой переработкой фольклорных традиций. В процессе перехода от устной импровизации к рецитации по рукописям появляются многочисленные enjambements, т. е. переносы из стиха в стих, развивается синонимия, увеличивается гибкость и разнообразие эпических формул, иногда уменьшается число повторов, становится возможной более четкая и стройная композиция («Песнь о Роланде»).
Хотя широкая циклизация знакома и устному творчеству (например, в фольклоре Средней Азии), но в основном создание эпических произведений большого объема и их сложение в циклы поддерживается переходом от устной импровизации к рукописной книге. По-видимому, книжность способствует и зарождению «психологической» характеристи