Что такое патриотизм обществознание 6 класс
Разработка открытого урока по обществознанию 6 класс «Что значит быть патриотом»
Тема открытого урока: Что значит быть патриотом?
учителя истории и обществознания
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
— актуализировать личный жизненный опыт; обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля.
—повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России;
— формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас в нашем светлом классе.23 февраля вся наша страна отмечала праздник. Как он называется? Как вы понимаете слово Отечество? Что мы называем Отечеством? Сегодня мы продолжим работу по главе «Родина» и ответим на проблемный вопрос нашего урока (слайд 1).
Мотивация и целеполагание.
-Давайте ответим на вопросы:
Как называлась наша страна в прошлом? ( Русь, Российская империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика-РСФСР, СССР).
Назовите официальное название нашей страны? Где зафиксировано это название? (РФ или Россия, Конституция 1993 года).
Прослушайте песню на стихи Матусовского в исполнении марка Бернеса «С чего начинается Родина».
С чего для тебя начинается Родина? (ответы детей).(слайд 2)
— В разные времена под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. Россия – это, прежде всего, наш народ. Можно сказать так: Родина для российского гражданина является все то, что связывает ее со всем российским народом.
Это: территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость.
За что же так любят свою Родину? (слайд 3)
Жители любой страны гордятся своей Родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. И как можно не любить родные края, если они…просто родные, если вокруг все знакомо с детства? Именно здесь человек ощутил впервые тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер… Это и русские берёзы, и чистая гладь рек и озёр, и бескрайние просторы полей.
Как не гордиться такой страной, как наша Россия! (слайд 4)
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
— Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»? ( Федерация – союз равноправных членов единого целого.
— Что означает слово «субъект»? (« Субъект Российской Федерации » означает «равный член, полноправный участник» ( запись определения в тетрадь ). (слайд 6)
-Какие права есть у каждого субъекта?
(Равные права с другими: иметь свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб, обучать детей на родном языке. Каждый субъект вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем)
— В каком субъекте РФ мы с вами живём? (слайд 7)
— Ставропольский край — наша малая родина. Он находится на Юге России (покажите на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 села. (слайд 8)
Чем знаменит наш Ставропольский край?(На фоне песни «То берёзка, то рябина..»
-Назовите наиболее крупные города края ( Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь).
— Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
—Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное. (отрывок из песни Софии Ротару «Я, ты, он,она…»).(слайд 9)
Докажите, что Россия- многонациональное государство. (Ответы детей).
В каждом субъекте Российской Федерации проживают народы разных национальностей. Все они – россияне! (слайд 10)
— В статье 68 гл. 3. Конституции РФ сказано, что русский язык – государственный язык.
-Что это означает? ( Общим языком всех россиян независимо от их национальности является русский язык. Он государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нем Россия ведет переговоры с представителями других стран, русский язык изучают во всех школах. )
— Что ещё сближает народы Российской Федерации? (Общий государственный язык, общая история, общая Родина. Нет среди народов великих и малых.
Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Уважение к другим народам — черта патриота. Настоящий патриот никогда не унизит человека другой национальности.
Совместная деятельность: (слайд 11)
Что объединяет народы России?
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Другое название земляков — соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, отчизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
— А что значит быть патриотом? (слайд 12)
Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два слова звучат рядом — Родина-мать.
Непросто ответить на вопрос: «За что мы любим мать?» Сказать можно много, но вот будет ли ответ полным? Не так просто ответить и на вопрос: «За что люди любят Родину?» Каждый может дать свой ответ, но вот будет ли этот ответ единственно верным?
Вспомните, бывало ли, что вы сердились на строгость матери? А разве редко приходится слышать ворчание, что, мол, есть страны и земли богаче, лучше, чем Россия? (слайд 13)
Любовь к Родине, или патриотизм, вовсе не требует хвалить все свое только потому, что это родное. Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Вот только истинный патриот не станет ворчать да жаловаться. Он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Недаром В. И. Даль в словаре называет патриота любителем Отечества, ревнителем о благе его, отчизнолюбом.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу ( запись определения в тетрадь ). (слайд 14)
За годы войны в армию призвали до 320 тысяч ставропольцев. По партийной мобилизации на фронт было направлено 14 тыс. коммунистов и 20 тыс. комсомольцев. В первые дни войны около 6 тыс. наших земляков подали заявления о зачислении в Красную Армию добровольцами.(Сообщение Земляного Артёма). (слайд 15)
За мужество и отвагу, проявленных в боях, боевыми орденами и медалями были награждены 220 тысяч воинов-ставропольцев, 207 удостоены звания Героя Советского Союза, 46 стали кавалерами орденов Славы трёх степеней…..(сообщение Литовченко Полины). (слайд 16)
-А еще раньше Отечественной войной назвали войну 1812 года с армией Наполеона, когда на борьбу с врагами Отчизны также поднялся весь народ от мала до велика.
-Давайте поразмышляем, почему наш народ сумел отстоять свою страну в тяжелые для нее времена?
— Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни.
— Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
— Давайте попробуем составить портрет патриота. (слайд 17)
-Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение
Патриот – это человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
— Расскажите, что у вас получилось….
— Что вы подобрали к слову любит…. хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,
помогает….
— Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей. Быть патриотом – значит любить свою Родину, интересоваться ее историей и культурой, чтить память предков, любоваться красотой ее, гордиться ее достижениями и победами, скорбеть о ее потерях и бедах, стремиться к решению ее проблем. Трудиться на ее благо. Надо доказывать своими делами любовь к Родине.
«Сегодня я….», «Теперь я знаю….», «Мне на уроке…..», отвечают на вопросы учителя:
-Что на уроке было новым?
-Что было главным? (слайд 18)
IV . Домашнее задание: Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
— Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины
зависит от каждого из вас. (слайд 19)
Медная Дарья:
Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.
Здесь наши деды сражались
Жизни своей не щадя,
Чтобы нога иноземца
Не осквернила тебя.
Чтобы в краях, где Есенин
Русский простор воспевал,
Русичей землю родную
Грязный сапог не топтал.
Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь!
Урок по обществознанию для 6 класса «Что значит быть патриотом?»
Выбранный для просмотра документ Что значит быть патриотом своей родины.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что значит быть патриотом?
Карта Российской Федерации
огромная территория; несметные природные богатства; многонациональность. В чем же заключается уникальность России?
Федерация – союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области республики, края) Субъект Российской Федерации – государственное образование в составе федерации Россия – федеративное государство
Субъекты Российской Федерации область край республика города федерального значения (Москва, С.-Петербург)
Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу
Иван Сивко Борис Сафонов Магомед Гаджиев
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это ПАТРИОТИЗМ. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к СВОЕЙ ИСТОРИИ и ТРАДИЦИЯМ, ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории РОССИИ. User:
Любит свою родину Знает историю своей страны Гордится своей Родиной Знает свой родной язык Разрушает культурное наследие страны Знает государственную символику Нарушает правила общественного порядка Чтит память предков Готов стать на защиту Отечества Равнодушен к гибели природы родного края Трудится на благо Родины Выберите те признаки, которые соответствуют настоящему патриоту
Любит свою родину Знает историю своей страны Гордится своей Родиной Знает свой родной язык Знает государственную символику Чтит память предков Готов стать на защиту Отечества Трудится на благо Родины
Выбранный для просмотра документ Что значит быть патриотом.docx
Что значит быть патриотом?
Наша Родина – Россия
Государственный язык Российской федерации
За что мы любим свою страну
Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;
— познакомить школьников с расположением РФ и её субъектов на карте, с государственным названием страны, её устройством, государственным языком через организацию беседы на уроке;
— сформировать у учащихся представления о, истории, родного края.
— выявить имеющиеся знания у обучающихся о стране, в которой они живут и расширить их.
-развивать такие качества исторического мышления как самостоятельность, глубина через личностные суждения учащихся;
-развивать мышление через решение проблемных вопросов, проведение беседы на уроке;
-развивать интерес к изучению исторического наследия своей страны, родного края через целенаправленное включение в урок краеведческого материала.
— подвести детей к осознанию понятия Родина;
— способствовать развитию интереса к своей Родине ;
— расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Андрей Александрович. Я пришел к вам из кадетской школы и сегодня я проведу у вас урок обществознания. На столах у вас лежат рабочие листы. Я попрошу вас подписать их. Подпишите класс, фамилию и имя. На слайде оформленный лист. А теперь, внимание, посмотрим ролик и ответим на вопрос: О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Урок начинается с музыкальной композиции «Я гражданин России»
«От северных морей до южных гор,
Раскинула страна свои объятья.
А если спросят что, так в путь зовет,
И душу согревает он бессильно.
Я юный гражданин родной России
Итак, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема сегодняшнего урока: «Что значит быть патриотом?» Запишите тему в ваши рабочие листы.
2.Этап новых знаний
Наша Родина – Россия
Внимание на карту. Какая наша Родина уникальная. Но в чем, же ещё заключается её уникальность? Что отличает нашу страну от других стран? Основные особенности России:
— огромная территория;(1/6 суши, Красноярский край – это семь Франций)
— несметные природные богатства;
А знаете ли вы как называлась наша Родина в прошлом? ( Русь, Российская империя, Советский Союз )
В повседневной жизни, мы называем нашу страну – Россией, вспомните, откуда пошло название – Россия? (учащиеся задумываются над вопросом, высказывают свои предположения).
Ребята, вспомним, какое официальное название носит наша страна? ( Российская Федерация. )
Итак, – Российская Федерация, а что означает понятие «федерация». Разобраться со значением этого термина нам поможет учебник. Откройте учебник на странице 223 и прочтите понятие «федерация».
Федерация – союзное государство, составными частями которой являются относительно самостоятельные государственные образования (области, республики, края, города федерального значения).
Какое главное слово вы выделите в определении? ( союз ) А что он объединяет? ( части страны )
Посмотрите на современную карту России, какая она разноцветная! Что обозначено разными цветами? ( области, края, республики, города федерального значения )
Верно, цветами обозначены области, края, республики, которые входят в состав нашего единого государства – Российской Федерации. Эти области, республики, края называют субъектами Федерации. Откройте учебник на странице 223 и прочтите понятие «Субъект Российской Федерации», которое нам дают авторы учебного пособия.
Субъект Российский Федерации – государственное образование в составе федерации. Слово субъект переводится с латинского как «лежащий в основе». Значит, в основе нашего государства лежать субъекты ( области, республики, края ). Обратитесь к рабочим листам, и заполните под стрелочками схему «субъекты федерации». Какие субъекты мы отметим? Посмотрите, у вас в учебниках на странице 158 есть карта Российской Федерации. Какие субъекты вы мне можете назвать? Попросить выйти к карте и показать тот субъект, который назвал саму ученик. (3 ученика по одному примеру субъекта)
Каждый субъект федерации имеет равные права, свою территорию, органы власти и самоуправления, герб и вносит свой вклад в развитие России.
(Поднимите руку те, кто бывал в следующих субъектах: Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург)
Поднимите руку, кто был Москве? Отметим её на карте и назовём? (находят: Москва – столица РФ).
В каком субъекты проживаем мы? На карте обведите ручкой или карандашом Мурманскую область. ( Мурманская область) Какой главный горд нашей области? Отметьте его. ( Мурманск ).
А какие народы проживают в Мурманской области? (русские, украинцы, белорусы, татары, саамы). А ещё в нашей области проживают украинцы, белорусы, татары.
Государственный язык Российской федерации
И не только в нашей области, но и во всей нашей стране проживают самые разные народы, представители различных национальностей, а это означает, что наше государство не только федеративное, но и многонациональное.
Нет среди народов, проживающих в России, лучших или худших, все народы равны и достойны уважения. Все мы, целая страна, вместе дружная семья. (включаю проигрыш)
Теперь, ребята, встаньте, чтоб вам было просторнее, и повторяйте под музыку движения за мной.
Играет песня «Я, ты, он она вместе – дружная семья»
Молодцы! Садитесь, ребята.
За что мы любим свою страну
Да, все мы дружная семья, и все мы говорим, пишем, читаем на родном для нас языке – русском. На нём ведутся важные переговоры, подписываются государственные документы, проводятся занятия в школах и т.д. Значит, русский язык является государственным языком Российской Федерации.
У нас в сердцах рассветы и закаты,
И волжский плёс, и ширь родных полей.
Мы- патриоты города-солдата.
Мы- патриоты Родины своей!
А как вы думаете, ребята, кто такой патриот? ( человек любящий свою Родину )
Посмотрим на определение в ваших рабочих листах.
Патриот – человек, любящий свое Отечество , преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Вспомните, кого мы можем назвать патриотами нашей Родины? Например, из истории. ( Александр Васильевич Суворов, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков ). Молодцы! А кого среди наших земляков, мурманчан мы можем назвать патриотами? (если называют Бредов →Сивко→Гаджиев→Сафонов→Гагарин)
Знакомы ли вам эти люди? Дети называют их. Если не смогут назвать, я даю короткую справку о каждом из них.
А знаете ли вы, чем прославился Гаджиев? Он был командиром подводной лодки Северного флота СССР. Участвовал в войне в Заполярье.
В базе сильно беспокоились, так как долгое время, с начала мая, от экипажа лодки не было никаких вестей, но никто не хотел верить, что с лодкой могло что-то случиться. И только 12 мая получили тревожную радиограмму: «Уничтожил торпедами транспорт противника. Потопил артиллерией два сторожевика. Имею значительные повреждения. Погружаться не могу. Прошу….» а вот что он просил, осталось неизвестным. Радист не успел закончить передачу. Это был последний доклад от Гаджиева.
Как вы думаете, почему Гагарин находится в одном ряду с нашими земляками?
Гагарин Юрий Алексеевич – первый, в мире человек, побывавший за пределами Земли. Мало кто знает, что Юрий Алексеевич проходил службу здесь у нас в Мурманской области в поселке Корзуново.
Есть ли у вас родственники, которые, как и наши земляки-патриоты защищали свою родину в годы Великой Отечественной войне? (спросить всех, стоя назвать Фамилия Имя родственника, всегда говорить Спасибо!)
Много патриотов погибло, защищая наше Заполярье и в их честь по всей Мурманской области воздвигнуты памятники, названы улицы, поселки, города. Назовите мне примеры.
Да, имена многих этих героев( показываю на слайд ) живут в народной памяти. Что объединяет этих людей?( Их объединяет любовь к Родине, они патриоты )
На ваш взгляд, существует ли разница между героем и патриотом? А какая разница? (Герой – человек совершающий героический поступок, подвиг. Патриот не обязан совершать подвиги. Герой обязательно является патриотом)
Если патриот – это человек, любящий свою Родину, то патриотизм? Заполните схему в ваших рабочих местах. ( Патриотизм – это любовь к Родине, к своему народу)
Одной из многовековых традиций, которой гордятся все люди на Земле, является проведение Олимпийских игр. И совсем недавно наша страна принимала олимпийские игры в Сочи, где российские спортсмены защищали честь своей страны и они победили. Россияне светились гордостью за свою Родину .
ПРИЗЕРЫ И УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ
Липницкая, Петухов и т. Д.
И в мирное время среди россиян есть защитники Отечества.
Являются ли наши спортсмены патриотами своей Родины? Так что же значит быть патриотом? Возьмите свои рабочие листы и выберите те качества, которые соответствуют настоящему патриоту:
Знает историю своей страны
Гордится своей Родиной
Знает свой родной язык
Разрушает культурное наследие страны
Знает государственную символику
Нарушает правила общественного порядка
Чтит память предков
Готов стать на защиту Отечества
Равнодушен к гибели природы родного края
Трудится на благо Родины
Молодцы, вы все верно отметили. Быть патриотом – значит любить свою родину, интересоваться её историей и культурой, чтить память предков, любоваться красотой её, гордиться её достижениями и победами, трудиться на её благо. Надо доказывать своими делами любовь к Родине.
Рефлексия, итог урока; домашнее задание
Патриотизм – не лозунг и не фраза,
А ежедневные полезные дела…
А какие ваши ежедневные дела приносят пользу Родине? (если не могут ответить – вот мне очень приятно помогать своим родителям, вам обязательно не забывать хорошо учиться, беречь природу, питаться только здоровой пищей, заниматься спортом, знать историю своей страны).
Настоящий патриот не просто любит свое отечество, но заботится о его благе и процветании. Только истинный патриот реальными делами постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее.
А теперь, мы с вами построим фундамент города будущего, где будем жить все мы. Итак, на столах у вас лежат кирпичи, которыми мы выстроим фундамент. А основывается он на качествах патриота. Я даю вам 15 секунд, напишите на своих кирпичиках ОДНО качество патриота, которым обладаете ВЫ. А теперь, поднимите их, чтобы я мог их видеть, встаньте и все вместе на счет 3 назовите это качество. Один… два… три…. (если ответили не все или не активно, попросить ещё раз, но более громко.)
Мне очень понравилось работать с вами! Большое спасибо за урок! Можете быть свободны.
Классный час «Что значит быть патриотом?» 6 класс
Классный час Что значит быть патриотом?
— формировать у уч-ся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории
— сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом
Задачи: развивающие ( развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность, коммуникативные способности
— развивать навыки выразительного чтения
Воспитательная – воспитание чувства любви к Родине и чувства гордости за
Оборудование : компьютер, проектор, экран, эпиграфы
Ход классного часа
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: «Что значит быть патриотом»
— А что значит любить свою Родину? ( быть готовым на любые подвиги, жертвы во имя интересов Родины)
В толковом словаре Даля дается определение слову «патриот»
— А что такое Родина?
Родина – место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация)
Древнеримский философ Сенека сказал: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».
Сегодня мы и поговорим о нашей Родине
Россия – многонациональное государство, ее населяют более 180 разных национальностей. И все народы составляют единую дружную семью.
У. – А как называется народ, проживающий в России? (Россияне)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара-туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
— У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы- милая Франция, а мы русские – Матушка Россия.
Русь, Родина, Россия – какие красивые, широкие и загадочные слова.
— Это прекрасное стихотворение написал наш современник – поэт Евгений Кисляков. Какие чувства вызывает у вас прочитанное стихотворение?
( гордость за Россию, Россия сравнивается с мамой, любовь поэта к родной природе, что готов сражаться за Родину и будет до конца со своей Родиной)
— Мы увидели в этом стихотворении, с какой гордостью поэт говорит о своей Родине.
— А какие однокоренные слова к слову Родина можно подобрать? (родной, родник, родитель, родить, родимый)
— Какие все родные слова! Значит, Родина- это что-то родное для каждого, как, например, родители.
Родина для человека – это не только большая страна, но и место, где он родился, дом, где жили его предки. Это его маленькая Родина. А из множества таких уголков и состоит наша общая великая Родина. Она огромна и прекрасна и у каждого она своя.
( стихотворение «Если скажут слово «Родина»)
— Какая главная мысль в этом стихотворении? ( что Родина бывает разной, но у всех она одна)
Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь.
Вспомним пословицы о Родине.
Давайте я буду говорить начало, а вы заканчиваете.
Родимая сторона мать: ( а чужая – мачеха)
Береги землю родимую как …(мать любимую)
Родина – мать, умей..(за нее постоять)
Своя земля ( и в горсти мила)
На чужой сторонушке (рад своей воронушке)
Родина – всем (матерям мать)
— Молодцы, ребята! Знать свой родной язык – это тоже проявление патриотизма.
— Наше государство называется Россия или Российская Федерация
— Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (языками, на которых разговаривает народ, историей, обычаями, традициями, географическим положением и символами.
— А какие основные символы государства? (герб, флаг, гимн)
— Что изображено на гербе? ( Российский двуглавый орел – символ солнца, мужества, бессмертия)
Внутри Российского герба – герб Москвы, на нем на красном фоне изображен Щит Георгия Победоносца – борьба добра со злом.
Три короны – единая связь трех дружественных народов: русских, украинцев, белорусов)
Скипетр и держава в лапах орла – государственный порядок и верность закону.
Послушайте, а теперь о каком символе я вам прочитаю.
Белый цвет – березка.
Солнечный рассвет. (о флаге)
— Как выглядит современный российский флаг.
Белый – благородство, откровенность,
синий – верность, честность,
красный – мужество, смелость, любовь
— В каких случаях поднимают государственный флаг? (во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях)
— В торжественных случаях, что звучит еще как символ государства? (гимн)
— С каких слов начинается гимн?
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна…
Наш гимн величественен. В его словах прославляется наша Родина. Музыки гимна более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым в 2000 году.
— А что является для нас малой Родиной?
— А теперь обратимся к символике нашей малой Родины – Тувы.
Используемые цвета символизируют: Голубо й – чистое небо, взаимоуважение и согласие в обществе, Белый – чистота, благородство, желтый – богатство и спарведливость государства.
Флаг – представляет голубое прямоугольное полотнище, со стороны древка из верхнего и нижнего углов флага исходят наклонные белые и голубые полосы. Голубые полосы при соединении образуют одну полосу. Параллельно ей, сверху и снизу, проходят белые полосы, которые символизируют основные реки, протекающие по территории Р.Т.. – Бий – Хем и Каа – Хем, а образуемая ими белая полоса, идущая вдоль полотнища флага, Улуг – Хем (Енисей).)
Ребята, мы с вами вспомнили главные символы России и Тувы. Все мы должны их знать и почитать. Они имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, потому что знание символики – это тоже проявление патриотизма.
Быть патриотом – значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее.
— А какими патриотами были дети, почти ваши ровесники. О них нам расскажут ребята.(4 сообщения )
Вы, наверное, можете сказать, что легче быть настоящим патриотом на войне, где можно совершать подвиги.
— А в наше время ребятам есть где проявить патриотизм?
— Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами? (хорошо учиться, помогать своей школе, родителям)
— Разве вы не помогаете? ( весной и осенью работаете на субботниках по очистке территории)
Летом – обустраиваете пришкольный участок, помогаете ветеранам, участвуете в акциях «Помоги собраться в школу!», оказываете помощь детскому дому. В прошлом году наши старшеклассники вместе со студентами участвовали в акции по очистке берегов Енисея. Летом – вы все заметили, что в нашем городе было много цветущих клумб, а ведь в озеленении города взрослым помогали и подростки.
Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.
Давайте обобщим то, о чем мы говорили сегодня? (таблица в презентации)
Страны ты патриотом будь.
Легендой выстлан славный путь,
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять
С кого пример для жизни брать.
Жизнь со строки начни писать: «Отчизна моя – Россия!»