Что такое паттерн дыхания
Понятие о паттерне дыхания.
Лекция 10
ФИЗИОЛОГИЯ дыханиЯ
ПЛАН:
Дыхание и его функции.
Механизм дыхательных движений.
Легочные объемы и емкости и методы их измерения.
Обмен и транспорт газов в организме.
Регуляция дыхания.
Жизнедеятельность организма требует постоянного притока энергии. Главным источником энергии в живом организме является биологическое окисление органических веществ (жиров, белков и углеводов) с использованием атмосферного кислорода.
Дыхание и его функции.
Клетки живых организмов получают энергию в результате окислительного распада питательных веществ, вследствие чего к ним должен постоянно поступать кислород. Кроме того, для нормальной жизнедеятельности организма необходимо удаление конечных продуктов метаболизма, важнейшим из которых является углекислый газ.
ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ
Вместе с тем, собственно дыхательная функция не является единственной для работы дыхательной системы. Часть других функций, присущих дыханию, осуществляется «попутно» в процессе дыхательных движений. Таковыми являются:
— участие в водном и электролитном балансе;
— участие в депонировании крови;
— участие в теплорегуляции,
— участие в поддержании гомеостаза, и не только газового, но и химического, за счет задержки и инактивации химических веществ.
Обмен газов, или потребление О2 и выделение СО2, между организмом и окружающей средой осуществляется путем сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови.
Газообмен является многозвеньевымпроцессом, который можно представить в виде следующих этапов:
1. Внешнее (легочное) дыхание, или обмен газов между внешней средой и альвеолами легких,
2. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких,
3. Транспорт кровью кислорода и углекислого газа,
4. Обмен газов между кровью капилляров и тканями организма,
5. Тканевое или внутриклеточное дыхание.
МЕХАНИЗМ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
Вентиляция альвеол, необходимая для газообмена, осуществляется благодаря чередованию вдоха и выдоха. Передвижение воздуха во время вдоха и выдоха обусловлено попеременным увеличением и уменьшением объема грудной клетки. Это происходит за счет дыхательных движений.
При вдохе наружные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются, что приводит к увеличению объема грудной клетки.
При выдохе происходит уменьшение объема грудной клетки. При спокойном дыхании опускание ребер при выдохе происходит пассивно, за счет тяжести грудной клетки, эластической тяги легких и растянутого при вдохе связочного аппарата. При глубоком дыхании опускание ребер происходит активно, в результате сокращения внутренних межреберных мышц.
При записи дыхательных движений на спирограмме можно видеть характерный рисунок дыхательных движений – ПАТТЕРН ДЫХАНИЯ.
Понятие о паттерне дыхания.
Под паттерном дыхания понимают характер, рисунок или «почерк» дыхания. Индивидуальные дыхательные кривые существенно отличаются по длительности его фаз- вдоха и выдоха, величине дыхательного объема и их соотношениям.
Параметрами паттерна дыхания являются:
— дыхательный объем (ДО) или глубина дыхания (ГД);
— легочная вентиляция (ЛВ), обычно обозначаемая как минутный объем дыхания (МОД) или V. Он может быть рассчитан как произведение частоты дыхания (ЧД) на величину дыхательного объема:
Индивидуально паттерн дыхания различается весьма существенно. Так, по количеству дыхательных циклов в одну минуту, которое считается нормальным в диапазоне от 12 до 16 дыхательных циклов, выделяют:
При нагрузках высокой мощности значительно изменяются все параметры паттерна дыхания. Изменение вентиляции при мышечной нагрузке, сопровождающееся увеличением частоты и глубины дыхания, трактуется как рабочая гипервентиляция или рабочее гиперпноэ.
Человек может произвольно задержать дыхание до определенного, весьма индивидуального предела. Некоторые высокотренированные спортсмены способны задерживать дыхание до 5-6 минут, а ловцы жемчуга из племени Ама способны отыскивать жемчужину под водой до 9-10 минут! Задержка дыхания получила название апноэ.
В ряде случаев непроизвольное апноэ может быть следствием патологии и травмы и закончиться трагически, если своевременно не сделать искусственное дыхание.
Как научиться дышать заново и правильно
Слово «паттерн», когда мы употребляем его применительно к своему организму, означает те действия, которые мы совершаем автоматически, на рефлекторном уровне. Так мы дышим, ходим, глотаем. Наши тела с самого рождения запрограммированы на автоматическое выполнение этих функций без необходимости думать о них. Однако их особенность состоит в том, что их можно сознательно изменить. Эта способность является основой для дыхательных техник.
Упражнения для дыхания
В идеале дыхание — это процесс максимальной эффективности с минимальными усилиями. Его эффективность зависит от правильного функционирования диафрагмы и целого комплекса мышц грудины и брюшной полости, правильной осанки, и, главное, здорового паттерна дыхания. Часто в силу самых разнообразных причин паттерн дыхания у нас бывает нарушен, и это может значительно сказаться на качестве жизни и здоровье организма. Следующий комплекс упражнений научит вас быть более внимательными к своему дыханию и поможет восстановить его здоровый паттерн. Выполняйте эти упражнения один или два раза в день, при это не стоит расстраиваться, если вы дышите неправильно, помните, что это выученное поведение, и это можно изменить.
Упражнение 1. Глубокое расслабление
Это упражнение поможет вам установить спокойное состояние перед выполнением других упражнений. Положите твердую подушку или сложенное одеяло под голову. Слегка согните ноги в коленях и полностью положите их на пол. Если это неудобно, положите небольшой валик под колени. Положите руки на живот, закройте глаза и обратите все внимание внутрь. Как вы себя чувствуете? Вы спокойны? Трудно ли лежать на месте? Удается ли замедлить поток мыслей? Сейчас, как во время медитации, вам необходимо максимально расслабиться, отпустить лишние мысли и сконцентрироваться на себе и своих внутренних ощущениях. С каждым выдохом чувствуйте, как пупок стремится к позвоночнику. Вдохи неспешные и абсолютно естественные.
Упражнение 2. Волна
Это движение помогает разблокировать диафрагму и массирует живот, грудь и позвоночник, снимая напряжение, которое может помешать здоровому дыханию. После глубокого расслабления положите руки на пол вдоль туловища. Закройте глаза и обратите внимание на живот и то, как он стремится к тазу каждый раз, когда вы выдыхаете. Начните волну, осторожно расслабляя нижнюю часть спины и стремясь прижать ее к полу, когда вы выдыхаете, а на вдохе поднимите ее на пару сантиметров. Бедра остаются на полу, а поясница поднимается и опускается. Большая амплитуда тут не требуется, не допускайте чрезмерного прогиба, важно сохранить ритм медленного легкого дыхания и его взаимодействие с телом. Когда упражнение начнет получаться, можно слегка усилить эту ритмичную волну. Обратите внимание, чувствуете ли вы движение вверх и вниз по позвоночнику. Повторите это упражнение 10 или 15 раз, прежде чем перейти к следующей технике.
Упражнение 3. Смягчение вдыхания
В этом упражнении вы попытаетесь смягчить усилие во время вдоха и уменьшить длину вашего вдоха, пока он не станет короче выдоха наполовину. При первом выполнении этого упражнения может возникнуть острое желание вдохнуть больше. Вместо этого помните, что чрезмерное вдыхание – это неправильный дыхательный паттерн.
Чтобы определить базовую частоту расслабленного дыхания, начните с подсчета продолжительности выдоха, паузы после него и следующего вдоха. Через несколько минут начните изменять ритм дыхания. При этом не пытайтесь удлинить выдох, вместо этого сократите вдыхание. С практикой это будет получаться все лучше. Сделайте несколько базовых вдохов между циклами, если вы чувствуете беспокойство или напряжение.
Упражнение 4. Полные диафрагмальные выдохи
Лягте на спину с закрытыми глазами и вытяните руки по бокам. Начните с выдоха, вытяните губы и выдохните ровным потоком. При это вы должны почувствовать сильное действие в животе, так как мышцы живота способствуют выдоху. Ваш выдох должен быть длиннее обычного. Но важно не заходить слишком далеко, чтобы не стало трудно сделать паузу после выдоха, и ваш последующий вдох получился напряженным.
Сделайте паузу на несколько секунд после выдоха, расслабив живот. Затем, держа горло открытым, дайте вдоху проникнуть через нос. Из-за более сильного выдоха вы сможете почувствовать, как вдох легко втягивается в нижнюю часть груди. Посчитайте продолжительность выдоха, паузы и вдоха. Сначала попытайтесь сделать выдох, по крайней мере, равным по продолжительности вдоху, укоротив при этом вдох, если нужно. В отличие от предыдущего упражнения, в котором вы дышите с нормальной скоростью в состоянии покоя, ваше дыхание здесь будет и дольше, и сильнее. В конце концов, стремитесь сделать свой выдох вдвое длиннее вдоха и сделать паузу после выдоха, не забывайте, что при этом постоянно мощно работает живот. Повторите пять-десять циклов этого упражнения.
Упражнение 5. Расширенная пауза
Это упражнение призвано помочь регулировать уровень углекислого газа в организме. Вначале может быть трудно сделать паузу даже на несколько секунд, но если вы продолжите пытаться, то заметите улучшение, возможно, даже во время одной тренировки. В конце концов, пауза может продлиться до 45 секунд или даже дольше.
Исходное положение, как и в первом упражнении: лежа на спине, колени cлегка согнуты, ноги на полу. В этом упражнении необходимо сознательно сокращать ваши вдохи и выдохи, при этом частота вашего дыхания не должна становиться быстрой, более короткие вдохи и выдохи уравновешиваются более продолжительной длительной паузой. Вдыхайте в течение одной или двух секунд, выдыхайте в течение двух-четырех секунд, а затем сделайте паузу. Во время паузы вы можете почувствовать желание выдохнуть немного, и это нормально. В итоге общее ощущение паузы должно быть похоже на естественное расслабление, возникающее при выдохе.
Текст: Юлия Долженкова.
теория информации, аргументация, логика, оздоровительные практики и здоровый образ жизни, журналистика, свободно владею английским языком.
Рубрика «Статья номера»
Диафрагмальное дыхание, как метод саморегуляции и способ коррекции психоэмоциональных и функциональных состояний человека
Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань
В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.
Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.
Введение.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.
ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.
Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.
Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.
Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.
Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.
Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.
Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.
Метод.
Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».
Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.
На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.
Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.
Практическое наблюдение. Результаты.
Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2016 год у них были выявлены следующие расстройства:
это около 40% от всех обратившихся.
Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.
Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.
Вывод.
Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:
Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.
Литература:
Варианты дыхательных паттернов при функциональной незрелости дыхательной системы у человека
Согласно определению, дыхательная система человека объединяет не только легкие, но и малый круг кровообращения, грудную клетку с дыхательной мускулатурой, а также систему регуляции, обладающую многообразием и широтой вариабельности контроля. Каждому человеку присущ только ему свойственный паттерн дыхания. В период бодрствования управление происходит преимущественно произвольным путем через кортико-спинальные тракты. Они несут информацию от переднего мозга и коры больших полушарий к межреберной мускулатуре [2].
Во время сна, вследствие выключения или ослабления тонического влияния коры на дыхательный центр, дыхание переходит на непроизвольную ступень регуляции. Фаза медленного сна сопровождается снижением частоты дыхания и минутной вентиляции легких. Дыхание, как правило, носит регулярный характер. В фазу быстрого сна усиливается активность нейронов дыхательного центра, в то время как мотонейроны диафрагмального нерва получают тормозные импульсы [4]. В результате создаются условия для появления нестабильности дыхания.
В возрасте до 1 года фаза быстрого сна составляет примерно 60% от общего времени сна. У новорожденных, особенно недоношенных детей, дыхание неравномерно по глубине, амплитуде и частоте. Периодические задержки дыхания являются скорее правилом, чем исключением. Высокая вариабельность объемно-временных параметров внешнего дыхания в этот период свидетельствует о норме, тогда как их снижение предвещает неблагоприятный прогноз.
Целью работы явилось изучение особенностей дыхательного паттерна при функциональной незрелости дыхательной системы у человека в ранний период постнатального онтогенеза.
Во всех случаях мы регистрировали интегральную реопневмограмму с нижних отделов обоих легких. Для этих целей индифферентный электрод перемещали в область 5-го межреберья по средне-подмышечной линии справа, а электрод модифицированного отведения V6 выступал в роли активного (5 межреберье по средне-подмышечной линии слева). Полученные результаты обрабатывали с помощью программного обеспечения «KT Result 247» и статической программы «Statgraphics Plus».
Анализ реопневмограммы заключался в определении характера реопневмографической кривой при регистрации дыхательных движений и их отсутствии. Учитывали суммарное количество, длительность и особенности появления каждой дыхательной паузы. Рутинным способом определяли временные и объемные показатели дыхательного цикла в каждом конкретном случае [3, 5].
Характер реопневмографической кривой у обследованных детей в целом отличался выраженным полиморфизмом, а в каждом конкретном случае был сугубо индивидуален. Последнее замечание в большей степени относится к объемно-временным показателям дыхательного цикла и основному ритму дыхательных движений. Представим наиболее часто встречающиеся паттерны дыхания, которые мы наблюдали при функциональной незрелости дыхательной системы у человека.
На реопневмограмме во время сна у детей с ВПС, у ребенка с врожденной гидроцефалией и перенесших ИВЛ мы наблюдали эпизоды относительно монотонного дыхательного ритма (рис. 2). В данном случае, несмотря на небольшие колебания амплитуды дыхательных движений (1100-1967 мОм), наблюдалось математически точное повторение продолжительности инспираторной и экспираторной фаз. Об этом свидетельствуют невысокие значения их коэффициента вариации в исследуемый период времени. Он составил 10% и 16% для инспираторной и экспираторной фазы соответственно. Кроме того, отмечалось исчезновение вставочных вдохов и периодических дыхательных пауз.
Задержка дыхания после вдоха на более продолжительное время (11,5 сек) с коротким выдохом приводится на рис. 6. На фоне хаотического дыхания регистрируется апноэ, при этом реопневмографическая кривая имеет крупноволновой вид. Частота дыхательных движений за весь период наблюдения находилась в пределах 46-78 в 1 мин.
Мы наблюдали ещё один вариант периодического дыхания, при котором апноэ развивалось по окончании экспираторной фазы (рис. 7). По продолжительности (2-4 сек) их можно отнести к физиологическим, однако в данном случае они патологические, так как повторяются на протяжении короткого периода времени. Частота дыхательных движений 23 в 1 мин. В момент их регистрации реопневмографическая кривая имеет мелковолновой вид.
В отдельных случаях встречались ритмы, состоящие из дыхательных циклов П-образной формы (рис. 8). На продолжительном участке реопневмограммы ребенка П., можно видеть чередование дыхательных движений, различающихся по амплитуде и продолжительности экспираторной фазы. Они зависели от наличия или отсутствия задержек дыхания на вдохе, которые в среднем составили 1-2 сек. Частота дыхательных движений 32-63 в 1 мин. Амплитуда дыхания 533-1367 мОм, коэффициент вариации 39%. Регистрируются полиморфные дыхательные циклы: а) с остроконечной вершиной, б) с задержкой дыхания на вдохе, в) с удлинённым выдохом (рис. 8).
Периодическое дыхание с апноэ по типу Чейн-Стокса (рис. 9А и 10А) и Биота (рис. 9Б и 10Б) отмечалось преимущественно у детей с ВЖК, кистами головного мозга и в одном случае у ребенка с лейкомаляцией в правой теменной области. В фазу диспноэ при дыхании Чейн-Стокса (рис. 9А, 10А) происходит быстрое нарастание амплитуды дыхания от поверхностного до максимального и обратно (по типу «крещендо-декрещендо»). При дыхании Биота (рис. 9Б, 10Б) фаза диспноэ отличается ритмичными и одинаковыми по глубине дыхательными движениями. В обоих случаях фаза диспноэ может заканчиваться дыхательной паузой или поверхностными дыхательными движениями.
На среднем графике реопневмограммы ребенка Б (рис. 9Б) и на нижнем графике реопневмограммы ребенка Х. (рис. 10Б) можно видеть дыхательные циклы особой формы, которые мы не наблюдали у взрослых. Они отличаются наличием дополнительных дыхательных движений невысокой амплитуды на протяжении экспираторной фазы после глубокого вдоха. Предположим, что подобный выдох является графическим отображением пуэрильного (шумного) дыхания.
Сделаем акцент на ещё одном варианте периодического дыхания (рис. 9Б, 10А), при котором в фазу апноэ регистрируются поверхностные дыхательные движения. Они представлены дыхательными циклами невысокой амплитуды (в данных случаях от одного до трёх). Кроме того, на рис. 10А (средний и нижний график) отдельные фазы диспноэ состоят из дыхательных циклов с так называемой альтернирующей амплитудой.
У двух детей при респираторном мониторировании мы наблюдали необычный дыхательный ритм, состоящий из дыхательных циклов с малой амплитудой инспираторной фазы и последующей увеличенной экспираторной фазой, превышающий вышеназванную в несколько раз (рис. 11А). Такой выдох соответствует максимально форсированному, т.е он является активным. После него наступает неполный (незавершенный) вдох. Реопневмограмма с частым повторением описываемого дыхательного паттерна в режиме длительной записи представлена на рис. 11Б (нижний график).
Дыхательные движения с задержками на вдохе относятся к апнейстическим. Для апнейзиса характерно нарушение процесса смены вдоха на выдох: вдох, задержка дыхания и короткий выдох. Его возникновение связано с обширным повреждением моста мозга с вовлечением дорсолатеральных отделов покрышки [1]. Полное развитие апнейзиса у человека встречается редко, существуют различные его разновидности. Довольно часто мы наблюдали дыхательные циклы с задержками дыхания на вдохе, которые продолжались от 1-2 до 10 и более секунд.