Что такое пауза в речи
Пауза
Полезное
Смотреть что такое «Пауза» в других словарях:
Пауза — остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части. Расположение физиологических П. в речевом потоке может не совпадать с установленным членением речи на слова и даже на предложения. С одной стороны, паузы обычно отсутствуют между… … Литературная энциклопедия
ПАУЗА — (лат., от греч. отдых, остановка). В музыке: знак, определяющий молчание ноты на известное время, почему и называется знаком молчания. Вообще временное молчание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАУЗА — ПАУЗА, паузы, жен. (от греч. pauo прекращаю, заставляю молчать). 1. Временная приостановка, задержка, перерыв в речи, беседе. Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Наступила тягостная пауза. «Я присоединился к Сусанне и, выждав первую… … Толковый словарь Ушакова
пауза — См … Словарь синонимов
Пауза — ПАУЗА в стихе представляет собою некоторое количество времени, не заполненное фонемами, и такую паузу мы называем паузой временной в отличие от паузы интонационной, имеющей специально логический характер, и ޑ паузы субъективной, которая… … Словарь литературных терминов
ПАУЗА — жен., греч., муз. молчок, вымолчка, выдержка, знак молчанья и внезапная остановка. Паузировать, паузовать, делать паузу, молчать, выстоять. ПАУЗА? яросл., костр. заплатка? Паузить или паузы паузить, платить, чинить, вставлять в одежде заплатки.… … Толковый словарь Даля
ПАУЗА — жен., греч., муз. молчок, вымолчка, выдержка, знак молчанья и внезапная остановка. Паузировать, паузовать, делать паузу, молчать, выстоять. ПАУЗА? яросл., костр. заплатка? Паузить или паузы паузить, платить, чинить, вставлять в одежде заплатки.… … Толковый словарь Даля
пауза — В телекоммуникациях отсутствие сигнала. Пауза эквивалентна логическому нулю. [http://www.lexikon.ru/dict/net/index.html] Тематики сети вычислительные EN space … Справочник технического переводчика
ПАУЗА — (лат. pausa от греч. pausis прекращение, остановка), 1) в музыке перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.2) Перерыв в течение речи. Различаются паузы смысловая … Большой Энциклопедический словарь
ПАУЗА — ПАУЗА, ы, жен. 1. В музыке: краткий перерыв в звучании. Знак паузы (в нотном письме). 2. перен. Перерыв, приостановка в речи, работе, каких н. действиях. | прил. паузный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
пауза — pause f. Выдержки в фото. 1906 Лекс. САН 1847:па/уза … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Пауза – это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, в течение которой речевые органы не артикулируют. Пауза – важнейший компонент речи. Достаточно сказать, что 40-50% времени в процессе разговора занимают паузы. Поэтому необходимо знать не только разновидности, функции пауз, но и уметь их применять в своей речи. Благодаря паузам мы можем сделать акцент на важном месте высказывания, заострить внимание слушающего там, где это необходимо нам.
Пауза играет важную роль в речи. Каждый из нас испытывал чувство неловкости, когда вдруг во время той или иной речевой ситуации, возникала пауза у собеседника. И нам сразу же хотелось ее заполнить, чтобы снизить чувство волнения.
Выделяют следующие виды пауз (Рисунок 18.1.):
1. Пустые, которые возникают в результате отсутствия у человека знаний по тому или иному вопросу. Так, например, начальник задает вопрос на совещании своему подчиненному, а тот из-за неподготовленности по поставленному вопросу не может на него ответить. В результате возникает в диалоге пауза. Также такая пауза может возникать, если у людей не хватает знаний. Такие паузы раздражают людей, вызывают коммуникативные барьеры в общении.
>
ВИДЫ ПАУЗ |
Пустые Паузы, которые возникают тогда, когда человек просто не знает, что ему сказать. |
Паузы хезитации Паузы обдумывания, размышления. |
Интонационно-синтаксические Паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. |
Интонационно-логические Паузы отделяют один речевой акт от другого. |
ЭмоциональныеПаузы, которые передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т. п. |
Ситуативные Паузы вызваны той или иной ситуацией. |
Физиологические Паузы появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система |
Рисунок 18.1.Виды пауз
2.Паузы хезитации возникают в процессе формирования мысли у говорящего, то есть во время такой паузы человек обдумывает, что ему сказать. Такие паузы помогают оформить свои мысли, найти наиболее подходящие слова. Они появляются в любом месте и демонстрируют поиск речевых средств. Часто их заменяют такие слова, как: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет. ; не так надо сказать. После чего приводится новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.
3. Интонационно-синтаксические паузы отражают синтаксическую природу предложений, употребляется там, где есть предложении однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения и др. В письменной речи такие паузы отражаются в знаках препинания: ,– самая короткая, . – длинная.
4. Интонационно-логические паузы разграничивают один речевой такт от другого. При изменении положения такой паузы можно изменить смысловое значение фразы или сделать ее нелепой.
5. Эмоциональные паузы передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т. п. – и обозначаются на письме многоточием.
6. Ситуативные паузысвязаны с той или ной ситуацией. Говорящий намеренно их использует.
7. Физиологические паузысвязаны с проявлением физиологических особенностей человека, например: отдышка, заикание, нехватка воздуха и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Дайте определение, что такое пауза?
2.Каким средством общения в речи является пауза?
3.Перечислите и опишите виды пауз.
Задание 2.Расставьте паузы в тексте вертикальной чертой. Затем прочтите текст следующим образом: глядя вниз на текст запомните кусок текста от паузы до паузы и скажите его глядя в глаза партнеру.
Уважаемые Дамы и Господа! Сегодня тема нашего разговора – стратегии, используемые в рекламе. Опыт показывает, что таких стратегий три: это лозунги, рациональная реклама и эмоциональная.
Несколько слов о лозунгах. Они включают крылатые слова, популярные выражения, оригинальные словесные формулировки, которые призваны увеличить уровень продаж. Считается, что многократный повтор лозунгов, например, на телевидении или рекламных щитах, стимулирует потребительский спрос.
Рациональная реклама основана на логике и является причиной, побуждающей покупать. Например, предпочитая новую расфасовку, вы экономите 25% на цене.
Последним типом рекламы называют эмоциональную. Она основана на психологических аспектах личности покупателя. В нее обычно включают три различных типа: Свидетельства, «Делай как все» и Популярность.
Свидетельства включают мнение авторитетных людей о качестве продукта. Имидж этих людей является стимулятором продаж.
«Делай как все» создает иллюзию распространенности продукта среди потребителей.
Популярность основана на следующих критериях. С одной стороны, используя продукт, вы станете известной личностью, с другой – гарантирует успех в любовных делах.
Каждый тип рекламы зависит от качества продукта, его цены и ориентированности на целевого потребителя. Все эти аспекты тесно взаимосвязаны и могут использоваться совместно.
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 819 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Пауза, ее типы
Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.
Почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг сделает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся, или засомневался в правоте слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора. Действительно, пауза (лат. pausa, от греч. pausis – прекращение, остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией.Первый паузолог США профессор О’Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит 40–50 процентов времени.
С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации,то есть паузы обдумывания, размышления.Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучше сформулировать так; правильнее будет…; не так надо сказать. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.
Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы,которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза – на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.
Есть пословица «За твоим языком не поспеешь босиком». Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы или вовсе их не делают, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в предложении, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты.Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов складывается фраза.
Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими.Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Вот как изменится мораль басни И.А. Крылова, если сделать паузу там, где стоит ( // ):
А ларчик II просто открывался. При таком произнесении подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Отсюда мораль: человек иногда сам усложняет обстановку, ситуацию, отношения.
Если произнести: А ларчик просто Цоткрывался, то это будет означать, что он вообще не был заперт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.
Пауза может сделать текст нелепым. Например, если в предложении От радости в зобу Ц дыханье сперло паузу сделать после сочетания в зобу. Ведь не радость находится в зобу, а дыханье в нем сперло. Пауза требуется после слова радости: От радости // в зобу дыханье сперло.
Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т.п. Такие паузы называются эмоциональными.Они обозначаются на письме многоточием.
Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: «На…ле…во! Шагом…марш!»
Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Какова их функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.
И, наконец, паузы физиологические.Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.
В заключение приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».
Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.
ПАУЗЫ В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ
ПАУЗЫ В НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ И ПРИ ЗАИКАНИИ
Л. И.БЕЛЯКОВА, Е. А. ДЬЯКОВА
Паузы являются неотъемлемым компонентом речи. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмикомелодическую сторону интонации. Возникновение пауз связано с рядом причин. Самые короткие из них являются составной частью речевого потока и вызываются особенностями произношения смычных согласных, т. е. отсутствием звука в те моменты, когда органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии, что составляет в среднем 0,1 с [3].
Паузы, обусловленные лингвистической конструкцией текста, т. е. лингвистические паузы, возникают на границах смысловых групп [6]: между синтагмами и предложениями. Исследования, проведенные на материале английского языка, обнаруживают, что в процессе чтения длительность лингвистических пауз на границах синтагм не превышает 0,75 с, а между предложениями варьирует от 0,5 с до 1,5 с [12]. Во время этих пауз может осуществляться так называемый «речевой » вдох, место которого определено структурными границами текста [10], [11]. Лингвистические паузы возникают как при чтении, так и в ходе устного спонтанного высказывания.
Помимо лингвистических пауз, для спонтанной речи характерны паузы «нерешительности «, или хезитации. В отличие от лингвистических пауз, они располагаются не только на границах синтагм и предложений, но и внутри них, а также имеют большую продолжительность [1] и могут сопровождаться нефонологическими вокальными образованиями [14].
Экспериментальные исследования показывают, что паузы хезитации имеют чрезвычайно широкие пределы варьирования и отражают тот аспект речи, который является наименее автоматизированным. Отмечена высокая закономерность появления пауз хезитации перед словами, которые обладают высокой информативностью или низкой предсказуемостью в данном контексте. Обнаружена связь между длительностью пауз и степенью трудности речевой задачи. Исследования позволяют сделать вывод о том, что во время пауз хезитации осуществляется планирование высказывания, при этом длительность пауз зависит от степени затруднений, связанных с выбором языковых единиц [8], [13].
Электрофизиологические исследования А. Н. Соколова [9] показывают что паузы, возникающие в процессе речи, в большинстве случаев означают наличие речемыслительного процесса, совершаемого в ходе порождения высказывания,
Из логопедической практики известно, что при заикании, наряду с нарушением интонационной стороны речи, нарушается ее ритм, и потому работа над паузами составляет важную часть любой коррекционной программы. Считается, что обучение заикающихся речевым паузам может быть полезно для них с разных точек зрения. Так, паузу связывают с необходимостью сделать речевой вдох или осуществить
релаксацию в процессе речевого акта, а также с возможностью привлечь внимание собеседника особой интонацией.
Однако до настоящего времени отсутствуют какиелибо экспериментальные исследования, которые позволили бы сравнить процесс паузирования в норме и при заикании. Знание закономерности паузирования позволит выявить и некоторые новые теоретические аспекты механизмов этой речевой патологии. Это важно, кроме всего прочего, для разработки коррекционных методик обучения заикающихся плавной речи.
В настоящей работе проведен сравнительный анализ количества, длительности и локализации пауз, возникающих при чтении текста и монологическом высказывании у лиц с нормальной речью и заикающихся. Задача состояла в изучении особенностей речевого паузирования в норме и у заикающихся и выяснении связи пауз с проявлением судорог в мышцах речевого аппарата. Для ее решения определялась частота появления пауз, их длительность и место в речевом потоке, а также фиксировалось наличие судорожных проявлений в процессе чтения и монологического высказывания.
На магнитной ленте фиксировалось два образца речевой продукции испытуемых: 1) чтение текста объемом 200 слогов; 2) монологическое высказывание на тему «Моя работа «. Время на подготовку высказывания не превышало 1 минуты. По инструкции длительность высказывания должна была составить в среднем две минуты. Выбор темы второго задания гарантировал его доступность для всех испытуемых. Запись речи проводилась открытым способом. Перед началом записи в течение трех минут испытуемому задавалось несколько вопросов анкетного характера с целью адаптации его к условиям эксперимента. Затем последовательно предлагались речевые задания.
Анализу подвергались только паузы от 0,1 с и выше, поскольку известно, что более короткий перерыв в акустическом сигнале может быть результатом произношения смычных согласных звуков [3]. Сопоставление речевых образцов с клиппсигналом дало точную картину локализации пауз в речевом потоке. Кроме этого, в каждом речевом образце было подсчитано общее количество пауз (в процентном отношении) следующих длительностей (в секундах): 0,1-0,2; 0,2-0,3; 0,3- 0,4; 0,4-0,5; 0,5-0,6; 0,6-0,7; 0,7- 0,8; 0,8-0,9; 0,9-1,0; от 1 с и выше.
Достоверность полученных различий оценивалась с помощью критерия Стьюдента.
Проявление судорожной активности мышц речевого аппарата в процессе чтения и монологической речи определялось визуально и аудитивно.
В исследовании приняли участие 39 взрослых заикающихся (24 мужчины и 15 женщин) и 16 человек со здоровой речью (9 женщин и 7 мужчин).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Характеристика речевого паузирования у лиц со здоровой речью. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 1. Как видно из рисунка, самые короткие паузы от 0,1 до 0,2 сек в речевых образцах испытуемых встречались наиболее часто. Их количество было практически одинаковым, как при чтении, так и в монологическом высказывании (20,8 % и 21,5 % соответственно, различия недостоверны: (a >0,1). В основном эти паузы являлись результатом произношения смычных согласных звуков и имели
место внутри слов. Реже они появлялись между словами, но никогда не возникали между предложениями.
При реализации монологического высказывания паузы длительностью от 0,2 до 0,6 с возникали значительно реже (39,1 %), чем при чтении (различия достоверны для пауз длительностью от 0,4 до 0,5 с и от 0,5 до 0,6 с, a
вокальные образования типа: «ЭЭЭ «, «МММ «, т. е. наблюдались явления, свидетельствующие о затруднениях, связанных с выбором языковых единиц, возникающих в процессе реализации высказывания.
Из примеров видно, что паузы длительностью от 1 с и выше являлись паузами хезитации, они отражали наибольшие затруднения, возникающие в процессе программирования высказывания на семантическом уровне.
Характеристика речевого паузирования у заикающихся. Распределение количества пауз по их длительности показано на рис. 2. Наиболее короткие паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с в среднем возникали так же часто, как и в норме (различия недостоверны, a>0,1). В отличие от нормы они в основном имели место внутри слов.
Такое значительное уменьшение количества пауз, длительность которых в норме обусловлена синтагматической структурой текста, и, напротив, увеличение числа длительных пауз сигнализировало об искажении смыслового членения текста заикающимися.
Сделанные испытуемыми ошибки не корректировались, что приводило к значительным искажениям смысла продуцируемого ими текста. Это дало основание предполагать, что единства внешней и внутренней стороны процесса чтения у заикающихся не происходит и смысловое восприятие читаемого текста у них искажено. Можно думать, что основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу его смысла, что экспериментально подтверждает предположение Н. И. Жинкина [4] о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.
В связи с выявленными особенностями в распределении пауз по длительности у заикающихся было
которая приводила к многократным чередованиям пауз с частью слова, слога, с недифференцированными звуками. Длительные паузы от 1 с и выше у этих заикающихся появлялись крайне редко (4,5 % и 6,4 % соответственно).
Анализ текстов показал, что длительные паузы (от 1 с и выше) в речи заикающихся с тоническим типом речевых судорог сопровождались явлениями, противоположными тем, которые были характерны для пауз хезитации. Например, при локализации судорог в голосовом отделе речевого аппарата остановки речи были внезапными, слова, предшествующие паузе, произносились в более ускоренном темпе и обрывались резко. Появление недифференцированных звуков было связано с попыткой начать речь, прерванную судорогой, что выражалось в особо напряженном или сдавленном звучании голоса.
При локализации судорог в области артикуляционного аппарата паузы от 1 с и выше часто возникали при попытке произнести смычный согласный звук. При этом они соответствовали длительности смычки органов артикуляции перед взрывом.
Таким образом, при тяжелом заикании пауза в основном была заполнена судорожной активностью мышц речевого аппарата, т. е. в период паузы не было прекращения моторной речевой деятельности, что характерно для нормы. Напротив, она отражала аномальную активность речевого аппарата, не проявляющую себя в виде акустического сигнала.
Если в норме пауза свидетельствует об окончании моторной реализации одной части высказывания и предваряющем внутреннеречевом планировании последующего отрезка речи [8], то при заикании во время паузы, как показали наши исследования, моторный акт продолжается. Это, повидимому, означает, что программирование высказывания у заикающихся осуществляется в основном на фоне высокой моторной активности речевых мышц.
Отсутствие пауз хезитации, а также пауз, связанных с синтаксической
конструкцией текста, и наличие пауз, обусловленных судорожной речевой активностью, объясняет характерные особенности интонационной стороны речи заикающихся: монотонность, отсутствие эмоциональной выразительности и интонационной завершенности смысловых групп, как при чтении, так и в монологической речи.
Кроме того, особенности речевого паузирования заикающихся могут свидетельствовать о своеобразии протекания внутриречевого программирования и существенном отличии его от нормы, а также о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.
1. Ахманова О. С. О психолингвистике. М., 1978. С. 55.
2. Белякова Л. И. Клиникофизиологический анализ центральных патогенных механизмов заикания: Докт. дис. Л., 1981.
3. Варшавский Л. А., Литвак И. М. Исследование формантного состава и некоторых других характеристик звуков русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т. 3. Л., 1955.
4. Жинкин И. И. Речь как проводник информации. М., 1982.
5. Зимняя И. А. Психология чтения как вид речевой деятельности: Психологопедагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и понижению текста / Материалы Всесоюзной научнопрактической конференции. М., 1988. С. 67-69.
6. Куланок К. Н. О некоторых функциях речевой паузы // 17я конференция Минского пединститута иностранных языков. Ч. II. Минск, 1964.
7. Носенко Э. Л. Объективные показатели уровня владения устной иноязычной монологической речью: Канд. дис. М., 1970.
8. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
10. Шейкин Р. Л. К анализу механизмов возникновения пауз в речи // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М. Л., 1966. С. 31 44.
11. Dalton P., Hardcastle W. J. Disorders of fluency and their effects on communication. L., 1977.
12. GoldmanEister F. Pauses, clauses, sentences // Language and Speech, 1972. V. 15. N 3-4. Р. 103-113.
13. GoldmanEister F. The distribution of pause duration in speech // Language and Speech. 1961. V. 4. N 3-4. Р. 232-237.
14. GoldmanEister F. A comparative study of two hesitation phenomena // Language and Speech. 1966. V. 4. 1-2. Р. 18-26.
Поступила в редакцию 17.YII 1991 г.