Что такое паз в детали
Значение слова «паз»
1. Узкая, длинная щель между недостаточно плотно пригнанными досками, бревнами. Конопатить пазы. □ Казак спустился с лавки, подполз тихо к двери и, припав ухом к пазу, стал слушать. Лесков, Некрещеный поп. Теплушки обиты побуревшим тесом. В пазах торчал выцветший мох. Вс. Иванов, Бронепоезд 14-69.
2. Выемка в какой-л. детали, куда вставляется выступ другой детали. Плотники крепко и ровно Без всяких гвоздей загоняли в пазы Крутые упругие бревна. Вс. Рождественский, Погост в Кижах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Паз — узкая и длинная прорезь, щель, стык, от примычки доски к доске (используется в шиповом соединении), скважина[уточнить].
Паз — река в России, Финляндии, Норвегии
Паз — деревня в Хорватии.
ПАЗ, а, о па́зе, в пазу́, мн. ы́, м. (спец.). 1. Узкая длинная щель, скважина между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами. Законопатить пазы. 2. Выемка в бревне, доске или брусе, в к-рую вставляют подогнанный выступ другого, соединяемого с первым, бревна, бруса, доски. Выбирать паз (см. выбирать в 7 знач.). 3. Желобок, бороздка в частях машин, приборов (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. узкая и длинная скважина, щель, стык (между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами и т. п.) ◆ Пустившись на этакое решение, чтобы подслушивать, я этим не удовольнился, а захотел и глазком что можно увидеть и всего этого достиг: стал тихонечко ногами на табуретку и сейчас вверху дверей в пазу щелочку присмотрел и жадным оком приник к ней. Н. С. Лесков, «Очарованный странник», 1873 г. ◆ Посад стоял пустым, его улочки и дворики заросли травой, окна затянуло паутиной, на крышах и в пазах брёвен ярко зазеленел мох. Алексей Иванов, «Сердце Пармы», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. техн. выемка, углубление, гнездо (обычно продолговатой формы) в какой-либо детали, куда вставляется выступ другой детали ◆ Более надежными являются системы, когда шептало отделяется от крючка и располагается в специально направляющем пазу. В. Максимов, «Некоторые вопросы теории и практики конструирования подводных ружей», 1965 г. // «Спортсмен-подводник» (цитата из НКРЯ) ◆ Однажды осенью, вечером, в слякоть, некий человек, открыв дверь аптеки, не бросил ее за собой, чтобы поспешно вбежать по ступенькам, как это делали все, но, тотчас же повернувшись, как будто из страха, чтобы не разбилось стекло, легко двигавшееся в изношенном пазу рамы, осторожно повел дверь на место. Ю. К. Олеша, «Записки писателя», 1930 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Регулировка натяжения цепи осуществляется вращением заднего колеса по наклонным пазам наконечника рамы. «Руководство по эксплуатации велосипеда», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
2. автомобиль, произведённый на ПАЗе [1] ◆ Только двери «ПАЗа» открылись ― ринулись наперегонки на рынок. Роман Сенчин, «Елтышевы (2008)», 2009 г. // «Дружба Народов» (цитата из НКРЯ) ◆ Автобусы типа ПАЗ идут в город Семенов и на его железнодорожную станцию. Н. Иванов, «По лесной реке Усте», 2006 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ На испытаниях эти коробки успешно работали на маршрутках ПАЗ и КАвЗ по 200―250 тыс. км. Алексей Казанцев, ««Валдай» карман не тяготит», За рулем г. // «2004» (цитата из НКРЯ) ◆ Минибус для мегаполиса НАШЕ ЗНАКОМСТВО: АВТОБУС ПАЗ-3237 Антон Чуйкин, Сергей Канунников, «Минибус для мегаполиса», 2004 г. // «За рулем» (цитата из НКРЯ) ◆ В общей структуре произведённых автобусов 90 процентов пришлись на различные модификации базовой модели «ПАЗ―3205», более 6 процентов ― на удлинённые до 8 метров автобусы новой модели «ПАЗ―4234» (по сравнению с позапрошлым годом их выпуск увеличился в 350 раз) и три с лишним процента ― на «Авроры», выпуск которых вырос на 85 процентов. «Вести «Руспромавто»», 2004 г. // «Уральский автомобиль (Миасс)» (цитата из НКРЯ)
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Паз.
Что такое паз в детали
выемка в детали. П. служат для установки шпонок, фиксации головок болтов, перемещения смежных деталей и т. д. Бывают прямоугольной формы, в виде 4ласточкина хвоста» (трапецеидальные), Т-образные и др.
Смотреть что такое «ПАЗ» в других словарях:
паз — паз/ … Морфемно-орфографический словарь
Паз — углубление на поверхности камня, предназначенное для улучшения прочностных свойств кладки. Источник: ГОСТ 6133 99: Камни бетонные стеновые. Технические условия оригинал документа 3.23 паз : углубление на поверхности кам … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПАЗ — противоатомная защита Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур
ПАЗ — муж. пазок, пазик; пазища: пазина муж. узкая и длинная скважина, щель, стык, от примычки доски к доске; глубокая, несквозная борозда, желобовина, вынутая в чем, для впуска досок, притесанных брусьев. Доски забора запускаются в пазы столбов. Паз… … Толковый словарь Даля
ПАЗ — ПАЗ: ПАЗ аббревиатура от «Павловский автобусный завод» ПАЗ комплекс инженерных сооружений противоатомной защиты Система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) система управления технологическим процессом, которая в случае… … Википедия
Паз — Паз: Паз узкая и длинная скважина, щель, стык, от примычки доски к доске. Паз река в России, Финляндии, Норвегии См. также ПАЗ (значения) … Википедия
паз — См … Словарь синонимов
ПАЗ — ПАЗ, паза, о пазе, в пазу, мн. пазы, муж. (спец.). 1. Узкая длинная щель, скважина между недостаточно плотно пригнанными бревнами, досками, плитами, металлическими листами. Законопатить пазы. 2. Выемка в бревне, доске или брусе, в которую… … Толковый словарь Ушакова
ПАЗ — (нем., от pazzen пригонять). Длинная узкая скважина, щель от примычки доски к доске; глубокая не сквозная борозда, желобок, для впуска досок, напр. доски забора впускаются в пазы столбов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
ПАЗ — ПАЗ, а, о пазе, в пазу, мн. ы, ов, муж. Щель, а также выемка, в к рую вставляется выступ другого предмета при скреплении. | прил. пазовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
паз — паз, а, предл. п. в паз у, мн. ч. ы, ов … Русский орфографический словарь
Конструктивные и технологические элементы деталей на чертеже
При чтении и выполнении рабочих чертежей деталей людям часто приходится сталкиваться с необходимостью распознавания различных конструктивных элементов. Следует учесть, что в этой статье рассмотрены далеко не все конструктивные элементы, а только типовые, то есть многократно встречающиеся на деталях.
Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101- 68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.
Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали. Например, на рисунке приведена деталь под названием звездочка. Она состоит из таких элементов конструкции детали, как: зубья звездочки, ступица с отверстием 35Н7 и M8-6H и конструктивного элемента в отверстии под названием шпоночный паз 10.
Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее рифления все равно остается цилиндрической.
Технологические элементы обеспечивают удобство изготовления детали (опоры детали при обработке) и её сборки с другими деталями (фаски, проточки) или связаны с особенностями изготовления детали (литейные скругления и уклоны для литых деталей) и её элементов (сбеги и недорезы резьб, центровые отверстия и канавки для выхода шлифовального круга и т. д.).
Виды отверстий по форме:
по проходимости сквозь тело детали
Сбег — это участок, на котором происходит уменьшение профиля резьбы.
Лыска – это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси. Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали
Буртик. На валах и осях часто применяют упорные буртики (уступы), в торцы которых упираются детали, насаживаемые на вал или для ограничения осевого перемещения самого вала.
Заплечик переходная поверхность от меньшего диаметра вала к большему, служащая для упора колец шарико- и роликоподшипников.
Углубление малой протяжённости на торцевой поверхности заплечика вала, выполненное вдоль оси вала, называют поднутрением.
Фаской (указывается длинна с 4 и угол 45°) называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Размеры катета фасок «с» выбираются по ГОСТ 10948-64 из следующего ряда: 0,1; (0,12); 0.16;(0.20); 0.25; (0.30); 0,40; (0,50); 0,60; (0,80); 1,0; 1,2; 1,6; (2,0); 2,5; (3,0); 4,0; (5,0); 6,0; (8,0); 10; 12; 16 и т.д. до 250 мм. Размеры без скобок предпочтительнее.Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.
Допускается надпись в технических требованиях чертежа: Острые кромки притупить фаской или радиусом 0,16 max мм.
Скругление – это плавный переход от одной поверхности детали к другой по указанному радиусу. При этом образуется переходная поверхность являющаяся частью цилиндра или тора касательного к сопрягаемым поверхностям. Поэтому центр радиуса скругления в конструктивных элементах, как правило, не указывают. Скругления предназначены для удаления острых кромок, облегчения сборки, придания эстетического вида.
Рифление (обработка поверхности для придания ей шероховатости нанесение узких острых бороздок рифлей) предотвращает проскальзывание пальцев руки при завинчивании детали. На чертеже указывают, согласно ГОСТ 21474—75, тип рифления (прямое или сетчатое) и его шаг, выбираемый из ряда: 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0 (последний только для сетчатого). Угол рифления, отличный от 45°, указывается на изображении.
При обработке или контроле деталей типа тел вращения в центровые отверстия детали входят центры станка или приспособления, на которых установлена деталь. Если в изготовленной детали требуется наличие центровых отверстий, то их отмечают условным знаком ᐸ, с указанием на полке обозначения по ГОСТ 14034—74. Если центровые отверстия в готовом изделии недопустимы, то наносят знак ⵏᐸ. Пример условного обозначения центрового отверстия формы А диаметром d = 2 мм:
Отв. центр. А2 ГОСТ 14034– 74.
Ребро жёсткости – это элемент детали, который нужен для повышения механических характеристик, позволяют уменьшить сечения отдельных элементов детали, снизить напряжения в местах сопряжения стенок различного сечения, повысить устойчивость и прочность конструкций. Толщина ребер жесткости у их основания должна быть равной толщине основной стенки детали.
Клин — элемент в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Наиболее распространены клиновые зажимные механизмы. Они позволяют закреплять деталь непосредственно или через прижимные планки и рычаги. Для обеспечения самоторможения угол клина не должен превышать 6 градусов.
Эксцентриковые зажимы являются разновидностью клина (криволинейные клинья) и выполняются в виде секторов, дисков, цилиндров, рабочая поверхность которых может быть очерчена по окружности, по логарифмической или архимедовой спирали. Эксцентриком принято называть только сам диск (вал) со смещённой осью вращения, а созданные на его основе механизмы и приспособления, как правило, носят самостоятельные названия. Наибольшее распространение получили круглые эксцентриковые зажимы
Канавка – это протяженное углубление на поверхности детали различной траектории и, как правило, простого поперечного сечения. Канавки предназначены для разделения поверхностей с разной характеристикой обработки, для выхода режущего инструмента при изготовлении детали или для обеспечения определенных условий при сборке и эксплуатации. Канавки используют для подвода, распределения и удержания смазки. Некоторые канавки предназначены для фиксации уплотнений различной формы. Траектория канавки может быть самой разной: по прямой, по кольцу, по винтовой линии и др.
Например в машиностроении используются канавочные (щелевые) уплотнения.
Щели концентрических проточек заполняют пластичной смазкой. Образуемый затвор препятствует вытеканию масла и ограничивает проникновение посторонних веществ извне.
Применять щелевые уплотнения рекомендуется для узлов, работающих в сравнительно чистой окружающей среде. Щелевые уплотнения не обеспечивают полной герметизации, их целесообразно применять в комбинации с уплотнениями другого типа.
Для лучшего удержания смазки канавки делают в крышке корпуса и на валу. Канавочные уплотнения применяют для подшипниковых узлов, работающих при скоростях до 5 м/сек и консистентной смазке. Температура разжижения смазки, заполняющей щели, должна быть выше рабочей температуры узла, чтобы не было вытекания масла из щели.
Канавки очень полезны в комбинации с, уплотнениями другого типа.
Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой. На основных изображениях проточки, как правило, дают с упрощениями, а их действительные формы и размеры раскрывают выносными элементами.
Пазом называется канавка с прямолинейной траекторией. Пример условного обозначения Т-образного направляющего паза шириной а= 18 мм и полем допуска Н8: Паз Т-образный 18Н8 ГОСТ 1574—91. Формы поперечного сечения пазов могут быть довольно сложными. Пазы служат для подвижного соединения деталей друг с другом. Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали.
Шпоночное соединение (шпоночный паз 10 JS9) предназначено для закрепления и передачи крутящего момента от вала на колесо или же наоборот. Шпонка позволяет это осуществить, сохраняя при этом возможность разъемного соединения деталей. Обычно в соединение ставят по одной шпонке. При передаче большого крутящего момента могут быть поставлены две или три шпонки через 180 – 120°. Шпонки всех основных видов стандартизированы. Размеры шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала по таблицам стандарта. Чертежи на шпонки не выполняют, а все необходимые данные указывают в спецификации в разделе «Стандартные изделия».
Шлицевые соединения (шлицевой паз) предназначаются, как правило, для передачи крутящего момента, например от вала на звездочку или наоборот. При этом возможно еще дополнительное перемещение звездочки вдоль оси. В зависимости от формы профиля различают соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.Условное обозначение шлицевого соединения на учебном чертеже (рис. 8.10) должно быть следующим:
где n – элемент центрирования* ;
d – внутренний диаметр;
D – внешний диаметр; b – ширина зуба вала.
В конце обозначения указывается номер стандарта (например, d –
8×36×42×7 ГОСТ 1139–80).
Риска (штрих) линия в виде продольного узкого углубления с закругленным или плоским дном, наносимая на изделие при разметке его под обработку сверлением, строжкой, фрезеровкой или чертилкой слесарной для точной разметки, измерительные шкалы приборов и т.д. Номенклатура подобных деталей достаточно велика, поэтому конструкцию и оформление чертежа рассмотрим только на наиболее характерных их представителях.
Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой записи.
Если у вас есть необходимость в создании высококачественного чертежа ISO, DIN, ANSI, ЕСКД или трехмерной модели в Автокад, Компас 3D? Можно связаться и поддерживать со мной связь с помощью электронной почты указана в профиле или заполните форму и я свяжусь с вами. Мы детально обсудим ваш проект. Я разрабатываю индивидуальные решения в точном соответствии с вашими потребностями. Также дополнительно осуществляю подбор производителей, фабрик, поставщиков комплектующих в любой точке мира.
Что такое паз в детали
гнездо продолговатой формы с параллельными боковыми поверхностями
(Болгарский язык; Български) — жлеб; канал; улей
(Чешский язык; Čeština) — vybrání; drážka; žlábek
(Немецкий язык; Deutsch) — Nut; Kehle; Aussparung
(Венгерский язык; Magyar) — horony
(Монгольский язык) — ховил
(Польский язык; Polska) — wpust
(Румынский язык; Român) — falţ
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — žljeb
(Испанский язык; Español) — ranura
(Английский язык; English) — groove; slot
(Французский язык; Français) — caniveau; cannelure; encoche
Смотреть что такое ПАЗ в других словарях:
паз м. 1) Узкая щель в неплотно пригнанных стыках строительных элементов. 2) Выемка, углубление, гнездо в какой-л. детали, куда вставляется выступ другой детали.
паз м. тех.slot, groove
Паз (по-фински Пац-Иокки) — река, Архангельской губ., Кольского у., составляет сток значительного оз. Энаре. Длина более 100 в., общее направление течения с ЮЮЗ на ССВ. Прежде русско-норвежская граница проходила по этой реке, но с 1826 г. граница совпадает с берегами реки только до церкви Бориса и Глеба, лежащей на левом берегу; обойдя эту местность, граница пересекает реку, нижнее течение которой лежит в норвежских пределах. Ю. Ш.
channel, chase, cut, (для соединения деревянных элементов) dap, dapping, flute, groove, gain строит., gutter, housing, indent, indentation, secret jogg. смотреть
Процессы соединения шпонками деталей и сборочных единиц паровых турбин при сборке во время изготовления на производстве
В конструкциях паровых турбин широко применяются шпоночные соединения как для передачи крутящих моментов, так и для фиксации взаимного расположения деталей и сборочных единиц.
На шпонках паровых турбин соединяются между собой валы и детали типа втулок с посадкой по цилиндрическим и коническим поверхностям. Детали соединяются между собой шпонками, помещаемыми и между плоскими сопрягаемыми поверхностями. Шпоночное соединение может быть обеспечено одной или несколькими шпонками и осуществляется: призматическими и сегментными шпонками, закладываемыми в шпоночные пазы без прикрепления; призматическими шпонками с прикреплением их в пазу одной из сопрягаемых деталей; клиновыми шпонками без головок и с головкой. В турбостроении находят также применение соединения на угловых и косых шпонках.
Валы со втулками паровых турбин обычно соединяются на широко применяемых в машиностроении призматических, клиновых и сегментных шпонках. В конструкциях соединений на призматических шпонках валов с втулками, в которых не оговорены особые технические требования, в зависимости от вида соединения и назначения посадки предельные отклонения на размеры шпонок и пазов назначаются в соответствии с данными табл. 13.1.
На рис. 13.1 изображены шпоночные соединения ротора турбины с посаженными на него сборочными единицами. Вал ротора призматической осевой шпонкой соединен со втулкой (рис. 13.1, а). В пазу вала шпонка боковыми гранями посажена с натягом, зазор между дном паза втулки и гранью шпонки назначается в зависимости от ширины шпонки в пределах от 0,25 до 0,70 мм, а зазор c1 между боковой поверхностью паза втулки и гранью шпонки — в пределах от 0,17 до 0,37 мм.
Рис. 13.1. Конструкции шпоночных соединений деталей паровых турбин: а — вала ротора с рабочим колесом: 1 — вал ротора; 2 — шпонка; 3 — диск рабочего колеса; б — вала ротора с диском рабочего колеса: 1 — вал ротора; 2 — шпонка; 3 — диск рабочего колеса; в — вала ротора с диском рабочего колеса и дисков между собой: 1 — вал ротора; 2, 3 — диски; 4, 5 — шпонки.
На рис. 13.1, б приведена система соединения радиально размещенной шпонкой вала турбинного ротора с диском рабочего колеса. И в этом случае в паз ротора шпонка посажена с натягом, а в паз диска с зазором. Размер с определяет зазор между дном паза в диске и гранью шпонки. Он обычно находится в пределах от 0,2 до 0,4 мм. Размер c1 — это зазор между торцовыми поверхностями бурта вала ротора и втулки диска, который находится в пределах от 0,2 до 0,4 мм.
Конструкция соединения вала ротора паровой турбины с примыкающим к его бурту рабочим колесом и соединения первого колеса с соседним колесом шпонками изображена на рис. 13.1, в. Шпонки в этой конструкции закреплены винтами.
Корпусные детали статорной группы соединены между собой системой шпоночных соединений. На рис. 13.2 приведена схема соединений шпонками подшипников фундаментных рам и цилиндров паровой турбины К-300-240. Крепление цилиндров с подшипниками и фундаментными рамами по схеме обеспечивает свободу теплового расширения цилиндров и корпусов подшипников в осевом и радиальном направлениях, а также сохранение постоянства взаимного положения осей полостей цилиндров турбины и корпусов подшипников.
Рис. 13.2. Система шпоночных соединений цилиндров, корпусов подшипников и фундаментных рам паровой турбины.
Осевое положение цилиндра низкого давления (ЦНД) 6 фиксируется продольной шпонкой 7, установленной на задней фундаментной раме. Поперечные шпонки 8, установленные на задних боковых фундаментных рамах задней выхлопной части цилиндра низкого давления, совместно с продольной шпонкой 7 определяют положение неподвижной точки турбины, лежащей на пересечении осей названных шпонок. В связи с этим тепловое расширение части статора вдоль оси турбины происходит в направлении переднего подшипника.
Взаимное положение выхлопной части 5 цилиндра среднего давления (ЦСД), передней части 4 ЦСД, выхлопной части цилиндра низкого давления фиксируется в плоскости горизонтального разъема поперечными шпонками 9.
Передняя часть цилиндра среднего давления консольными лапами через поперечные шпонки 11 опирается на корпус 3 опорно-упорного подшипника со стороны его задней части. Цилиндр высокого давления (ЦВД) паровой турбины 2 поперечными шпонками 16 связан с корпусом 1 переднего подшипника и поперечными шпонками 13 с передней стороной опорно-упорного подшипника. Поперечные шпонки фиксируют в осевом направлении положение цилиндра среднего давления, цилиндра высокого давления и корпусов подшипников относительно друг друга, а также направляют расширение цилиндров в поперечном направлении. Корпус переднего подшипника удерживается на оси турбины продольными шпонками 17, а корпус опорно-упорного подшипника такого же направления шпонками 12, установленными на фундаментных рамах. В поперечном направлении передняя часть цилиндра среднего давления относительно корпуса опорно-упорного подшипника фиксируется вертикальной шпонкой 10, а ЦВД относительно корпуса названного подшипника — шпонкой 14 и относительно корпуса переднего подшипника — вертикальной шпонкой 15. Указанные шпонки направляют расширение цилиндров в вертикальном направлении.
На рис. 13.3 даны конструкции некоторых шпоночных соединений, фиксирующих положение корпусных деталей турбин.
Конструкция крепления цилиндра 1 с корпусом подшипника 3 на поперечной шпонке 4 и угловой шпонке 2 изображена на рис. 13.3, а. Здесь же приведены и величины допускаемых зазоров.
Рис. 13.3. Конструкции шпоночных соединений, фиксирующих положение корпусных деталей паровых турбин.
Конструкция шпоночного соединения, паз которого выполнен непосредственно в теле наружного цилиндра 1, а шпонка 2 является отдельной деталью, прикрепляемой к внутреннему цилиндру 5, изображена на рис. 13.3, б. В данном случае положение шпонки относительно шпоночного паза после выверки фиксируется штифтами 4 с посадкой А/П. Вслед за фиксацией шпонка прихватывается электросваркой и приваривается. Применяются и соединения аналогичной конструкции лишь с той разницей, что шпонки фиксируются штифтами и закрепляются несколькими болтами.
Положение дисков, полумуфт, втулок уплотнений и других деталей на роторе паровой турбины определяется сопряжением по цилиндрическим, коническим и плоским торцовым поверхностям. Назначение шпонок, не изменяя взаимного расположения ротора и набираемых на него деталей, — предохранить последние от перемещения вокруг оси ротора при передаче крутящих моментов. Поэтому для обеспечения собираемости и нормальной работы соединения боковые плоскости шпоночных пазов на валу и в полости сопрягаемой детали должны быть совмещены с плоскостями сечений по хордам параллельных диаметральной секущей плоскости и отстоящих от нее на половину размера ширины паза.
На рис. 13.4, а контурными линиями показано положение, нарушающее правильное теоретическое расположение стенок паза вала, которое изображено штриховыми линиями, а на рис. 13.4, б аналогичным образом показаны отступления от теоретического положения стенок паза втулки. Для собранных роторов мощных паровых турбин допускаются отклонения и у стенок пазов роторов и втулок до 0,03 мм на высоте и длине шпоночного соединения.
Рис. 13.4. Возможные отклонения шпоночных пазов паровых турбин.
Допуск на расположение шпоночных пазов соединений плоских элементов деталей как в продольном, так и в поперечном направлениях обычно находится в пределах от 0,03 до 0,04 мм на 500 мм длины соединения. Соединение может быть выполнено на одной или нескольких шпонках, закладываемых в пазы обеих деталей. Но в турбостроении корпусные и другие детали соединяются также шпонками, призматическая часть которых закладывается в паз только одной детали. Другая, противоположная призматической часть шпонки сопрягается плоскостью с также плоской поверхностью второй соединяемой детали (рис. 13.3, б). Указанные два вида шпоночных соединений деталей паровых турбин являются основными и процессы их сборки отличаются друг от друга.
Так как в большинстве случаев при механической обработке шпоночных пазов не удается соблюсти требуемую точность, то нижеизложенные процессы сборки включают в себя подгоночные слесарные работы.
Процесс выполнения шпоночного соединения первого вида заключается в предварительной подгонке шпоночных пазов каждой турбинной детали. При сборке шпонка устанавливается в паз вала, закрепляется винтами и после этого втулка сажается на посадочную поверхность вала и шпонку. Процесс выполнения шпоночного соединения второго вида также начинается с подгонки паза в одной детали и. подгонки призматического выступа шпонки. Затем выверяется взаимное положение соединяемых шпонкой деталей, определяется положение шпонки на поверхности детали, не имеющей паза. Определенное выверкой положение шпонки фиксируется штифтами, устанавливаемыми в совмещенные отверстия в шпонке и в теле детали. В таком положении шпонки крепятся винтами, болтами или после прихватки электросваркой привариваются.
Ниже излагается процесс пригонки шпоночных пазов вала роторов, самого ротора и других деталей типа валов, а также процесс пригонки шпонок турбин.
Фактические значения отклонений x опорной поверхности паза вала измеряются контрольным приспособлением (рис. 13.5).
Рис. 13.5. Контрольное приспособление для проверки расположения шпоночного паза паровой турбины: 1 — вал; 2 — клиновая шпонка; 3 — призма.
Одна часть приспособления — клиновые шпонки — при перемещении по косым стыкам сохраняют строгую параллельность своих граней. Каждая из пар клиновых шпонок помещается в подгоняемый шпоночный паз вала. Своими гранями вторая часть приспособления — призма — накладывается на поверхность шейки вала паровой турбины. Следы линий контакта граней призмы с шейкой в сечении, перпендикулярном оси вала, представляют собой точки, обозначенные через б и в.
Опиливанием и шабрением достигают такого взаимного положения опорной боковой стенки шпоночного паза турбины, обращенного к призме, при котором измеренная щупом разность значений зазоров a и a‘ между поверхностями клиновых шпонок приспособления и плоским измерительным элементом призмы не превышала бы значения величины x (см. рис. 13.4, а).
Отклонение от номинального положения опорной поверхности паза турбинного вала устанавливается при помощи контрольного приспособления, изображенного на рис. 13.6. Зазор между поверхностью паза и шаблонам не должен превышать установленных конструкцией соединения допусков. Определенное измерением отступление устраняется опиливанием и шабрением. Опорная боковая поверхность паза проверяется на краску. Противоположная пригнанной поверхность шпоночного паза подгоняется с проверкой предельным шаблоном.
Рис. 13.6. Контрольное приспособление для проверки шпоночного паза паровой турбины: 1 — корпус; 2 — ролик; 3 — шаблон.
Глубину паза проверяют при помощи измерительного мостика (рис. 13.7). Основанием 2 его предварительно устанавливают на гладкой части вала, где нет шпоночного паза, и снимают размер микрометрической головкой 1. Затем мостик ставят против паза и повторяют измерение до дна паза. Разница в величинах двух замеров и составит глубину шпоночного паза.
Рис. 13.7. Мостик для проверки глубины шпоночного паза вала паровой турбины.
При необходимости обрабатывают дно паза, выдерживая требуемую глубину и перпендикулярность его к боковым стенкам. Одновременно выполняются закругления по шаблону, при этом шероховатость должна соответствовать параметру Ra = 2,5 мкм.
Пригонка шпонки паровой турбины (рис. 13.8, а) в валу заключается в следующем. Две грани а и b шпонки заранее пригоняют по поверочной плите на краску и проверяют по лекальному угольнику, оставляя на них припуск 0,1—0,2 мм. Вторую боковую плоскость d подгоняют в зависимости от фактического размера шпоночного паза, причем выдерживают параллельность боковых поверхностей и придают ей ширину, большую, чем ширина паза в валу, в соответствии с заданным натягом. При соблюдении допуска на глубину паза вала (рис. 13.8, б) и паза сопрягаемой с ним втулки величина зазора c1 между последней деталью и гранью шпонки может быть обеспечена и без слесарной пригонки.
Рис. 13.8. Схемы контроля сборки шпоночного соединения деталей паровых турбин.
Сборка предварительно смазанной маслом шпонки и установленной в паз вала производится легкими ударами свинцовой кувалды.
В тех случаях, когда сопрягаемые с валом детали турбин соединяются не одной, а несколькими шпонками, должно быть обеспечено точное расположение опорных поверхностей пазов между собой и с такой же степенью точности расположение опорных поверхностей шпонок после сборки их с валом (рис. 13.9).
Для замера при подгонке двух пазов в валу применяется контрольное приспособление (рис. 13.9, а), состоящее из индикаторного прибора и комплекта клиновых шпонок.
В пазы вала турбины вставляют клиновые шпонки. Сделав замер по индикатору с одной стороны вала, прибор поворачивают и повторяют измерение с другой стороны вала. Путем сравнения замеров получают данные о величине несимметрии во взаиморасположении шпонок на валу. Пригонкой обеих сторон каждого из пазов достигают допустимой разницы показаний индикатора прибора.
Рис. 13.9. Схемы контроля взаимного расположения шпоночных пазов вала паровой турбины контрольным приспособлением (а) и калибром (б): 1 — вал; 2, 4 — клиновые шпонки; 3 — индикаторный прибор; 5 — кольцо-калибр.
Анализируемый способ пригонки, основанный на применении индикаторного прибора, обладает существенным недостатком. Происходит совмещение в одной плоскости с каждой из сторон опорной поверхности одного паза и не опорной — второго, что не вызывается необходимостью и усложняет процесс.
Пригонка пазов в валу паровой турбины (рис. 13.9, б) с замерами при помощи клиновых шпонок и кольца-калибра устраняет указанный недостаток. Беззазорность соединения по опорным поверхностям сопряжения калибра и клиновых шпонок указывает на качественное завершение процесса пригонки.
Пригонка шпоночного паза сопрягаемой с валом турбинной детали типа втулки в основном аналогична пригонке шпоночного паза в валу и начинается проверкой величины отклонений х и у (рис. 13.4, б). Проверку отклонения x делают при помощи угольника. Наибольший зазор между опорной поверхностью паза и шаблоном замеряется щупом, и, если он превышает допустимый предел, поверхность припиливается и пришабривается.
Более точное измерение положения шпоночного паза втулки паровой турбины производят, пользуясь индикаторным прибором (рис. 13.10). Прибор линейкой прижимают к опорной поверхности шпоночного паза и опирают на торец детали планкой. Неперпендикулярность паза относительно торца проявится зазором между опорной поверхностью приспособления и плоской поверхностью торца. В таком положении наконечник индикатора вводится в контакт с торцовой поверхностью детали, а его шкала перемещается до показания «нуль». Затем приспособление поворачивают на 180 и прижимают линейку к той же стенке. Если боковая сторона паза перпендикулярна торцу ступицы, разницы в показаниях индикатора не будет. За базу при проверке выбирают ту торцовую поверхность, которая обработана с одного установа с расточкой полости втулки.
Рис. 13.10. Индикаторный прибор для контроля параллельности боковых сторон шпоночного паза во втулке паровой турбины: 1 — линейка; 2 — индикатор; 3 — планка.
Отклонение у проверяется аналогично схеме контроля шпоночного паза к валу. Далее предельным калибром контролируется ширина шпоночного паза, а также его глубина, проверяемая штихмассом от образующей цилиндрической поверхности полости.
Деталь паровой турбины типа втулки устанавливается своим пазом на помещенную в паз вала шпонку с зазорами по боковым стенкам и дну. Поэтому требуемая степень точности на соединение может быть достигнута при механической обработке шпоночного паза втулки без последующей слесарной подгонки поверхностей паза при сборке.
В местах соединения на нескольких шпонках должно быть точное взаимное расположение опорных поверхностей шпоночных пазов втулки.
На рис. 13.11, а приведена схема проверки взаимного расположения пазов втулок турбин с помощью контрольного приспособления, состоящего из индикаторного прибора и комплекта контрольных мерных валиков. Если показание индикатора при измерении расположения одной стороны двух противоположных пазов детали отличается от показания измерения расположения других сторон шпоночных пазов не более чем на заданную величину отклонения, то втулка пригодна для сборки без слесарной пригонки. Схема проверки расположения пазов в полости втулки аналогична рассмотренной для контроля валов и обладает тем же недостатком.
Рис. 13.11. Схемы контроля взаимного расположения шпоночных пазов во втулках паровых турбин контрольным приспособлением (а) и калибром (б): 1 — втулка; 2 — индикаторный прибор; 3 — мерный контрольный валик; 4 — калибр.
Контроль взаимного расположения шпоночных пазов во втулках возможен и калибром по схеме, изображенной на рис. 13.11, б. В этом случае определяется положение опорных поверхностей обоих шпоночных пазов. В месте стыка поверхности призматических частей калибра при качественной обработке должны прилегать без зазора к опорным поверхностям обоих шпоночных пазов детали.