Что такое педагог новатор
Педагоги-новаторы, их вклад в развитие образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Появление педагогов-новаторов в образовательной сфере и основы их деятельности
Педагог-новатор – это педагог, который вносит в процесс образования новые методы и приемы его организации, разрабатывает новые технологии обучения и воспитания, внедряет прогрессивные принципы ведения обучения и воспитания, что в итоге приводит к обновлению педагогического процесса и системы образования в целом.
Развитие новаторских идей в образовании может быть следствием социально-экономических перемен и социального заказа образовательной сфере, требующей ее развития и переориентации деятельности, а может быть и просто спонтанным течением педагогической мысли или результатом целенаправленной исследовательской работы отдельных ученых- педагогов.
Миссией педагога-новатора является переход на новую образовательную концепцию и создание компетентностно-ориентированной образовательной среды. Для это требуется применение новых методик и подходов в обучении, которые позволяют развивать мышление учащихся, формировать у них свойства толерантности и способности принятия волевых решений, развивают коммуникативные навыки, навыки информационного взаимодействия и ориентации в современных информационных потоках.
В процессе обучения современных детей педагоги-новаторы предлагают опираться на применение исследовательского подхода, задействование конструирования и игровой формы воспитания и обучения. Однако, не всегда применение новых технологий в обучении отвечает современным требованиям образования и способствует достижению его целей и задач. В образовательной деятельности требуется изменение ее форм и структуры процессов обучения и воспитания, под требования новых технологий.
Новаторский подход в деятельности педагога сводится к:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные посылки деятельности педагогов-новаторов
Педагоги-новаторы занимаются разработкой идей по созданию дидактических систем, кардинальным образом изменяющих существующий процесс обучения и воспитания. Ими выработано большое количество идей и концепций, которые основываются на следующих посылах:
Концепции известных педагогов-новаторов
В. Ф. Шаталов является педагогом-новатором и создателем концепции интенсивного обучения. Его концепция строится, в первую очередь, ориентируясь на идеи гуманизма в образовании, приоритете личности в процессе обучения. Интенсивное обучение изложено в виде программы, состоящей из графических материалов, передающих учебную информацию. Это позволило упростить процесс обучения и сделать его более доступным для восприятия. Им, также, предложены новаторские идеи по проверке и оценке знаний, позволяющие уйти от использования дневников и журналов. Учебно-воспитательный процесс, Шаталов, снабжал нестандартными дидактическими средствами и учебными пособиями: открытый лист учета знаний, базовые листы и сигналы, плашки. Весь педагогический процесс, педагог-новатор базировал на следующих принципах: успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостного обучения, реализуемое блоками или интенсивными темпами.
О. С. Газман. Им была предложена новаторская концепция воспитания, ориентированная на уход от авторитаризма педагога и занятие им роли помощника в развитии навыков самостоятельности, способности к саморазвитию и самовыражению. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы развить культуру учащихся и обеспечить их общими знаниями для их дальнейшего самоопределения.
И. П. Иванов. Им было предложено использование коммунарской методики в процессе обучения, ориентированной на организацию формирующей деятельности учащихся, социально полезной, творчески ориентированной и гуманистически направленной. Его новаторские идеи должны были способствовать созданию условий в учебном процессе, необходимых для преобразования учащимися себя и окружающей действительности. Эта методика была внедрена в практику, путем проведения семинаров с педагогами и учащимися, внедрения ролевых и деловых игр, теоретического осознания сущности деятельности.
Е. В. Бондаревская. Она является педагогом-новатором, которым были разработаны следующие идеи развития теории и практики образования: концепция личностно-ориентированного обучения, дано обосновании концепции личностно-ориентированного воспитания, ориентированная на воспитании гражданских, нравственных свойств личности и культурных принципов поведения, спроектирован фундамент теории гуманистической педагогической деятельности. Все ее концепции и идеи пронизаны идеями гуманизма в воспитании. Ею открыто новое направление в теории педагогики – педагогика личности.
Рисунок 2. Педагоги-новаторы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Арзгирского района Ставропольского края
Тимошенко Нелли Николаевна
1.Явление в отечественной дидактике конца XX века новаторов.
Список использованных источников.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога ксвоей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.
Явление в отечественной дидактике конца XX века новаторов.
Размышляя над красотой профессии педагога, вспомнилась недавно прочитанная фраза Франсуа де Ларошфуко: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны».
А что есть миссия и кто он педагог-новатор? На мой взгляд, в сочетании слов: «миссия» и «педагог-новатор» уже присутствует некоторая интрига. Ведь правильно определенная миссия хоть и имеет общий философский смысл (определение ценности, убеждения и принципы в соответствии с которыми осуществляется деятельность), тем не менее, обязательно несет в себе нечто такое, что делает эту деятельность уникальной в своем роде, характеризующей индивидуальность того, кем она была определена. В свою очередь, педагог-новатор это педагог, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности. Новатор (от лат. novator – обновитель). Значит педагог-новатор– это обновитель образовательного процесса.
Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.
2. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманнооптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.
3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.
4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем; что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, уверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.
Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.
Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ возникших уже в 90-е годы.
Теперь обозначим основные дидактические идеи некоторых педагогов-новаторов.
2.Педагоги-новаторы и их концепции.
Бондаревская Евгения Васильевна.
Работала в Ростовском государственном педагогическом университете с 1958 года. Занимала должности ассистента, старшего научного сотрудника, профессора кафедры педагогики, до 2011 г. являлась заведующей кафедрой Ростовского государственного педагогического университета. В 1992 году избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году – действительным членом Российской академии образования, состоит в Отделении философии образования и теоретической педагогики.
Евгенией Васильевной Бондаревской опубликовано более 300 работ по педагогике и подготовлено более 100 кандидатов и 36 докторов педагогических наук.
Теоретический вклад Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки и теории образования:
разработана теория личностно ориентированного образования;
обоснована концепция личностно ориентированного воспитания, смысловым ядром которой выступает ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания,
определены основы теории гуманистической педагогической культуры как сущностной характеристики личностно ориентированного учителя, школы и социума;
осуществлено проектирование личностно ориентированных вариативных образовательных систем, описаны стратегии их развития;
раскрыты методологические и культурологические основания развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона, впервые в отечественной педагогике поставлена проблема и выявлены исходные основания педагогической работы с детьми-мигрантами;
издано учебное пособие для студентов педагогических вузов «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем).
В работах Е.В. Бондаревской обсуждаются и утверждаются гуманистические ценности воспитания, закладываются основы нового направления в педагогической науке, которое можно определить как педагогику личности.
Шаталов Виктор Фёдорович
Шаталов Виктор Федорович (род. 01.05.1927) – педагог-новатор, создатель оригинальной технологии интенсивного обучения, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990).
Родился в г. Сталино (ныне Донецк). Участник Великой Отечественной войны. В 1953 г. окончил Сталинский педагогический институт.
Еще в период обучения в институте начал заниматься педагогической работой в школе, а с 1956 г. вел экспериментальную работу с учащимися общеобразовательных школ.
С 1973 г. В. Ф. Шаталов являлся научным сотрудником Научно-исследовательского института педагогики УССР, а с 1985 г. – руководителем Донецкой лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. В 1992 г. был приглашен работать доцентом Института последипломного образования в Донецке.
В созданной В. Ф. Шаталовым технологии обучения используются авторские методические материалы, представляющие программный материал главным образов в вербально-графической форме (в виде определенных рисунков, схем, объединяющих наглядную и смысловую информацию) и упрощающие процесс изложения и восприятия.
Вместо традиционных домашних заданий применяются обширные «предложения», объем и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Технология В. Ф. Шаталова предполагает использование разнообразных нестандартных форм учета и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющих отказаться от ученических дневников и классных журналов. Также практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе с целью увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
Лысенкова Софья Николаевна.
Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом.
Исходя из своего многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах.
Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным процессом. Сначала это был прием по включению каждого ребенка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее — операции.
В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
Амонашвили Шалва Александрович.
Амонашвили Шалва Александрович. – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах; автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека» и др. Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили.
Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Ш. А. Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики.
Основные принципы, сформированные Ш. А. Амонашвили:
Второй принцип (он вытекает из первого) — это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечи вание среды означает внимание ко всем сферам обще ния ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздра жать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уны ние, униженность. Несогласованность разных сфер обще ния в воспитании вызывает колебание ребенка, он теря ется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объеди нять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.
Третий принцип — прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глу бокое изучение жизни ребенка, движение его души воз можно только тогда, когда учитель познает ребенка в са мом себе.
Газман Олег Семёнович.
Другой, интересный подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана Олега Семёновича.
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).
Иванов Игорь Петрович
Сущность опыта: использование коммунарской методики в организации формирующей деятельности
школьников, педагогов и друзей школы, гуманистической по характеру, творческой по исполнению,
коллективной по форме, общественно и личностно полезной по ее направленности.
Деятельность организуется по циклу:
а) анализ объектов, где можно принести пользу себе и людям,
б) коллективное целеполагание,
в) поиск путей и друзей дела,
г) коллективное проектирование дела,
д) организация деятельности на пользу людям и себе,
е) коллективная оценка результатов и извлечение уроков на будущее из коллективного дела, прогнозирование будущих дел.
Продуктивность методики проявляется в творческом преобразовании себя и окружающей жизни,
формировании у школьников опыта социального преобразования жизни путем реализации знаний, сил,
способностей сообща. Воспитание воспитателей в ситуациях сотрудничества со школьниками.
Трудоемкость: существенно ниже, чем в случаях, когда педагог берет на себя организацию формирующей
деятельности, не вовлекая школьников в организацию дел на всех стадиях.
Доступность: возможность использования педагогами коммунарской методики доказана опытом.
Внедрение коммунарской методики может быть осуществлено посредством специальных семинаров с
учителями и школьниками, теоретического осмысления существа дела, деловых игр и упражнений.
Элементы опыта:
1. Комплекс идей И. П. Иванова.
2. Закономерности коммунарской методики.
3. Регрессивные типы воспитательных отношений.
4. Два вида общей заботы.
5. Совместная коллективная организаторская деятельность.
6. Задачи воспитателя в коллективной организаторской деятельности.
7. Формы коллективного планирования.
8. Разведка дел и друзей.
9. Формы коллективной организационной деятельности.
10. Формы коллективного обсуждения и оценки сделанного.
11. Характеристика коллективного творческого дела (КТД).
12. Стадии КТД.
13. Условия эффективности КТД.
14. Единый воспитательный коллектив.
15. Условия создания общественного коллектива.
16. Динамика воспитательного процесса.
Волков Игорь Павлович.
Сущность опыта: в разработанной системе развития разноплановых и доминирующей способности школьника
посредством обучения решать оригинальные задачи при выполнении заданий и изготовлении разнообразных
предметов, отступая от образца. При этом вместо уроков труда, рисования, внеклассной работы применяются
«блоки знаний и умений», и вместо традиционных уроков проводятся уроки обучения творчеству.
Продуктивность: у школьников развиваются познавательные, трудовые, эвристические, изобретательские
способности, и прежде всего в тех видах деятельности, в которых соответствуют природному дарованию;
достоверно определяется профессиональная направленность.
Трудоемкость: динамична и у учителя, и у школьника.
Доступность: опыт доступен в первую очередь тем учителям, которые обладают творческим потенциалом
в различных областях своей деятельности.
Внедрение данного опыта требует поддержки педагогического коллектива и родителей, а также создания
достаточной материально-технической базы: комнат для творчества, рабочих мест, материалов, инструментов,
типографским способом изготовленных «творческих книжек».
Элементы опыта:
1. Оптимальные условия развития творчества школьников.
2. Обучающая творческая деятельность.
3. Процесс обучения творчеству.
4. Уроки творчества.
5. Функции «творческой книжки».
6. Учет развития творчества школьников.
7. Анализ и учет творческих работ школьников.
8. Критерии оценки творческих работ школьников.
9. Характеристика творчества школьников.
10. Теоретическая подготовка школьников к творчеству.
11. Педагогическая деятельность школьников.
12. Исследовательская деятельность школьников.
13. Изобретательство школьников.
14. Способы развития художественного творчества учащихся.
«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Все рассмотренные в работе технологии педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации; осуществление воспитания в контексте культуры; поддержка и развитие индивидуальности; альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.
Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического образования, что предполагает приоритет образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации личности.
Подводя итоги, зададим вопрос: какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т. д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания — постоянные области разработки инновационных идей.
Список использованных источников.
Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
Ангеловски К. Учителя и инновации. http://www.nalnet.ru/
Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. http://www.chat.ru/
Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. http://www.vspu.ru/Pedagogica/
Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.
Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.
Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры. Педагогика, 1995, №2 с.55
Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
Реферат по дисциплине «Педагогика» по теме «Педагоги-новаторы»
Дополнительная профессиональная программа
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат по дисциплине:
Рогозина Анжелика Викторовна
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
В XXI веке требуется творческий поиск новых подходов, содержательных форм и концептуальных путей при работе с молодым поколением.
Современные концепции воспитания выделяются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. В этих концепциях в той или иной мере можно наблюдать:
· реализация воспитания в культурном контексте;
· создание общедоступных воспитательных систем;
· возврат в семью воспитания;
· развитие и поддержку индивидуальности.
Гуманистическая школа осуществляет важный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом индивидуального развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное пространство каждого ученика, его собственные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Преподаватели в этой школе опираются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но еще и на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Тема нынешнего состояния и усовершенствования отечественного образования на текущий день является одной из самых востребованных и широко обсуждаемых: она часто поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, в блогах в сети Интернет и т.д.
Являясь одной из наиболее важнейших жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование на сей день является важнейшим элементом мировой конкуренции. При этом значение образования в современном мире с учётом имеющихся глобальных тенденций и дальше будет увеличиваться, т.к. именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных мировых рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.
В нынешних условиях у образования как стратегического ресурса развития появляется особое значение, так как именно благодаря образованию, во многом обеспечивается успешное, гармоничное и динамичное развитие общества.
Общество избавляется от «конвейерных» методов образования, а также требует изменений в системе образования. Выработано множество новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические, ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.
Инновационная направленность педагогической деятельности, нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей или целых коллективов.
Цель данного реферата – определение сущности творчества и новаторства в педагогической деятельности и выявление роли творчества и новаторства в развитии системы образования на примере опыта педагогов-новаторов второй половины XX – начала XIX веков.
Педагогическое новаторство является высшим уровнем профессиональной деятельности учителя. Педагоги-новаторы представляют собой движение педагогов, которые заинтересовывают ученика собственным предметом; стремятся вовлечь его в образовательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появилось желание получать знания и всесторонне развиваться. Такое педагогическое движение зародилось к началу 80-х годов XX века. Они выступают под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Их целью было заинтересовать ученика, подарить любовь к знаниям, а также разными способами доставить до подопечного необходимую ему информацию.
В настоящее время существует несколько подходов в деятельности педагогов-новаторов:
1) Гуманистический, или демократический подход – учитель должен полагаться на личность ребенка, уважать его мнение и права, стимулировать его изучать новые знания, получать удовольствие из данного процесса;
2) Культуроведческий подход – воспитание как процесс овладения культурой. Цель данного подхода: передать знания прошлых поколений, научиться мыслить творчески, работать с материалом и преобразовывать его. Содержание воспитания связано с содержанием культуры.
3) Подход, основывающийся на общечеловеческих ценностях – показать ребенку важнейшие ценности, например, Земля – дом для всего живого; отечество – родина каждого человека, которую надо беречь; каждый должен уважать чужое мнение, видеть глубину внутреннего мира.
О первых педагогах-новаторах было напечатано в издательстве «Педагогика», в 1979 году в серии книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, С. И. Лысенкова.
Ильин Евгений Николаевич
Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.
Ильин считал, что «Школьный предмет «литература» должен прививать подростку этические и эстетические взгляды, гражданскую позицию, гуманизм, нравственность. И обязательно — любовь к чтению: без этого рассуждать о литературе бессмысленно.»
Ильин активно применял «живую этику», воспитательные работы через «историческую парту» (учитель рассказывает о детях, которые раньше сидели за этими партами),
Уроки Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Эмоциональное воздействие и артистизм педагог считал одними из самых важнейших педагогических техник и качеств.
«Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства…» 3
На своих уроках Ильин разыгрывал фрагменты театрализованных представлений, вместе с классом дискутировал о творчестве автора, искал истину в оценке произведения. Таким образом ученики получали глубокие знания по предмету.
Большое значение Ильин уделял общению с учениками и не только на уроках. Особенно выделял искусство вопроса. «При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога – направить ребенка на путь творчества…» 4
Педагог предлагал детям не только изучать его предмет, но и подходить творчески к нему – писать мини сочинения, вести дневник, и даже писать стихи. Этот подход развивал в детях необходимые навыки, применяемые ими и после школы.
Газман Олег Семенович
Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.
Газман считал, что главной обязанностью любого педагога в воспитании является мягкая, практически ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самопознании и самоопределении ребенка.
Концепция Газмана гласит: «Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы». Помимо этого, у Газмана было пять этапов, которые должны вместе пройти педагог и ученик, по прохождении которых индивидуализируется процесс воспитания. К ним относятся:
— диагностический (первый контакт, изучение проблемы, оценка сложности ее решения);
— поисковый (совместный поиск решения проблемы);
— договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях);
— деятельностный (поддержка инициативы ребенка, максимальная помощь в реализации);
— рефлексивный (обсуждение, осмысление проделанной работы).
Бондаревская Евгения Васильевна
Доктор педагогических наук, профессо р, член диссертационных советов в Педагогическом институте ЮФУ и Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.
Ее теория гласит, что «важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося».
Бондаревская считала важными человеческие ценности, такие как:
— духовные: опыт человечества, отраженный в филосовских теориях и способах мышления;
— практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
— личностные: индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Эти ценности составляют основу мировой культуры.
В настоящее время деятельность научной школы направлена на исследование проблемы модернизации теории и практики профессионально-личностного воспитания студентов в научно-образовательном пространстве инновационного университета. Исследовательский проект поддержан Грантом Президента НШ-3710.2010.6. Целью исследования является разработка целостной теории профессионально-личностного воспитания студентов, отвечающей новым социокультурным условиям, вызовам современной российской действительности, и интеграция ее основных идей и положений в инновационную профессионально-образовательную практику высшей школы.
Исследования, проводимые Е.В. Бондаревской и ее учениками по проблеме «Духовно-нравственное воспитание – основа качества человека в современной России» поддерживаются Российским гуманитарным фондом (научный коллектив под руководством Е.В. Бондаревской получил 8 грантов РГНФ).
Шаталов Виктор Фёдорович
Педагог-новатор, создатель оригинальной технологии интенсивного обучения, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990).
С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет. Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.
Особенностью системы Шаталова является создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого педагог пользуется методом ассоциации («опорные сигналы»), сочетая этот метод с крупноблочной подачей учебного материала очень высокой сложности. Новаторство Виктора Федоровича заключается в том, что он не только предоставил учащимся качественно проработанную учебную технологию (кодировка-декодировка «опорных» конспектов по учебному материалу, проговаривание, заучивание конспекта наизусть, ответы на опросах), но и обеспечил со своей стороны максимальную интенсивность педагогического наблюдения: обязательный поэтапный контроль, открытая возможность исправления любой отметки за любой период, гуманно-личностный подход.
На уроках у Шаталова все необычно и интересно: дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.
Основной идеей методики Шаталова является привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание. В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ, которые помогают легче усвоить и запомнить материал таких сложных предметов, как математика, физика, химия. Также Шаталов предложил сократить время обучения более чем в 2-3 раза.
В основу своей педагогики Шаталов заложил:
§ Психологические законы восприятия информации;
§ Дидактические материалы (опорные конспекты);
§ Гуманное отношение к ученику – педагогику сотрудничества;
§ Стройность и взаимосвязанность знаний;
§ Воспитание познавательной самостоятельности;
§ Укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.
По концепции Шаталова – «Искусство педагога заключается в устранении во время уроков всех объективно непреодолимых препятствий на пути ребячьей мысли, направлении поиска по доступным дорогам развития логических связей».
Занков Леонид Владимирович
Советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии.
В системе Занкова структура урока гибкая. На нём проводятся дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Активно применяются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учеников, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Такая система центрирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
«В разработке своей системы обучения Л.В. Занков исходил из положения Л.С. Выгодского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.» 1
Великий педагог разработал собственные дидактические принципы, которые были направлены на достижение общего развития школьников:
1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3. Принцип обучения быстрым темпом.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых. 2
В процессе получения знаний применяется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического образования, что предполагает приоритет образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации личности.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация диалога различных педагогических систем и технологий обучения, развитие новых форм в системе образования с учетом использования в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
Любые преобразования в системе образования должны осуществляться высоко эрудированными и грамотными специалистами. Каждому педагогу нужно ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, различных прогрессивных идей и направлений. Знакомство с педагогическим опытом педагогов-новаторов способствует формированию профессионализма будущего педагога.