Что такое педагогическая эрудиция

Эрудиция педагогическая

Смотреть что такое «Эрудиция педагогическая» в других словарях:

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — запас современных знаний, к рые учитель гибко применяет при решении пед. задач … Педагогический словарь

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия

Нейгауз Генрих Густавович — (1888 1964), пианист, педагог, народный артист РСФСР (1956), доктор искусствоведения (1940). Двоюродный брат К. Шимановского, племянник Ф. М. Блуменфельда. Создатель пианистической школы. Профессор Киевской (с 1919) и Московской (с 1922)… … Энциклопедический словарь

Зимин, Александр Александрович — Александр Александрович Зимин … Википедия

Агафангел (Преображенский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Агафангел. Митрополит Агафангел … Википедия

Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский … Википедия

Мясковский, Николай Яковлевич — Николай Яковлевич Мясковский Основная информация Дата рождения … Википедия

Катаев, Виталий Витальевич — Катаев Виталий Витальевич … Википедия

Зимин, Александр — Александр Александрович Зимин (22 февраля 1920, Москва 25 февраля 1980, там же) российский историк, исследователь русского средневековья. Содержание 1 Образование 2 Научная и педагогическая деятельность … Википедия

Источник

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Эрудиция педагогическая — запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач. (Психолого педагогический словарь спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. Ставрополь, 2004. С. 231) См. также Педагогическое мастерство… … Педагогический терминологический словарь

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия

Нейгауз Генрих Густавович — (1888 1964), пианист, педагог, народный артист РСФСР (1956), доктор искусствоведения (1940). Двоюродный брат К. Шимановского, племянник Ф. М. Блуменфельда. Создатель пианистической школы. Профессор Киевской (с 1919) и Московской (с 1922)… … Энциклопедический словарь

Зимин, Александр Александрович — Александр Александрович Зимин … Википедия

Агафангел (Преображенский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Агафангел. Митрополит Агафангел … Википедия

Ушинский, Константин Дмитриевич — Константин Дмитриевич Ушинский … Википедия

Мясковский, Николай Яковлевич — Николай Яковлевич Мясковский Основная информация Дата рождения … Википедия

Катаев, Виталий Витальевич — Катаев Виталий Витальевич … Википедия

Зимин, Александр — Александр Александрович Зимин (22 февраля 1920, Москва 25 февраля 1980, там же) российский историк, исследователь русского средневековья. Содержание 1 Образование 2 Научная и педагогическая деятельность … Википедия

Источник

Педагогическая эрудиция и компетентность

Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагоги­ческого мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. Эрудиция — ученость, начитанность, ос­новательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ве­дущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельно­сти. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и са­мообразования учителя. Источниками самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, телепе­редачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор,

Для учителя как работника умственного труда существенны­ми являются сформированные культура и техника умственного труда, которые предполагают следущие умения:

быть идеальным читателем, владеть разнообразными ви­дами чтения (их свыше 60);

■ сформулировать информационный запрос;

■ работать в библиотеке, с библиотечными каталогами, ин­
формационными справочниками, с персональным компь­ютером;

оформить результаты изучения литературы в виде кон­спекта, тезисов, реферата, рецензии, аннотации и т.п.;

■ организовать свое время, составить программу самообра­зования;

■ систематизировать и организовывать личные библиотеки
и собранные материалы.

В структуре труда учителя можно выделить следующие со­ставляющие:

1)профессиональные психологические и педагогические зна­ния;

2) профессиональные педагогические умения;

3) профессиональные психологические позиции и установ­ки учителя;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение про­фессиональными знаниями и умениями.

Чтобы быть компетентным, педагог должен владеть следу­ющими педагогическими умениями.

Педагогические уменияможно разделить на девять групп.Первая группа:

■ видение проблемы в педагогической ситуации и формули­рование ее в виде педагогических задач, при постановке
педагогической задачи ориентация на ученика как на ак­тивного участника учебно-воспитательного процесса;

■ изучение и преобразование педагогической ситуации;

■ конкретизация педагогических задач, принятие оптималь­ного решения в любой создавшейся ситуации, предвиде­ние близких и отдаленных результатов решения подобных
задач.

■ умение работать с содержанием учебного материала;

■ способность к педагогическому истолкованию информации;

■ формирование у школьников учебных и социальных уме­ний и навыков, осуществление межпредметных связей;

■ изучение состояния психических функций учащихся, учет
учебных возможностей школьников, предвидение типич­ных затруднений учащихся;

■ умение исходить из мотивации учащихся при планирова­нии и организации учебно-воспитательного процесса;

■ умение использовать сочетания форм обучения и воспита­ния, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

соотнесение затруднений учащихся с недочетами в своей

работе; • умение создавать планы развития своей педагогической

■ осознание перспективы собственного профессионально­
го развития;

■ определение индивидуального стиля.
Четвертая группа:

■ умение ставить разнообразные коммуникативные задачи,
из которых самые главные — создание условий психоло­гической безопасности в общении и реализация внутрен­них резервов партнера по общению;

ш умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

■ способность истолковывать и читать внутреннее состояние
другого по нюансам поведения, владение средствами не­
вербального общения (мимика, жесты);

■ умение встать на точку зрения ученика и создать атмосфе­ру доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

■ владение приемами риторики;

■ использование организующих воздействий по сравнению
с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

■ преобладание демократического стиля в процессе препо­давания, умение с юмором отнестись к отдельным аспек­там педагогической ситуации.

■ умение удерживать устойчивую профессиональную пози­цию педагога, понимающего значимость своей профессии;

■ умение управлять своим эмоциональным состоянием, при­
давая ему конструктивный, а не разрушительный харак­тер;

■ осознание собственных положительных возможностей
и возможностей учащихся, способствующее упрочению
своей позитивной Я-концепции;

■ максимальное использование природных интеллектуаль­ных данных.

■ определение характеристик знаний, полученных учащими­ся в период учебного года;

■ умение определять состояние деятельности, умений и на­выков, видов самоконтроля и самооценки в учебной дея­тельности в начале и в конце года;

умение выявить отдельные показатели обучаемости;

■ умение стимулировать готовность к самообучению и не­
прерывному образованию.

■ оценивание учителем воспитанности и воспитуемости
школьников;

■ умение распознавать по поведению учащихся согласован­ность нравственных норм и убеждений школьников;

■ способность учителя увидеть личность ученика в целом,
взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать ус­ловия для стимуляции слабо развитых черт личности.

■ связана с интегральной, неотъемлемой способностью учи­теля оценить свой труд в целом, умение увидеть причинно-
следственные связи между его задачами, целями, способами,
средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо
переходить от оценки отдельных педагогических умений
к оценке своего профессионализма, результативности своей
деятельности, от частного к целому (А.К. Маркова).

Этапы развитияпедагогического профессионализма.

Использование в учительской практике, наряду с апроби­рованными средствами, оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор).

3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффектив­ность возникающих у него новых идей и возможность пере­дачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Ба-

банский). По результативности педагог может быть отнесен к одному

из следующих уровней деятельности:

репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рас­сказать другим то, что знает сам;

адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспо­собить свое сообщение к особенностям аудитории;

локально-моделирующему, оостоящему в том, что педагог
умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть ис­комый результат и создавать систему включения учащего­
ся в учебно-познавательную деятельность;

предметно-моделирующему, состоящему в том, что педа­гог владеет стратегией формирования искомой системы
знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным раз­делам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в це­
лом;

системно-моделирующему (включая и поведение): педагог
владеет стратегиями превращения своего предмета в сред­ство формирования личности учащегося, его потребно­стей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии
(Н.В. Кузьмина).

Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконт­ролю.

Л.М. Митина описала два пути учителя в профессии (табл. 14.1).

Гуманный педагог организует педагогическое взаимодействие с позиций интересов детей; имеет оптимистическую установку на возможности и перспективы каждого ребенка, уважает и под­держивает достоинство детей, принимает детей такими, какие они есть.

Источник

Статья на тему «Научная эрудиция. Ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры»

Научная эрудиция. Ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Еще в середине XIX века в статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский раскрыл значение научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молодого учителя. Эта мысль особенно актуальна сегодня, когда сформировалась система педагогических наук и педагогика, смежные с нею отрасли знания обогатились новыми фундаментальными исследованиями. Ведущая роль в научной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим путем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в современных подходах к решению педагогических проблем.

Педагог должен свободно владеть предметом. Однако для того, чтобы учителя могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин – частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры относятся такие знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока; внеклассные мероприятия.

Учитель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельности и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих проблем.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной работе.

В тесной связи с научной эрудицией учителя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуально педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми. В ценностных ориентациях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды.

Источник

Знания (эрудиция) педагога

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников и студентов, которые оценивают педагога не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Учитель должен черпать из обильного источника. Недостаточно, чтобы он знал то, что должны, согласно его требованиям, знать ученики, и чтобы он вечером наспех подготовлял ответы на те вопросы, которые, может быть, будут поставлены на следующий день утром. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда учитель объясняет какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет; его урок природоведения может ограничиться в классе одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове. М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере педагогом авторитета в глазах учащихся.

Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — надо знать обо всем понемногу и все о немногом.

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушин-ский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

Согласно данным Э. М. Максимовой и Н. М. Матвеева, в обязательный состав знаний учителя средней школы и преподавателя вуза входят знание философии и методологии; знание научной области, формирующей учебный предмет; знание психологии обучения; знание педагогики и методики преподавания или воспитательной работы. Различия в полноте и глубине каждого разряда знаний образуют разную когнитивную структуру и, как следствие, определяют в конечном итоге неодинаковый педагогический эффект.

Специальные знания, которыми обладает педагог, можно разделить на теоретические, практические и методические. Теоретические знания касаются истории науки, закономерностей работы организма и психики человека, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания педагога касаются прежде всего знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент по физике, химии, биологии и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить учащихся выполнять то или иное задание.

Часто у студентов наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение или лабораторную работу, если умеют это делать, то они сумеют это объяснить и учащимся. В действительности же обучение других — специальный раздел педагогики, который нужно осваивать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

В настоящее время знание своего предмета перестало быть признаком профессионализма педагога, его квалификации. В обществе появилось много образованных людей, которые владеют знаниями не хуже педагога, например выпускники технических вузов знают физику и математику примерно в таком же объеме, что и выпускники аналогичных факультетов пединститутов. Знание учителем предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональную квалификацию. Функция информатора-передатчика содержательной стороны знаний в какой-то мере сохранилась и сейчас. Но современный учащийся еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, может получать необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию передачи знаний нельзя считать основной.

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания.

Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение эти знаний до учащихся. В связи с этим Н. В. Кузьмина (1980) выделяет несколько уровней деятельности по передаче знаний учащимся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *