Что такое педагогическая форма
47. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
47. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных технологий возникла необходимость использования технических средств обучения. Таким образом, педагогическими средствами являются материальные объекты, которые необходимы для организации и осуществления педагогического процесса.
К педагогическим относятся такие средства, как учебно-наглядные пособия, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, компьютерные классы, организационно-педагогические средства, учебно-лабораторное оборудование и т. д.
В связи с развитием дидактической техники и ЭВМ возникло новое направление в педагогике – педагогическая технология. Сущность данного направления заключается в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса.
Педагогическая технология объединяет дидактическую технологию, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса в одно целое, единое.
Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности: – простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т. д.;
– составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т. д.;
– комплексные: строятся на развитии составных форм. В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы:
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т. д.
Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.
Рассмотрим место форм в педагогическом процессе. Ниже на рисунке представлено в виде схемы размещение форм в педагогическом процессе.
Таким образом, средства и формы педагогического процесса направлены на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с применением творческого опыта преподавателя, направленного на получение лучшего результата процесса обучения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения [32]
Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения [32] Стиль педагогического общения представляет собой синтетическую характеристику взаимодействия учителя и учащихся, обобщенное описание типичных коммуникативных приемов, способов, тактик, применяемых учителем в общении
17.1. Характеристики педагогического общения
17.1. Характеристики педагогического общения Читатель знает таких учителей и директоров школ, которые, даже беседуя с вами наедине, ведут себя так, будто находятся на трибуне. Особенно легко усваивают такую псевдоораторскую манеру «начальники» всех рангов — от
17.8. Стили педагогического общения
17.8. Стили педагогического общения Имеется несколько подходов к выделению стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому
36. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
36. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Согласно Н.В. Кузьминой, педагогический процесс состоит из пяти элементов: цель обучения, содержание учебной информации, методы, приемы, средства обучения, преподаватель, учащийся.Все эти методы связаны между собой.В.Я. Свирский
56. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
56. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проектирование педагогических систем основывается на сложном процессе, поэтому является сложной многоуровневой деятельностью. Все виды деятельности независимо от того, кому они принадлежат, каким бы объектом они ни
57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
57. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Формы педагогического проектирования – это документы,
58. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА
58. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА Дадим характеристику каждого действия по проектированию педагогического объекта.1. Анализ объекта проектирования. Данный этап требует определения того, что именно мы хотим проектировать – систему, процесс или ситуацию.
59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В данном вопросе мы рассмотрим виды педагогического творчества. К ним относятся дидактическое творчество, технологическое творчество, организаторское творчество.Рассмотрим каждый вид педагогического творчества более
Использование первичного процесса на благо вторичного процесса
Использование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и
Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса
Использование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с
6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса
6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощным
6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса
6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Выделяют следующие стили педагогического общения.1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношен и е к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ними дети (студенты) буквально по пятам ходят!»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;2) разлад,
Организация педагогического процесса: педагогические средства и формы
В процесс обучения не сразу входили педагогические средства. Долгое время учебные методы ставили во главу угла слово. Безусловно, слово играет важнейшую роль в обучении, но сегодня в разы увеличился объем информации, общество технологизировано, появилась острая необходимость использования технических средств обучения.
Мы называем педагогическими средствами объекты, предназначающиеся для реализации учебного процесса. Сюда входят: оборудование в лабораториях, производственное оборудование в учебных аудиториях профориентационной направленности, технические средства дидактического характера, наглядные пособия, ТСО, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы. К организационным педагогическим средствам относятся: учебное планирование, билеты для экзаменов, карточки, тесты.
В педагогике появляется новое направление — педагогическая технология. Ее главная задача применять технологический подход наиболее широко во всем педагогическом процессе.
Педагогические формы
Педагогической формой называется завершенный организованный педагогический процесс, объединивший в себе все компоненты обучения и воспитания. Выделяют простые, составные и комплексные педагогические формы.
В простых формах применяется минимум методик и средств. Простую форму обучения используют при изучении одной темы. Беседа, экскурсия, викторина, экзамен, лекция, турнир, концерт — простые педагогические формы.
В составных формах развиваются простые или интересно сочетаются друг с другом: урок-конкурс, урок — пресс конференция, трудовой десант. Урок может включать в себя несколько простых форм: игру, инструкцию, опрос, выступления.
В комплексных формах интегрируется целый ряд простых и составных форм, объединенных одной задачей: день открытых дверей, неделя кино, спортивная декада.
Классификация основных форм обучения может быть следующей. Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учеников. Индивидуализированными являются: консультация, зачет, экзамен. Формами взаимодействия можно назвать субботник, командные соревнования, смотры. Кооперативными формами считаются такие мероприятия, когда функции распределяются между учащимися (школьное правительство, сбор, экспедиция). Если рассматривать педагогические формы с точки зрения способа получения образования, то можно обозначить дневную и вечернюю формы обучения, заочную, дистанционную, форму экстерната.
Общие формы организации учебной деятельности
Урок длительностью 35 или 45 минут является основной формой обучения в школах.
Лекция длится 90 минут и является главной в вузах. Можно выделить вводные, обзорные, проблемные и другие лекции.
Семинар направлен на овладение практическими навыками. Сочетает в себе функции беседы, диспута, доклада, комментария, вывода. Семинары углубляют и закрепляют знания, развивают профессиональное мышление, выполняют функцию контроля за усвоением теории.
Лабораторный практикум отличается тем, что на занятиях применяется техника, специализированная аппаратура для осуществления опытов и экспериментов.
Учебная экскурсия ставит своей целью знакомство с предприятием (экскурсия на завод), с творчеством художника (экскурсия в картинную галерею), с историческим наследием (экскурсия в музей).
Групповая или индивидуальная консультация предполагает разъяснение отдельных учебных тем. Проводится по инициативе преподавателя, учителя или учащихся, студентов.
Для проверки знаний используются формы педагогического контроля: зачет, экзамен, письменный и устный опросы, коллоквиум, контрольная и курсовая работы, реферат, доклад.
Отметим некоторые особенности классно-урочной системы обучения. Основной формой обучения является урок, где учащиеся класса изучают тему одного предмета под руководством учителя. Учитель является организатором процесса обучения. Он передает знания, обеспечивает их усвоение, оценивает степень обученности каждого ученика, принимает решение об успеваемости и переводе в следующий класс по своему предмету. Класс — объединение учащихся одной возрастной категории и приблизительно одного уровня подготовки. Класс обучается по единому учебному плану и учебным программам в соответствии со школьным расписанием. В конце учебного года пишется итоговая работа либо предполагается экзамен по каждой учебной дисциплине. Школьное обучение заканчивается сдачей выпускных экзаменов и ЕГЭ.
Лекционно-практическая система обучения имеет другие особенности. В вузе передается значительно больший объем знаний, чем в школе, поэтому основной формой является лекция, позволяющая давать систематизированную информацию. Для того, чтобы детализировать, анализировать, расширять и углублять информацию существуют практикумы. Основой обучения в вузе считается самостоятельная деятельность студентов. Студенты объединены в учебные группы, а совокупность учебных групп представляет собой курс. Курс осуществляет учебную деятельность по единому учебному плану согласно расписанию занятий. Учебный год в вузе состоит из двух семестров, каждый семестр завершается сдачей экзаменов и зачетов. Обучение в вузе заканчивается сдачей государственных экзаменов по ведущим дисциплинам, защитой дипломной работы.
Приспособление педагогического процесса к целям развития
Структура педагогического процесса: цели — принципы — содержание — методы — средства — формы. Каждый компонент состоит из множества вариантов. Например, существует более пятиста педагогических методов, а форм более тысячи. Педагог выбирает цель, затем определяет главенствующие принципы, и только потом думает над содержанием, методикой и формами работы.
Когда взаимодействуют три структуры: педагогика, методика и психология, педагогический процесс получается динамичным. Методическая структура педагогического процесса заключается в следующем: цель разбивается на задачи, задачи — на этапы деятельности педагога и учащихся.
Педагогическая и методическая структуры имеют тесную взаимосвязь. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая, включающая в себя:
Исходя из этого, в психологической структуре урока выделяются три психологические подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение.
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Педагогической теорией и особенно практикой школ и ПТУ выработано множество форм, с которыми каждый из нас знакомится с детства: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др. Эти формы легко отличаются друг от друга, несмотря на то, что состоят из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств воспитания учащихся.
В практике можно встретить отождествление понятий «оргформа» и «мероприятие». Особенно это касается внеучебной деятельности учащихся. Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» (мерка, мерить, соизмерить, отмерить) и «принимать» (принять, предпринять). Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер. К сожалению, в тоталитарной педагогике этот смысл был выхолощен. Сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.
Зарождение форм организации педпроцесса идет от потребностей людей, от накопления опыта их удовлетворения. Когда в обществе возникла потребность в массовой организации познавательного процесса по освоению человеческого опыта потребность в массовом воспитании, образовании и обучении детей, тогда и возник урок. Именно он стад формой обучения массы детей, да и к тому же дешевой и простой по созданию. Это было в XVII веке. В 20-е годы нашего столетия в стране усиленно велась революционная пропаганда и в соответствии с этим возникли агитбригады «синеблузников», политбои, политинформации, агитлистки и др. Во второй половине 70-х годов в нашей стране стали возникать неформальные клубы, дискотеки, «круглые столы», что стало предвестником демократизации и общества в целом, и воспитания подрастающих поколений, в частности. Так исторически можно объяснить причины рождения любой педагогической формы. Каждая рождалась, развивалась и отмирала в соответствии с особенностями своего времени.
Любопытно также, что процесс формообразования длительный. Урок, например, складывался более ста лет, пока не был описан Я. А. Коменским, и затем уже стал использоваться повсеместно. Первоначально урок обозначал простое задание воспитаннику, которое он должен был выполнить за определенный срок, Беседа зародилась еще раньше. Ее основателем считают греческого философа Сократа, жившего в третьем столетии до нашей эры.
Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребности. Изучение истории вопроса показало, что практически все названия форм организации педпроцесса имеют глагольное, т. е. действенное, происхождение. Деятельностная сущность формы несомненна. Так, беседа произошла от действия «беседовать», дискуссия — «дискутировать», урок — «давать задание» и т. д. Поэтому в литературе и особенно в практике нередко оргформы называют формами деятельности.
Как только форма организации педпроцесса образуется, приобретает «права гражданства», она сама начинает навязывать педагогу и учащемуся определенные действия. Примером может стать тот же урок. На протяжении последних десятилетий в нашей педагогике развивалось несколько плодотворных идей: программированное, проблемное, развивающее, интенсивное, концентрированное («погружение») обучение. Но внедрить их в практику оказалось делом трудным: мешал урок с его жестко регламентированным временем и местом проведения, определенным составом участников. Для развивающего обучения он, например, тесен и недемократичен, для программированного — не оснащен, для концентрированного — короток. Та же ситуация сложилась сегодня в училище с введением интегративного урока.
Педагогические формы развивались исторически в зависимости не только от потребностей людей, но и отих экономических возможностей. Урок, лекция — экономически самые дешевые формы организации воспитания и образования. Государство наше не может финансировать формы индивидуальной или групповой (дифференцированной) организации педагогического процесса. Невозможно даже сократить число учащихся в классе или учебной группе ПТУ. Пока нет средств.
Форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. В форме происходит концентрация их усилий по развитию друг друга. Ведь то, что дается педагогом в беседе, на уроке или экскурсии, учащийся может получить и на улице, дома, через средства массовой информации. Но педагог обрабатывает содержание передаваемого опыта, разъясняет его, доказывает, помогает присвоить и сделать личным опытом учащегося. И все это за короткое время. Педагогика в оргформе как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие учащихся усваивать опыт быстрее, прочнее. Участвуя в той или иной форме организации педпроцесса, учащиеся и педагог должны тренировать в себе лучшие качества, формировать все больше и больше новых знаний, навыков, умений. Этот процесс осуществляется интенсивнее благодаря форме.
Особое внимание в любой форме следует обратить на складывающиеся воспитательные отношения: чем они богаче, тем больше условий создают для развития педагога и учащегося.
Воспитательные отношения в форме определяются прежде всего тем, какие роли взяли на себяих участники. Преподаватель, например, может быть организатором, информатором, исполнителем, инструктором, советчиком, демонстратором, консультантом, контролером, стимулирующим руководителем и т. д. При этом его роль будет то ведущей, то ведомой по отношению к учащимся. Также разные роли по отношению к учителю могут играть и учащиеся (слушатели, исполнители, ассистенты, демонстраторы, лаборанты, консультанты, информаторы, инструкторы и т. д.) Это, во-первых.
Во-вторых, воспитательные отношения в форме зависят от дозировки во времени действий участников. Важно, кто и сколько действует в форме: как продолжительно говорит педагог и ученик, как и сколько они практически действуют. Это определяет их активность и самостоятельность. Необходимо, чтобы тенденция была одна: больше говорить и действовать должен учащийся, а не педагог.
В-третьих, воспитательные отношения во многом зависят от жесткости их проектирования. Предписание, регламентирование, нормирование всех действий учащихся в педпроцессе так же вредно, как и учителя. Это формализует отношения, лишает их естественности, сковывает развитие. В любой форме, даже в линейке, должны быть заранее запрограммированные действия, а также свободные спонтанные, жестко неуправляемые. Все дело в их сочетании и опять же дозировке (мере).
На сегодняшний день в практике нашей школы и ПТУ насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педпроцесса. Без классификатора ими пользоваться трудно.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию) или решению одной задачи. К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, «бой эрудитов», шахматный и шашечный турниры, выставка, выпуск газеты, концерт, встречи с интересными людьми, линейка и др. Данных оргформ около одной четвертой части от всех имеющихся. Эти формы называют еще первичными, потому что из них образованы все составные и комплексные. Знать эти формы педагогу крайне важно, т. к. они лежат в основе творческого подхода к организации педпроцесса.
Составные формы, как правило, строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях. Это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, вечер памяти, воскресник, субботник, трудовой десант, конференция, КВН — клуб веселых и находчивых, митинг, слет, собрание и др.
Каждую из составных форм можно разобрать по составу и обнаружить в ней исходные простые формы. Например, урок может содержать в себе беседу, лекцию, викторину, инструктаж и т. д. В проведение конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспут, выставка. В случае вхождения в составные формы простых последние превращаются в методы, т. е. начинают в форме выполнять функцию метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, и методом в составной форме.
Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни посвящения выбранной профессии, физкультурника, мира и солидарности, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, поминовения (памяти), науки и производства и др.;
недели театра, книги, музыки, предметные недели, спортивные недели и т. д.:
Комплексные оргформы не меняют статуса всех других форм, используемых в них. Названия комплексных форм условны и чаще всего связаны с их продолжительностью (дни, недели, месячники, декадники, годы). Многие формы называются по ведущему виду деятельности (операции, марши, слеты, походы, движения). В рамках недели книги, например, могут проводиться экскурсии, викторины, лекции, консультации, выставки, концерты, тематические уроки, походы, вечера, субботники, устные журналы, конференции, встречи с писателями и т. д.
Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
Виды и типы уроков.
Педагогическая форма-это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех ее компонентов.
В современной дидактике организационную форму обучения понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.
Классификация форм:
Простые формы-минимальное количество методов и средств,как правило, посвящены одной теме,к ним относятся: беседа, лекция, экскурсия, экзамен, инструктаж
Составные формы-строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях-урок, урок конкурс,урок-конференция. Составные формы раскладываются на простые. Урок может содержать в себе беседу, лекцию, инструктаж, а конференция-включать доклады,диспут, выставку, выпуск бюллетеня,тезис докладов.
Комплексные формы-целенаправленная подборка простых и составных форм. К ним относятся тематические лектории, совмещенные уроки по нескольким предметам.
Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся
Выделяют следующие организационные формы обучения:
•фронтальные (работа со всем потоком);
•групповые (поток разбивается на группы);
•индивидуальные (работа с каждым обучающимся).;
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Контроль |
Урок Лекция Семинар Экскурсия Самостоятельная работа Конференция Консультация Индивидуальное занятие | -Лабораторная работа Практическое занятие Дидактическая игра Практика Курсовое проектирование Дипломное проектирование | Контрольная работа Коллоквиум Зачет Экзамен Тестирование Рейтинговая оценка Машинный контроль Аттестация |
Формы теоретической подготовки
Лекция — Монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.
Семинарское занятие— это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Виды семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции др. Структура семинара: вначале преподаватель сообщает тему, цели занятия, затем идет обсуждение поставленных вопросов, и в конце подводятся итоги.
Экскурсия — предполагает посещение организаций, предприятий, учебно-производственных участков, музеев и т.д.. Основные этапы: постановка целей, подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.
Самостоятельная учебная работа – самостоятельное овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов и т. п.
Конференция — это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения, подготовки сборника материалов (если планируется их издавать) и т. д.
Консультация — форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или групповой.
Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися и студентами с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.
Формы практической подготовки
Лабораторная работа — форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. В ходе лабораторных занятий обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Виды лабораторных занятий: ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые.
Практические занятия проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках. (Практические занятия могут быть связаны, например, с измерениями, сборкой схем, деталей, ознакомлением с приборами и механизмами, проведением опытов и наблюдений и т. п.).
Дидактическая игра — целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта.
Практика — получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную (педагогическую), производственную и преддипломную практику.
Курсовое проектирование — это процесс разработки проектов (курсовых работ) по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету (или группе предметов). Целью этой формы обучения является углубление профессиональной подготовки обучающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.
Дипломное проектирование – процесс разработки дипломных проектов на завершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государственной аттестации выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Дипломные работы выполняются по определенной теме под руководством научного руководителя. Они рецензируются и защищаются на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Управление педагогическим процессом предполагает осуществление функций контроля, т. е. системы выявления эффективности функционирования этого процесса. Различают следующие виды контроля:
• предварительный — выявление начального уровня сформированности знаний и умений;
• текущий — осуществляющийся в процессе повседневной учебной работы;
• тематический — проводимый по завершении изучения темы;
• рубежный — проверка знаний и умений по разделам курсов;
• итоговый — проводимый в конце изучения дисциплины или всего курса обучения в учебном заведении.
Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными.
Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения.
Коллоквиум — устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематического или рубежного контроля. По результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену.
Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обучающихся и в приложение к диплому.
Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому.
Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста щ согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании.
Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учебного материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам.
Машинный контроль — это контроль знаний с помощью машин (ЭВМ, ПЭВМ и других контролирующих устройств). Преимущество машинного контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем машинный контроль не позволяет выявить типичные ошибки и затруднения обучающихся.
Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Например, проводятся аттестационные недели, в ходе которых в ведомостях выставляются результаты: «аттестован» или «не аттестован». При этом учитывается текущая успеваемость обучающихся и посещение занятий. Кроме тога, в конце курса обучения проводится государственная аттестация специально созданными Государственными аттестационными комиссиями (ГАК). Выпускники сдают государственный экзамен н защищают аттестационные работы (дипломные проекты» дипломные работы). Выпускникам, успешно прошедшим государствеашую аттестацию, выдают диплом государственного образца.
Урок
Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования является урок.
Урок– это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.
Особенности: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения.
Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.). Вто же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки: он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структурой,осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.
Требования к современному уроку:
1.Дидактические: четкое определение образовательных задач урока в целом; определение оптимального содержания урока; выбор наиболее рациональных средств и методов обучения, осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения.
2.Воспитательные: постановка воспитательных задач; формирование у учащихся высших моральных качеств и эстетических вкусов; формирование у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.
3.Организационные: наличие продуманного типа урока; организационная четкость урока; подготовка и рациональное использование различных средств обучения.
В ходе урока решается целый комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач:
• формирование знаний, умений и навыков, составляющих содержание общего и профессионального образования;
• формирование отношения к самым различным сторонам жизни (обществу, труду, профессии, специальности, природе и т.д.), в результатечего развивается личностный потенциал учащихся;
• развитие особенностей, задатков, интересов, т.е. Психологических качеств учащихся.
Типы уроков выделяют на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся. Виды уроковопределяют на основе различий применяемых методов и простых форм.
Типы уроков:
— урок изучения нового материала (виды: лекция, семинар, киноурок, эвристическая беседа, самостоятельная работа);
-урок совершенствования знаний и умений (виды: устные и письменные упражнения, самостоятельная и лабораторно-практическая работы);
-урок обобщения и систематизации (виды: деловая игра, конференция, соревнования, проблемная дискуссия);
-комбинированный урок (решаются разнообразные дидактические задачи);
-урок проверки знаний и умений (виды: тестирование, письменный опрос, устный опрос, решение задач и упражнений, практикум);
-интегративный или бинарный урок (совмещение изучения учебных материалов двух или более учебный предметов).
В производственном обучении в качестве основной формы используется урок производственного обучения. Различают следуют типы уроков производственного обучения: вводный урок, урок упражнений в трудовых операциях и приемах, урок выполнения комплексных работ, контрольно-проверочный урок. Все большее распространение получают нестандартные уроки: бинарные, ролевые игры, конкурсы и т.д.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.