Что такое педагогическая инновация определение
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цельюповышение их эффективности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия
Инновация — У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ — внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Спонтанные инновации — Содержание 1 Понятие спонтанных инноваций 2 История и практика использования спонтанных инноваций … Википедия
Инновации — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия
Инновационная технология — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия
Жиляев, Арсений Александрович — Арсений Александрович Жиляев Дата рождения: 26 июн … Википедия
Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия
Чехонадских, Мария Александровна — Мария Александровна Чехонадских Дата рождения: 22 июня 1985(1985 06 22) (27 лет) Место рождения: г. Старый Оскол … Википедия
Педагогические инновации
Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Понятие «Инновация» происходит от английского слова «novation», обозначающего новшество, замену чего-либо новым.
Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Педагогические инновации классифицируются по различным признакам.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
— разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
— обновление содержания образования;
— изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
— совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
— улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
— проектирование новых моделей образовательного процесса;
— обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
— обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;
— разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся те инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему.
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими. Технология, барьеры и условия осуществления инновационных процессов
Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.
Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.
Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.
Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения ученых актуальных педагогических проблем. Здесь может быть полезна информация, содержащаяся в системе Интернет.
Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными его свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонолизировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.
Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность. Построение алгоритма внедрения нового в практику. В педагогике разработаны обобщенные алгоритмы процессов внедрения результатов научных исследований в практику. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, конвенциальности и другими.
Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. Здесь необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и др.
Для инновационных процессов существуют и реальные барьеры. Так В.И. Андреев выделяет следующие из них:
— консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
— ложное следование традиции по типу «У нас и так все хорошо»;
— отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
— в педагогике передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта (К.Д. Ушинский);
— «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т.д.) и выбирать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;
— инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
— инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
— инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
— в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения. Инновационные образовательные учреждения
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Например, образовательный процесс в колледже не всегда автоматически носит инновационный характер. Более реально подчеркнуть особенности инновационного образовательного учреждения можно в сравнении с традиционными учреждениями. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательного учреждения (см. таблицу)
Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое инновационная деятельность в работе педагога
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.
Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.
Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.
Определение понятия «педагогические инновации»
Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учёбы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов.
Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план выступает необходимость создания условий для педагогического творчества, материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации сотрудников учебных заведений.
Компоненты деятельности
Создание инновационной учебной среды включает в себя:
Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина
Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности преподавателя.
В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи, инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный (самостоятельная творческая активность).
Структура деятельности
Образовательные инновации делятся на:
Все виды инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных заведений к новым возможностям в обучении.
Особенности
Направленность занятий обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди них:
Выделяют и такие особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и воспитанию, способность к саморазвитию.
Экспериментальная деятельность педагога
Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к кризису профессиональной деятельности педагога.
Интерактивные технологии как вариант инновационной деятельности преподавателя предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения. Преподаватель выступает в роли «менеджера», советника или координатора процесса, учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Сюда относятся ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делается на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя. Нередко воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии.
Ещё одним распространённым в педагогической практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Преподаватель в данном случае выступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).
В образовательной практике используется метод портфолио. Портфолио – это набор достижений учащихся, опыт, приобретённый в учёбе, творчестве и общественной жизни. Данный метод акцентирует внимание на достижениях человека и наглядно показывает личный прогресс учащихся. Такой метод подойдёт для разных учащихся. Тем, кто имеет средние способности, портфолио придаст уверенности в своих знаниях и станет дополнительным стимулом в обучении (при условии, что в него включены действительно стоящие достижения). Для сильных учеников портфолио является дополнительным показателем их прогресса наряду с золотой медалью и грамотами, которые больше уделяют внимание не самим работам, а их поощрению.
Инновации в России
Российский опыт показывает, что инновации в образовании присутствуют на таких уровнях, как начальная школа, средняя школа и ВУЗ. Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами, постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где учащимся отводится пассивная роль слушателей, а обучение ориентировано на получение теоретических знаний.
Российское образование постепенно переходит на новый уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции, популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.
Учебные пособия
В данной статье были использованы работы по педагогике Борисовой Н.Я., Загвязинского В.И., Кларина М.В., Курмановой Э.А., Подымовой Л.С., Сластёнина В.А., Солодухиной О.А., а также словари Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. и Рапацевича Е.С.
Сущность и критерии педагогических инноваций
Решение проблем освоения, расширения и внедрения инноваций в системе образования является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления, изучающего актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.
В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов.
Инновация(от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании– процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения. Один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.
Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Анализ процессов обновления образовательного пространства свидетельствует о трех основных подходах к их осуществлению.
1. На макроуровне происходит парадигмальное обновление всей системы образования вообще. То есть как системы, основными компонентами которой являются дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессиональное, высшее и последипломное образование.
В зависимости от характера образовательной политики государства, от уровня развития культуры, системы общечеловеческих ценностей и т. п. сформировались различные модели образования, которые четко отражали сущность парадигм в соответствии с предложенной реализацией:
▪ традиционная модель образования предлагает реализацию «знаниевой» парадигмы;
▪ рационалистическая модель образования – «технократической» парадигмы;
▪ феноменологическая модель образования – «гуманистической» и «человекоориентированной» парадигмы;
▪ государственно-ведомственная модель – «социетарной» парадигмы.
2. На мезоуровне – обновление образовательного процесса каждого составного компонента системы, который отражает его характерные особенности. Компонентное обновление системы образования осуществляется за счет обновления таких направлений: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
3. На микроуровне – обновление отдельных элементов (целевого, содержательного, процессуального, оценочного и т. д.) педагогического процесса, то есть целей, содержания, методов и технологий, форм организации и управления, стилей педагогической деятельности.
Путь внедрения педагогической инновации достаточно сложный и продолжительный. Сначала формулируется философия инновации, которая потом конкретизируется в основных категориях (элементах) учебного процесса:
√ целевая составляющая влияет на структуру и содержание учебного плана и программы как отдельной дисциплины, так и всего комплекса учебных дисциплин;
√ содержательная составляющая влияет на содержание и структуру как отдельных учебных дисциплин, так и на образование в целом;
√ процессуальная составляющая влияет как на структуру учебно-познавательной деятельности студентов, так и на структуру профессиональной деятельности педагога;
√ технологическая составляющая влияет как на структуру и содержание методических пособий, так и на всю методическую работу;
√ оценочная составляющая влияет на систему дидактических средств.
Инновации конкретизируются как в каждом отдельном компоненте учебно-воспитательного процесса (целевом, содержательном, процессуальном, технологическом, оценочном), так и в целостной конструкции этого процесса. Целостная конструкция инновационной системы имеет свой системообразующий фактор. Например:
▪ исследовательская система – базируется на принципе индивидуализации обучения, самостоятельной исследовательской работы;
▪ проектная система (метод проектов) – формирование компетенций, приобретение знаний и навыков в процессе планирования и выполнения практических заданий, подготовки кейсов и т. п.;
▪ интегрированная (комплексная) система – обучение по темам-комплексам, освоение смежных курсов; обучение в условиях сотрудничества базируется на совместной деятельности, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов и увлечений;
▪ вальдорфская система – обучение на антропософских основаниях, понимание развитие человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
‒ в систему контроля и оценки уровня образования;
‒ в систему финансирования;
‒ в учебно-методическое обеспечение;
‒ в систему воспитательной работы;
‒ в учебный план и учебные программы;
‒ в деятельность преподавателя и студента.
В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.
3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.
Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:
1) по видам деятельности:
– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;
– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;
2) по срокам действия:
3) по характеру изменений:
– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;
– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;
– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;
4) по масштабам изменений:
– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;
– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;
– системные – полная реконструкция системы как целого;
5) по масштабу использования:
– единовременные (осуществляются один раз);
6) по источникам возникновения:
– внешние (за пределами образовательной системы);
– внутренние (внутри образовательной системы);
7) по методам осуществления:
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Инновационные преобразования в педагогике могут проводиться по следующим направлениям:
√ разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
√ совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
√ обновление содержания образования;
√ формирование компетенций специалистов в ответ на вызовы современности;
√ проектирование новых моделей образовательного процесса;
√ разработка новых технологий обучения и воспитания;
√ улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;
√ разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
√ мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
√ разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:
1. Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.
3. Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.
4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.
6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.
7. Расчет практической значимости и эффективности.
8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
9. Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов, поскольку лжеинновациями могут быть формальная смена вывесок образовательных учреждений, преподнесение подновленного старого как принципиально нового, копирование творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.
Барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг могут выступать такие явления:
– консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);
– завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;
– отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;
– дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;
– неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).
Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие:
▪ неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта;
▪ необходимость формирования психологических качеств педагогов;
▪ слабая и практически отсутствующая технически-информационная база;
▪ невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.
Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:
√ Обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.
√ Доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.
√ Компьютеризация учреждений дополнительного образования.
√ Формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании.
Инновационным принято считать такое образовательное учреждение, в котором ведущими характеристиками являются следующие:
‒ педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;
‒ учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности;
‒ улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;
‒ организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов;
‒ продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.
Именно эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения.
Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений выглядят следующим образом:
для традиционного – передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта;
для инновационного – содействие самореализации и самоутверждению личности;
для традиционного – на потребности общества и производства;
для инновационного – на потребности и возможности личности;
для традиционного – идеологически трансформированы;
для инновационного – научные объективные;
4) по содержанию образования:
для традиционного – разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями;
для инновационного – гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности;
5) по ведущим методам и формам:
для традиционного – информационно-репродуктивные;
для инновационного – творческие, активные, индивидуально-дифференцированные;
6) по отношениям обучаемых и обучающихся:
для традиционного – субъект-объектные;
для инновационного – субъект-субъектные;
7) по роли преподавателя:
для традиционного – источник и контроль знаний, наставник, «гуру»;
для инновационного – консультант, помощник, руководитель проекта;
8) по основным результатам:
для традиционного – уровень обученности и социализированности;
для инновационного – уровень компетентности, личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации.
Инновационные знания содержат в себе такие познавательные компоненты, как :
• полезность (умение оценить применение знания; это не просто субъективная значимость, но и признание культурных традиций и социальных установок);
• диспозиционность (соотношение знания с окружающим миром, с предметными сторонами деятельности; в то же время это герменевтично субъективный синтез, ведь студент осмысливает себя через свои знания);
• инструментальность (способность использовать знание в конкретных ситуациях и самостоятельно получать знание).
Наиболее активные методы, интенсифицирующие образовательный процесс, обозначаются термином «спонтанные инновации». Они позволяют педагогу-инноватору достигнуть творческой обстановки при подготовке и в ходе проведения занятий, эффективно решать проблему целеполаганий обучения и воспитания. Очень значимым результатом применения спонтанных инноваций является создание условия и предпосылок формирования инновационного мышления у обучаемого, качественного познания теоретического материала и овладения креативностью в развитии практических навыков.
Факторами творческого саморазвития педагога-новатора могут выступать следующие:
І. Психологические – стремление к профессиональному росту, творческая инициатива, профессиональная компетентность, способность к самоанализу, интерес к педагогическим инновациям, высокий творческий потенциал, способность к видению и решению психологических проблем, способность к самоорганизации и самоуправлению, интеллектуальность, высокий уровень общей культуры, осознание своих достоинств и недостатков.
ІІ. Профессионально-педагогические – стремление к высоким результатам своего труда, творческий потенциал, интерес к новым идеям в области педагогики и психологии, способность к сотворчеству со студентами и коллегами, интерес к новым технологиям обучения и воспитания, умение перенимать и перерабатывать опыт других, педагогическое мастерство, склонность и стремление заниматься экспериментально-исследовательской работой.
ІІІ. Организационно-педагогические – стремление и возможность повышения квалификации, хорошая организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении.
Педагогические инновации могут быть довольно успешными при использовании различных приемов, а именно:
– оператор работы с магнитофоном;
– подготовка и прослушивание обзоров литературы по теме научных работ;
Среди важных средств обучения выделяются нестандартные занятия, так как они формируют у студентов устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В учебно-воспитательном процессе активно используются также формы, которые позволяют вызывать повышенный интерес, удивление и радость. Фасцинация (от лат. fascino – зачаровывать, околдовывать) – способность демонстрационного коммуникативного сигнала приковывать внимание, вызывать восхищение, восторг, симпатию, очарование, шок, испуг, экстаз. При этом отключается какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более критика.
Для этого используются следующие приемы:
▪ полное (откровенная ложь) или частичное (подтасовка фактов, подмена понятий) искажение информации;
▪ утаивание информации от полного умолчания о каких-либо фактах и значимых событиях и до частичного их освещения, иногда это делается для создания имиджа активиста, отличника;
▪ особая компоновка сведений так, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога вывод;
▪ выбор конкретного момента подачи информации;
▪ предъявление материала в «сыром», несистематизированном виде или мелкими порциями, где трудно проследить связь;
▪ воздействие на психологические механизмы, которые «запускают» типичное поведение какого-то студента («ябеда», «выскочка» и т. д.)
Существуют фасцинационные знаки, полезные для учебного процесса:
‒ различные символы: значки, медали на лацкане пиджака или блузе;
‒ сложные и красивые наглядные пособия;
‒ быстрая и энергичная подача учебного материала;
‒ шутки, притчи, анекдоты, неожиданные сравнения, проявление артистических способностей.