Что такое педагогическая компаративистика
Что такое педагогическая компаративистика (сравнительное образование)?
Здравствуйте. Педагогическая компаративистика или сравнительное образование это определенная область педагогической науки. Нацелена на изучение процесса развития образования,воспитан ия,обучения,педагоги ческой теории и практики в разных странах и регионах мира. Подробнее об этом может рассказать доктор педагогических наук,профессор Елена Васильевна Андриенко в лекции»Введение в сравнительную педагогику».
Склонение слова ПЕРЧАТКА
Кстати, перчатка это словарное слово, написание слова нужно хорошо запомнить (нет проверочного для безударной гласной Е в первом слоге), чтобы не делать в нем ошибок.
На столе остались лежать забытые кем-то перчатки.
В новых перчатках ей было теплее, руки перестали мерзнуть.
Кратко для читательского дневника о «Синих листьях»
Это рассказ о двух подружках, которые учатся в школе. Одна из них рисует дерево, но у нее нет зеленого карандаша, чтобы нарисовать листочки. У другой девочки два зеленых карандаша. Когда подружка обращается с просьбой дать ей карандаш, вторая девочка находит два предлога: маму и брата, чтобы не давать свой карандаш подружке. В итоге, первой ничего не остается, как нарисовать листочки синего цвета.
Главные герои рассказа
Вывод: жадным быть плохо, так можно и всех друзей растерять.
Что такое педагогическая компаративистика
В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «tocompare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика».
Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова «педагогика» («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtioncompare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogiecomparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов.
В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта. Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [7, с. 376]. Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем. Сравнительная педагогика, являясь отраслью педагогики, имеет собственный предмет, объект, цель и задачи. На современном этапе ее развития в определенной степени модифицируются цели и задачи. Американский компаративист Г. Ноа считает, что первоочередной целью такого рода исследований должно стать определение основных тенденций в развитии образования зарубежных стран, с тем, чтобы установить не только то, что происходит там, но и лучше понять свое собственной прошлое, определить свое место в настоящем, четче спрогнозировать будущее своего образования [11].
В Германии практическая цель и социальная функция сравнительной педагогики сводится к «изучению различных процессов, происходящих в области образования и общественного развития за рубежом, для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления), выявления позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов и тенденций их развития как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики» [12, с. 43].
Видный английский компаративист Б. Холмс ключевой задачей сравнительной педагогики видит «стремление лучше понять отечественные системы образования и способствовать реформе образования не на основе причуд и предрассудков, а в свете тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами» [13, с. 54].
В целом, к задачам сравнительной педагогики относят [11]:
Возросший интерес к исследованиям в области международного и сравнительного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния государств в эпоху глобализации и интеграции, как в общественной жизни, так в и сфере образования. При исследованиях необходим синтез самих педагогических наук в подходе при оценке состояния и развития: это дидактики, теории воспитания, этнопедагогики, истории педагогики, педагогики высшей школы и др.
Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.
Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.
Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимыми для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.
Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиция как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.
Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.
Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.
Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране. Исторический подход. Важно изучение не только современного состояния системы образования или, как мы называем, “горизонтального среза” показателей и параметров образования, но и исторической ретроспективы ее развития, поскольку именно она позволяет определить причинно-следственные связи, специфику, особенности, возможность переноса педагогического опыта, определить временные рамки совершенствования образования.
Этнокультурный подход предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии народного образования и культуры отдельных стран, регионов и в глобальном масштабе. Тенденция глобализации и интеграции национальных образовательных систем позволяет выделить основополагающий принцип данного подхода в сравнительно-педагогических исследованиях – сочетание общемирового развития и необходимости сохранения многообразия национального, расширения глобализационных и укрепление национальных процессов в образовании.
Ресурсный подход в сравнительно-педагогических исследованиях подразумевает изучение проблемы ресурсного обеспечения системы образования: законодательные и политические ресурсы, социально-экономическая среда и обстановка, материально-финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, совокупность информационных ресурсов сферы образования. Развитие теории и методологии сравнительной педагогики в эпоху глобализации, зарождение отрытого образовательного пространства предполагает, в первую очередь, обновление понятийно-категориального аппарата науки. Сравнительная педагогика является отраслью педагогической науки, и категории ее складываются из основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, – а также из категорий собственно сравнительной педагогики. К последним считаем возможным отнести следующие понятия: «система образования», «мировое образовательное пространство».
Мировое образовательное пространство становится реальностью благодаря глобализационным процессам. Оно объединяет национальные системы образования, в которых появляются одинаковые тенденции развития при сохранении разнообразия. Так, к одинаковым тенденциям относится демократизация образования; гуманизация, которая направлена на переход от технократического к гуманистическому знанию и закрепление общечеловеческих ценностей; информатизация образования; диверсификация образования.
Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Рассмотрим понятие «вариативность образования» как свойство, характеристику системы образования. Заметим, что понятие «система образования» более широкое, чем понятие «педагогическая система», которая является одной из ее подсистем. Но именно свойства, признаки педагогической системы будут наиважнейшими, стержневыми, системообразующими для системы образования. То есть вариативность образования, в первую очередь, является свойством, характеристикой именно педагогической системы. Понятие «вариативность» отличается от понятий «вариант» и «вариация», таким образом, рассмотрим многообразие их определений из различных словарей, но попутно заметим, что эти слова используются в биологии, музыке, физике, филологии и других науках, что, безусловно, определяет их междисциплинарный характер.
Сравнительная педагогика
Объектом внимания сравнительной педагогики как науки является образование и воспитание в современном мире. Естественно, мы имеем в виду, что сравнительная педагогика одновременно национальна и интернациональна. Ученые, исследователи, педагоги — ее представители — рассматривают зарубежный опыт сквозь призму и приоритеты отечественной школы и педагогики (то же самое происходит и с зарубежной сравнительной педагогикой: свое и чужое…).
При определении предмета сравнительной педагогики следует помнить о междисциплинарном характере данной науки. Сравнительная педагогика тесно связана и с философией образования, и с историей педагогики, теорией воспитания и образования, дидактикой и т. д.
В поле ее зрения находятся и нынешние реалии, текущая ситуация и перспективы, и, конечно, прошлое педагогической мысли. Сравнительная педагогика предполагает решение следующих задач: сопоставление педагогических идей и образовательной практики и формулирование на этой основе теоретических подходов универсального, прогностического характера.
Ученые-компаративисты , находясь практически в постоянном поиске методологии и технологии исследований, больше внимания уделяют изучению педагогического опыта стран с ярко выраженными различиями. Особое значение придается преодолению терминологических разночтений. Например, в разных языках вкладывается далеко не одинаковое содержание в понятия «воспитание», «среднее образование», «высшее образование» и т. д.
Имеются серьезные противоречия и разночтения в понимании самого содержания сравнительнопедагогических исследований. Здесь, пожалуй, можно выделить два основных подхода:
Задачей нашего пособия является ознакомление обучающихся с основными тенденциями в развитии образования и воспитания в современном мире — это чрезвычайно важно, поскольку поможет нам приобщиться к общечеловеческим приоритетам в области воспитания и обучения.
Изучение мирового педагогического опыта способствует формированию открытого педагогического мышления, когда, действительно, осваивается все целесообразное, что накоплено в воспитании и образовании. Сравнительная педагогика позволяет приобщаться к ценностям, которые лежат вне корпоративных, узко понимаемых социальных и национальных интересов.
Итак, уточняем: объектом сравнительной педагогики согласно различным мнениям отечественных ученых, можно считать:
Предметом сравнительной педагогики являются:
Основные функции сравнительной педагогики:
Задачи сравнительной педагогики:
Если говорить о методах нашей науки, то к наиболее распространенным в сравнительной педагогике отнесем:
Изучение источников, к которым относятся:
Изучение статистических данных, характеризующих образование, происходит по-разному:
Изучение статистических данных сопровождается:
Изучение литературных и прочих источников, в которых отражаются повседневная жизнь учебных заведений, их проблемы, пути и способы модернизации образования.
Наиболее важные их виды:
И о методах.
Метод наблюдения — один из ведущих в комплексе методов изучения образования других народов.
Типы наблюдения:
Обычное наблюдение осуществляется исследователем со стороны. В зависимости от целей исследования оно может быть:
Включенное наблюдение, когда наблюдающий непосредственно включается в педагогический процесс и наблюдает его «изнутри» в качестве члена коллектива, дает еще более глубокую и точную информацию о жизни учебного заведения.
Беседа и интервью (и обучающихся, и педагогов) дают возможность уточнить неясные для исследователя вопросы, получить информацию о явлениях в области образования из первых рук.
Беседа отличается от интервью большей свободой в организации и содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с поставленной задачей исследователь разрабатывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы, применяет средства фиксации беседы.
Сравнительный метод:
Педагоги-компаративисты и ученые исследователи испытывают определенные трудности в использовании понятийно-терминологического аппарата сравнительной педагогики. Возможно, существующая невнятность и препятствует современному развитию науки. Спорными остаются даже основные термины, которыми именована наука, занимающаяся сравнительно-педагогическими исследованиями, в первую очередь, «сравнение», и «сравнительная педагогика».
Стоит учитывать, что не все исследования, опирающиеся на национальные и международные данные, могут оцениваться как сравнительно-педагогические, а часто могут оказаться просто страноведческими или этнографическими, этнопедагогическими. Может быть, надо точно понимать разницу между описанием и объяснением, прогностикой и анализом аспектов образования?
В России чаще используется термин «сравнительная педагогика»: comparative pedagogy, Vergleichende Padagogik, pegagogie comparative. В зарубежных исследованиях, в основном, употребляют термин «сравнительное образование»: comparative education; Vergleichenden Erziehungswissenschaft; education comparative.
Кстати, объясняется это тем, что, по их мнению, термин «сравнительная педагогика» устарел, утратив былую популярность и уступив место термину «сравнительному образованию». Содержательно между терминами «сравнительное образование» и «сравнительная педагогика» особой разницы нет.
Неслучайно, в педагогической компаративистике одновременно в ходу оба термина. Тем не менее, понятийные различия все же существуют. Первый (наш) термин подчеркивает внимание к сфере образования (содержание, способы, управление, результаты и т. п.). Второй — к педагогической мысли (идеи, концепции, теории).
Методологическая проблема сравнительной педагогики — рассогласование/разночтение/несогласование в понимании опорных педагогических терминов и понятий в разных странах, регионах, языках, культурах. Сложности возникают при анализе теоретических вопросов образования. В мировом педагогическом сообществе имеет хождение множество идей, концепций, теорий, научных школ, содержание которых интерпретируется по разным терминологическим критериям.
Компаративисты довольно часто сталкиваются с трудностями при переводе полисемантичных терминов. Так англоязычный термин «education» означает «развитие», «воспитание», «обучение», «образование»; high school — высшее учебное заведение и старшую ступень средней школы; college — заведение среднего образования и университетского типа; bachelor — выпускника высшей школы и т. п.
В компаративистике сегодня явно существует нужда в многоязычных глоссариях педагогических терминов и понятий. Создание универсальных международных педагогических глоссариев, системное решение лингвистических и педагогических трудностей — очень важная задача, ибо унификация понятийно-терминологического аппарата позволит упорядочить педагогическую, научную документацию, ликвидировать разночтения в понимании педагогики отдельных стран и тем самым облегчить изучение зарубежного опыта, повысить качество и эффективность сравнительно-педагогических исследований.
Мы уже говорили о том, что сравнительная педагогика имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, отражая как растущую интеграцию, усиление взаимосвязей и взаимопроникновения различных научных дисциплин, на стыках которых возникают новые отрасли наук, и, в то же время, все увеличивающийся объем научных знаний и усложнение методов научного познания исключают возможность универсализма. Непременным условием достижения успеха в научной деятельности является специализация исследователя, ученого.
Процессы дифференциации и интеграции научного знания протекают одновременно. Междисциплинарные области социального и гуманитарного знания приобретают статус самостоятельных наук только тогда, когда складывается значительная сумма фактического материала и теоретических положений о той или иной сфере общественной жизни. Эти науки можно называть пограничными, комплексными, синтетическими, интеграционными — важно, чтобы они не оказались механически соединенными по различным схожим аспектам.
Сравнительное исследование образования требует разработки научно обоснованных критериев. Без этого оно не пойдет дальше простых аналогий, контрастных противопоставлений. Решение такой задачи не под силу какой-либо одной отрасли научного знания — требуется сотрудничество разных наук, хотя это и таит определенные трудности, опасности, возможные заблуждения — в силу различных, неидентичных интересов. Сравнительная педагогика сама осуществляет интегративную функцию и, опираясь на материал разных стран и педагогических парадигм, обеспечивает широкий контекст рассмотрения проблем [представителями разных отраслей науки].
А теперь об аспектах и проблемах, рассматриваемых сравнительной педагогикой.
Большое место в сравнительно-педагогических исследованиях занимает рассмотрение явлений и проблем, относящихся к организации и управлению образованием: формы и методы управления в централизованных и децентрализованных системах образования, финансирование образования, принципы организации сети учебных заведений, функции внутреннего управления и инспектирования, место частных учебных заведений
В системах образования и т. п.
Первостепенное значение проблем управления осознается во всем мире, поскольку становится очевидным, что стихийно развивающиеся и неконтролируемые социальные процессы несут в себе реальную угрозу стабильности общества — на Западе уже несколько десятилетий продолжается так называемая революция менеджмента. Она распространяется, в основном, на экономику, но определенным образом отражается и на решении проблем управления образованием. Поэтому сопоставительный анализ попыток их решения в разных странах составляет одну из существенных задач педагогов-компаративистов.
Выявление глобальных и национальных тенденций развития образования непременно требует обращения к проблемам дидактики. Да просто трудно представить себе полноценное современное дидактическое исследование, игнорирующее концепции крупных зарубежных дидактов или опыт модернизации учебного процесса в школах зарубежных стран.
В последние годы значительное распространение получили исследования объемов и теоретического уровня научных дисциплин в разных странах, показатели успеваемости. Такие исследования дают ценный материал, позволяющий обоснованно характеризовать качество образования в странах мира, что способствует адекватному определению степени эффективности нашей, отечественной системы образования.
В сферу интересов входят содержание и методы нравственного и гражданского воспитания обучающихся, взаимодействие учебного заведения, семьи и церкви в процессе социализации, роль средств массовой информации и т. п. Широкое развитие взаимовлияния национальных культур в современном мире, полиэтнический состав населения ряда государств, рост национального самосознания многих народов со всеми его противоречивыми последствиями на фоне поликультурализма и мультикультурализма вызывает естественный интерес компаративистов к организации и эффективности деятельности учебных заведений по воспитанию молодежи в духе взаимного уважения представителей разных культур, толерантности, борьбы против расизма, ксенофобии, эгоистического и агрессивного этноцентризма.
Пристального внимания компаративистов заслуживает семейное воспитание. Роль семьи в формировании и развитии личности молодого человека сегодня, к сожалению, в известной мере уменьшается вследствие ряда различных причин экономического и социально-психологического характера. Тем не менее, семья остается важнейшим каналом связи между поколениями и существенным фактором социализации молодежи.
Современную семью исследуют многие науки — от психологии и физиологии до социологии и юриспруденции. Каждая из них изучает те или иные стороны развития и функционирования семьи, и все они касаются так или иначе воспитания, но специально проблемы семейного воспитания изучаются в рамках именно педагогики — с широким привлечением материалов смежных наук.
В эволюции семейного воспитания явственно просматриваются некоторые общие или даже глобальные тенденции, хотя и велика специфика менталитета того или иного народа, его традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Вот поэтому анализ соотношения общего и особенного в развитии семейного воспитания в современном мире тоже закономерно входит в сферу интересов педагога-компаративиста.
Да, отметим, что сравнительная педагогика близка к истории педагогики, но в отличие от нее, наибольшее внимание уделяет не прошлому, а современным педагогическим явлениям и процессам. В данном случае под современностью имеются в виду три-четыре последних десятилетия — период бурного развития научно-технической революции, глобализации, интернетизации и пр., предъявившие новые требования к системам образования. В ряде сопоставительных исследований сравнительная педагогика смыкается с всеобщей историей педагогики, то есть просто составляет ее новейший этап.
Обязательно скажем, что педагогическая компаративистика связана с рядом отраслей научного знания, не входящих в круг педагогических дисциплин. Так, эволюция образования должна рассматриваться на фоне социально-экономического, политического и культурного развития изучаемых стран и регионов, поэтому точная характеристика системы образования той или иной страны и ее сопоставление с системами других стран неизбежно требуют выхода за педагогические рамки. Это заставляет обращаться к соответствующим наукам, использовать их содержательные данные и методический инструментарий.
Кроме того, для изучающего сравнительную педагогику важное значение имеет философское осмысление исследуемых проблем. Педагогику практически до начала XX века не считали самостоятельной наукой — лишь прикладным разделом философии. Это уже в прошлом, но проблема взаимосвязи педагогики и философии отнюдь не перестала быть актуальной. Усилившееся нынче внимание педагогов к философским обоснованиям своих концепций связано с тем, что в современном научном знании все большее значение приобретает междисциплинарный подход, и философия, в принципе, призвана служить общеметодологической основой исследований и способствовать синтезу их результатов.
Серьезный сопоставительный анализ общественно значимых проблем образования немыслим без обращения к материалам социологических исследований. Взаимосвязь социологии и педагогики уходит своими корнями в середину XIX в. Уже в трудах основоположников западной социологии О. Конта, Г. Спенсера воспитание и образование молодежи рассматривались как необходимые условия связи времен и поколений, поступательного развития общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс осмыслили эти проблемы сквозь призму социальных и политических задач. Позднее Э. Дюркгейм обстоятельно охарактеризовал социальную детерминированность проблем воспитания. Анализу общественных функций образовательных учреждений значительное внимание уделяли Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и другие западные педагоги прошлого.
В последние годы интенсивно развиваются социология труда, социология науки, социология молодежи, социология семьи и т. п. Исследования, проводимые в рамках этих отраслей социологического знания, нередко соприкасаются с той проблематикой, которую анализирует сравнительная педагогика — например, социология молодежи рассматривает роль учебных заведений в процессе социализации молодого поколения, формы и борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».
Определенный интерес для педагогакомпаративиста представляют работы по социологии познания, рассматривающие социальные аспекты производства, распространения и использования разнообразных знаний.
Но, пожалуй, ближе всего к педагогической проблематике стоит социология образования. Она начала складываться еще в 30-е гг. прошлого века, но долгое время практически не имела своего собственного научного официального статуса. Теперь социология образования — признанная самостоятельная отрасль социологического знания.
В университетах стран Западной Европы и США (как и в нашей стране) читаются специальные курсы социологии образования, публикуются монографии, сборники, многочисленные статьи. Анализируются социальный состав учащихся разных учебных заведений и динамика его изменения, возможности получения образования выходцами из разных социальных и этнических групп, зависимость успеваемости учащихся от экономического положения и культурного уровня семьи, общественный статус педагогов.
Данные, полученные при изучении проблем образования в рамках социологии, используются в сравнительно-педагогических исследованиях, делают их более глубокими и аргументированными.
В сравнительно-педагогических исследованиях целесообразно использование данных социальной прогностики — важного направления современного обществознания.
Конечно, порой очень хочется заглянуть в будущее — вот одна их причин того, что теория и практика прогнозирования заняла большое место в современной системе научного знания. В 1960-е гг. были созданыдесятки научных центров, специализировавшихся на разработке социальных прогнозов и футурологических сценариев. Многие из них функционируют и сегодня.
В большинстве социальных прогнозов анализируются и перспективы развития образования, поскольку оно закономерно рассматривается как область, где просто по умолчанию существуют наибольшие возможности для вмешательства в будущее путем формирования кадров для производства и граждан нового общества. По содержанию программы и направления исследований довольно разнообразны: это и перспективное планирование, и проблемы эволюции образования, качественные и количественные сдвиги, потребности и цели обучения на всех его уровнях.
Вообще-то определить эвристическую ценность разработок, создающихся в настоящее время и имеющих в виду грядущие десятилетия; любые прогнозы, относящиеся к социальной сфере, фактически носящие гипотетический, вероятностный характер, трудно, поэтому для оценки методологического уровня и степени достоверности прогнозов целесообразно обращение и к тем из них, которые составлялись несколько десятилетий назад. Они предсказывали, как будут строиться и функционировать системы образования на пороге XXI в. — именно в наше время, и теперь мы сможем сверять эти прогнозы с реальностью.
Однозначных ответов на эти вопросы нет. Тем не менее, серьезные прогностические разработки, опирающиеся на объективную оценку реальных тенденций развития образования в прошлом и настоящем, представляют большой интерес для сравнительной педагогики. Сопоставляя их с анализом современной ситуации в разных странах и регионах, педагоги-компаративисты определяют наиболее вероятные пути развития образования в будущем, возможно, предупреждая о таящихся опасностях.
Сопоставляя тенденции развития образования в разных странах, компаративист вторгается [от имени педагогики] в смежные области научного знания. Но, в то же время, и полученные сравнительной педагогикой новые знания используются социологами, политологами, культурологами, историками с целью более глубокого понимания своих проблем.
Сравнительная педагогика естественным образом развивается во взаимодействии с педагогическими отраслями научного знания: общей педагогикой, историей педагогики, дидактикой, экспериментальной педагогикой и т. д. При этом наша наука представляет высокий гносеологический уровень, поскольку охватывает множество феноменов педагогики и образования, вникает в разнообразные образовательные ситуации.
Результаты сравнительных исследований как раз и расширяют и корректируют данные и выводы различных педагогических наук, обеспечивают обратную связь между ними. Междисциплинарный характер сравнительной педагогики позволяет путем сравнения изучать международные и национальные реалии образования в любом контексте, ставя перед собой задачи понимания и способы решения возникающих общих проблем.
Мы уже только что упомянули и экспериментальную педагогику, и это вполне правомерно — часть сравнительно-педагогических исследований — педагогический эксперимент: через наблюдение к описанию и от наблюдения к логическим выводам.
Трансформация и развитие сравнительной педагогики происходит в условиях, когда мир столкнулся с социальными проблемами в образовании, вызванными процессами глобального характера: взрывным ростом среднего и высшего образования, интернационализацией образования, складыванием интернационального рынка образовательных услуг, нарастанием международной мобильности преподавателей и студентов, универсализаций систем, программ и методов обучения (global learning).
Сравнительная педагогика предназначена для педагогического осознания взаимозависимости. Существует объективная необходимость сравнительного изучения и научного прогнозирования образования как следствия глобализации современного мира и важного ресурса устранения национальной обособленности образовательных систем, прогресса общественной и экономической жизни.
Понятие мировое образовательное пространство официально узаконено , по крайней мере, с начала 1990-х годов как совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных странах, геополитических регионах и в планетарном масштабе, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации и глобализации разных сфер общественной жизни.
Сравнительная педагогика в условиях новых реальностей стоит перед необходимостью сопоставительного изучения процесса интеграции в мировых педагогической мысли и образовании, прогнозирования последствий такого процесса, делая попытки ответить на вопросы, исчезнет ли национальное многообразие в образовании; возможно ли сосуществование глобальной и национальной педагогических культур без сколько нибудь заметной их интеграции; перспективен ли синтез глобальной и национальных культур и образования и т. д.
Современная сравнительная педагогика видит важное условие эффективной концептуализации парадигмы сравнительно-педагогических поисков в опоре на культурологические исследования — при компаративистском осмыслении педагогики и образования необходим учет национальных культурных традиций. В одной довольно старой шутке говорилось: «Когда речь заходит об образовании, американец спрашивает, что будет уметь, англичанин — какая его ждет карьера, француз — какие будут экзамены».
Надо понять национальный дух, который является ядром культуры, культурных традиций, изучать духовные силы той или иной нации. Особенности любой системы образования в значительной степени предопределяются национальным типом культуры, причем, можно даже определить культурные факторы, которые влияют на специфику национального образования за рубежом (напомним): природные, экономические, религиозные, светские.
Культура не может находиться на периферии сравнительной педагогики, хотя и не служит специальным объектом ее исследования — культурный контекст является фактором интерпретации, который позволяет понять многое в механизмах развития отдельной системы образования и других образовательных систем.
Взаимодействие культуры и образования является неотъемлемым признаком и культуры, и образования. Кстати, ограниченность многих компаративистских педагогических исследований в том, что часто изучается лишь воздействие культуры на образование, но не уделяется достаточного внимания влиянию культуры на отдельные субъекты такого образования (педагогов, родителей учащихся, политических деятелей, звезд шоу-бизнеса и пр.).
В программе Российской Академии образования «Образование в контексте развития культуры на рубеже ХХI века» подчеркивается, что воспитание и обучение не только погружают личность в культурно-исторический опыт жизнедеятельности, но и сохраняют, транслируют, созидают такой опыт. Воспитание и обучение, таким образом, оказываются деятельностью по консервации, передаче, воспроизводству, развитию социально-культурного опыта.
Добавим еще и о культурологии, в которой современная сравнительная педагогика немало почерпнула в плане методологии — был взят на вооружение культурно-антропологический подход, который предполагает такие этапы исследования:
Правда, при обращении сравнительной педагогики к феномену культуры как условию и предпосылке образования возникают методологические трудности из-за крайне многочисленных (от 500 до 1000) и часто противоречащих друг другу трактовок понятия культура.
При сравнении всех трактовок понятия культуры выявляются, однако, общие точки соприкосновения: