Что такое педагогическая компетентность определение
Компетенция в педагогике: определение и компоненты
Компетенция – это некоторые вопросы, в которых человек осведомлен, имеет знания и определенный опыт.
Понятие компетенции
В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.
Компоненты компетенции
Компетенция – интегрированный результат взаимодействия нескольких компонентов:
Эти компоненты тесно связаны между собой. Каждый из них влияет на развитие иных деталей.
Компетентность
Компетентность – это понятие применяется к знаниям человека соответствующей компетенции. Если компетенция в педагогике – это заданная норма образовательной подготовки, то компетентность – качество личности, нужное для качественной, эффективной работы в определенной области.
Особенность компетентности в педагогике – это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а конкретные жизненные навыки и умения.
Компетентно-ориентированные образование
Над компетентно-ориентированным образование работают международные организации – ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития и т.д.
Европейские страны совершенствуют программы обучения, для создания базы для достижения учениками определенных компетенций. Создается ограниченный набор этих качеств, которые и выступают ключевыми для личности. Был составлен приблизительных список из основных компонентов – изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Однако единый перечень организации еще не составили, и это будет сложно сделать. Компетенции выстраиваются от потребностей общества на подготовку граждан.
Компетенция в педагогике – это умение учиться
Способность к обучению проецирует личный опыт самостоятельного обучения. Ребенок, самостоятельно обучающийся, запрограммирован на свободную и легкую работу в будущем. Такая компетенция ученика подразумевает такие моменты:
Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции
Белозёрова Анна
Основы профессионально-педагогической компетентности и компетенции
В настоящее время в образовательной теории, в большей степени, и в практике, в меньшей, происходит своеобразная экспансия понятий «компетентность» и «компетенция». Это связано, с одной стороны, со следованием тенденциям мировой образовательной практики (следствие глобализации и открытости). С другой стороны, с пониманием ложности пути изменения образовательной практики, единственно на основе совершенствования способов подачи знаний, умений и навыков, и, с третьей, с пониманием необходимости ориентации образования на готовность обучающегося к активной самостоятельной и совместной деятельности.
Эти понятия используются учеными, педагогами в разных контекстах и интерпретациях, что вызывает различия в понимании и применении, и, следовательно, диктует необходимость уточнения понятий для дальнейшего их использования.
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к обучающимся образовательных учреждений широко применяется термин «профессиональная компетентность». Под «профессиональной компетенцией» подразумевается готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром».
Одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.
С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально— педагогических способностей:
— экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;
— дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;
— научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;
— перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю, воспитателю;
— конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию.
Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания детей. Именно с помощью методов и приемов педагог включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.
Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у детей, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Под воздействием таких педагогов воспитанник испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и воспитания детей становится как бы средством реализации запрограммированных качеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к обучающимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональную компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития ребенка.
Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность и компетенция педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности воспитанников. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.
Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись.
Формирование профессионально-педагогического имиджа как педагогическая проблема УДК: 37.013.42 студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный.
Лист самоанализа педагога в дошкольном учреждении по определению педагогической компетенции Лист самоанализа педагога по определению педагогической компетенции, отражающие специфику работы в дошкольном учреждении за 2015-2016 учебный.
Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Повышение педагогической компетенции родителей воспитывающих ребенка с нарушением речи Полноценное развитие речи ребенка раннего и дошкольного.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога Профессионально-личностное становление и развитие педагога Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации,.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.
Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа » Человек—Человек». По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.
Эссе учителя профессионально-трудового обучения Я, Лаврова Людмила Васильевна, учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) ГК ОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1. Имею.
Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья просмотрена: 35248 раз
Библиографическое описание:
Ломакина, Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии / Г. Р. Ломакина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 24.12.2021).
Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. Однако прежде чем перейти к обсуждению вопроса профессиональной компетентности педагога, попытаемся дать общее определение профессиональной компетентности в целом.
Исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева показывают, что профессионализм, формирование профессиональной личности включает в себя не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и формирование сложных психических систем регуляции социального поведения личности, свойственного представителям данной профессии, накопление профессионального опыта и формирование способности к дальнейшему его углублению и развитию. Данный психологический процесс в чем-то схож с дихотомией языка и речи, определенной Ф.де Соссюром: с одной стороны профессиональная компетентность является формирующимся и развивающимся свойством личности, однако с другой стороны, развитие профессиональной пригодности неизменно сказывается на развитии личности.
По мнению большинства психологов, занимавшихся вопросами профессиональной пригодности и формированием профессиональной компетенции, основы профкомпетенции закладываются с рождением ребенка и определяются нейродинамическими качествами индивида. Между тем они признают доминирующую роль личности и тот факт, что благодаря высокой степени мотивации успехов в той или иной деятельности могут достигнуть даже люди «профессионально непригодные» с точки зрения их комплекции или быстроты нейродинамических реакций (наиболее яркие примеры мы можем видеть в спорте и в балете). Таким образом, в самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы можем понимать профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.
Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетенции. В частности, Ф.Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает, что каждый человек по своим профессиональным способностям пригоден к выполнению только одной профессии [4]. По его мнению, именно правильный выбор профессии лежит в основе гармоничной самореализации и обусловливает исключение внутренних конфликтов между ожиданиями и возможностями человека. Несмотря на то, что в целом, применительно ко всем профессиям, с данным утверждением можно дискутировать, оно кажется весьма верным в отношении выбора профессии педагога. Психологические проблемы, возникающие у студентов старших курсов, впервые проходящих педагогическую практику в школах и у молодых педагогов, приступающих к самостоятельной педагогической деятельности, во многом связаны с несоответствием психологической конституции личности требованиям, предъявляемым к педагогическому работнику. Так, например, анализ анкет студентов, проходящих учебную и педагогическую практику показывает, что они не всегда психологически готовы к необходимости многократного объяснения одного и того же, к проблемам, возникающим с дисциплиной и нахождением общего языка с учащимися и их родителями, к проблемам, связанным с регулярной неготовностью обучаемых к уроку и нежеланием изучать предмет (исследования проведены автором статьи на базе Педагогического института Южного федерального университета в 2009-2012 г.г.).
В.А. Бодровым были проанализированы и обобщены основные положения зарубежных и отечественных теорий профессионального развития. Одним из наиболее существенных и имеющих непосредственное отношение к теме нашего исследования является следующее: «Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических свойств личности требованиям практики. Каждый человек соответствует требований ряду профессий» [3].
Таким образом, профессионализм в самом общем смысле можно определить как совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, а также личностных и нейродинамических качеств личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. По определению Казаковой Н.Е. и Валеевой И.А. профессионал – «это человек, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе» [3]. Одним из ведущих качеств профессионала является, в том числе, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, а также способность к рефлексии. Основы данной стороны профессиональной компетенции теоретически должны закладываться еще в школе – путем формирования у обучаемых умения самооценки, самоанализа и самообразования (именно это, кстати, указывается в новых образовательных стандартах, в частности в ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. В частности, ФГОС НОО предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции) [5].
Каким образом можно определить профессиональную компетентность педагога и как из всего комплекса психологических, педагогических, лингвистических (в нашем случае исследования проблемы формирования учителя-преподавателя иностранных языков) знаний вычленить то, что необходимо объяснить студентам в процессе их обучения в педагогическом вузе.
В современной педагогической науке формирование личности учителя рассматривается как с психологической (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалева, С.Л.Рубинштейн и др.), так и личностной (В.А.Сластенин, С.Н.Архангельский, Л.Ф.Спирин) точки зрения. Существует множество исследований, посвященных формированию различных аспектов профессиональной компетентности педагога и обучению различным видам педагогической деятельности: организации внеклассной работы, работы с родителями, воспитательной работы, формирование и развитие дидактических навыков и умений учителя, способностей использования элементов психоанализа и т.п. Однако большинство исследователей рассматривает лишь один или несколько аспектов педагогический деятельности, а, следовательно, уделяет внимание формированию того или иного качества, являющегося частью профессиональной компетентности.
Первоначально термины компетентность и компетенция использовались в педагогике только применительно к изучению иностранного языка и способностью выражать свои мысли средствами данного языка. Впервые термин «компетенция» был использован преподавателем Массачусетского университета (Соединенные Штаты Америки) Н.Хомским в 1965 году. Под компетенцией он понимал «знание языка говорящим», отличая ее от «употребления языка». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью индивида использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения. То есть, он перенес на педагогику различие между языком и речью, определенное Ф. де Соссюром, положив, таким образом, фундамент для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам, основной целью которого является формирование у учащихся способности осуществлять акт коммуникации, используя доступные им знания о системе языка.
В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии? «Компетентность» определяется И.А.Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности. Применительно к осуществлению процесса преподавания иностранных языков под компетенцией мы предлагаем понимать совокупность теоретических знаний, необходимых педагогу для осуществления своей профессиональной деятельности, а под термином компетентность – способность практически использовать полученные знания в ходе реализации педагогического процесса.
Понятие «профессиональной компетенции» учителя рассматривается в настоящее время с точки зрения гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности учащегося. Одним из основных элементов образования, с точки зрения гуманистов, являются субъект-субъектные отношения, предполагающие, в отличие от многовековой практики, установившейся в методике обучения различным дисциплинам, равновеликую важность ролей учителя и ученика в педагогическом процессе. Главной «ловушкой» в данном случае является четкое различение понятий «равновеликая важность» и «равенство». Одинаковая активность сторон образовательного процесса вовсе не обозначает их равенства в плане социальном и психологическом. Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень тонко выдержать грань между сотрудничеством и панибратством и, увлекшись идеями максимально гармоничного самостоятельного развития личности, не упустить из виду тот факт, что любое педагогическое сотрудничество предполагает наличие ведущего и ведомого, главная же задача учителя – реализация роли ведущего, даже в ситуациях, предполагающих иллюзию равенства ролей учителя и обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность – это то, чему можно научиться (во время учебы или на практике), то есть в случае нашего исследования – это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы с обучаемыми той или иной возрастной группы; между тем, как компетенция – это наличие врожденных или благоприобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с аудиторией того или иного возраста (каждый учитель, как правило, предпочитает свою возрастную категорию, т.е. аудиторию того возраста, с которым ему работать наиболее комфортно), способность к изучению иностранных языков, терпение, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д. Какие-то из этих качеств, несомненно, можно воспитать в себе, однако опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства.
Литература:
Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. – м.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. – М., Просвещение, 2010. – 52 с.
«Педагогическая компетентность». Заседание «Школы молодого педагога»
Педагогическая компетентность.
Школа молодого воспитателя
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовить обучаться в течение всей жизни. Все
Эти качества формируются с детства.
Главные задачи современных образовательных организаций – раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание порядочности и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Новая школа – это школа для всех. Обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности детей, по-разному организованно обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития детей, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные, восприимчивые к интересам детей, открытые ко всему новому педагоги.
Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа – это современная инфраструктура. Столовая с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологическим учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными и интерактивными учебными пособиями, условия для занятий спортом и творчеством.
Облик современной модели образования до 2022 года.
Ключевые общесистемные изменения.
1. В системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм.
2. изменения коснутся принципов управления в системе образования (общественность участвует в управлении и контроле качества образования (наблюдательность, попечительские и управляющие советы).
3. Российская система образования будет интенсивно взаимодействовать с глобальной сферой образования (регулярное участие в международных самостоятельных исследованиях, активный поиск4 и использование лучших международных разработок).
4. доступ к образовательным ресурсам (общедоступные национальные библиотеки цифровых образовательных ресурсов).
5. в 2010-2020 г. В системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения (повышение конкурентоспособности квалифицированного педагога, приток в сферу образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников).
Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
Коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Л. А. Петровская).
В словаре по педагогике:
Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Коммуникативной компетенцией подразумевается умение достигать в общении целей, способность в нужный момент произносить нужные слова или не произносить ненужных. (С. Н. Лютовой).
Понятие коммуникативной компетенции характеризует способность правильно ориентироваться в межличностном общении и относительно свободно участвовать в нём. Достигается она благодаря лингвистическим знаниям, а также пониманием традиций, обычаев, нравов общества; коммуникативная компетентность отражает уровень мастерства человека в межличностном общении, опирается прежде всего на психологические знания о себе и других, а также выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений.
Современный период развития дошкольного образования предъявляет особые требования к качеству предоставления образовательных услуг, для обеспечения которых необходим соответствующий уровень коммуникативной компетентности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии развернулись поиски, направленные на исследование проблемы развития компетентности как свойства личности, формирование компетенции специалиста-профессионала.
Под профессионализмом понимается высокое качество по приобретению специальности, позволяющее быть конкурентноспособным.
Профессионализм обеспечивает высокую мобильность, способность оперативно осваивать новшества, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы, самостоятельно принимать решения и обеспечивать регуляцию поведения.
В «Стратегии модернизации российского образования» указывается, что компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Термин компетентность означает:
• совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций.
• Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа.
• Компетенция социальная – социальные навыки (обязанности, позволяющие личности адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Компетентность является, с одной стороны, круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой – знание, опыт, умения самого должностного лица, т. е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий.
Компетентность – характеристика субъекта профессиональной деятельности. Она чаще всего рассматривается учёными в рамках конкретной профессиональной деятельности, которая выполняется качественно, эффективно, образцово, компетентно. Это позволяет трактовать компетентность как фактор, который содействует непрерывному самообразованию специалиста.
Понятие «компетентность» соответствует новой парадигме профессионального образования, которая формулируется как «образование в течение всей жизни».
Это понятие включено в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».
А. В. Хуторский включает следующие группы компетенции:
* ценностно-смысловые – связанные с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; механизм самоопределения человека в ситуациях деятельности.
* общекультурные – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, владение эффективными способами свободного времени.
* информационные – навыки деятельности в образовательных областях, в окружающем мире, владение современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
* коммуникативные – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
* социально-трудовые – выполнение роли гражданина, наблюдателя, изобретателя, представителя, члена семьи, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствие с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Представить коммуникативную компетентностьвоспитателей в ДОУ можно следующим образом:
• умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление.
• Умение представить своё дошкольное образовательное учреждение, страну в ситуациях межкультурного общения, диалоге культур, использовать для этого знание иностранного языка.
• Владение способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, умение выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести диалог.
• Владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтении, письмо, лингвистической и языковой компетенции.
• Владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы.
• Наличие позитивных навыков общения в поликультурном обществе, на основе исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Условия развития коммуникативной компетентности сотрудников ДОУ можно рассматривать как процесс развития профессионального опыта и оценки профессиональных достижений на основе последовательного освоения новых компетенций.
Профессиональная компетентность современного педагога ДЩОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов.На сегодняшний день перед воспитателями стоят следующие задачи:
• переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;
• передача дошкольникам необходимой для успешного развития информации;
• обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений;
• формирование умения ставить задачи и находить способы их решения, т. е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия мира ребёнком. Компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий, исходя из задач воспитания и развития ребёнка.
Качество образовательного процесса предполагает высокую профессиональную компетентность, в том числе и коммуникативную.
Основой развития коммуникативной компетентности в ДОУ могут быть его внешняя и внутренняя среда.
Внутренняя образовательная среда ДОУ – это система влияний и условий формирования личности и возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
Коммуникативную компетентностьможно рассматривать в двух аспектах:
• как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте
• как способность эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Коммуникативную компетентность нельзя считать замкнутым индивидуальным опытом. Она возрастает по мере освоения личностью культурных, социально-нравственных эталонов и закономерностей социальной жизни в её развитии.
Игра «Поменяйтесь местами»
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание доверительной обстановки, формирование чувства сплочённости группы.
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами.Вопросы необходимо подбирать по принципу: весёлые, проблемные, чередовать их между собой.
• у кого подавленное настроение
• у кого короткая стрижка
• кто любит украшения
• кто испытывает трудности в планировании своей деятельности
• кто не знает, как составлять конспекты занятий
• кто иногда опаздывает на работу
• у кого ничего не болит
• кто не знает, как общаться с родителями
• кто любит играть роли
• кто жалеет, что выбрал профессию педагога
• кто любит отдыхать на море
перед педагогами разложены шесть шляп (красного, чёрного, жёлтого, зелёного, белого и синего цвета).
Ведущий объясняет, что метод шести шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чём-либо подумать зачастую вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод шляп, широта нашего восприятия быстро увеличивается.Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления:
Красная – эмоции, интуиция, чувства человека. когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только их обозначает,проговаривает: «Какие у меня по этому поводу возникли чувства».
Чёрная – критика, недоверие,осторожность: «Какие препятствия могут быть на пути? В чём недостатки? Срабатывает ли это?»
Желтая – поиск положительных сторон,преимуществ: «Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?»
Зелёная – различные новые идеи, предложения,творчество: «Какие альтернативы данному решению? Данной ситуации? Что ещё можно сделать?»
Синяя –организация мышления : «Что мы достигли? Что с этим мы будем делать дальше?»
Ведущий предлагает участникам высказывать своё мнение о работе над мыслительной картой, уделяя внимание разным аспектам мышления в зависимости от цвета шляпы.
Начинается работа с красной шляпы. Примерные вопросы для эффективного вхождения в роль в той или иной шляпе.
1. сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа. Какие чувства вы испытываете сейчас?
2. каковы ваши мысли в жёлтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в данной работе?
3. мы выслушали положительные стороны. Теперь переключимся с жёлтой шляпы на чёрную. Какие могут возникнуть неприятности, если поступить таким образом? Что может не получиться, если мы попытаемся воплотить эту идею?
4. находясь в чёрной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь перейдём к зелёной шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблему?
5. какие факты нам известны? Что мы об этом знаем? Наденем белые шляпы.
6.я хотела бы надеть синюю шляпу и спросить : «Можем ли мы прийти к выводу?».
Тест «Какой я воспитатель».
1. Довольна ли я собой?
2. способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позиции другого?
3. легко ли я принимаю критику, необходимую для моего профессионального роста?
4. могу ли я взглянуть на себя глазами моих воспитанников?
5. интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела, обязанности?
6. ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер образовательной деятельности и заданий, если не вижу у воспитанников ожидаемых результатов и реакций?
7. пробуждает ли мой стиль воспитания интерес дошкольников к обучению?
8. знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?
9. считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?
Скорее да, чем нет – 3
Скорее нет, чем да – 7
В остальных случаях:
Скорее да, чем нет – 7
Скорее нет, чем да 3
100-75 очков –вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребёнка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным для воспитанников.
75-55 очков – такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребёнка, стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.
Ниже 55 очков – многое в профессиональной деятельности воспитателя вы понимаете и не совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты работы и вашу удовлетворённость.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
* применять информацию для решения проблем.
* эффективно сотрудничать с другими людьми
* ответственно относиться к здоровью
* полноценно использовать личностные ресурсы
* конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.
Что должен уметь компетентный педагог.
1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
2. ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.
3. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.
4. проявлять уважение к своим ученикам, у их суждениям и вопросам.
5. чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
6. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.
7. закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.
8. планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
9. ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.
10. в совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».
11. привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат.
12. привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
13. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
14. оценивать не только предметные достижения, но и развитие личных качеств.
15. видеть проблемы не только в знаниях, но и готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать:
1. стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к постоянным переменам.
2. строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
3. его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников. Поэтому их родители – самые верные союзники учителя.
4. любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью и это представление можно передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
1. по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
2. передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.
3. представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций.
Важнейшие базовые компетенции:
• методологическая – готовность использовать различные методы деятельности
• технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов
• менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер
• предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер.
Внешние ресурсы –это знания, умения и навыки.
Внутренние ресурсы – это всё то,что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:
Информационные – справочники, энциклопедии, Интернет.
Человеческие – специалисты в необходимых областях.
Финансовые, материально-технические, технологические и др.
Педагог должен уметь управлять этими ресурсами целенаправленно и последовательно и в нужный момент мобилизировать все свои ресурсы – запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.
Профессиональные и личностные качества педагога.
1. формирование профессиональной компетентности педагога.
2. умение педагога самому ставить и решать творческие и исследовательские задачи.
3. умение решать профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
4. непрерывно овладевать технологиями обучения, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, которые нужно адаптировать к своей предметной области, а главное, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям.
По признаку доминирования профессиональных и личностных качеств педагог должен быть профессионально компетентной, интеллигентной, духовной, конкурентноспособной на рынке образовательных услуг личностью.
Педагогическая культура понимается как система знаний, умений, ценностных ориентаций человека в области науки, искусства, религиозных убеждений, обычаев и традиций, а так же, как активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды, родного языка. Она проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием, и выражает характер и качественный уровень взаимоотношений между обществом, природой и человеком.
Формирование культуры человека способствует развитию у него гуманистических установок, что позволяет говорить о ярко выраженной гуманистической ориентации науки.
Гуманистический подход в развитии педагогической культуры подкрепляется концепцией устойчивого развития мирового общества.
Профессиональная компетентностьопределяется как качественная характеристика степени овладения личностью своей профессиональной деятельностью и предполагает:
1. осознание своих побуждений к данной деятельности потребностей и интересов, стремлений и ценностных ориентаций, мотивов деятельности, представлений о своих социальных ролях.
2.оценку своих личностных качеств как специалиста: профессиональных знаний, умений и навыков.
3. регулирование на этой основе своего профессионального становления.
Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.
Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.