Что такое педагогическая концепция

Педагогическая концепция

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция»

Что такое концепция?
Заглянем в словарь Даля:

Концепция – это способ понимания, соображения и выводы.

Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями ( у ребенка – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.

Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.

Моя задача в начале вселить уверенность в ребенка, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравиться самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям.

В какой-то момент наступает третий этап, ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят с моей стороны, со стороны учителя. Я должен каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно. В каждой школе учатся такие дети: умные, жаждущие знаний, если ниша окажется пустой, то она быстро заполнится и трудно будет вернуть ребенка к книге, к мысли. В середине сложности лежит возможность. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг.

Воспитать личность может только личность. Но мне мало просто посещать конференции и семинары, я стараюсь лично познакомиться с такими людьми, а общаясь с ними, я понимаю и ощущаю физически как я люблю свою профессию, как я люблю быть учителем.

Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Моя основная технология – это

создание творческих проектов и педагогика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Проект – это отличная подготовка школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Умения, которые приобретают дети, служат им добрую службу. Они учатся:

добиваться продвижения в работе и использовать в ней методы и правила «рефлективной практики»

открыто высказывать свои идеи и мнения, делать эту работу достоянием публичности

развивать навыки лидера

делать презентации, выступать на конференциях,

знать, что их идеи могут воплотиться в жизнеспособные проекты

быть уверенными в себе и формировать самоуважение

иметь свой голос и слышать другого.

Кто-то может возразить, что на такие технологии нет времени, но я не согласна. Здесь важно понимать, что знание лучше запомниться и больше цениться, если оно создается на основе уважения, поощрения и самоуважения. На открытом уроке я ставлю задачу знакомства новых учеников с проектной деятельностью. Но кто был у меня на уроках в прошлом году, я уверена, смогли убедиться какие у меня замечательные ученики, и какие они могут создавать проекты, доказывать свои точки зрения, грамотно общаться как со сверстниками, так и совзрослыми людьми.

ТРИЗ – отличная педагогика, которая ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. На каких принципах основывается педагогическая техника ТРИЗ:

1. Принцип свободы выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор

2. Принцип открытости. Не только давать знания – но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, использовать в изучении открытые задачи

3. Принцип деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» Жаль, что это сказала не я, а академик Минц.

4. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи

5. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения

Приемы педагогической техники –это сеть. Они поддерживают друг друга, складываются в нечто целое, в систему.

У каждого учителя есть своя дидактика. А я мечтаю об идеальной дидактике. Что это такое?

И в конце своего выступления, я бы хотела поделиться с вами девизом каждого учителя и ученика, с которого как с «Отче наш» должен начинаться каждый день ребенка и взрослого. Вся наша жизнь строится на модальных глаголах: мочь, хотеть, долженствовать…

Источник

Современная педагогика требует новых уникальных и унифицированных подходов. Классические методы, которые предлагал еще Коменский, уже неэффективны. Это начали понимать ученые сначала 20 столетия. И тут вырисовывается новый вопрос: куда двигаться дальше и как учить детей по новой? Об этом рассказывают новые концепции, которые ориентированы на гуманный подход к детям, то есть теперь максимальное внимание отводится тому, чтобы максимально заинтересовать ребенка, и центром урока теперь является не учебник и не учитель, а сам ученик.

Суть педагогической концепции

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Педагогическая концепция — это специальный методический прием учителя, где он несет собственные идеи, а также формирует цели, которые способствуют улучшению образования детей. Благодаря правильным выводам учителя и способам донесения информации, формируются физически и морально здоровые личности, которые очень важны для нашей страны.

Учитель должен наставить детей на верный путь и рассказывать как стать сильными личностями, приводя примеры из своей жизни, либо из жизни других людей. Он должен внушить подрастающему поколению, что они не должны бояться трудностей и всегда брать на себя ответственность на пути к цели. Именно тогда каждый воспитанник почувствует, что он является важным членом общества.

Общие положения

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция Вам будет интересно: Генерал Захаров Георгий Федорович: биография, военная служба, память

Общие положения играют ключевую роль, поскольку здесь рассматриваются важные аспекты педагогического процесса. Они помогают систематизировать межпредметные знания и систематизировать их вместе с методологическими приемами. Правильно определив объекты педагогической деятельности, можно понять специфику работы учителя на уроке, и насколько успешно он справляется с собственноручно разработанным алгоритмом.

Ключевые понятия и термины

В этом разделе требуется упорядочить все термины, которые должны между собой быть взаимосвязанными. Благодаря установлению связей между терминами, появляется однозначная трактовка, а логическая стройность усиливает доказательную базу. В целом, этот раздел направлен на то, чтобы максимально четко связать термины между собой.

Структура концепции в педагогике

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Точной и однозначной трактовки концепции до сих пор не существует. Несмотря на это, некоторым экспертам удалось выработать наиболее точную формулировку данного термина: «Педагогическая концепция — это совокупность научных знаний об исследуемом объекте, которые оформлены специальным образом». В данном случае, на бумагу записывается информация, которая была получена в ходе педагогической деятельности.

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция Вам будет интересно: Произведение массы на ускорение. Второй закон Ньютона и его формулировки. Пример задачи

Чтобы результаты были объективными, для этого нужно выделить ряд требований к исследованию:

Функциональное назначение концептуального подхода

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Структура современного образования опирается на то, что важным является исследование феномена педагога, как воспитателя и организатора в структуре деятельности учебного заведения. Исходя из этого, педагогические принципы должны опираться на важные моменты, которые способствуют превращению теоретических педагогических знаний в практические навыки. Потому учитель должен уметь:

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

В концепциях педагогической деятельности цель играет ведущую роль. Цель формируется для того, чтобы обеспечить эффективное изучение определенного процесса или явления. Чтобы успешно реализовать цель и успешно воплотить цель в жизнь, необходимо разработать систему подцелей. Система подцелей выглядит следующим образом:

В итоге общая цель может быть представлена через обеспечение:

Границы применимости

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

К этим границам стоит отнести:

Теоретико-методологические подходы

Эти подходы являются важнейшими педагогическими принципами. Они помогают решить ряд важных проблем в сфере образования, которые включают:

Обычно в качестве теоретико-методологических обоснований исследований выступает совокупность методологических подходов, которые предназначены для исследования качественно различных объектов.

Основные современные педагогические концепции

Сейчас все современные педагоги ищут новые подходы к обучению. Потому каждая педагогическая теория в разных странах имеет две ключевые функциональные особенности. Первая заключается в том, чтобы получить эмпирические данные и теоретическую информацию, которая поможет повысить уровень образования в разных странах, а вторая направлена на то, чтобы при изучении опыта в сфере образования в разных странах, решить проблемы с образованием в своей стране. К сожалению, применение заимствованного опыта, который помог повысить уровень образования в одной стране, может еще ухудшить ситуацию в другой.

Потому опытные отечественные педагоги сомневаются, что зарубежный опыт позволит избавиться от проблем, и относятся скептически к внедрению западных технологий.

Еще Константин Ушинский говорил, что каждый народ имеет свою систему воспитания, потому не стоит одному народу внедрять педагогические технологии другого народа.

Бихевиоризм

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Эта педагогическая концепция возникла начале 20 столетия. Основоположники утверждали, что личность определяет поведение. К тому же, поклонники бихевиоризма заменили термин предмет психологии на слово “реакция” (то есть считали, что поведение и активность человека, является простой реакцией или рефлексом).

Но позже теорию бихевиоризма начал развивать Скиннер, где начинал правильно утверждать, что реакция — последствия поступка человека в определенных ситуациях.

Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. В цивилизованном обществе учение Скиннера подверглось масштабной критике, ведь многие утверждали, что это порождает грубое манипулирование личностью.

Но появился Дьюи и внедрил в систему образования теорию педоцентризма, где взрослые помогали адаптироваться детям в сложных ситуациях с помощью простых и развивающих упражнений. Сам Дьюи критиковал традиционную школу. Он утверждал, что не учитель и не учебник является центром учебного процесса, а сам ребенок. Это стало прорывом в педагогике.

Также новые технологии в образовании внедрил Роджерс, который определил важные принципы, стимулирующие поддержку ребенка:

Также, исходя из учений Роджерса, можно сделать следующие выводы о правилах педагогического общения:

Неопозитивизм и экзистенциализм

Что такое педагогическая концепция. Смотреть фото Что такое педагогическая концепция. Смотреть картинку Что такое педагогическая концепция. Картинка про Что такое педагогическая концепция. Фото Что такое педагогическая концепция

Педагогика неопозитивизма негативно относится к тем, кто в основе воспитания важную роль отводит ложной идеологии, цели и задачи которой способствуют деградации среди подрастающего поколения. Тем самым выступая против того, чтобы манипулировали человеком и ущемляли его как личность, ведь он думает не как все. Здесь задача школы заключается в том, чтобы направить человека на интеллектуальное развитие, где он в свободном порядке избирает характер поведения. Этот новый подход решает задачи трудового воспитания.

Источник

Концепция (в педагогике)

Концепция (в педагогике) – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. К. указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов.

В К. особое внимание уделяется принципам, как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий. Гуманистические К. – это не жесткие требования, а предложения, такие же как Еванглие, к-рое, по образному выражению Б. Пастернака, было предложением наивным и несмелым, а не утверждением…: «Когда оно говорило, в царстве Божием нет эллина и иудея, только ли оно хотело сказать, что перед Богом все равны? Нет, но оно говорило: в том сердцем задуманном новом способе существования и новом виде общения, к-рое называется царством Божиим, нет народов, есть личности» (Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Спб, Кристалл-Респекс, 1998. С.134).

В настоящее время наблюдается научно организованный переход от рецептурной к концептуальной педагогике. Ознакомление с новыми педагогическими К. способствует пробуждению концептуального педагогического мышления. Оно отличается от рационально-праг – матического (ремесленно-исполнительского) тем, что направлено на глубинное понимание смысла заложенных в них идей, проникновение в существо предлагаемых принципов реализации научных замыслов.

Современной школе необходим учитель, который не только умеет думать, но и способен мыслить, т.е. порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Если, конечно, речь идет о гуманистической педагогике.

Чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, т.е. человечными, соответствующими его людской, а не механической природе, необходимо изменение режима работы его сознания. Из режима отражения (повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и опыта поведения) оно должно быть переведено в режим творческого производства собственных смыслов и опыта – учения, поведения. Но сознание – это самоорганизуемая система. Оно не терпит насилия и привычных для формирования мыслительных операций воспитывающих и обучающих воздействий традиционной педагогики.

В связи с этим возникает новая для педагогики проблема: проблема понимания учителем необходимости подхода к образованию, как к реально гуманной деятельности (С.В. Кульневич, 2001). Ее основным требованием является изменение ценностных отношений учителя, а не только ученика к сознанию, как носителю нравственных ценностей, являющихся источником и механизмом саморазвития.

Несмотря на происходящие в нашем обществе перемены, учителей, по преимуществу, продолжают снабжать все. теми же жестко-рецептурными рекомендациями. В них многократно употребляются ходовые понятия: личность, самоорганизация, гуманизм, творчество, ценности и т.п., но в очень оригинальной трактовке. Даже беглый анализ показывает, что за гуманистической риторикой скрываются хорошо известные с коммунистических времен средства и методы педагогического воздействия, принуждения и формирования «правильных» взглядов, убеждений и соответствующих им качеств личности. Иногда создается впечатление, что авторы концепций и теорий воспитания свято верят в то, что создаваемые ими «новшества» действительно гуманны.

В одном из пособий вводится понятие «методы педагогического прикосновения». В части обращения к сознанию в качестве таких «прикосновений» называются пример, разъяснение, снятие напряжения, а части обращения к воле и поступку – требование, внушение, упражнение, поощрение и наказание. Вероятно, гуманистический смысл этим методам традиционно прямого воздействия придает то, что внушать, требовать, упражнять и наказывать можно и по гуманному(!).

Такой «научный» способ преобразования понятий имеет военное определение: камуфляж. Иного результата, кроме возвращения к исходной точке, т.е. к педагогике подавления личности, процедура переименования понятий дать не может. В результате кризис педагогического сознания усугубляется все возрастающими тиражами традиционных пособий.

Основные функции учителя как воспитателя, сводятся к планированию, регулированию, стимулированию и контролю лишь за процессом социализации личности. Однако социализация – это процесс, направленный на реализацию только одной из трех человеческих сущностей: «подзабытыми» оказались природная и культурная. Поэтому практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект образовательных процессов» и т.п. понимаются по привычной схеме: только последовательно и систематически, жестко воздействуя на ученика, можно сформировать его как «гуманную» личность.

Происходит это благодаря той педагогической грамоте, к-рой будущие учителя продолжают овладевать в вузах. Отчасти такое качество «научной» грамотности обусловлено терминологической казуистикой, к-рой переполнена учебно-методическая литература последних лет.

Источник

Педагогическая концепция (опыт работы)

Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. За последние года своего развития гимназия стала совсем другой:

• Если это внедрение новых технологий, то на первом месте – личностно-ориентированная педагогика сотрудничества.

• Если это воспитание личности, то личности здоровой, духовной, конкурентоспособной, которая может не только адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, но найти свое место и стать полезным участником преобразований, новообразований, нововведений.

• Если это всеобщая информатизация, то перестройка современного программного и аппаратного обеспечения.

• Если это работа с одаренными, то на уровне I – II курсов институтов.

• Если это современно мыслящий учитель, то он гарант создания таких условий обучения и воспитания, которые позволят каждому ученику перейти от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию.

Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы овладеть этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью. Глубоко был прав Ушинский К.Д., который писал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Каждый из нас при упоминании слова «Учитель», мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность. При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:

• Я как преподаватель

• Я как исследователь

• Я как интеллектуальная личность и человек культуры

I. Я как преподаватель

Образование сейчас – не социальная сфера, к которой ее всегда относили, а «производственная сфера». Она воспроизводит кадры, интеллект. Сегодняшнее образование должно готовить как «человека знания», так и «человека компетентностей». Первые продолжат свое образование в ННГУ, Московском университете или Кембридже и будут способны сделать что-то свое в таких областях, как теория техногенных цивилизаций, геоэкономика, нанотехнологии и т. д. Другие будут способны жить в новом обществе, решать серьезные, предметные, но не столь амбициозные задачи. Поэтому учителю необходимо перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие компетентностей. Чтобы достичь нового качества образования надо уделять серьезное внимание освоению новых технологий, которые позволят результативно внедрять модернизационные идеи. Но при этом из профессионального портфеля учителя нельзя изымать известные, но пока еще не совсем освоенные базовые технологии: проблемного, развивающего, модульного, концентрированного, активного, дифференциального обучения. Информатика, как никакой другой школьный предмет, аккумулирует в себе огромный потенциал знаний, сформированный под воздействием бурно развивающейся компьютерной индустрии. Но изучение разных технологий – не самоцель информатики. Роль ее в другом – развитие, развитие и еще раз развитие ребенка с использованием при этом его естественного интереса к компьютеру. Информатика, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося. В арсенале современных инновационных средств и методов, обеспечивающих внедрение компетентностно-ориентированного образования, особое место занимает технология проектного обучения, которая широко используется мною, как на уроках, так и во внеурочное время. Технология проектного обучения, в основе которой лежит креативность, дает возможность ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, в результате чего формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.

II. Я как воспитатель

Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью учителя-воспитателя является ребенок, его духовно-нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе: я люблю своих воспитанников, забочусь об их здоровье и самочувствии, интересуюсь их успехами и неудачами. Добиться доверия своих учеников, и даже любви очень нелегко, и оно приходит не сразу. При этом все, что требуется от педагога: просто чувствовать и оценивать индивидуально-психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают гностические возможности учителя-воспитателя (анкетирования, тестирования, опросники, индивидуальные беседы). Среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:

• Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по моему мнению, мероприятии (например, интерес к программированию – за счет подборки интересных задач).

• Осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе.

• Ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач (вести активный диалог с учащимися, уметь слушать, быть готовой выслушать, уметь шутить, быть спокойной в критических ситуациях).

• Осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности (не кричи!, при необходимости – извинись).

• Выполнять функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность ученика: семьи, школы, улицы, друзей. Уметь вовремя прийти на помощь ученику.

• Уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность (на год, на неделю, на день).

Сегодня, в условиях современных модернизационных процессов в образовании, нам, учителям, следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Они должны строиться на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества. Но пока эти партнерские отношения не приняли устойчивого характера во взаимоотношениях педагогов и родителей, нам, педагогам, следует учиться новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка. А еще, хотелось бы сказать следующее. Только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творчески саморазвивающийся учитель может стать образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть тем учителем, которого ждут от нас наши ученики.

III. Я как методист

В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем-методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим. Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе. Основными направлениями моей деятельности как учителя-методиста стали:

• Непрерывное повышение профессионализма и мастерства:

1. Проведение «открытых уроков». «Открытый урок» это очень ответственная, требующая много сил и энергии форма обмена педагогическим опытом, но она же является одной их самых действенных форм для последующего анализа, дискуссий, оценки достоинств и недостатков деятельности учителя.

2. Самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Целенаправленная работа по внедрению новых информационных технологий среди учителей:

1. Оказание помощи учителям по подготовке и проведению уроков с применением новых информационных технологий.

• Оснащение кабинета информатики не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.

3. Участия в научно-практических конференциях и семинарах.

IV. Я как исследователь

Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя-исследователя. Для учителя-исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений, среди которых, прежде всего, следует выделить диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдений, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся. Мне, как учителю-исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.

Не менее важно для учителя-исследователя в гимназии или за пределами ее найти себе единомышленников. У нас в гимназии идеальный вариант: создано научно-исследовательское общество учащихся, в котором ученики под руководством учителей-исследователей ведут большую исследовательскую работу, добиваясь хороших результатов на городских и областных конкурсах.

V. Я как интеллектуальная личность и человек культуры

Труд учителя сложен и многогранен. Работая с детьми, нужно постоянно быть готовым к любым неожиданностям. Постараться выйти достойно из любой, даже самой щекотливой ситуации, учителю помогает, в первую очередь, высокая эрудиция, знания педагогики и психологии поведения детей, А часто учителя спасает обыкновенное чувство юмора, если, конечно, оно у него есть. Чувство юмора помогает учителю нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе. Недаром говорят, что весёлый педагог обучает лучше угрюмого. Если в арсенале педагога есть шутки, прибаутки, пословицы, удачные афоризмы, дружеские подковырки, то это позволяет ему создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляя учащихся посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Шутки на уроке помогают снять стресс, расслабиться и тем самым лучше усвоить материал. При этом, однако, следует строго следить за наличием педагогического такта, соблюдать чувство меры в общении с учащимися. Часто задумываюсь, почему мне нравится профессия учителя. Сознание необходимости профессии для общества? Может, дело в уважении или самоуважении, которое предполагает наша профессия? Или в возможности постоянно развиваться, учиться чему-то новому вместе с детьми? Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Не бывает одинаковых уроков – один непохож на другой. Как не бывает похожих детей – у каждого свой мир, свой характер. Ребёнок больше всего радуется сам, открывая мир, который мы принимаем, как нечто само собой разумеющееся. Современные дети – это новое поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей. И, может быть, работая с такими детьми, я люблю чувствовать себя военачальником, который разрабатывает свою стратегию урока, стратегию воспитания. Наша гимназия – неисчерпаемый кладезь возможностей проявить себя…

Каждому из нас в жизни встретился хотя бы один Учитель, которого мы никогда не забудем, Учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в них до самого конца. Таким учителем пытаюсь стать и я. Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *