Что такое педагогическая мастерская
Выступление на МО на тему: «Что такое педагогическая мастерская»
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой. На пути к истине воспитанник оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов — последователей теории познания Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.
Принципы и правила ведения мастерской
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.
Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Для облегчения понимания процесса организации и ведения мастерской необходимо пояснить некоторые термины и понятия, которыми мы будем в дальнейшем пользоваться.
Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном занятии воспитанник приводится воспитателем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
«Разрыв» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т. п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.
Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей). »
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной. »), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте Это особенно важно в аудитории взрослых участников мастерской, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со стереотипами предыдущих представлений. И для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.
Творческий процесс В мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция (см. Алгоритм) выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. Рефлексия)
Петербургские педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
— целей и способов деятельности;
— временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми. Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам андрогогики — науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.
В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент: например, предлагается представить себя в роли воспитанника, родителя, директора и т. п.
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.
Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.
Алгоритм — «точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа» (см. словарное определение). Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.
Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
«Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).
По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные (от одного занятия до нескольких) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев. Такова мастерская на годичных курсах в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства или в работе проблемных групп на базе отдельных школ.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Закончим теоретические выкладки словами поэта:
Технология «Педагогическая мастерская»: понятие, основные функции, характеристика проведения и анализ эффективности
Считается, что технология «Педагогическая мастерская» — это действительно перспективная форма организации учебного процесса. По крайней мере, каждому преподавателю нужно знать, что это такое и на каких уроках можно использовать элементы творческой мастерской. Хотя, конечно же, чтобы технология была результативной, необходимо все этапы организации выполнить полностью. Только тогда творческая мастерская состоится полностью.
Кем была разработана технология педагогических мастерских?
История возникновения
Вам будет интересно: Какие существуют окончания писем на английском?
Технология «Педагогическая мастерская» — это новейшая разработка, которая повышает мотивацию к изучению таких интересных уроков, как русский язык и литература.
Стоит еще раз напомнить о том, что этот метод считается действительно инновационным. Технология «Педагогическая мастерская» применялась уже в конце XX века, а ее разработчиками была группа молодых французских педагогов, которые предложили сделать нечто, не похожее на урок, семинар или практикум. Идея была в том, чтобы изменить не только форму, но и содержание.
Эта группа именовалась «Новое образование», и именно ее участники предложили технологию «Педагогическая мастерская». Ее суть заключается в том, чтобы сделать урок занимательным, любопытным, но в то же время продуктивным и результативным.
Внедрение новых технологий
Итак, в конце XX века появляется абсолютно новый тип урока, который основан на гуманистической философии. Те, кто любит смотреть фильмы об образовании, которые были сняты в Англии, Франции или Америке, наверняка замечали, как необычно проходят иногда занятия в их колледжах и других учебных заведениях. Эта конструкция не похожа на нашу форму образования, когда мы в одно и то же время, по одному и тому же расписанию и с тем же количеством детей проводим занятия по какой-то определенной теме.
Иногда такие сцены в фильмах настораживают учителей. Хотя, если внимательно прочитать требования к современному педагогу, то можно найти одну удивительную вещь. Кроме того, что преподаватель должен уметь моделировать аудиторию, проводить мотивацию и так далее, он еще должен открывать различные инновации. То есть вносить что-то новое в привычные уроки. Педагогическая мастерская как раз и открыта ко всем нововведениям и новшествам. Такая методика очень пластична, поэтому она готова внедрять в себя что-то новое в учебно-воспитательном процессе, только если это действительно те инновации, которые дают хороший результат.
Педагогическая мастерская
Вам будет интересно: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени Столыпина
Конечно, такая форма занятий одним учителям может нравиться, а другие скажут, что это слишком сложно. И это действительно правда, для реализации технологии педагогических мастерских на уроках русского языка потребуется большая работа. К одному занятию нужно готовиться действительно серьезно. Но, с точки зрения лингводидактики, технология педагогических мастерских на уроках русского языка признана наиболее продуктивной формой организации учебного процесса. И именно на них лучше всего развивается предметная компетенция учащихся.
Возможно, в различных учебных заведениях есть еще собственные технологии, но все же знание еще одной формулы точно не повредит, а только лишь поможет.
Жанры проведения занятий
Наверное, каждый преподаватель знает, что для реализации технологии педагогических мастерских на уроках литературы и русского языка используют различные стили. Это и построения знаний, и создание творческого письма, и определение ценностных ориентаций и так далее. В целом такая форма организации учебного процесса создана в большей степени для самопознания.
Конечно же, те учителя, которые работают уже много лет, скажут, что такие параметры очень похожи на различные другие технологии, например, на урок развития речи. Да, это так и есть, но все же содержание несколько иное.
Ценностные ориентация
Как и в любой другой форме, технология педагогических мастерских на уроках литературы в первую очередь несет воспитательную цель. И, конечно же, общечеловеческие ценности должны быть в центре внимания. Но все же в этом пункте также есть различия. Несмотря на то что технология является смешанным типом, она отличается от других форм проведения занятий.
Вам будет интересно: Правильная шестиугольная пирамида. Формулы объема и площади поверхности. Решение геометрической задачи
И для того, чтобы это понять, нужно знать этот творческий метод.
Различные виды мастерских
Первый, самый известный тип — это урок открытия новых знаний, здесь все строится на объяснении информации. То есть в данной модели все вертится вокруг совместной деятельности ученика и учителя. При этом педагог — это партнер. То есть он появляется только тогда, когда нужен своему ученику, потому что он мастер и ведет своего подопечного к тому результату, который они выработались совместно. То есть окончание процесса будет не таким, каким видит его учитель, а только таким, каким они создали его вместе.
Второй тип. Позитивная творческая технология
Здесь стоит отметить, что, во-первых, мастерская — это общение. И, как утверждают лингводидакты, это даже в большей степени урок, чем можно представить. То есть происходит общение ученика с учителем, школьника со школьником. И при всем этом присутствует какая-то жизненная ситуация. Конечно же, условием удачного проведение урока по технологии педагогических мастерских является следование ее законам.
Правила проведения занятий
Для того чтобы творческая мастерская состоялась, стоит обратить внимание еще на один акцент. Во время урока необходимо обращать внимание на состояние разговора, то есть следить за мыслями, которые рождаются во время диалога. А также на общение учащихся, здесь важен именно творческий аспект. И, конечно же, необходимо обращать внимание на сам процесс обучения.
Это как раз три кита, которые необходимы для того, чтобы урок состоялся. Они были выделены теми, кем была разработана технология педагогических мастерских.
Характеристика
По уровню применения: локальная + частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся.
По типу управления: система малых групп + репетитор.
По организационным формам: альтернативная.
По подходу к ребенку: свободного воспитания.
По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: система продвинутого образования.
Для некоторых учителей это список покажется довольно-таки знакомым. Это потому, что все характеристики технологии педагогической мастерской необходимо выполнять на любых уроках. И сейчас должна быть сделана адекватная самооценка. Учитель является большим молодцом, если использует на одном уроке и индивидуальные, и парную, и групповую работу разного вида.
Идеальным является, если во время учебного процесса возникает сотрудничество между школьником и мастером, когда педагог — это партнер, который помогает учащимся достичь определенной цели.
Дидактический материал
Творческая мастерская — это большая подготовительная работа. Потому что для одного занятия нужен большой дидактический материал. Это и визуальный ряд, и какие-то мультимедийные обеспечения, и аудиозаписи, возможно, даже какие-то репродукции. Если речь идет о, например, технологии педагогических мастерских на уроках английского языка, то могут потребоваться словари или какие-то особые формулы для составления текстов. И также потребуются какие-то раздаточные материалы для групповой, парной и индивидуальной работы.
Конечно же, все сложно подготовить, поэтому многие говорят, что ежедневно проводить такие творческие мастерские просто невозможно.
Вам будет интересно: Топ-10 самых правильных переводчиков
Именно поэтому данный способ проведения урока можно назвать межпредметным. То есть таким учебным занятием, который объединяет знания по разным урокам.
Сложные моменты
Технология мастерских в социально-педагогической работе предполагает отказ от балльной системы. Конечно, оценка как таковая остается, но меняется формат проверки знаний. В этом и есть первая сложность для учителя.
Во-первых, это происходит потому, что ученики все также хотят получить оценку и работают ради нее. Поэтому нужно перестроить данную политику. Такое изменение необходимо потому, что ребенок, который не боится получить неудовлетворительную оценку или низкую для себя, будет разговаривать намного смелей, даже если его ответ окажется не совсем точным.
Поэтому, если учитель дает только вербального оценку, ученик будет смелее давать ответы в следующий раз, и это, конечно же, большой плюс.
Приоритет процесса над результатом
Конечно же, каждый учитель хочет получать хороший результат и преподавать высокого качества знания. Но сущность и особенность использования технологий педагогических мастерских заключается именно в самом процессе. Если он уже состоялся, то неважно, что кто-то будет ошибаться. Смысл в том, что он участвовал активно в работе, отвечал и даже пытался дать правильный ответ. То есть ученик стал соавтором вот этой мастерской, к которой и стремился учитель.
Именно погружение участника в сам процесс и есть главная цель, и неважно, будет это реализация технологии педагогической мастерской на уроках немецкого языка или, например, литературы.
Самостоятельность ученика
Творческая мастерская живет по своим определенным законам, поэтому, конечно же, ученик должен действовать автономно. И здесь стоит вспомнить важную характеристику современного школьника. Это, конечно же, самостоятельность. То есть хороший ученик не подсказывает и не списывает. Вот в этом и заключается очередная трудность.
Учителю очень сложно избавить ученика от того, чтобы он не подсказывал другому, на самом деле это плохое качество. Такое действие лишает ребенка возможности узнать новую информацию самому. Также сложность заключается в списывании, потому что это, опять-таки, приводит к тому, что ученик не будет знать материал.
Рефлексия
Самостоятельная диагностика эффективности технологии педагогических мастерских — это отражение того, что ученик узнал. Он обязательно должен говорить, что он понимает, чувствует и думает по поводу пройденной темы. Творческая мастерская всегда должно оканчиваться обратной связью.
Различие учеников в классе
В каждой школе существуют социальные гетерогенные группы. И они должны уметь сосуществовать вместе, а учителю необходимо помочь однородному сосуществованию в классе. Это разноуровневая планка активных умений, различные показатели речи и чтения, умение работать в группе, составлять диалоги и так далее. Для достижения этих целей отлично подойдет творческая мастерская как педагогическая технология.
Конечно же, лозунг такой формы обучения — все способны. То есть абсолютно каждый ученик может выполнить задание учителя. Все могут ответить на вопросы, работать в паре и в группе и так далее. А если у кого-то есть затруднения, значит, учитель должен подсказать и научить. Для этого и введено только позитивное вербальное оценивание.
Если ученик или группа дали неверный ответ, то, можно сказать:
Таким образом, после того как ученики придут к верному ответу, нужно разобрать все предыдущие варианты и совместными усилиями понять, что именно было неверно.
Сама хитрость реализации технологии педагогической мастерской на уроках истории, литературы или иностранного языка в том, что учитель не подводит к тому, что хочет только он. Все участники образовательного процесса с помощью совместных усилий находят ответ. Таким образом, все, о чем они говорили, содержит их собственные мысли и частички души, опыта и так далее. Это и есть еще одна особенность технологии педагогических мастерских в инклюзивном образовании.
Развитие культурной личности
Конечно же, сочетание учения и творчества — это то, что дает хороший результат во время проведения технологии педагогической мастерской в современном образовании.
Представитель группы французских педагогов «Новое образование» Мишель Дюк Гониназ настаивал на том, что именно в такой форме дети лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, образно и в нетривиально форме выражать свои мысли.
Вот это, наверно и есть та мотивация, которая позволит ученикам с радостью идти на урок. Они будут ждать того, чтобы была именно творческая мастерская. Конечно же, необязательно проводить занятия только в такой форме, могут быть и стандартные уроки. Такой тип неплох. Хотя многие и говорят, что обычный урок — это пережиток прошлого. Это не так, стандарт — это хорошо продуманная четкая организация учебного времени.
Учитель сценирует урок, осуществляет его режиссуру, моделирует все ситуации. Но это не значит, что занятие обязательно должно быть каким-то инновационным. И каждый традиционный урок может быть преобразован в мастерскую.
Какова продолжительность такой формы обучения?
Конечно, однозначного ответа на данный вопрос нельзя дать. Но по общепринятой технологии это выглядит так.
Распределено это потому, что работа с художественным текстом — это серьезное занятие, которое не терпит спешки. А также именно через большой промежуток времени, дети начинают по-другому смотреть на художественную литературу, у них меняется взгляд на мир, способы общения и, конечно же, происходит мотивация творческой деятельности.
Самым большим противоречием является то, что за 20 минут учитель не ставит оценки. А после творческой мастерской начинается обычный урок, в котором ученики принимают свой обычный облик. Такая работа ломает законы мастерской. А значит, результат будет не тот, который учитель хотел и ожидал.
Что получает педагог от такого формата
Во-первых, положительным фактом является то, что человек не останавливаться в желании учиться. Происходит это потому, что творческая мастерская — это бесконечная работа над собой, то есть постоянное самосовершенствование. И также учитель все время изучает литературу, контактирует с разными видами информации. Во время работы он вспоминает все, что знал об архитектуре и скульптуре, изобразительном искусстве и музыке, в то же время в стороне не остаются и история, география, физика. Это еще раз доказывает метапредметность формата.
Структура учебного занятия
Для начала, стоит изучить последовательность этапов технологии педагогических мастерских:
Конечно же, есть несколько таких структур, они разные, но суть везде одна и та же. Вот, например, в данном списке нет разрыва, хотя некоторые филологи выделяют такой этап. Но, оказывается, он здесь есть, только по-другому назван.
И также следует обратить внимание на слово мотивационный. Если сейчас была возможность провести практическую часть, то можно было бы предложить несколько картин работающих художников, после этого показать фотографии, как кладут кирпич, а в завершение написать определение, кто же такой мастер. А что общего между этими изображениями и определением?
Конечно, общее — это мастер. А потом можно было бы показать фотографию класса. То есть конечная мысль — это мастер-класс. Все предлагаемые материалы объединяет мастерство в классной комнате. То есть всплывает изначальная тема: как организовать учебный процесс.
На мастерской учитель мотивирует учащихся с помощью индуктора. Благодаря ему школьники создают творческий продукт, после чего они его корректируют. Можно работать в группе, индивидуально или попарно. В любом случае, есть этап корректировки творческого продукта. После этого создается новый вариант, который афишируется, предъявляется на общее обозрение. Далее проводится социализация и обсуждение в группе. И, конечно же, никуда не деться без общей рефлексии.
Индуктор
Вам будет интересно: «Одр» — это ложе больного или покойного
Для начала стоит понять, что обозначает данный термин. Индуктор — это побудитель познавательной деятельности, поэтому творческий урок всегда начинается нестандартно. Например, можно задать вопросы:
Вопросы должны быть такие, на которые может ответить любой ребенок. Такое дополнение в форму занятий пришло из технологий французских педагогических мастерских.
Многие учителя считают, что самое сложное — это придумать индуктор. Но, с другой стороны, можно использовать любые праздники: Новый год, 8 Марта, День матери. Это может быть и сбор урожая, и любое событие, которое проходило в школе.
Прозреть, увидеть, озадачиться и организовать поиск — вот технология или та цепочка действий, в которую мастер включает ученика. Это и есть четыре шага первого этапа.
Афиширование — это предъявление своих идей, плана, результатов работы. Поэтому нужно, чтобы ученик не боялся прочитать то, что у него получилось, будь то словосочетание, предложение, небольшой текст или план текста.
И, конечно, важен итог мастерской — это предъявление своих планов, идей, результатов, но уже откорректированных. То есть это должна быть еще и рефлексия, и об этом нужно проговаривать вслух.
Подведение итогов
Рефлексия, конечно же, должна быть на уровне мысли. Должны прозвучать анализы пути ученика, как он к этому пришел, на уровне своих ощущений и впечатлений. То есть здесь одновременно сочетается несколько характеристик школьника: аналитическое умение, способность понимать текст и синтезировать его. При этом все должно происходить на уровне ощущений эмпатии, это очень важно.
Современная эпоха
Сейчас, период информационной культуры, а она требует развитие нового типа мышления, совершенно иного отношения людей к жизни. Но чему же необходимо обучать в сегодняшней школе? Прежде всего, общественным и надпредметным компетентностям, которые дают возможность воплотить себя в различных ситуациях лучшим образом.
Школа настоящего — это то пространство, где технологии педагоги формируют сами, проектируя просветительные процессы в зависимости от детей, их нужд, мотивов, возможностей и способностей. Необходимо отметить, что общество постоянно предъявляло высочайшие условия к педагогу.
Перемены, которые происходят в последние годы, требовали еще более высококачественного преобразования работы преподавателей в профессиональном углублении, оперативности и открытости.
В сегодняшнем обществе, почти все филологи заявляют о том, что в качестве главного условия обновления концепции образования и сегодня, и завтра будет выступать непосредственно личность педагога с ярко проявленной особенностью, с правом на подбор технологии обучения и ответственностью за результаты формирования учащегося.
Однако в современном занятии должны творить оба субъекта преподавательского процесса. Непосредственно от учителя напрямую зависит созидательное озарение учащегося. Как же коснуться тонких струн детских душ, чтобы они зазвучали как целостная мелодия, и получилась не просто постановка, а учебное занятие? И как достичь того, чтобы данное творческое озарение, основанное на познании, наступило?
Безусловно, следует сформировать на занятии ту атмосферу, в которой наиболее всесторонне сумеет раскрыться творческий потенциал детей и будет реализоваться их непрерывный умственный рост.
По этой причине цель каждого педагога состоит в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать те богатейшие способности, которые предоставила ему природа. Именно технологиям размышления и творения должны обучаться воспитанники на уроках в нынешней школе. Вот если у каждого педагога это получится, то на выходе будет ребенок, не просто желающий владеть огромным резервом знаний, но и заглядывающий за познавательный горизонт.
Технические науки
Каждому очевидно, что в настоящее время следует преобразовать взгляд на учащегося и на сам ход обучения и начать применять такие технологические процессы, какие предполагают самостоятельный поиск и познание. Один из вариантов — это технология уроков мастерских. Но многие учителя отмечают, что такой формат можно отнести только к гуманитарным наукам, где есть над чем подумать.
Но в современном мире, оказывается, есть примеры реализации подобных проектов и в технической сфере. Такой метод часто применял Окунев. Технология педагогических мастерских в математике, созданная этим талантливым педагогом, поможет преподавателям-технарям разнообразить свои уроки и сделать их более интересными.
Сопоставление двух конфигураций
Вне зависимости от сознания педагога и учащегося, в практике среднего общеобразовательного заведения все-таки сформировался классический урок, для которого прописаны тысячи рекомендаций, и это, на самом деле, прекрасно.
Преподаватель обучает, то есть он рассказывает, а ученик занимается, то есть слушает, но безмолвствует, при этом кое-что запоминает.
А как дела обстоят в мастерской? В ней каждый участник что-то изготавливает и при этом проходит собственный путь.
Классическая модель несет в себе такое правило: «Делай как я, вот тебе программ. Либо делай лучше меня».
А принцип мастерской: «Создавай согласно собственным возможностям, интересам и индивидуальным навыкам. И корректируй себе самостоятельно».
Таким образом, мастерская — это нестандартная модель организации личностно-ориентированного образовательного процесса. И она подразумевает независимую поисковую, экспериментальную, созидательную работу обучающихся, согласно концепции личных познаний и индивидуальных смыслов.
Поэтому цель технологии педагогических мастерских — обеспечить учащихся психологическими ресурсами, которые позволят самостоятельно развиваться, понимать самих себя, собственную роль в обществе и других людей, а также закономерности формирования общества. Это подтверждается тем, что любое настоящее знание — это итог личного опыта познания.
И мастерская основывается так, чтобы школьник в сжатый период самостоятельно произвел какое-либо открытие. Чтобы он без помощи других разрушил прошлое понимание об окружающем мире и лично построил новое представление. То есть придумал свой велосипед, потому что в диалоге с жизнью значима не проблема, а ее решение.