Что такое педагогическая направленность личности
Направленность личности педагога
В процессе профессиональной подготовки на базе ценностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в педагогической направленности личности.
Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществления педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склонности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания включает осознание норм, правил, моделей педагогического поведения, формирование педагогической позиции, осознание и принятие неких профессиональных эталонов и соотнесение себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимых качеств личности.
Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленности, определяющих характер педагогической деятельности учителя: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.
Высшим уровнем педагогической направленности личности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.
Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.
Мы понимаем позицию педагога как систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и государство. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осознавая, что он делает, не может объяснить, почему он поступает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.
Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:
♦ информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть
♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;
♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;
♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,
♦ вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами (рис. 1).
Каждая из этих позиций, разумеется, может давать положительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.
Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится естественным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.
Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как абсолютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конструктивное отношение к нему, к его безусловному праву свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общечеловеческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в мире.
Гуманистическая направленность личности предполагает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его личностных сфер, предостерегает от односторонней направленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.
Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, противоречит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гуманизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодействие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборности, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.
Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.
Таким образом, гуманистическая направленность личности педагога является ведущим типом направленности, которая предопределяет специфический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).
В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие уважительное отношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев
педагогической науки и практики
Осуществление любой профессиональной деятельности предполагает соответствие тех, кто ею занимается, определенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие базовые требования, какими являются высокий профессионализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к представителям разных педагогических профессий.
Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог передает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становления и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педагоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, готовить к непосредственному участию в создании новых материальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее социального прогресса и творческого потенциала.
Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.
Значение педагогической профессии в обществе занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2).
Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим. »
В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предназначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель».
Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского ученого, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими проблемами.
1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода
И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».
1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отношение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведение среди людей будут достойны подражания!
2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и развивайте их человеческое достоинство. С развитием человеческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собственного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.
3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши друзья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имеете больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.
4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобретательными и требовательными в выборе методов воспитания, как и в методах обучения. Избегайте излишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.
5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стимуляции, но при общей умеренности будьте более щедрыми на похвалы и более скупыми на наказания. Научитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегайте всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.
6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педагога, уменьшает ваши возможности сближения с учениками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.
7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раздраженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.
8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.
11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, умения, навыки), но не привлекайте к себе особого внимания. Помните о своих коллегах. Скромность педагога высоко ценится как в учительском, так и в ученическом коллективах.
13. Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.
Анкетирование студентов педагогических вузов позволило выявить, каким, по их мнению, должен быть современный педагог:
♦ корректным, гибким, любознательным, не консерватором, с чувством юмора, неординарным, не замешанным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизненный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергичным, уметь передавать положительную энергию другим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было приятно слушать, отличаться четкостью дикции, выразительностью изложения мысли;
♦ обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;
♦ быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность, стабильность чувств;
♦ приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.
Направленность личности — основа профессиональной компетентности будущих педагогов
Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных спо-собностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожидани-ям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем[10].
В настоящее время как никогда остро стоит проблема личности. Учет че-ловеческого фактора предполагает обращение к внутреннему миру человека, к необходимости развития таких личностных характеристик, как активность, сознательность, направленность.
Диалектический материализм требует в любом сложном явлении при его анализе выделять ведущее, решающее звено, только так человек оказывается способным творчески овладеть данным явлением. Таким звеном в проблеме формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, на наш взгляд, является направленность личности.
Обладая социальным и феноменологическим содержанием, профессио-нальная компетентность будущего педагога включает в себя формирование, развитие, интеграцию и актуализацию в педагогическом труде профессиональ-но значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, при-водящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности. При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориен-тирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индиви-дуальных способностей, как ученика, так и способностей самого учителя, реа-лизация которых осуществляется в интересах ребенка [1].
Следует отметить, что в психологии и педагогике проблема направленности личности учителя на педагогическую деятельность изучалась весьма основательно в связи с особой значимостью данного феномена в эффективности профессиональной деятельности.
Теоретические положения профессиональной (педагогической) направленности личности вытекают из общей теории направленности личности, которая рассматривает совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций[93].
Сущность общей теории направленности личности выявлялась в процессе изучения этой проблемы несколькими поколениями мыслителей, философов и выдающихся педагогов прошлого, современных отечественных и зарубежных ученых. Касаясь понятия «направленность личности», исследователи подчеркивают его чрезвычайную сложность как психолого-педагогического образования.
Идея о роли мотивационных компонентов в общей структуре личности укрепилась под влиянием учения И. П. Павлова и педагогической концепции А. С. Макаренко. Павловская теория о том, что организм устанавливает связи между жизненно важными, а не между любыми раздражителями, стимулиров ала разработку положений о факторе значимости в динамике формирования личности. А. С. Макаренко подчеркивал обусловленность направленности личности характером организации коллектива как важнейшего фактора, определяющего психический склад личности[8].
Направленность личности характеризуется как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад, т. е. то «зернышко», из которого могут развиться способности к определенному виду деятельности [13].
Сущность направленности личности пытались раскрыть Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, П. А. Рогов и др. Большинство авторов считает направленность комплексным образованием, в котором отражаются и внешние воздействия (воспитание, обучение, образ жизни) и внутренние условия (индивидуальные особенности личности). Внешние влияния, преломляясь через внутренние условия личности, образуют общую направленность [2,9].
Направленностью личности называются те ее черты или свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения и деятельности человека в условиях данной социальной среды.К этим чертам относятся: установка личности, потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и идеалы личности.
Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Определенный интерес представляет и природа направленности личности,характеризующаяся объективной и субъективной сторонами:
Данные обстоятельства следует учитывать и в процессе формирования направленности личности будущих педагогов, т. к. все изменения (объективные и субъективные) в содержании направленности неизбежно влияют на целостную структуру личности.
Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности, и обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную и бытовую направленность.
Профессиональная направленность является наиболее значимой и ведущей для человека. Она в значительной степени формирует личность, являясь своего рода «стержнем», вокруг которого группируются и развиваются лучшие качества и свойства личности. Профессиональная направленность определяется как ведущая характеристика личности специалиста, позволяющая ему проявить свои способности и творчески владеть профессией [1].
Качественную характеристику профессиональной направленности следует дополнить свойствами,связанными с системой далеких и близких жизненных целей человека: цельность, монолитность или, наоборот, противоречивость. Отсутствие неразрешимых противоречий между данными целями означает, что направленность личности цельная, монолитная. Если же между далекими и близкими целями, между различными потребностями и мотивами имеется существенное противоречие, близкие цели не соответствуют далеким, тогда и направленность личности становится противоречивой, в результате чего трудно рассчитывать на успех деятельности такой личности.
При высоком уровне развития профессиональная направленность личности обеспечивает постоянную, соответствующую доминирующим мотивам ориентацию, что позволяет в известной мере эмансипироваться от бесконечных случайных явлений и создает, таким образом, единство и устойчивость личности.
Профессиональная направленность является важнейшим компонентом обучения, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и развития будущих специалистов. Она выступает в качестве движущей силы процесса обучения, побудителя практико-познавательной деятельности студентов, безотносительно к тому, в составе ли процесса обучения протекает деятельность или в других условиях.
Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется в человеке, как правило, с детства в форме таких эмоциональных элементов, как сострадание, сочувствие, человеколюбие. Эти качества становятся затем определяющими в выборе профессии врача, воспитателя, учителя.
Изучение проблемы профессиональной направленности велось по различным направлениям, например, Зайтметов. А. затрагивала рассмотрение данного вопроса в связи с проблемой обучения основам профессионального мастерства в педагогическом вузе[5]. Т. А. Воробьева, изучавшая проблему профессионального отбора, считает педагогическую направленность одним из основных параметров профессиональной пригодности к профессии учителя[3]. Шарифзаде Ф, включает педагогическую направленность в педагогическое призвание[13].Им были выделены три группы студентов:
1-е ярко выраженным положительным отношением к профессии учителя и предмету;
Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процессе профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.
Сластенин В. А. в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую собой интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности); педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, про-фессиональную работоспособность [10].
Профессионально-педагогическую направленность личности преподавателя Столяренко A.M. определяет как систему его побуждений, определяющую притягательность педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей.
Направленность личности является динамической характеристикой, т. е. в процессе целенаправленной деятельности возможно ее развитие и повышение уровня сформированности.
Вуз не выполнит своих задач по подготовке будущего специалиста, если у студентов не будет сформирована профессиональная направленность личности, т. е. устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии.
Для формирования и развития профессионально-педагогической направленности необходима такая организация деятельности будущих педагогов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями педагогической деятельности и ее личностным смыслом для человека.
Таким образом, категория профессионально-педагогической направленности личности определяет как эмоционально-позитивное отношение педагога к профессиональной деятельности, так и активно-оптимальную вовлеченность в нее. Однако, в связи с тем, что мотивы выбора педагогической профессии нередко бывают маргинальными, актуализируется вопрос именно о формировании педагогической направленности у будущих педагогов. Такое формирование может осуществляться прямым и косвенным путем. Прямой путь определяет непосредственные процессы обучения и воспитания на основе знаний, убеждений, идеалов, целенаправленного влияния на мировоззренческий аспект психолого-педагогической подготовки. Косвенный путь связан с подготовкой будущих педагогов к самоактуализации в профессиональной педагогической деятельности как области самопроявления и самореализации личности. Формирование педагогической направленности в этом случае будет выступать в качестве побочного, но относительно стойкого эффекта подготовки специалиста. Эффективность формирования профессиональной компетентности будущего педагога напрямую зависит от изначально присутствующей или сформированной в процессе обучения педагогической направленности личности.
5. Зайтметов Х. А. Психология Худжанд. 2017.-240с.
7. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М., 1970-391 с.ссылки: 39
9. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.— Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996,-512с.
13. Шарифзада Ф., Миралиев А. М. Общая и профессиональная педагогика. / Поэзия Академик Лутфуллоев М. Душанбе, «Ирфон», 2012, 562 с.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.
Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.
Семинар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.