Что такое педагогическая направленность личности

Направленность личности педагога

В процессе профессиональной подготовки на базе цен­ностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выража­ется в педагогической направленности личности.

Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета. Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

Мы понимаем позицию педагога как систему тех интел­лектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической де­ятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и госу­дарство. А с другой стороны, действуют внутренние, лич­ные источники активности — влечения, переживания, мо­тивы и цели педагога, его ценностные ориентации, миро­воззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педа­гогической профессии, целям и средствам педагогиче­ской деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

♦ информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть

♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;

♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,

Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть фото Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть картинку Что такое педагогическая направленность личности. Картинка про Что такое педагогическая направленность личности. Фото Что такое педагогическая направленность личности♦ вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) инте­ресными целями, перспективами (рис. 1).

Каждая из этих позиций, разумеется, может давать по­ложительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгры­вание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п.

В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы ра­венства и справедливости — нормой отношений между людь­ми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нрав­ственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.

Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится есте­ственным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ­ностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое раз­витие и самосовершенствование.

Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как аб­солютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конст­руктивное отношение к нему, к его безусловному праву сво­бодно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценност­ных ориентации и установок получает значение общечело­веческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и об­щения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в мире.

Гуманистическая направленность личности предпола­гает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его лич­ностных сфер, предостерегает от односторонней направ­ленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.

Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, про­тиворечит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гу­манизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэто­му гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодей­ствие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборно­сти, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие чело­веку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают про­грессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев
педагогической науки и практики

Осуществление любой профессиональной деятельнос­ти предполагает соответствие тех, кто ею занимается, оп­ределенным требованиям. Здесь мы имеем в виду такие ба­зовые требования, какими являются высокий профессио­нализм, мастерство, в равной мере предъявляемые к пред­ставителям разных педагогических профессий.

Осуществляя связь времен, связь поколений, педагог пе­редает и распространяет достижения общечеловеческой и профессиональной культуры, создает условия для становле­ния и развития личности будущих взрослых. Наследуя опыт работы передовых педагогов «всех времен и народов», педа­гоги выступают как творческая, преобразующая сила и в современном реформируемом обществе. Педагог призван не только обучать своих учеников основам наук, способ­ствовать их разностороннему развитию, но и формировать у них ценностные отношения ко всему окружающему, го­товить к непосредственному участию в создании новых ма­териальных и духовных ценностей. Он, по сути дела, стоит у истоков развития производительных сил страны, ее со­циального прогресса и творческого потенциала.

Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

Значение педагогической профессии в обществе зани­мало важное место в работах великих педагогов, пи­сателей, общественных деятелей нашей страны (рис 2). Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть фото Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть картинку Что такое педагогическая направленность личности. Картинка про Что такое педагогическая направленность личности. Фото Что такое педагогическая направленность личности

Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко­го в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между про­шедшим и будущим. »

В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он — со­вершенный учитель».

Будущему педагогу, на наш взгляд, было бы интересно ознакомиться с мнением выдающегося американского уче­ного, одного из классиков мировой психологии XX в. Карла Роджерса, содержащимся в его работе «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем». С точки зрения К. Роджерса, учитель должен озаботиться такими пробле­мами.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, кото­рый учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к это­му миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неро­левые взаимоотношения с моими учениками, отноше­ния, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интен­сивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим ин­дивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой ин­терес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождаю­щиеся и в первый момент несовершенные идеи и твор­ческие задумки моих учеников, этих посланников бу­дущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стан­дартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным челове­ком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства? Приведем ряд заповедей педагога советского периода

И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

1. Берегите высокое, благородное звание учителя. Помни­те, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отно­шение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведе­ние среди людей будут достойны подражания!

2. Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и разви­вайте их человеческое достоинство. С развитием чело­веческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собствен­ного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

3. Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши дру­зья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имее­те больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

4. Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учени­ками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобре­тательными и требовательными в выборе методов вос­питания, как и в методах обучения. Избегайте излиш­ней прямолинейности, штампованных нотаций и по­учений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

5. Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стиму­ляции, но при общей умеренности будьте более щед­рыми на похвалы и более скупыми на наказания. На­учитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегай­те всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

6. Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педаго­га, уменьшает ваши возможности сближения с учени­ками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.

7. Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раз­драженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам — разумно подчиниться ему.

8. Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

11. Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, уме­ния, навыки), но не привлекайте к себе особого вни­мания. Помните о своих коллегах. Скромность педаго­га высоко ценится как в учительском, так и в учени­ческом коллективах.

13. Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

Анкетирование студентов педагогических вузов позво­лило выявить, каким, по их мнению, должен быть совре­менный педагог:

♦ корректным, гибким, любознательным, не консервато­ром, с чувством юмора, неординарным, не замешан­ным в антиобщественных делах, доброжелательным, терпеливым, многоуважаемым, иметь большой жизнен­ный опыт, не старым, мудрым, воспитанным, энергич­ным, уметь передавать положительную энергию дру­гим, человечным, профессионально владеть речью, т.е. грамотно и просто изъясняться, чтобы его было прият­но слушать, отличаться четкостью дикции, выразитель­ностью изложения мысли;

♦ обладать большой работоспособностью, выдерживать длительное действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего вре­мени высокий общий и эмоциональный тонус, быть способным быстро восстанавливать силы;

♦ быть сдержанным, проявлять терпеливость, уравнове­шенность, собранность, стабильность чувств;

♦ приступать к решению поставленных задач «без рас­качки», быстро переключаться с одного вида деятель­ности на другой, быть способным к экспромту, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контак­ты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнако­мых и малознакомых людей.

Источник

Направленность личности — основа профессиональной компетентности будущих педагогов

Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных спо-собностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожидани-ям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем[10].

В настоящее время как никогда остро стоит проблема личности. Учет че-ловеческого фактора предполагает обращение к внутреннему миру человека, к необходимости развития таких личностных характеристик, как активность, сознательность, направленность.

Диалектический материализм требует в любом сложном явлении при его анализе выделять ведущее, решающее звено, только так человек оказывается способным творчески овладеть данным явлением. Таким звеном в проблеме формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, на наш взгляд, является направленность личности.

Обладая социальным и феноменологическим содержанием, профессио-нальная компетентность будущего педагога включает в себя формирование, развитие, интеграцию и актуализацию в педагогическом труде профессиональ-но значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, при-водящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности. При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориен-тирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индиви-дуальных способностей, как ученика, так и способностей самого учителя, реа-лизация которых осуществляется в интересах ребенка [1].

Следует отметить, что в психологии и педагогике проблема направленности личности учителя на педагогическую деятельность изучалась весьма основательно в связи с особой значимостью данного феномена в эффективности профессиональной деятельности.

Теоретические положения профессиональной (педагогической) направленности личности вытекают из общей теории направленности личности, которая рассматривает совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций[93].

Сущность общей теории направленности личности выявлялась в процессе изучения этой проблемы несколькими поколениями мыслителей, философов и выдающихся педагогов прошлого, современных отечественных и зарубежных ученых. Касаясь понятия «направленность личности», исследователи подчеркивают его чрезвычайную сложность как психолого-педагогического образования.

Идея о роли мотивационных компонентов в общей структуре личности укрепилась под влиянием учения И. П. Павлова и педагогической концепции А. С. Макаренко. Павловская теория о том, что организм устанавливает связи между жизненно важными, а не между любыми раздражителями, стимулиров ала разработку положений о факторе значимости в динамике формирования личности. А. С. Макаренко подчеркивал обусловленность направленности личности характером организации коллектива как важнейшего фактора, определяющего психический склад личности[8].

Направленность личности характеризуется как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад, т. е. то «зернышко», из которого могут развиться способности к определенному виду деятельности [13].

Сущность направленности личности пытались раскрыть Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, П. А. Рогов и др. Большинство авторов считает направленность комплексным образованием, в котором отражаются и внешние воздействия (воспитание, обучение, образ жизни) и внутренние условия (индивидуальные особенности личности). Внешние влияния, преломляясь через внутренние условия личности, образуют общую направленность [2,9].

Направленностью личности называются те ее черты или свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения и деятельности человека в условиях данной социальной среды.К этим чертам относятся: установка личности, потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и идеалы личности.

Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Определенный интерес представляет и природа направленности личности,характеризующаяся объективной и субъективной сторонами:

Данные обстоятельства следует учитывать и в процессе формирования направленности личности будущих педагогов, т. к. все изменения (объективные и субъективные) в содержании направленности неизбежно влияют на целостную структуру личности.

Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности, и обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную и бытовую направленность.

Профессиональная направленность является наиболее значимой и ведущей для человека. Она в значительной степени формирует личность, являясь своего рода «стержнем», вокруг которого группируются и развиваются лучшие качества и свойства личности. Профессиональная направленность определяется как ведущая характеристика личности специалиста, позволяющая ему проявить свои способности и творчески владеть профессией [1].

Качественную характеристику профессиональной направленности следует дополнить свойствами,связанными с системой далеких и близких жизненных целей человека: цельность, монолитность или, наоборот, противоречивость. Отсутствие неразрешимых противоречий между данными целями означает, что направленность личности цельная, монолитная. Если же между далекими и близкими целями, между различными потребностями и мотивами имеется существенное противоречие, близкие цели не соответствуют далеким, тогда и направленность личности становится противоречивой, в результате чего трудно рассчитывать на успех деятельности такой личности.

При высоком уровне развития профессиональная направленность личности обеспечивает постоянную, соответствующую доминирующим мотивам ориентацию, что позволяет в известной мере эмансипироваться от бесконечных случайных явлений и создает, таким образом, единство и устойчивость личности.

Профессиональная направленность является важнейшим компонентом обучения, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и развития будущих специалистов. Она выступает в качестве движущей силы процесса обучения, побудителя практико-познавательной деятельности студентов, безотносительно к тому, в составе ли процесса обучения протекает деятельность или в других условиях.

Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется в человеке, как правило, с детства в форме таких эмоциональных элементов, как сострадание, сочувствие, человеколюбие. Эти качества становятся затем определяющими в выборе профессии врача, воспитателя, учителя.

Изучение проблемы профессиональной направленности велось по различным направлениям, например, Зайтметов. А. затрагивала рассмотрение данного вопроса в связи с проблемой обучения основам профессионального мастерства в педагогическом вузе[5]. Т. А. Воробьева, изучавшая проблему профессионального отбора, считает педагогическую направленность одним из основных параметров профессиональной пригодности к профессии учителя[3]. Шарифзаде Ф, включает педагогическую направленность в педагогическое призвание[13].Им были выделены три группы студентов:

1-е ярко выраженным положительным отношением к профессии учителя и предмету;

Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процессе профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера эффективности своей деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств.

Сластенин В. А. в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую собой интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические способности); педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, про-фессиональную работоспособность [10].

Профессионально-педагогическую направленность личности преподавателя Столяренко A.M. определяет как систему его побуждений, определяющую притягательность педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей.

Направленность личности является динамической характеристикой, т. е. в процессе целенаправленной деятельности возможно ее развитие и повышение уровня сформированности.

Вуз не выполнит своих задач по подготовке будущего специалиста, если у студентов не будет сформирована профессиональная направленность личности, т. е. устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии.

Для формирования и развития профессионально-педагогической направленности необходима такая организация деятельности будущих педагогов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями педагогической деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Таким образом, категория профессионально-педагогической направленности личности определяет как эмоционально-позитивное отношение педагога к профессиональной деятельности, так и активно-оптимальную вовлеченность в нее. Однако, в связи с тем, что мотивы выбора педагогической профессии нередко бывают маргинальными, актуализируется вопрос именно о формировании педагогической направленности у будущих педагогов. Такое формирование может осуществляться прямым и косвенным путем. Прямой путь определяет непосредственные процессы обучения и воспитания на основе знаний, убеждений, идеалов, целенаправленного влияния на мировоззренческий аспект психолого-педагогической подготовки. Косвенный путь связан с подготовкой будущих педагогов к самоактуализации в профессиональной педагогической деятельности как области самопроявления и самореализации личности. Формирование педагогической направленности в этом случае будет выступать в качестве побочного, но относительно стойкого эффекта подготовки специалиста. Эффективность формирования профессиональной компетентности будущего педагога напрямую зависит от изначально присутствующей или сформированной в процессе обучения педагогической направленности личности.

5. Зайтметов Х. А. Психология Худжанд. 2017.-240с.

7. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М., 1970-391 с.ссылки: 39

9. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.— Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996,-512с.

13. Шарифзада Ф., Миралиев А. М. Общая и профессиональная педагогика. / Поэзия Академик Лутфуллоев М. Душанбе, «Ирфон», 2012, 562 с.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть фото Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть картинку Что такое педагогическая направленность личности. Картинка про Что такое педагогическая направленность личности. Фото Что такое педагогическая направленность личностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть фото Что такое педагогическая направленность личности. Смотреть картинку Что такое педагогическая направленность личности. Картинка про Что такое педагогическая направленность личности. Фото Что такое педагогическая направленность личностиСеминар по повышению ИКТ-компетентности у педагогов В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *