Что такое педагогическая образовательная технология
Понятие и классификация педагогических технологий
Понятие и классификация педагогических технологий
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
составные элементы, компоненты;
структура (связи и отношение между частями и элементами);
коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
Параметры классификации технологии
По уровню применения технологии бывают :
-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают :
-коллективных способов обучения;
По типу управления познавательной деятельностью :
-традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
-дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
-программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
-сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
-личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей);
-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
-технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
-технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности учащихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
Алина Задириенко
Образовательная технология как педагогический феномен. Критерии и структура образовательной технологии
Образовательная технология как педагогический феномен.
Критерии и структура образовательной технологии.
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, М. М. Левиной, В. М. Монахова, С. Я. Савельева, В. В. Серикова, Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова и других. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности термина. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению понятий «технология», «образование», «педагогика», «образовательные технологии»,«педагогическая технология».
• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [толковый словарь].
• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [В. М. Шепель].
• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы [М. Чошанов].
Следовательно, технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс.
Понятие технологии обучения и воспитания (педагогическая технология) – это направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием воспитательных процессов.
В «Психолого-педагогическом словаре» понятие «технология обучения» трактуется как совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В «Педагогическом словаре» отмечено, что педагогическая технология представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определённая система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. В основе технологии обучения и воспитания лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов».
• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Б. Т. Лихачев].
• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [В. П. Беспалько].
• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [И. П. Волков].
• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [ЮНЕСКО].
Педагогическая практика – процесс творческий. А. А. Леонтьев утверждал, что нельзя выучить технологии и стать педагогом. Любые технологии сами по себе ещё не гарантия успеха. Необходимо органичное соединение прогрессивных технологий и личности педагога. Технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих воспитанников.
Характерной особенностью современного дошкольного образования является реализация личностно-ориентированного подхода,который предполагает: поддержку индивидуальности ребенка; предоставление каждому возможности работать в присущем ему темпе; успешность деятельности; обеспечение зоны «ближайшего развития»; предоставление права выбора деятельности, партнера и др. ; создание возможностей для развития творческих способностей; демократический стиль взаимоотношений.
Реализация любой образовательной технологииосуществляется на основе следующих принципов:
-гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;
-целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
-учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
-комфортности на основе субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
-педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
-профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Таким образом, образовательная технология является интегральным феноменом, вбирающим в себя комплекс действий, затрагивающим изменения в содержании образования, в организационных формах, методах, средствах педагогического процесса, в управлении и руководстве организацией учебно-познавательной деятельности субъектов образ
Критерии образовательной технологии
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
— взаимосвязью его частей,
Управляемость– возможность диагностического целеположения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологиисостоит из трех частей:
1. Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
2. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом,очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Презентация «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации» Совершенствование профессионального уровня Умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную.
Современные технологии обучения дошкольников. Педагогическая технология «Квест» В последние несколько лет все более популярными среди молодежи становятся приключенческие, игровые «квесты». Тщательно организованные квест-занятия.
Инновационный педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Информация об опыте. Под математическим развитием дошкольников понимают позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят.
Квест-игра — новая образовательная технология «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир». Ф. ШИЛЛЕР. Особенно.
Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками» Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками СП ДО «Сказка» МКОУ «СОШ г. Нариманов»» I ЭТАП Подготовительный (Определение.
Педагогический проект «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Педагогический проект на тему: «Здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста в ДОУ» Автор: воспитатель Одинцова Е. В. Общие.
Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ «Проектная деятельность как современная образовательная технология в ДОУ» В настоящее время метод проектов считается одним из наиболее перспективным.
Современная образовательная технология «Лэпбук» Лепбук на тему «В гостях у сказки». Что такое Лэпбук? Это самодельная тематическая папка раскладушка, в которой содержится дидактический.
Сопровождение как образовательная технология План сопровождения как образовательная технология разработана Казаковой Е. И [1]. Источниками создания данного плана послужили исследования.
Структура образовательной программы Разделы Содержание Целевой 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная.
Понятие педагогической технологии в педагогике
Педагогическая технология – это сложная система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
Все указанные элементы (составляющие) объединяются системным подходом и приводят в итоге к достижению поставленной цели, иногда – с некоторым допустимым отклонением.
Особенности понятия
В концептуальную часть педагогических технологий входит совокупность тех идей, которые являются научной базой, то есть заложены в фундамент конкретной педагогической технологии. Их содержание напрямую связано с целями, которые ставит перед собой и учениками любой педагог.
Что касается содержательной части, она связана с методикой обучения и другой деятельностью учителя по управлению и организации учебного процесса. Именно через выбранную и реализованную методику обучения можно увидеть уровень педагогического мастерства.
Профессиональный педагог может подобрать массу различных эффективных методик обучения, положительно воздействующих только на одну категорию учащихся. При этом он понимает, что аналогичные методы могут не повлиять на получение нужных знаний и навыков другими учащимися.
На правильное понимание наличия возможности применить ту или иную педагогическую технологию положительно влияет взаимодействие педагогов. При этом учителя делятся своим опытом друг с другом, внося новое понимание в уже существующие, сложившиеся методики обучения.
Сегодня учителям и преподавателям доступны конференции для педагогов, проводимые в разных удобных форматах. Отличная возможность опубликовать статью.
Каждая педагогическая технология может отличаться особенностями ее применения, но педагог должен всегда исключать личностный оттенок. Как считает Юдин В.В, учитель обязан следовать определённому алгоритму, который включает в себя последовательные шаги.
Муравьёв Г.Е. выделяет такие признаки педагогической технологии, которые должны иметь системную совокупность: эффективность, целостность, надёжность, обоснованность с точки зрения науки, нацеленность на результат. При этом Олешков М.Ю. добавляет, что педагогическая технология должна быть универсальной, тиражируемой и воспроизводимой.
Технология в педагогике
В современном мире наблюдаются тенденции поступательного развития в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. То же касается и технологий в педагогической науке. Они направлены прежде всего на усовершенствование образовательного процесса.
Результатом правильно созданной и грамотно применённой педагогической технологии должно становиться достижение учащимся заранее запланированных результатов обучения. Для этого важно перейти от теоретической части к практическому применению разработанной технологии. Именно с её помощью ученик получает и осваивает те или иные знания, навыки, умения.
Так, в каждом конкретном образовательном учреждении реализуется педагогическая технология, охватывающая весь процесс. При этом у каждого педагога может быть авторская, уникальная, инновационная методика, которая коррелирует с общепринятой, а учащиеся по-своему принимают активное участие в обучении.
Какие бывают педагогические технологии?
Педагогические технологии в педагогике можно разделить на три глобальных группы. Это – педагогические способы:
Кроме указанного разделения, основные педагогические технологии можно классифицировать так:
Альтернативная классификация
Согласно определению Беспалько В. П., понятие «педагогическая технология» представляет собой технику реализации учебного процесса. Профессор оценивает учебные методики с помощью нескольких факторов управления ими: ручная или автоматизированная, разомкнутая или цикличная, направленная или рассеянная, система для малых групп или индивидуальная репетиторская.
Так, традиционное лекционное обучение в вузе по указанной классификации считается по управлению разомкнутой, ручной и рассеянной педагогической технологией. Обучение, использующее специальное учебное издание, является тоже разомкнутым, но в то же время направленным и автоматизированным.
Определения педагогических технологий могут отличаться у разных авторов, как и способы их классификации. Однако самым важным фактором, показывающим эффективность образовательного процесса, всегда будет оставаться степень усвоения учебных материалов учеником.
Виды учебно-познавательной деятельности
Предметы видов учебно-познавательной деятельности
Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них
Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них
Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе
Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний
Элементы реализации учебно-исследовательской деятельности
1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.
Первично предполагается возникновение у подростка вопросов-удивлений: «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?».
Затем они обязательно должны быть переформатированы в вопросы проблемного характера (например: «Почему вес груза на воздухе имеет одно значение, а в воде – другое?», «Почему цитоплазма клетки сжимается при добавлении солевого раствора и восстанавливается при добавлении воды?», «Почему одно тело тонет, другое – всплывает, а третье может зависать в толще воды?»).
2. Проведение «опыта» по предложенной учителем процедуре. «Опыт» здесь понимается как исследовательская процедура, опирающаяся на эмпирический опыт и интуиции исследователя; опытные процедуры не опираются на предварительные теоретические построения.
В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.
3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.
4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.
В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).
Учебные приемы исследования:
Учебные исследования
Независимые линии в рамках учебных исследований:
— открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;
— мини-исследования (дидактическая игра «в исследователей» на эмпирическом материале; исследовательская задача сформулирована взрослым; теоретические основания скрыты от участников [ср. различение цветов животными]);
— исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)
Исследовательское задание
Исследовательская задача
Если говорить о характеристике использования исследовательской практики на уроках, то по уровню самостоятельности учащихся можно говорить о том, что исследование задаёт уровни:
Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.
В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.
Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:
— диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;
— отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
— управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;
— разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.
Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].
Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:
— каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;
— систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;
— различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;
— управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.