Что такое педагогическая позиция

Педагогическая позиция

Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция

Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция

Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция

В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальные ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентации.

Профессиональная позиция тесно связана с социальной позицией. На выбор профессиональной позиции педагога решающее влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Учитель может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.

Профессиональные знания и умения.

Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности.

В педагогических исследованиях часто употребляется определение знания как «способности включать полученную информацию в различные виды деятельности». Характер использования знаний различен: они могут быть воспроизведены целиком; применены в своем узкофункциональном виде, когда из всей совокупности знания востре-буется лишь какой-либо минимум свойств, необходимых для совершенствования конкретного действия; использованы с учетом существенных связей в знаемом.

Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания.

В профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция

В блок базовых педагогических умений учителя, по мнению А.И. Пискунова, входят следующие типы умений:

Источник

Статья Профессиональная позиция современного педагога

Профессиональная позиция современного педагога

Воспитание личности ребенка воспринимается многими как процесс сам собой разумеющийся, и специально его организовывать не нужно. Но, обострение проблем социализации детей, их самоопределения в жизни заставляют педагогов по-новому взглянуть на организацию воспитательного процесса в широкой образовательной практике. Это, в свою очередь, требует хорошей профессиональной подготовки учителей, понимания ими своей роли и степени влияния в становлении личности, определения своей педагогической позиции в деятельности.

Современная динамично развивающаяся школа требует новых учителей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, понимающих особенности развития школьников, и одновременно являющихся профессионалами в других областях деятельности, способными помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Учитель, воспитатель всегда были центральными фигурами в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь творцами новой практики.

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.

Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. [3]

У термина «профессия» есть четыре значения:

1. Область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.

2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.

3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.

4. Деятельность, работа профессионала, то есть сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций. [6]

Наряду с термином «профессия» часто встречается термин «профессионализм», вызывающий много споров и разногласий. Данное понятие можно раскрыть согласно разработанной концепции профессионального развития личности.

Профессиональная позиция – это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. [5]

Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От выбора позиций, занимаемых педагогом в учебном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с обучающимися. [4]

Педагогическая позиция является особенной в том смысле, что она синтезирует и личностную позицию педагога, проявляемую во встрече взрослого и ребенка, и профессионально-деятельностную позицию, связанную с созданием условий для достижения целей образования и характеризующую видение им собственных педагогических функций, определяемое политическими, правовыми, моральными, религиозными, научными, эстетическими и другими убеждениями педагога.

В современных документах, определяющих стратегические направления инновационной образовательной политики, профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога. Она включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития:

1. Создание условий безопасности. Основу безопасного образования составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе, т.е. формирование у воспитанника личностного способа жизни, предполагающего сознательный и ответственный выбор поведения на основе его ценностно-смыслового самоопределения. При этом в качестве нормы развития полагается то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях. [8]

2. Создание ситуаций развития. Смысл нового педагогического профессионализма заключается в способности педагога решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования.

3. Позитивное стимулирование, поддержка инициатив. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. Воспитание инициативности – специально организуемый и управляемый процесс, основанный на сотрудничестве, взаимном уважении и доверии взрослых и детей.

4. Обучение различным способам деятельности. Исходным положением объяснения данного компонента миссии современного педагога выступает характеристика субъектности человека как деятельностной категории, входящей как сущностная составляющая в общую структуру деятельности.

6. Организация учебного сотрудничества. Переход от модели взаимодействия «конкуренция» – к модели взаимодействия «кооперация» является насущным требованием инновационного развития экономики и общества. [8]

7. Формирование потребности в рефлексии и самооценке. Ориентация на развитие личности в образовательных процессах означает организацию рефлексии учащихся, связанную с постановкой ими целей обучения, разработкой планов их достижения, осуществлением самоконтроля и самооценки процесса и результата своей деятельности. [9]

Основываясь на приоритетах педагога, можно выделить, пять основных видов его профессиональной позиции.

Источник нужной и полезной информации. Занимая такую позицию, педагог акцентирует свое внимание главным образом на источниках, откуда эту информацию можно почерпнуть, а также на способах ее изложения учащимся. Как правило, он сосредоточивает свои действия и операции на том, чтобы выстроить подачу учебной информации в определенной логике, красочно оформить ее изложение, использовать при объяснении различные технические средства, наглядные пособия, интересные опыты и эксперименты. Порой педагог бывает настолько увлечен самим процессом работы с информацией, что ученики для него как бы уходят на второй план. Следствием такой позиции часто бывает то, что педагог не соизмеряет особенности изложения своей информации с особенностями ее восприятия учениками.

Надзиратель, бдительно следящий за порядком. Он подчиняет свои действия и операции дисциплинарным моментам. Главная задача учеников – не отвлекаться и внимательно следить за действиями педагога, быстро реагировать на все его требования и вопросы, иметь все необходимые для урока учебные принадлежности. Любые дисциплинарные отклонения со стороны учащихся вызывают раздражение и гнев педагога. Инициатива учащихся не приветствуется.

«Заботливая наседка». Педагог исходит из того, что его ученики – это еще маленькие неразумные существа, которых и в жизни, и в учебном процессе, поджидают постоянные трудности, неприятности, преграды. Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь учеников от этих трудностей и неприятностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий. Он делает все, чтобы облегчить ученикам путь в свой учебный предмет, чтобы не перенапрягать и не переутомлять

Ошибочность такой позиции очевидна, поскольку сущность процесса обучения заключается не в том, чтобы учитель преподносил ученикам готовые знания и оберегал их от интеллектуального перенапряжения, а в том, чтобы педагог специально создавал для учащихся ситуации затруднений, ставил их в активную позицию исследователей различных вариантов решений учебных задач.

Позиция невмешательства. Придерживаясь такой позиции, учитель не обременяет себя лишними заботами. При подготовке к урокам он не утруждает себя поисками дополнительных источников информации и стремлением расширить свой методический арсенал: ему вполне хватает школьного учебника и методических рекомендаций, содержащихся в пособии по методике преподавания соответствующего предмета, либо им используются конспекты уроков прошлых лет.

Независимо от того, как выступает педагог – информатором или другом, он всегда влияет на личность ребенка. Воздействуя на учащихся и взаимодействуя с ними, он постоянно соприкасается с внутренним, душевным миром ребенка. Нужно помнить, что этот момент соприкосновения весьма ответственен и требует от педагога, помимо глубоких профессиональных знаний и умений, демонстрации высокой общей культуры, нравственности, тактичности.

Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики:

Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей;

Дистанция «близко» – это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы;

Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов учащихся как своих собственных.

Положению «над», характерно административное давление на ученика, так как «он мал, неопытен, неумел»;

Положение «под» – это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой учитель превращается в обслуживающий персонал, потакающий любому капризу ребенка;

Положение «наравне» – это признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих учеников;

Позиция «сзади» – роль ведомого;

Позиция «вместе» – оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет по жизни учитель, преодолевая с ними все её препятствия [6]

Таким образом, с точки зрения отношения к назначению своей профессии эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.

Изучение профессиональной позиции педагога-воспитателя имеет важное значение. Оно позволяет выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью учителя (или он всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют и учитель осуществляет свою работу формально).

Профессиональная педагогическая позиция личности педагога-воспитателя проявляется в деятельности.

В основу диагностической методики положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:

1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;

2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;

3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующие проявление их воспитательного потенциала.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности (опросный лист № 1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист № 2 – «деятельность».

При подсчете результатов отмечаются только совпадения ответов по листу № 1 и № 2 и колонкам «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя:

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

1) педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность

2) педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя

3) педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей

4) педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала.

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста. (Приложение 1)

Резюмируя выше изложенное следует отметить:

В педагогической деятельности учитель выступает как главный субъект. Именно как субъект этой деятельности он проявляется в том, какую позицию – социальную и профессиональную – он занимает. Позиция определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество; с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. В целом позиция личности состоит из социальной и профессиональной позиций. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Но решающим среди них является его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Профессиональная позиция педагога представляет собой сложное личностное образование, выражающее систему его отношений к своему месту и своей роли в образовательном процессе, к своим ученикам и коллегам как к субъектам совместной деятельности. В позиции отражается вся сложная совокупность ценностного отношения человека к миру, система взглядов и установок личности педагога, определяющая выбор линий поведения в обществе и в школе, а также способов организации взаимодействия с учениками и всеми, кто имеет отношение к его профессиональной деятельности.

Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.- С. 373-394.

Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.62-74

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. С. 216.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. С. 287.

Изучение профессиональной позиции учителей начальных классов по методике А.И.Григорьевой.

Всего участвовало 11 респондентов, женщины, возрастные категории 35 – 45 лет, 46 – 55 лет, 56 – 60 лет.

ОЧто такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позициятносительно сильная и сильная профессиональная позиция воспитателя преобладает в связи с наличием у педагогов достаточного опыта работы, высшего образования, повышения квалификации, постоянного самообразования в области теоретических знаний о психологических особенностях современных детей и способах гармоничного взаимодействия, использование в работе передовых технологий.

Источник

Педагогические позиции учителя.

Позиция педагога – система отношений учителя к миру.

Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.).

Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.

Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:

— информатор – он ограничивается сообщением ученику норм, требований;

— друг – умеет проникать в душу ребенку;

— диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

— советчик – осторожное уговаривание учащихся;

— проситель – педагог умоляет ребенка, занимается подхалимством, самоунижением;

— вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др.

Педагогическая профессия многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога.

Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви):

Что такое педагогическая позиция. Смотреть фото Что такое педагогическая позиция. Смотреть картинку Что такое педагогическая позиция. Картинка про Что такое педагогическая позиция. Фото Что такое педагогическая позиция

Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.

Стиль педагогической деятельности.

Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.

Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.

Стили педагогической деятельности:

1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.

2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.

3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.

4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая.

В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:

1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия.

2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.

3. Направляющий – незаметное управление поведением и деятельностью.

4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми.

5. Побуждающий – привлечение или специальное создание ситуаций.

6. Принуждающий – давление.

Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми.

Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.

Направленность личности педагога.

1. Социально-нравственная направленность.

2. Профессионально-педагогическая направленность.

Источник

Базовые компоненты педагогической культуры

Педагогическая позиция преподавателя

Позиция(от лат. positio — положение) — точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением.

Позиция может быть представлена как развивающееся образование, зрелость ее определяется непротиворечивостью, устойчивостью, стабильностью в формах проявления. Позиция обозначает: конкретное функциональное место с определенными правами и обязанностями, занимаемое личностью по отношению к другим людям; социальную роль, какую занимает человек в выстраивании отношений с другими людьми и реализует ее в поведении. Можно сказать, что она является показателем развития личности, так как выражает единство сознания и личности на основе морального выбора. В позиции присутствуют две стороны: мировоззренческая, выражающая осознание личностью значимости своей профессии и себя в ней; поведенческая, выражающая способность личности принимать ответственные решения в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности.

Позиция педагогическая— положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к студентам (детям) и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.

Профессиональная позиция представляет собой сложное личностное образование, в ней находит свое выражение отношение преподавателя к своей роли и месту в педагогическом процессе образовательного учреждения. Она практически реализует систему ценностных установок педагога, выражает его убежденность в самоценности своей профессиональной деятельности.

Педагогическая позиция является своеобразным ответом на ряд вопросов: кем я являюсь для своих студентов? Для чего я иду к ним? Кем мои студенты являются для меня?

Педагогическая позиция преподавателя оказывает значительное влияние на систему отношений педагога к студентам, детям дошкольного возраста, коллегам и родителям. В свою очередь, эти отношения являются основанием для такого поведения, при котором реализуется создаваемый педагогом образ.

Педагогическая позиция преподавателя может быть классифицирована на основании приоритетов, которые ставит перед собой преподаватель в процессе взаимодействия со студентами: ориентация на содержание учебного материала, забота о соблюдении дисциплины, чрезмерная опека своих воспитанников, защита собственной личности от излишних хлопот в работе с учащимися, ориентация преподавателя на максимально упрощенные схемы проведения занятия, забота о сотрудничестве, стремление стать старшим товарищем для своих студентов (А. А. Лобанов).

Позиция «педагог — источник нужной и полезной информации для студентов». Преподаватель активен в передаче информации и источников ее получения, он логичен, последователен в изложении, продумывает с особой тщательностью наглядность. Перед своими студентами он предстает в роли интересного рассказчика, однако увлеченность приводит к тому, что в центре внимания педагога оказываются не студенты, а сам процесс подачи учебного материала. Преподавателю кажется очевидным и простым материал, предлагаемый студентам, а студенты, наоборот, его не воспринимают.

Позиция «педагогнадзиратель». Эта позиция характеризует стремление педагога подчинить все свои действия дисциплинарным моментам: обучаемые должны четко следовать установкам преподавателя, не отвлекаться, внимательно следить за преподавателем, отвечать по указке педагога, поэтому разнообразные инициативы студентов бывают наказуемы, поскольку вносят разлад в строго устоявшийся порядок. В такой позиции педагог работает прежде всего на себя, а учащимся отводится второстепенная роль.

Позиция «педагогзаботливая наседка». Нередко эта позиция неэффективна, поскольку преподаватель своим стремлением изложить материал подробно, подсказать все имеющиеся способы решения проблем сводит на нет познавательную активность учащихся, да и навыки самостоятельной работы не формируются должным образом. Нужно отметить, что для обучающихся такие тепличные условия весьма удобны, вне их они испытывают дискомфорт и не могут реализовать свой потенциал.

Позиция невмешательства. Эта позиция характеризуется стремлением преподавателя идти по линии наименьшего сопротивления: используются конспекты прошлых лет, материал, предлагаемый студентам, дается только из параграфа учебника, а изложение повторяет его слово в слово или близко к тексту, ставится несколько дежурных вопросов при контроле знаний. Преподавателя с такой позицией вполне устраивает принцип «вы мне не мешаете, и я вам не помешаю».

Позиция «педагог — друг, товарищ, наставник». Все действия преподавателя направлены на принятие, понимание и поощрение учащихся, но в то же время он не допускает панибратства. В общении между педагогом и студентами действует правило «безусловность нормы», которое создает баланс в их отношениях: можно выбирать, высказывать свое суждение, не соглашаться с преподавателем, но нельзя не работать, не соблюдать этические нормы, быть безответственным.

Позиция дистанционная. Эта позиция и все последующие отражают расстояние, на котором находятся относительно друг друга преподаватель и учащиеся по вертикали и горизонтали. По горизонтали она бывает далекой, близкой, рядом. Далекая позиция придает отношениям формальность и официальность; ей свойственно обращение к студентам по фамилии, присутствие в лексиконе педагога выражений типа «уважаемые. », «милостивые государи. ». Близкая позиция предполагает довольно теплые обращения типа «мои дорогие. », «любимые. », а позиция «рядом» выражается словами «друзья. », «коллеги. ».

Позиция уровневая. Она отражает положение преподавателя и студента по вертикали: «сверху», когда инициатива принадлежит педагогу; «снизу», когда он намеренно создает условия для инициативности студентов и оказывается как бы снизу, а позиция наравне реализуется через так называемый «Мы-подход».

Позиция кинетическая. Она характеризует положение педагога при совместном движении и деятельности, когда роль лидера перемещается от преподавателя к студентам: впереди, сзади, рядом.

Позиция открытая. Педагог не скрывает от студентов своих намерений, отношений. В его высказываниях присутствуют выражения типа «я хочу. », «я надеюсь. », «для меня главное. ».

Позиция закрытая. Педагог скрывает свои истинные намерения или акцентирует внимание окружающих на второстепенных деталях. Эта позиция не несет в себе негативный оттенок, поскольку преподавателю не всегда целесообразно афишировать свои подлинные желания в педагогических или этических целях.

Типология педагогов.Существует несколько типологий педагогов, все они также отражают сущностные черты и поведенческий набор действий преподавателя средней и высшей профессиональной школы.

Есть типология, основание которой составляет позиция «на пьедестале». Суть ее заключается в стремлении преподавателя спрятать от окружающих свое «Я».

Педагог-начальник намеренно подчеркивает свою силу; все знает и умеет; считает себя образцом добродетели; стремится всех держать в страхе, поскольку владеет определенной суммой знаний, интуицией, наблюдательностью, что позволяет ему быть в курсе маленьких и больших «грехов» своих воспитанников, от которых требует беспрекословного послушания и подчинения; стремится всеми доступными средствами поддерживать свой авторитет; считает, что преподаватель всегда прав. Его пьедестал — это власть.

Педагог-компьютер подавляет окружающих своей неприступностью, требованием знаний; во время изложения материала он похож на робота, который выдает бесчувственно запрограммированную информацию; в его речи преобладают безличные предложения типа «все знают, что. », «говорят. », «есть мнение. ». Его пьедестал — компетентность, причем, конечно, только его.

Педагог-мученик — миротворец, идущий на большие жертвы ради пустяков; он взваливает на себя большой объем работы, при этом испытывает постоянное чувство вины за всё и всех. Таким своим поведением он пытается оградить себя от душевного напряжения. Его позиция — бесконфликтность.

Педагог-приятель требует хорошего отношения к себе, перед всеми предстает в роли снисходительного товарища, который готов простить в любую минуту; его беззаботность, по сути, безразличие по отношению к студентам и их проблемам. Его пьедестал — популярность.

Педагог без пьедестала имеет партнерскую позицию, которая означает отсутствие всякого пьедестала. Сотрудничество, гуманное отношение к запросам, нуждам студентов отличают его от других типов педагогов. Ему никогда не придет в голову ответить: «Я прав, потому что я умнее, обличен властью; я лучше. » Такой педагог строит свои отношения на принятии самоценности других людей, которые достойны уважения любви, внимания, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые они демонстрируют в данный момент. Основу партнерской позиции составляет формула «рядом и вместе со студентами. ».

Говоря о типологии педагогов, следует отметить, что педагогическая позиция заставляет преподавателя выбирать, а затем и практически реализовывать стратегию своей профессиональной деятельности с учетом личностных качеств и интеграции педагогических действий в ситуации педагогического общения.

Поэтому еще по одной типологии, основу которой составляют комбинации профессионально-значимых качеств во взаимосвязи с уровнем продуктивности педагогической деятельности педагога, можно выделить три типа педагогов.

Первый тип.Комбинации положительные, без предосудительного, уровень деятельности продуктивный.

Педагог-организатор — великолепный организатор, целеустремленный, уравновешенный, обладает способностью не теряться в экстремальных условиях, проявляет устойчивый интерес и любовь к работе, обладает хорошими дидактическими способностями.

Педагог-друг — педагог-оптимист, с ярким воображением, обладает хорошими коммуникативными способностями, уважает своих студентов.

Педагог — нравственный наставник социально активен, обладает ярко выраженными перцептивными способностями, толерантностью.

Второй тип.Комбинации положительные, с предосудительным, но извинительным. Представители этого типа преподавателей свои действия направляют на четкое соблюдение правил. Их позитивные качества преобладают над негативными, продуктивность педагогической деятельности достаточна, что позволяет и учащимся, и коллегам признавать негатив в их поведении извинительным.

Педагог-интеллектуального эрудирован, современен, с ярко выраженными академическими и дидактическими способностями, но высокомерен, вспыльчив, рассеян.

Педагог-куратор справедлив, уравновешен, честен, не теряется в трудных ситуациях, но высокомерен, с низкой толерантностью.

Педагог-эгоцентрист эрудирован, целеустремлен, с ярко выраженными коммуникативными и административными способностями, но высокомерен и человек настроения.

Третий тип.Комбинации позитивные, нейтрализуемые негативом. Соответствует малопродуктивному уровню профессиональной деятельности. Для представителей этого типа главное в жизни — самовыражение, карьера. Они обладают развитыми педагогическими способностями, в работе наблюдается цикличность: то высокие, то низкие конечные результаты, поскольку искажен мотив деятельности.

Педагог-формалист обладает широким спектром педагогических способностей и личностно-профессиональных качеств, но не держит данного слова, имеет любимчиков.

Авторитарный педагог — хороший организатор, администратор, но высокомерен, властолюбив, мстителен.

Типы педагогов можно выделить и на основании системообразующего качества, которое собирает вокруг себя в определенной последовательности и иерархии другие значимые личностно-профессиональные качества (И. В. Бачков). Личностной детерминантой является творческая самостоятельность.

Типология педагогов с учетом личностно-профессиональных качеств.Далее приведем типологию уровней профессионального развития педагогов.

«Штамповщик». Основание: зависимость — принятие — система принуждения. Девиз: «Я вас люблю, если надо!» Краткая характеристика: любит детей, но под влиянием сложившихся стереотипов, шаблонов; работает по готовым рецептам, без учета индивидуальности учащегося и учебной группы в целом, поэтому, взаимодействуя с обучаемыми, использует разнообразные формы принуждения и насилия. У такого педагога отсутствует творческое начало.

«Самодур». Основание: зависимость — непринятие — система принуждения. Девиз: «Вы виноваты, что я посредственность!» Краткая характеристика: представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в педагогической деятельности по чистой случайности; неспособность к творчеству и нежелание работать вызывают стойкую неприязнь к учащимся, реально воплощаемую в жестком управлении и системе запретов.

«Наблюдатель». Основание: зависимость — непринятие — система, направленная на развитие. Девиз: «Я вас не трогаю, вы меня не трогайте!» Краткая характеристика: работает без творчества; система педагогической деятельности, направленная на развитие, превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности.

«Самоактуализатор». Основание: самостоятельность — принятие — система, направленная на развитие. Девиз: «Ты уникален, как и я, мы поймем друг друга!» Краткая характеристика: принятие, любовь, самоактуализация личности преподавателя и студентов.

В перечисленных типологиях педагогов можно наблюдать некоторое повторение, думается, что это не случайно: во-первых, потому что каждый исследователь проблемы рассматривает ее под определенным углом зрения; во-вторых, ролевая позиция, выраженная в характеристике, предусматривает конкретный набор действий, реакций, отношений преподавателя; в-третьих, образные сравнения позволяют быстрее выделить и запомнить преподавателя, обладающего позитивными характеристиками, необходимыми для реализации личностно ориентированной технологии обучения, а также каждому педагогу увидеть себя со стороны и в случае необходимости скорректировать свой профессиональный образ.

Завершая разговор, следует отметить, что профессиональная позиция изначально определяет характер отношений, ролевого поведения, представления преподавателем своего образа во взаимодействии его с учащимися, их родителями и коллегами по работе, является базисным основанием педагогической культуры.

Культура педагогического мышления

Профессиональное мышление педагога представляет собой сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры содержательного и практически действенного фондов и качественными характеристиками.

Термин «профессиональное мышление» чаще всего употребляется в двух смыслах: когда подчеркивают, во-первых, высокий профессиональный уровень специалиста, выражающийся в особенностях мышления, но акцент делается на качественный аспект; во-вторых, особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, но акцент переносится на предметный аспект (Е. И. Рогов).

Профессиональное мышление можно определить как обобщенное, опосредованное специальными знаниями отражение объекта, процесса, условий производственной или педагогической деятельности.

Педагогическое мышление — это специфическая умственная и практическая деятельность педагога, обеспечивающая эффективность использования им этических установок, научных знаний, педагогической технологии, личностных качеств в учебно-воспитательной работе (А. А. Орлов).

Педагогическое мышление рассматривается как совокупность свойств, присущих любому практическому мышлению. Важнейшими его характеристиками являются: рефлексивность, критичность, комплексность, конкретность, самостоятельность, конструктивность, профессиональная компетентность, индивидуальность мышления.

Профессиональное мышление преподавателя, направленное на решение педагогических задач, представляет собой иерархизированную цепь мыслительных процессов, соотнесенных с целями учебно-воспитательного процесса.

Особенности педагогического мышления определяются спецификой педагогического труда (А. А. Орлов, Н. В. Кузьмина):

поскольку педагог как носитель культуры является еще и источником информации, организатором деятельности и общения студентов в целостном учебно-воспитательном процессе, то его мышление представляется как мышление социальное, характерными особенностями которого являются понимание, осмысление, способность к диалогу;

поскольку педагогическое мышление социально направлено, то его объектом является взаимодействие преподавателя с другими людьми;

мышление педагога всегда связано с процессами антиципации, т.е. с предвосхищением, предугадыванием событий.

Педагогическое мышление базируется на трех принципах: природосообразности, культуросообразности и дополнительности — и практически реализуется через формулу «видеть, предвидеть, действовать» (Г. Г. Гранатов).

В профессиональном мышлении каждого специалиста, в том числе и педагога, представлен понятийно-проблемндстный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений, усиливающийся ценностными установками, этическими нормами и другими социально-психологическими механизмами, существующими в обществе.

Педагогическое мышление преподавателя бывает как теоретическим, так и практическим. Работа теоретического мышления заключается в нахождении принципов организации педагогического процесса, выработке его стратегических закономерностей. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных педагогических задач.

Логика педагогического мышления имеет свои особенности: она направлена на связывание познания с деятельностью, с практическим преобразованием действительности, так как реальная педагогическая ситуация требует от преподавателя и поиска решения общих вопросов обучения и воспитания, и применения найденных приемов к конкретным личностям.

Связь теоретического и практического мышления в деятельности преподавателя находит свое отражение не только в логике, но и в проявлении педагогом так называемой педагогической интуиции, которая является результатом накопления преподавателем знаний, своеобразной готовностью применить их при решении новых, неожиданных педагогических задач.

Педагогические задачи, образуя систему, отражают общую перспективу учебно-воспитательной работы, заставляют педагога мыслить творчески, искать способы решения этих задач. Процесс принятия педагогических решений является центральным в деятельности преподавателя и во многом зависит от уровня развития педагогического мышления (Ю. Н. Кулюткин).

Различают три уровня категориального педагогического мышления:

1) уровень ведущих идей, который выражает общую направленность деятельности педагога; идеи создают проблемы, которые надо решить;

2) уровень конструктивно-методических схем; здесь происходит осуществление выдвинутых предположений апробации различных методик обучения, выстроенных преподавателем в конструктивные схемы;

3) уровень конкретного воплощения схем, разработанных в реальных условиях педагогического процесса.

Все три уровня объединяет индивидуализированность мыслительного языка педагога, выражающаяся в том, что мыслит педагог конкретными поступками, действиями, отношениями, а не только логическими доказательствами в пользу того или иного методического приема.

Когда говорят о профессиональном мышлении педагога, то имеют в виду пространственно-образное и континуальное мышление, которое характеризуется целостностью, конкретностью и способностью к интуиции, хотя, конечно, без логического мышления преподавателю тоже не обойтись, поскольку оно позволяет решать разнообразные задачи на основе переработки большого количества информации, да и для проектирования педагогического процесса необходимы развитые навыки анализа, синтеза и обобщения.

Сущность педагогического мышления связана с умением нарабатывать свой опыт, который фиксируется в рефлексии, находить в нем зачатки готовых способов педагогического воздействия на учебную деятельность учащихся и их личность, категориально оформлять зачатки новых способов и выражать их в технологической форме, а также принимать те или иные педагогические решения с определенным временно-пространственным Упреждением событий, как бы с забеганием вперед.

Мышление включено в различные звенья педагогической деятельности, поэтому его содержанием становятся действие и рефлексия обучаемого и его самого. Разнородность педагогического мышления требует от педагога определенных умений и культуры.

Культура педагогического мышления выражается в том, что педагог осуществляет рефлексию своих мыслительных процессов, критику и проектирование оформленного мышления. Культура мышления реализуется через стиль профессионального мышления специалиста, который представляет собой стереотипную структуру, изменяющуюся чрезвычайно медленно и с большим трудом. Это происходит из-за проявления в работе преподавателя феноменов барьеров в системе отношений «преподавание — учение» (Ю. В. Сенько). Эти барьеры возникают как неприятие гуманитаризации образования и реализации принципов современного педагогического мышления: понимание, диалогичность, рефлексивность, метафоричность. В качестве барьеров можно выделить:

склонность преподавателя к однозначным дефинициям педагогических явлений, которая для педагога принимает силу фиксированной установки;

обеднение образа учащихся, их реальных учебных возможностей на основе отождествления содержательных аспектов понятий «обучаемость» и «обученность». Это приводит к тому, что в практической работе преподавателя отсутствует связь между принципами доступности и развивающего обучения и методологической составляющей в структуре учебного материала;

отсутствие в созданной преподавателем профессиографической модели будущего специалиста требований к регулятивно-ценностной структуре его профессиональной деятельности;

односторонность и фрагментарность самой деятельности преподавателя, которые не позволяют ему иногда осознать необходимость совместной деятельности педагогического коллективав целом;

представление педагога о разнообразных концепциях как о сумме технологий. Утилитарность дидактических канонов самого преподавателя заставляет его реализовывать методические рекомендации без углубления в логику их обоснования.

Выделено четыре мотива возникновения мышления в реальных условиях педагогической деятельности, определенным образом оказывающих влияние на творчество (О. М. Краснорядцева).

1. Мышление возникает для выяснения причин происходящего и возвращения педагогической деятельности в намеченное русло, если появились неполадки, сбои, трудности. Преподаватель стремится вернуться к тому, что отражено в плане учебного занятия, восстановить запланированный ход занятия.

2. Мотивом может служить желание педагога выйти из состояния педагогической монотонности. Уход от монотонности основывается на видении педагогом «профессионального образа мира», особенности учебного материала или степени подготовленности студентов.

3. Мотивом творческого мышления становятся моральные и профессиональные ценности преподавателя. В данном случае эти ценности играют роль возможности профессионального саморазвития как преподавателя, так и его студентов.

4. В качестве мотива выступает необходимость принятия педагогом сформулированной не им задачи, но требующей выполнения именно данным педагогом. Например, задачи, поставленные для преподавательского коллектива на педагогическом совете или предметно-цикловой комиссии.

Говоря о сформированности мышления, следует определить черты научного стиля мышления, который является важным показателем культуры и мастерства преподавателя:

системность мышления — способность охватить явления многоаспектно, выделить комплексы их взаимосвязанных компонентов в подсистемах, получить объемное знание для решения задач;

детерминизм мышления — способность устанавливать причинно-следственные связи, схватывать зависимости между явлениями в педагогической системе;

вероятность мышления — способность выявлять и прогнозировать возможные пути развития учебно-воспитательного процесса, действия личностей, групп, коллективов;

конкретность мышления — способность переносить (использовать) общие положения теории для объяснения текущих фактов и ситуаций, анализировать их и делать оперативные выводы;

перспективность мышления — способность видеть перспективу событий, моделировать «зону ближайшего развития»;

экономичность мышления — способность выбирать пути наименьшей затраты сил и времени, кратчайшие пути решения задач;

рефлективность мышления — способность оценивать свою Деятельность со стороны, как бы глазами учащихся;

эвристичность мышления — способность ставить и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев, генерировать информацию, делать выводы (Л. Ф. Спирин).

Завершая описание сущностных характеристик педагогического мышления, следует отметить, что оно способствует осмыслению профессионально-педагогической деятельности, позволяя вывести ее на уровень творчества, предупреждает и устраняет возникшие нетипичные педагогические ситуации, стимулирует поисковые потребности преподавателя и студентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *