Что такое педагогическая риторика

Педагогическая риторика

Полезное

Смотреть что такое «Педагогическая риторика» в других словарях:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА — теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения [92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Риторика — – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Средства обучения риторике — это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного предмета. Особенности С. о. р. определяются спецификой… … Педагогическое речеведение

Риторический прием — – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Античность — педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

АНТИЧНОСТЬ — педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Реторика — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Риторик — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

Источник

Педагогическая риторика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая риторика: сущность и предназначение

Педагогическая риторика – это раздел риторики и отдельная научная отрасль, занимающаяся исследованием формирования и развития навыков правильного, гармоничного, продуктивного речевого произношения у педагога.

Рисунок 1. Педагогическая риторика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогу и иным специалистам необходимо умение выражать свои мысли четко и упорядоченно. Речь должна быть краткой и понятной, выразительной и эмоционально окрашенной.

Педагогическая риторика выделилась в отдельную научную отрасль в силу своей важности и специфической значимости. Поскольку, педагогика исследует закономерности процессов обучения и воспитания, а они протекают посредством речи и речевого воздействия, то педагогическая риторика должна формировать искусство постановки правильной речи, обеспечивающей продуктивную передачу определенных нравственных ценностей и научных знаний.

Педагогическая риторика предназначена для следующих направлений педагогической деятельности:

Готовые работы на аналогичную тему

Характер педагогической речи, навыки построения эвристического диалога способствуют продуктивной передаче знаний учащимся. Все эти показатели выступают аспектами педагогической риторики.

Объект, предмет и целевое назначение педагогической риторики

Как научная отрасль, педагогическая риторика имеет свой объект и предмет исследования.

Объектом педагогической риторики выступает процесс формирования навыков речевой коммуникации и речевой культуры педагога.

Предметом педагогической риторики выступает совокупность принципов, методов и способов, условий организации эффективного риторического обучения педагога, создание его полноценной личностью, наделенной языковой культурой и коммуникативными навыками, помогающими ему успешно реализовывать свою профессиональную деятельность.

Педагогическая риторика занимается исследованием закономерностей формирования и развития речи педагога, становления его коммуникативных навыков. Речь педагога исследуется с двух позиций:

Как передача мысли в словесной форме через аргументацию с применением вербальной и невербальной речевой коммуникации.

Как риторические категории: этос, пафос и логос:

Целевым назначением педагогической риторики выступает создание условий для полноценного и качественного усвоения образовательной программы, устранение негативных речевых факторов и соблюдение выполнения требований речевого взаимодействия в ходе реализации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая риторика включает в себя совокупность принципов реализации оптимальной речи и продуктивного речевого взаимодействия. Она является речевым аспектом мастерства педагога и его творческого направления деятельности.

Функциональная роль общения с точки зрения педагогической риторики

Педагогическая риторика занимается исследованием понятий и категорий психологии общения, риторики, теории речевой деятельности и их использование, особенности проявления, функции в конкретных ситуациях и условиях педагогического общения. Это открывает возможности понимания норм и способов риторического общения, их использования в конкретных коммуникативных ситуациях, возможность применения для решения конкретных задач и достижения определенных целей общения.

Фундаментом коммуникативной деятельности педагога является система его знаний и практических навыков, опыта использования определенных средств речи в конкретных ситуациях общения. Общая риторика создает категориальный аппарат, формирует законы и признаки, закономерности, позволяющие построить образ профессионального речевого становления педагогов.

Педагогическая риторика определяет ряд функций педагогического общения:

Источник

Педагогическая риторика как разновидность частной риторики

Что такое педагогическая риторика. Смотреть фото Что такое педагогическая риторика. Смотреть картинку Что такое педагогическая риторика. Картинка про Что такое педагогическая риторика. Фото Что такое педагогическая риторика

В вопросе формирования компетентности учителей значимым моментом является развитие коммуникативных навыков, способствующих решению профессиональных задач. Лидирующие позиции в развитии требуемых умений занимает педагогическая риторика, наука об основах создания и факторах, обеспечивающих эффективность публичной речи преподавателя.

Основы педагогической риторики

Залогом успешной деятельности педагога служит речевая коммуникация, обладающая такими характеристиками, как эффективность, артистизм и гармоничность. При этом подразумевается, что даже в случае, если обращение производится к одному слушателю, текст все равно сохраняет публичный стиль, а именно:

Воздействие, как целенаправленное влияние говорящего на слушателя, является предметом изучения риторики с античных времен. Педагогическая риторика, как разновидность частной риторики, предназначена для обеспечения коммуникативной компетентности преподавателя. Речевое воздействие обладает рядом функций, определяющих важность изучения его средств педагогами:

Всего выделяют 4 вида речевого воздействия. Основными различительными чертами считают тип аргументации и используемые для нее языковые средства.

Решающим фактором востребованности риторических основ служит их прикладная направленность. Все теоретические положения этой науки нацелены на практику, а ее знания носят инструментальный характер.

Важно: помимо лекционных материалов, курс педагогической риторики должен в обязательном порядке включать практические занятия.

К видам педагогической риторики относят:

Одним из ключевых инструментов дисциплины является риторико-педагогический анализ. Его применяют к таким ситуациям, как введение информации, ее закрепление, а также проверка и оценка работ обучаемых.

Что такое педагогическая риторика. Смотреть фото Что такое педагогическая риторика. Смотреть картинку Что такое педагогическая риторика. Картинка про Что такое педагогическая риторика. Фото Что такое педагогическая риторика

Стили педагогического общения

Педагогическое общение — взаимодействие между преподавателем и учеником, посредством которого первым решается ряд задач, как учебных и воспитательных, так и направленных на развитие личности. Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические характеристики коммуникации обучающего с обучаемыми. Он отражает:

Наибольшее распространение имеют следующие стили:

Важным для будущего педагога является вопрос выработки манеры общения и подачи себя, максимально способствующей достижению стоящих перед ним, как перед профессионалом, задач.

К особенностям современной педагогической риторики можно отнести развитие научных изысканий с охватом широкой географии и формирование ряда новых направлений, начавшееся после объединения в 1997 году риторов России. Это дало возможность для более глубоких, фундаментальных исследований. Однако при этом был спровоцирован рост количества текстов, не представляющих большого интереса, вследствие чего забываемых научной общественностью сразу же после публикации.

Что такое педагогическая риторика. Смотреть фото Что такое педагогическая риторика. Смотреть картинку Что такое педагогическая риторика. Картинка про Что такое педагогическая риторика. Фото Что такое педагогическая риторика

Культура речи преподавателя

Одной из проблем, рассматриваемых педагогической риторикой, является культура речи преподавателя. Ее определяют следующие параметры:

К качествам речи, определяющим речевую культуру педагога, относят:

С точки зрения педагогической риторики, выделяют следующие речевые ошибки:

Качества голоса преподавателя

В соответствии с основами педагогической риторики, требования, предъявляемые к голосу преподавателя, обусловлены стоящими перед ним задачами и реалиями педагогического общения. Выделяют следующие качества:

Развитие всех этих качеств входит в процесс, называемый постановкой голоса. Этот аспект, как и, в целом, курс педагогической риторики, может быть реализован на любых факультетах педагогического профиля.

К сожалению, базовое учебное пособие по данному направлению отсутствует. Поэтому обучение идет на основе множества книг и методик, затрагивающих различные разделы дисциплины. Ключевыми работами и неотъемлемыми пунктами университетской программы считают такие труды, как «Основы педагогической риторики» А.А. Мурашов и «Педагогическая риторика. История и теория» А.К. Михальской. Упор на данную книгу делают преимущественно при изучении вопросов риторико-педагогического идеала.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» в других словарях:

Педагогическая риторика — одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика одна из сфер так называемой «повышенной речевой… … Педагогическое речеведение

Риторика — – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Риторика — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Средства обучения риторике — это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного предмета. Особенности С. о. р. определяются спецификой… … Педагогическое речеведение

Риторический прием — – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим (родовым) в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Античность — педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

АНТИЧНОСТЬ — педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Реторика — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

Риторик — Этьен Делон (1518 1583?), французский художник. Риторика. Аллегорическая фигура из серии «Основные науки». Гравюра резцом. Риторика (реторика) (др. греч. ῥητωρική «ораторское искусство» от ῥήτωρ «оратор») первоначально наука об ораторском… … Википедия

ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

Источник

«Педагогическая риторика, ее сущность и функциональное назначение»

Педагогическая риторика, ее сущность и функциональное назначение

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности специалиста – важнейшая задача профессионального образования в настоящее время. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в педагогическом процессе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого педагогу необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач. Основные аспекты профессиональной подготовки – достижение всех целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач, совершенствование речевого мастерства. Сфера обучения является сферой повышенной речевой ответственности, так как, по выражению В.А.Сухомлинского: «Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». Концептуальной основой данного раздела курса является риторический подход, ориентированный на творческие поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной и результативной профессиональной речью. П едагогическая риторика предназначена:

 моделировать и конструировать ситуации педагогического общения с целью решения различных психолого-педагогических и риторических задач;

 совершенствовать речевой аспект педагогического общения;

 предупреждать и исключать ситуации развития негативного коммуникативного сценария.

В риторике разработаны общие принципы и законы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики создается модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной – педагогической – риторики. Риторика помогает не только преподнести предмет, но и сформировать познавательный интерес, а значит развить творческую мотивацию к учению.

Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.

Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью.

Изучая соотношение мышления и речи, процесс формирования способов влиятельной аргументации в процессе обучения и воспитания – педагогическая риторика ставит своей целью создание факторов полного и качественного усвоения и сохранения сведений. Главное условие достижения цели – риторически оптимальное изложение, стремление к ситуации коммуникативного вдохновения.

Педагогическая риторика – это система принципов оптимальной организации речи, она образует речевой аспект педагогического творчества и мастерства. Профессионально-ориентированная риторическая подготовка предполагает знание специфики педагогического общения, владение разнообразными способами риторических действий, обусловленных характером профессии, освоение опыта в коммуникативно-творческой деятельности по созданию профессионально-значимых педагогических речевых жанров. Базовые понятия и категории психологии общения, риторики, теории речевой деятельности рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях педагогического общения, что позволяет понять их специфику, определить, какие риторические нормы и методы действуют в соответствующих коммуникативных условиях, как они «работают» в ходе решения определенных задач.

Аргументация, которая изучается педагогической риторикой:

эпидейктическая – комплекс оценок и характеристик.

Аргументация влиятельна, если педагог решает и задачи, и сверхзадачу. Основу коммуникативной деятельности педагога составляют практические знания о способах целенаправленного использования в различных ситуациях общения. На базе категорий, законов и принципов общей риторики создается модель профессиональной речевой подготовки специалистов в рамках частной – педагогической – риторики.

Педагогическая риторика различает следующие функции общения :

информационно-коммуникативная (гностическая, обеспечивающая познание) – функция обучения, приобретения предметных знаний и социального опыта;

— воспитательно-коммуникативная функция – ориентированная на развитие личностных качеств, эмоциональной культуры, эстетической восприимчивости и художественного вкуса.

В процессе учебно-речевой деятельности комплексно реализуются все функции общения.

1.1.1. Речевая ситуация в педагогическом общении.

Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». К выделенным Аристотелем элементам структуры речевой ситуации необходимо добавить ещё обстановку (место) общения: ведь в различной обстановке одни и те же коммуниканты об одном и том же предмете будут общаться по-разному. Таким образом, общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом:

Слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения определяются так: говорящий

предмет и обстановка речи

• тема: раздел учебно-научного знания

• урок (индивидуальная консультация, неформальное общение и т.п.)

Дидактическая направленность общения предопределяет специфику типа общения: учебное взаимодействие, коммуникативное лидерство педагога. Особенность учебно-речевой ситуации (УРС) общения – устойчивость, постоянство содержательных характеристик ряда категорий: роли адресанта и адресата, внешние обстоятельства общения, код общения (язык обучения, стиль)

Структурообразущим элементом в УРС является риторическая категория цели :

КТО (говорящий) – КОМУ (слушающий) – ГДЕ (место) – КОГДА (ситуация) – ПОЧЕМУ (мотив) – ЗАЧЕМ (цель).

Отношение педагог – учащийся это постоянные социальные роли, обусловленные правилами учебно-научного общения. Внутренние обстоятельства такого общения – это мотивация деятельности и понимание цели как коммуникативного намерения (интенции) участников общения. Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели творческого взаимодействия. Коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы (предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения» (по Аристотелю), чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу.

Существует риторическая типология стратегических целей:

— убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства, апеллируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

внушить – обратиться к чувствам слушателя, использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность (риторические фигуры, тропы и т. п.) ;

побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие .

В конкретной ситуации общения возможны различные сочетания стратегических подходов: информировать и убедить; убедить и внушить и т.п. Стратегия педагогического общения предопределяется логикой научного и риторического знания, а также, коммуникативными целями взаимодействия.

1.1.2. Стилистика педагогической речи. Культура речевой деятельности педагога. Речевая культура педагога

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, для максимального

раскрытия личности каждого. Эти нормы очень тесно взаимосвязаны, дифференцирование только условно, это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения.

Этические нормы определяют систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре, и регулирует формы проявления их в речи. Коммуникативные нормы обеспечивают выбор средств общения, контакта и достижения всех целей коммуникации и действуют на всех этапах речевой деятельности, определяя целенаправленность и целесообразность. Коммуникативными нормами общего характера, определяющими весь процесс коммуникации, являются принципы:

— структурирования – вычленение и расположение всех смысловых частей, логических связей.

Культура создания и восприятия текстов предполагает, что информация не подается и не воспринимается изолированно от другой информации и от окружающего мира, а существует в определенном контексте – заранее заданном «смысловом поле» (Ю.М.Лотман).

1.1.3. Коммуникативные качества речи. Речевые и языковые нормы

Коммуникативное поведение – это поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Для обозначения коммуникативного поведения народа, группы лиц используется термин «речевое поведение» как синоним термина «коммуникативное поведение» – общение народа, группы людей как некоторая упорядоченная система правил. Но при этом термин «речевое общение» акцентирует речевой аспект общения, а термин «коммуникативное поведение» – аспект, связанный с более широким набором факторов, в том числе нормами и правилами общения.

Коммуникативные качества речи – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников.

Основы учения о качествах хорошей речи были заложены в античную эпоху. В появившихся в ХVIII–ХIХ вв. руководствах по риторике для оценки эффективной речи используются такие понятия, как ясность, точность, логичность и др.

В наше время теоретическое обоснование выдвижения коммуникативных качеств речи как критериев для оценки культурной речи наиболее

последовательно представлено в книге Б.Н. Головина. В рамках системного подхода ученый выделяет 10 качеств : правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, а также образность (близкую к выразительности), доступность и действенность ; подробно рассматриваются семь первых из названных качеств, определены экстралингвистические и лингвистические условия их формирования.

Коммуникативные качества определяются в соотношении с неречевыми структурами (языком, мышлением, сознанием, действительностью, адресантом-адресатом, условиями общения).

Коммуникативные качества правильности (нормативности), чистоты (отсутствия диалектизмов, жаргонизмов и т.п., что также относится к ведению нормативного аспекта) и богатства (использования в речи разнообразия языковых средств) получают определения на базе соотношения знаковой структуры речи с тем, что дает говорящему или пишущему литературный язык.

Соотношение «речь–сознание» помогает понять, что стоит за словами выразительность (способность речи осуществлять воздействие не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, а также поддерживать внимание и интерес адресата), образность (способность речи формировать конкретно-чувственные представления о действительности), действенность и уместность (способность высказывания отвечать целям и задачам общения).

Качество уместности речи определяется соотношением «речь–условия общения» (место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).

Перечисленные отношения структуры речи к неречевым структурам участвуют в осуществлении коммуникативного процесса. Ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам ухудшает ее качество.

Все перечисленные коммуникативные качества А.Н. Васильева рассматривает как общие культурно-речевые критерии, которые в значительной степени специфичны по стилям, жанрам, ситуациям, а также разнообразятся во взаимодействии между собой. При этом рассматривается, как все они приобретают новые и новые значимости и воплощения не только в основных стилях, но и в более узких речевых подсистемах.

Число выделяемых исследователями коммуникативных качеств может варьировать. Так, Б.С.Мучник применительно к письменной коммуникации

рассматривает пять речевых качеств: ясность (недвусмысленность), точность (соответствие актуализированного автором значения высказывания передаваемому смыслу), краткость (умение передать мысль наименьшим количеством слов), полнота (противоположное избыточности речи развернутое выражение мысли), логичность (соответствие законам и правилам логики).

Дальнейшую разработку коммуникативные качества речи получили в последние десятилетия в связи с актуализацией лингвометодических, лингвокультурологических, лингвориторических исследований (Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Н.Н. Ивакина и др.). Коммуникативные качества рассматриваются не только как критерии анализа речевых произведений, но и как направления совершенствования речевого мастерства (Л.Р. Дускаева, О.В. Протопопова).

Обусловленные целью общения стереотипы построения процесса коммуникативного воздействия в зависимости от условий взаимодействия и личности коммуникантов называются коммуникативной ( речевой) стратегией. В современном обществе личность как речевой стратег выбирает и для себя путь развития и продвижения по социальным уровням, целесообразно реализуя различные речевые стратегии. Коммуникативная целесообразность – использование языковых средств в соответствии с замыслом и целью речевого поведения говорящего (пишущего) в конкретной ситуации общения и с учетом особенностей собеседников .

К качествам коммуникативной целесообразности относят правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие, ясность и доступность, выразительность, эстетичность, уместность речи – каждое из них имеет свою специфику.

Точность а) в отражении действительности: связана с истинностью высказывания и знанием предмета речи; б) выражения мысли в слове – связана с богатством лексикона, умением выбирать наиболее точное по смыслу слово. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы, – которые отмечал А.Пушкин. Нарушение точности речи связано с незнанием лексических норм.

Логичность верность отражения фактов действительности в их связях и отношениях. Например, в известной словесной шутке А. Чехова « Шел дождь и два студента, один – в университет, другойв галошах » в однородный ряд намеренно включены разнородные понятия, что создает комический эффект . Но нарушение логических связей приводит логическим ошибкам, среди которых:

алогизм – ошибка на основе нарушения логических связей, сопоставление несопоставимых понятий («Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью еще больших богатств»),

подмена понятия (защита закона – защита справедливости),

расширение понятия (правильность речи – культура речи; редакция орфографии – реформа языка);

ошибки в тезисе: подмена, сужение, расширение, потеря тезиса;

ошибки в демонстрации.

Ясность и доступность изложения понятность и доходчивость: умеренность терминологии и иноязычной лексики, короткое предложение, прямой порядок слов, учет особенностей восприятия устной и письменной речи. Синонимом ясности в данном контексте можно использовать понятие «простота», но не в значении «примитивность». Понимание простоты как эстетической ценности неизменно связано с отказом от украшенности. Для того чтобы простое воспринималось именно как простое, а не как примитивное, нужно, чтобы оно было не упрощенным, а аскетичным, то есть чтобы говорящий сознательно не употреблял определенные элементы построения, а слушатель проецировал его текст на фон, в котором эти «приемы» были бы реализованы. В различных коммуникативных ситуациях простота может граничить с пошлостью и примитивностью или, наоборот, с изысканностью и сдержанностью.

Чистота речи отказ от элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности. К элементам, чуждым русскому литературному языку относятся:

слова-паразиты: вот, значит, как бы, где-то в районе, типа, короче;

диалектизмы и просторечные слова: извиняюсь, играться;

варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты): пипл, шузы, хаер.

К элементам, отвергаемым нормами нравственности, относятся языковые инвективы : жаргонизмы и вульгаризмы, бранные слова, зоонимы в инвективной функции (иногда их называют «скотизмами»), обсценная лексика (мат) – т.е. слова и выражения, оскорбляющие слух, честь и достоинство человека .

Выразительность особенности речи, которые поддерживают внимание слушателей, в частности а) внеязыковая выразительность: информационная (подбор неожиданных, оригинальных фактов) ; эмоциональная (способ изложения, манера изложения, пафос) ; интонационная (темп, тембр речи, высота голоса и проч.) ; б) языковая выразительность – использование тропов и фигур речи (риторических фигур) .

Богатство и разнообразие средств выражения – использование всех возможностей языка для достижения коммуникативной цели: использование синонимов, перифраз (описательных оборотов), фразеологического богатства, крылатых слов и выражений, прецедентных текстов.

Уместность подбор и организация языковых средств в зависимости от контекста (ситуации или стиля речи):

а) этическая уместность (соответствие ситуации общения);

б) стилистическая уместность (соответствие языковых средств функциональному стилю речи и нормам современного литературного языка).

Речевые ошибки, нарушающие уместность речи:

– анахронизм (нарушение хронологической точности слов определенной исторической эпохи) ;

– стилистическая ошибка (использование лексики другой стилевой принадлежности).

Речевая норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных способов языкового выражения, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества. Правильность речи – соблюдение языковых норм как первая ступень речевой культуры.

Общие условия образования нормы: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость; 3) общественное одобрение и признание; 4) закрепление в нормативных изданиях (словарях и справочниках).

К основным источникам языковой нормы относятся:

 произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

 публикации средств массовой информации;

 общепринятое современное употребление;

 данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

 соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой систем

Изменение норм часто вызвано действием собственно языковых законов – закона экономии языковых средств (предпочтение наиболее краткой формы выражения для экономии времени и усилий) и закона аналогии (уподобление одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в форме и

содержании: выравнивание ударения в группах слов, уподобление морфологических форм и форм управления).

Типы норм выделяются в соответствии с основными уровнями и сферами использования языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *