Что такое педагогическая система какова ее структура

Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».

2.6. Педагогическая система.

Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.

В основе существования ПС лежит тот факт, что каждый из ее компонентов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Например, в системе общеобразовательной подготовки основной является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный, интернатный. Вариантами ПС «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и т. д.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.

К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.

Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:

• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

ЛЕКЦИЯ № 16. Педагогическая система

Предмет изучения педагогики чрезвычайно сложен, поэтому по мере своего развития педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Современную педагогику точнее будет называть системой наук о воспитании, включающей:

2) историю педагогики;

3) общую педагогику.

Фундаментом педагогики является философия. Непосредственно проблемами воспитания занимается философия воспитания, использующая в воспитательной практике идеи различных философских идей.

История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Благодаря этой науке мы с помощью анализа прошлого целесообразно направляем существующие позитивные тенденции в будущее.

Общая педагогика является базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека. Она разрабатывает общие основы воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Общая педагогика имеет два уровня:

В ней традиционно выделяют четыре основных раздела, которые в настоящее время стали самостоятельными отраслями знаний:

2) дидактику (теория обучения);

3) теорию воспитания;

Возрастная педагогика имеет две подсистемы: дошкольную и школьную педагогику. Здесь в центре изучения – все существующие проблемы подрастающего человека. Разработка и совершенствование специфики учебно-воспитательной деятельности определяются особенностями определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Она исследует закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, а также специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации и переквалификации работников разнообразных отраслей трудовой деятельности, вопросами освоения новых знаний и получения новой профессии в зрелом возрасте.

В подсистеме социальной педагогики выделяют следующие отрасли:

1) семейную педагогику;

2) перевоспитание правонарушителей и т. д.

Специальная педагогика занимается проблемами людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Специфика обучения и воспитания глухонемых и глухих находится в центре пристального внимания сурдопедагогов, слепых – тифлопедагогов, умственно отсталых – олигофренопедагогов.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные и предметные методики. Они изучают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Каждый педагог должен безукоризненно владеть методикой преподавания своего предмета.

Педагогика тесно связана со многими науками:

1) философские науки помогают педагогике определить цели и смысл воспитания, корректируют направленность воспитания;

2) анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека;

3) психология помогает разобраться в развитии психики человека. Ее тесная взаимосвязь с педагогикой привела к возникновению пограничных отраслей: педагогической психологии и психопедагогики.

Педагогика связана с историей, литературой, географией, антропологией, медициной, экологией, экономикой и археологией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность

ЛЕКЦИЯ № 14. Педагогическая деятельность Обучение – это педагогический процесс, осуществляемый деятельностью педагога. В процесс обучения входят: выработка умений и навыков, применение их на практике, формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология

ЛЕКЦИЯ № 17. Педагогическая технология Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных приемов и средств. Благодаря

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача

ЛЕКЦИЯ № 18. Педагогическая задача Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);2) педагогическая задача находит свое

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система Существует несколько форм организации обучения:1) индивидуальная;2) индивидуально-групповая;3) коллективная;4) классно-урочная.Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика

ЛЕКЦИЯ № 66. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

33. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ Образованностью называется характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сфор-мированности человека и общности, основанной на обладании научным пониманием мира и себя в нем. Специфическая составляющая образования

78. Педагогическая способность и ее структура

78. Педагогическая способность и ее структура Склонность к педагогической деятельности составляет внутреннее условие для формирования страстной любви к педагогической работе. Если у человека есть склонность к работе учителя, то он испытывает удовлетворение от

Глава 7 Педагогическая психология и педагогика

Глава 7 Педагогическая психология и педагогика 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

49 ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Детская психология (ДП) начала развиваться в конце XIX в. Каждый возраст, по мнению исследователей того времени, характеризовался определенными изменениями структуры личности. Предметом ДП являлся ребенок от новорож-денности до

5.4. Педагогическая и психологическая литература

5.4. Педагогическая и психологическая литература В предыдущем разделе были даны советы по работе с книгой. В этом – порекомендуем круг чтения будущему педагогу. Когда же возникла педагогическая литература, каковы ее основные жанры? Этот раздел литературы – один из

1. Психолого-педагогическая работа с детьми

1. Психолого-педагогическая работа с детьми Наиболее часто за помощью к специалистам, работающим с семьей, обращаются по поводу детей. Работа с ребенком может вестись и по показаниям, и по запросу.Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у ребенка

2. Психолого-педагогическая работа с родителями

2. Психолого-педагогическая работа с родителями Отечественный педагог и психолог А.Е. Мудрик подчеркивает важность выполнения семьей функции воспитания. По мнению ученого, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами

Источник

Педагогическая система

Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.

В основе существования ПС лежит тот факт, что каждый из ее компонентов должен обладать общим качеством, специфичным именно для нее. Например, в системе общеобразовательной подготовки основной является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный, интернатный. Вариантами ПС «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и т. д.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.

К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.

Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:

• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие о педагогической системе. Структура, виды и свойства педагогических систем

Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура

Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура

Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура

Теоретические основы педагогических систем и технологий

Вопросы:

1. Понятие о педагогической системе. Структура, виды и свойства педагогических систем.

2. Сущность технологического подхода к образованию. Понятие о педагогической технологии, его генезис.

3. Соотношение педагогической технологии и методики обучения (воспитания). Критерии технологично организованного педагогического процесса.

4. Структура и классификация педагогических технологий.

Современный человек часто употребляет слово «система». Что же оно означает?

Система (от греч. sistema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Признаки всякой системы:

1. Система состоит из взаимосвязанных элементов.

2. Элементы составляют единое целое (еще Платон утверждал: «Целое есть нечто большее, чем простая сумма частей»).

3. Элементы внутри системы образуют некоторые подсистемы.

4. Всякая система является подсистемой системы более высокого уровня.

Во Вселенной каждый объект может быть рассмотрен как система. Выделяют системы природные (живой организм, кристалл, молекула), технические (автомобиль, компьютер) и социальные (общество, государство, финансовая система). Особую разновидность педагогических систем представляют педагогические системы.

В педагогике любой объект, независимо от своих масштабов, может быть представлен как система. Педагогическими системами являются: урок, школьный класс, учреждение образования, метод обучения, содержание образования, педагогическая деятельность и т.д. Но некоторым объектам мы изначально приписываем свойство системности; оно заложено уже в самом их названии. Это «система образования», «воспитательная система учреждения образования», «авторская педагогическая система».

Наиболее масштабная педагогическая система – система образования. Это один из основных социальных институтов общества, охватывающий все образовательные учреждения и органы управления ими (например, мы говорим: «национальная система образования Республики Беларусь»).

Воспитательная система учреждения образования – это такой способ организации жизнедеятельности учреждения образования (например, школы), который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей.

Еще мы нередко говорим о педагогической системе того или иного педагога: педагогическая система Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д. Здесь мы имеем в виду авторскую педагогическую систему: ученый-педагог разработал определенную теорию и реализовал ее на практике (сам или через последователей). Мы говорим, что ученый разработал педагогическую систему, если он изменил (по сравнению с традиционными, бывшими до него) все элементы системы: философию и цели воспитания, содержание образования, методику обучения, методику воспитания, организацию школьного дела, предъявил новые требования к деятельности и личности учителя, воспитателя.

Структурные компоненты педагогической системы (выделены крупнейшим российским специалистом в области педагогической психологии Н.В. Кузьминой):

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют «древо целей»);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);

3) объекты обучения и воспитания (те же самые – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) средства педагогической коммуникации (все многообразие методов, приемов, материально-технических средств обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть фото Что такое педагогическая система какова ее структура. Смотреть картинку Что такое педагогическая система какова ее структура. Картинка про Что такое педагогическая система какова ее структура. Фото Что такое педагогическая система какова ее структура

Педагогические системы характеризуются признаками, общими для всех социальных систем. Это целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка.

Специфические признаки педагогических систем:

1. В качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования они включают развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность.

2. Управляющий субъект находится не вне системы, а внут­ри ее, поэтому педагогическая система имеет внутреннее управление, т.е. явля­ется самоуправляемой. Благодаря этому педагогическая система обладает некоторым запасом прочности (устойчивостью) и сохраняет относительную независимость от внешних влияний (автономность). Это значит, что внешние воздействия до определенной степени не вызывают существенных изменений в системе. Если же изменения (нововведения) превышают запас прочности, система разрушается, и на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

Литература:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2011. Гл. 20 (§ 1).

Школьные технологии обучения и воспитания / под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 1.

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 3 (§ 3.1).

Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Минск, 2006. Гл. 1.

Запрудский Н.И. Современные школьные технологии – 2. Минск, 2010. Гл. 1.

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011. Гл. 2 (§ 2.1–2.9).

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000. Гл. 1.

Научно-методические основы разработки и внедрения современных образовательных технологий в систему профессиональной подготовки педагогических кадров / Под общ. ред. А.В. Торховой. Минск, 2006.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. II.

Источник

Конспект «Педагогическая система. Структурные компоненты»

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

Педагогический процесс – совокупность специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), с согласованием содержания образования и использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с возможным определением цели решения задач образования, которые направлены на удовлетворение потребностей общества и личности.

Создание педагогической системы сопряжено с постановкой цели. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят внутренние изменения, происходящие в педагогической системе и в субъектах данной системы – педагогах и воспитанниках.

Образование – процесс постоянный, происходит в различных объединениях: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.

«Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему» (Л. Ф. Спирин).

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты педагогической системы: субъект деятельности, субъект – объект деятельности, их взаимоотношения.

В различных педагогических системах происходит изменение функциональных компонентов: цели, содержания, способов, средств, организационных форм деятельности.

Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Считается, что возникновение педагогической системы происходит тогда, когда проявляется необходимость воспитания, образования и обучения каких-либо групп людей. Поэтому она является сложной, непрерывно изменяющейся социальной системой управления, решающей образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели.

Например, таким образом выглядит структура педагогических систем. Большие педагогические системы образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например, государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам находятся у них в подчинении.

Малые педагогические системы – совокупность непосредственных участников процесса: учащихся, педагогов, родителей.

«В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении» (Л. Ф. Спирин).

Значит, различие педагогических систем проявляется в их целях. В системе явно выражены управляющие подсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые подсистемы (воспитуемые).

Уточним, что каждая отдельная личность воспитанника понимается не только как объект педагогической деятельности, но и как субъект собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В конкретных видах деятельности проходит учебно-воспитательный процесс.

Саморазвитие и формирование личности происходит реально в них. Решение педагогических задач невозможно представить вне этого.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие педагогической задачи и ее решения.

По-разному можно определить понятие «задача». Академик А. Н. Леонтьев писал: «. осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях». Профессор О. К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».

Л. Ф. Спирин и М. Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Ученый-психолог С. Л. Рубинштейн отмечал: «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

Под решением задач следует понимать творческую деятельность учителя и ученика, которая в то же время является мыслительной и практической. Разрешить педагогическую задачу – это оказать помощь учащемуся подняться на другой, более высокий уровень развития. Следует помнить, что лучший вариант у учителя решить задачу появляется тогда, когда опорой процесса являются лучшие стороны личности.

Решаются задачи различные: стратегические, тактические и оперативные.

При решении стратегических задач требуется длительное время, это достижение некого педагогического идеала, а также создание жизненной позиции, моральных принципов, знаний о законах и закономерностях развития объективной реальности.

Решение тактических задач – это процесс выработки у ребенка новых качеств, которые проявляются в способности к планированию деятельности, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа). Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это процесс поэтапного решения тактических задач. Оперативные задачи отличаются от тактических тем, что их цели реализуются непосредственно после их появления. Эта особенность обоснованна, и потому необходимо применять методические приемы воздействия на сознание, соответствующие учебно-воспитательным ситуациям.

Педагогические задачи разделяются по классам с учетом строения этапов педагогического цикла. Это задачи этапа педагогической диагностики; педагогического проектирования, целеполагания; педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности); практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка); анализа выполненной работы.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

§ 2. Педагогическая система и ее виды

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *