Что такое педагогическая запущенность
Педагогически запущенные дети
Альбина Масканова
Педагогически запущенные дети
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики «трудного» ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2.Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным)свойствам:
5.Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.
Зюбин Л. М.предлагает следующие формы коррекционной работы:
· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
· формирование правильной самооценки,
· осуществление мер нравственно-полового воспитания,
· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
Технология работы с педагогически запущенными детьми.
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.
2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
7. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.
Одарённые дети. Кто они? В. П. Бабак воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек», село Высокая Гора, Республика Татарстан. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?.
Консультация «Особенные» дети!» Зачастую родителям нелегко принять тот факт, что ребёнок не такой как все, что их малыш «особенный». Не справляясь с воспитанием ребёнка,.
22 июня. Война и дети Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали, многие дети остались совсем одни, потеряли под бомбежками.
Гиперактивные дети Гиперактивные дети. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки.
Консультация «Дети у экрана» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РЕБЕНОК У ЭКРАНА» В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях,.
Консультация для воспитателей «Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы» Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния.
Проект «Дети и ГТО» Проект «Дети и ГТО» Разработчики проекта: Вторыгина Наталья Сергеевна Участники проекта: дети 6-8 лет. Срок: сентябрь – май Постановка проблемы.
Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.
Педагогическая запущенность: что это, как поможет психология. Причины, профилактика, коррекция
Педагогическую запущенность часто принимают за задержку в развитии. Но при более тщательной диагностике выясняется, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Педагогическая запущенность мешает социализации, обучению, развитию ребенка. Без коррекции он окажется изолированным от общества.
Что такое педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность – отставание ребенка или подростка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии из-за воспитательных ошибок родителей или отсутствия целенаправленного семейного воспитания.
Главный признак педагогической запущенности – девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки, правонарушения вызваны невоспитанностью детей.
Подробнее структуру запущенности можно представить тремя блоками:
Коррекцией отклоняющегося поведения, педагогической запущенности занимаются педагоги-психологи и социальные педагоги. Без лечения ребенок подвергнется дезадаптации.
Диагностика
Для обследования используется метод наблюдения, теста, опросов, проективных методик. Последние помогут узнать внутренний мир, страхи, уровень самооценки, особенности восприятия ребенком себя и семьи. Опросник Личко или многофакторный личностный опросник помогут выявить акцентуации характера, особенности личностного развития. Для проверки когнитивных навыков используются тесты интеллекта, проверки памяти, внимания.
Для исключения патологий развития, врожденных нарушений ребенка осматривает невропатолог. Как правило, детей с подозрением на педагогическую запущенность или задержку психического развития направляют на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.
Причины
Встречаются дети трудновоспитуемые в силу врожденных и приобретенных патологий. Но чаще педагогическая запущенность выступает как следствие влияние неблагоприятных социальных факторов:
Другие причины педагогической запущенности: противоречие воспитательных позиций отца и матери, безнадзорность, беспризорность, завышенные или заниженные воспитательные и образовательные стандарты, жестокое обращение с ребенком, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.
Коррекция
Перед началом коррекции нужно наверняка узнать причины запущенности. Для этого психолог исследует семейные условия развития, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и асоциальных групп.
Анализу влияния улицы отводится особое внимание. Нужно установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в неформальных группах: самоутверждение, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.
После этого специалист составляет план коррекционной работы. Он может выглядеть следующим образом:
Чем раньше будет устранена педагогическая запущенность, тем лучше. В процессе развития человека сензитивность (предрасположенность к усвоению конкретных знаний) меняется. Согласно возрастной психологии, каждый возраст оптимален для конкретного вида обучения. Например, 8-9 лет – пик развития речи, культуры, воображения. Хотя впервые предрасположенность к этому возникает в 1,5-3 года. Если этот этап был пропущен, то научить ребенка грамотно разговаривать будет непросто.
Профилактика
Меры профилактики педагогической запущенности:
Педагогическая запущенность начинается с семьи. Благоприятные взаимоотношения ее членов – главная мера профилактики запущенности. Подробнее о семье как социальном институте читайте в статьях «Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка», «Семья: виды семей, функции, определение».
Педагогическая запущенность детей: виды и причины
Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.
Что такое педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.
Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.
Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.
В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.
Виды педагогической запущенности
В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:
Диагностика
При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:
Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.
Проблемы диагностики
Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.
Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.
Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.
Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.
Признаки
Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.
Кроме этого, существуют и другие признаки:
Стадии развития
Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.
Различают четыре стадии данного нарушения:
Причины
Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:
Коррекция
После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:
Профилактика
Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:
Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.
Статья на тему «Педагогическая запущенность у дошкольников»
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
При сохранении примерно одного механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.
В дошкольном возрасте – это неуспешность в ролевой игре, предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности; неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей среде, возрастным возможностям, в дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, познавательной и других видов деятельности; отклонение в поведенческой сфере.
Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определенные стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер.
Первая стадия педагогической запущенности рассматривается как предрасполагающая, в основном соответствует дошкольному возрасту. Она возникает в результате неправильного воспитания в семье, из-за ошибок воспитателей дошкольных учреждений, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе; как результат депривации (психического состояния человека, возникающего в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей).
Внешними причинами педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенностидетей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Важным в работе психолога и воспитателя является своевременное выявление педагогической запущенности и проведение профилактики в целях предупреждения педагогической запущенности у детей.
Работа с педагогически запущеннымидетьми должна включать в себя:
диагностику педагогической запущенности, в основе которой лежат независимые характеристики педагога и психолога (методы диагностики определяют наличие или отсутствие состояния, выявляют основные отклонения и их уровень);
профилактику, к которой относят стимулирование и мотивацию деятельности ребенка, организацию жизни и деятельности воспитательного коллектива, взаимодействие в различных ситуациях и психолого-педагогическое воздействие;
коррекцию, основными средствами которой являются понимание, сочувствие со стороны педагога, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей ребенка, метод личной перспективы.
Педагогическая статья на тему: «Организация досугов в ДОУ совместно с родителями». Сегодня все педагоги признают необходимость привлечения родителей к участию в работе детского учреждения, однако в реальных взаимоотношениях.
Статья на тему «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Организация театрализованной деятельности в детском саду. Музыкальное воспитание в детском саду включает в себя разные виды деятельности.
Статья на тему: «Осень любит детвора» «Осень любит детвора» Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется – Это.
Статья на тему: «Польза и вред виртуальной жизни дошкольников» Автор: педагог дополнительного образования (хореограф) МБДОУ «Црр – д/с № 6 г. Тулы Фильченкова О. В. В современном мире образование дошкольников.
Статья на тему: «Повседневное воздействие природы на ребёнка». Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации. природа превратилась в хрупкого товарища. Поэтому.
Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.
Статья на тему «Роль развития эмоций детей дошкольного возраста» Роль развития эмоций детей дошкольного возраста. Воспитатель: Глазкова Ольга Юрьевна Уже к рождению человека все мышцы лица для мимики сформированы,.
Статья на тему: «Становление и развитие цели воспитания» Становление и развитие цели воспитания Проблема цели воспитания ключевая в теории и практике. Цель воспитания – осознанное представление.
Статья на тему: Зона комфорта у детей в детском саду. Зона комфорта у детей в детском саду. Что самое главное для родителей отправляющих своих деток в детский сад? Большинство ответит психологический.
Статья «Педагогическая культура семьи» «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».