Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:

Инновация педагогическая — нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цельюповышение их эффективности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

Инновация — У этого термина существуют и другие значения, см. Инновация (значения). Инновация, нововведение (англ. innovation) это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком … Википедия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ — внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Спонтанные инновации — Содержание 1 Понятие спонтанных инноваций 2 История и практика использования спонтанных инноваций … Википедия

Инновации — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

Инновационная технология — Инновация нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества… … Википедия

Жиляев, Арсений Александрович — Арсений Александрович Жиляев Дата рождения: 26 июн … Википедия

Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия

Чехонадских, Мария Александровна — Мария Александровна Чехонадских Дата рождения: 22 июня 1985(1985 06 22) (27 лет) Место рождения: г. Старый Оскол … Википедия

Источник

Что такое инновационная деятельность в работе педагога

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций означает необходимость учителей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в ходе урока. Педагогическая инноватика как наука изучает инновации в преподавании.

Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и вовлекать учащихся в учебный процесс, осуществляя, таким образом, цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения. Сделать предмет интересным помогают инновационные педагогические методы и подходы.

Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением. Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы. Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради модернизации учебного процесса.

Определение понятия «педагогические инновации»

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учёбы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов.

Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план выступает необходимость создания условий для педагогического творчества, материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации сотрудников учебных заведений.

Компоненты деятельности

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Создание инновационной учебной среды включает в себя:

Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А. Сластёнина

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности преподавателя.

В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи, инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный (самостоятельная творческая активность).

Структура деятельности

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Образовательные инновации делятся на:

Все виды инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных заведений к новым возможностям в обучении.

Особенности

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Направленность занятий обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди них:

Выделяют и такие особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и воспитанию, способность к саморазвитию.

Экспериментальная деятельность педагога

Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к кризису профессиональной деятельности педагога.

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Интерактивные технологии как вариант инновационной деятельности преподавателя предполагают трансформацию ролей, типичных для процесса обучения. Преподаватель выступает в роли «менеджера», советника или координатора процесса, учащиеся – как субъекты взаимодействия, а не объекты. Сюда относятся ролевые игры, семинары-диспуты, учебные дискуссии и игровое проектирование. Упор в подобной деятельности делается на групповую занятость учащихся, происходящую под контролем преподавателя. Нередко воплотить идеи в жизнь помогают компьютерные технологии.

Ещё одним распространённым в педагогической практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической задачи. Преподаватель в данном случае выступает как эксперт и организатор проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).

В образовательной практике используется метод портфолио. Портфолио – это набор достижений учащихся, опыт, приобретённый в учёбе, творчестве и общественной жизни. Данный метод акцентирует внимание на достижениях человека и наглядно показывает личный прогресс учащихся. Такой метод подойдёт для разных учащихся. Тем, кто имеет средние способности, портфолио придаст уверенности в своих знаниях и станет дополнительным стимулом в обучении (при условии, что в него включены действительно стоящие достижения). Для сильных учеников портфолио является дополнительным показателем их прогресса наряду с золотой медалью и грамотами, которые больше уделяют внимание не самим работам, а их поощрению.

Инновации в России

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Российский опыт показывает, что инновации в образовании присутствуют на таких уровнях, как начальная школа, средняя школа и ВУЗ. Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами, постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где учащимся отводится пассивная роль слушателей, а обучение ориентировано на получение теоретических знаний.

Российское образование постепенно переходит на новый уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции, популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.

Учебные пособия

В данной статье были использованы работы по педагогике Борисовой Н.Я., Загвязинского В.И., Кларина М.В., Курмановой Э.А., Подымовой Л.С., Сластёнина В.А., Солодухиной О.А., а также словари Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. и Рапацевича Е.С.

Источник

5 инноваций для педагога

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопросИгровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Смотреть картинку Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Картинка про Что такое педагогические инновации ответ на вопрос. Фото Что такое педагогические инновации ответ на вопрос

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Источник

Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

В словаре С.И. Ожегова приводится такое определение: «новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» «инновация» – это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направлении», если переводить дословно «Innovatio» – «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1]. А значит, инновация – это, с одной стороны, процесс реализации, а с другой – это деятельность по внедрению нового в определенную социальную деятельность.

В своем исследовании Е.Е. Кучко приводит классификацию инноваций, которые можно разделить по ряду признаков и выделить определенные подразделы в каждой из них

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать. Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций. Педагогическая инновация: суть и цели Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей: Гуманизации, демократизации образовательного процесса; Интенсификации познавательной деятельности обучающихся; Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы; Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях. Инновационные подходы в современном образовании Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:

1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.

2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.

3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.

К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:

– формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;

– формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.

Итак, становится понятным, что применение инновационных методов в образовательном процессе необходимо. Но в таком случае возникают вопросы: какими должны быть эти технологии и кто их должен воплощать?

Конечно, ответ на второй вопрос напрашивается сам собой. Людьми, внедряющими инновации в образование, должны стать учителя. Но как люди, не получившие такого образования, которое требуют современные условия, могут привнести в образовательный процесс что-то новое? Значит, необходимо первоначально проводить переобучение преподавателей. В современной школе, на наш взгляд, весь педагогический состав должен проходить переподготовку или проходить всевозможные курсы, позволяющие знакомиться с новыми веяниями. В настоящее время среди учителей проводится множество конкурсов на местном, региональном и всероссийском уровнях, стимулирующих их к внедрению инновационных методов в образование. В телекоммуникационных сетях проводятся различные семинары. В глобальной сети Интернет существует множество информации, позволяющей также внедрять новшества на уроках.

В педагогической деятельности современных школ имеется большой арсенал инновационных технологий. Возможность их использования в образовательном процессе зависит от готовности учителей воспринять изменения и, конечно, от технической обеспеченности образовательных учреждений. Во многих российских школах классы обеспечены интерактивными досками и мультимедийными установками, место учителя оборудовано персональным компьютером или ноутбуком с выходом в сеть Интернет.

Учителя-практики применяют в своей повседневной работе инновационные технологии и современные методы обучения, которые включают в себя активные и интерактивные формы. Активные методы предполагают непосредственное участие обучающихся, их деятельную позицию в образовательном процессе. Интерактивные формы позволяет лучше усваивать получаемые знание посредством слухо-зрительного восприятия. Эти методы относятся к групповым формам обучения, когда ученикам предлагается работать в составе коллектива, получать групповые знания, но при этом нести индивидуальную ответственность. Педагоги, отмечают целесообразность проведения таких форм уроков:

– уроки – встречи с известными людьми, специалистами различных отраслей, творческими персонами;

– творческие уроки – постановка спектаклей, создание газеты или фильма;

– просмотр фильмов и видеороликов;

– решение различных вопросов посредством игр, таких как «мозговой штурм» или «дерево решений»;

В результате этого у обучающихся формируются способности к получению нового материала, его анализу; они учатся делать выводы из прочитанного, обобщать и систематизировать полученные данные, обсуждать и дискутировать. Безусловно, применение инновационных методов в образовательном процессе уже становится необходимостью. Традиционные методы уступают место новым, ведь инновации позволяют формировать «нового» человека, быстро ориентирующегося и способного принять самостоятельное решение.

Но указанный переход от традиций к инновациям должен носить не спонтанный характер. Все изменения должны быть тщательно спроектированы, причем по нескольким направлениям: психолого-педагогическому, социально-педагогическому и непосредственно педагогическому.

Таким образом, инновационные технологии находят применение во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Течение времени и изменение уклада жизни диктует необходимость внедрения новшеств. Введение любой инновации носит не спонтанный характер, это планируемый, тщательно анализируемый процесс.

Нами выше упоминалось многообразие инновационных технологий, применяемых в образовательном процессе. Рассмотрим их более конкретно.

Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:

1. Общие технологии:

– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;

2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:

– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;

– мониторинг интеллектуального развития;

– технология перспективно-опережающего обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.

К преимуществам ИКТ относится: наглядность преподаваемого материала, творческий стиль работы, беспрепятственный доступ к любому источнику информации на различные темы, оперативность в обновлении сведений.

Ученики посредством использования ИКТ принимают участие в онлайн-олимпиадах различных уровней вплоть до международных, готовят проекты по различным предметам.

Основным положительным моментом использования на уроках ИКТ считается возможность восприятия доносимой информации посредством аудиовизуализации.

Применение данных технологий в деятельности учителя позволяет сократить время, затрачиваемое на обработку данных и подготовку к урокам.

Однако, при использовании ИКТ на уроках учитель не должен забывать, что используемые технические средства не заменяют его как педагога, а только позволяют более ярко и наглядно преподнести необходимый материал.

Информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования. Применение данной технологии позволяет проследить развитие во времени ребенка, класса, группы параллельных классов, школы в целом. Данный метод стал неотъемлемой частью процессов контроля усвоения предметов обучающимися, контроля работы отдельных учителей. Более эффективно данная технология работает совместно с применением ИКТ. Ярким примером является введение в действие электронных дневников и электронных журналов в системе «Сетевой город», где можно отследить достижения отдельного ученика и школы в целом в их динамике.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

— Проектная работа Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

-Игровые технологии Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

— Дистанционное обучение Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе. Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений. Интерактивные технологии Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

— Портфолио Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Одним из важнейших аспектов эффективного образования является комфортная, благожелательная обстановка во время занятий. К психологически устойчивому функционированию стремятся абсолютно все педагоги. Ведь это помогает снизить барьер между учителем и учеником, а значит, и раскрыть творческие способности каждого учащегося. Уместный юмор, небольшие отступления, тактичное исправление ошибок, стимулирование к мыслительной деятельности – вот приемы, использование которых позволит учителю достичь комфортной психологической обстановки в классе.

Охрана здоровья детей включает в себя несколько направлений. Во-первых, это создание необходимых гигиенических и психологических аспектов. Во-вторых, это пропаганда здорового образа жизни. И в-третьих, профилактика различных заболевай.

Личностно-ориентированные технологии. В самом их названии уже заложен смысл. Эти технологии направлены конкретно на определенного ученика, развитие его способностей. При таком обучении учащийся рассматривается как отдельный субъект и его цели и потребности выдвигаются на первый план.

При применении данных инноваций педагогом используются методы разно уровневого, модульного обучения, «коллективного взаимообучения».

Применение личностно-ориентированных технологий обучения затруднено в общеобразовательных школах в связи с большим количеством учеников в одном классе. Очень распространено использование данных технологий в специальных коррекционных учреждениях, что связано с малым числом учащихся в классах. Кроме того, зачастую у детей такого вида образовательных учреждений встречается не одно отклонение, что влечет за собой крайнюю необходимость применения личностно-ориентированного подхода к обучению.

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий. Данный принцип подразумевает научно-педагогическое обоснование внедрения в образовательный процесс тех или иных инноваций. Введение их в действие сначала обсуждается на педагогических советах. Помимо этого, можно консультироваться со специалистами в этой области и работниками, уже использующими такие инновации, изучать зарубежный опыт их применения.

Мониторинг интеллектуального развития. Введение данной технологии позволяет анализировать и диагностировать степень усвоения учебного материала каждым учащимся при помощи тестирования. По их результатам строится график динамики успеваемости. Это наглядное представление помогает учителю выявить проблемные темы для каждого ученика, а затем применить к каждому личностно-ориентированные технологии.

Новые образовательные стандарты ввели новую систему оценочной деятельности. Объясняется это тем, что все личные достижения как учеников, так и учителей должны быть где-то отображены. Введение такой оценочной системы позволяет мотивировать к саморазвитию, постановке и достижению целей, развивать самооценку и ответственность.

В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе. Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.

Никакой образовательный процесс не отделим от применения воспитательных технологий. Это ключевой механизм формирования ученика. Воспитание является основополагающим фактором в современных условиях образования. Реализуется за счет вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности. Это может быть проведение культурно-массовых мероприятий: организация и проведение праздников, встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев и театров. Реализовать себя, получить отличное от школьного, образование и воспитание. УОбучающиеся также могут в различных центрах дополнительного образования. Работа в кружках и секциях позволяет раскрыть талант и способности, творческое начало у ребенка. Необходимо только дать ему свободу выбора и возможность заменить одно занятие другим, если это будет необходимо.

Воспитательные моменты носят и занятия на уроках. Каждый предмет в той или иной степени формирует личность учащегося, дисциплинирует его, делает лучше. Деятельность современных школ направлена на развитие чувства патриотизма у учеников. Большое внимание этому вопросу уделяется в особенности на классных часах.

Основными положениями технологии перспективно-опережающего обучения является межличностный подход, нацеленность на успех как главный фактор личности ученика, предупреждение ошибок, а не работа над допущенными, доступность заданий для всех, передача знаний от знающего незнающему.

Педагог-новатор С.Н. Лысенкова открыла такой феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторого материала, надо опережать его введение в учебную программу. При применении данной технологии сложные вопросы начинают затрагиваться заранее во взаимосвязи с изучаемой темой. Перспективная тема дается в небольших объемах, медленно раскрывается со всеми необходимыми логическими переходами.

Итак, общие инновационные технологии включают в себя целый арсенал методов. В большинстве своем они основываются на применении достижений науки и техники. В основе их использования лежат принципы технологизации и информатизации процесса обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *